Конспект урока в 4 классе по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах» (УМК «Школа России»)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока русского языка по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_bezudarnyh_padezhnyh_okonchaniy_imen_sushchestvitelnyh_vo_vseh_padezhah.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа № 152 Учитель: Евстифеева Н.А.
Класс: 4 «Б» Методист: Кондратьева И.И.
Дата: 12.12.17 Студентка 45 группы : Замятина А.
Конспект урока русского языка
Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах»
Цели деятельности учителя : выработать умения самостоятельно применять правила написания безударных падежных окончаний имен существительных.
— систематизируют знания о написании безударных падежных окончаний имен существительных;
— продолжают развивать навыки определения падежей и склонений имен существительных.
— формирование познавательного интереса;
— формирование позитивной самооценки.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование : учебник 4 кл.,1 ч., УМК «Школа России», учебная презентация, раздаточный материал.
Самоопределение к деятельности
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Олеговна, я проведу у вас урок русского языка.
Л: самоопределение, смыслообразование.
Актуализация опорных знаний и мотивация
Я говорю определение, а вы название падежа, о котором идёт речь:
Предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю. Мои вопросы кто? и что? ни с чем не спутает никто; (И.п)
Какой падеж употребляется с предлогами: на, за, под, через, про, в? (В.п)
Кого же нет, я очень беспокоюсь, чего же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу, друзья, скорее помогите! И как зовут меня, скажите; (Р.п)
Мне без предлогов свет не мил, пусть будут «в», и «о», и «при»; (П.п)
Предлогам «перед», «под» и «над» в любой момент я буду рад; (Т.п)
Лишь только я могу сказать, с предлогами «к» и «по» порой дружу, но и один гулять хожу. (Д.п)
Отвечать на вопросы.
Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Л: смыслообразование.
П: извлекать необходимую информацию из текста;
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Постановка учебной задачи
Практический, выполнение упражнения.
Работа по карточкам.
Вставь окончания и выдели их. Определи склонение и падеж.
О мякот…(и), по пустын…(е), на пароход…(е), от радост…(и), из берлог…(и), к побед…(е), для библиотек…(и), на горизонт…(е), об осен…(и), по горст…(и), о мыш…(и), о капел…(и).
Проверка (по цепочке).
Как вы думаете, о чем мы с вами продолжим говорить? Какова тема нашего урока?
Какие поставим цели?
Выполнять упражнение на карточках.
Р: планировать дальнейшую деятельность.
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой.
Практический, выполнение упражнения.
Кто расскажет алгоритм действия правописания падежных окончаний имён существительных?
1. Определить склонение.
2. Определить падеж.
3. Вспомнить таблицу окончаний в нужном склонении и падеже.
4. Подставить слова-помощники (существительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием, например: 1 скл. – рука, 2 скл. – плечо, 3 скл. – степь).
Стр. 127, упр. 239.
Прочитайте задание, что нужно сделать? (Составить словосочетания, употребив существительные в Р.п., Д.п. или П.п.).
Выполняем задание, как в образце (выходят к доске по цепочке, остальные выполняют задание в тетрадях).
Смеяться от радост и (Р.п., 3 скл.) , рисовать в тетрад и (П.п., 3 скл.) , подъехать к деревн е (Д.п., 1 скл.), написать тет е (Д.п., 1 скл.) Ир е (Д.п., 1 скл .), закричать от бол и (Р.п., 3 скл .), побывать в Сибир и (П.п., 3 скл .), работать на компьютер е (П.п., 2 скл.), приехать к бабушк е (Д.п., 1 скл.) Сон е (Д.п., 1 скл.), идти по тропинк е (Д.п., 1 скл.), взять с ладон и (Р.п., 3 скл.), плыть по Волг е (Д.п., 1 скл.) .
Итог: Когда в окончаниях существительных пишется –е , а когда –и ? (Р.п. – -и (1 скл., 3 скл.), Д.п. – -е (1 скл.), -и (3 скл.), П.п. – -е (1 скл., 2 скл.), -и (3 скл.).
Что нужно сделать в задании? (Записать существительные по группам, поставить их в нужном падеже).
Самостоятельно выполните упражнение, как в образце, двое у доски.
Р.п. скатерт и , сказк и , медал и , жизн и , яблон и .
Д.п. зернышк у , товарищ у , грач у ; корн ю , топол ю ;
сказк е , яблон е .
Т.п. зернышк ом , грач ом ;
товарищ ем , корн ем , топол ем ;
скатерть ю , жизнь ю .
П.п. о зернышк е , о сказк е , о товарищ е , о грач е , о корн е , о топол е , о яблон е;
о скатерт и , о жизн и
Прочитайте задание, что нужно сделать? (Списать текст, вставить пропущенные буквы, объяснить, каким способом можно проверить их написание).
Самостоятельно выполните упражнение. Проверка (один человек отвечает).
Орфограммы в корне: з и мой (з и́ мний), з е леная (з е ́лень), ж и вая (ж и в; жи-ши), зел е нь (зел е́ ный).
Орфограммы в суффиксе: ельн и к (В.п.; суффикс -ник-).
Орфограммы в окончаниях: в шапочк е (П.п., 1 скл.), шарфик е (П.п., 2 скл.), о мороз е (П.п., 2 скл.).
Прочитайте задание, что нужно сделать? (Списать, в первом предложении указать падеж у каждых имен существительных, составить текст на тему «Берегите лес от пожара»).
Выполните самостоятельно упражнение. Проверка (объясняют написание выделенных букв).
1. Забы в чивый (забы в ать), на привал е (П.п., 2 скл.), разм е тал (разм е́ л), не раст о птал (т о́ пчет), вет е р (слов. слово), ож и л (ж и́ в), п о тухающий (приставка по- неизм.), метел и (Р.п., 3 скл.), треск о м (Т.п., 2 скл.), пад а ли (впад а́ ть), ств о лы (ств о́ л).
2. Охотник (И.п.), на привале (П.п.), костра (Р.п.).
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах»
организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о правописании падежных окончаний имен существительных, способствовать развитию речи учащихся;
содействовать обогащению словарного запаса, формированию и развитию учебных умений, орфографической зоркости, развивать логическое мышление, память;
воспитывать культуру общения на уроке, способность к самоконтролю и самооценке, любовь к родному языку.
Предметные : знать отличительные особенности именительного, родительного и винительного падежей существительных, развивать умение сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода.
Регулятивные УУД : уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: уметь сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода. , обучение потребности составления алгоритма, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.
Коммуникативные УУД: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Тип урока: Закрепление знаний и способов деятельности
Оборудование урока: фотоиллюстрации, сигнальные карточки, карточки для групповой работы ,учебники.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все готовы получать
Только лишь оценку “5”!
— Рада, что у вас хороший рабочий настрой.
-Наш девиз: «Умение учиться- мое личное достижение».
(Вместе, дружно, помогать, слушать друг друга, не ссориться,
— Открыли тетради, записали число, классная работа
Четырнадцатое д е к а бря
Кла сс ная р а бота
— Поиграем в игру «Исчезающее слово»
На доске слова: погодка, Дарья, грустный, зеленая, полночь, сегодня, переход, дожик.
— Найдите и запишите слово с…
Непроизносимой согласной в корне слова
Сложное слово с соединительной гласной
Безударной гласной в корне слова
Мягким знаком после шипящего
Разделительным мягким знаком
— Какое слово осталось? (сегодня) Почему?
-Какая орфограмма в слове определите? (безуд. гласные в слове
не проверяемые ударением, парная согласная в корне слова)
Вывод: Поэтому написание гласной нужно запомнить
-Запишите слово в словарики и выделите орфограмму
— Что обозначает это слово?
-Послушаем как дается толкование слова в Толковом словаре
— Давайте, с этим словом составим предложение
Ох, и погодка сегодня!
— Определите вид предложения ( простое -1 грамматическая основа)
-каким членом предложения является существительное
Вывод: — Какая орфограмма в слове
Игра «Найди лишнее слово»
На дорог., с площад., в деревн., на мор., к осен., к подруг., ( в траве)
— Почему? (ударное окончание)
Проблема: Кто сформулирует тему урока? Что будем отрабатывать?
Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных в Р.п., Д.п., П.п. в единственном числе.
Давайте вспомним, что нужно знать , что бы правильно написать безударные падежные окончания имен существительных.
Конспект урока «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах»
Урок открытия новых знаний с применением групповой и парной работы
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах»»
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цель: обобщить знания детей о склонении существительных; развивать умение учащихся обосновывать написание безударных окончаний имён существительных; умение распознавать падежи, тип склонения; воспитывать самостоятельность, ответственность, интерес к учебному труду.
Личностные – развитие интереса к изучению языка.
Регулятивные – вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждения, доказательство.
Коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, контроль, коррекция и оценка действий одноклассников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
I. Организационный момент
Проверка домашнего задания
хо ал ка па шо кл мо
— Прочитайте буквы, какие звуки они обозначают?
-Эти буквы нам понадобятся в словарной работе.
— Запишите их и их соединения с другими буквами.
3. Словарная работа
— По толкованию слова или загадке определите само слово. Запишите, обозначьте ударение,
Игра на льду на коньках с небольшим мячом или шайбой.
Дорога с рядами деревьев по сторонам.
Место, где продают билеты.
Человек, который совершает поездку на каком-либо виде транспорта.
Дорога, покрытая асфальтом.
Комната для учебных занятий.
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
(Хоккей, аллея, касса, пассажир, шоссе, класс, морковь)
— В каком слове все согласные звуки мягкие? твёрдые?
— В каком слове есть и мягкие, и твёрдые согласные звуки?
— Составьте предложение с любыми словами, выделите в нём грамматическую основу,
определите чем выражены подлежащее и сказуемое.
III. Самоопределение к деятельности
— Из каждой пословицы выпишите в таблицу существительные с безударными падежными окончаниями, выделите окончания.
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-po-teme-pravopisanie-bezudarnih-okonchaniy-imen-suschestvitelnih-vo-vseh-padezhah-3502869.html
http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt_uroka_pravopisaniie_biezudarnykh_padiezhnykh_okonchanii_imion_sushchie