Конспект правописание ча ща 1 класс

Конспект урока грамоты в 1 классе на тему «Правописание ча-ща, чу-щу»

Выбранный для просмотра документ открытые уроки.docx

тема: Правописание ча-ща, чу-щу

Цель. Создание условий для закрепления написания сочетаний ча-ща, чу-щу.

Обучающие. Содействовать формированию у учащихся знание о правописании ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Развивающие. Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотно-го письма. Развивать речь.

Воспитательные. Воспитывать культуру поведения при работе в паре.

создать благоприятный психологический настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей.
Рифмованное начало урока является одним из средств организационного момента. Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.

3. Актуализация опорных знаний.

Дети, помогите мне отгадать загадки.

Что домой не опоздает.

При луне, как при свече,

Подползает к букве…

Учитель. Что вы можете рассказать об этой букве?

Ученик. Буква Ч обозначает звук ч´ . Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.

Учитель. Отгадаем вторую загадку.

Щуке в речке каждый день

Щёткой зубы чистить лень.

Позвала к себе леща-

От леща осталась…

Учитель. Что вы знаете о букве щ?

Ученик. У буквы щ есть звук щ´ , который согласный, мягкий, непарный, шипящий.

Откроем тетради Я тетрадочку открою……..

, запишем число и вспомним красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ. Смотрим на бразец.

Учитель. Попробуем их разгадать.

Ученик. Чашка, щука.

Учитель. Что можете сказать о написании этих слов?

Ученик. В этих словах встретились сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у.

Учитель. С какой буквой не дружат буквы ч и щ?

Ученик. Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся.

Учитель. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Ученик. Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Учитель. Какая же цель стоит перед нами на уроке?

Ученик. Будем учиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу –щу.

1. слова рассыпались : работа в паре ча, вну, та, ран,СА,ча , че,чу,ло, пу, вы, щу ща,гу

внучата, саранча, чучело, выпущу, гуща

2. доскажи словечко: комментированное письмо

Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи).

Ши-ши-ши – маршируют … (малыши).

Ча-ча-ча – прискакала … (саранча).

Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу).

Ща-ща-ща – я в реке поймал . (леща).

Щу-щу-щу – в небо птицу … (отпущу).

А мы свои знания не упустим и продолжим работу в паре.

как нужно работать в паре

прочитайте стихотворение о дружбе

Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.

физминутка песня о дружбе Настоящий друг (файл детские песенки)

Задание творческое. картинный диктант карточки

заменить нарисованные предметы словами на изученное правило и записать.

записываем .проверяем. оцениваем

Подчеркнуть изученную орфограмму.

щав е ль

3.Найди ошибки и запиши верно.

Чюдесное утро. Спервыми лучями солнца просыпается рощя. Свежый ветерок чють качяет камышы у речки.

самопроверка (правильный текст на листочке) оцениваем

Дружно потрудились вместе отдохнем ФИЗМИНУТКА для рук

в паре

достигли ли вы цели, поставленные в начале урока.

Всё понял, могу помочь другим!

Уверен в своих знаниях!

Нужно ещё повторить!

Слова -пожелания нашим гостя назовите слова на изученное правило:

жить счастливо, употреблять здоровую пищу, часто радоваться, не огорчаться, чувство радости, каждый день вам больше чудес и чуда

Урок обучения грамоте (послебукварный период) в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ — ЩУ»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Ресурс представляет собой подробный конспект урока и презентацию. В каждом этапе урока прописаны формируемые предметные умения и универсальные учебные действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
конспект урока63 КБ
презентация к уроку1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте (послебукварный период) в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ — ЩУ»

Гладкова Юлия Юрьевна учитель начальных классов МОУ «Коршуновская СОШ»

Ресурс представляет собой подробный конспект урока и презентацию. В каждом этапе урока прописаны формируемые предметные умения и универсальные учебные действия.

Цель: Создание условий для закрепления написания сочетаний ча-ща, чу-щу.

Обучающие. Содействовать формированию у учащихся знание о правописании ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Развивающие . Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотно-го письма. Развивать речь.

Воспитательные. Воспитывать культуру поведения при работе в паре.

Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные результаты : пишет слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу без ошибок.

— определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;

— проговаривает последовательность действий на уроке;

— работает по коллективно составленному плану;

— фиксирует затруднения в выполнении заданий;

— оценивает правильность выполнения действий;

— планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

— высказывает свои предположения;

— строит краткое устное высказывание по теме;

— слушает и понимает речь других;

— ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;

— участвует в организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

— сигналы светофора: зелёный, красный, жёлтый круги,

— толковый словарь С. И. Ожегова,

— карточки для индивидуальной работы,

— звук: стук дятла.

1. Организационный момент

Дидактическая задача : Подготовка учащихся к работе.

Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Формируемые УУД. Формирование личностной заинтересованности (л).

Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности (р).

Учитель . Создали дружелюбное , хорошее настроение на весь урок. Улыбнитесь друг другу.

2. Актуализация знаний.. Минутка чистописания.

Дидактическая задача: Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений.

Показатели реального результата решения задачи: Активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (п). Формирование умений слушать и понимать речь других(к).

Учитель . Вспомним, ребята, над правописанием какой орфограммы мы работали вчера на уроке?

Ученик. ЖИ – ШИ пиши с буквой И.

Учитель . Вспомним правило. По моей руке хором.

Дети. ЖИ- ШИ пиши с буквой И.

Учитель. Дети, помогите мне отгадать загадки.

Что домой не опоздает.

При луне, как при свече,

Подползает к букве…

Учитель. Что вы можете рассказать об этой букве?

Ученик. Буква Ч обозначает звук ч´ . Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.

Учитель. Отгадаем вторую загадку.

Щуке в речке каждый день

Щёткой зубы чистить лень.

Позвала к себе леща-

От леща осталась…

Учитель. Что вы знаете о букве щ?

Ученик. У буквы щ есть звук щ´ , который согласный, мягкий, непарный, шипящий.

Слайд 2 На интерактивной доске звуки: ж , ш , щ ‘ , ч ‘ .

Учитель. Вспомним, чем отличаются звуки ж , ш от звуков ч’ , щ’ ?

Карандашом интерактивной доски перетянуть слова, которые соответствуют характеристике этих звуков.

Учитель. Откроем тетради, запишем число и вспомним красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ.

На интерактивной доске правописание букв .

Пропишем эти буквы, соблюдая закономерность:

3.Самоопределение к деятельности.

Дидактическая задача : Организовать и направить к цели деятельность учащихся.

Показатели реального результата решения задачи: Готовность учащихся к актив-ной познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую(п). Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.(р )

Учитель . Ребята, посмотрите на доску.

Слайд 5-6 (Ребусы)

Какое задание можете предложить?

Ученик. Разгадать ребусы.

Учитель. Попробуем их разгадать.

Ученик. Чашка, щука.

Учитель . Что можете сказать о написании этих слов?

Ученик. В этих словах встретились сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у.

Учитель . С какой буквой не дружат буквы ч и щ?

Ученик. Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся.

Учитель. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Ученик. Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Учитель. Какая же цель стоит перед нами на уроке?

Ученик. Будем учиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу –щу.

Учитель. Хором, по моей руке произнесём правило.

Дети. ЧА –ЩА пиши с буквой А.

ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

Слайд 7 (картинки животных)

На интерактивной доске появляются картинки: волка, зайца, галки, сороки, белки.

Учитель. Кто изображён на картинках?

Учитель. Вспомним, как зовут детёнышей этих животных?

Ученик. Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.

4. Применение и добывание знаний. Работа в парах

Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.

Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений , развитие контроля и оценки.

Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий (р), позицию по отношению к своей работе в группе (л), быть исследователем , организовывать совместную работу(к).

Учитель . Работая в паре, посовещайтесь и разбейте эти слова на группы.

На какие группы у вас получилось разбить слова?

Ученик. Детёныши зверей и детёныши птиц.

Учитель. Продолжая работать в паре, выпишите слова по группам.

Один ученик из пары выписывает названия детёнышей птиц, другой зверей.

Что общего у всех слов?

Ученик. Все слова предметы во множественном числе.

Учитель. Какое задание предложите выполнить с этими словами?

Ученик. Подчеркнуть правило ча, зелёным карандашом подчеркнуть буквы, обозначающие мягкий согласный звук, синим карандашом буквы, обозначающие твёрдый согласный звук.

Учитель. Обменяйтесь тетрадями и оцените выполненную работу.

Сигналами светофора дети оценивают работу. Рисуют зелёный кружок, если всё верно, жёлтый — есть 1-2 ошибки, красный — требуется помощь. Учитель при проверке тетрадей проверяет работу и если согласен с оцениванием ставит +, если не согласен -, затем обсуждается с ребёнком.

Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.

Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.

Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально — волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л).

Учитель. Попробуем добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении.

Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи).

Ши-ши-ши – маршируют … (малыши).

Ча-ча-ча – прискакала … (саранча).

Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу).

Ща-ща-ща – я в реке поймал . (леща).

Щу-щу-щу – в небо птицу … (отпущу).

На интерактивной доске на карточках записаны слоги, из которых дети составляют слова. Слоги перетаскивают карандашом.

Учитель. Ой, да тут не просто прямоугольники, в них ещё что – то спрятано.

Ученик. В них спрятались слоги.

Учитель. Что бы вы хотели сделать с этими слогами?

Ученик. Составить из слогов слова.

Учитель. Хорошо. Составим слова и запишем их разделяя для переноса, подчеркнём правила.

Учитель. Кто сможет объяснить значение слова «Щавель»?

Ученик. Это такая трава.

Ученик. Это кислое растение.

Учитель. Да, дети, у всех у вас разные мнения. А где узнать точное значение слова?

Ученик. В толковом словаре.

Учитель. Молодец! Попробуешь сегодня быть ответственным при работе со словарём?

Ученик читает значение слова в словаре.

Ученик. Щавель – травянистое растение семейства гречишных с продолговатыми съедобными спелыми листьями.

Учитель . Какое задание предложите выполнить с этим словом?

Ученик. Составить предложение.

Учитель. Кто готов поделиться своими предложениями?

Слайд 9 ( ЩАВЕЛЬ)

Обратите внимание на постановку ударения в этом слове и произносите правильно.

Ученик. Маша сорвала щавель.

Ученик . Из щавеля сварили щи.

Ученик. В огороде растёт щавель.

Учитель. Какое предложение понравилось вам больше?

Ученик . Мне последнее.

Учитель. Запишем его в тетрадь. Что нужно вспомнить, чтобы правильно записать предложение?

Ученик. Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку, слова в предложении пишем отдельно.

Учитель. Я предлагаю вам такое задание. Слайд 10 (схема)

Что же это за задание?

Ученик. Найти главные слова в предложении.

Учитель. Выполните работу самостоятельно.

Какие орфографические задачи решаем в этом предложении?

Ученик. « В» — маленькое слово, предлог пишем со словами отдельно.

Ученик. В слове « Огороде» безударные гласные о в первом и втором слоге.

Ученик. В слове « Щавель» правило ща пиши с буквой а, смягчающий ь.

Учитель. Дети, вы любите отдыхать на природе?

Дети . Да, конечно.

6. Физкультминутка для глаз

Дидактическая задача : Организовать отдых для глаз учащихся: переключить их внимание, снять усталость.

Показатели реального результата решения задачи: У учащихся улучшается внимание, снижается усталость, восстанавливаются силы.

Формируемые УУД. Формировать умения соблюдать здоровый образ жизни (л).

Учитель . А кто из вас хотел бы сейчас оказаться в лесу? О.. сколько рук…

Сели по удобней. Закрыли глазки и представили, что вы отправились на прогулку в лес. Проезжаем мимо больших домов, зданий, магазинов и попадаем в густой, труднопроходимый лес.

А как называется такой лес?

Учитель. В нашей чаще тихо и только кто –то нарушает эту тишину. А кто, мы сейчас услышим.

На слайде есть знак звука, учитель на него наводит курсор мышкой , нажимает левой клавишей и дети слышат стук дятла.

Кто же этот невидимка?

Учитель. Как же дятлы нарушают тишину?

Ученик. Дятлы стучат по деревьям.

Учитель. Запишите предложение в тетрадь, подчеркните правило в слове «стучат».

Учитель . Зачем дятлы стучат по деревьям?

Ученик. Они ищут пищу.

Учитель. Запишите предложение.

Какие правила подчеркнём?

Учитель . В слове «ищут» — щу, в слове «пищу» — щу.

Учитель. Отдыхать вы любите. А играть ?

Ой, как громко. Тогда поиграем. Но игра наша будет называться «Молчанка».

Что понадобится для этой игры?

Ученик. Веер букв.

7. Контроль и самоконтроль полученных знаний

Дидактическая задача: Проверить полученные знания.

Показатели реального результата решения задачи: Получение информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов.

Формируемые УУД. Формирование умения выполнять работу по предложенному плану. вносить необходимые коррективы (р), способствовать к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности(л).

На интерактивной доске слова с пропущенными буквами. Учитель указкой показывает слово, а дети веером букву. Два человека работают на ноутбуке (задание аналогичное). Самостоятельно по карточкам будут работать три человека.

Задания на карточках.

Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч. ш…повник, крич… .

Учитель. Что вы можете сказать о словах третьего столбика?

Учитель. Это слова действия.

Учитель. Какое слово «лишнее»?

Ученик. «Лишнее» слово качает, потому что в нём три слога.

Дидактическая задача: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке.

Показатели реального результата решения задачи: Чёткость, лаконичность, максимум участия ученика в оценке своей работы.

Формируемые УУД . Формирование умения проследить последовательность действий на уроке(р), дать самооценку учебной деятельности(л).

Учитель. Какая цель была перед нами в начале урока?

Ученик. Научиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Учитель. Предлагаю дополнить предложения.

ЧА – ЩА пиши с буквой …

ЧУ – ЩУ пиши с буквой …

9. Рефлексия учебной деятельности

Дидактическая задача: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели.

Показатели реального результата решения задачи: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Формируемые УУД. Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки(р). Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (л).

На парте у вас три мордочки: одна весёлая, вторая задумчивая, третья грустная.

Если у вас всё получилось сегодня на уроке поднимите весёлую мордочку, если были сомнения, то задумчивую, но а если постоянно требовалась помощь грустную.

Учитель . Урок окончен.

На уроке шло формирование следующих универсальных учебных действий

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Регулятивные УУД : умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно со-ставленному плану; актуализировать мыслительные операции; организовать фиксацию затруднений в выполнении заданий; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, инфор мацию, полученную на уроке.

Урок письма в 1 классе по теме: «Правило ча-ща, чу-щу»

Цели:

  • закреплять правило написания слов с сочетаниями ча – ща в словах;
  • упражнять детей в написании слов со всеми изученными буквами;
  • повторять знания детей о звуках и буквах, правил оформления на письме предложений;
  • развивать наблюдательность, речь;
  • воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное — к хвастливости и зазнайству.

рисунки-портреты Незнайки и Мальвины, демонстрационные карточки ( ), плакаты с заданиями ( ), д/игра “Поезд” ( ), папка почёта “Красиво писать – красоту творить”.

1. Организационный момент.

— Ребята, обозначим в тетрадях дату на средине строки.

(В это время должны поднять руки те дети, которые не получили тетради)

— И верно, ваши тетради очень понравились Мальвине. (Открывает её портрет) Она их положила в папочку почёта, которая называется “Красиво писать – красоту творить”.

— Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.

— А кто читает то, что вы написали? (Мамы, папы, бабушки, учительница, товарищи по классу.)

— А главное: уважать нужно самих себя и свой труд. Значит, как будем писать? (Красиво, аккуратно и разборчиво.) И будем учиться писать грамотно, без ошибок.

— Спасибо вам, ребята, за красоту и порядок в ваших тетрадях. (Учитель вручает под аплодисменты товарищей лучшие тетради ученикам)

Все дети записывают в тетрадях дату.

2. Повторение знаний о звуках и буквах.

Задание 1. Нужно преобразовать буквы, написанные на доске мелом, в другие буквы с помощью:

У доски работают два ученика. ( )

Задание 2. А в это время (фронтально) проводится игра “Угадайка”.

Дети узнают букву и её называют (например, “Это буква “А” прописная.”, “Это буква “в” строчная”). ( ).

Задание 3. Что лишнее? (Запись на доске).

а) р ,с, А, ш, И, О; (Лишняя буква “ш” — она печатная.)
б) е, ё, и, ю, я; (Лишняя буква “и” — она не обозначает 2 звука.)
в) д, м, п, щ, х; (Лишняя буква “щ” — она обозначает всегда мягкий согласный звук.)

— А какие буквы ещё обозначают всегда мягкие согласные звуки? (Буквы “ч” и “й”.)

3. Сообщение цели урока.

Он не знает ничего!
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки.
Как зовут его?

Учитель помещает на доску портрет Незнайки.

— Незнайка записал буквы: Ч, Щ, Й. Он говорит, что они обозначают всегда мягкие согласные звуки и глухие. Вы с ним согласны? В чём он ошибся? (Буква “й” обозначает не глухой согласный звук.)

Учитель стирает букву “й”.

— Сегодня на уроке мы будем упражняться в более красивом написании букв “ч” и “щ” в словах.. А также познакомимся с новым правилом написания трудных слов – значит, будем богаче в знаниях о русском языке.

4. Каллиграфическая минутка.

-Произнесём звуки, которые обозначаются этими буквами: .

-Чья это песенка? (Паровоза.)

Дети встают “паровозиком”, двигаются по классу и поют:

Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу —
Бежит паровоз,
Далёко, далёко
Ребят он повёз.

6. Сообщение знаний о написании сочетаний ча-ща, чу-щу.

Сказка. ( В. Волина “Русский язык в рассказах, сказках, стихах”, стр.122-123.)

Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже некоторых. Вот только никак не могут найти гласные Ю и Я. Искали- искали, с ног сбились, — до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ю и Я, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: чу-щу, ча-ща.

Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я? (Буквы Ч и Щ обозначают всегда мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными Я и Ю.)

На наборное полотно выставляются пары слогов:

Дети проговаривается хором правило:

“ЧА-ЩА – пиши с буквой А.
“ЧУ-ЩУ – пиши с буквой У.”

7. Закрепление правила. Выполнение упражнений.

На доске слова с пропущенными буквами:

Ч..ща, чищ… , щ…ка, ч…до.

Дети объясняют, какую букву нужно вставить, при этом проговаривается правило.

Учитель вписывает цветным мелом нужную букву.

— Проговорим слова ещё раз и спишем их в тетрадь. Подчеркнём сочетания ча-ща, чу-щу.

Упражнение 2. Работа над деформированным предложением.

Загадка.

Я захожу во все заливы,
Ищу какой-нибудь поживы.

— Какое ошибкоопасное место встретилось в слове щука?

— Слово щука приехало к нам на поезде и просит составить с ним предложение.

(В пруду щука ловит леща.)

Учитель ставит вагончики в нужном порядке.

— Какие правила нужно вспомнить, прежде, чем записать это предложение?

(Дети повторяют правила заглавной буквы в начале предложения, раздельного написания слов друг от друга в предложении и правило написания щу и ща.)

Проговорим предложение и запишем его на следующей строчке в тетрадь.

Упражнение 3. Д/ игра “Отремонтируй слово”. ( )

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слов буквы откусили
К себе в норку утащили.

— Спишите, вставляя пропущенные буквы.

а) Работают с комментированием у доски.
б) Индивидуальная проверка написанного в тетрадях.

— Отгадайте, кто это?

В огороде Тит стоит,
Ничего не говорит,
Сам с грядок не берёт
И воронам не даёт.

— Встанем дружно, ребята, и изобразим огородное чучело – пугало.

(Дети импровизируют. Интересные образы чучел у ребят отметить.)

— Ребята, тише-тише! Незнайка что-то нам хочет сказать.

Учитель за Незнайку говорит:

-О! Я всё запомнил! Я всё теперь знаю! Я грамотнее вас стал! Я вам написал записку:

— Дети, какое правило не запомнил Незнайка? (Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.)

— Прочитаем. Сколько здесь слов? Произнесём это предложение, отхлопывая каждое произнесённое слово. Какое слово первое? Какое второе? Последнее?

— Составим схему этого предложения.

Один из учеников выполняет на доске схему: |____ ____ _____ ____ .

— Запишите предложение, сверяя его со схемой.

— Незнайке очень стыдно за хвастовство и зазнайство. Он извиняется перед вами, пригласил нас на чаепитие. ( )

— Какие слова приготовил он вам? Составим и запишем, проговаривая. О чём будем помнить, записывая эти слова? (ЧА пиши с буквой А.)

Упражнение 6 на внимание.

Учитель произносит предложение:

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

— Какие слова с ча услышали? Назовите их. Какое правило нужно употребить, чтобы грамотно написать эти слова?

Упражнение 7. Самостоятельная работа.

— Составьте по плакату ( ) слова и запишите их.

— Проверим друг друга в парах.

— Что нового узнали сегодня на уроке? (Дети повторяют хором изученные правила.)

-А что, ребята, вы положили в сердце? (Стыдно хвастаться и зазнаваться. А также нужно быть благодарными за помощь)


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/02/12/urok-obucheniya-gramote-poslebukvarnyy-period-v-1-klasse

http://urok.1sept.ru/articles/213186