Конспект правописание частицы не
Частицы НЕ и НИ. Частица НЕ может писаться со словами слитно или раздельно, частица НИ пишется раздельно со всеми словами, кроме отрицательных наречий (ниоткуда, нигде) и местоимений без предлога (никого, но ни от кого). Чтобы правильно употреблять частицы НЕ и НИ на письме, необходимо разграничивать их значения.
Значения частицы НЕ
1. Отрицание: частица НЕ придаёт предложению или отдельному слову отрицательный смысл: Не ходите туда! — отрицательный смысл всего предложения; Эта вещь принадлежит не мне — отрицательный смысл отдельного слова.
2. Утверждение при двойном отрицании: повторяющаяся частица НЕ (первая не перед глаголом мочь, вторая не — перед неопределённой формой другого глагола) имеет утвердительный смысл: не мог не знать = знал. При этом возникает оттенок необходимости, долженствования: не мог не сказать = должен был сказать.
3. Утверждение в вопросительно-восклицательных предложениях: в подобных предложениях (риторических вопросах) частица НЕ имеет утвердительный смысл: Где я только не побывал! (= везде побывал); Кто у меня только не гостил! (= все гостили).
Значения частицы НИ
1. Отрицание в предложениях без подлежащего: частица НИ обозначает отрицание в предложениях без подлежащего при дополнении в родительном падеже: На небе ни тучки; Вокруг ни звука; Ни с места! Ни слова! Частица НИ в этом случае усиливает отрицание, которое подразумевается. Отрицательное слово НЕТ или сказуемое, при котором есть НЕ, опущены.
2. Усиление отрицания: если в предложении есть отрицание (слово нет, частица не при глаголе-сказуемом, причастии или деепричастии), то НИ усиливает это отрицание: На небе нет ни тучки; не говоря ни слова; не смотревший ни вправо, ни влево. В этом случае частицу НИ можно опустить, смысл предложения не изменится, пропадёт лишь оттенок усиления: У меня не было ни минуты на размышление. — У меня не было минуты на размышление. Подобные случаи нужно отличать от двойного употребления частицы НЕ для обозначения утверждения. Сравним: Он не мог не знать и не сказать — утвердительный смысл (он знал и сказал); Он не мог ни знать, ни догадаться — отрицательный смысл, ни можно отбросить (он не мог знать или догадаться).
3. Утверждение и обобщение после относительных местоимений и наречий в придаточном предложении: частица НИ придаёт обобщающее утвердительное значение словам кто, что, где, когда, сколько и т.д., которые служат средством связи придаточного предложения с главным. Кто ни придёт, всем здесь рады = любой человек придёт; Сколько ни вглядывался, ничего не заметил = долго, пристально вглядывался; Где ни бывал, везде находил друзей = бывал в разных местах. Подобные случаи надо отличать от тех сложноподчинённых предложений, в которых придаточные имеют отрицательное значение и в которых пишется частица НЕ. Сравним: Кто не прочитает эту книгу, тот многого не узнает — придаточное имеет отрицательное значение, действие не совершено (книга не прочитана); Кто ни прочитает эту книгу, всем она нравится — придаточное имеет утвердительный смысл, действие совершено (книга прочитана).
Обратите внимание! Повторяющаяся при однородных членах частица НИ рассматривается как сочинительный союз: Не было слышно ни звука, ни шороха.
Нужно запомнить!
1. Если повторяющаяся частица НИ употребляется в устойчивом выражении, то запятая между частями этого оборота не ставится:
Ни больше ни меньше | Ни да ни нет | Ни днём ни ночью |
Ни конца ни края | Ни много ни мало | Ни себе ни людям |
Ни стать ни сесть | Ни взад ни вперёд | Ни дать ни взять |
Ни два ни полтора | Ни жив ни мёртв | Ни за что ни про что |
Ни нашим ни вашим | Ни ответа ни привета | Ни рыба ни мясо |
Ни свет ни заря | Ни пуха ни пера | Ни слуху ни духу |
Ни с того ни с сего | Ни там ни сям | Ни то ни сё |
Ни туда ни сюда | Ни шатко ни валко | Ни так ни сяк |
2. Когда пишется НЕ, а когда — НИ ? (при раздельном написании)
Таблица «Частицы НЕ и НИ»
Конспект урока «Частицы НЕ и НИ. Значение и правописание».
Раздел: «Орфография» и «Служебные части речи».
Правописание не с разными частями речи
план-конспект урока на тему
Открытый урок по русскому языку
Тема урока: Правописание не с разными частями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx | 129.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку
Преподаватель Тришкина Валентина Михайловна
Тема урока: Правописание частицы не с разными частями речи
-Систематизировать знания о написании не с разными частями речи;
-Совершенствовать орфографические навыки написания не с разными частями речи;
-Формировать навык взаимоконтроля и самоконтроля;
-Развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения;
-Формировать коммуникативные умения;
-Воспитывать интерес к родному языку.
-Индивидуальные тест овые задания
Форма урока: Урок-обобщение знаний
Обоснование использования ИКТ:
- Расширение объема предъявляемой учебной информации;
- Разнообразие форм учебной деятельности студентов на уроке;
- Повышение интереса к изучению предмета и к учению в целом.
Эпиграф к уроку:
Вам (не)принадлежит то, чего вы не(понимаете).
II. Определение темы урока и постановка целей .
1.Послушайте стихотворение, определите тему нашего урока, запишите слова и скажите, для чего нужна частица НЕ в данных словах?
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразные дотепа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
— Какие слова вы записали? Какова особенность их написания?
( Все слова без не не употребляются, не является приставкой).
-Объясните значение слов «невежа» и «невежда».
( Невежа — 1. Грубый, неучтивый человек. Невежа тот, кто позволяет себе грубость.
Невежда , невежественный, несведущий, безграмотный, неграмотный, необразованный, неученый, неуч, серый, темный, малограмотный, малокультурный. Невежда он был круглый, ничего не читал.)
2.Сформулируйте задачи нашего урока. ( Для правильного написания слов с частицей НЕ следует повторить правила, составить алгоритм, сводную таблицу. Закрепить полученные знания).
— Прочитайте эпиграф к уроку, объясните смысл этого высказывания. К нему мы еще вернемся в конце нашей работы.
III.Систематизация умений и навыков ( работа над составлением таблицы, алгоритма)
1. Вспомним , чем бывает НЕ в словах. ( Например, в словах стихотворения, эпиграфа).
2. Самостоятельная работа студентов
-Я предлагаю вам вспомнить все условия написания » не » с разными частями речи и составить самим таблицу » Правописание не с разными частями речи», которую можно будет использовать для систематизации материала.
-Для этого поделимся на группы, каждая группа составляет свой блок.
1 группа- написание «не» с существительными, прилагательными и наречиями.
2группа-написание «не» с глаголами и деепричастиями
3группа — написание » не» с причастиями
Правописание не с различными частями речи.
Существительные, кач. прилагательные, наречия на -о, -е
Глаголы и деепричастия
Без не не употребляются
Неряха, нелепый, небрежно
Противопоставление с союзом а
Без не не употребляются
Не распечатан, не скошена
Без не не употребляются
Не видя
не поздоровится
Можно подобрать синоним
неправда=ложь
невеселый = грустный
невысоко= низко
Наличие слов далеко не, отнюдь не , вовсе, ничуть не, никогда не
Вовсе не красивое платье
Полное одиночное (нет зависимых слов)
Нерешенный пример,ненаписанное письмо
Противопоставление с союзом а
Не законченная, а только начатая работа
Наличие наречий степени, признака: чрезвычайно, совершенно, абсолютно, почти
Сравнительная степень: не лучше, не умнее
Наличие зависимых слов (входит в причастный оборот)
Еще не скошенная трава
Отрицательные наречия: негде,
некуда
С прил., которые не имеют полной формы: не рад, не должен, не обязан
! Не является частицей и пишется раздельно
- с неопределённым местоимением, если разделено предлогом;
- с прилагательными, обозначающими цвет, относительными и притяжательными прилагательными;
- с числительными
- с местоимениями
- с прилагательными и наречиями в сравнительной степени
— Эксперты проверяют поочередно составление таблицы у каждой группы и обобщают материал.
-Теперь каждый проверяет свою работу по слайду и дописывает те условия написания, которые пропущены.
5. Построение алгоритма «Правописание НЕ с разными частями речи»
( На основании таблицы выстраиваем алгоритм рассуждения).
Образец рассуждения:
1.При выборе слитно-раздельного написания не с существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е рассуждаем так:
— смотрим, может ли слово употребляться без не. Если не может – пишем слитно: неряха , несуразный, Небрежно.
— если слово может употребляться с не, смотрим, есть ли противопоставление признаков, оценок, или слова далеко не, отнюдь не, вовсе не, ничуть не, чуть не, отнюдь не. Есть одно из указанных условий – пишем не раздельно : не широкий , а узкий пруд; вовсе не интересный рассказ; ничуть не красиво.
— если нет указанних выше условий, подбираем к слову синоним и пишем не слитно: говорил неправду ( ложь), поступил нехорошо ( плохо).
Запомните: не пишется раздельно с относительными, притяжательными прилагательными, с прилагательными со значением цвета, с прилагательными и наречиями в сравнительной степени: не кожаный портфель, не синее небо, не тяжелее, не менее; с наречиями, которые пишутся через дефис: поступил не по — товарищески.
Слитное и раздельное написание НЕ
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛИТНОГО ИЛИ РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ НЕ
! Не является частицей и пишется раздельно
- с неопределённым местоимением, если разделено предлогом;
- с прилагательными, обозначающими цвет, относительными и притяжательными прилагательными;
- с числительными
- с местоимениями
- с наречиями, которые пишутся через дефис ( не по-братски, не по- летнему)
- с прилагательными и наречиями в сравнительной степени ( не лучше, не хуже , не красивее, не умнее)
6.Закрепление материала. Работа с текстом.
(Отпечатанный текст роздан каждому ученику).
-В какой фразе заключена главная мысль текста?
-Как вы ее понимаете?
-Спишите , раскрыв скобки , обозначив орфограмму «не» с различными частями речи»
-Раскройте главную мысль текста, аргументируйте свой выбор.
-Как бы вы поступили на месте Васи?
Успокоение (не)приходило.(Не) в чем Васе было себя упрекнуть. Это мать,(не)испытывая жалости к старой черепахи, приказала её унести из дома.
Перед Васей (не)ожиданно возникли глаза черепахи, никогда (не) мигающие, мудрые. Вася думал: «(Не) такому уж плохому человеку продал я её. И живет она теперь (не)далеко, а близко». Но вдруг он заплакал.
Это сердце подсказало мальчику (не) ведомую истину: (не) только мир существует для тебя, но и ты для мира.
(Ю.Нагибин «Старая черепаха»)
-Представьте, что вы учитель. Какие бы вопросы вы задали по изученной теме?
-Составление кластера по теме.
Определить, какое слово в каждом ряду «лишнее «. Объяснить. Заменить его таким, которое подходит к данному ряду.
2 (Не)приблизившись,(не)слышишь,(не)дотрога, (не)(у)кого
3 Никем (не)тронутый,(не)глубокий, но очень бурный, (не)по-товарищески,(не)убраны
1. Не пишется слитно:
2.Не пишется раздельно:
а)(не)дорогой, а красивый ситец
г)прыгнул (не)высоко, а низко
3.Не пишется слитно:
а)(не)глубокий, а рыбный пруд
б)(не) проснувшийся вовремя
в)долго (не)заживающая рана
г)поступить далеко (не)смело
4.Не пишется слитно:
а)говорить (не)громко, а тихо
б)дорога (не) освещена
в)книга (не)большая, а интересная
-Эксперты проверяют работу и озвучивают результат
* Задания используются как дополнительные.
7.Подведение итогов урока.
— Какую задачу мы с вами решили? ( Систематизировали полученные ранее знания о правописании не с разными частями речи)
-Вспомним случаи слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.
-Вспомним случаи слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.
Давайте повторим алгоритм «Написание слов с НЕ».
-Чем является не, когда слово пишется слитно? ( Приставкой )
— Раздельно? ( Частицей)
С частицей НЕ дружить придется,
На помощь поскорей ее зови,
Она тебе придаст неутомимость,
И силу нестареющей любви
-Поднимите зеленое яблоко, если вы все усвоили, если вам понравился урок. Желтое — если вам что-то непонятно и вы хотели бы уточнить отдельные моменты.
Красное — если вами материал не усвоен, вы хотели бы повторить все снова.
— Что вы теперь можете сказать по поводу эпиграфа нашего урока?
9. Домашнее задание.
Написать мини- сочинение-рассуждение по пословице «Невежду никакими лекарствами не вылечишь».Объяснить написание частицы не.
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи
Содержание:
Отрицательные частицы с одними частями речи выступают как словообразовательные, т.е. становятся приставками, образуя новые слова, с другими пишутся всегда отдельно. Сначала надо разобраться, какую частицу выбрать – НЕ или НИ.
НЕ или НИ
Обе частицы называются отрицательными, но НЕ обычно обозначает само отрицание, а НИ в большинстве случаев усиливает отрицание. Выбор частицы зависит от того, в каком предложении, простом или сложном, она употреблена, и от того значения, которое привносит в текст или речь.
Отрицательная частица НЕ в предложениях с одной грамматической основой имеет значение:
- Отрицания. Относясь к самостоятельной части речи, отрицает значение этого слова:
- Не буду, не знал, не раскрытый вовремя, не выдержав, не больнее, не та дверь и пр.
- Утверждение. Достигается двойным отрицанием, т.е. повторением частицы:
- Не мог не признать = признал.
- Утверждение в предложениях с вопросительной или восклицательной интонацией и обобщающим значением:
- Чего она только не узнала за это время (узнала всё или очень многое).
Отрицательная частица НИ в простых предложениях- усилитель отрицания, а в придаточных сложных обозначает утверждение в сочетании с наречиями и местоимениями:
- НЕ надо НИ воды, НИ хлеба;
- Помогал каждому, кто бы НИ обратился (помогал всем).
Всегда слитно
НЕ всегда пишется слитно, если:
- Употребление слова без отрицательной приставки невозможно (нелепый, невмоготу, несдобровать – не употребляются без приставки НЕ).
- Речь идет о глаголе (деепричастии) с приставкой НЕДО- и образованном от глагола существительном. Убедиться, что в слове эта приставка легко, если возможна замена приставки на ПЕРЕ-, если при этом смысл меняется на противоположный
НЕДОкрутил сальто – ПЕРЕкрутил сальто;
НЕДОсыпал песок в раствор – ПЕРЕсыпал песок в раствор.
Всегда раздельно
Всегда, кроме случаев, описанных в предыдущем пункте, раздельно пишут частицу НЕ со следующими словами:
- Глаголы, деепричастия – не знал, не зная, не узнав.
- Причастия в кратк. форме – не закончен, не разбит.
- Наречия не на О,Е (кроме отрицательных) – не досиня, не нараспашку.
- Любые слова, в составе которых дефис – не по-взрослому, не по-детски.
- Числительные – не восемь, не восьмой.
- Прилагательное в сравнительной степени сравнения – стал не чище, был не грязнее.
- Сочетание «Отрицательные местоимения и наречия с НИ + НЕ+» – ничуть не грязный, нисколько не удивительный.
- Сочетание со словами-делителями (совсем, вовсе, отнюдь, далеко) – далеко не уверенный.
- Категория состояния – ему было не жарко.
- Слова лучший (худший), больший (меньший) – не худший день, не меньший успех.
Для раздельного употребления НЕ в перечисленных ситуациях не требуется знание правил – надо запомнить, что в этих случаях НЕ всегда частица.
Есть варианты – применяем правило
Одни и те же слова пишутся с НЕ слитно или раздельно. Выбрать правильный вариант помогут правила, разный для частей речи:
Часть речи
Раздельно
Слитно
Примеры
Если есть противопоставление – антоним или сочетание с союзом а. Слово с не не заменяется синонимом.
Нет противопоставления, а слово с не заменяется близким по значению.
Не тихое озерцо, а бурная река. Не мелкий пруд – глубокое озеро. Неглубокое озерцо (мелкое).
Причастия в полн. форме
Если входит в оборот (есть зависимые слова (ЗС)
Одиночное, кроме слов-усилителей – чрезвычайно, абсолютно, совершенно, очень, крайне
Еще не прочитанная повесть (ЗС)
Совершенно непонятая тема (усилитель)
Невыученный урок (без зав.слов)
Не к кому обратиться, не за чем идти
Некому рассказать, нечем поделиться.
Трудные случаи употребления частиц надо запомнить:
Практика ЕГЭ по русскому языку:
http://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2013/06/26/pravopisanie-ne-s-raznymi-chastyami-rechi
http://bingoschool.ru/manual/198/