Конспект правописание чередующихся о а

Чередующиеся гласные в корне

Чередующиеся гласные в корне одна из сложных тем для запоминания из-за большого количества корней слова. Но для большинства случаев достаточно воспользоваться следующей таблицей, в которой корни классифицированы по условиям, влияющим на чередование гласной:

1 группа. Корни с четко регламентируемым выбором
написания гласной в безударном положении

  • АР-/-ГОР — (значение: температура) Правило: без ударения О . Пример: загорелый. Омонимы: огорчить, гора.
  • -КЛАН-/-КЛОН — Правило: без ударения О . Пример: поклониться.
  • -ТВАР-/-ТВОР- (значение: создать) Правило: без ударения О . Пример: творение. Исключение: утварь . Омонимы: отварить (яйцо), отворить/ затворить (дверь). Примечание: Этимологически (исторически) в этих омонимах корень -вор- (воръ = ворота, забор). С течением времени самостоятельное значение корня перестало осознаваться и произошло переразложение морфем.
  • АР-/-ЗОР- Правило:без ударения А . Пример: озарение.
  • -ПЛАВ-/-ПЛОВ- Правило:без ударения А . Пример: сплавлять. Исключение: пловец, пловчиха.

2 группа. Корни, написание которых определяется
наличием последующего суффикса
А-

  • АС-/-КОС- (значение: дотрагиваться) Правило: есть суффикс -а-, пиши А, нет суффикса -а-, пиши О . Примеры: касаться, коснуться. Омонимы: косой (взгляд), косить (траву).
  • ЕР-/-БИР — (значение: брать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: соберу — собирать. Исключение: побирушка . Омонимы: беречь
  • ЕР-/-ДИР- (значение: драть) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: раздеру — раздирать. Омонимы: держать.
  • ЕР-/-ПИР- (значение: нажимать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: подпереть — запирать. Омонимы: перочинный.
  • ЕР-/-МИР- (значение: исчезать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: умереть — замирать. Омонимы: мерять, мирить.
  • ЕР-/ТИР- (значение: тереть) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: вытереть — растирать. Омонимы: терять (ключ), терпеть (боль).
  • -БЛЕСТ-/-БЛИСТ — (значение: сверкать) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: блестеть — блистать.
  • ЕГ-/-ЖИГ — (значение: огонь) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: зажёг — зажигать.
  • -СТЕЛ-/-СТИЛ- (значение: стелить) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: застелить — расстилать.
  • ЕТ-/-ЧИТ- (значение: числа) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: расчёт —рассчитывать. Корень -чит- (значение числа) всегда с приставкой с-. Исключение: сочетать, сочетание . Омоним: читать (книгу).
  • — А-(-Я-)/-ИН-(-ИМ-) Правило:Есть суффикс -а-, пиши ИМ или ИН. Примеры: поднять — поднимать.

3 группа. Корни с четко регламентируемым выбором
написания гласной в безударном положении

  • АГ-/-ЛОЖ- (значение: класть) Правило : перед Г пиши А, перед Ж пиши О . Примеры: излагать, изложить. Исключения: полог . Омонимы: наслаждение, ложный.
  • АСТ-/-РОС-/-РАЩ- (значение: увеличиваться) Правило:перед СТ и Щ пиши А, перед С пиши О . Примеры: растение, выращенный, выросли. Исключения: росток, на вырост, ростовщик, подростковый, отрасль . Омонимы: растаять, расстояние.
  • -СКАК-/-СКОЧ- правило: перед К пиши А, перед Ч пиши О . Примеры: скакать, выскочка. Исключения: скачок, скачу.

4 группа. Корни, в которых выбор гласной
зависит от значения слова в контексте

  • АК-/-МОК- Правило:-мак- = «погружать в жидкость»; -мок- = «пропускать жидкость» . Примеры: обмакнуть перо в краску, непромокаемый плащ.
  • АВН-/-РОВН- Правило:-равн- = «равный, одинаковый»; -ровн- = «ровный, прямой, гладкий» . Примеры: сравнить числа, сровнять кочки на дороге. Исключение: равнина, уровень, равнение, поровну, равняйсь, ровесник .

Пояснения и дополнения.

  1. Во второй группе имеются в виду корни -БИР-/-БЕР-, -ПИР-/-ПЕР-, -МИР/-МЕР-, -ДИР-/-ДЕР-, которые обычно хорошо помнят. Особо обратите внимание на корни -СТИЛ-/СТЕЛ-, -БЛИСТ-/-БЛЕСТ-, ЖИГ/ЖЕГ, -ЧИТ-/-ЧЕТ-, а также корни с чередованием -Я-/-ИМ-(-ИН-) типа проклинать, понимать , где -И- пишется перед -А- (ср. проклясть, понять ).
  2. Исключения для этих правил немногочисленны: скачок, скачу; утварь; сочетать, сочетание; полог; росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль; равнина. Стоит запомнить также два слова с корнем -ПЛОВ- : пловец и пловчиха. В остальных случаях пишется — ПЛАВ-.
  3. Для корня -МАК- важно, что мы можем сказать обмакнуть перо в чернила, макать кисть в краску , то есть «погрузить что-то во что-то» (количество глаголов с -МАК- невелико).
  4. Слова с корнем -МОК- (-МОЧ-) не могут быть употреблены в этой конструкции: нельзя вымокнуть что-то во что-то , но можно вымокнуть под дождем, промочить ноги . Правило распространяется на производные: промокашка, непромокаемый , потому что нельзя «промокать что-то во что-то».

Иллюстративная таблица случаев чередования.

Вы смотрели конспект урока по русскому языку «Чередующиеся гласные в корне».

Перейти в следующую тему: «Правописание согласных»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Правописание чередующихся О-А в корне слова.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Правописание чередующихся О-А в корне слова.

Габуния Светлана Александровна

Г. Алейск МБОУ СОШ №4

Учитель русского языка и литературы.

Русский язык и литература.

Тема и номер урока в теме:

Правописание чередующихся О-А в корне слова. Первый урок в теме.

Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 20-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 319 с.: ил.

Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Линдман-Орлова и др.; под ред. А.Ю. Купаловой. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 270 с.

Цель урока: создать у обучающихся первоначальное обобщенное представление о правописании корней с чередованием гласных

О – А через использование на учебном занятии информационного электронного учебного модуля.

— обучающие: сформировать у обучающихся представление о правописании чередующихся гласных О – А в корнях гор-гар, зор-зар, -лаг-/-лож; -кас-/-кос-; -раст-/-ращ-/-рос-.

— развивающие: организовать первоначальное закрепление правописании чередующихся гласных О – А в корнях гор-гар, зор-зар, лаг-/-лож; -кас-/-кос-; -раст-/-ращ-/-рос и совершенствовать технику правильного написания слов с указанной орфограммой.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Необходимое техническое оборудование : компьютер, проектор, интерактивная доска .

Структура и ход урока:

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

(с указанием действий с ЭОР)

— Наш урок мы начнем с записи домашнего задания. Откройте дневники и запишите домашнее задание (№ 570).

Откройте тетрадочки и подпишите тему и число.

Слушают и записывают задание в дневники

Записывают число и тему урока.

Формулирует самостоятельное задание, направленное на проверку орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова».

Контролирует проверку выполненного задания . Корректирует поставленную оценку или соглашается с ней.

Один ученик работает у доски с карточкой. Остальные у себя в тетради.

Ученики под контролем учителя проверяют задание у доски.

Анализируют выполненное задание, выставляют отметку.

-Ребята, исходя из темы нашего урока, скажите, пожалуйста, какие цели мы должны сегодня поставить перед собой?

Выполняют задание и формулируют цели урока.

Открытие нового знания. Работа с ЭУМ

ЭОР №2 (слайд № 2,3,4)

ЭОР № 2 (слайд № 5 – таблица.)

Формулирует лингвистическую задачу:

-Итак, ребята, нам предстоит решить лингвистическую задачу. Посмотрите на слайд.

– Какую букву надо вставить в слова О или А?

-Что нужно знать, чтобы решить эту задачу?

Работу будем делать пошагово. Вставьте буквы в первые 2 предложения.

Учитель дает подсказку через слайд (часть правила).

Такая же работа проводится с остальными слайдами(№ 3,4)

На 4 слайде учитель обращает внимание детей на слова-исключения.

Помогает через вопросы сформулировать вывод:

-Перечислите корни с чередующимися гласными О-А и условия выбора чередующейся гласной, параллельно заполняя табличку (таблица выдана заранее).

-Какие слова-исключения вы знаете на данное правило?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

(Чтобы решить данную задачу, необходимо знать правило).

Задания выполняются с опорой на правило.

Три ученика выполняют задание у доски.

Остальные выполняют задания в тетради.

Записывают в тетрадь отельной строчкой.

Заполняют таблицу с корнями, опираясь на слайд № 5.

Включают в таблицу слова-исключения.

Первичное закрепление нового материала.

ЭОР № 1 (слайд 1,2,3,4)

Обратите внимание на слайд. Ваша задача – прочитать задание на слайде и выполнить его.

Четыре ученика работают у доски по очереди.

Остальные выполняют задания в тетради.

Совместная пошаговая проверка.

Рефлексия. Подведение итогов урока.

-Какую орфограмму мы сегодня изучили?

-Расскажите об условиях выбора чередующихся букв О-А в корнях –гар-/-гор-; -зар-/-зор; -лаг-/-лож; -кас-/-кос-; -раст-/-ращ-/-рос-?

-Виолетта, как ты думаешь, кому сегодня можно поставить оценку за урок? (спросить 3 человек).

Выставление отметок за урок.

Отвечают на вопросы, оценивают работу учеников на уроке.

Приложение к плану-конспекту урока

Правописание корней с чередованием гласных А-О

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Тип, вид ресурса

( информационный, практический, контрольный )

(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Правописание корней с чередующимися гласными

Задания на работу с правилом

Правописание корней с чередующимися гласными

Задания на распределение

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • ГАБУНИЯ СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНАНаписать 519 12.12.2019

Номер материала: ДБ-854693

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    12.12.2019 22
    12.12.2019 142
    12.12.2019 89
    12.12.2019 84
    12.12.2019 55
    12.12.2019 353
    12.12.2019 101
    12.12.2019 329

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России создали сообщество активных родителей

Время чтения: 2 минуты

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор планирует вернуть обязательную сдачу ЕГЭ по базовой математике

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

План — конспект по русскому языку в 5 классе. «Правописание гласных О – А в корнях с чередованием.»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

разработка урока по русскому языку в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_glasnyh_o.doc82 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Правописание гласных О – А в корнях с чередованием.

Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;

отработка навыков самостоятельной работы;

воспитывать бережное отношение к природе.

Учитель : Целью нашего урока сегодня будет отработать навыки правописания корней с чередующимися гласными: лаг – лож, кас – кос, раст – ращ – рос.

Материал к уроку подбирался таким образом, чтобы мы еще раз увидели, почувствовали, как прекрасна природа нашей Родины. Помогать нам будут бессмертные строки поэтов, писателей и произведения русских художников.

Проверка домашнего задания (выборочно).

Какие корни с чередованием гласных встретились вам при выполнении упражнения?

Р аст ительность, предл аг ать, прол ож ить, р ост очек (искл.), подр ос ли, выр ащ енный, произр аст ать, разл ож ить.

Записать слова с чередующимися гласными, выделить корни.

Проверяем путем взаимопроверки.

И чтобы первая трава

Росла весною лучше,

Шуршит под граблями листва,

Растут сухие кучи. (З. Александрова)

Ночь уже ложилась на горы, и туман уже начинал бродить по ущельям. (З. Александрова)

Я положу в твои родные руки

Все сказки мира, все его науки.(Я. Смеляков)

Оживает цветок, теплым солнцем согрет,

Молодые ростки вылезают на свет. (З. Александрова)

Я помню руки матери моей,

Суровой ласки редкие мгновенья,

Я становился лучше и сильней

От каждого ее прикосновенья .(Н. Рыленков)

Списать предложение, вставить пропущенные буквы, выполнить следующие разборы:

1. Сделать синтаксический разбор предложения.

2. Выписать 4 словосочетания (глагольные и именные).

3. Разобрать слово по составу.

Прик…сновение к природ… неизбежно воздужда…т чу…ства и порожда…т 2 мысли. (Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, растространенное).

Прикосновение к природе (сущ. + сущ.)

возбуждает чувства (гл. + сущ.)

возбуждает неизбежно (гл. + нареч.)

Сгруппировать глаголы по значению слова «касаться».

На доске записаны словосочетания с пропущенными орфограммами.

Списать словосочетания, вставляя буквы, распределяя на две группы.

1 гр. – словосочетания со значением «дотронуться до чего-либо»

2 гр. – все остальные.

Касаюсь стены, коснуться трудного вопроса, касались новой темы, прикоснулись к тайне, касаться рукой, тебя это не касается.

1 вариант – составить 2 предложения со словами каждой группы.

2 вариант – составить 2 предложения с однородными предложениями.

Записать однокоренные слова с данными приставками. С какими приставками нельзя образовать слова

1 вариант – раз-, под-, у-, по-, в- -лож-

2 вариант – про-, пред-, на-, за-, воз- -лаг-

Работа по карточкам

№1 Подобрать однокоренные слова к слову расти, образовать форму слова.

№2 Подобрать однокоренные слова к слову касаться, образовать форму слова.

Чем однокоренные слова отличаются от форм слова?

Работа с толковым словарем.

По лексическому значению определить слово, записать его, объяснить правописание.

Молодые деревца, которые вырастают у подножия старых. (Поросль)

Область деятельности науки, производства. (Отрасль)

⎯ Откройте словарики, найдите это слово, скажите, сколько значений оно имеет.

⎯ Как называются такие слова?

⎯ Какие вы знаете слова-исключения с корнями рос-раст?

Послушайте, какое значение дается этому слову в словаре С.И. Ожегова

Росток – 1) стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища;

2)отрезок ветки с почками для посадки, черенок.

Письмо по памяти.

Пока дети пишут, вытираю орфограммы, затем читаем написанное, а один ученик выходит к доске и объясняет орфограммы.

(В) зар о слях з е леных отзв е нели трели,

И б е резы тронуты ж е лтой а кварелью.

Сочинение-миниатюра по опорным словам.

Прол…гать путь, возложить ответственность, пол…гаться на ребят, прил…гать усилия, ул…житься в срок.

* Учащиеся, успевающие на «4» и «5», сочиняют четверостишия, употребляя в них слова на изученную орфограмму.

1. Самостоятельная часть речи (прилагательное).

5. Период, ступень в развитии человека, количество лет (возраст).

6. Прошедшее время от глагола предлагать в м.р. (предложил).

7. Слово-исключение в корнях с чередованием рос-раст (росток).

8. Один из видов письменной работы по русскому языку (изложение).

2. Математическое действие (сложение).

3. Слово-исключение в корнях с чередованием рос-раст (отрасль).

4. Растение, которое растет в воде (водоросль).


источники:

http://infourok.ru/plankonspekt-uroka-pravopisanie-chereduyuschihsya-oa-v-korne-slova-3999918.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/11/24/plan-konspekt-po-russkomu-yazyku-v-5-klasse-pravopisanie