Конспект урока по русскому языку «Правописание гласных в корнях с чередованием»
Тема урока: «Правописание гласных в корнях с чередованием».
Урок разработала: Квятковская Ольга Владимировна, учитель русского языка.
1. закрепить знания о правописании чередующихся гласных а-о в корнях -лаг-, -лож-,-раст-, -ращ- (-рос-) ;
2. закрепить знания о правописании чередующихся гласных е-и в корне слова (-бер-,-бир-, -пер-, -пир-, -тир-, -тер-, -мир-, -мер-, -жег-, -жиг-, блест-, -блист- и др.);
3. сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне слова;
4. дифференцированно работать над устойчивостью внимания учащихся;
5. привить интерес к изучению русского языка через занимательный материал.
Тип урока: закрепление изученного материала по теме.
Оборудование: проектор, компьютер, карточки-задания, перфокарты.
I. Организационный момент
— Здравствуйте. Прежде чем объявить тему нашего сегодняшнего урока, посмотрите на доску, здесь записаны пары слов. Вам необходимо выделить в словах корень и подумать, на какую орфограмму приведены данные слова.
(Задание выполняется устно, у доски; каждый ученик разбирает одну пару слов):
Предлагать – предложить Прижег – прижигать
Излагать – изложение Соберешь – собирать
Вырастить – выращенный – росли Зажег – зажигать
— Итак, на какую же орфограмму приведены все эти слова?
— чередование гласных в корне слова
— Правильно. Тему чередования гласных в корне слова мы начали изучать, сегодня на уроке поработаем над ее закреплением. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока: «Чередование гласных в корне. Закрепление».
(Учитель записывает тему на доске, учащиеся оформляют запись в тетрадях; вывешивается опорная таблица).
II. Актуализация знаний
— Давайте обратимся к таблице и вспомним условия написания той или иной гласной в конкретных корнях. Мы с вами пока только говорили о 2-х условиях чередования гласной, о каких? (чередование зависит от наличия суффикса А, чередование зависит от последнего согласного в корне слова).
— Хорошо, об остальных возможных случаях чередования мы поговорим на последующих уроках. А теперь давайте более точно вспомним правило написания гласных о-а и е-и в корнях слов, для подтверждения можете воспользоваться нашими словами с доски, не забудьте про слова исключения.
(Уч-ся рассказывают правила). ИСКЛ: полог, росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик, скачок.
III. Закрепление изученного материала
— Хорошо. Далее построим урок следующим образом: сделаем несколько тренировочных упражнений, в конце урока выполним задание с взаимопроверкой на оценку.
— Внимание на слайд: вам необходимо записать данные слова, вставляя необходимую гласную и распределяя их по столбикам. В первый столбик слова с гласной А, во второй с гласной О.
Слова: предлАгать, прилОжение, излОжение, рАсти, рОсток, отлОжить, излАгать, рАстение, отрАсль, зарОсли, подрОсли, возрАст, разлОжить, слАгаемое.
(Учащиеся выполняют задание; по окончании работы желающие зачитывают слова разных столбиков).
— Следующее задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните.
Наш замечательный город ____________ на берегу реки.
Осенью мы ___________ провести слёт туристов.
Мы аккуратно____________ рюкзаки и отправились по ____________ маршруту.
Быстро ___________ на берегу палатки.
Справа от нашей стоянки ___________ молодые берёзки, а слева ребята увидели________________ шиповник.
Свои мысли о слёте мы ___________ в сочинениях.
Слова для справок: выр…сти, предл…жить, распол…гаться, ул…жить, предл…женный, распол…житься, разл…жить, р…сти, разросшийся, изл…жить.
(Уч-ся зачитывают получившиеся записи).
— Хорошо, а сейчас немного отвлечемся и обратимся к синтаксису. Задание: выполните синтаксический разбор предложений по вариантам: 1 в. — № 3, 2 в. — №6.
(Двое учащихся работают у доски; предложения заранее записаны):
Мы аккуратно уложили рюкзаки и отправились по предложенному маршруту.
Свои мысли о слёте мы изложили в сочинениях.
— Хорошо. А теперь повторим чередование следующих гласных, написание которых зависит от наличия суффикса А. Предлагаю вашему внимаю игру «Третий лишний». Задание: из предложенных слов найти лишнее слово, которое отличается по написанию от других, свой ответ аргументировать.
Настелить, зажигать, разбирать Постелить, натирать, опираться
Заблестела, разжигала, протереть Отпирать, отпереть, расстелить
(работа выполняется устно с подробным комментированием учащимися)
— Хорошо. Перед тем, как вы приступите к выполнению заданий по карточкам, давайте сделаем вывод по всем выполненным заданиям, т.е. еще раз повторим правила написания чередующихся гласных в корне слова.
(Уч-ся еще раз проговаривают условия выбора гласной в корне при чередовании)
IV. Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Учитель раздаёт уч-ся карточки с заданием: вставить необходимую гласную, обозначить морфему и условие своего выбора
После выполнения работы, уч-ся обмениваются карточками и проверяют работы друг друга по карточке с правильными ответами (правильные ответы раздает учитель), выставляют оценки.
Система оценивания: 1-2 ошибки – «4»
5 и более ошибок – «2»
Учитель хвалит за работу на уроке, выставляет в журнал полученные оценки за карточки (при необходимости задает вопросы уч-ся или смотрит в целом работу на уроке).
VI. Домашнее задание
Выполнить кроссворд по теме и составить слова.
Если на уроке остается время, начать выполнение задания.
Правописание корней с чередованием гласных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
В разработке представлен материал для проведения урока русского языка в 5-м классе по теме «Чередование гласных в корне».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 33.22 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: «Правописание корней с чередованием гласных»
Образовательная: выяснение условий написания изучаемых корней;
овладение способа выбора о/ а в -лаг- – -лож-, -кос- — -кас-;
Развивающая: развитие образного и логического мышления, речи учащихся;
Воспитательная: воспитывать эстетическое отношение к слову, интерес к изучению русского языка.
научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением;
активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий;
воспитывать чувство патриотизма на примере миниатюр о сочинской олимпиаде, чуткое отношение к родному слову,
воспитывать здоровый образ жизни через занятия спортом.
развивать образное и логическое мышление, речь учащихся;
совершенствовать навыки правописания;
развивать орфографическую зоркость;
обогащать словарный запас;
доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, интерактивные тесты, раздаточный материал, таблица- тренажёр, тесты ЕГЭ .
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать и уметь применять правило правописания букв о-а в корнях –лаг- — -лож-; -кос- — -кас-; уметь отличать слова с ложным чередованием.
Метапредметные: способность к осознанию целей учебной деятельности и умение их прояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; самоанализ и самооценка.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Организационный момент: Здравствуйте ребята. Присаживайтесь. Сегодня у нас гости, но мы занимаемся в обычном режиме. –
Постановка цели урока:
-Что каждый из вас ждет от сегодняшнего урока? (Интересный и необычный урок)
-Какова цель нашего урока? (Получение новых знаний и умений; улучшить правописание; видеть и различать орфограммы; познакомиться с новыми словами, для того чтобы наша речь стала богаче)
Этап актуализация знаний
Давайте вспомним, о чём мы говорили вчера на уроке? (О безударной гласной в корне слова )
На какие группы делятся безударные гласные в корне слова? (Проверяемые, непроверяемые, чередующиеся)
Давайте обратимся к нашему тренажёру, чтобы вспомнить те шаги, которые необходимо пройти для определения группы безударной гласной в корне.
Какой вопрос мы должны задать, чтобы определить тип безударной гласной? (Это корень с чередованием гласной?)
Если ДА, то какой шаг необходимо сделать? (Установить группу чередующихся корней)
По каким признакам мы распределяем корни с чередованием гласной на группы? ( По ударному суффиксу –а-, по ударению, по конечной согласной, по смыслу)
Возвращаемся к первому вопросу
Прочти первый вопрос, Настя. (Это корень с чередующейся гласной?)
Мы идём по стрелочке вправо. (Нет)
Если НЕТ, то какой следующий вопрос мы задаём? ( Может быть под ударением в других формах или родственных словах?)
Если ДА, то, что вы делаете? ( Ищем проверяемое слово)
Если НЕТ? (Запоминаем правописание, то есть это словарное слово)
Теоретический материал мы повторили. Он поможет нам преодолеть сложную дистанцию на пути к знаниям, потому что у нас сегодня олимпийская гонка.
На экране заставка олимпийских игр.
Мы не можем оставаться в стороне в то время как вся страна живёт олимпиадой в Сочи. Сегодня там разыгрываются медали по четырём видам. И вы сегодня получите медали за личные достижения на уроке.
— Первый этап гонки . Устный диктант. За правильный ответ вы получаете баллы, которые в конце урока могут превратиться в медали.
— Я называю слово, а вы — группу, к которой относится это слово.
Задрожать (проверяемая), биатлон (словарное слово), скрепить (проверяемая), бобслей (словарное слово), загорелый (чередование), творение (чередование), олимпиада (словарное слово), заря (чередование), равнение (чередование).
— Первый этап гонки закончен. Мы переходим к следующему этапу , который будет несколько сложнее. Вы должны не только назвать группу, но и обосновать свой выбор. За правильный ответ вы получаете баллы. Можно пользоваться тренажёром.
Хоккей, склонился, заря, утварь, развеваются (флаги).
— Переходим к следующему этапу , как в биатлоне:
-пятеро учеников отстреляются, т.е. выполнят тест на компьютерах;
-оставшиеся ученики будут работать со шкалой (на доске слова с пропусками гласных в корне, ребята заполняют шкалу).
Заг…релый, скл…нился, покл…ниться, тв…рчество, оз…рение, накл…ниться, сг…рание, натв…рил, кл…няться, л…рец, заг…р.
Слова для проверки:
Загорелый, склонился, поклониться, творчество, озарение, наклониться, сгорание, натворил, кланяться, зорька, загар.
— Обменялись листочками. Проверяем, глядя на экран. Выставляем оценки.
— Кто пришёл к финишу без ошибок?
— У кого не больше двух ошибок?
— Есть те, у кого более четырёх ошибок? (Вам придётся пройти штрафной круг после уроков)
Олимпийская гонка- биатлон:
Согнули руки в локтях и работаем вперёд- назад.
Приложили левую руку к правому плечу, а правой — коснулись левого.
Наклонились вправо, а потом и влево.
Поморгали, зажмурились, покосились влево.
Зажмурились, посмотрели вправо.
Сделали штрафной круг глазами вправо,
А потом такой же влево.
Развели руки, аплодируем нашим чемпионам.
Этап изучение нового материала
-И вот, наконец, настал момент нашей гонки.
— Отдохнули и приготовились к восприятию нового материала, хотя новым его сложно назвать, ведь мы с ним уже встречались в тренажёре.
Если видим суффикс –а-,
В корне пишем А всегда:
Не касаюсь, не коснусь.
Слово полог — исключенье,
Никакого в том сомненья.
А коса, косой, косить
Как пример не приводить.
-Чтобы лучше запомнить, прочтём стихотворение хором.
-Попробуйте определить тему урока . Для этого вспомните слова которые я (Гласные О-А в корнях — кас-, -кос-, -лаг-, -лож-.)
-Запишем тему урока: «Правописание корней с чередованием гласных»
— В каких случаях мы пишем в этих корнях О, а в каких А? (Если за корнем следует суффикс –А-, пишем А, если нет, пишем О)
— Покажите мне, пожалуйста, пальчиком, в каком месте таблицы дана информация о правописании корней -кас-, -кос-, -лаг-, -лож-?
— К какой группе они принадлежат? (Слова с чередованием, выбор гласной зависит от суффикса -а- под ударением)
— Не забывайте об омонимичных корнях. Что такое омонимы? (Слова одинаковые по написанию, но разные по лексическому значению)
— Какие слова из стихотворения являются омонимами? ( Коса, косой, косить)
Основные значения корня с чередованием -кос- – -кас-:
- Дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь:
Шайба к о снулось ворот.
- Затрагивать что-нибудь в разговоре или письме:
Это тебя не к а сается.
- Иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь:
Тренер к о снулся вопроса дисциплины.
Анализ языкового материала
На экране слова:
Излагать, слагать, прикасаюсь, приложить, прикоснусь, полагать, косой, положить, коснётся, касание, прилагать.
— Распределите слова, данные на экране, в два столбика. Выделите корень.
— Какое слово лишнее?
-Один ученик читает первый столбик и объясняем орфограмму.
-Второй ученик читает второй столбик и объясняем орфограмму.
Чередующиеся гласные в корне
Чередующиеся гласные в корне одна из сложных тем для запоминания из-за большого количества корней слова. Но для большинства случаев достаточно воспользоваться следующей таблицей, в которой корни классифицированы по условиям, влияющим на чередование гласной:
1 группа. Корни с четко регламентируемым выбором
написания гласной в безударном положении
- -ГАР-/-ГОР — (значение: температура) Правило: без ударения О . Пример: загорелый. Омонимы: огорчить, гора.
- -КЛАН-/-КЛОН — Правило: без ударения О . Пример: поклониться.
- -ТВАР-/-ТВОР- (значение: создать) Правило: без ударения О . Пример: творение. Исключение: утварь . Омонимы: отварить (яйцо), отворить/ затворить (дверь). Примечание: Этимологически (исторически) в этих омонимах корень -вор- (воръ = ворота, забор). С течением времени самостоятельное значение корня перестало осознаваться и произошло переразложение морфем.
- -ЗАР-/-ЗОР- Правило:без ударения А . Пример: озарение.
- -ПЛАВ-/-ПЛОВ- Правило:без ударения А . Пример: сплавлять. Исключение: пловец, пловчиха.
2 группа. Корни, написание которых определяется
наличием последующего суффикса —А-
- -КАС-/-КОС- (значение: дотрагиваться) Правило: есть суффикс -а-, пиши А, нет суффикса -а-, пиши О . Примеры: касаться, коснуться. Омонимы: косой (взгляд), косить (траву).
- -БЕР-/-БИР — (значение: брать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: соберу — собирать. Исключение: побирушка . Омонимы: беречь
- -ДЕР-/-ДИР- (значение: драть) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: раздеру — раздирать. Омонимы: держать.
- -ПЕР-/-ПИР- (значение: нажимать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: подпереть — запирать. Омонимы: перочинный.
- -МЕР-/-МИР- (значение: исчезать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: умереть — замирать. Омонимы: мерять, мирить.
- -ТЕР-/ТИР- (значение: тереть) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: вытереть — растирать. Омонимы: терять (ключ), терпеть (боль).
- -БЛЕСТ-/-БЛИСТ — (значение: сверкать) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: блестеть — блистать.
- -ЖЕГ-/-ЖИГ — (значение: огонь) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: зажёг — зажигать.
- -СТЕЛ-/-СТИЛ- (значение: стелить) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: застелить — расстилать.
- -ЧЕТ-/-ЧИТ- (значение: числа) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: расчёт —рассчитывать. Корень -чит- (значение числа) всегда с приставкой с-. Исключение: сочетать, сочетание . Омоним: читать (книгу).
- — А-(-Я-)/-ИН-(-ИМ-) Правило:Есть суффикс -а-, пиши ИМ или ИН. Примеры: поднять — поднимать.
3 группа. Корни с четко регламентируемым выбором
написания гласной в безударном положении
- -ЛАГ-/-ЛОЖ- (значение: класть) Правило : перед Г пиши А, перед Ж пиши О . Примеры: излагать, изложить. Исключения: полог . Омонимы: наслаждение, ложный.
- -РАСТ-/-РОС-/-РАЩ- (значение: увеличиваться) Правило:перед СТ и Щ пиши А, перед С пиши О . Примеры: растение, выращенный, выросли. Исключения: росток, на вырост, ростовщик, подростковый, отрасль . Омонимы: растаять, расстояние.
- -СКАК-/-СКОЧ- правило: перед К пиши А, перед Ч пиши О . Примеры: скакать, выскочка. Исключения: скачок, скачу.
4 группа. Корни, в которых выбор гласной
зависит от значения слова в контексте
- -МАК-/-МОК- Правило:-мак- = «погружать в жидкость»; -мок- = «пропускать жидкость» . Примеры: обмакнуть перо в краску, непромокаемый плащ.
- -РАВН-/-РОВН- Правило:-равн- = «равный, одинаковый»; -ровн- = «ровный, прямой, гладкий» . Примеры: сравнить числа, сровнять кочки на дороге. Исключение: равнина, уровень, равнение, поровну, равняйсь, ровесник .
Пояснения и дополнения.
- Во второй группе имеются в виду корни -БИР-/-БЕР-, -ПИР-/-ПЕР-, -МИР/-МЕР-, -ДИР-/-ДЕР-, которые обычно хорошо помнят. Особо обратите внимание на корни -СТИЛ-/СТЕЛ-, -БЛИСТ-/-БЛЕСТ-, ЖИГ/ЖЕГ, -ЧИТ-/-ЧЕТ-, а также корни с чередованием -Я-/-ИМ-(-ИН-) типа проклинать, понимать , где -И- пишется перед -А- (ср. проклясть, понять ).
- Исключения для этих правил немногочисленны: скачок, скачу; утварь; сочетать, сочетание; полог; росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль; равнина. Стоит запомнить также два слова с корнем -ПЛОВ- : пловец и пловчиха. В остальных случаях пишется — ПЛАВ-.
- Для корня -МАК- важно, что мы можем сказать обмакнуть перо в чернила, макать кисть в краску , то есть «погрузить что-то во что-то» (количество глаголов с -МАК- невелико).
- Слова с корнем -МОК- (-МОЧ-) не могут быть употреблены в этой конструкции: нельзя вымокнуть что-то во что-то , но можно вымокнуть под дождем, промочить ноги . Правило распространяется на производные: промокашка, непромокаемый , потому что нельзя «промокать что-то во что-то».
Иллюстративная таблица случаев чередования.
Вы смотрели конспект урока по русскому языку «Чередующиеся гласные в корне».
Перейти в следующую тему: «Правописание согласных»
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/03/31/pravopisanie-korney-s-cheredovaniem-glasnykh
http://uchitel.pro/%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%D1%81%D1%8F-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B2-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B5/