Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме
Данный урок разработан для учащихся 6 класса. Урок смоделирован в рамках деятельностного подхода с учётом формирования универсальных учебных действий. На всех этапах урока предполагается вовлечение учащихся в деятельность различного рода:целеполагание, исследование, самостоятельная работа, рефлексия и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu89.pdf | 423.75 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме «- тся и — ться в глаголах». Урок проводится с использованием ЭОР.
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме «Связь слов в предложении». В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты.
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности.
Данный урок ориентирован на учебник «Русского языка» под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний).
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.
Предлагается информационный и дидактический материал, задания для организации самостоятельной работы пятиклассников в условиях дистанционного обучения.
Пятиклассникам предлагается информативный, закрепительный и контролирующий материал по изучаемой теме.
Разработка урока по русскому языку для 6 класса по теме: «Правила правописания безударных личных окончаний глаголов»
Разработка урока по русскому языку для 6 класса по теме:
«Правила правописания безударных личных окончаний глаголов»
Тема: правила правописания безударных личных окончаний глаголов.
Цель: формировать умение находить и правильно писать изучаемую орфограмму, повторить ранее изученный материал о глаголе, развивать их правописные умения и навыки, углубить и расширить знания учащихся о глаголе.
Оборудование: учебник, таблицы, карточки.
1.Объяснение нового материала.
Данное правило можно объяснить детям, использовав индуктивный метод.
На доске следующая запись:
Задание детям: сравните окончания глаголов I и II спряжения.
Сделайте вывод, соотнеся окончание 3 лица множественного числа со всеми остальными окончаниями. Обратите внимание на гласную букву во всех окончаниях.
— Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола.
Например: я строю, ты стро…шь, он стро…т, они стро…т.
( Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение ) .
— Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени.
( Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме ) .
— Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II.
1) В какой части слова пропущена буква?
2) Ударные гласные или нет?
3) К какой части речи относятся данные слова?
4) Как определить, какую букву писать?
2.Упражнение. Глаголы измени по смыслу, выдели окончание.
В тихие дни береза (сбрасывать) листья ровным кругом. (Краснеть) стройный клен. Труд (кормит) , а лень — (портить) .
Содержание и последовательность орфографического разбора.
Обнаружив в слове безударный гласный (опознавательный этап анализа), учащийся:
1) выделяет морфему с безударным гласным;
2) определяет часть речи (выборочный этап анализа) ;
3) если это глагол с безударным гласным в окончании глагола, ставит его в неопределенной форме и смотрит, на что оканчивается неопределенная форма глагола;
4) если этот глагол в неопределенной форме оканчивается на -еть или -ать, выясняет, не относится ли данный глагол к числу глаголов-исключений (заключительный этап анализа) .
Письменный разбор: Молодая зелень (шептать, I спр.) шепчет, (колыхаться, I спр.) колышется. (Стлаться, I спр.) стелются черные тучи, молнии в небе снуют.
Все кругом (смотреть, исключ. II спр.) смотрит живо, мягко, ласково.
Прежде чем написать глагол с безударным личным окончанием, учащиеся ставят глагол в неопределенной форме, определяют спряжение глагола и в скобках указывают неопределенную форму и спряжение; если глагол является исключением, отмечают это обстоятельство.
Устный орфографический разбор: «В слове шепчет безударный гласный находится в окончании глагола, неопределенная форма шептать, оканчивается на -ать, это глагол I спряжения. Поэтому в глаголе шепчет окончание -ет. «
Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить : строить строит, строят , исключение лишь составляют глаголы брить и стелить (т.е. они относятся к I спряжению) ; 4 глагола на -ать : гнать, держать, слышать, дышать ; 7 глаголов на -еть : вертеть, видеть, обидеть, смотреть, зависеть, ненавидеть, терпеть . Эти 11 глаголов можно легко запомнить, выучив стихотворение:
Ко второму же спряженью Отнесем мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключения: брить, стелить.
И еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, вертеть И зависеть и терпеть.
Остальные глаголы относятся к I спряжению: мыть — моют, моет; полоть — полет, полют; тянуть — тянет, тянут и др.
3.Запиши указанные в списке глаголы в два столбика по спряжениям.
сказать(1) , шептать(1) , ехать(1) , плавать(1) , слушать(1) , слышать(2) , свежеть(1) , чернеть(1) , болеть(1) , смотреть(2) , видеть (2) , терпеть(1) , колоть(1) , бороться (1) , мыть(1) , гаснуть(1) , тянуть(1) , кашлять(1) , сеять(1) , любить(2) , давить(2) , грузить(2) , сушит(2) , клеить(2) , строить(2) .
Какие основы инфинитива у глаголов II спряжения? Можно ли утверждать, что все глаголы с неусекаемыми глаголами инфинитива относятся к I спряжению? Почему?
Выдели в записанных глаголах суффиксы инфинитива. Объедини глаголы с одинаковыми суффиксами в каждом спряжении скобкой. Какой суффикс инфинитива встречается только в глаголах I спряжения?
Глаголы на -ЕТЬ есть и в I и во II спряжении. Одинаковы ли основы у глаголов с этим суффиксом в каждом из спряжений? Можно ли по этому признаку определить, к какому спряжению относится глагол на -ЕТЬ ?
Можно ли утверждать, что ко II спряжению относятся все глаголы на -АТЬ с усекаемыми основами? Почему?
Проверь, какие звуки стоят перед суффиксом -а- в глаголах II спряжения. Встречаются ли шипящие звуки перед -а- в глаголах I спряжения? Сумеешь ли ты теперь определить, к какому спряжению относится глагол на -АТЬ ?
Ко II спряжению относятся глаголы только тех групп, которые выделены в твоем списке. Сколько таких групп? По каким признакам можно узнать глаголы каждой группы?
Теперь ты сможешь решить, относится ли глагол ко II спряжению или нет. Нужно ли специально выделять признаки I спряжения, чтобы узнать, относится ли к нему какой-нибудь глагол? Почему?
Признаки глаголов II спряжения и порядок их проверки можно записать в виде такой схемы:
3. шип. -ать II спр.
Во многих учебниках ты можешь прочитать, что ко II спряжению относятся: 1) все глаголы на -ить (кроме брить, стелить ) 2) семь глаголов на -еть : терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть 3) четыре глагола на -ать : гнать, держать, слышать, дышать .
Проверь, можно ли с помощью схемы определить, к какому спряжению относятся все глаголы, указанные в этом списке.
Выходит, что и схема, и список одинаково позволяют определить спряжение глагола. Чем же из них пользоваться при проверке орфограммы в личных окончаниях? Чем угодно. Чем удобнее, тем и пользуйся.
4.Учащиеся выполняют упражнение.
1. Прочитай загадку:
— В каких частях слов пропущены буквы? ( в окончании ) — Все ли пропущенные буквы являются орфограммами?
— Что нужно знать об этих глаголах, чтобы проверить в них орфограммы?
Также мы развиваем у детей умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания.
5. Запись под диктовку с заданием: указать спряжение глагола.
Чтобы знать, надо любит книгу и уметь ее читать. Книга помогает тебе проникать в тайны жизни на Земле. Из книг ты узнаешь об удивительном подводном мире. Каждая встреча с хорошей книгой это праздник.
— В какую форму надо поставить глагол, чтобы узнать его спряжение?
— Какие глаголы неопределенной формы относятся ко II спряжению, какие — к I?
2. Узнайте спряжение глагола, напишите его во 2-м лице единственного числа, обозначьте ударение.
Писать, рисовать, ходить, готовить, стрелять.
Образец записи: мечтать (I) — мечтаешь.
Как тебя понимать февраль?
То, деревья кидая в дрожь,
Словно в гостях ты ж д. ш ь весну.
Нрав тяжелый у февраля!
— В каких частях слов пропущены буквы?
— Все ли пропущенные буквы являются орфограммами? Что надо знать об этих глаголах, чтобы проверить в них орфограммы
6. А теперь игра «Будь внимателен».
Из двух названных глаголов указать глагол I спряжения. Доказать. (Используются сигнальные карточки с цифрами I, II.) Победить, побеждать. Отправлять, отправить. Потерять, находить. Разрушать, разрушить. Гореть, говорить.
— Эй, вы, косые! Вон собаки бегут. Мо ж. т е догнать?
— Что же не догон я. т е, под кустом лежите?
— А зачем нам их догонять? Что они нам плохого сделали?
В тексте встретился глагол ДОГНАТЬ . От какого глагола он образован? Образуй от глагола гнать новые глаголы с помощью приставок вы-, пере-, при-, со-, у- . Как ты думаешь, одинаковые ли личные окончания у этих глаголов и у глагола гнать? В тексте есть два однокоренных глагола. Одинаковы ли они по смыслу, можно ли их употреблять в речи друг вместо друга? А одинаково ли пишутся их личные окончания?
Выпиши глаголы и проверь орфограммы в их личных окончаниях.
Найти в тексте глаголы в настоящем и будущем времени. Объяснить написание окончаний.
Вот идет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости.
И видят — на холме, у берега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
Найдите в тексте глаголы. Объясните их написание.
1. — Вставьте подходящие по смыслу слово и вы прочитаете пословицы: Кто. мир, пожнет счастье. Мир строит, война. Дерево. по плодам, а человека — по делам.
(Пропущенные слова: сеет, разрушает, ценят.) — Объясните смысл пословиц.
— Нужно ли проверять окончание в глаголах? Почему? Проверьте.
Учащиеся доказывают, какое отношение надо написать, пользуясь образцам рассуждений (правилам) . Учитель подсказывает формы глагола сеять, обращает внимание на вопросы: что делает? разрушает, что делать? разрушать.
Вывод. Итак, что надо сделать (какие действия надо выполнить) , чтобы проверить безударные окончания глаголов?
— Сейчас я и проверю, как вы это запомнили.
9.Задание на закрепление изученного материала.
Образовать словосочетания со следующими глаголами.
Проверить личные окончания.
«купить коньки» (II спр.) — (они) чин. т — что?
(ты) чувству. шь что? — (они) хлопоч. т — о чем?
(они) хвал. т кого? — (ты) услыш. шь — что?
(они) уч. т кого? чему? — (ты) убира. шь — что?
(они) украша. т что? — (мы стреля. м — во что?
(мы) спаса. м кого? — (вы) снима. те — с чего?
(ты) смотр. шь во что? — (вы) се. те — что?
Работу можно давать по вариантам. Главное, чтобы ребята не только правильно определили личное окончание глагола, но и верно бы составили словосочетание, т.е. слова должны быть связаны по смыслу.
А теперь можно немного поиграть. «Исключи лишнее слово» (подчеркни его) .
1) Пишем, вяжем, стираем, дружим, (т.к. это глагол II спряжения, а остальные — I) .
2) Строим, клеим, говорим, отвечаем (т.к. это глагол II спр., а остальные — I) .
3) Молчат, посеют, думают, живут (посеют — будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени) .
Ребята записывают слова в строчку, а лишнее слово подчеркивают. Объяснение ведется устно.
А еще я познакомила ребят с разноспрягаемыми глаголами.
Спиши текст, проверяя орфограммы. Проверку орфограмм в личных окончаниях записывай перед глаголами.
На лугах вблизи лесных опушек ход. т, в такт шагам покачивая головой, пестрая хохлатая птица — удод. Длинный изогнутый клюв сует в сухую траву, под камни: ищ. т насекомых. А найдет — не глота. т: подброс. т жука вверх и лов. т открытым ртом. Клюв удода длинный, а язык короткий. Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он втянуть в клюв не мож. т Вот и приходится удоду жонглировать всякий раз, когда он ест.
(Если ребята пишут медленно, то можно немного изменить задание: учитель читает текст по предложениям, в каждом предложении ребята находят глагол, записывают его и объясняют.) В последнем предложении встретился глагол ест. Никаких особых орфограмм в этом глаголе нет. А вот спрягается он необычно.
Убедитесь в этом сами.
Вместе с учителем ребята спрягают глагол на доске и в тетради.
Проверь устно орфограммы и запиши:
Ветер на море гуля.т
И кораблик подгоня.т;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Все ли из пропущенных букв тебе пришлось проверяет? Почему?
Выпиши глагол бежит вместе с местоимением он . А теперь замени местоимением множественного числа. Как ты напишешь глагол бегут или бежат ? Если бежат, значит, ты ошибся; так по-русски не говорят. Говорить (и, конечно, писать) нужно бегут .
Интересный этот глагол — бежать! Во всех лицах, кроме одного, у него окончания II спряжения, как и положено таким глаголам.
А вот в третьем лице множественного числа вдруг появляется окончание I спряжения. В грамматике этот глагол так и называется разноспрягаемый.
Гласные во всех окончаниях этого глагола в сильной позиции, поэтому орфографических ошибок в них, пожалуй, не сделаешь. А вот грамматические ошибки при употреблении этого глагола в личных формах возможны. Поэтому полезно отметить его особенности в схеме.
Вставь глагол бежать в нужной форме в предложения:
2) Из крана. вода.
4) Тропинка. по склону горы.
5) Из-под корней могучего дуба. ключ.
Одинаково ли лексического значение глагола во всех предложениях? Каким синонимам его можно заменить в каждом предложении?
Стали глаголы выбирать себе личные окончания. Дело серьезное — окончания-то не какие-нибудь, а личные! Одним больше по душе окончания первого спряжения, другим — второго. Дошла очередь и до глагола хотеть.
— Я хочу и тех окончаний и этих, — заявил Хотеть.
— Мало ли чего ты хочешь! Другие, может, тоже хотят, да так не бывает.
— Да ты подумай, что получится, если каждый из нас как попало спрягаться станет! Порядок должен быть!
— Подумаешь, порядок! Вы как хотите, так и спрягайтесь, а я все равно по-своему спрягаться буду.
Махнули другие глаголы на упрямого Хотеть рукой.
— Пусть спрягается, как хочет. А мы и знать его на хотим.
Это, конечно, шутка. А ка же все-таки спрягается глагол хотеть? Выпиши из текста его личные формы. Какие у них окончания I или II спряжения? Как называются такие глаголы?
У глагола хотеть основа личных форм в единственном числе оканчивается звуком [т’]. Нельзя говорить по-русски он хотит или они хочут .
Выписать из текста глаголы, объяснить их написание.
Какой школьник не хочет иметь перочинный нож! Он очинит тебе карандаш, нарежет веток для костра, почистит картошку. Ты возьмешь его с собой в далекое путешествие. С его помощью ты построишь шалаш, сделаешь себе удочку.
Нужно только беречь нож, тогда он тебе за все заботы заплатит честным трудом.
Правописание личных окончаний глаголов
Орфограмма : правописание личных окончаний глаголов. Личные окончания глаголов — окончания форм настоящего и простого будущего времен глагола, а также глаголов в повелительном наклонении. Написание личных окончаний глаголов в формах настоящего и простого будущего времен различается в зависимости от типа спряжения глаголов:
Подробнее о правилах спряжения глаголов читайте в конспекте «Спряжение глаголов».
Алгоритм определения окончания глаголов
1 этап. Чтобы определить спряжение глагола, надо узнать, ударным или безударным является его личное окончание. Существует два способа:
- Поставить глагол в третье лицо единственного числа (он, она, оно) и посмотреть, какая гласная отчетливо слышится. Если отчетливо слышится гласная буква Ё , это глагол I спряжения: плыть — плывёт, пить — пьёт . Если отчетливо слышится гласная буква И , то это глагол II спряжения: лететь — летит .
- Поставить глагол в третье лицо множественного числа (они) и посмотреть, какая гласная отчетливо слышится. Если слышится -УТ, -ЮТ, это глагол I спряжения: плыть — плывут . Если слышится -АТ, -ЯТ, то это глагол II спряжения: лететь — летят.
- Если оба способа не помогли, то перед нами глагол с безударным личным окончанием, переходим ко 2-му этапу.
2 этап. Если глагол оказался с безударным личным окончанием, то его спряжение определяется по инфинитиву. При определении инфинитива: вид глагола не менять, -СЯ не отбрасывать, приставку ВЫ- отбросить! Исключить разноспрягаемые глаголы: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, а также особо спрягаемые ДАТЬ, ЕСТЬ (впрочем последние и не должны попасть на этот этап, так как у них ударные окончания)
- II спряжение: глаголы, оканчивающиеся в начальной форме на -ИТЬ (кроме глаголов БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ — они относятся к I спряжению ), а также глаголы-исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ и ОБИДЕТЬ, а еще ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ и СМОТРЕТЬ (включая все глаголы, образованные от глаголов-исключений).
- I спряжение: все остальные глаголы, а также глаголы-исключения БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.
http://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-russkomu-yaziku-dlya-klassa-po-teme-pravila-pravopisaniya-bezudarnih-lichnih-okonchaniy-glagolov-386917.html
http://uchitel.pro/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE/