Конспект правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Конспект урока элективного курса русского языка на тему «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени» (10 класс)

10 класс, элективный курс русского языка

Тема: Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Цель: сформировать у учащихся умения и навыки правописания окончаний глаголов, суффиксов причастий, умения выполнять задание ЕГЭ-11

Образовательные: закрепить умение грамотного правописания окончаний глагола, суффиксов причастий, научить применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, обобщить изученный материал.

Развивающие: развивать логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу, формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе, умение классифицировать, выявлять связи, составлять и сравнивать, формулировать выводы.

Воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Оборудование: тетради, тестовые задания.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

Орфоэпический тренинг (11 слов существительных, 1 слово причастие и 1 слово глагол.)

корысть краны, кремень, лекторов, новостей цемент центнер цепочка

шарфы, откупорил кровоточащий, бухгалтеров

Ответ: корЫсть крАны, кремЕнь, лЕкторов, новост Ей цемЕнт цЕнтнер цепОчка

шАрфы, откУпорил кровоточАщий, бухгАлтеров

3. Сообщение темы и цели урока

Создание проблемной ситуации

Какое задание ЕГЭ включает знания причастий и глаголов? Почему их можно рассматривать вместе?

Ответ: при написании окончаний глаголов и суффиксов причастий необходимо знать спряжение.

Итак, тема урока…

-Как звучит формулировка задания ЕГЭ?

Какова цель сегодняшнего урока? К какому результату должны прийти?

4.Работа над новой темой

Глаголы с приставкой Вы»

Особое внимание следует уделить приставке вы-, которая часто притягивает к себе ударение и делает окончание глагола безударным (вЫспятся, вЫберет).

В подобных случаях сомнительное окончание проверяйте бесприставочной формой:

(вЫспятся — спЯт, вЫберет- берЁт)

1. В каком ряду в двух словах пишется буква Ю?

1. дремл. щая собака; зерна перемел. тся

2. стел. щееся растение; стадо гон..т

3. они ненавид. т; они кол. т лед

4. самокле. щиеся обои; терп. щий бедствие

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

Словарный диктант, задание: вставить орфограммы

участву…щий в спектакле,

11-1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

11-2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

11-3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

11-4. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

11-5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

6. Комплексный анализ текста

Анализ текста В. Пескова «Чувство Родины».

Чувство Родины (обратите внимание на корни слов: род – родник – Родина) прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей.

Родина – это очень много. Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, названия новых машин, которым неистово хлопают во всех городах Земли.

По праву человека, изрядно поездившего, должен поделиться своей тревогой. Много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признать, но на своей малой родине частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков. Песчаный берег «украшают» автомобильное колесо или какие–то ящики.

Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что нет возможности всего даже и перечислить. И как-то неловко уже после всего этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа. О том, например, что всегда внимание людей останавливало и волновало одиноко стоящее дерево.

Вспомните песни «Среди долины ровныя…», «При долине куст калины…», «Во поле березонька стояла…». В основе их человеческое волнение, вызванное родным пейзажем, изюминкой в нем – кустом калины, березой, одиноко стоящим дубом.

Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. Наш общий дом – Родина – должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.

-О чём этот текст? Над какой проблемой размышляет автор? Прокомментируйте её.

-Какова авторская позиция? Согласны ли вы с ней. Выскажите своё мнение, приведя несколько аргументов.

-Найдите причастия, объясните их правописание

-Какое предложение связано с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения?

-Какие изобразительные средства использует автор в тексте? Что такое эпитет, метафора, лексический повтор, синтаксический параллелизм, парцелляция?

7. Подведение итога урока. Рефлексия

Методические рекомендации к 12 заданию ЕГЭ «Правописание личных окончаний глаголов, суффиксов причастий»
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Представленный материал поможет ученикам подготовиться к заданию 12 ЕГЭ по теме «Правописание личных окончаний глаголов, суффиксов причастий», а также будет полезен учителям русского языка в старших классах. Опроный конспект основан на систематизации знаний программы школьного курса русского языка, состоит из:

1) Правил, собранных по теме задания

2) Опорных и вспомогательных схем

3) Алгоритма выполнения задания

4) Блока тренировочных заданий

5) Блока контрольных заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
zadanie_12_ege.doc149.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тырина Ольга Дмитриевна ГБОУ СОШ № 241 Адмиралтейского района

ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ, СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ

Формулировка задания: «Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (травы) колыш..тся, противореч..щий
2) выгляд..шь, обид..вшийся
3) (кот) мурлыч..т, приемл..мый
4) жал..щие (пчёлы), рассе..нный (человек)
5) леч..щий (врач), (родители) тревож..тся»

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:

  1. Правописание гласных в окончаниях глаголов
  2. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
  3. Правописание суффиксов действительных причастий прошедшего времени
  4. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
  5. Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях прошедшего времени.
  1. Правописание гласных в окончаниях глаголов.

Написание зависит от спряжения глагола.
Чтобы определить спряжение глагола, ставим глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)
Ко II СПРЯЖЕНИЮ относятся все глаголы на -ИТЬ, КРОМЕ брить, стелить, зиждиться и все производные от них)
К I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, КРОМЕ гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а еще терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть и все производные от них.
В личных формах глаголы I спряжения имеют в окончаниях буквы У, Ю, Е.
В личных формах глаголы II спряжения имеют в окончаниях буквы И, А, Я.

— глаголы типа выздороветь, заиндеветь, опостылеть, опротиветь, плесневеть изменяются по I спряжению: выздоровеешь, выздоровеет, выздоровеем, выздоровеете, выздоровеют .
— в неопределенной форме и прошедшем времени глаголов баять, блеять, веять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять (не следует путать с глаголом таить ), хаять, чаять, чуять пишется суффикс -ять, поэтому они изменяются по I спряжению: таешь (но: таи’шь от таи’ть ), тает, таем, таете, тают .
-от глагола мучить употребляются формы как I, так и II спряжения: мучаю, мучаешь, мучает, мучаем, мучаете, мучают и мучишь, мучит, мучим, мучите, мучат . Предпочтительными являются формы II спряжения, а формы I спряжения считаются разговорными, они восходят к устаревшему глаголу мучать .
— глагол мерить и производные от него домерить, померить, замерить и др. — изменяются по II спряжению: мерю, меришь, мерит, мерим, мерите, мерят ; формы меряю, меряешь, меряет, меряем, меряете, меряют образуются от просторечного глагола мерять и считаются нелитературными.
— у многих глаголов приставка вы- принимает на себя ударение, в результате чего возникает затруднение в написании. В этих случаях сомнительное окончание рекомендуется проверять бесприставочным словом: выговорят — говорят ( выговорить — говорить ), выспишься — спишь ( выспаться — спать ), выстрижешь — стрижёшь ( выстричь — стричь ).

— глаголы хотеть, бежать, брезжить относятся к разноспрягаемым, т. е. они имеют окончания I и II спряжений. Так, глагол хотеть в единственном числе изменяется по I спряжению ( хочешь, хочет ), а во множественном числе — по II (хотим, хотите, хотят); глагол бежать в 3-м лице множественного числа имеет окончание -ут ( бегут ), в остальных — окончания II спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите ; глагол брезжить имеет только две формы: 3-е лицо единственного числа — брезжит (II спряжение) и 3-е лицо множественного числа — брезжут (I спряжение).

  1. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

В действительных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:

-ущ- (-ющ-) , если причастия образованы от глаголов I спряжения: бор-ющ-ийся (борются), клокоч-ущ-ий (клокочут), колыш-ущ-ийся (колышутся), мел-ющ-ий (мелют), пол-ющ-ий (полют), стел-ющ-ийся (стелются), та-ющ-ий (тают).

-ащ- (-ящ-) , если причастия образованы от глаголов II спряжения: дыш-ащ-ий (дышат), жал-ящ-ий (жалят), завис-ящ-ий (зависят), кле-ящ-ий (клеят), мол-ящ-ий (молят), хвал-ящ-ий (хвалят).

Примечание: глаголы брезжить и зиждиться имеют причастия брезжущий и зиждущийся .
От глаголов мучить и мерить образуются две формы: мучащий, мерящий (нейтр.) и мучающий, меряющий (разг.)

  1. Правописание суффиксов действительных причастий прошедшего времени

В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом -вш- пишется та же гласная, которая стоит перед суффиксом -л- в глаголе прошедшего времени (или перед суффиксом -ть в инфинитиве): клеи-вш-ий (клеи-л, клеи-ть), лелеявший (лелеял, лелеять), надеявшийся (надеялся, надеяться) .

Примечание: причастия от глаголов типа обессилеть — обессилить отличаются гласными е , и перед суффиксом -вш-; ср.: обессилевший (‘потерявший силы’) и обессиливший (‘лишивший кого-либо силы’)

  1. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

В страдательных причастиях настоящего времени (они образуются только от переходных глаголов несовершенного вида) пишутся суффиксы:

-ем- (реже -ом- ), если причастия образованы от глаголов I спряжения : организу-ем-ый (организуют), колебл-ем-ый (колеблют), проверя-ем-ый (проверяют), вед-ом-ый (ведут), влек-ом-ый (влекут), нес-ом-ый (несут);

-им- , если причастия образованы от глаголов II спряжения : вид-им-ый (видят), завис-им-ый (зависят), кле-им-ый (клеят), слыш-им-ый (слышат)
Примечание: причастие движимый образовано от устаревшего глагола движити .

  1. Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях прошедшего времени.

В страдательных причастиях прошедшего времени пишется:

— анн(ый)/-янн(ый ) , если соответствующий глагол оканчивается в неопределенной форме на -ать/-ять : напис анн ый ← напис ать ; разве янн ый ← разве ять ; насто янн ый ← насто ять .

— енн(ый)/-ённ(ый) , если глагол в неопределенной форме оканчивается на -еть , -ить , -ти (после согласной), -чь : вид енн ый ← вид еть ; застрел енн ый ← застрел ить ; спас ённ ый ← спас ти ; сбереж ённ ый ← сбере чь .

ковры для просушки развешаны [← развешать ] во дворе

продукты в магазине заблаговременно развешены [← развесить ]

обвешанные [← обвешать ] минами бойцы

обвешенные [← обвесить ] продавцом покупатели

замешанные [← замешать ] в преступлении взяточники

густо замешенное [← замесить ] тесто

много картин навешано [← навешать ] на стендах

дверь навешена [← навесить ]

расстрелянные [← расстрелять ] фашистами партизаны

подстреленные [← подстрелить ] охотником утки

пристрелянное [← пристрелять ] орудие

пристреленный [← пристрелить ] волк

выкачанная [← выкачать] из бака нефть

выкаченная [← выкатить] из подвала бочка.

Примечание: от глаголов мерять, мучать (разговорные формы) страдательные причастия прошедшего времени образуются с суффиксом -енн- : мер енн ый, муч енн ый (как от литературных форм мерить, мучить ) .

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Содержание:

От чего зависит выбор гласной в личных окончаниях глаголов, суффиксах причастий?

Когда буква зависит от спряжения

Спряжение пригодится для выбора буквы, если глагол или причастие НЕ в прошедшем времени:

  • он кле(И/Е)т, они кле(Я/Ю)т, кле(Я/Ю)щий, кле(И/Е)мый;
  • он стел(Е/И)т, они стел(Ю/Я)т, стел(Ю/Я)щийся;
  • он слыш(И/Е)т, они слыш(А/У)т, слыш(А/У)щийся, слыш(И/Е)мый.

Подборки слов в задании состоят из подобных примеров, когда на слух правильный вариант подобрать трудно, а иногда и невозможно. Чтобы решить задачу, определяем спряжение глагола.

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

  1. Поставим глагол в неопределенную форму: пилит — (что делать?) пилить.
  2. Определить, какая гласная стоить перед — ть.

I спряжение

Глаголы на -ить (кроме брить, стелить), например: пилить, клеить

II спряжение

Все остальные глаголы, например: паять, таять, сеять, краснеть, открыть, бороться, танцевать + брить, стелить.

Определяя спряжение глаголов, не забываем про следующие тонкости:

1. Правильно поставить глагол в неопределенную форму (инфинитив) – это значит сохранить вид – совершенный/несовершенный, например:

(он) улов…т: вопрос к слову – что сделает? (сов.в), начальная форма – (что сделать?) – уловить II спр.

Если «потерять» вид, то получим ошибочный вариант :улавливать (что делать? – несов.в), в котором окончание пишется по I спр.

2. Спряжение не зависит от постфикса СЯ/СЬ – если эта часть мешает разобраться, ее убирают, но на результате это не сказывается.

Вернувшись к примерам, приведенным выше, получаем ответ:

  • он кле…т – клеИТЬ – II спр.;
  • он стел…т – стелИТЬ (искл.) – I спр.;
  • он слыш…т – слышАТЬ (искл.) – II спр.

Следующий шаг – выбор гласной.

Гласная в личных окончаниях

Зная спряжение глагола, букву выбирают, как показано в таблице:

Если слово начинается с приставки ВЫ-, попробуйте эту часть отбросить: чаще сразу получаем ударное окончание, например:

ВЫшь…шь – шЁшь, ВЫбер…шь – берЁшь, ВЫлет…т – летИт.

Возвращаясь к примерам, вписываем букву в окончание:

  • он клеИт, они клеЯт;
  • он стелЕт, они стелЮт,
  • он слышИт, они слышАт.
  • в окончаниях глаголов I спр. встречаются только гласные Е/У(Ю);
  • в окончаниях глаголов II спр. встречаются только гласные И/А(Я),

выпускник без труда разберется с суффиксами причастий наст. вр.

Гласная в суффиксах причастий настоящего времени

Причастия наст. вр. всегда образовываются от глаголов в той же форме с помощью суффиксов, в которых стоит та же гласная, что и в личных окончаниях глаголов:

  1. Страдательные причастия от глаголов I спр. – ЕМ: забываЕмый (забывать), читаЕмый (читать);
  2. Страдательные причастия от глаголов II спр. – ИМ: ненавидИмый (ненавидеть).
  3. Действительные причастия от глаг. I спр. – УЩ (ЮЩ): колЮщий (колоть);
  4. Действительные причастия от глаг. II спр. – АЩ (ЯЩ): строЯщий (строить).

Запомни слова, написание букв в суффиксе которых вызывают затруднения:

приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕмый.

Слово движимый пишется с ИМ, так как образовано не от слова «двигать» а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити.

Закончим с примерами из начала статьи:

Итак, в настоящем времени в глаголах I спр. и причастиях, образованных от них, пишем Е/ У(Ю), проще запомнить по одному соединению в букве. в остальных случаях – И/ А(Я). Две соединительные линии в буквах

Когда буква НЕ зависит от спряжения

Глаголы и причастия прошедшего времени пишут по другим правилам. Глаголы перед -Л- всегда сохраняют гласную инфинитива, а в причастиях все зависит от залога (действительные/страдательные):

  1. От инфинитива на -АТЬ, -ЯТЬ гласная перед ТЬ сохраняется в основе глаголов, действительных и страдательных причастий:
    • услышАть – услышАл, услышАвший, услышАнный;
    • посеЯть – посеЯл, посеЯвший, посеЯнный.
  2. Действительные причастия перед суффиксами Ш, ВШ сохраняют гласную инфинитива. По этому же правилу пишут деепричастия:
    • построИть – построИл, построИвший, построИв;
    • увидЕть – увидЕл, увидЕвший, увидЕв.
  3. В страдательных причастиях прошедшего времени перед НН никогда не встречается И, даже если исходный глагол на ИТЬ. Если слово не относится к первому пункту (АТЬ, ЯТЬ), то в суффиксе пишем Е.
    • простроИть – построЕнный;
    • увидЕть – увидЕнный.

Ряд слов, образованных от Похожих глаголов нужно отметить особо.

  • выкачАнная (качАть) из колодца вода — выкачЕнная из подвала бочка (выкатИть).
  • развешАнное бельё (развешАть) — навешЕнная дверь (навесИть); взвешЕнный товар (взвесИть);
  • замешАнный в авантюру (замешАть) — замешЕнное тесто (замесИть);
  • вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вывалЕнный мусор (вываЛить).

Знание правильной формы инфинитива помогает и в написании слов:

  • измучЕнный (измуЧить), слова «измучанный» нет.
  • измерЕнный (измерИть, что сделать?, от измерять причастия прошедшего времени не образуется).

Практика ЕГЭ по русскому языку:


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/09/15/material-dlya-podgotovki-k-zadaniyu-ege-no-12-pravopisanie

http://bingoschool.ru/manual/206/