Конспект правописание местоимений 10 класс

Открытый урок.Местоимение как часть речи.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

УМК: Гольцова Н.Г., И.В. Шамшин, М.А. Мищерина «Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч 1. – М.: ООО «Русское слово», 2015 год

Скачать:

ВложениеРазмер
mestoimenie_-_10_klass.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА «МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»- 10 класс

Дата: 13.03.2018 г.

Учитель: Утина Л.И.

УМК: Гольцова Н.Г., И.В. Шамшин, М.А. Мищерина «Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч 1. – М.: ООО «Русское слово», 2015 год

Образовательные: повторение и обобщение ранее изученного теоретического материала по теме «Местоимение», отработка навыков правописания местоимений, употребления местоимений (соблюдение орфографических и грамматических норм), подготовка к ЕГЭ.

Развивающие: формирование познавательного интереса, самостоятельности в изучении предмета на основе соединения теоретического материала с пониманием его практического применения, использования потенциала художественной литературы.

Воспитательные: воспитание читательского вкуса, трудолюбия, дисциплинированности, самостоятельности, добросовестности, ответственности.

1. Организационный момент.

  1. Контроль за готовностью класса к уроку.
  2. Формирование атмосферы, благотворно влияющей на ход урока.
  3. Мотивационный настрой учащихся на работу над темой урока.

2.Проверка домашнего задания.

  1. Проверка упражнения заданного на дом.
  2. Вопросы:
  • Как называется раздел лингвистики, который изучает части речи?
  • Какие части речи мы изучали на предыдущих уроках?
  • Что такое существительное? прилагательное? числительное?

3. Актуализация на познавательную деятельность.

1. Словарная работа (лексический диктант) – (один учащийся у доски, класс работает в тетрадях)

Задание: написать словосочетания. Объяснить орфограммы.

Комментировать футбольный матч

Рассуждения известного автора

Серьезный одиннадцатый аргумент Пятьдесят седьмым вагоном

2. По зачитанному учителем лексическому значению определить слово.

Задание: учитель зачитывает значения слов. Ученики определяют слово по его значению,

РАССУЖДЕНИЕ, -я, ср. 1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

ПРОБЛЕМА (от греч. problema — задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения

КОММЕНТАРИЙ, -я, м., обычно мн. 1. Разъяснительные примечания к какому-н. тексту.

АРГУМЕНТ, -а, м. 1. Довод, доказательство.

АКТУАЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Важный, существенный для настоящего момента.

ОПТИМИЗМ, -а, м. Бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро; противоп. пессимизм

Последним было определено слово «оптимизм».

Вывод учителя: таким образом, несмотря на возникающие трудности, мы с вами должны с оптимизмом смотреть в будущее!

При выполнении каких заданий ЕГЭ нам понадобится знание этих слов? ( Запомните их. Мы сегодня ещё вернёмся к ним)

3. Морфологический разбор слов: известного, писателя, пятьдесят седьмым

4. Орфоэпическая разминка:

премировАть, баловАть, откУпорить, звонИт, включИт , нЕкогда, нИкогда

5.Мотивация к изучению новой темы.

Сегодня на уроке мы будем работать с одной из изученных ранее, самой загадочной части речи. Запишем предложение и постараемся самостоятельно определить её.

Эта часть речи может изменяться до неузнаваемости и может не изменяться вовсе, она всё всегда в маске. всегда скрывает своё истинное лицо, но, несмотря на такую обманчивость, даже коварство, мы не можем обойтись без неё ни дня. Мы часто не узнаём её в лицо, но в ней узнаём себя.

Итак, вы, конечно, догадались, что это местоимение.

Тема нашего урока «Местоимение». Запишите её в тетрадь.

  1. Слова какой части речи преобладают в этом предложениях? (Местоимения)
  2. Прочитайте местоимения, употребленные в данном высказывании.
  3. С какой целью я начала урок именно с такого предложений? ( Привлечь внимание к этой части речи, показать, что местоимения очень распространены в речи).
  4. Каковы цели и задачи сегодняшнего урока? ( Повторить, закрепить, обобщить знания по теме, отработать полученные ранее навыки).
  5. Где могут пригодиться эти знания? ( Много вопросов встречается в заданиях ЕГЭ, в ежедневной речевой практике).

Значит, нас ждёт разнообразная, интересная работа, которая принесёт и пользу, и удовольствие.

Учитель: Мир местоимений действительно чрезвычайно широк и разнообразен. Мы постоянно пользуемся ими в речи. Неслучайно по частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительных и глаголов.

Об этом вы узнаете из теоретического материала п.45,46.

О местоимениях очень много высказываний, например,

«Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на арену, когда освобождают место знаменательные слова».

«Местоименные слова в языках независимо от их появления — слова вторичные, слова-заместители. Это как бы бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимения являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено», как и стоимость бумажных денег без обеспечивающего их стоимость золота».

6. Изучение темы.

Беседа по вопросам:

-О какой особенности местоимений говорит учёный?

(Ответ: Местоимения употребляются вместо имен, они заменяют слова именных частей речи, указывают на них, но не называют. Вместо каких частей речи употребляется местоимение?

-Назовите группы местоимений(мест.-сущ., мест.-прил., мест.-нареч., мест.-числит.)

-Назовите разряды местоимений.

-Какие местоимения встретились вам в этом тексте?

(Ответ: их, это, которых )

-Какое предложение связано с предыдущим с помощью местоимения?

Сделаем вывод: какова же стилистическая функция местоимений в тексте?

(Ответ уч-ся: местоимения помогают избежать повторов и объединяют предложения в связный текст).

Карточка №1 . Работа в парах.

Найдите в данных предложениях местоимения, определите их разряд (напишите разряд над каждым местоимением, не переписывая предложения). Запишите эти местоимения в сводную таблицу.

Из какого произведения взяты предложения? Какое просторечное слово вы нашли?

Учащиеся читают предложения, называют местоимения, определяют разряд.

1. Наташа знала, ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что-то сжимало! ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея.

2. Однако вот какой-то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой-то анфиладой мраморных ступеней, и какие-то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких-то зверей.

3. Пока она ехала в карете, сидя рядом с отцом, и задумчиво глядела на мелькавшие в мерзлом окне огни фонарей, она чувствовала себя еще влюбленнее и грустнее.

4.Следующий после театра день Ростовы никуда не ездили, и никто не приезжал к ним. Марья Дмитриевна о чем-то скрывая от Наташи, переговаривалась с ее отцом.

5. Подожди, Соня, ты все поймешь. Увидишь, какой он человек. Ты не думай дурное ни про меня, ни про него.

6. Что с тобой, мой ангел?

7. Что ж, это сам, что ли, царь ихний? — слышались тихие голоса.

Общая таблица должна выглядеть так. Проверьте.

Урок русского языка на тему «Особенности образования, изменения и правописания местоимений» (10 класс)

Конспект урока русского языка в 10 классе

Тема: «Образование, изменение и правописание местоимений»

Цель: понимать, от чего и с помощью чего образуются местоимения; повторить трудные случаи правописания местоимений.

Разминка – словарный диктант.

Бледно-лиловый, Ростов-на-Дону, мать-и-мачеха, англо-русский, кисло-сладкий, вице-премьер, мини-ноутбук, макси-плащ, контр-адмирал, экс-министр, мало-помалу, нежданно-негаданно, точь-в-точь, пол-Европы, пол-лимона, пол-апельсина, полдеревни, полуостров, пол вишнёвого пирога, пол чайной ложки, из-за туч, из-под ресниц, по-над речкой, по-над полем.

*-Какую орфограмму проверяет данный диктант?

– слитное, дефисное и раздельное написание слов различных частей речи.

— назовите притяжательные местоимения, указательные, определительные.

Определение темы и задач урока.

– Личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, указательные и определительные местоимения являются непроизводными, поэтому их образование и правописание сомнений не вызывает. А вот что мы должны знать об образовании отрицательных и неопределённых местоимений?

*Используя таблицу, созданную на предыдущем уроке, обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.

Отрицательные местоимения с приставками НЕ и НИ пишутся слитно.

Под ударение – НЕ, без ударения – НИ

Если между НЕ (НИ) и местоимением стоит предлог, они пишутся в три слова.

— Работа с заданием заранее записанным на боковой доске: запишите словосочетания, выбирая необходимые буквы и раскрывая скобки.

Н…(чему) радоваться, н…(о) чем беспокоиться, н…(чей), н…(о) чём (не) жалею, н…(перед) кем (не) унижусь, н…(с) кем посоветоваться, н…(кем) (не) обласкан.

*Следует различать значение и правописание выражений:

не кто иной/другой, как… (не что иное/другое, как…) и

никто иной/другой, кроме… (ничто иное/другое, кроме…).

*- Составьте предложения с этими выражениями (Это был не кто иной, как наш сосед. Никто иной, кроме меня, это не сделает).

Дефисное написание местоимений – приставка кое- и суффиксы то-, либо-, нибудь- пишутся с местоимениями через дефис.

Если между приставкой кое- и местоимением стоит предлог, местоимение следует писать в три слова.

(Кое) кто провинился, (кое) что стало известно, (кое) (для) кого законы не писаны, из-за (чьей) то халатности, (чьими) то руками, (что) нибудь придумаем, перед (каким) либо препятствием.

*Местоимения с предлогами и частицами пишутся раздельно. Эти написания следует

отличать от наречий с приставками и союзов, которые пишутся слитно.

За чем стоите? – За книгами (местоимение).

Зачем (почему) ты это сделал? (наречие).

От чего зависят изменения в погоде? – Отчего ты грустишь?

Я хотел сказать то же самое. – Я тоже хотел выступить.

5. Самостоятельная работа.

1. — Составьте словосочетания или предложения с данными словами и выражениями.

Потому – по тому, поэтому – по этому, затем – за тем, зато – за то.

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, выбирая слитное, раздельное или дефисное написание.

Я (за) то глубоко пр…зираю себя, что потратил свой век (н…) кого (н…) любя.

(Н…) когда (н…) (о) чём (н…) жалейте вдогонку, если то, что случилось, нельзя изменить.

(Н…) (о) чем мне печалиться, (от) куда (же) слёзы эти?

Ч(?)и (то) вздохи, ч(?)ё (то) пенье, ч(?)ё (то) скорбное моленье…

Н..(с) кем он (н…) заговаривал, н… (к) кому н… (за) чем (н…) обращался.

Первый был (н…) кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз.

(Н…) какая сила (н…) могла удержать его (от) того, что он задумал.

Вопрос может разрешить только директор, и (н…) кто иной.

Проект выполнен (н…) кем иным, как известным специалистом.

6. Подведение итогов урока.

над какими орфограммами работали?

7. Домашнее задание.

— одно из упражнений учебника,

— тестовые задания ЕГЭ

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Урок русского языка в 10 классе на тему «Особенности образования, изменения и правописания местоимений» ставит своей целью повторение изученного теоретического материала по данной теме, а также практическое закрепление трудных случаев слитного, раздельного и дефисного написания неопределённых и отрицательных местоимений.

  • Страданченкова Ирина АлександровнаНаписать 370 11.02.2020

Номер материала: ДБ-991659

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    11.02.2020 49
    11.02.2020 106
    11.02.2020 32
    10.02.2020 34
    10.02.2020 109
    10.02.2020 293
    10.02.2020 14
    10.02.2020 101

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

В России пройдет конференция «Исследования, улучшающие образование»

Время чтения: 2 минуты

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Местоимение». 10-й класс

Класс: 10

Оборудование: Опорная таблица «Разряды местоимений».

Эпиграф на доске:

По совокупности признаков своего грамматического и обшеязыкового поведения местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые, как «запасные игроки» на футболе или дублеры в театре, выходят на поле или сцену, когда нужно «освободить от игры» знаменательное слово.
А. Реформатский

Образовательные цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о местоимении, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ.
    а) совершенствовать умение находить местоимения в речи; производить их морфологический разбор; классифицировать, анализировать местоимения; отличать их от других частей речи.
    б) повторить и закрепить правила написания местоимений, вызывающие затруднение у учащихся (не и ни в отрицательных и неопределенных местоимениях, дефисное и слитное написание неопределенных местоимений и др.).
  2. Развивать умение оценивать морфологические формы с точки зрения нормативности.

Воспитательные цели урока:

  1. Воспитывать интерес к слову, желание пополнять свой лексикон, развивать и обогащать свою речь.
  2. Показать учащимся красоту, богатство, выразительность русского языка, разнообразие его ресурсов.

Развивающие цели урока:

  1. Развивать творческие способности учащихся: ассоциативность мышления, быстроту реакции, зрительную, слуховую, моторную память, внимание, наблюдательность, орфографическую зоркость.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня в курсе уроков, посвященных морфологии, мы обобщим и систематизируем знания о местоимении, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ. К этому уроку в качестве домашнего задания вы повторили тему «Местоимение» и, разделившись на группы, подготовили небольшое сообщение о разрядах местоимений по следующему плану:

  1. Значение местоимений данного разряда.
  2. Грамматические признаки.
  3. Особенности правописания.

– Что называется местоимением?

– Как соотносятся местоимения с другими частями речи?

– Назовите разряды местоимений; дайте их краткую характеристику.

Представители каждой из групп выступают с краткими сообщениями о разрядах местоимений.

Учитель: Используйте теоретический материал при выполнении практической части урока.

ЗАДАНИЕ 1. Впишите следующие местоимения в соответствующую графу таблицы «Разряды местоимений».

Мой, другой, вы, кто, что-то, каждый, который, я, они, столько, ничей, некто, себя, кое-какой, весь, нечего, свой, несколько, всякий, что, сам, этот, ваш, что-либо, какой, какой-нибудь, таков, никто, всякий, нисколько, то, собой, несколько, любой, сколько.

Название разрядов местоимений Примеры местоимений
Личные
Возвратное
Вопросительные/Относительные
Указательные
Неопределенные
Отрицательные
Притяжательные
Определительные

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте пословицы. Найдите и подчеркните в данных пословицах местоимения, определите их разряд и синтаксическую роль в предложении.

1. Запишите номера пословиц, ориентируясь на количество местоимений в каждой из них. Принцип записи: от большего количества местоимений в предложении к меньшему.

2. Местоимения каких разрядов в этих пословицах отсутствуют?

  1. Чем богаты, тем и рады.
  2. Сам не научишься, никто не научит.
  3. Тот не ошибается, кто ничего не делает.
  4. Сын у меня мой, а ум у него свой.
  5. Худо тому, кто добра не делает никому.
  6. Храни себя от бед, пока их нет.
  7. На каждый роток не накинешь платок.
  8. Скажи мне, кто твой друг, а я скажу, кто ты.
  9. От иной похвалы хоть в землю уйти.
  10. Моя хата с краю, ничего не знаю.
  11. Все хорошо, что хорошо кончается.
  12. Всякому овощу свое время.
  13. Не тот живет больше, чей век дольше.
  14. Правда прямо идет, с нею не разминешься.
  15. За чем пойдешь, то и найдешь.
  16. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

1. В 8-ом предложении шесть местоимений; в 4-ом – четыре; в 3-ем и в 5-ом по три; в 1-ом, 2-ом, 6-ом, 10-ом, 11-ом, 12-ом, 13-ом, 15-ом – по два местоимения; в 7-ом, 9-ом, 14-ом, 16-ом — по одному. Ответ должен выглядеть следующим образом: 8, 4, 3, 5, 1, 2, 6, 10, 11, 12, 13, 15, 7, 9, 14, 16.

2. В этих пословицах не встретилось ни одного неопределенного местоимения.

ЗАДАНИЕ 3. Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями – фразеологизмами, в состав которых входят местоимения.

Потерять самообладание; нечто неопределенное; смотреть внимательно; искусный мастер; очень сильно спешить; скучать от безделья; чувствовать себя неловко; беспрестанно оглядываться.

Не в своей тарелке; во все глаза; выйти из себя; нестись на всех парусах; от нечего делать; ни то ни се; на каждом шагу; на все руки мастер.

Учитель: А теперь посмотрите на карточки с заданием для групп.

ЗАДАНИЕ 4. Каждой из трех групп предлагается, исследовав отрывок из поэтических текстов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета, выписать оттуда все личные местоимения и определить грамматические признаки каждого из них.

Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
А. Фет

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Шел теплый дождь – его струи
По листьям весело стучали.
Ф. Тютчев

Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать…
Ф. Тютчев

Личные местоимения, которые нужно было выписать: я, тебе, я, тебя, я, она, ее, в ней, ей.

Вопрос 1 группе: Почему в строфе из стихотворения А. Фета, состоящей всего из четырех строк, три раза встречается личное местоимение «я»?

– Личное местоимение «я» очень часто употребляется в поэтической речи. В лирических произведениях поэт обычно рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своем восприятии жизни, событий.

Вопрос 2 группе:

– Почему, выполняя задание, вы не выписали местоимение «его»? (его струи).

– Это не личное, а притяжательное местоимение. Струи (чьи?) его.

Комментарий учителя: Личные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ могут употребляться для обозначения принадлежности. Сравните два предложения:

Кто в нужде не бывал, тот ее не знает. Не змея страшна, а ее жало.

Личные местоимения связаны с глаголом, от него зависят. В предложении являются дополнением.

Притяжательные местоимения связаны с именем существительным, в предложении являются определением. Запомните: притяжательные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ не изменяются и образуют словосочетания типа «примыкание».

Вопросы 3 группе:

– Вы правильно выписали два личных местоимения «в ней» и «ей». Скажите, в какой форме они употреблены в данном поэтическом тексте?

– Начальная форма этих личных местоимений «она»; оба — личные местоимение 3-его лица единственного числа женского рода; в тексте местоимение «в ней» употреблено в форме предложного падежа, а местоимение «ей» в форме дательного.

– А что вы можете сказать о начальной н в местоимениях 3 лица? Когда она появляется? Знаете ли вы это правило?

Ответы учеников. 1. Начальное н в местоимениях 3-его лица в современном русском языке добавляется к личным местоимениям, употребленным после всех простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через): без него, через нее, а также ряда наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади): после него, около них. Не добавляется начальное н при сочетании этих местоимений с наречными предлогами, требующими дательного падежа (благодаря, согласно, наперекор, вслед, навстречу, соответственно, подобно): вслед ему неслась телеграмма; благодаря ей, ему.

Не требуют после себя вставки н и отыменные предлоги: наподобие его, со стороны его. После сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-его лица употребляются без начального н: моложе ее, лучше его, выше их.

Учитель. Продолжим разговор о правильном употреблении местоимений в письменной и устной речи и выполним упражнение, которое позволит проверить ваше умение оценивать морфологические формы с точки зрения нормативности русского языка.

ЗАДАНИЕ 5. Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или неправильно употреблены местоимения. Запишите предложения в исправленном виде.

  1. У их отличная квартира в новом доме. (Нужно: у них).
  2. Я поздравил друга с успешной защитой своей дипломной работы. (Нужно: его дипломной работы).
  3. Я скучаю по Вам. ( Нужно: по Вас).
  4. Мы ничего не знали о этой истории. (Нужно: об этой истории).
  5. Ихний ребенок плохо воспитан. (Нужно: Их ребенок).
  6. Во сколько метров от школы находится стадион? (Нужно: В скольких метрах от школы).
  7. Мы решили зайти к ему в гости. (Нужно: к нему).
  8. Своя будущая профессия мне очень нравится. (Нужно: Моя будущая профессия).
  9. Вокруг них разгорелся спор. (Здесь форма местоимения «них» употреблена правильно).
  1. После некоторых глаголов, обозначающих чувства и переживания (тосковать, горевать, скучать, плакать, тужить и др.), личные местоимения 1-ого и 2-ого лица с предлогом «по» употребляются в предложном падеже: тоскуют по Вас; скучают по нас.
  2. Притяжательного местоимения ихний в литературном языке нет!

ЗАДАНИЕ 6. Вспомните о правописании отрицательных и неопределенных местоимений. Прочитайте предложения. Запишите их в правильном порядке, ориентируясь на данные таблицы. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Ученые многих стран возвращались из Арктики, н…чем не об…гатив науку.

В течени… столетий н…кто (не) бывал на Северном полюсе и н…кем он (не) был изучен.

Основательное изучение Северного полюса было начато русскими людьми в 30-ые годы прошлого века.

В начале двадцатого века кое(кто) из полярных путешественников сумел добрат…ся до полюса, но н…кому (не)удалось продержаться там более н…скольких суток.

Разряды местоимений
личныенеопределенныеотрицательные
112
221
31
4

Запомните: в отрицательных и неопределенных местоимениях приставка –не– является ударной, а –ни – безударной. –Не и -ни с местоимениями пишутся слитно. Условием для раздельного написания является наличие предлога. Например: никто, никакой, ничей, нечего и с предлогом: ни у кого, ни у какого, ни с чьим, не с кем и т.д.

Неопределенные местоимения с –то, -либо, –нибудь, кое- пишутся через дефис: кое-что, кое-кому, что-то, чем-то, сколько-то, кого-нибудь, с кем-либо, чему-либо и т.д. Если после приставки кое- следует предлог, то она переходит в разряд частиц и пишется с неопределенными местоимениями раздельно: кое у кого; кое с кем.

Запомните: В сочетаниях не кто иной, как; не что иное, как местоимения с частицей не пишутся раздельно. Это был не кто иной, как мой друг. Если нет «как», то пишем никто иной, ничто иное. Ничто иное не могло ее огорчить.

Учитель: Используя эти теоретические сведения, выполните следующее упражнение.

ЗАДАНИЕ 7. Откройте скобки. Напишите местоимения в правильной форме.

1. Я (не –ни,с)___________ кем не встречался.

Мне (не-ни,с)____________кем встречаться.

Ей (не-ни,с)_____________каким человеком не надо встречаться.

Ему (не-ни,у)____________кого спрашивать разрешение.

Мы должны (с, кое-кто)___________договориться о деловой встрече.

Сегодня они(от, кое-кто)__________получат необходимые сведения.

2. Это был (не-ни)_ кто иной, как директор школы.

Это было (не-ни) что иное, как важное сообщение.

(Не-ни) кто иной не смог бы так поступить.

(Не-ни) что иное ее не интересовало.

Учитель. Выполняя следующее задание, вы столкнетесь со случаями возникновения функциональных омонимов. Следует помнить, что функциональные омонимы – этимологически родственные слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к разным частям речи. Они различаются грамматическим значением, морфологическими и синтаксическими признаками.

ЗАДАНИЕ 8. Определите, какой частью речи являются выделенные слова (все и то).

  1. Он все еще сидит дома.
  2. Все очарование человека заключается в его улыбке.
  3. Все выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц. (П. Герман).
  4. Ты все пела, это дело. (И. Крылов).
  5. То змейкой, свернувшись клубком, у самого сердца колдует, то целые дни голубком на белом окошке воркует. (А. Ахматова).
  6. Покажи мне то место в парке, где ты отдыхал в прошлое воскресенье.
  7. – Послушайте, барышня-графинюшка, — приговаривала она, подавая Наташе то то, то другое. (Л. Толстой).

КЛЮЧ: (1. Все – усилительная частица. 2. Все – определительное местоимение. 3. Все – усилительная частица. 4. Все – наречие времени. 5. То – то – разделительный союз. 6. То — указательное местоимение. 7. Первое и третье то – разделительный союз, второе то – указательное местоимение).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

  • Вспомните цели нашего сегодняшнего урока. Выполнили ли мы их?
  • Как вы понимаете эпиграф к уроку, записанный на доске?
  • Действительно ли местоимения играют важную роль в языке? Докажите это.
  • Назовите разряды местоимений.
  • Какие местоимения не имеют формы именительного падежа? (себя, некого, нечего).
  • Какие из известных вам местоимений не изменяются по падежам? (некто и нечто).
  • Его, ее, их – это личные или притяжательные местоимения?
  • Как вы отличаете в тексте местоимения от их функциональных омонимов?
  • Что нового на сегодняшнем уроке вы узнали об употреблении местоимений с точки зрения литературной нормы?

В заключение учитель оценивает работу учеников на уроке, объясняет домашнее задание.


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazyka-na-temu-osobennosti-obrazovaniya-izmeneniya-i-pravopisaniya-mestoimenij-10-klass-4134551.html

http://urok.1sept.ru/articles/637646