Конспект правописание мягкого знака после шипящих у существительных

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака посе шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.

Скачать:

ВложениеРазмер
«Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих».29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык, УМК « Школа России», 3 класс

Учитель: Козырева Т.Ю.

Тема: Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих.

Тип урока : урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода.

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

  1. познавательные
  • формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём квазиисследования;
  • познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова;
  • выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков.
  • развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание; развивать умение работать по алгоритму;
  • создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах.

Личностные УУД : формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные УУД : формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

* карточки с заданиями для квазиисследования;

* опорные карточки с определением работы Ь в различных словах;

* опорные карточки со словами; опорная таблица с алгоритмом.

Внимание!Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?

II. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания

На доске написаны слова: в…р…б…и, т…трад(ь,-), п…л…то, учител(ь,-), к…н…ки, ж…лат(ь,-), к…рабл(ь,-), к…ртоф…л(ь,-).

У. Прочитайте данные слова. Что в них общего?

Д. Это слова из словарика с непроверяемой безударной гласной. Все слова пишутся с мягким знаком.

У. Назовите имеющиеся в этих словах различия.

Д. Данные слова являются различными частями речи.

У. Что такое имя существительное?

У. Назовите грамматические признаки имени существительного.

Д. Имя существительное имеет род и изменяется по числам.

У. Какие еще различия можете найти в словах?

Д. Есть различия в нахождении и роли мягкого знака.

У. Цепочку букв для минутки чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных во мн.ч. и мягкий знак, который должен находиться после каждой из этих согласных. Какая цепочка у вас получилась?

Д. У нас получилась такая цепочка: вькь …

У. Напишите эту цепочку до конца строки, меняя попарно буквы местами.

Спишите записанные на доске слова, группируя их в зависимости от места и роли мягкого знака.

2. Словарно – орфографическая работа.

На доске изображено игровое поле.

У. определите новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке. Для этого на игровом поле найдите домик с первой буквой искомого слова. Остальные буквы вы узнаете, если вспомните ходы зайчика и определите направление его движения. Какое слово у вас получилось?

(Подсказка: зайчик прыгает наискось через дорожку по ходу часовой стрелки.)

Д. Получилось слово товарищ.

У. Скажите, что обозначает слово товарищ?

Д. Товарищ – это человек, близкий кому-либо по общей деятельности, условиям жизни, общим взглядам, а также дружески относящийся к кому-либо.

У. Напишите данное слово, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную.

У. Прочитайте написанные на доске пословицы.

Д. Конный пешему не товарищ.

Кнут коню не в помощь .

У. Определите смысл данных пословиц.

Найдите в этих пословицах сходные по значению слова, которые имеют общую часть.

Д. В этих словах сходные по значению слова конь, конный. Они имеют общую часть кон-.

У. Выделите корень в однокоренных словах.

У.Сравните слова товарищ и помощь. Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется Ь).

У. Какова же тема нашего урока? (Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.)

III. Постановка проблемы учащимися.Формулирование темы.

У. ( Наблюдение над словами)

У . На какой звук оканчивается слово помощь?

Д. Слово помощь оканчивается на мягкий непарный, шипящий звук.

У.Если я закрою Ь, слово произнесётся так же, как и с Ь.

У.Нужен ли Ь для обозначения мягкости согласного [щ‘]? (Нет.)

У.Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.

У. Значит, это какая-то новая работа мягкого знака.

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

У. Сейчас я хочу предложить вам работу в парах. Вы поработаете исследователями. Исследовать вы будете группу слов. По окончании исследования сделайте вывод.

У. Прочитайте слова, написанные на карточке.

Д. Нож, рожь, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ.

У. Прочитайте слова первой (второй) группы.

У. Какие буквы написаны в конце существительных женского и мужского рода?

Д. На конце существительных женского и мужского рода написаны шипящие ж, ш, ч, щ

У. Вконце существительных какого рода после шипящие ж, ш, ч, щ пишется мягкий знак?

У.Вконце существительных какого рода после шипящие ж, ш, ч, щ непишется мягкий знак?

У. Как определить правильность написания слова с шипящим звуком на конце. Каким алгоритмом вы предлагаете пользоваться, чтобы не допустить ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных.

1. Определяю часть речи.

2. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.

3. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.

4. Если существительное женского рода, то Ь пишу.

У. Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительные женского рода, вы хлопаете ладонями перед собой.

Если назову существительные мужского рода, вы хлопаете ладонями над головой.

Слова : еж, лещ, дичь, печь, брошь, товарищ, кирпич, помощь, молодежь, тишь, борщ, плач.

VI. Первичное закрепление .

  1. Выборочное списывание. Учебник с. 32, упр. 53

Конспект урока с презентацией по русскому языку «Правописание мягкого знака у имен существительных после шипящих»

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.docx

Тема: Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных.

УМК «Школа 21 века»

Тип урока: Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

познакомить с решением новой орфографической задачей «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода» путем самостоятельного поиска;

учить применять правило и алгоритм при решении новой орфографической задачи;

формировать умения различать слова мужского и женского рода.

Личностные: эмоционально-положительное отношение к образовательному процессу; смыслообразование (связь между учением и его мотивом); любознательность и интерес к приобретению новых знаний и способу их получения;

самооценка в виде осознанности своих возможностей в учении.

Р егулятивные: концентрация воли для преодоления затруднений; формулирование и удерживание учебной задачи; поставка новых учебных задач в сотрудничестве с учителем; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Коммуникативные: оформление своих мыслей, вопросов в устной форме; формулирование своих затруднений; инициативное содружество в паре, группе; планирование учебного сотрудничества с учителем; оценка и коррекция действий товарища.

Познавательные: логические: анализ, сравнение объектов с целью выделения признаков; информационные: фиксирование, анализ предложенной информации и её обработка с применением ИКТ; общеучебные — выделение, формирование познавательной цели с помощью учителя, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание по алгоритму; рефлексия способов и условий действия; логические — построение рассуждений.

Ресурсы: Учебник Русский язык: 3 класс, 1 ч. С.В.Иванов- 2 – е изд., испр. и доп. –М. : Вентана – Граф, 2013.; раздаточный материал (карточки), нетбуки .

Организация пространства: формы работы :индивидуальная, групповая ,работа в паре, коллективная

Мотивация к учебной деятельности «хочу»

-Ребята послушайте высказывание великого философа Ж.Руссо:

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»

-Есть ли увас желание стать умнее, добывая новые знания?

— Тогда давайте возьмём в качестве девиза такое утверждение:

ГДЕ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ — НАЙДЁТСЯ ПУТЬ! слайд

— Я желаю вам успеха!

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии . «надо» и «могу»

-Начнем с гимнастики для мозга. Задание слушаем внимательно, соображаем быстро, выполняем четко!

Игра «Живые буквы» (У каждого ребенка на парте лежит карточка с буквой алфавита)

Сколько букв в алфавите?(33)

-Встаньте те ребята, у которых буквы обозначают гласные звуки.

—Встаньте те, у кого буква гласного звука на письме обозначает мягкость предшествующего согласного звука (и,е, ю,я, ё, )

-Встаньте те, у кого буква обозначают согласный звук.

— Встаньте те, у кого буква не обозначает звука .(ь,ъ)

— Встаньте те, чья буква обозначает непарный по твердости-мягкости согласный звук (Й , щ, ч,ж,ш,ц)

— Встаньте те, чья буква не имеет пары по звонкости –глухости.(Й , л, м, н, р, щ, ц )

— Встаньте те, чья буква обозначает шипящий звук.(Ш,Ж, Ч,Щ, )

Повторение об им.сущ.

На доске: ветер, весна, солнце, греет

-Какое слово лишнее? (Греет- гл.)

-Как определили, что это глагол?

-Что общего у остальных слов? (Им. сущ, ед.ч..2 слога)

-Со словами какой части речи мы работали на прошлых уроках?(Им. сущ.)

-Сейчас вспомним, что вы о них уже знаете.

-Если высказывание верное, покажите сигнальной карточкой «+», неверное «-»

1.Им. существительные отвечают на вопросы кто?что?, обозначают действие предметов.

2. Им. существительные изменяются по числам.

3. Им. существительные могут быть жен., муж., сред. рода.

4. Им. существительные могут изменяться по родам.

-Чем различаются слова ветер, весна, солнце ?(родом)

-Как определить род им. сущ.?

-Если я называю им.сущ. ж. рода- встают девочки, м.р.- встают мальчики, ср.р.- все.

Ветер, весна, солнце, грибы («ловушка» -Как определили род по мн. числу?), перышко, игрушка.

III . Выявление места и причины затруднения.

-Послушайте слова и определите, что общего в их произношении: дочь, мяч, лещ, вещь, мышь.(оканчиваются на шипящие звуки )

У детей на партах листы бумаги.

-Напишите на листах под диктовку слова крупными буквами: дочь, мяч, лещ, вещь.

-Что общего у слов, которые вы записали? (Сущ.,ед.ч.,с шипящ.на конце.)

-Покажите, что вы написали. (Мнения детей разделились: одни написали «доч», другие «дочь» и т.д.)

— Кто же прав? Почему же получились разные варианты записи?

-С какой проблемой столкнулись? (Мы не знаем нужен ли ь в этих словах или нет.)

— Известна нам эта орфограмма?

IV . Построение проекта выхода из затруднения

— Определите тему урока.

Тема : Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных Слайд

— Какие учебные задачи поставим перед собой?

Узнать правило правописания мягкого знака после шипящих у имён существительных в ед. числе;

Учиться применять правило в практической работе. Слайд

-Как мы можем узнать правило? (из учебника)

-А еще какой вариант предложите? (попробовать вывести его самостоятельно)

-На доске я записала слова в 2 столбика :

— Что общего у всех слов? (сущ., ед.ч., с шипящим на конце)

По какому признаку распределены на группы слова?

— Определите тот общий признак им.сущ. в каждом столбике, от которого зависит написание ь или его отсутствие.(У сущ. женского рода пишется мягкий знак, у мужского рода- не пишется.)

-Прочитайте сравните свой вывод с правилом в учебнике.

Проверка по учебнику с.170.

-Обозначает ли ь в словах дочь, вещь, молодежь, мышь мягкость согласных звуков?

— Какую же роль он выполняет для этих имен сущ.? На что он указывает?

-Какие знания и умения , полученные на прошлых уроках вы будете применять для решения новой орфографической задачи? (Умение определять часть речи, род, число, им сущ., узнавать шипящий звук.)

V . Реализация построенного проекта

Что нам поможет решить новую орфографическую задачу?(Алгоритм)

-Сейчас мы составим алгоритм действий на основе выведенного правила.

Запишите слово береч?

— Что нам нужно определить первоначально? (Есть ли шипящий звук на конце)

Слайд. 1. Произношу слово: есть ли шипящий звук на конце.

Слайд. 2. Определить, является ли слово с шипящим на конце им. сущ.

Смотрю в словарь

— Беречь- не им.сущ., значит смотрим в словарь, т.к. изученное правило не подходит для решения данной орфографической задачи.

-К какому словарю обратимся? (Орфографическому)

Дети проверили по словарю и записали беречь (гл.)

-Продолжим работу по составлению алгоритма?

-С чего начинаем рассуждение?

1. Слушаю слово: есть ли шипящий звук на конце. (да)

2. Определить, является ли слово с шипящим на конце им. сущ. ед.ч.

Смотрю в словаре да

— Какой следующий наш шаг?

3. Определяем _____ им. сущ.

Работа в группах.

-Закончите составление алгоритма в группах.

(Ребята выбирают в группах секретаря, который фиксирует на карточке информацию, спикера- отвечающего от группы)

Дети получают карточки с незаконченным алгоритмом.

Проверка работы в группах.

Слайд с алгоритмом.

1. Слушаю слово: есть ли шипящий звук на конце. (да)

2. Определить, является ли слово с шипящим на конце им. сущ. ед.ч.

Смотрю в словаре да

3. Определяем род им. сущ.

-Нужен ли ь в слове помощь?(Запись в тетрадях: помощь (им. сущ.. ед.ч., ж.р.))

VI . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-Выделите маркером слова, которые не относятся к теме урок:

Ночь, боец, шалаш, сжечь, марш, рожь.

Проверка: по 1 слову объясняет спикер от каждой группы.

Коллективный разбор по алгоритму слова «ландыш» (им.сущ., ед.ч..м.р.)

Работа в парах: малыши, мыши.

(Ребята друг другу проговаривают алгоритм работы над правописанием слова)

Проверка по слайду-эталону

Физминутка. Устная работа с сигнальными карточками.

-Если в слове нужен Ь- показать карточку с мягким знаком и встать с места, если не нужен- сидите на месте.

-Угадайте слова по их значению.

1.Украшение, которое прикалывают на одежду. (Брошь)

2.Неправда, намеренное искажение истины. (Ложь)

3.Без него не открыть замок. (Ключ)

4.Антоним слова враг. (Друг- слово-ловушка)

5. Он лечит людей. (Врач)

3)Групповая работа на нетбуках.

Бимочь, Брыж, Кичуш, Валяшь

-Прочитайте слова . Вам все понятно?

— Как написаны все слова? (С заглавной буквы)

-А какие слова мы пишем всегда с заглавной буквы? (Им. собственные)

-Это имена жителей другой планеты. Ваша задача определить: кто из них мальчики, а кто девочки.

Имена мальчиков выделите синим, а девочек –красным маркером.

Я произношу имя, если оно женское встают из группы только девочки, если же мужское- встают мальчики.

— Как определили где женские, а где мужские имена?

VII . Самостоятельная работа. (выбор правильной ситуации при решении проблемы).

Работа на нетбуках в программе «ФРАЗА»

VIII .Рефлексия учебной деятельности на уроке

— Какова тема урока?

-Какие задачи ставили перед собой? Достигли поставленных задач?

Подведите итог своей работы словами:

Я могу научить товарища…

Мне ещё было трудно…

— А теперь посмотрите на свои работы в начале урока (листы с записанными словами дочь, мяч, лещ, вещь ). Теперь можете исправить ошибки и доказать правильность выбора правописания Ь.

-Хочу закончить урок теми же словами Ж.Руссо:

« Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению»

№ 1 или 2 по выбору.

Конкурс «Кто больше»:

Составить рассказ из 3-4 предложений с максимальным количеством слов с изученной орфограммой .

Ёж под деревом бредёт.

Ключ от норки он несёт. ( ходьба на месте. )

А в сторонке мышь бежит,

Об листву хвостом шуршит. ( бег на месте )

Мы же делаем зарядку.

Руки в стороны , вприсядку.

Встали, руки вверх подняли.

Раз- согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Давайте поможем мягкому знаку выбрать нужное место в данных существительных.

-В полноч* на манеж * вышел циркач* и его доч*. На нём был плащ* . В руках он держал мяч*. Скрипач* играл марш*. Вот морж* поймал мяч*. В зале стояла тиш*.

Н а п и ш и т е слова в единственном числе в таком порядке: 1) рыбы, 2) птицы, 3) растения, 4) звери, 5) продукты питания, 6) посуда, столовые приборы

Стрижи, ерши, чижи, ножи, ковши, камыши, ландыши, моржи , ежи, борщи, лещи, калачи

Поставь вместо * мягкий знак, если нужно.

-В полноч* на манеж * вышел циркач* и его доч*. На нём был плащ* . В руках он держал мяч*. Скрипач* играл марш*. Вот морж* поймал мяч*. В зале стояла тиш*.

Выбранный для просмотра документ алгоритм.docx

Алгоритм:

1)Произношу слово. Определяю, есть ли шипящий звук на конце слова.

2) Определяю, является ли слово именем существительным в единственном числе.

смотрю в словаре

3) Определяю ____ имени существительного.

1)Произношу слово. Определяю, есть ли шипящий звук на конце слова.

2) Определяю, является ли слово именем существительным в единственном числе.

Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных и глаголов

Класс: 5

Презентация к уроку

Цели урока:

  • вспомнить правила написания мягкого знака у глаголов и существительных на шипящий;
  • уметь отличать существительные 3-го склонения от существительных 2-го склонения и существительных мн. ч. 1-го склонения в р.п.;
  • открыть и узнать новые сведения;
  • отработать алгоритм написания Ь после шипящих;
  • развивать орфографическую зоркость.

Воспитывать корректные взаимоотношения при работе в группах, воспитывать чувство взаимопомощи, умения радоваться не только за себя, но и за своих товарищей.

Используемые технологии: здоровьесберегающая, проблемного обучении, развития критического мышления, групповая, игровая, информационно-коммуникационная (ИКТ), личностно-ориентированного обучения.

1. Организационный момент.

Психологический настрой. Настрой на удачу.

Учитель: Желаю всем успеха.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Чтобы узнать тему нашего урока, вам надо выполнить задание.

Создание проблемной ситуации.

1. Слайд 2. Посмотрите на записанные слова. На месте последней буквы в них указаны . (ЧТО?) ЗВУКИ. Дайте им характеристику (устно).

— Шипящие, всегда твёрдые – [Ж], [Ш] или всегда мягкие – [Ч’], [Щ’]

клю[ч’]ве[щ?]
чертё[ш]пе[ч’]
кирпи[ч?]ро[ш]
несё[ш]
стри[ч’]ся
ре[ш]

2. Запишите слова, заменяя звуки соответствующими буквами (один ученик работает у доски). Одинаково ли будут записаны слова с одним и тем же звуком на конце?

Слайд 3. Проверим!

Работа по поиску закономерностей.

Учитель: По какому принципу разделены слова?

Слова разделены по-разному:

– на части речи: глаголы и существительные;

– по принципу: с мягким знаком после шипящих и без.

Слайд 4. Давайте сделаем вывод и сформулируем тему нашего урока: “Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных и глаголов” (Повторение изученного).

Слайд 5. Цели? (формулируют ученики)

3. Учитель: Ребята, а давайте вспомним, какую роль может выполнять Ь в слове.

Слайд 6. Составляем кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка).

Учитель: Отгадайте метаграммы, определите роль Ь в словах.

На поле колосилась,
На стол попросилась.
Пока не съели совсем,
Хотя по вкусу всем,
Букву ж на л сменили
И актёру подарили.
Рожь — роль

Эту штуку повернёшь —
Не откроешь, так запрёшь.
Ну, а букву изменив.
Мигом обретёшь призыв.
Ключ — клич

О нём вы вспомните тогда,
Когда вам нужно полечиться.
Но поменяйте в на г,
И слово в птицу превратится.
Врач – грач

4. Физминутка. (Слайд 7)

— Определи на слух, какую роль выполняет Ь знак в словах. Ученики хлопают (если в слове Ь разделительный), топают (если в слове Ь указывает на мягкость согласного), молчат (если Ь – показатель формы слова).

Соловьи — хлопают
Бьют – хлопают
Большой – шагают на месте
Воробьи — хлопают
Корабль — шагают на месте
Молчишь — молчат
Овечьи — хлопают
Молодёжь — молчат
Маленький — шагают на месте
Вещь — молчат

5. Продолжаем работу. Поиск ответов в учебнике.

Итак, нам нужно вспомнить, когда же пишется Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов.

Ответ вы можете найти в учебнике на стр. 34 (учащиеся озвучивают правила).

Слайд 8. Мягкий знак после шипящих пишется:

  • На конце существительных 3-го склонения:
  • В конце глаголов во всех формах всегда.
  • Сохраняется и перед -ся, -те: стеречь – стеречься – стережешься; плачь – плачьте.

Учитель: Скажите, пожалуйста, когда же Ь не пишется после шипящих в конце имён существительных и глаголов.

Слайд 9. Мягкий знак не пишется

  • На конце существительных мужского рода: грач, плащ, марш.
  • У существительных женского и среднего рода в родительном падеже, множественном числе: много туч, рощ, зрелищ.
  • На конце кратких прилагательных: хорош, свеж, пригож.

Слайд 10. Употребление Ь в глагольных формах:

  • В неопределенной форме: мыть – мыться, беречь – беречься.
  • В окончании 2-го лица ед. ч.: радуешь – радуешься.
  • В повелительном наклонении после согласных: взвесь – взвесьте
  • В возвратной частице (суффиксе), находящейся после гласной:

Слайд 11, 12. Так запомним — род мужской

Гонит Мягкий Знак метлой.

Мягкий Знак в друзья берёт.

6. Составление алгоритма (значение слова алгоритм определяем в толковом словаре).

Алгоритм “Правописание мягкого знака после шипящих”

7. Работа в группах.

Ребята, на мой почтовый ящик пришли письма из страны, которая называется Орфография. Правитель этой страны узнал, что мы будем повторять правописание Ь после шипящих, и решил проверить вас. Он придумал разные задания – сложные и не очень.

Чтобы выполнить все его задания, мы разделимся на группы. Каждая группа получит свой конверт с заданием. Вы должны обсудить, что нужно сделать. Затем каждый пробует выполнить его самостоятельно, а потом вы вместе проверяете, что получилось, обсуждаете спорные моменты. Нужно будет выбрать, кто из вашей группы озвучит правильный ответ.

Если всё понятно, то начнём. Желаю всем успеха.

Конверт 1

Слайд 13. Найди четвёртое лишнее:

1. Плащ.Шалаш.Помощ.Лещ.
2. Луч.Доч.Мяч.Грач.
3. Мыш.Тиш.Ёрш.Туш.
4. Гараж.Рож.Стриж.Чиж.

В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) отреж.. пирога, нет телепередач..

2) очень тощ. брееш..ся плохо

3) спелая рож. береч..ся от огня

4) на уровне плеч. компот из груш..

Конверт 2

Слайд 14. Составьте предложения из данных слов, раскройте скобки:

1. по, малыш(?), берегу, бегал, реки.

2. холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

3. на, веселилась, площадке, молодёж(?).

4. плащ(?), от, защитил, дождя, меня.

5. отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

Конверт 3

Слайд 15. К каждому слову подбери синоним — существительное с шипящим на конце. Запиши.

Неправда — ______,соревнование — _______,
ерунда — _______,команда — _______,
сила — _______,призыв — _______,
здоровяк — _______.

Если возникли затруднения, воспользуйся подсказкой: клич(?), лож(?), экипаж(?), матч(?), мощ(?), чуш(?), крепыш(?).

Слайд 16. Проверяем!

Синонимы – это слова, близкие по лексическому значению (по смыслу).

Конверт 4

Слайд 17. Определите род имен существительных и выпишите их в две колонки. Обозначьте соответствующую орфограмму.

Репортаж. финиш. щелоч. гараж. кумач. скрипач. помощ. экипаж. мелоч. обруч. багаж. молодеж. монтаж. рубеж. встреч. тираж. суш. гореч. плащ. тягач. камыш. пейзаж. выигрыш. товарищ. шпионаж. свеч. роскош. сургуч.. .

Слайд 18. Проверяем!

Конверт 5

Отгадайте загадки, запишите ответ. Составьте с этим словом предложение.

1. Сердитый недотрога живет в лесу глухом. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)

2. Бьют его, а он не плачет, только скачет, только скачет. (Мяч.)

3. Махнула птица своим крылом, накрыла свет весь черным пером. (Ночь.)

4. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш.)

5. Маленький шарик под лавкою шарит, шевелит хвостом, пугает весь дом. (Мышь.)

6. Дитя отца и матери, а никому не сын. (Дочь.)

8. Слайды 19, 20. Самостоятельная работа. Перфокарта (для быстрого контроля раздаётся каждому ученику). Взаимопроверка (ученики обмениваются работами).

1. брош. ведёш. гореч.

3. любиш. пейзаж. несколько крыш.

4. мелоч. малыш. много дач.

5. учиш. ся, гуляеш. мыш.

6. товарищ. ёж. помощ.

7. шалаш. черная туш. рож.

8. меч. из-за туч. журчиш.

9. следиш. кричиш. ноч. .

Самооценка, выполненной работы.

Проверьте и встаньте, кто не сделал ни одной ошибки?

  • Поставьте себе оценку «5».
  • 2 ошибки – “4”.
  • 4-5 ошибок – “3”.

9. Слайд 21. Рефлексия. (Продолжи)

— Я знаю, что Ь знак пишется ___________________.

— На этом уроке я узнал (а), что ________________________.

— Я не сделал(а) ошибки в словах с Ь.

— Я сделал(а) ошибку, но я знаю, над чем мне надо работать.

— Я могу похвалить себя за___________________.

10. Слайд 22, 23.

Итоги урока, выставление отметок, объяснение домашнего задания.

Домашнее задание. Параграф 16, упр. 76, 81 по заданию.

Ребята, поскольку мы достигли цели, которые ставили, то у меня очень хорошее настроение. А у вас? Молодцы! Спасибо за урок.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-s-prezentaciey-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-myagkogo-znaka-u-imen-suschestvitelnih-posle-shipyaschih-413704.html

http://urok.1sept.ru/articles/657993