Конспект правописание н и нн в прилагательных и причастиях

«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему:

«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»

— закрепление знаний об условиях выбора написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

— продолжение работы по систематизации сведений о правописании -Н- и -НН- в суффиксах слов разных частей речи;

— продолжение формирования практического умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи;

— повторение сведений об обособлении распространённых определений, выраженных причастными оборотами.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_-n-_i_-nn-_v_suffiksah_prichastiy_i_otglagolnyh_prilagatelnyh_10_microsoft_office_word.docx30.92 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему:

«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»

Учитель русского языка и литературы

средней общеобразовательной школы

при Посольстве России в Мексике

Колокольцев Михаил Вячеславович

— закрепление знаний об условиях выбора написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

— продолжение работы по систематизации сведений о правописании -Н- и -НН- в суффиксах слов разных частей речи;

— продолжение формирования практического умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи;

— повторение сведений об обособлении распространённых определений, выраженных причастными оборотами.

— способствовать развитию внимания, мышления, речетворческой деятельности, памяти и

умения логически рассуждать,

— продолжить формирование коммуникативных умений, осознания учащимися богатства русского языка.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний

  1. Целеполагание. После объявления учителем темы урока учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи занятия (см. выше – образовательная цель урока) и указывают на предполагаемые виды упражнений для достижения этих целей.
  1. Опрос домашнего задания: теория «Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»

В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени, образованных от глаголов совершенного вида:

решёННый (от глагола «решить»)

брошеННый (от глагола «бросить»).

В прилагательных, образованных от

причастий на – ованный, ёванный:

В причастиях с приставками, кроме

В отглагольных прилагательных (без приставки или с приставкой НЕ):

гашеная известь — негашеная известь.

В суффиксах причастий, употреблённых с зависимым словом (словами) – т.е. в составе причастного оборота:

кошеННый ВЧЕРА луг

4. В отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, и кратких причастиях:

кошеНое поле, поле скошеНо.

Исключения: деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный, чеканный, окаянный, медленный, священный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, считанный.

В кратких прилагательных, образованных от полных путём перехода в них страдательных причастий прошедшего времени:

девушка (какова?) рассеяННа

В суффиксах кратких страдательных причастий:

семена (что сделаны?) рассеяны ветром

  1. Синтаксическая разминка (прорешивание типовых заданий ЕГЭ)

А1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

Музыка С.С. Прокофьева требует от слушателя сосредоточе(1)ости, которая поможет слушателю оценить неожида(2)ые решения в построении мелодий и гармоний, безукоризне(3)о логичные формы.

1) 1 2) 1, 2, 3 3) 3 4) 1, 3

А2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?

1) 1, 2 2) 2, 4 3) 1, 3, 4 4) 3, 4

А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.

1) 3, 4 2) 2, 4 3) 1, 3, 5 4) 3, 5

А4. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется одна буква Н:

На автопортрете художник одет в изыска(1)ый плащ, лицо спокойно и увере(2)о, бородка тщательно ухоже(3)а.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 1, 3

А5. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В первых картинах И.Н. Никитина была некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

1) 1 2) 2 3) 1, 2 4) 1, 2, 3

  1. Повторение и закрепление изученного учебного материала

Упражнения для тренировки.

А. Объясните правописание Н и НН тексте:

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся сарайчики с плетёнными из хвороста стенами, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные , на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные , коровы жадно щипали траву по канавам. «Нет, – подумал Аркадий, – небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы … но как их исполнить, как приступить. »

(По И.С. Тургеневу)

Учащиеся отвечают не вопросы:

— Из какого произведения этот текст?

— Что для понимания его смысла добавляют причастия? Каким тропом чаще всего бывают прилагательные и причастия?

— Как бы вы определили место данного текста для понимания идеи произведения?

Б. Переделайте предложения, заменяя выделенные глаголы краткими и полными страдательными причастиями.

Почему не именем главного героя, а неодушёвлённым предметом называет Н.В. Гоголь свою повесть?

В «Песне о вещем Олеге» Пушкин вместо слова «волшебник» употребляет слово с тем же корнем «волхв».

Читательское ожидание оправдывается , когда он читает о событиях, последовавших после сна Татьяны Лариной.

Помогает разобраться в характерах героев «Войны и мира» принцип «сцепления», состоящий в том, чтобы соединить, казалось бы, разрозненные сцены произведения.

Случайно ли в «Медном всаднике» Фальконе и Пушкин позаимствовали образы всадника, коня и змеи с изображения герба Москвы?

В. Прокомментируйте написание Н и НН.

Словосочетание с причастием или отглагольным прилагательным

Жаре н ая картошка

Образовано от глагола, нет приставки и зависимого слова

Конспект правописание н и нн в прилагательных и причастиях

Орфограмма: Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи (существительных, прилагательных, причастиях, наречиях).

1. Две буквы Н пишутся: 1) в прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных с основой на н (сон — сонный); 2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн-, -енн- (станционный). Исключение: ветреный.

2. Одна буква Н пишется: 1) в суффиксе -ин- (гусиный); 2) в суффиксе -ан- (-ян-) прилагательных, образованных от существительных (кожаный). Исключения : оловянный, деревянный, стеклянный.

3. В кратких прилагательных пишется столько же букв н, столько и в полных. Туманна (туманная).

4. Две буквы Н пишутся в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов: 1) если в них есть приставка, кроме не-; 2) если к ним относятся зависимые слова; 3) если в слове есть суффикс -ова- (-ева-); 4) если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида, кроме раненый. Засушенный, оцинкованный, лишенный (от лишить — глаг. сов. в.), мерянная линейкой

5. Одна буква Н пишется в суффиксах: 1) кратких страдательных причастий; 2) бесприставочных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, а также не имеющих зависимого слова (путаный ответ). Исключения ; медленный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный.

6. В наречиях на () пишется столько же н, сколько в прилагательных, от которых они образованы. Обыкновенно (обыкновенный).

Таблица «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи»

Конспект урока «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи».

Конспект урока русского языка «Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных»

Тема: «Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»

Цель урока: создать условия для овладения знаниями о правописании букв н и нн в суффиксах причастий, отглагольных прилагательных и отработки способа применения этих знаний на письме.

Предполагаемые результаты урока (подцели):

Личностные : бережное и внимательное отношение к русскому языку, понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей, обогащение словарного запаса учащихся, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Метапредметные: развитие навыков целеполагания и планирования; совершенствование умений микроисследования; осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; совершенствование умений анализа, сравнения, группировки, обобщения; извлечения информации из различных источников и её преобразования, умения делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения; осуществление коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем, умение приходить к общему решению в совместной деятельности; создание высказываний в устной и письменной форме.

Предметные: овладение знаниями о способах выбора н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, формировать навык написания н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, уметь графически обозначать орфограмму.

Оборудование: карточки с тестом; листочки для рефлексии; презентация к уроку; мультимедиапроектор.

Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на работу.

Актуализация имеющихся знаний и способов их применения.

Учитель организует повторение, проводя игру «Верю – не верю»:

а) причастия образуются от глаголов;

б) у причастий не может быть краткой формы;

в) у причастий нет зависимых слов;

г) причастия в предложении являются определением;

д) в суффиксах прилагательных –ан, -ян, -ин пишется одна буква;

е) в прилагательных оловянный, стеклянный, деревянный пишется одна буква н.

Учащиеся соглашаются или не соглашаются с утверждением учителя (верю – не верю), аргументируют свой ответ, приводят примеры:

а) верю: решить – решённый,

б) не верю: открытый – открыт,

в) не верю: бегающий (как?) быстро,

г) верю: Пылающие искры были похожи на звёзды.

е) верю: это слова-исключения.

Проверка домашнего задания.

Столкновение знания и незнания.

Учащимся предлагается прочитать записанные на доске словосочетания, выделить морфему, в которой находится орфограмма, объяснить правописание н и нн, ответить на вопрос: «Правописание каких суффиксов вызвало затруднение?»

Деревянный стол, ветреный день, станционный смотритель, туманная даль, кожаный портфель, гусиное перо, ледяная глыба, осенний лес, вспаханное поле, жареный картофель.

В ходе выполнения работы учащиеся объясняют правописание суффиксов имён прилагательных, отмечают, что затрудняются в написании слов вспаханное и жареная , нельзя применить правило, касающееся суффиксов имён прилагательных.

Целеполагание и планирование этапов деятельности.

— Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?

Учащиеся отмечают, что затруднения возникли, потому что не знают, когда в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется н и нн.

— Как бы вы сформулировали цель нашего урока?

Выяснить, когда в суффиксах причастий пишется н, когда нн.
— Как бы вы определили тему урока?

«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных ».

(Запись: Тема урока)

— Что необходимо сделать для достижения поставленной цели?

Необходимо исследовать список слов с одной н в суффиксах, двумя нн в суффиксах, выделить опознавательные признаки орфограммы, оформить результаты исследования в виде схемы и устного высказывания (текста нового правила).

Открытие и осмысление новых знаний.

Учитель предлагает материал для исследования (работа в парах):

Жарить – жареный, пережаренный, жаренный в духовке, нежареный

После сообщения о результатах исследования предлагается сравнить самостоятельно сделанные выводы с теоретическими сведениями учебника (с.89-90), зафиксировать содержание нового правила при помощи схемы и проговорить правило друг другу в парах.

Выведение способа применения новых знаний.

Создание алгоритма применения орфограммы . Работа в группах .

1) Является ли слово причастием?

2) Определи, есть ли у слова приставка (кроме не-)?

3) Установи, от глагола какого вида образовано слово

Несовеш. вид Соверш. вида

4) Проверь, оканчивается ли слово на –ованный, -ёванный (кроме кованый, жёваный)

5) Определи, есть ли у данного слова зависимое слово?

(жаре н ый (жаре нн ый

картофель) в масле)

Закрепление новых знаний и отработка способа их применения.

Упражнение 1 . Цель: прочитайте пословицы, вставьте пропущенные буквы, пользуясь выведенным правилом. Объясните смысл одной пословицы.

Потеря — ого времени не вернешь.

Подстреле — ого сокола и ворона носом долбит.

Дарё — ому коню в зубы не смотрят.

Посея — о с лукошко, так и вырастет немножко.

Не нужен уче — ый, а нужен смышленый.

Что написа — о пером, не вырубишь топором .

Из слов, записанных в начальной форме, соберите пословицу, объясните смысл:

Ворона, куст, бояться, и, пуган_ый. ( Пуганая ворона и куста боится).

Упражнение 2 . Назовите фразеологизм по его толкованию, объясните правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных:

Лишен свободы действий, поступков (связан по рукам и ногам).

Угнетённый, подавленный чем-либо (как в воду опущенный ).

Суждено, предопределено (на роду написано).

Никуда не годится, не представляет никакой ценности (гроша ломаного не стоит).

Слишком просто (проще пареной репы).

Составьте предложение с одним фразеологизмом.

Упражнение 3. Цель: выпишите номера слов, в которых пишется НН. Взаимопроверка. Оценивание. Критерии оценивания: «5» — нет ошибок, «4» — одна ошибка, «3» — две ошибки, «2» — три ошибки и более.

1вариант: 1. Жаре-ая рыба. 2. Посея-ые озимые. 3. Дело сдела-о. 4. Вскипяче-ая вода. 5. Созда-ый документ. 6. Собрание не проведе-о. 7.Запута-ая тропинка. 8. Вяза-ый крючком свитер. 9. Краше-ый краской забор. 10. Копче-ая рыба.

2 вариант: 1. Варен-ый картофель. 2. Пожарен-ая рыба. 3. Гружен-ая кирпичом машина. 4. П Оторва-ая пуговица. 5. Суше-ые овощи. 6. Выглаже-ое белье. 7. Связа-ый свитер. 8. Фрукты замороже-ы. 9. Некоше-ый луг. 10. Иллюстрирова-ый журнал.

8. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Рефлексия с помощью вопросов учителя:

• Какую цель ставили?

• Удалось ли достичь поставленной цели?

• Сможете ли объяснить орфограмму соседу по парте?

На индивидуальных листочках отметить значком:

. – понял, смогу объяснить товарищу,

! – понял, но не совсем уверен,

? – не все понял, надо еще позаниматься шей работе учащихся на уроке.

9. Домашнее задание.

1) Выучить правило по учебнику или по алгоритму. Привести 3 — 4 собственных примера.

2) Задание : составить карточку для соседа, включить 10-12 слов на изученную орфограмму.

Список использованной литературы:

Медведева Н.В., Рябухина Е.А., Фоминых Л.С. Методика обучения русскому языку: типы и структура уроков русского языка (грамматика и правописание). – Пермь: ПГГПУ, 2015. – 103 с.

Русский язык, 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Текучёва И.В – Изд. 3-е перераб. – М.: Баласс, 2008. — 143 с.

Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 3ч. /Львова С.И., Львов В.В.- Изд. 9-е перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 207 с.

Рябухина Е.А. Теоретические основы моделирования обучения русскому языку в школе в логике компетентностного подхода: монография. – Пермь:ПГПУ, 2012. – 183 с.

Построение урока открытия новых знаний и способов их применения в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода.

Урок открытия новых знаний и способов их применения, построенный в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Как отмечал один из основоположников деятельностного подхода А.Н. Леонтьев, «необходимо обучать ориентировке в предмете и условиях деятельности, формировать мотив, стимулирующий и направляющий эту деятельность, обучать учащихся также средствам, без которых осуществление этой деятельности невозможно». Ведущим методом изучения нового при деятельностном подходе является исследовательский. Применение этого метода требует постановки учебной проблемы, результатом решения которой являются новые знания и способы их применения. Также на уроке должны быть созданы условия, необходимые для самостоятельного открытия школьниками нового в процессе обучения:

Опора на имеющиеся у них знания.

Включение учащихся в анализ собственного языкового и речевого опыта.

Организация исследования языкового материала с целью определения содержания новых знаний и способов их практического применения.

Развитие универсальных действий анализа, группировки, сравнения, систематизации изучаемых языковых явлений.

Отработка способов применения новых знаний в стандартных и нестандартных ситуациях.

Вовлечение учащихся в деятельность по оценке и самооценке.


источники:

http://uchitel.pro/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BD-%D0%B8-%D0%BD%D0%BD-%D0%B2-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8F/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-pravopisanie-n-i-nn-v-prichastiyah-i-otglagolnih-prilagatelnih-3927977.html