Конспект правописание н и нн в разных частях речи

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

Теория к заданию 15 из ЕГЭ по русскому языку

Правописание Н и НН в существительных
НН пишется:
1) если корень слова оканчивается на н, а суффикс начинается с н:
Например: конница, бесприданница, малинник
2) если существительное образовано от прилагательного или от причастия, имеющего нн:
Например: современник, торжественность
Н пишется:
Если существительное образовано от основы прилагательного с одним н
Например: песчаник, пряности, юность
Правописание Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных (образованных от имени существительного)
НН пишется:
1) в прилагательных, образованных от имен существительных и прилагательных с помощью суффиксов -енн-, -онн-.
Например: революционный, временный, здоровенный
Исключение: ветреный
2) в прилагательных, образованных от существительных с основой на при помощи суффикса -н-.
Например: длинный, туманный, чугунный
Прилагательные бараний, тюлений, свиной и подобные пишутся с одной н, так как они образованы от существительных с основой на н путем прибавления суффикса-j-.
Прилагательные пряный, румяный, юный пишутся с одной н, так как это непроизводные прилагательные.
Н пишется:
Н пишется в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ин-, -ан-,-ян-.
Например: мышиный, гусиный, водяной
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный

Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях
НН пишется:

1) полные страдательные причастия прошедшего времени.
Например: закрученный, откопанный, купленный
2) в прилагательных на -ованный, -ёванный, -еванный.
Например: маринованный, корчёванный, асфальтированный
Н пишется:
1) в отглагольных прилагательных
Например: беленые стены, груженый вагон
2) в кратких причастиях
Например: сделан, освоены, окрашено
конченый человек, названый брат, названая сестра, посажёный отец, посажёная мать, Прощёное воскресенье, гладкокрашеный, домотканый, мелкодроблёный, самозваный, тяжелораненый, цельнокроеный, латаный-перелатаный, стираный-перестираный, чиненый-перечиненый, читаный-перечитаный, штопаный-перештопаный, желанный, жданный, надёванный, неведанный, невиданный, негаданный, нежеланный, нежданный, ненадёванный, неожиданный, неслыханный, нечаянный, долгожданный, доморощенный.
Правописание Н и НН в наречиях
В наречиях пишется столько н, сколько их пишется в слове, от которого наречие образовано.
Например: нечаянно (нечаянный), путано (путаный), ветрено (ветреный)

Конспект правописание н и нн в разных частях речи

Орфограмма: Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи (существительных, прилагательных, причастиях, наречиях).

1. Две буквы Н пишутся: 1) в прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных с основой на н (сон — сонный); 2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн-, -енн- (станционный). Исключение: ветреный.

2. Одна буква Н пишется: 1) в суффиксе -ин- (гусиный); 2) в суффиксе -ан- (-ян-) прилагательных, образованных от существительных (кожаный). Исключения : оловянный, деревянный, стеклянный.

3. В кратких прилагательных пишется столько же букв н, столько и в полных. Туманна (туманная).

4. Две буквы Н пишутся в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов: 1) если в них есть приставка, кроме не-; 2) если к ним относятся зависимые слова; 3) если в слове есть суффикс -ова- (-ева-); 4) если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида, кроме раненый. Засушенный, оцинкованный, лишенный (от лишить — глаг. сов. в.), мерянная линейкой

5. Одна буква Н пишется в суффиксах: 1) кратких страдательных причастий; 2) бесприставочных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, а также не имеющих зависимого слова (путаный ответ). Исключения ; медленный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный.

6. В наречиях на () пишется столько же н, сколько в прилагательных, от которых они образованы. Обыкновенно (обыкновенный).

Таблица «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи»

Конспект урока «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи».

Конспект урока «Правописание н и нн буквы «

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА

« Правописание Н и НН в разных частях речи ».

Цели урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи».

обучающие: повторение и обобщение правил о правописании Н и НН в разных частях речи (прилагательных, причастиях, наречиях);

формирование умения различать формы кратких прилагательных, кратких причастий и наречий;

развивающие: совершенствовать орфографическую и речевую грамотность обучающихся; развивать навыки самоконтроля,

необходимые при выполнении заданий.

воспитательные: способствовать повышению мотивации к учебной деятельности; воспитывать стремление к грамотной речи.

Формы организации работы учащихся : индивидуальная, фронтальная, в парах.

Оборудование: компьютер, презентация « Правописание Н и НН в разных частях речи» , учебник, раздаточный материл

Тип урока: Урок- практикум , обобщение и систематизация изученного.

Методы и приемы: словесные, практические, повторение материала с элементами беседы; частично-поисковый, закрепление теоретического материала на практике , работа учащихся с раздаточным материалом разного уровня сложности.

Технология обучения : личностно- ориентированная, дифференцированная работа учащихся.

Личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания

в устной форме, контролируют и оценивают свои

действия как по результату, так и по способу действия.

Коммуникативные: практическое усвоение морально-этических

принципов общения и сотрудничества.

Познавательная: определяют основную и второстепенную

информацию; строят логические рассуждения,

включающие установление причинно-следственных

Знать: условия написания -н и -нн в разных частях речи.

Уметь: правильно писать и объяснять изучаемую орфограмму, выделять

Метапредметные: уметь аргументированно отвечать на вопросы учителя;

овладеть приемами отбора и систематизации материала;

адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения.

I. Организационный момент.

II . Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в деятельность на личностно значимом уровне.

Запишите число, классная работа.

Обратите внимание на запись, сделанную на доске.

Читаем эпиграф к уроку.

Если запастись терпением и

проявить старание, то посеянные

семена знания непременно дадут

Леонардо до Винчи

Приём «Мозговой штурм».

— Как вы понимаете слова Леонардо до Винчи?

(Эти слова сегодня послужат не только языковым материалом, но и девизом урока).

— Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова?

— Объясните написание -н и -нн в выделенных словах?

— В каком слове орфограмму вы объяснить не можете?

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

— Кто сможет сформулировать тему урока?

— Что мы должны узнать на уроке и чему научиться?

III. Стадия осмысления.

Актуализация опорных знаний.

Цель: восстановление в памяти учащихся правописания -н и -нн в

прилагательных и причастиях.

Работа c опорной таблицейи –нн

1) в суффиксах –ин гусиный, тополиный

2) в суффиксах –ан, -ян кожаный, глиняный

3 ) в прилагательных, не имеющих суффиксов юный, румяный

1) в прилагательных, образованных от существительных с основой на -н сон — сонный

2) в суффиксах -онн, -енн авиационный, невежественный

3) в кратком прилагательном, если в полном -нн ценная вещь – вещь

1 ) в кратких причастиях книга прочитана

1) в причастиях с зависимыми словами жаренная в масле рыба

2) при наличии приставки, кроме не- сваренная рыба

3) в причастиях, образованных от

бесприставочных глаголов совершенного вида решенная задача

4) в причастиях, образованных от глаголов

с суффиксами -ова, -ева, -(ирова) маринованные грибы

IV . Работа в группах по обобщению изученных правил(дифференцированные задания).

1. На доске записаны существительные. Запишите образованные от них прилагательные. Выделите суффиксы. Сформулируйте

правило правописания Н и НН в отыменных прилагательных.

В тетрадях появятся записи:

Лебедь –лебединый, змея- змеиный , кожа-кожаный, песок – песчаный , серебро- серебряный, жесть-жестяной

Картон –картонный, осень-осенний , туман- туманный, телефон-телефонный, сон- сонный

Авиация- авиационный, солома- соломенный , дивизия – дивизионный , болезнь – болезненный

2. Определите вид глаголов. Образуйте от них прилагательные. Выделите в них суффиксы. Сформулируйте правило правописания

Н и НН в отглагольных прилагательных. В тетрадях появятся записи:

Штопать – штопаный, не писать – неписаный , мариновать- маринованный, лакировать- лакированный

3 . Расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор. Сформулируйте правило правописания Н и НН в причастиях.

Дом, построенный рабочими, хорошо вписался в рельеф местности.

1. Заполните таблицу примерами из упражнения. (Учащимся заранее выданы листочки с распечатанной таблицей и упражнением).

2. Подготовьте связный ответ о правилах написания Н и НН в прилагательных и причастиях.

Именинник бешено вопил, исступлённо размахивая над головой рваным кожаным башмаком, стащенным второпях с дядиной ноги .(Он

был плохо воспитан родителями). Изумлённые гости и родственники в первую минуту ошеломлённо застыли, но потом под градом

вареников, пущенных в их сторону в глиняной тарелке взбешённым именинником, вынужденно отступили к отворённым дверям.

«Негодяи! Подсунуть мне бесприданницу, за которую никто гроша ломаного не давал!» – отчаянно визжал он, возмущённо скача на кованом

сундуке, застеленном продранной клеёнкой. «Она невоспитанна и необразованна, неслыханно глупа и невиданно уродлива, к тому же и

вовсе без приданого!» – кричал он, швыряя драный башмак в недавно купленный соломенный абажур лимонного цвета. (По Г. И.Терентьевой).

1. Запишите слова стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный, чугунный, жеваный, кованый. Какое из этих слов лишнее? (Слово чугунный лишнее, т. к. написание суффикса в нём пишется по правилу. Остальные слова – исключения.)

2. Каким правилом регламентируется написание слов смышлёный, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, желанный, медленный, деланный. (Написание этих слов надо запомнить).

3. Объясните различие в правописании выделенных слов:

Ветреный день – заветренное мясо – ветряная мельница

4. Объясните различие в правописании выделенных слов:

Раненый солдат – раненный в бою солдат

Жареный гусь – жаренный в масле гусь

Писаная красавица – исписанный листок

2. Проблемная ситуация. Орфографическая задача по отрывку из повести Л.Н.Толстого «Детство».

Вставить одну или две Н и объяснить.

Каждому ученику роздан текст, работают на листах ручкой. Время – 5 минут.

Проблемная ситуация №1. Слайд №6.

Как отличить краткое причастие от краткого прилагательного, и сколько Н писать в обоих случаях?

I. Если слово заменяется глаголом (прочитали), значит, это краткое причастие

следовательно, пиши Н ( прочитана).

II. Если слово нельзя заменить глаголом, замени синонимом (умна, эрудированна) следовательно, это краткое прилагательное – пиши НН (девушка начитанна).

V . Обобщение и закрепление изученного материал. Диагностический контроль (с целью выявления «слабых мест»).Устно. Слайд №4.

Свяще…ый долг, рискова…ый шаг, посаж…ый отец, уютная гости…ая, серебря…ый браслет, зва…ый ужин, нечая…ая радость, домотка…ый ковёр, прида…ое невесты, взволнова…ое лицо, правле…ый автором текст, масля…ые краски, масле…ый блин, ветре…ая погода, девушка хорошо воспита…а, встреча прошла организова…о, высуше…ое бельё.

5. Распределительный диктант. Слайд №8.

Работа в парах «Рекламная компания».

Запишите предложения. Вставьте -н или -нн, выделите суффиксы, сделайте рекламу выполненной работы.

Обещай медле…о, выполняй быстро. Всё исти…о мудрое – просто и понятно. Говорить лучше обдума…о, чем быстро. Пута…о говорить – душе вредить. Спасатели сосредоточе…ы в районе стихийного бедствия. Директор сосредоточе…о посмотрел на присутствующих.

VI . Обобщение и систематизация правил, рассмотренных на уроке.

Какие правила мы повторили? Какой случай вызывает у вас наибольшие затруднения?

1. Причи(1)о-следстве(2)ые отношения установить не так просто. Нередко яркие, но второстепе(3)ые факты трактуются как причина , а подли(4)ая , но

более «скромно одетая» причина бывает оттесне(5)а на задний план. (ответ 1,2,3,4 )

2. Для получения бумаги высокого качества раздробле(1)ые, пропита(2)ые особе(3)ым составом , варё(4)ые при особой температуре стволы деревьев

должны быть превраще(5)ы в текучую массу. (ответ 1,2,3,4 )

— Какие правила мы должны знать?

— Какие части речи (формы каких частей речи) мы не должны путать?

— Для чего мы используем в речи прилагательные и причастия?

Задания по группам:

1-2 группа. Подберите примеры и ответьте на вопрос, какими правилами мы руководствуемся, когда пишем н или нн в суффиксах имён существительных?

3 группа. Составьте небольшой связный рассказ на свободную тему. Попытайтесь использовать в нём как можно больше слов разных частей речи, в которых есть суффиксы с Н или НН.

Чтение параграфа и составление опорной таблицы (устно ).

Работа в группах.

Раскройте скобки и вставьте, где нужно -н или -нн, а также другие пропущенные буквы. Постройте схему последнего предложения.

1.Девочка смуще_о улыбнулась. 2. Танцовщица двигалась грациоз_о, медле_о, изящ_о. 3. Как только гости разошлись, сразу стало как(то) пусты_о.) 4. Зрители стали хлопать преждевреме_о. 5. Мужчине плакать (не)прилич_о. 6. На берегу было ветре…о.

Раскройте скобки и вставьте, где нужно -н или -нн, а также другие пропущенные буквы. Постройте схему последнего предложения.

1.Любил я тай_о. 2. Хвалу приемли равнодуш_о. 3. Напрас_о пророка о тени он просит. 4. И медле_о жгли их до утра огнем. 5. Он отнесся к нам благоскло_о. 6. У пристани стояли груже…ые корабли, и ветерок лениво полоскал серые, умышле…о приспуще…ые ветрила.

Раскройте скобки и вставьте, где нужно -н или -нн, а также другие пропущенные буквы. Постройте схему последнего предложения.

1.И многие годы (не) слыша_о прошли. 2. Она выглядит роскош_о.) 3. Все вокруг было очень таинстве_о. 4. Тоску изгнанья мы делили друж_о. 5. Но веч_о любить (не)возмож_о.

Творческая дифференцированная работа «Знатоки орфограмм».

Разделите страницу на два столбика.

Храбро, проявляя присутствие духа

Твёрдо, не колеблясь

1.Соедините стрелочками наречия с теми словами из первой колонки, которые соответствуют их значению.

2.Составьте с ними пары предложений, в которых они будут выступать:

а) в качестве наречий;

б) в качестве другой части речи (какой?)

3.По-разному или одинаково будут писаться созвучные слова? Докажите.

Первый уровень – выполнить 1 задания; второй – 2 задания; третий – 3задания.

VII. Оценивание учащихся с комментированием достигнутых результатов.

VIII. Домашнее задание. Задание по выбору учащихся:

1.Написать сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужны наречия в письменной речи?»

2.Составить таблицу «Отличия наречий от кратких прилагательных»

3.Составить словарный диктант (10 — 15 слов) для одноклассников по изученной орфограмме.


источники:

http://uchitel.pro/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BD-%D0%B8-%D0%BD%D0%BD-%D0%B2-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8F/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-n-i-nn-bukvi-3992649.html