Конспект правописание наречий по плану

Конспект правописание наречий по плану

В наречиях с приставками на-, за-, в-, образованных от кратких прилагательных, на конце пишется буква о ( начисто, запросто, вправо ), наречия такого же происхождения с приставками до-, с-, из- имеют на конце букву а ( досыта, издавна, снова ). У некоторых наречий с приставкой с- на конце пишется — у ( смолоду, сослепу ).

Правописание О и Е в суффиксах наречий после шипящих

Под ударением пишется о (свежо, горячо), без ударения — е (неуклюже, жгуче)

Мягкий знак Ь на конце наречий

После шипящих на конце пишется ь: вскачь, навзничь, наотмашь . Исключения: уж, замуж, невтерпёж .

Правописание отрицательных наречий с частицами НЕ и НИ

с НЕ пишутся слитнос НЕ пишутся раздельнос НИ пишутся слитнос НИ пишутся раздельно
негдене к чемунигдени к чему, ни при чём, ни за что
некуданикудани за что, ни про что,
некогданикогдани в какую, ни в коем случае
незачемнипочём
нескольконисколько

Слитное написание наречий

Пишутся слитно:

  • Наречия, образованные соединением наречий с предлогами ( покуда, навсегда, послезавтра ), но пишутся раздельно сочетания предлогов с неизменяемыми словами, употребляе­мыми в этих случаях в значении существительных ( свести на нет, сдать на хорошо, пойти на ура ), сравните: назавтра отправи­лись в путь (наречие в значении «на следующий день») — от­ложили отъезд на завтра (предложное сочетание в значении «на завтрашний день»).
  • Наречия, образованные соединением в- и на- с собирательными числительными ( вдвое, надвое, вдвоём и т.д.), но: по двое и т.п.
  • Наречия, образованные соединением предлогов с краткими прилагательными ( докрасна, сгоряча, вкратце ).
  • Наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными (подойти вплотную , искать вслепую ) и местоимениями ( вовсе, вничью ), но пишутся раздельно соче­тания предлога в с полными прилагательными, начинающи­мися с гласной (играть в открытую ), а также некоторые об­разования с предлогом на ( на боковую, на мировую, на попятную ).
  • Наречия, имеющие в своём составе такие существитель­ные или такие именные формы, которые в современном лите­ратурном языке не употребляются ( вдоволь, взаперти, наяву, спозаранку и др.), за немногими исключениями: во всеоружии, во всеуслышание.
  • Наречия, если между предлогом-приставкой и суще­ствительным, из которых образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определение (прила­гательное, местоимение, числительное) или если к сущест­вительному не может быть поставлен падежный вопрос, например: бежать вприпрыжку , говорить наперебой , от­казаться наотрез . Сравните: слитное написание наречий и раз­дельное написание предложно-падежных сочетаний: произ­носить врастяжку — отдать обувь в растяжку (ср.: в повторную растяжку), надеть фуражку набок — повер­нуться на бок (ср.: на правый бок); испугаться насмерть — бороться не на жизнь, а на смерть и т.п.
  • Наречия с пространственным и временным значением, имеющие в своем составе существительные: верх, низ, перед, зад, высь, даль, глубь, ширь, начало, век. Хотя перед некоторыми из них возможна постановка определяющего слова (вперед, назад, книзу, сверху, вдаль, сначала и т.д.). Раздельно эти слова пишутся обычно только при наличии в самом предложении пояснительных слов к указанным существи­тельным ( в глубь веков, в даль туманную, в начале года, на веки вечные и т.п.).

Дефис в наречиях.
Раздельное написание наречий

Конспект урока «Правописание наречий«. Следующая тема: «Морфологический разбор наречия»

Наречие. Правописание наречий
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Учитель: Чемезова Яна Николаевна

Предмет: Русский язык и литература

Скачать:

ВложениеРазмер
chemezova_yana_nikolaevna.docx21.06 КБ
chemezova_yana_nikolaevna.pptx1.33 МБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема: Наречие. Правописание наречий

— формирование умений по проведению аналогий между ранее известным и новым материалом, формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторение орфограмм, связанных с написанием наречий;

— развивать познавательный интерес, умение выделять главное, обобщать, логически излагать свои мысли, умение формулировать и аргументировать свою точку зрения;

— воспитывать любознательность, познавательную и коммуникативную активность, интерес к предмету и умение оценивать свою работу; формирование навыков контроля и самоконтроля

Тип: урок смешанного типа (повторение изученного материала, изучение новой темы);

Используемая технология: Сингапурская образовательная технология;

Методы и приемы: формы обучения Сингапурской образовательной технологии (релли коуч, джот тотс, сорт кардс, тик-тэк-тоу).

Оборудование урока: презентация, урока, учебник, тетради, карточки.

— Добрый день, дорогие ребята — команды 7 б класса, сегодня у нас в гостях учителя из различных школ Амгинского улуса, давайте в связи с этим представим наши команды (представление команд)

— На этом уроке мы с вами вспомним, что мы знаем о наречии, также познакомимся с новым правилом по правописанию, обобщим и закрепим полученные знания о наречии.

— Открываем тетради, записываем число.

  1. Этап повторения (сорт кардс) каждой команде раздаются по 6 цветных карточек. Задание:

— Я вам раздала по 6 карточек, запишите то, что у наречия связано с цифрой 6 (учащиеся записывают разряды наречия по значению по одному разряду на каждом листочке. После заполнения разрядов наречия команды передают карточки соседней команде по кругу, проверяют записи соседей. Командиры делают отчет по проверенному заданию).

— На обратной стороне карточки напишите вопросы по каждому разряду наречия (учащиеся записывают вопросы, после заполнения карточек передают далее по кругу).

— Проверьте вопросы наречия? Все ли верно?

— Сейчас под вопросом записываем примеры наречий по значению (все участники команд подбирают примеры, записывают, после заполнения передают по кругу, командам возвращаются их цветные карточки, учащиеся проверяют примеры, командир отчитывается).

— Следующее задание связано с четырьмя карточками. Вспоминаем и записываем (команды записывают способы образования наречий, передают соседям. Те проверяют и записывают пример к каждому способу образования. После проверки и отчета командира передают карточки дальше по кругу. Команды проверяю примеры наречий и выделяют морфему с помощью которого образовано наречие. Карточки идут по кругу и возвращаются своим командам. Команды проверяют свои карточки и отчитываются).

3. Этап изучения новой темы .

— Обратите внимание на экран, читает Тимофеева Диана.

Открываешь настеж(?) двери.

Прогоняешь скуку проч(?) .

Вскач(?) пускаешься и веришь,

Что напишешь всё точ(?)-в-точ(?) .

Так, как надо: вот шипящий,

Вот за ним есть настоящий,

Без подделки мягкий знак –

Без него нельзя никак.

Так в конце он засияет,

Что кому-то «пять» поставят.

— Мы продолжаем с вами изучение правописания наречий. Какую орфограмму сейчас мы изучаем? Сформулируйте тему урока.

Тема: Буква ь на конце наречий после шипящих.

Записываем: Настежь, прочь, вскачь, точь-в-точь; наотмашь, сплошь, навзничь, напрочь…

— Что общего у этих наречий? (Заканчиваются на шипящий и на конце пишется ь).

— Действительно, на конце наречий после шипящих пишется ь, но есть три исключения, где ь не пишется, открываем учебники на странице 125 , находим исключения, записываем: уж, замуж, невтерпеж.

4. Этап контроля (релли коуч)

Учащиеся в командах разбиваются на пары. Используя одну ручку, записывают поочередно по одному словосочетанию. Затем меняются тетрадями и проверяют словарный диктант друг друга, комментируют исправляют. Выставляют балл. (по 0,5 балла за каждое правильно написанное наречие).

  • 1) Еще не наступивший праздник, 2) поступил нелепо, 3) открыты настежь, 4) спросил невежливо, 5) прибил некрепко, 6) говорил не быстро, а медленно;
  • 1) Выглядел отнюдь не красиво, 2) шагу негде ступить, 3) несётся вскачь, 4) никак не ожидал, 5) сделать не быстро, а медленно, 6) сегодня безветренно.

— Подчеркните в словосочетаниях наречия. Проведите морфемный разбор выделенных наречий. Объясните орфограммы, сделайте вывод о правописании наречий.

5. Этап закрепления (прием джот тотс). Командам раздаются по 16 карточек.

— Обратите внимание на картинку, запишите наречия, которые у вас вызывают связь с данным изображением (Новогодняя картинка с елью, подарками, камином…). Каждый участник команды записывает по 4 наречия (Примеры: сегодня, скоро, уже, волшебно, блестяще, таинственно, загадочно, ярко, пышно, много, множество, потрясающе, чуть-чуть, красиво, на диво, за полночь, впору и т.п.)

— Распределите записанные вами наречия на категории, сколько будет у команды категорий, решаете вы сами (команды классифицируют карточки по значению, по способам образования, по правописанию… и объясняют свой выбор).

— На какие категории вы разложили карточки? Объясните.

  1. Развитие речи (прием Тик-тэк-тоу). Учащиеся раскладывают свои 9 карточек (3 по горизонтали, 3 по вертикали). Используя данные наречия записывают предложения (горизонталь, вертикаль, диагональ).

Учащиеся зачитывают получившиеся предложения.

— Что мы сегодня на уроке выполняли? Выполнения каких заданий наиболее удались вашей команде? Какое задание вызвало трудности?

8. Подведение итогов .

Заполнение Листа оценки. Подсчет баллов. Оглашение результатов.

9. Домашнее задание .

— Напишите сочинение по картине, используя записанные вами предложения с наречиями. Наречия подчеркните и укажите разряд.

По каждому заданию командир команды выставляет каждому участнику от 0-3 баллов

Урок по русскому языку на тему «Правописание наречий»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Курганинский аграрно-технологический техникум»

ОТКРЫТЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА ПО

ПО ТЕМЕ: «ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ»

русского языка и литературы

г. Курганинск, 2015 г

Закрепление навыков правописания наречий

Образовательные: формирование умения образовывать наречия и употреблять их в речи

Развивающие: развивать навыки умения анализировать, сравнивать в процессе тренировочных упражнений

Воспитательные: пропаганда ЗОЖ, воспитание культуры здоровья

Тип урока: изучение и закрепление нового материала

Форма урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая

Метод обучения: лекция с элементами беседы, частично-поисковый

Оборудование: учебник, доп. Литература, таблицы, карточки с индивидуальными заданиями.

I . Работа по группам

Синтаксический разбор предложения:

Приезжай к нам обедать запросто.

Приезжай к намобедатьзапросто . (побуд., невоскл., простое, односост., о/л [],распростр., полное, неослож.)

Приезжай — простое гл. сказуемое, выражено гл. повелительного наклонения.

Приезжай (зачем?) обедать — обстоятельство цели, выражено инфинитивом.

Приезжай (как?) запросто — обстоятельство образа действия, выражено наречием.

Приезжай (куда?) к нам — обстоятельство места, выражено личным местоимением с предлогом.

Морфологический разбор наречия запросто.

Приезжай (как?) запросто: наречие образа действия.

Приезжай (как?) запросто (в предложении явл. обстоятельством).

Запросто, на ходу, чуть-чуть, без разбору, крепко-накрепко, в насмешку, по-немецки, сгоряча, бок о бок, еле-еле, сначала, за границей, по-прежнему, поменьше, точь-в-точь, вдребезги, настежь, докрасна, изредка, сплошь, извне, навеки, подольше, с размаху, ещё, горячо.

Проверка словарного диктанта.

— Назовите орфограммы, которыми вы руководствовались при написании наречий.

II. Правописание наречий

1. Правописание наречий традиционно вызывает следующие затруднения:

• гласные в суффиксах на конце наречий;

ь на конце наречий после шипящих;

не и ни в приставках;

• слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

Правила относятся к наречиям, образованным приставочно-суффиксальным способом. По своему образованию эти наречия восходят к кратким формам прилагательных.

В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется буква о .

Запись на доске и в тетрадях:

В наречиях с приставками из-/ис-, до-, с- на конце пишется буква а .

Запись на доске и в тетрадях:

Закрепление данного материала: упр. 189.

2. Самостоятельная работа

— Употребите суффикс или .

Изжелт..-бледное лицо, докрасн.. раскалённый шар, обойти слев. пойти вправ. начать сначал. закончить работу засветл. отмыть добел. поссориться сгоряч. свернуть влев.. .

Вариант II (или упр. 192)

— Образуйте от данных слов наречия с суффиксами или и с приставками в-/во-, на-, за-, с-, из-/ис-, до-.

— Придумайте и запишите предложения или словосочетания с этими наречиями.

Белый, далёкий, поздний, тёмный, косой, сытый, единый, глухой, скорый, живой, простой, сухой, нагой, редкий, горячий, лёгкий, новый.

3. После шипящих ж, ш, ч на конце наречий пишется ь .

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

4. В отрицательных наречиях под ударением пишется не -, без ударения— ни-: никак, негде.

5. После шипящих на конце наречий под ударением пишется о , без ударения — е : горячо, свежо, певуче, но ещё!

Закрепление данного материала можно организовать по вариантам или по группам.

2. Выборочный диктант (преподаватель диктует предложения, учащиеся выписывают наречия на шипящую).

Подле отеля был новый двухэтажный дом, внизу двери открыты настежь ( И. Гончаров ). Однажды только однообразие их было нарушилосьуж подлинно печальным случаем ( И. Гончаров ). Филофей несколько раз провёл рукой наотмашь ( И. Тургенев ). Татьяна по воле барыни была выдана замуж за пьяницу-башмачника ( И. Тургенев ). Глухо, пустынно, безлюдно, степь полумёртвая сплошь. Всадник прочь с коня и молча за работу принялся ( А. Майков ). Терпели целый месяц, а как стало невтерпёж, прислали ко мне внезапно: давай денег ( А. Пушкин ). И навзничь я, ударом опрокинут, без памяти обратно пал в поток ( А. К. Толстой ). Через минуту трое всадников неслись вскачь по дороге ( Н. А. Островский ).

3. Осложненное списывание

— Выпишите в составе словосочетаний сначала местоимения, а потом наречия. Объясните правописание этих частей речи.

(Не, ни) где не видно жилья. (Не, ни) чем не измерить простора полей. (Не, ни) когда не предполагал, что (не, ни)чего не испугаюсь, (не, ни) с (чем) не соглашусь. (Не, ни) как не удавалось тронуться с места. Писем ждать было (не, ни) откуда.

Наречия: нигде не видно, никогда не предполагал, никак не удавалось тронуться, ждать неоткуда.

Местоимения: ничем не измерить, ничего не испугаюсь, ни с чем не соглашусь.

— Подумайте, правило употребления о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных является общим и для наречий или нет? Ответ обоснуйте примерами, заполнив таблицу.

Пример заполненной таблицы:

В суффиксах наречий

Проверка выполнения заданий.

— Какая часть речи называется наречием?

— Расскажите о правописании о, а на конце наречий.

— Расскажите о правописании мягкого знака на конце наречий после шипящих.

— Расскажите о написании не-, ни- в отрицательных наречиях.

— Расскажите о правописании гласных на конце наречий послешипящих.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/01/25/narechie-pravopisanie-narechiy

http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-narechiy-1928348.html