Конспект правописание не с именами прилагательными

Конспект урока «Правописание НЕ с именами прилагательными» (6 класс)

Тема: Правописание НЕ с именами прилагательными

Цели: познакомить учащихся с правописанием частицы НЕ с именами прилагательными;

уметь правильно применять правило для написания НЕ с именами прилагательными;

воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.

Личностные: познавательный интерес к изучению правописания частицы НЕ с именами прилагательными.

Регулятивные: осознавать и понимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности.

Познавательные: выполнять учебные действия , анализировать , обобщать и делать выводы.

Коммуникативные: участвовать в групповом обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других ,с пониманием относиться к ошибкам одноклассников ,соблюдать правила речевого этикета.

Этап 1. Оргмомент.

Этап 2. Актуализация знаний, на основе которых строится «мостик» к изучению нового.

На доске записаны словосочетания, нужно раскрыть скобки, объяснить написание.

(Не) пришел в школу, (не) навидеть ложь, (не) брежность в одежде, (не) удача в делах, (не) внимание, а рассеянность.

Как может употребляться частица НЕ с существительными и глаголами?

Обратите внимание на доску. Что это за схема? (Правописание НЕ с существительными)

если слово не употребляется без НЕ 1. если есть противопоставление с а

(неряха) (не правда, а ложь)

если можно подобрать синоним без НЕ

А еще правописание каких частей речи подчиняется этим правилам? (имя прилагательное, наречие)

Какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка? (имя прилагательное) Что такое имя прилагательное? Как изменяются прилагательные?

Этап 3. Мотивация обучающихся и целеполагание.

Мы с вами знаем правила правописания НЕ с прилагательными? (нет)

Значит ,над какой темой мы будем сегодня работать? Сформулируйте тему урока.

Для чего мы изучаем правописание НЕ с прилагательными? (Чтобы правильно писать имена прилагательные, быть грамотным человеком)

Этап 4. Деятельность обучающихся по освоению новых первичных знаний и выработке новых умений.

Как же научиться правильно писать НЕ с прилагательными? Что нужно делать?

(Будем учиться составлять предложения с НЕ;

Будем учиться анализировать и правильно применять правило)

Доказываем, что правила правописания НЕ с существительными, можно применить и к прилагательным.

а) Ненастные дни, нечаянная встреча, неуклюжий медвежонок, неряшливый ученик, работа небрежна.

Как мы напишем частицу НЕ в этих словах? Почему? (Потому что эти слова без НЕ не употребляются.

Приведите свои примеры (запишите в схему).

Какую оценку можно поставить за работу у доски? Почему? Оценка.

б) Неприятная погода, невеселое настроение, неразговорчивый юноша, небольшая поляна, неглубокое озеро.

Как мы напишем НЕ с прилагательными в данных словосочетаниях? Почему? (Потому что эти слова можно заменить синонимами без НЕ)

Приведите свои примеры (запишите в схему).

Какую оценку можно поставить за работу у доски? Почему? Оценка.

в) не сложное, а простое задание

не тяжелый, а легкий рюкзак

не глупый, а умный ребенок

не грустное, а веселое щебетание

Почему мы так написали имя прилагательное с НЕ? (Потому что есть противопоставление с а)

Приведите свои примеры.

Мы с вами доказали, что правило написания частицы НЕ с существительными распространяется и на правописания не с прилагательными.

— Насколько верны наши выводы, давайте сверимся по учебнику. Откройте § 50, (прочитайте про себя)

Что вы можете добавить к данному правилу? Что нового вы узнали?

(НЕ с полными и краткими прилагательными пишется раздельно, если к прилагательному относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не)

Давайте внесем эту новую информацию в схему.

Итак: Опираясь на схему, составьте полный ответ о правописании НЕ с прилагательными.

Ребята, как … отвечал? Поставьте оценку, прокомментируйте свой ответ.

Ребята, правила мы знаем. Значит ли это, что мы научились грамотно писать? (Нет) Как же нам быть? Что вы предлагаете? (Поработать над предложениями)

Этап 5.Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний.

Работа по группам

1 Раскрыть скобки, объяснить НЕ с прилагательными.

(Не) доброе слово больнее огня жжёт.

Живи (не)прошлым ,а настоящим.

2 Раскрыть скобки, объяснить Не с прилагательными.

Изредка с (не)высоких гор задувал ветер, доносился запах трав.

Справа и слева от тропинки попадались совсем(не) высокие деревца.

3 Машины скрылись в (не) проглядной темноте.

Это был вовсе(не) плохой поступок.

4 Весной природа Башкортостана поражает нас (не)обыкновенной красотой.

Его рассказ был нисколько (не) интересным.

5 Заменить прилагательные синонимами с Не

Путь по размокшим дорогам был трудным.

За окном послышались медленные шаги прохожих.

(Оценивают работу по группам остальные ученики)

Этап 6.Первичная проверка уровня освоения новых знаний и сформированности умений их практического применения.

Работа с текстом

О том, что началась война ,мы услышали по радио. Печальный ,негромкий голос из репродуктора сообщил ,что фашистская Германия атакует Брестскую крепость. Маленькие, несмышлёные ,мы понимали, что случилось что-то страшное, потому что люди перестали улыбаться, разговаривали шёпотом. Для нас началась взрослая непонятная жизнь. Не смогли фашисты взять Брестскую крепость штурмом. Тридцать два дня продолжались нелёгкие бои.

«Я умираю ,но не сдаюсь. Прощай, Родина!»-написал на стене штыком один из её защитников. Это были слова клятвы и прощания .Сдержали солдаты клятву, не сдались они ненавистному врагу.

О каком времени говорится в тексте?

Какие чувства возникают у вас после его прочтения? Почему?

Да, ребята, прошло почти 70 лет со дня Великой Победы. Но мы никак не можем забыть о тех страшных днях в истории нашей Родины, потому что война – это страшное горе, это смерть, это слезы, поэтому нам нужен только мир.

Я читаю еще раз текст, а вы выписываете слова на изучаемую орфограмму.

Слово – правило. (Почему?)

– Отвечает один ученик (оценки ставит класс)

Этап 7.Рефлективная деятельность обучающихся и учителя.

Наш урок завершается. Какую цель мы ставили в начале урока? (Узнать, как правильно писать НЕ с прилагательными)

Кто не допустил ни одной ошибки при выполнении всех упражнений на правописание НЕ с прилагательными? Поднимите руки.

Какие правила вы использовали при выполнении этих упражнений? (Правописание НЕ с прилагательными). Итак, каковы же эти правила?

– Проговорите друг другу!

Кто уверен, что теорию и упражнения усвоил твердо? На «отлично?» Руки!

Теперь Я знаю…, Я могу…,Я понял…

– Ну что ж, хорошо. На следующем уроке мы еще будем закреплять навыки правописания НЕ с именами прилагательными.

Этап 8. Домашнее задание.

1) базовый уровень § 50, упражнение№305.

2) повышенной сложности

Выпишите из произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца» 3-5 предложений на правописание НЕ с именами прилагательными.

3) максимальной сложности. Составьте 3-5 предложений на правописание НЕ с именами прилагательными.

Конспект урока по русскому языку: «Правописание НЕ с именами прилагательными».
план-конспект урока (6 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока по русскому языку: «Правописание НЕ с именами прилагательными».29.34 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Правописание НЕ с именами прилагательными.

  1. Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными
  2. Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами
  3. Активизировать познавательную деятельность учащихся , развивать мыслительные процессы, память, внимание.
  4. Развивать творческие способности учащихся

2.Актуализация опорных знаний.

-Урок начнем с орфографической диктовки. (Ученик работает у доски)

А)Определите по лексическому значению слово и запишите его.

  1. Грубый, невоспитанный человек.( Невежа)
  2. Человек, которому не сидится на месте( непоседа ).
  3. Недоучившийся, мало знающий человек( недоучка )
  4. Неуклюжий, неловкий человек( недотепа )

-Что объединяет все записанные вами существительные?(Они характеризуют человека ,все они общего рода)

-Какие из них несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля?(Недоучка, недотепа)

-Почему все эти слова пишутся с не слитно?

Б )Не был в школе; не правда, а ложь, невнимание к человеку, недоумевал по поводу случившегося.

-Какие правила правописания мы повторили?

3.Изучение нового материала.

1) Определение темы и цели урока.

-Как вы думаете , о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?

-Почему так решили?

-Запишите тему урока в тетради.

-Попытайтесь сформулировать задачи, стоящие перед нами на уроке.

-На доске опорная таблица. Поработаем с ней.

Не с существительными

Не с прилагательными

3.Не правда, а ложь.

3.Не правдивый, а лживый

4.Вовсе не вкусный

-Что общего между написанием не с существительными и прилагательными?

В чем разница? Сделаем вывод.

Откройте страницу 123 учебника и прочитайте правило.

4.Первичная проверка понимания материала.

1)-Прослушайте стихотворение Бориса Заходера. (Тексты на каждой парте)

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна-Смеяна.
Очень жаль ,что только во сне
Есть страна без частицы не .

Выпишите все слова с не в два столбика.

Не
с существительными

Не
с прилагательными

2)Работа с учебником.

5.Закрепление изученного материала.

1) Разноуровневые задания (Выполняют на карточках )

Задание: раскрыть скобки

(Не)красивый;(не)умный; (не)уклюжий; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)широка;

Задание ? : отметьте случаи слитного написания

? (не)большой, но уютный

Не брежный почерк

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Невысокий, но худой

Задание :выполните тест , проверьте по ключу и оцените свои знания по теме.

Цель : проверить знания учащихся по теме.

Отметьте номера правильных ответов.

1.Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:

  1. если слово не употребляется без не-;
  2. если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-;
  3. если в предложении есть противопоставление с союзом а.

2.Слово не употребляется без не- в предложении:

  1. Его(не)ряшливый вид всегда отпугивал.
  2. В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.
  3. День выдался (не)жаркий.

3.Слово с не- можно заменить синонимом в преложении:

  1. Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.
  2. Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.
  3. (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.

4.Слово с не пишется слитно в предложении:

  1. (Не)приятельская армия отступила.
  2. Эта книга далеко (не)проста.
  3. Нам продали (не)вкусное мороженое.

5.Слово с не- пишется раздельно:

  1. Посетитель был вовсе не скучен.
  2. Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.
  3. Её (не)годующий взгляд остановил нас.

6.Допущена ошибка в написании не- в предложении:

  1. Не широкая речонка поблескивала на горизонте.
  2. Океан был совсем не спокойным.
  3. В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.
  1. Выучить правило на странице 123.
  2. Выполнить упражнение 308.
  3. Составить кроссворд на тему: “ Не с разными частями речи”

Вспомним задачи, которые стояли перед нами в начале урока.

Справились с ними?

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна-Смеяна.
Очень жаль ,что только во сне
Есть страна без частицы не .

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна-Смеяна.
Очень жаль ,что только во сне
Есть страна без частицы не .

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна-Смеяна.
Очень жаль ,что только во сне
Есть страна без частицы не .

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна-Смеяна.
Очень жаль ,что только во сне
Есть страна без частицы не .

Не брежный почерк

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Невысокий, но худой

Не брежный почерк

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Невысокий, но худой

Не брежный почерк

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Невысокий, но худой

Не брежный почерк

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Невысокий, но худой

Не брежный почерк

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Невысокий, но худой

Не брежный почерк

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Невысокий, но худой

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока предназначен для учащихся 6 класса и позволяет наиболее полно усвоить материал. Изучение нового материал происходит с помощью схем и таблиц, этот прием делает изучаемый материал более п.

урок усвоения новых знаний.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

Урок русского языка «Правописание гласных в окончаниях имен прилагательных.

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Не с прилагательными

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Слитное написание частицы не с именами прилагательными.

2. Раздельное написание частицы не с именами прилагательными; особые случаи раздельного написания.

3. Повторение правописания имён существительных с частицей не.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?». Имена прилагательные изменяются по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. Имена прилагательные могут иметь краткую форму. В предложении имена прилагательные выполняют функцию определений и сказуемых.

Краткие прилагательные отвечают на вопросы «каков?», «какова?», «каково?», «каковы?» и изменяются по числам, в единственном числе – по родам: бел, бела, бело, белы.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – 175 с.

  1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. – 32 с.

Теоретический модуль для самостоятельного изучения

Правописание частицы не с прилагательными зависит от следующих условий.

Не пишется слитно, если:

1) слово не употребляется без не (нерадивый, небрежный);

2) слово можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый – злой, нехороший – плохой).

не пишется раздельно, если:

1. у прилагательного есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);

2) есть слова-усилители далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);

3) прилагательные употреблены в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший);

4) с кратким прилагательным (не могучи).

Запомним: раздельное написание не с именами прилагательными повторяет раздельное написание не с именами существительными, но лишь отчасти.

не с именами прилагательными, как и не с именами существительными, пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом а. Квартира не большая, а маленькая (прилагательное не большая пишется раздельно, так как оно при помощи союза а противопоставляется своему антониму – прилагательному маленькая).

Выберите один правильный вариант ответа.

Как напишете не с прилагательным в предложении:

(Не)дорогой, но удобный портфель.

1) раздельно, так как есть противопоставление с союзом но;

2) можно писать и слитно, и раздельно в зависимости от значения в контексте;

3) слитно, так как при противительном союзе но прилагательные не являются антонимами.

3) слитно, так как при противительном союзе но прилагательные не являются антонимами.

Прочитайте внимательно отрывок. Выберите правильные утверждения.

«Зря вы думаете, уважаемая ворона, – сказала лисица, – что голос у вас (не)приятный. Он нисколько (не)резкий и противный». (Крылов)

1) это сложное предложение;

2) в данном отрывке есть обращение;

3) «(не)приятный» пишется раздельно, так как есть противопоставления с союзами а, но;

4) в отрывке один предлог;

5) «(не)резкий» пишется раздельно, так как есть слово-«магнит»: нисколько не;

6) «(не)приятный» пишется слитно, так как прилагательное можно заменить словом, близким ему по значению.

3) «(не)приятный» пишется раздельно, так как есть противопоставления с союзами а, но;

4) в отрывке один предлог;

5) «(не)резкий» пишется раздельно, так как есть слово-усилитель нисколько не

6) «(не)приятный» пишется слитно, так как прилагательное можно заменить словом, близким ему по значению.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2018/04/27/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-pravopisanie

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6983/conspect/