Конспект правописание не с причастиями кратко

«Не» с причастиями — слитно и раздельно

«Не» с при­ча­сти­я­ми пишет­ся как слит­но, так и раз­дель­но в зави­си­мо­сти от усло­вий, в кото­рые попа­да­ет сло­во в пред­ло­же­ние (нали­чие зави­си­мых слов, воз­мож­ность сино­ни­мич­ной заме­ны, про­ти­во­по­став­ле­ние и т. д.).

Чтобы сде­лать пра­виль­ный выбор, опре­де­лим фор­му сло­ва, пол­ную или крат­кую, и обра­тим­ся к кон­крет­но­му контексту.

Чтобы понять, как пишет­ся «не» с при­ча­сти­я­ми, вна­ча­ле выяс­ним его грам­ма­ти­че­скую фор­му. Как извест­но, дей­стви­тель­ные при­ча­стия име­ют толь­ко пол­ную фор­му. Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни могут иметь как пол­ную, так и крат­кую форму.

Понаблюдаем:

  • летя­щий самолет;
  • заржа­вев­ший гвоздь;
  • посе­ян­ная тра­ва — тра­ва посеяна;
  • рас­сы­пан­ные листья — листья рассыпаны.

Слитное написание «не» с причастиями в полной форме

Примеры:

  • нена­ви­деть — нена­ви­дя­щий ложь;
  • недо­уме­вать — недо­уме­ва­ю­щий пассажир;
  • него­до­вать — него­до­вав­ший покупатель;
  • невзлю­бить — невзлю­бив­ший с пер­во­го взгляда.

С помо­щью при­став­ки не- обра­зу­ют­ся новые слова-антонимы:

  • застро­ен­ный уча­сток — неза­стро­ен­ный участок;
  • засе­лен­ная квар­ти­ра — неза­се­лен­ная квартира;
  • испор­чен­ный про­дукт — неис­пор­чен­ный продукт.

Если в мор­фем­ном соста­ве при­ча­стия име­ют­ся при­став­ки не-до-, сло­во пишет­ся слитно:

  • не до люб­ли­ва­ю­щий соседа;
  • не до гово­рив­ший о чём-то;
  • не до оце­нив­ший его старания.

Отличаем раз­дель­ное напи­са­ние пред­ше­ству­ю­щей отри­ца­тель­ной части­цы «не» с при­ча­сти­я­ми с при­став­кой до-, име­ю­щи­ми зави­си­мые слова:

  • не доеден­ный мной ужин
  • не докон­чен­ное вче­ра письмо
  • не доска­зан­ные им слова
  • не досмот­рен­ный до кон­ца фильм

«Не» с причастиями пишется раздельно

Если же у при­ча­стия име­ют­ся зави­си­мые сло­ва, то есть это уже при­част­ный обо­рот, тогда отри­ца­тель­ная части­ца «не» пишет­ся раз­дель­но, например:

  • не про­чи­тан­ная дедуш­кой газета;
  • ещё не погас­ший костёр;
  • не боя­щий­ся высо­ты ;
  • не под­ня­тый мат­ро­са­ми флаг;
  • дав­но не бри­тый подбородок.

В каче­стве зави­си­мых слов могут высту­пать отри­ца­тель­ные место­име­ния и наречия:

  • никем не заме­чен­ная публикация;
  • нисколь­ко не усво­ен­ное правило;
  • ничем не оправ­дан­ный поступок;
  • ничуть не заме­чен­ный жест.

В пред­ло­же­нии может быть про­ти­во­по­став­ле­ние. Это вто­рое усло­вие раз­дель­но­го напи­са­ния «не» с пол­ным причастием:

На сто­ле лежал не про­чи­тан­ный, а лишь про­смот­рен­ный журнал.

В гнез­де пища­ли не опе­рив­ши­е­ся, а слег­ка покры­тые неж­ным пуш­ком птенцы.

В-третьих, заме­ча­ем в пред­ло­же­нии сло­ва дале­ко , вовсе , отнюдь :

  • дале­ко не преду­смот­рен­ное обстоятельство;
  • вовсе не иссле­до­ван­ный район;
  • отнюдь не решён­ная задача.

Наречия меры и сте­пе­ни, уси­ли­ва­ю­щие сте­пень при­зна­ка, не вли­я­ют на слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние причастий:

  • совер­шен­но неис­сле­до­ван­ный ост­ров; совер­шен­но не иссле­до­ван­ный гео­ло­га­ми остров;
  • совсем непро­ши­тая ткань; совсем не про­ши­тая бабуш­кой ткань;
  • чрез­вы­чай­но необ­ду­ман­ное реше­ние; чрез­вы­чай­но не обду­ман­ное нами решение;
  • абсо­лют­но неустав­ший спортс­мен; абсо­лют­но не устав­ший во вре­мя тре­ни­ров­ки спортсмен;
  • почти неза­се­ян­ное поле; почти не засе­ян­ное с утра поле.

Правописание «не» с причастиями в краткой форме

Сравним:

  • вещи не уло­же­ны, вещи ещё не уло­же­ны, вещи не уло­же­ны с вече­ра, вещи не уло­же­ны нами;
  • рас­сказ не завер­шён, рас­сказ авто­ром не завер­шён, рас­сказ мной не завершён;
  • зачёт не сдан, зачёт еще не сдан, зачёт не сдан в срок.

Отдельно пого­во­рим о при­ча­сти­ях и отгла­голь­ных при­ла­га­тель­ных, окан­чи­ва­ю­щих­ся на -мый.

Все рас­суж­де­ния о слит­ном и раз­дель­ном напи­са­нии оста­ют­ся в силе, сравним:

  • неви­ди­мые слезы;
  • не види­мые мною слезы;
  • нико­му не види­мые слезы;
  • вовсе не види­мые слезы.

Учтем, что без при­став­ки не- в рус­ском язы­ке не упо­треб­ля­ют­ся слова:

Большей частью эти стра­да­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни поте­ря­ли при­знак дей­ствия и ста­ли прилагательными.

Таблица с примерами

Для нагляд­но­сти ука­жем пра­ви­ла напи­са­ния «не» с при­ча­сти­я­ми в сле­ду­ю­щей таб­ли­це с примерами.

НаписаниеПравилаПримеры
РаздельноеПолное при­ча­стие име­ет зави­си­мые сло­ва (суще­стви­тель­ные или место­име­ния) и обра­зу­ет при­част­ный оборотпере­улок, не мощён­ный камнями;
ёлка, не укра­шен­ная игрушками;
сооб­ще­ние, не допи­сан­ное до конца;
У пол­но­го при­ча­стия име­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние с сою­зом «а»уча­сток не заго­ро­жен­ный, а обо­зна­чен­ный столбами;
рыба не запе­чен­ная, а провяленная;
ворот не застёг­ну­тый, а откры­тый нараспашку;
Краткие при­ча­стиямиф не развеян;
скор­лу­па оре­ха не расколота;
ключ не потерян;
тесто не замешено;
СлитноеПричастия, не упо­треб­ля­ю­щи­е­ся без при­став­ки не-нена­ви­дя­щий ложь;
несдоб­ро­вав­ший;
невзлю­бив­ший;
недо­мо­га­ю­щий;
У пол­но­го при­ча­стия нет зави­си­мых словнета­ю­щие льдины;
нескры­ва­е­мое обстоятельство;
неза­стег­ну­тое пальто;
несо­бран­ный виноград;
Причастия со слож­ной при­став­кой не-до-недо­еден­ный обед;
недо­смот­рен­ный малыш;
недо­вы­пол­нен­ное задание.

Видеоурок «Слитное и раздельное написание «не» с причастиями»

Конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание НЕ с причастиями» ( 7 класс)

Предмет русский язык

Тема урока: «Правописание НЕ с причастиями».

Цель урока: познакомить учащихся со слитным и раздельным написанием НЕ с причастиями.

Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями.

Закрепить ранее изученные знания о причастии, правописании НЕ с другими частями речи.

Умение самостоятельно формулировать тему, цель урока.

Умение определять цель учебной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, перерабатывать и систематизировать информацию, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Владение всеми видами речевой деятельности.

Совершенствование умения работать в группах.

Формирование коммуникативных умений, положительного отношения и интереса к русскому языку.

Оборудование: учебник, тетради, персональный компьютер учителя, раздаточный материал.

I . Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем грамотно писать,

На вопросы отвечать.

Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души»

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Откройте тетради, запишите число, классная работа и пропустите строчку для написания новой темы.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Мотивация к учебной деятельности.

Учитель приветствует учащихся.

Встаньте, пожалуйста, прямо, расправьте ваши плечи, поднимите головы, подарите мне ваши чудесные улыбки. Я желаю вам сегодня хорошей, плодотворной работы, успеха и удачи!

Прошу занять всех свои рабочие места, мы начинаем урок русского языка. Пусть девизом урока сегодня станут слова: «Дорогу осилит идущий, а русский язык – мыслящий».

Подпишите ваши рабочие листы, запишите сегодняшнее число.

Учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку, психологически настраиваются на урок.

Проверка домашнего задания

Вначале мы отправимся «по следам изученного», и я попрошу вас напомнить мне тему изучаемого нами раздела.

В этом вам поможет стихотворение, которое вы видите на экране.

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

Чтобы вспомнить, что вы уже знаете о данной удивительной части речи, сыграем в учебную игру «Светофор».

Напомню вам правила игры:

Для ответа вы используете сигнальные карточки (красная – не согласен с утверждением, желтая – затрудняюсь ответить; зеленая – согласен с утверждением). Если вы не согласны, то должны дать правильный ответ.

Верно ли, что причастия обозначают постоянный признак предмета? (Нет).

Верно ли, что причастия образуются от существительных? (Нет).

Верно ли, что причастия склоняется как прилагательные? (Да).

Верно ли, что причастия бывают совершенного и несовершенного вида? (Да).

Верно ли, что у причастий нет формы будущего времени? (Да).

Верно ли, что страдательные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета? (Нет).

Верно ли, что причастия не имеют краткой формы? (Нет).

Верно ли, что действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов ИМ, ЕМ? (Нет).

Верно ли, что полная форма страдательного причастия пишется с двумя Н в суффиксе, краткая – с одной Н? (Да).

Верно ли, что причастный оборот – это причастие с определяемым словом (Нет).

Верно ли, что причастный оборот всегда обособляется (Нет).

Верно ли, что причастие бывает в предложении определением или сказуемым (Да).

Молодцы! Спасибо вам за активную работу. Вы показали хорошее знание изученного материала.

Учащиеся называют изучаемый раздел.

Выполняют задания учебной игры «Светофор», повторяют изученный материал.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Подготовка к изучению нового материала.

А теперь продолжим наш путь «по следам изученного».

Познакомьтесь с содержанием карточки №1. Сформулируйте задание, которое вам предстоит выполнить. (Даны примеры слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи, необходимо заполнить данными примерами таблицу и объяснить выбор орфограммы).

— Что для этого вам необходимо вспомнить? (Для успешного выполнения задания необходимо вспомнить, как пишется НЕ с именами существительными, прилагательными и глаголами).

Объяснительный диктант : правописание не с различными частями речи.

Запись на интерактивной доске

Несколько незнакомцев, ничего не знаешь, ненавидеть лень, невежественный человек, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, нелепость, небрежный, негодовал, не широкая, а узкая река; невысокий дом, говорил не правду, а ложь.

Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется: невзлюбить, нездоровится.

Вспомним о правописании НЕ с существительными и прилагательными.

Слитно, если: Раздельно, если:

— без НЕ не употребляется — есть противопоставление с союзом А

(неряха, невзгоды, небрежный); ( не правда, а ложь; не добрый, а злой)

— можно заменить с синонимом без НЕ — с существительными при отрицании

или близким по значению выражением (не волк);

(неправда – ложь); — с краткими прилагательными (не могуч);

— есть слова далеко не, вовсе не, совсем не; — зависимое слово – отрицательное местоимение (никому не интересный)

— прилагательное в сравнительной или превосходной степени ( не громче, не красивейший).

Выполнение задания в парах.

Проверка выполнения задания.

Работа учащихся в парах, заполнение таблицы «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».

Проверка выполненной работы.

Подготовка к восприятию новой темы.

Создание проблемной ситуации.

Ребята, обратите внимание на данные примеры. (На слайде даны примеры слитного и раздельного написания НЕ с причастиями).

— Можете ли вы сейчас заполнить 4-ую колонку вашей таблицы?

— Почему у вас возникла трудность?

— Что необходимо для того, чтобы успешно закончить таблицу? (Необходимо знать правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями)

Учащиеся фиксируют трудность и формулируют выход из проблемной ситуации.

Формулировка темы и цели урока.

— Сформулируем и запишем тему нашего урока. (Правописание не с причастиями).

— Какие цели мы можем поставить? Чему нам необходимо сегодня научиться?

Формулируют и записывают тему урока, формулируют цели урока:

— выяснить условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями;

— научиться правильно писать НЕ с причастиями.

А теперь, ребята, встали,

Дружно ручки вверх подняли,

А теперь все вниз нагнулись,

Все присели, снова встали,

Голову нагнули, ручки встряхнули,

Вот и отдохнули! Присаживайтесь.

Учащиеся выполняют физические упражнения.

Открытие новых знаний.

Контроль первичного усвоения знания

В соответствии с поставленной целью вам необходимо самостоятельно сформулировать правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Откройте учебники на стр. 67, найдите теоретический материал и выполните задание, ответив на вопросы:

1 вариант. При каких обстоятельствах Не пишется с причастиями слитно?

2 вариант. При каких обстоятельствах НЕ пишется с причастиями раздельно?

Итогом вашей работы является заполнение кластера и 4-ой колонки таблицы задания №1

Работа с материалом учебника и выполнение задания по вариантам.

1 группа: при каких обстоятельствах НЕ с причастиями пишется слитно.

2 группа: при каких обстоятельствах НЕ с причастиями пишется раздельно.

2. Ответ на вопрос по вариантам.

3. Составление кластера.

4. Заполнение 4-ой колонки таблицы.

Применение нового знания на практике.

Несжатая полоса, не нарушаемая птичьим пением тишина, земля не вспахана, незабываемое впечатление, не замерзшая, а бурлящая река,

не прогретая солнцем земля , ненавидящий подлость человек, непроверенные данные, не покрытые снегом поляны, не утихающий, а усиливающийся ветер.

Задание «Перевертыш». (Учащимся необходимо превратить слитное написание НЕ с причастиями в раздельное)

Невыполненное задание, незамеченная ошибка, незапечатанное письмо, негодующий человек.

— Не возникли ли у вас трудности с выполнением задания? (Последний пример нельзя «перевернуть»: причастие не употребляется без НЕ).

Цифровой диктант (самостоятельная работа по вариантам)

(Не)прочитанная книга, посылка (не) получена, (не)завершенное в срок строительство, (не)доумевающий взгляд, никем (не)убранные вещи, (не)начатое, а законченное собрание.

(Не)исправленные, а подчеркнутые ошибки, контрольная работа (не)сдана, (не)замерзающий пруд, (не)раскрытая учеными тайна, (не)доумевающий собеседник, (не)исследованные пространства.

(Не)изгладимое впечатление оставила гроза в деревне. Светлая полоса ещё (не)закрытая чёрной тучей озаряла нашу спальню. Сквозь (не)занавешенные а открытые окна постоянно была видна молния. Он стоял на высоком берегу реки и был (не)защищён. Осенью идут (не)прекращающиеся дожди.

2 ученицы выполняют работу на доске за ширмой.

«Слитное и раздельное написание
НЕ с различными частями речи»

Орфограмма: Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи (существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями, причастиями, глаголами, деепричастиями).

Не пишется слитно :

  • с существительными, с краткими и полными прилагательными и наречиями на -о(-е), если слово без не не употребляется ( невидаль, недотрога, невзрачный, невзначай );
  • с существительными, с краткими и полными прилагательными и наречиями на -о(-е), если слово можно заменить синонимом без не ( недруг — враг, немалый — большой );
  • в неопределённых местоимениях и отрицательных наречиях ( некто, неласково );
  • с причастиями, если при них нет зависимых слов и противопоставления ( неочищенные овощи).

Не пишется раздельно :

  • с существительными, прилагательными и наречиями на -о(-е), если в предложении есть противопоставление с союзом а (он мне не друг , а враг);
  • с наречием, если к нему относятся слова вовсе, далеко, никогда, нисколько, ничуть (ничуть не приятно );
  • с глаголами и деепричастиями, кроме случаев, когда слово без не не употребляется ( не спеша, не делал, ненавидеть );
  • с полными причастиями, если есть зависимые слова или противопоставление с союзом а ( не сданные вовремя книги; не придуманные , а взятые из самой жизни, истории);
  • с краткими причастиями (работа не доделана).

Не является приставкой отрицательных местоимений, если после не нет предлога (делать нечего ).

Таблица «Слитное и раздельное написание
НЕ с различными частями речи
«

Схема «НЕ с различными частями речи«

Конспект урока «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи».


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-ne-s-prichastiyami-klass-3376907.html

http://uchitel.pro/%D0%BD%D0%B5-%D1%81-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8F%D0%BC%D0%B8-%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8/