«Не» с причастиями — слитно и раздельно
«Не» с причастиями пишется как слитно, так и раздельно в зависимости от условий, в которые попадает слово в предложение (наличие зависимых слов, возможность синонимичной замены, противопоставление и т. д.).
Чтобы сделать правильный выбор, определим форму слова, полную или краткую, и обратимся к конкретному контексту.
Чтобы понять, как пишется «не» с причастиями, вначале выясним его грамматическую форму. Как известно, действительные причастия имеют только полную форму. Страдательные причастия прошедшего времени могут иметь как полную, так и краткую форму.
Понаблюдаем:
- летящий самолет;
- заржавевший гвоздь;
- посеянная трава — трава посеяна;
- рассыпанные листья — листья рассыпаны.
Слитное написание «не» с причастиями в полной форме
Примеры:
- ненавидеть — ненавидящий ложь;
- недоумевать — недоумевающий пассажир;
- негодовать — негодовавший покупатель;
- невзлюбить — невзлюбивший с первого взгляда.
С помощью приставки не- образуются новые слова-антонимы:
- застроенный участок — незастроенный участок;
- заселенная квартира — незаселенная квартира;
- испорченный продукт — неиспорченный продукт.
Если в морфемном составе причастия имеются приставки не-до-, слово пишется слитно:
- не до любливающий соседа;
- не до говоривший о чём-то;
- не до оценивший его старания.
Отличаем раздельное написание предшествующей отрицательной частицы «не» с причастиями с приставкой до-, имеющими зависимые слова:
- не доеденный мной ужин
- не доконченное вчера письмо
- не досказанные им слова
- не досмотренный до конца фильм
«Не» с причастиями пишется раздельно
Если же у причастия имеются зависимые слова, то есть это уже причастный оборот, тогда отрицательная частица «не» пишется раздельно, например:
- не прочитанная дедушкой газета;
- ещё не погасший костёр;
- не боящийся высоты ;
- не поднятый матросами флаг;
- давно не бритый подбородок.
В качестве зависимых слов могут выступать отрицательные местоимения и наречия:
- никем не замеченная публикация;
- нисколько не усвоенное правило;
- ничем не оправданный поступок;
- ничуть не замеченный жест.
В предложении может быть противопоставление. Это второе условие раздельного написания «не» с полным причастием:
На столе лежал не прочитанный, а лишь просмотренный журнал.
В гнезде пищали не оперившиеся, а слегка покрытые нежным пушком птенцы.
В-третьих, замечаем в предложении слова далеко , вовсе , отнюдь :
- далеко не предусмотренное обстоятельство;
- вовсе не исследованный район;
- отнюдь не решённая задача.
Наречия меры и степени, усиливающие степень признака, не влияют на слитное или раздельное написание причастий:
- совершенно неисследованный остров; совершенно не исследованный геологами остров;
- совсем непрошитая ткань; совсем не прошитая бабушкой ткань;
- чрезвычайно необдуманное решение; чрезвычайно не обдуманное нами решение;
- абсолютно неуставший спортсмен; абсолютно не уставший во время тренировки спортсмен;
- почти незасеянное поле; почти не засеянное с утра поле.
Правописание «не» с причастиями в краткой форме
Сравним:
- вещи не уложены, вещи ещё не уложены, вещи не уложены с вечера, вещи не уложены нами;
- рассказ не завершён, рассказ автором не завершён, рассказ мной не завершён;
- зачёт не сдан, зачёт еще не сдан, зачёт не сдан в срок.
Отдельно поговорим о причастиях и отглагольных прилагательных, оканчивающихся на -мый.
Все рассуждения о слитном и раздельном написании остаются в силе, сравним:
- невидимые слезы;
- не видимые мною слезы;
- никому не видимые слезы;
- вовсе не видимые слезы.
Учтем, что без приставки не- в русском языке не употребляются слова:
Большей частью эти страдательные причастия настоящего времени потеряли признак действия и стали прилагательными.
Таблица с примерами
Для наглядности укажем правила написания «не» с причастиями в следующей таблице с примерами.
Написание | Правила | Примеры |
Раздельное | Полное причастие имеет зависимые слова (существительные или местоимения) и образует причастный оборот | переулок, не мощённый камнями; ёлка, не украшенная игрушками; сообщение, не дописанное до конца; |
У полного причастия имеется противопоставление с союзом «а» | участок не загороженный, а обозначенный столбами; рыба не запеченная, а провяленная; ворот не застёгнутый, а открытый нараспашку; | |
Краткие причастия | миф не развеян; скорлупа ореха не расколота; ключ не потерян; тесто не замешено; | |
Слитное | Причастия, не употребляющиеся без приставки не- | ненавидящий ложь; несдобровавший; невзлюбивший; недомогающий; |
У полного причастия нет зависимых слов | нетающие льдины; нескрываемое обстоятельство; незастегнутое пальто; несобранный виноград; | |
Причастия со сложной приставкой не-до- | недоеденный обед; недосмотренный малыш; недовыполненное задание. |
Видеоурок «Слитное и раздельное написание «не» с причастиями»
Конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание НЕ с причастиями» ( 7 класс)
Предмет русский язык
Тема урока: «Правописание НЕ с причастиями».
Цель урока: познакомить учащихся со слитным и раздельным написанием НЕ с причастиями.
Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями.
Закрепить ранее изученные знания о причастии, правописании НЕ с другими частями речи.
Умение самостоятельно формулировать тему, цель урока.
Умение определять цель учебной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, перерабатывать и систематизировать информацию, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Владение всеми видами речевой деятельности.
Совершенствование умения работать в группах.
Формирование коммуникативных умений, положительного отношения и интереса к русскому языку.
Оборудование: учебник, тетради, персональный компьютер учителя, раздаточный материал.
I . Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.
Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души»
Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Откройте тетради, запишите число, классная работа и пропустите строчку для написания новой темы.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель приветствует учащихся.
Встаньте, пожалуйста, прямо, расправьте ваши плечи, поднимите головы, подарите мне ваши чудесные улыбки. Я желаю вам сегодня хорошей, плодотворной работы, успеха и удачи!
Прошу занять всех свои рабочие места, мы начинаем урок русского языка. Пусть девизом урока сегодня станут слова: «Дорогу осилит идущий, а русский язык – мыслящий».
Подпишите ваши рабочие листы, запишите сегодняшнее число.
Учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку, психологически настраиваются на урок.
Проверка домашнего задания
Вначале мы отправимся «по следам изученного», и я попрошу вас напомнить мне тему изучаемого нами раздела.
В этом вам поможет стихотворение, которое вы видите на экране.
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
Чтобы вспомнить, что вы уже знаете о данной удивительной части речи, сыграем в учебную игру «Светофор».
Напомню вам правила игры:
Для ответа вы используете сигнальные карточки (красная – не согласен с утверждением, желтая – затрудняюсь ответить; зеленая – согласен с утверждением). Если вы не согласны, то должны дать правильный ответ.
Верно ли, что причастия обозначают постоянный признак предмета? (Нет).
Верно ли, что причастия образуются от существительных? (Нет).
Верно ли, что причастия склоняется как прилагательные? (Да).
Верно ли, что причастия бывают совершенного и несовершенного вида? (Да).
Верно ли, что у причастий нет формы будущего времени? (Да).
Верно ли, что страдательные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета? (Нет).
Верно ли, что причастия не имеют краткой формы? (Нет).
Верно ли, что действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов ИМ, ЕМ? (Нет).
Верно ли, что полная форма страдательного причастия пишется с двумя Н в суффиксе, краткая – с одной Н? (Да).
Верно ли, что причастный оборот – это причастие с определяемым словом (Нет).
Верно ли, что причастный оборот всегда обособляется (Нет).
Верно ли, что причастие бывает в предложении определением или сказуемым (Да).
Молодцы! Спасибо вам за активную работу. Вы показали хорошее знание изученного материала.
Учащиеся называют изучаемый раздел.
Выполняют задания учебной игры «Светофор», повторяют изученный материал.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Подготовка к изучению нового материала.
А теперь продолжим наш путь «по следам изученного».
Познакомьтесь с содержанием карточки №1. Сформулируйте задание, которое вам предстоит выполнить. (Даны примеры слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи, необходимо заполнить данными примерами таблицу и объяснить выбор орфограммы).
— Что для этого вам необходимо вспомнить? (Для успешного выполнения задания необходимо вспомнить, как пишется НЕ с именами существительными, прилагательными и глаголами).
Объяснительный диктант : правописание не с различными частями речи.
Запись на интерактивной доске
Несколько незнакомцев, ничего не знаешь, ненавидеть лень, невежественный человек, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, нелепость, небрежный, негодовал, не широкая, а узкая река; невысокий дом, говорил не правду, а ложь.
Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется: невзлюбить, нездоровится.
Вспомним о правописании НЕ с существительными и прилагательными.
Слитно, если: Раздельно, если:
— без НЕ не употребляется — есть противопоставление с союзом А
(неряха, невзгоды, небрежный); ( не правда, а ложь; не добрый, а злой)
— можно заменить с синонимом без НЕ — с существительными при отрицании
или близким по значению выражением (не волк);
(неправда – ложь); — с краткими прилагательными (не могуч);
— есть слова далеко не, вовсе не, совсем не; — зависимое слово – отрицательное местоимение (никому не интересный)
— прилагательное в сравнительной или превосходной степени ( не громче, не красивейший).
Выполнение задания в парах.
Проверка выполнения задания.
Работа учащихся в парах, заполнение таблицы «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».
Проверка выполненной работы.
Подготовка к восприятию новой темы.
Создание проблемной ситуации.
Ребята, обратите внимание на данные примеры. (На слайде даны примеры слитного и раздельного написания НЕ с причастиями).
— Можете ли вы сейчас заполнить 4-ую колонку вашей таблицы?
— Почему у вас возникла трудность?
— Что необходимо для того, чтобы успешно закончить таблицу? (Необходимо знать правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями)
Учащиеся фиксируют трудность и формулируют выход из проблемной ситуации.
Формулировка темы и цели урока.
— Сформулируем и запишем тему нашего урока. (Правописание не с причастиями).
— Какие цели мы можем поставить? Чему нам необходимо сегодня научиться?
Формулируют и записывают тему урока, формулируют цели урока:
— выяснить условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями;
— научиться правильно писать НЕ с причастиями.
А теперь, ребята, встали,
Дружно ручки вверх подняли,
А теперь все вниз нагнулись,
Все присели, снова встали,
Голову нагнули, ручки встряхнули,
Вот и отдохнули! Присаживайтесь.
Учащиеся выполняют физические упражнения.
Открытие новых знаний.
Контроль первичного усвоения знания
В соответствии с поставленной целью вам необходимо самостоятельно сформулировать правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Откройте учебники на стр. 67, найдите теоретический материал и выполните задание, ответив на вопросы:
1 вариант. При каких обстоятельствах Не пишется с причастиями слитно?
2 вариант. При каких обстоятельствах НЕ пишется с причастиями раздельно?
Итогом вашей работы является заполнение кластера и 4-ой колонки таблицы задания №1
Работа с материалом учебника и выполнение задания по вариантам.
1 группа: при каких обстоятельствах НЕ с причастиями пишется слитно.
2 группа: при каких обстоятельствах НЕ с причастиями пишется раздельно.
2. Ответ на вопрос по вариантам.
3. Составление кластера.
4. Заполнение 4-ой колонки таблицы.
Применение нового знания на практике.
Несжатая полоса, не нарушаемая птичьим пением тишина, земля не вспахана, незабываемое впечатление, не замерзшая, а бурлящая река,
не прогретая солнцем земля , ненавидящий подлость человек, непроверенные данные, не покрытые снегом поляны, не утихающий, а усиливающийся ветер.
Задание «Перевертыш». (Учащимся необходимо превратить слитное написание НЕ с причастиями в раздельное)
Невыполненное задание, незамеченная ошибка, незапечатанное письмо, негодующий человек.
— Не возникли ли у вас трудности с выполнением задания? (Последний пример нельзя «перевернуть»: причастие не употребляется без НЕ).
Цифровой диктант (самостоятельная работа по вариантам)
(Не)прочитанная книга, посылка (не) получена, (не)завершенное в срок строительство, (не)доумевающий взгляд, никем (не)убранные вещи, (не)начатое, а законченное собрание.
(Не)исправленные, а подчеркнутые ошибки, контрольная работа (не)сдана, (не)замерзающий пруд, (не)раскрытая учеными тайна, (не)доумевающий собеседник, (не)исследованные пространства.
(Не)изгладимое впечатление оставила гроза в деревне. Светлая полоса ещё (не)закрытая чёрной тучей озаряла нашу спальню. Сквозь (не)занавешенные а открытые окна постоянно была видна молния. Он стоял на высоком берегу реки и был (не)защищён. Осенью идут (не)прекращающиеся дожди.
2 ученицы выполняют работу на доске за ширмой.
«Слитное и раздельное написание
НЕ с различными частями речи»
Орфограмма: Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи (существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями, причастиями, глаголами, деепричастиями).
Не пишется слитно :
- с существительными, с краткими и полными прилагательными и наречиями на -о(-е), если слово без не не употребляется ( невидаль, недотрога, невзрачный, невзначай );
- с существительными, с краткими и полными прилагательными и наречиями на -о(-е), если слово можно заменить синонимом без не ( недруг — враг, немалый — большой );
- в неопределённых местоимениях и отрицательных наречиях ( некто, неласково );
- с причастиями, если при них нет зависимых слов и противопоставления ( неочищенные овощи).
Не пишется раздельно :
- с существительными, прилагательными и наречиями на -о(-е), если в предложении есть противопоставление с союзом а (он мне не друг , а враг);
- с наречием, если к нему относятся слова вовсе, далеко, никогда, нисколько, ничуть (ничуть не приятно );
- с глаголами и деепричастиями, кроме случаев, когда слово без не не употребляется ( не спеша, не делал, ненавидеть );
- с полными причастиями, если есть зависимые слова или противопоставление с союзом а ( не сданные вовремя книги; не придуманные , а взятые из самой жизни, истории);
- с краткими причастиями (работа не доделана).
Не является приставкой отрицательных местоимений, если после не нет предлога (делать нечего ).
Таблица «Слитное и раздельное написание
НЕ с различными частями речи«
Схема «НЕ с различными частями речи«
Конспект урока «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи».
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-ne-s-prichastiyami-klass-3376907.html
http://uchitel.pro/%D0%BD%D0%B5-%D1%81-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8F%D0%BC%D0%B8-%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8/