Конспект правописание не с прилагательными

Конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание НЕ с прилагательными» (6 класс)

Урок по теме «НЕ с именами прилагательными» в 6 классе.

Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными

Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами

Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать мыслительные процессы, память, внимание.

Развивать творческие способности учащихся.

Задачи урока:
Образовательные : познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.
Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе; формировать правильное отношение к слову.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с качественными прилагательными.
Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложения; определять разряд прилагательных; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме.
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник, шаблон таблицы.

I . Организационный момент. Психологический настрой на урок.

II . Повторение пройденного материала.

III .Определение темы и цели урока учащимися.

IV . Изучение нового материала.

V .Работа с учебником (стр 25-28)

VII . Итог урока.

Домашнее задание: упр. 357, выучить правило на стр. 25.

I . Организация класса.

-Здравствуйте! Присаживайтесь на своих местах удобнее, успокойтесь, прислушайтесь к тишине. Наш урок мне хотелось бы начать с прочтения эпиграфа: “Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом” . — Ребята, как вы думаете, какую мысль хотел выразить французский писатель Франс Анатоль в этих строках?

— Вы с ним согласны?

— Так давайте сегодня на уроке мы проявим интерес к новому материалу.

II . Актуализация опорных знаний.

Что такое прилагательное? ( Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы, какой? чьей? и т.д. В предложении бывает определением и сказуемым. Склоняется по числам, падежам и родам в ед. числе.)

Степени сравнения прилагательных.(Имеет превосходную и сравнительную степень сравнения. )

Разряды прилагательных .(Качественные, относительные, притяжательные).

— не_сиди сложа руки (не с глаголами)

— не-решительность команды (не с существительными)

— не-лживый мальчик (не с прилагательными)

Как пишется НЕ глаголами? (Всегда раздельно. Слитно когда без НЕ не употребляется).

Как пишется НЕ с существительными ?

С существительными не пишется слитно, если они:

могут быть заменены синонимом без не : не друг (=враг) , не счастье (=беда), не правда (=ложь),

если есть сочетание приставок недо:

Существительные пишутся раздельно, если есть противопоставление: не праздник, а выходной; не стихи, а проза.

III . Определение темы и цели урока.

-Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?

-Почему так решили?

-Запишите тему урока в тетради . ( Правописание НЕ с прилагательными).

Действительно, тема нашего урока сегодня это: «Правописание НЕ с прилагательными». Так, как прилагательные тесно связаны с существительными, они всё повторяют за ними, нам сегодня будет очень легко понять тему.

IV . Изучение нового материала.

Ребята, посмотрите на таблицу.

Как пишется НЕ с именем прилагательным? (Пустые строки таблицы заполняют учащиеся в процессе работы)

Правописание не с прилагательными

Не весёлый, а грустный;

Не широкий, а узкий;

Недобрый- (злой), нехороший- (плохой)

Далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не: вовсе не глубокая река;

Сказка ничуть не страшная.

Когда можно подобрать синоним без НЕ

Если в предложении есть противопоставление союзом а

Если слово не употребляется без НЕ

2.Если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, отнюдь не.

V. Работа с учебником.

Ребята, открываем учебники на странице 25. Читаем и разбираем правило.

А теперь давайте разберём упражнение 356 у доски.

Упражнение 356 .( работа на 7-10 минут. Сравнения ответов с помощью сигнальной карточки: зелёный цвет-слитно; красный-раздельно).

(Не)ожиданное известие (слитно, без НЕ не употребляется) ; далеко (не)удачный ответ (раздельно, идет в сочетании слово-далеко не) ; (не)обрывистый, а пологий берег (раздельно, идет противопоставление союзом А) ; (не)строгий человек (слитно, можно подобрать синоним без НЕ) ; (не)мягкий, а твёрдый (раздельно, идет противопоставление союзом А );совсем (не)удобная дорога(слитно, можно подобрать синоним без НЕ); (не)глубокий овраг (слитно, можно подобрать синоним без НЕ) ; (не)чаянная встреча (слитно, без НЕ не употребляется) ; (не)брежный почерк (слитно, без НЕ не употребляется) ;

а) пальчиковая гимнастика;

б) физминутка для глаз.

Класс делится на две команды. Одна команда придумывает словосочетание сущ.+прил., прилагательное с приставкой НЕ (слитно) . Другая команда –словосочетание сущ.+прил., прилагательное с частицей НЕ (раздельно) .

Что было известным, а что узнали нового?

Что было самым трудным, а что легким?

Расскажите правило написания НЕ с именами прилагательным

VIII . Домашнее задание: Вспомните материал сегодняшнего урока и выполните упр. 357 на стр. 26.

Конспект урока по русскому языку: «Правописание НЕ с именами прилагательными».
план-конспект урока (6 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока по русскому языку: «Правописание НЕ с именами прилагательными».29.34 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Правописание НЕ с именами прилагательными.

  1. Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными
  2. Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами
  3. Активизировать познавательную деятельность учащихся , развивать мыслительные процессы, память, внимание.
  4. Развивать творческие способности учащихся

2.Актуализация опорных знаний.

-Урок начнем с орфографической диктовки. (Ученик работает у доски)

А)Определите по лексическому значению слово и запишите его.

  1. Грубый, невоспитанный человек.( Невежа)
  2. Человек, которому не сидится на месте( непоседа ).
  3. Недоучившийся, мало знающий человек( недоучка )
  4. Неуклюжий, неловкий человек( недотепа )

-Что объединяет все записанные вами существительные?(Они характеризуют человека ,все они общего рода)

-Какие из них несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля?(Недоучка, недотепа)

-Почему все эти слова пишутся с не слитно?

Б )Не был в школе; не правда, а ложь, невнимание к человеку, недоумевал по поводу случившегося.

-Какие правила правописания мы повторили?

3.Изучение нового материала.

1) Определение темы и цели урока.

-Как вы думаете , о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?

-Почему так решили?

-Запишите тему урока в тетради.

-Попытайтесь сформулировать задачи, стоящие перед нами на уроке.

-На доске опорная таблица. Поработаем с ней.

Не с существительными

Не с прилагательными

3.Не правда, а ложь.

3.Не правдивый, а лживый

4.Вовсе не вкусный

-Что общего между написанием не с существительными и прилагательными?

В чем разница? Сделаем вывод.

Откройте страницу 123 учебника и прочитайте правило.

4.Первичная проверка понимания материала.

1)-Прослушайте стихотворение Бориса Заходера. (Тексты на каждой парте)

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна-Смеяна.
Очень жаль ,что только во сне
Есть страна без частицы не .

Выпишите все слова с не в два столбика.

Не
с существительными

Не
с прилагательными

2)Работа с учебником.

5.Закрепление изученного материала.

1) Разноуровневые задания (Выполняют на карточках )

Задание: раскрыть скобки

(Не)красивый;(не)умный; (не)уклюжий; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)широка;

Задание ? : отметьте случаи слитного написания

? (не)большой, но уютный

Не брежный почерк

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Невысокий, но худой

Задание :выполните тест , проверьте по ключу и оцените свои знания по теме.

Цель : проверить знания учащихся по теме.

Отметьте номера правильных ответов.

1.Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:

  1. если слово не употребляется без не-;
  2. если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-;
  3. если в предложении есть противопоставление с союзом а.

2.Слово не употребляется без не- в предложении:

  1. Его(не)ряшливый вид всегда отпугивал.
  2. В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.
  3. День выдался (не)жаркий.

3.Слово с не- можно заменить синонимом в преложении:

  1. Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.
  2. Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.
  3. (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.

4.Слово с не пишется слитно в предложении:

  1. (Не)приятельская армия отступила.
  2. Эта книга далеко (не)проста.
  3. Нам продали (не)вкусное мороженое.

5.Слово с не- пишется раздельно:

  1. Посетитель был вовсе не скучен.
  2. Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.
  3. Её (не)годующий взгляд остановил нас.

6.Допущена ошибка в написании не- в предложении:

  1. Не широкая речонка поблескивала на горизонте.
  2. Океан был совсем не спокойным.
  3. В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.
  1. Выучить правило на странице 123.
  2. Выполнить упражнение 308.
  3. Составить кроссворд на тему: “ Не с разными частями речи”

Вспомним задачи, которые стояли перед нами в начале урока.

Справились с ними?

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна-Смеяна.
Очень жаль ,что только во сне
Есть страна без частицы не .

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна-Смеяна.
Очень жаль ,что только во сне
Есть страна без частицы не .

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна-Смеяна.
Очень жаль ,что только во сне
Есть страна без частицы не .

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна-Смеяна.
Очень жаль ,что только во сне
Есть страна без частицы не .

Не брежный почерк

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Невысокий, но худой

Не брежный почерк

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Невысокий, но худой

Не брежный почерк

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Невысокий, но худой

Не брежный почерк

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Невысокий, но худой

Не брежный почерк

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Невысокий, но худой

Не брежный почерк

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Невысокий, но худой

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока предназначен для учащихся 6 класса и позволяет наиболее полно усвоить материал. Изучение нового материал происходит с помощью схем и таблиц, этот прием делает изучаемый материал более п.

урок усвоения новых знаний.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

Урок русского языка «Правописание гласных в окончаниях имен прилагательных.

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Не с прилагательными

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Слитное написание частицы не с именами прилагательными.

2. Раздельное написание частицы не с именами прилагательными; особые случаи раздельного написания.

3. Повторение правописания имён существительных с частицей не.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?». Имена прилагательные изменяются по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. Имена прилагательные могут иметь краткую форму. В предложении имена прилагательные выполняют функцию определений и сказуемых.

Краткие прилагательные отвечают на вопросы «каков?», «какова?», «каково?», «каковы?» и изменяются по числам, в единственном числе – по родам: бел, бела, бело, белы.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – 175 с.

  1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. – 32 с.

Теоретический модуль для самостоятельного изучения

Правописание частицы не с прилагательными зависит от следующих условий.

Не пишется слитно, если:

1) слово не употребляется без не (нерадивый, небрежный);

2) слово можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый – злой, нехороший – плохой).

не пишется раздельно, если:

1. у прилагательного есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);

2) есть слова-усилители далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);

3) прилагательные употреблены в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший);

4) с кратким прилагательным (не могучи).

Запомним: раздельное написание не с именами прилагательными повторяет раздельное написание не с именами существительными, но лишь отчасти.

не с именами прилагательными, как и не с именами существительными, пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом а. Квартира не большая, а маленькая (прилагательное не большая пишется раздельно, так как оно при помощи союза а противопоставляется своему антониму – прилагательному маленькая).

Выберите один правильный вариант ответа.

Как напишете не с прилагательным в предложении:

(Не)дорогой, но удобный портфель.

1) раздельно, так как есть противопоставление с союзом но;

2) можно писать и слитно, и раздельно в зависимости от значения в контексте;

3) слитно, так как при противительном союзе но прилагательные не являются антонимами.

3) слитно, так как при противительном союзе но прилагательные не являются антонимами.

Прочитайте внимательно отрывок. Выберите правильные утверждения.

«Зря вы думаете, уважаемая ворона, – сказала лисица, – что голос у вас (не)приятный. Он нисколько (не)резкий и противный». (Крылов)

1) это сложное предложение;

2) в данном отрывке есть обращение;

3) «(не)приятный» пишется раздельно, так как есть противопоставления с союзами а, но;

4) в отрывке один предлог;

5) «(не)резкий» пишется раздельно, так как есть слово-«магнит»: нисколько не;

6) «(не)приятный» пишется слитно, так как прилагательное можно заменить словом, близким ему по значению.

3) «(не)приятный» пишется раздельно, так как есть противопоставления с союзами а, но;

4) в отрывке один предлог;

5) «(не)резкий» пишется раздельно, так как есть слово-усилитель нисколько не

6) «(не)приятный» пишется слитно, так как прилагательное можно заменить словом, близким ему по значению.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2018/04/27/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-pravopisanie

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6983/conspect/