Конспект правописание не с существительными

Конспект урока в 5 классе на тему «Не с именами существительными»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Конспект урока в 5 классе на тему «Не с именами существительными»

Скачать:

ВложениеРазмер
ne_s_imenami_sushchestvitelnymi.doc83 КБ
ne_s_imenami_sushchestvitelnymi.ppt314 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание НЕ с именами существительными

  1. Ознакомление с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными; различением НЕ как частицы, приставки, части корня; проверкой правописания существительных с не, подбирая синонимы, антонимы; нахождением противопоставления.
  2. Формирование умения и навыков. Первичная отработка применения знаний на практике.

— Стимулирование познавательной мотивации учащихся.

— Развитие активной мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, обобщать, аргументировать, доказывать, делать выводы).

— Совершенствование внимания, памяти, речи.

-Развитие орфографической зоркости.

-Развитие творческих способностей.

-Развитие активности учащихся.\

-Вызвать заинтересованность в получении знаний.

-Пробудить любознательность, готовность решать задачи самостоятельно.

-Создать уверенность в успехе.

-Формировать нравственные ценности жизни учащихся.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя. (Тема на доске)

Сегодня у нас урок изучения новой темы. Мы будем заниматься общим делом: решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов. Ведь, по утверждению Льва Николаевича Толстого, «слово — дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». (Эпиграф урока).

  1. Актуализация опорных знаний.

Прежде чем приобретать новые знания, давайте вспомним, что мы уже знаем о существительном?. Начну я. Существительное — это самостоятельная часть речи. А теперь — покажите вы мне свои знания.

Постановка проблемы. Формулировка темы и цели урока.

Ознакомление с таблицей, которую следует заполнить

Объяснение нового материала(на слайде)

У (не)ряхи в квартире –(не)настье, У (не)вежды – (не)лепость в уме. (Не)приятель несёт лишь (не)счастье, Тайный (не)друг опасней вдвойне.

Как вы понимаете смысл этого стихотворного текста?

Какие человеческие качества осуждает здесь не ? А как правильно написать слова с не ? Ваши предположения?

На экране –правильный вариант. Учащиеся записывают текст.

У неряхи в квартире –ненастье, У невежды –нелепость в уме. Неприятель несёт лишь несчастье, Тайный недруг опасней вдвойне.

Работа с первыми двумя строчками

Попробуйте прочитать слова, отбросив не . Где при этом нарушается смысл? Каков ваш первый вывод?

Примечание: заполняются графы только после выводов, сделанных учащимися.

Прочитаем две последние строки и подумаем, как можно заменить существительные здесь. Каков же следующий вывод?

Какая цель в исследовании темы пока не достигнута?

Когда же существительные с не пишутся раздельно?

Рассмотрите следующие предложения. (На экране)

1.Не врагом, а союзником Руслана был финн. 2. Не любовь к брату, а зависть таил в своём сердце Черномор . 3.Нет, не смелость проявил в поисках Людмилы Фарлаф. 4. Нет, не любовь к Людмиле позвала его в путь.

О каком произведении здесь идёт речь? Проанализируйте два первых предложения. Почему ваше внимание акцентируется на союзе а ? Как оформить это наблюдение в таблице?

Рассмотрите два последних предложения. Какой вывод сделаете теперь?

Запишите его в таблице.

1) не употребляется без не.

2) можно заменить синонимом.

2) ярко выражено отрицание ( нет)

Как будем рассуждать при выборе правильного варианта? (Слитно: без не смысл потерян , ищем синоним ; раздельно: ищем союз а или отрицание).

Знакомство с алгоритмом

(на основе алгоритма проверяем написание НЕ в следующих предложениях)

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Не бросай друга в несчастье.

Гимнастика для глаз, физкультминутка.

Проведём гимнастику для глаз.

Прослушайте внимательно стихотворение, в нём рассказывается о словах, которые без НЕ не употребляются. По ходу моего чтения, как только вы услышите слова, которые без НЕ не употребляются в нашей речи, вы должны открыть глаза. Итак, закрываем глазки и оказываемся в удивительной стране, о которой рассказал нам в своём стихотворении Б.Заходер.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением.

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всём была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная.

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Глазки наши отдохнули, теперь продолжим урок.

Словарный диктант с комментированием

Ненастье, незнакомец, неряха, нелепость, незабудка, небылицы

  1. Почему так пишется НЕ?
  2. Чем в таких словах является НЕ?

Вывод 1. Не с любыми словами пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется. НЕ в них – часть корня.

  1. Чем является НЕ, когда пишется со словами раздельно?

— НЕ является частицей.

  1. Какое значение имеет частица НЕ?

— Частица НЕ имеет отрицательное значение.

  1. Образуются ли с помощью частицы НЕ новые существительные?

-Новые слова не образуются, отрицаются исходные.

Вывод 2. Слова не употребляются с приставкой не-. Рядом с ними может быть только частица НЕ. Новое слово не образуется.

Правда, счастье , друг

-От данных существительных образуйте с помощью приставки НЕ новые существительные.

  1. Какой смысл придает новым словам приставка НЕ? Как можно назвать образованные слова?

— Противоположное значение. Новые слова-антонимы.

Вывод 3. Существительное с приставкой НЕ образует новое слово – антоним исходному.

  1. Чем можно заменить существительное, образованное с помощью приставки НЕ?

Неправда (ложь). Несчастье (горе), Нездоровье (болезнь)

Работа в парах (по карточкам) — даны слова в 2 столбиках, найдите соответствия:

Самопроверка по цепочке. Как одним словом можно назвать записанные пары слов? (синонимы). Так какие слова называются синонимами?

Продолжим исследование изучаемой орфограммы по учебнику – теория

Запишем данное предложение и подчеркнем противопоставление с союзом а.

Он не друг , а просто знакомый. .

Вывод 4. НЕ с существительным пишется раздельно, если есть противопоставление.

Кто быстрее? Выпишите предложения, в которых употребляется существительные с частицей НЕ при наличии противопоставления.

1). (Не)везение преследовало меня. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам. 2).(Не)искренность чувствовалась в его словах. Подкупала (не) искренность девочки, а ее простота.

  1. Не везение , а труд и настойчивость приведут к успехам.
  2. Подкупала не искренность девочки, а ее простота .

Сгруппируйте предложения согласно 4 выводам темы. Докажите: слитно или раздельно. (раздаточный иатериал)

1.(Не)везение преследовало меня. 2. (Не)вежда –это (не)уч, мало знающий человек. 3. (Не)вежа тот, кто позволяет себе грубость. 4. Это (не)ошибка. 5. (Не)удача привела спортсмена к победе, а упорные тренировки. 6. Самообладание (не)помеха, а залог успеха. 7. Каждая (не)удача прибавляет ума.

1.Учащиеся фронтально объясняют написание. Обозначают НЕ как часть корня, приставку, частицу.

2. Самопроверка и исправление ошибок (для слабых учащихся).

  1. 4. Упражнение 4. Творческий диктант (для тех, кто успел исправить все допущенные ошибки).

1. Кто быстрее назовет диктуемые учителем сочетания синонимами с НЕ?

  1. Дождливая, пасмурная погода.
  2. Отсутствие знаний, некультурность.
  3. Рассеянность, отсутствие внимания.
  4. Необразованный, невежественный человек.
  5. Плен, рабство.
  6. Болезненное состояние.
  7. Возмущение, крайнее недовольство.
  8. Отсутствие желания.
  9. Чувство сильной вражды и отвращения
  10. Вымысел, лживое сообщение.
  11. Грубый, невоспитанный человек.
  12. Отсутствие сведений.

Запись предложений с доски. Задание: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы.

1) Рыбаки ужинали, щёлкали орехи, рассказывали были и (не)былицы.

2) О, если б мое (не)счастие было только в безденежье, я бы благословил свою судьбу!

4) Нет, это (не)Енисей.

Проверка: один из учеников выходит к доске и правильно оформляет данные предложения.

  1. .1. Обобщение теоретических сведений.

Достигли ли мы целей урока?

Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Чем может быть НЕ?
  2. Назовите условия слитного написания НЕ с существительными.
  3. .Назовите условия слитного написания НЕ с существительными.
  1. .2. Рефлексия.
  1. .3.Выставление отметок
  2. Домашнее задание. П.42, упр.313

Конспект урока русского языка по теме «Правописание Не с существительными». 6-й класс

Класс: 6

Ключевые слова: русский язык , правописание частицы «не» с существительными

Цели:

  • Обучающие: знать условия выбора слитного и раздельного написания не с существительными, развивать умение правильно писать слова на данную орфограмму, вырабатывать умение различать приставку не-, частицу не и не- часть корня.
  • Развивающие: развитие логического мышления, умения сравнивать анализировать, обобщать делать выводы, правильно строить свое высказывание, развитие внимания, воображения, совершенствование развития познавательного интереса к предмету.
  • Воспитательные: способствовать совершенствованию культуры общения, речи, поведения, умения поддерживать заинтересованность в получении знаний по предмету.

Тип урока: практическое применение знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: проблемно-поисковый, практический, наглядный, репродуктивный.

УУД, которые формируются на уроке:

Предметные: развитие орфографической зоркости, связной речи.

Метапредметные:

  • Регулятивные: уметь определять цель учебной деятельности, искать средства ее осуществления, осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения.
  • Познавательные: синтезировать информацию для ответа, уметь устанавливать аналогии, перерабатывать информацию, уметь создавать алгоритм рассуждения.
  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение формулировать свою точку зрения, строить ответ в соответствии с изученной терминологией.

Личностные: формирование позитивной моральной самооценки, выработка уважительного отношения к языковому наследию русского народа, развитие творческих способностей, осознание границ собственного знания и незнания.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Повторение изученного материала

Учитель: Сегодня у нас в гостях жители страны Грамматика — грамотеи. Им слово.

Грамотей 1: Я расскажу вам одну притчу. Жил-был великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был один человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать и задать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел этот человек на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: какая бабочка у меня в руках бабочка — живая или мертвая? Если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.

Грамотей 2: Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у мудреца: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший — живая или мертвая? И тогда мудрец ответил : «Все в твоих руках». Все в ваших руках, ребята! А сейчас поднимите тихонько свои ладошки кверху и откройте их. У вас из рук выпорхнула бабочка успеха. И весь урок, я надеюсь, она будет летать над вами.

Грамотей 3: Я загадаю вам загадку:

Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным- полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас
Означено —————

Вопрос классу: к какой части речи относятся слова, дающие название предметам, вещам? Дайте определение этой части речи.

Выбираются два ученика-эксперта, которые в течение урока будут наблюдать за работой ребят и оценивать. Оценки – «очень хорошо», «хорошо», «нужно постараться».

Учитель: Вспомните, с какими существительными мы познакомились?

«Не умею», «не могу», «не хочу» — три главных врага ученика.

Вопросы классу:

— Как вы понимаете данное выражение? Согласны ли вы с ним?

— Какие слова в данной фразе являются ключевыми? Какие это части речи? Что мы должны помнить о правописании не с глаголами?

— Подберите синоним к слову враг (слово должно быть с не). Объясните его правописание.

3. Целеполагание

Вопросы:

— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

— Что мы будем с вами закреплять на уроке?

4. Мотивация к дальнейшему изучению материала

Учитель: Мы с вами уже познакомились с правописанием не с существительными. А для чего нам нужны эти знания? Нужны они для того, чтобы не быть невежами и невеждами. Наши грамотеи познакомят нас со значениями этих слов.

Грамотей 1: Невежа – исконно русское слово, обозначающее грубияна, который ничего не знает об этикете и правилах поведения в обществе. В стародавнем русском языке существовало противоположное ему слово – «вежа» — почтительный человек, знающий и соблюдающий традиции светского общения.

Сейчас это устаревшее понятие не употребляется, но сохранилось его производное – «вежливость», обозначающее хорошие манеры и умение обращаться с людьми уважительно и тактично.

Грамотей 2: Слово «невежда» пришло в русский язык из старославянского языка. Доказательством этого служит то, что оно пишется с нехарактерным и непривычным слуху буквосочетанием согласных «жд» вместо одной «ж». Его изначальное значение – «незнающий, неведающий человек». Древний предок «невежды» — старославянское слово «ведать» (знать), которое также нашло отражение в словах «ведомо», «ведомство», «ведомость».

В современной разговорной речи понятия продолжают путать, несмотря на то, что даже самый воспитанный и вежливый человек может быть необразованным и наоборот.

Учитель:

— Назовите басню И.А.Крылова, в которой упоминается одно из этих слов.

Составьте предложение со словом «невежа».

— Почему эти два слова пишутся с не слитно?

Задание классу: Прослушайте в аудиозаписи стихотворение А.Л.Барто «Невежа». О чем мы должны задуматься, прослущав данное стихотворение?

Грамотей 1: — Вспомните и перечислите случаи, когда не с существительными пишется раздельно? Приведите примеры.

Вывод:

Познакомьтесь – это не,
Хитра, умна, ловка вполне.
Тут может быть она частицей,
А там – в приставку превратится.
И навсегда с ней породниться.

Грамотей 2: — Когда не пишется раздельно? Приведите примеры.

Вывод:

Знай! Не – всегда частица,
Если она от существительного
Противопоставлением отделится.
Не входит в корень,
Если слово без не не употребляется.

Запомни навсегда, дружок, чтоб без ошибок написать, ты должен правило об употреблении не с существительными знать.

5. Закрепление и применение изученного материла

Игра «Отгадай слово» (с последующим объяснение).

Задание: замените данное толкование словом с не, запишите в тетрадь, обозначьте орфограмму и объясните написание.

  • Низкий урожай —
  • Неизвестный человек —
  • Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек —
  • Неудачное стечение обстоятельств —
  • Человек, которому не сидится на месте —
  • Неловкий, неуклюжий человек —

Работа в парах.

Класс делится на группы по 4 человека. Каждой группе раздаются листочки с пословицами.

Задание: вставить на месте пропуска слово сне. Объяснить правописание слов с не и смысл пословиц.

  • Видно —— по грязной рубахе.
  • Ученье – свет, а —— — тьма.
  • Знайка дорожкой бежит, а —- на печи лежит.
  • Друзья —- познаются.
  • Не —— кормит, а руки.
  • Не —- красит человека, а человек место.
  • От любви до —— один шаг.

Физкультминутка.

Задание: учитель называет слова с не. Если слово с не пишется раздельно — хлопнуть в ладоши, слитно — повороты влево-вправо.

Небрежность, невзгоды, не правда, а ложь, ненависть, не грязь, а чистота, невежда, невнимательность, не свет, а тьма, не радость, а горе, неразбериха.

Графический диктант.

Задание: поставить над цифрой +, если слово с не пишется слитно, минус, если слово с не пишется раздельно. У доски работает один человек.

Ученье — красота, неученье — слепота.

Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печи лежит. У бездельника всегда неурожай. Не одежда украшает человека, а добрые дела. Не место красит человека, а человек место. Не золотом прославляемся, а трудолюбивыми людьми. Того, кто не хочет учиться, зовут неучем. Старик покраснел от негодования. Ленность и небрежность – родные братья. Хвались не родственниками – орлами, а своими делами.

Синтаксическая пятиминутка «Составь предложение и сделай синтаксический разбор предложения»

На доске записаны предложения:

  • Из предложения Вдоль дорожки мы собирали незабудки выписать существительное, которое является дополнение;
  • Из предложения В саду цветут астры выписать сказуемое и поставить его в прошедшем времени;
  • Из предложения Ещё в полях белеет снег выписать обстоятельство, поставить слово в предложном падеже;
  • Из предложения Лось вышел на опушку леса и заревел выписать обстоятельство, поставить слово в предложном падеже;
  • Из предложения Роняет лес багряный свой убор выписать подлежащее и поставить его в родительном падеже.

Незабудки цвели в поле и на опушке леса.

Работа по карточкам у доски.

Карточка 1. Задание: списать предложения, раскрыть скобки, обозначить орфограмму, объяснить правописание слов.

(Не) бывать счастью, да (не) счастье помогло. Каждая (не) удача прибавляет ума.

Карточка 2. Задание: списать предложения, раскрыть скобки, обозначить орфограмму, объяснить правописание слов.

Дружба крепка (не) лесть), а правдой и честью. (Не ) работа сушит, а забота.

Тест по теме «Не с существительными»

А. Не существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.
1. Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
2. Полная (не) лепица.
3. Причина (не) успеваемости.

Б. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.
1. Прилив (не) нависти.
2. (Не) знание предмета.
3. Жизнь красна (не) днями, а делами.

В. Не с существительными пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
1. Видно (не) ряху по грязной рубахе.
2. Говорить (не) правду некрасиво.
3. Говорить (не) правду, а ложь.

Г. Не существительным пишется раздельно.
1. (Не) везение преследовало меня.
2. (Не) везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.

Д. Не с существительным пишется раздельно.
1. Учение – красота, а (не)учение — слепота.
2. Сила с (не) правдою не уживаются.
3. Ещё (не) зима, но уже выпал первый снег.

Рефлексия

  • Над какой орфограммой мы сегодня работали?
  • Какие трудности возникли у вас во время урока?

Ученики-эксперты сообщают об оценках за урок.

Домашнее задание: написать лингвистическую сказку о частице не.

Конспект урока русского языка в 5 классе » Правописание НЕ с существительными»

Тема урока: Правописание НЕ с именами существительными

Предметные: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными;

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования условий написания не с именами существительными

Личностные : Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов

1.Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. На слайде (СЛАЙД 1) перед вами слова: У, всё, получиться, нас, сегодня. Составьте из этих слов предложение. (СЛАЙД 2) Сегодня на уроке мы с вами будем работать под этим девизом.

Проверка домашнего задания: Упр. 308 (устно)

— Запишите число и классная работа, оставьте 1 строку для записи темы урока.

— Запишите слова в творительном падеже ед. числа.

Плечо, нож, ситец, ноша, разница, бахча, парча, куча, стужа, пейзаж, платьице, пальтецо, плющ, врач, луч, перец, кирпич, блюдце.

Проверяем на (СЛАЙД 3)

2.Актуализация знаний , пробное учебное действие и фиксация затруднений в деятельности. Определение темы и задач урока.

(СЛАЙД 4) Чтение загадки (стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…»)

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас,-

Создаю проблемную ситуацию :

— К какой части речи относятся слова, дающие названия зверям, предметам, вещам?
— Вспомните определение этой части речи.

-О чем мы будем говорить на уроке? (продолжаем изучать существительные)

А теперь посмотрите на слайд, прочитайте предложения:

1)Говорить (не)правду бесчестно.

2)Нас задержала (не)погода, а долгие сборы.

3)Этот (не)вежда ничего не знает.

4)Настоящие друзья познаются в (не)счастье.

5)(Не)забудки привлекают (не)запахом, а нежностью и красотой.

6)От (не)доумения он даже рот раскрыл.

-К какой части речи относятся слова со скобками? (сущ-е) Что означают эти скобки? (сущ-е пишутся слитно или раздельно). Выпишите слова со скобками в два столбика (слитное и раздельное написание с НЕ). Всё ли у вас получилось? ( Нет.) Так о чем конкретно мы будем говорить на уроке?

— Сформулируйте тему урока.

Тема нашего урока… «Правописание НЕ с именами существительными».

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

— Давайте определим цель урока. Чему вы должны научиться?

Сегодня мы должны с вами научиться… распознавать, когда НЕ пишется слитно, а когда – раздельно с сущ. (запись темы урока).

Чтобы найти ответ на вопрос, надо понаблюдать за словами в предложении и сделать вывод.

— Открываем тетради, записываем тему урока. (СЛАЙД 6)

4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

— А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос: «При каком условии НЕ с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?»

5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания.

Исследовательское задание (1группа)

1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос: «При каком условии НЕ с существительными пишется слитно, а при каком – раздельно?»

2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй — раздельно?

Впереди был неприятель (враг).

Друг познаётся в несчастье (беде).

От недоумения он даже рот раскрыл. (нет слова доумения)

Он тебе не приятель, а враг.

Не счастье, а беда подстерегала путников.

3. В случае затруднения воспользуйся учебником и прочитай правило.

Исследовательское задание (Группа 2 повышенный уровень сложности)

1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос: «При каком условии НЕ с существительными пишется слитно, а при каком — раздельно?»

2.Для этого исследуй примеры и выясни, когда не с существительными пишется слитно, а когда – раздельно?»

Говорить неправду (ложь).

Нас задержала не погода, а долгие сборы.

Этот невежда ничего не знает. (нет слова вежда)

Настоящие друзья познаются в несчастье (беде).

Незабудки привлекают не запахом, а нежностью и красотой.

— А представьте себе такой разговор между двумя приятелями из 5 класса после каникул, которые вы ждёте с нетерпением:

— Ты был в зоопарке?

Оказывается, такого слова нет, так как нет такого животного; нет слов «нешкола», «нестол», «неответ», потому что такими словами не обозначают реально существующие вещи, предметы, качества, действия. Нет антонимов у слов стол, кровать, книга, собака и др.

НЕ вносит отрицание – пишем раздельно. Не слон! (НЕ – отрицание)

3. В случае затруднения воспользуйся учебником и прочитай правило.

Заполни таблицу: (учащиеся выходят к доске и самостоятельно заполняют таблицу)

Проверяем: (слайд 7)

1. Без НЕ не употребляется (невежда)

1. Есть противопоставление с союзом А

Есть синоним (неправда — ложь).

НЕ является отрицанием (не слон)

6. Первичное закрепление нового знания с комментированием во внешней речи. (На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия ( фронтально , в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.)

— А сейчас давайте вернёмся к нашему заданию в начале урока и выполним его правильно. (Устно по цепочке) (СЛАЙД 8)

УПР. 310 (2 человека у доски, остальные в тетрадях) Далее проверяем выполнение упражнения (ученики, при необходимости, вносят свои замечания к записям одноклассников на доске, затем оценивают его работу).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (СЛАЙД 9)

Раскройте скобки и запишите слова правильно:

(не)точность, а приблизительность

(не)грамотность, а глупость

ПРОВЕРЯЕМ: (СЛАЙД 10)

не точность, а приблизительность

не грамотность, а глупость

8. Включение в систему знаний и повторение. (СЛАЙД 11)

Запишите предложения и вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы:

1) Рыб…ки уж…нали, щёлкали орехи ра…сказывали были и (не)былицы.

2) О, если б мое (не)счастие было только в бе…денежье, я бы бл…гословил свою судьбу!

3) Нет, это (не)Енисей.

4) Сашка г…ворил (не)правду а ложь.

5) Ур…нить шапку в лужу – разве это (не)счастие?

ПРОВЕРЯЕМ: (СЛАЙД 12)

1) Рыбаки ужинали, щёлкали орехи, рассказывали были и небылицы.

2) О, если б мое несчастие было только в безденежье, я бы благословил свою судьбу!

3) Нет, это не Енисей.

4) Сашка говорил не правду, а ложь.

5) Уронить шапку в лужу – разве это несчастие?

Тренинг “Понятно – непонятно”.

Каждый ученик получает карточку с примером на изученное правило. Он должен объяснить правописание данного слова, назвать условие слитного либо раздельного написания не с именем существительным.

Устная работа идет по цепочке. Справившийся с задачей ученик кладет свою карточку в коробку с надписью “Понятно”. Тот, кто не усвоил материал, молча кладет свою карточку в коробку с надписью “Непонятно”. С анализа примеров, сложенных в коробку “Непонятно”, начнется следующий урок русского языка.

(не)собака, (не)воля, (не)домогание, (не)видимка, (не)былица, (не)настье, (не)здоровье, (не)птица, (не)правда, а ложь, (не)годование, (не)внимательность, а рассеянность, (не)ряха, (не)приятель, а знакомый, (не)счастье.

Домашнее задание: (СЛАЙД 13) подготовить устное высказывание о слитном и раздельном написании не с существительными, выполнить упр.311 или 315на выбор. Прочитать теорию на стр. 26.

Найдите неверное утверждение:

Не с существительными пишется слитно:

Если существительное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ;

Если предложении есть противопоставление с союзом А.

Выберите слова, которые без НЕ не употребляются:

(не )годование 2. (не)внимательность 3. (не)вежа

4. (не)грамотность 5. (не)вольник 6. (не)забудка

Выберите в каждой строке лишнее слово:

а) ненастье б) нелепость в) несчастье г) небрежность

а) недоверие б) незнайка в) невежда г) невежа

Выберите примеры раздельного написания НЕ с существительными:

1. (Не)грамотность – признак некультурного человека.

2. (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

3. (Не)счастье спутало все наши планы.

4. В решении задачи была допущена (не)точность.

5. (Не) погода, а усталость заставила нас сделать привал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Хомченко Светлана АнатольевнаНаписать 3746 12.11.2017

Номер материала: ДБ-855133

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    12.11.2017 1442
    11.11.2017 318
    10.11.2017 911
    10.11.2017 592
    10.11.2017 843
    09.11.2017 480
    09.11.2017 726
    09.11.2017 384

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор рассчитывает, что экспресс-тесты на ковид в школах помогут избежать удаленки

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки запускает проект по наставничеству для девушек

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор соберет данные о частоте проведения контрольных работ в школах

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/679563

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-pravopisanie-ne-s-suschestvitelnimi-2277072.html