Конспект правописание не со словами разных частей речи

«Слитное и раздельное написание
НЕ с различными частями речи»

Орфограмма: Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи (существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями, причастиями, глаголами, деепричастиями).

Не пишется слитно :

  • с существительными, с краткими и полными прилагательными и наречиями на -о(-е), если слово без не не употребляется ( невидаль, недотрога, невзрачный, невзначай );
  • с существительными, с краткими и полными прилагательными и наречиями на -о(-е), если слово можно заменить синонимом без не ( недруг — враг, немалый — большой );
  • в неопределённых местоимениях и отрицательных наречиях ( некто, неласково );
  • с причастиями, если при них нет зависимых слов и противопоставления ( неочищенные овощи).

Не пишется раздельно :

  • с существительными, прилагательными и наречиями на -о(-е), если в предложении есть противопоставление с союзом а (он мне не друг , а враг);
  • с наречием, если к нему относятся слова вовсе, далеко, никогда, нисколько, ничуть (ничуть не приятно );
  • с глаголами и деепричастиями, кроме случаев, когда слово без не не употребляется ( не спеша, не делал, ненавидеть );
  • с полными причастиями, если есть зависимые слова или противопоставление с союзом а ( не сданные вовремя книги; не придуманные , а взятые из самой жизни, истории);
  • с краткими причастиями (работа не доделана).

Не является приставкой отрицательных местоимений, если после не нет предлога (делать нечего ).

Таблица «Слитное и раздельное написание
НЕ с различными частями речи
«

Схема «НЕ с различными частями речи«

Конспект урока «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи».

Конспект урока русского языка в 6 классе «Написание НЕ со словами разных частей речи»

Тема «Написание НЕ со словами разных частей речи».

Не выучил – не делай,

Не знаешь – не пиши.

С глаголами раздельно

Частицу НЕ пиши!

* закрепление умения применять основное правило написания НЕ с именными частями речи,

глаголом, причастием и деепричастием;

* орфографический и пунктуационный разбор предложений;

* формирование умения работать с тестами.

Тип урока : игра – путешествие «Плавание по Морфологическому океану».

Оборудование: иллюстрированный материал, типовые задания, компьютер, опорные

схемы, таблицы, тесты.

1. Организационный момент.

— Ребята, сегодня нам предстоит осуществить путешествие по незнакомому океану, который называется Морфологическим. Всё, что мы встретим в этом океане, будет связано с правописанием НЕ с разными частями речи. От вас требуется умение наблюдать и внимательно слушать. Итак, путешествие начинается.

1.Задание. В ребусе зашифровано предложение, которое непосредственно связано с нашей игрой и темой урока. (Вода не терпит баловства).

2. Синтаксическая пятиминутка.

Ученый человек не годами славен, а своими познаниями.

Задание . Найдите главные и второстепенные члены предложения , укажите части речи, объясните написание не со словами.

1)Проверка домашнего задания. (Упр. 120 устно).

а)Как обычно пишется НЕ с глаголами и деепричастиями? Приведите примеры.

б)Пишется ли когда-нибудь НЕ слитно с глаголами и деепричастиями? Если «да». То когда? Приведите примеры.

2)Работа по таблице.

Задание. Привести свои примеры слитного и раздельного написания НЕ со словами разных частей речи ( примерные ответы учащихся).

НЕ с именами существительными и прилагательными пишется

1) слово не употребляется без НЕ

2) слово с НЕ приобретает противоположное значение исходному слову (друг – недруг) и может заменяться синонимом без НЕ (недруг – враг)

неряха, невольник; неряшливый

1) НЕ с существительным и прилагательным пишется раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом а

2)если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не

не работа, а забота, не печь,а руки ;

не добрый ,а злой, не мелкий, а глубокий; нисколько не интересная книга; книга нисколько не интересна;

НЕ с причастиями пишется

1) слово без не употребляется

2) если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а

недоумевающий взгляд; незакончившееся собрание;

1) есть зависимые слова

2) причастие краткое

3) есть противопоставление

Не закончившееся вовремя собрание. Собрание не закончено.

Не законченное, а начатое собрание.

1) Работа с компьютером. Орфографическая разминка.

С использованием обучающей программы — тренажера по русскому языку «Фраза»:

Тема. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Вариант: предложения.

На мониторе компьютера каждый учащиеся раскрывает скобки и пишет не со словами слитно или раздельно. Остальные учащиеся записывают предложения в тетрадь, выделяя орфограмму.

2) Самостоятельная работа( учебник, упражнение124).

Объясните слитное или раздельное употреблениене.

1) Проблемное задание. Слитно или раздельно.

трава (не)скошена, (не)погасший костер, ничем (не)нарушаемая тишина, (не)исправленная вовремя ошибка; (не)подготовив доклада, (не)зная правила, (не)чувствуя опасности; (не)выучил урока, мне (не)здоровится; (не)зависимость характера, (не)брежность в костюме, (не)правда, а ложь; Учёный человек (не)годами славен, а своими познаниями. Ум (не)терпит (не)воли. (не)достатки перенимать легко, достоинство – трудно

Проверка. Орфографическое чтение с объяснением слитного или раздельного написания Не .

Допустившие ошибку записывают это слово еще раз с объяснением. Придумывают слово с подобной орфограммой.

Дети выполняют упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Сжать кисти в кулак, разжать.(4 раза)

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение!

Опустить руки, потрясти кистями.

Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

Стойка: ноги врозь, руки за головой. (Выполняются повороты направо и налево)

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха,

Упражнение для мобилизации внимания.

Стойка: руки вдоль туловища.

Поочерёдно поднимаем руки на пояс, к плечу, над головой. Хлопки.

Так же опускаем руки.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

Дети выполняют упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти

Работа по лексике.

1) Подобрать к данным существительным антонимы с приставкой не или с не- частью корня.

Излишек- недостаток, вера — неверие, любовь- ненависть, медлительность- нерешительность, рассеянность- невнимательность.

2) Подобрать к прилагательным синонимы с приставкой не.

Трусливый, боязливый- несмелый.

Малый, крошечный- небольшой.

Трудный, тяжелый- нелегкий.

Скорый, моментальный- немедленный.

1) Творческий диктант. Работаем волшебниками.( упр. 122, стр. 47)

а ) Мы будем слитное написание превращать в раздельное и наоборот.

б) От каких причастий вы не смогли образовать краткой формы?

в) Как вы думаете, почему?

Ответ: от причастий « незамерзающий» и « непрекращающийся» нельзя образовать краткой формы, т. к. краткую форму имеют только страдательные причастия.

« Пролив неразгаданных тайн»

1. Диагностика усвоения. Тест.

1. Не с существительными пишется слитно, если

А)слово не употребляется без не;

Б) слово с не может быть заменено синонимом без не;

В) в предложение есть противопоставление.

2.В этих предложениях не с существительными пишется

А)Каштанка глядела на (не)знакомца сквозь снежинки, нависшие на ресницы.

Б) Собака завизжала больше от (не)ожиданности, чем от боли.

В) Она боялась даже дающей пищу руки, как будто в ней был (не) хлеб, а камень.

Г)Он в( не)доумении стоял на поляне и прислушивался.

З. В этом предложении НЕ пишется разделыю.

А) «(Не)Ладой бы её назвать, а Находкой», — говорил он, улыбаясь.

Б) В это время у меня случилось(не)счастье с Верным — его покусала бешеная собака.

В) Во всех его движениях сквозили (не)уверенность и напряжённость.

Г)Всё его существо выражало боль, (не)доумение и обиду.

4. НЕ с полными и краткими прилагательными пишется раздельно, если:

А) предложении есть противопоставление;

к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, отнюдь,не;

В) слово не употребляется без НЕ;

Г) прилагательное может быть заменено синонимом без НЕ.

5. В этом предложении прилагательное пишется слитно:

А) (Не)большой котёльчик висел над одним из огней, в нём варилась картошка.

Б) На помощь спешили люди, но пугь их был вовсе (не)близок.

В) Взойди на один из донецких курганов, и ты различишь в (не)подвижной пыли свеченье морей и кипенье вулканов.

Г) Чтобы выплавить железо, нужен (не)простой уголь, а приготовленный для домны.

6. В этом предложении НЕ — частица.

А) Белка песенки поёт да орешки всё грызёт, а орешкя (не)простые, в них скорлупки золотые.

Б) (Не)подвижная духота насыщена пряными запахами чабреца и тмина.

В) Я всё больше убеждался, что это далеко (не)заурядньий артист.

Г) Это (не)настоящий, это сказочный лес.

7. В каких словосочетаниях НЕ с причастием пишется раздельно:

А)(не) исправленная вовремя ошибка;

Б) (не) вспаханное поле;

В) телефон (не) отремонтирован;

Г) дорожки (не) выровнены.

1) Подведение итогов урока.

2) Выставление оценок.

-Вот мы и прибыли в гавань «Школьная». Я очень рада, что в нашем Морфологическом океане мир и покой, что никому не надо подавать сигнал бедствия – SOS . Ведь дружба – это самое дорогое.

3) Информация о домашнем задании:

-найдите 4-5 стихотворений (записать отрывки) разных поэтов, где употребляется НЕ, написание которой вы можете объяснить.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Цели урока: * закрепление умения применять основное правило написания НЕ с именными частями речи, глаголом, причастием и деепричастием; * орфографический и пунктуационный разбор предложений; * формирование умения работать с тестами. Тип урока: игра – путешествие «Плавание по Морфологическому океану». Оборудование: иллюстрированный материал, типовые задания, компьютер, опорные схемы, таблицы, тесты.

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Презентация по литературе » Басни народов Мира»

«Читать – это модно!»

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ «Сущность методической работы в повышении эффективности уроков русского языка, повышение грамотности учащихся с учетом личностных особенностей детей»

Символизм в Театре

Моя любимая сказка

«Развитие читательской самостоятельности через систему уроков внеклассного чтения, дифференцированных по гендерному признаку, для обучающихся 9 классов»

Задания для внеаудиторной работы по русскому языку для ССУЗов

Книжная выставка «И… оживают куклы»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5230120 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

ВШЭ перейдет на удаленку до конца года

Время чтения: 1 минута

В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

«Правописание НЕ со словами разных частей речи»
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме

Урок русского языка в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_bakulina.doc94.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7а классе «Правописание НЕ со словами разных частей речи»

Бакулина Ирина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Тема урока: Правописание НЕ со словами разных частей речи.

Тип урока: Обобщения и систематизации изученного материала.

  1. Образовательные: закрепить сведения о правописании НЕ с различными частями речи; сформировать навыки написания НЕ со словами разных частей речи.
  2. Развивающие: развивать связную речь, совершенствовать навыки самоорганизации, самодисциплины, самоконтроля на уроке.
  3. Воспитательные: воспитать культуру общения и культуру ответа на вопросы; развивать культуру умственного труда.
  1. Самоопределение к деятельности (Организационный момент)
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Обобщение и закрепление.

А) Работа с текстом.

В) Выполнение теста.

Г) Обобщение знаний.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  2. Домашнее задание.

1.Самоопределение к деятельности.

— Здравствуйте, ребята. Посмотрите на меня, чтобы я смогла догадаться, все ли у вас в порядке. А теперь повернитесь друг к другу, улыбнитесь и сядьте поудобнее. Сегодня нам предстоит многое узнать, повторить. Но для того, чтобы это сделать, узнаем о чем же пойдет речь на уроке. Тема нашего урока «Правописание не со словами разных частей речи». Сформулируйте цели вашей работы на уроке.

Учащиеся сами формулируют цели урока.

2. Актуализация знаний.

А) Взаимопроверка домашнего задания по образцу.

Выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся.

Б) Воспроизведение опорного блока по теме на рабочем листе (3мин.) с предварительным повторением (1мин.):

1 вариант – не с существительными, прилагательными, наречиями;

2 вариант – не с глаголами, деепричастиями, причастиями.

В) Взаимопроверка. Работа в парах: учащиеся рассказывают тему друг другу тему по воспроизведенным опорным конспектам.

Учитель опрашивает 1-3 учащихся.

Обмен рабочими листами и выставление оценок за знание теории по теме.

3.Постановка учебной задачи.

Задание «Проверь себя» выполняется с помощью алгоритма. Учащиеся работают в группах, запись ведется в рабочих листах:

1 группа – распределительный диктант;

2 группа – выборочный диктант (слитное написание слов различных частей речи с не);

3 группа – распределительный диктант (раздельное написание слов различных частей речи с не).

Правописание не с существительными, прилагательными, наречиями

1.Употребляется ли слово без не?

Слитно: неряха, нелепый, нечаянно

2.Есть ли рядом слова вовсе не

совсем не, отнюдь не,

Раздельно: 3.Есть ли зависимое слово с ни

вовсе не красавица, Раздельно 4.Есть

отнюдь не удачливый ничуть не смешно, ли

нисколько не добрый

не высоко, а низко; неаккуратно

не правда, а ложь несерьезность

Распределительный диктант (1 группа)

(Не)навистный враг; говорить (не)правду; (не)глубокая речонка; совсем (не)красавица; (не)близко, а далеко; (не)выносимо жарко; нисколько (не)достоверный, (не)решительность друга, рассчитать (не)точно, а приблизительно; (не)ряшливость в одежде; жили вовсе (не)богато; вести себя (не)принужденно; (не)чаяно обидеть, (не)большая, а интересная книга.

Выборочный диктант (2,3 группы)

Ушел (не)далеко; проявить (не)вежество; (не)глубокий, а мелкий пруд; (не)точность в ответе; (не)опрятный на вид; говорить (не)громко, а тихо; (не)приветливость в обращении; вовсе (не)внимательный, писать (не)брежно; второй день (не)настья; нисколько (не)трудный вопрос; совсем (не)решительный; (не)вежливый, а грубый; (не)серьезность характера.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse-napisanie-ne-so-slovami-raznyh-chastej-rechi-4884161.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/03/25/pravopisanie-ne-so-slovami-raznykh-chastey-rechi