Конспект правописание непроизносимых согласных 3 класс конспект урока

Правописание непроизносимых согласных 3 класс Школа России
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Открытый урок по русскому языку в 3 классе » Правописание непроизносимых согласных». УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russk.yaz_.docx661.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Открытый урок по русскому языку
в 3 классе

«Правописание непроизносимых согласных»

УМК «Школа России»

учитель начальных классов

МБОУ «Новопокровская школа»

УМК «Школа России»

Русский язык 3класс.

Тема. «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Цель : учить грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

  • формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»
  • формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова ;
  • способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
  • развитие орфографической зоркости , познавательной активности , самостоятельности ;
  • развитие речи детей и обогащение их словарного запаса ;
  • развитие рефлексии и адекватной самооценки;

Тип урока : урок ознакомления с новым материалом.

Технология деятельностного подхода.

Метод: проблемно — диалогический.

Оборудование : учебник В.П.Канакина, В.Г. Горецкого, карточки с заданиями, карточки для самооценки.

  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой
  2. Мозговой штурм.
  3. Каллиграфическая минутка.
  1. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.
  1. Открытие нового знания. Наблюдение за словами с непроизносимым согласными.
  1. Поиск решения учебной проблемы.
  1. Мини-исследование. Групповая работа .
  1. Соотнесение своей точки зрения с научной.
  2. Подводящая беседа к формулированию правила.
  3. Самостоятельное формулирование правила. Первичное закрепление.
  1. Динамическая физминутка.
  2. Закрепление изученного.
  1. Устная работа.
  2. Работа в парах.
  3. Самостоятельная работа.
  1. Подведение итогов.
  1. Выводы и обобщения.
  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой .

(диалог учителя и учащихся)

— Дети, вам тепло? (Да!)

— В классе светло? (Да!)

— Прозвенел уже звонок? (Да!)

— Уже закончился урок? (Нет!)

-Только начался урок? (Да!)

-Хотите учиться? (Да!)

-Значит можно садиться!

— Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

— Чтобы урок получился таким недостаточно действий одного учителя, необходима ваша помощь.

— Какими должны быть на уроке ученики?

  • Активные
  • Думающие
  • Работоспособные
  • Внимательные
  • Творческие
  • Дисциплинированные

— Вы готовы быть такими?

— В конце урока мы посмотрим, получился ли урок таким, каким мы его хотели видеть.

Задания для нашего урока приготовила вам Мудрая Сова

II. Мозговой штурм:

  • Главная часть слова (корень)
  • Опасное место в слове (орфограмма)
  • Третья буква алфавита (в)
  • Звуки, которые могут свистеть, шипеть, шуметь, но не хочется им петь (согласные)
  • Часть слова, которая стоит перед корнем (приставка)
  • Какие буквы не обозначают звуков (ъ и ь)
  • В какой части основы пишется ъ?
  • В какой части основы пишется ь?
  • На какие две группы можно разделить буквы и л о д а т в ю

III. Каллиграфическая минутка

Переставьте буквы местами и запишите новые сочетания букв

Лдтв , Влдт, Твлд, Дтвл

IV. Новый материал

  • Задания от Мудрой Совы
  • Что интересного вы увидели в транскрипции слова СЕРДЦЕ?
  • Посчитайте сколько букв и сколько звуков в слове сердце?
  • Как называется звук, который в слове не произносится?

— Сформулируйте тему урока

— Какова цель нашего урока?

Иногда согласные играют с нами в прятки

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Что же делать, как нам быть?

Как проблему то решить?

— Давайте вместе решим эту проблему!

Подберите однокоренные слова

Составление алгоритма проверки правописания слов с непроизносимой согласной.

— Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных.

— Подбираем однокоренные слова.

— Выделяем корень в однокоренных словах.

— Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся.

Прочитайте пожалуйста пословицу: Сердце матери лучше солнца греет.

— Ребята, а вы заметили стечение каких согласных нам подскажет, что слово требует проверки?

СТН ЗДН РДЦ ЛНЦ ВСТВ

— Можно ли непроизносимые согласные назвать орфограммой?

(Варианты ответов учащихся)

Сделайте вывод. ( Если мы встретили в слове стечение нескольких согласных звуков, то надо подобрать такое однокоренное слово, в котором эти согласные четко произносятся. Тогда мы узнаем, есть ли в слове непроизносимый согласный.)

Запись слов с непроизносимой согласной и подбор проверочных слов.

( Дети записывают поочередно на доске и в тетради эти слова)

Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.

Работа в группах.

Сочетания сн – зн

Чуде с.н о , прекра с.н о, вку с.н о, ужа с.н о, опа с.н о, напра с.н о, небе с.н ый, те сн ый.

Безобра зн ый, любе зн ый, желе зн ый серье зн ый, алма зн ый.

-Определить, всегда ли надо писать в словах непроизносимые согласные?

Вывод: В сочетаниях сн-зн буква т не пишется.

(Есть слова, где нельзя подобрать проверочное слово, следует запомнить его написание).

— Я называю слова. Если я назову слово, в котором есть непроизносимая

согласная, вы хлопаете в ладоши. Если в слове нет непроизносимой согласной, вы подпрыгиваете на месте.

Тростник, устный, страна, сердце, земля, местность, вечер , гигантский, опасный, солнце, голос, обед, счастливый, звёздный, знаменитый, дорога.

VII. Закрепление изученного

  • Замените прилагательным и запишите в тетради ( один ученик на задней стороне доски пишет слова, а дети в тетради под мою диктовку)

Сахар из тростника Трос т никовый

Небо со звездами Звез д ное

Человек , получивший Извес т ный

Пирог с капустой Капус т ный

Завод-гигант Гиган т ский

День радости Радос т ный

Дополните предложение (в тетради)

Как ярко светит …! (со лнц е)

Как радостно бьется …! ( се рдц е)

Какой веселый был … ! (пра здн ик)

Какой я …! (радо стн ый)

Работа в группе ( пословицы) Почему так говорят?

1.Зимой солнце светит, но не греет.

2. В большом сердце и далёкое близко.

3. Тот, кто счастлив, приносит счастье и другим.

работа по учебнику…

стр. 118 упр. 224, 225

VIII. Итог урока

— Что нового узнали на уроке?

— Какую задачу ставили?

-Удалось ли решить?

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.

В паре помогал подбирать проверочные слова.

Внимательно слушал учителя, одноклассников .

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы .

Кого мы можем сегодня выделить? Какую оценку мы ему поставим.

IX.Домашнее задание стр. 118 упр. 226 (распечатать с объяснением)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

карточки помогут детям закрепить правописание изученных орфограмм.

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме»Правописание парных согласных». Программа «Школа России».

Разработка урока по русскому языку в 4 классе по программе «Школа России» по теме «Правописание наречий»Задачи:1. формировать умение находить наречие среди других частей .

Презентация к уроку русского языка «Правописание наречий» 4 класс «Школа России».Соответствует конспекту урока, помогает учащимся усвоить материал урока.

Тема: правописание непроизносимых согласных в корне слова.Цель: учить определять слова с непроизносимой согласной в корне слова, упражнение в подборе проверочных слов к данным словам, упражнение.

Урок русского языка в 3 классе с использованием проблемно-диалогической технологии. Актуальный материал для учителей начальных классов, работающих по системе Виноградовой Н.Ф.

Цель: учить грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.Задачи:формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносим.

План-конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне».

План-конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне».»

Русский язык. 3 класс. УМК «Школа России».
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 120-121)

Целевой компонент урока

Тема урока: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: создание благоприятных условий для осознания, осмысления и закрепления блока изученной учебной информации о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне, формирования орфографических и морфемных понятий и умений, орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по закреплению знаний и умений обучающихся о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне; по формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию связной речи, творческих способностей; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.

Личностные: проявлять интерес к русскому языку, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность; умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике; извлекать информацию, представленную в разных формах; умение строить логическую цепочку рассуждений; умение выдвигать гипотезы и обосновывать их; умение осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи; владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися; ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работать в группе.

Предметные: умение находить и правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне; определять и выделять корень слова; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, часть 1, В.П. Канакина, карточки для работы в группе.

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание непроизносимых согласных в корне слова» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку

Учитель Шубина Г.А.

Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

УМК «Школа России» 3 класс

Цель: учить грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

· формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимый согласный звук в корне слова»

· формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова

· развитие орфографической зоркости, познавательной активности, самостоятельности

· развитие речи детей и обогащение их словарного запаса

· развитие рефлексии и адекватной самооценки

Тип урока: урок открытия нового знания

— формулировать и аргументировать собственное мнение;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

— адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

— высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

-проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

— выстраивать логическую цепь рассуждений– анализ объектов с целью выделения признаков;

— контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— слушать и понимать речь других;

— формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

1. Организационный момент (1-2 мин)

2. Актуализация опорных знаний (10 мин)

3. Объяснение нового материала (10 мин)

4. Работа по теме урока (12 мин)

5. Физкультминутка (2 мин)

6. Подведение итогов урока (2-3 мин)

I .Организационный момент.

— Прежде чем начать урок, давайте улыбнемся друг другу, ведь говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться отличных результатов.

— Проверьте, все ли у вас готово к уроку и тихо садитесь.

Открываем тетради, записываем число, вспоминаем правильную посадку при письме.

Сс ( согл, парная, звонкая) – пропишите эти буквы у себя в тетраде целую строчку.

Прочитайте и запишите каждый слог в строчку, обратите внимание на правильное соединение (Со, Су, Са, Се)

Солнце, село, Слава.

Что записано на 5 строчке?(слова)

Прочитайте их? Почему слово Слава записано с заглавной буквы?

Ярко светит солнце.

Что записано на следующей строчке? (предложение)

Сколько слов в предложение?

О чем говорится в предложении?(О солнце)

Что оно делает?(светит)

Спишите и подчеркните главные члены предложения

Прочитайте мне 3 слово в предложении(солнце)

Ребята, слово солнце словарное, его нужно запомнить , но иногда согласные играют с нами в прятки, они не произносятся, но пишутся .

Посмотрите на доску

II .Актуализация знаний

На доске написаны слова

-Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы, вспомните правило и подберите проверочное слово

1.Какая буква убежала из слова, гласная или согласная? ( вставленные буквы согласные и называют части речи )

— А четко ли они произносятся?(з, с)

— Что помогло вам проверить непроизносимую согласную? Что заметили?(подбирали такое проверочное слово, что бы после согласной буквы шла гласная )

-Ребята , как вы думаете какое слово будет лишним? (грустный)

— Почему? ( другая орфограмма, + сущ. и прилагательное)

— Давайте произнесём это слово, так как говорим.

— Посмотрите на транскрипцию. [ Г Р У С Н Ы Й / ]

— Запишите это слово к себе в тетрадь.

2 .Обратите внимание, как мы проверили эту согласную.

3.Давайте разберем это слово по составу (Грустный ).

4.Обратите внимание непроизносимая согласная «т» в какой части слова находится?

— Давайте вместе подумаем и определим тему нашего сегодняшнего урока.

«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»(со слов детей учитель записывает тему на доске)

—будем учиться правильно, писать слова с непроизносимыми согласными.

—будем учиться подбирать проверочные слова.

III .Объяснение нового материала:

На доске записано предложение

По небу ни..ко н..сутся т..жёлые тучи

В некоторых словах убежали буквы, что бы их вставить нужно найти проверочное слово

Спишите это предложение, вставьте пропущенные буквы и подчеркните главные члены предложения(это основа предложения)

Учитель называет слова. Если слова на непроизносимую согласную – дети берутся за руки. Если слова на другую орфограмму они – хлопают в ладоши.

Цвет, овраг, честный, береза, грустный, яростный, хороший, туча.

Работа в группах

Ребята, а теперь поработаем в группах и проведем исследовательскую работу , чтобы закрепить способ проверки слов с непроизносимыми согласными.

— У вас на карточках написаны слова, нужно выбрать слово с непроизносимой согласной и подобрать к нему проверочное слово.

А теперь проверим как вы справились с заданием в группе( один из группы выходит к доске и зачитывает проверочные слова)

— Давайте сделаем вывод. Как проверить непроизносимую согласную?

Правило: Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять, для этого

нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после согласной буквы шла гласная.

Работа с учебником:

— Давайте проверим правильно ли мы сделали вывод с вами, для этого открываем учебники на странице 118 и читаем правило (доказываем примерами из упр 225 + примеры детей ( капустный – капуста, парусный- паруса )

Физминутка ( для глаз)

Самостоятельная работа из учебника

После работы идет взаимопроверка детей, дети меняются тетрадями по вариантам

Комментированное письмо (обучающий диктант)

Ученики по очереди выходят к доске записывать предложения под диктовку , а остальные пишут в тетрадях. Учитель диктует предложение, ученик комментирует и объясняет изученные орфограммы слов.

Мороз (непроизносимая согласная на конце) и солнце(словарное слово), день чудесный (чудеса-после согласной идет гласная)! Разбери это предложение по частям речи.

Еще ты дремлешь, друг прелестный(непроизносимая согласная)

Пора, красавица, проснись…(запятые- это обращение)

Давайте вернемся к 1 предложению этого текста, прочитайте, какое слово 1 (Мороз)

Давайте сделаем фонетический разбор этого слова

Что нового узнали на уроке?

— Какую задачу ставили?

-Удалось ли решить?

Выставить оценки детям и похвалить их.

Стр.118 упражнение 226

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Статья КЕЙС технологии «Как учить результативно?»

Конспект урока по математике 1 класс

Образец схемы безопасного пути для оформления первых страниц дневника обучающегося 1-4 классов

Культура добрососедства «Путешествие Даши»

Положение о рабочих программах по внеурочной деятельности

Тест «Вычисление периметра и площади геометрических фигур» 4класс

Образец грамот » Благодарности» для 1-4 классов

Памятки для обучающихся 1-4 классов

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5232540 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей

Время чтения: 1 минута

Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры

Время чтения: 2 минуты

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://multiurok.ru/files/plan-konspekt-uroka-russkogo-iazyka-v-3-klasse-pra.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-na-temu-pravopisanie-neproiznosimyh-soglasnyh-v-korne-slova-3-klass-5248796.html