Конспект правописание окончаний в множественном числе

Конспект по русскому языку на тему Правописание безударных окончаний имен существительных во множественном числе 4 класс

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

Урок русского языка. 4 класс

Образовательная программа «Школа России»

Цель : освоение первоначальных знаний о склонении имён существительных во множественном числе, правописании безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

Воспитание интереса к русскому языку, стремление использовать полученные знания в повседневной жизни.

Формирование личности к способной творческой деятельности.

Научиться изменять по падежам имена существительные во множественном числе (склонять)

Правильно писать безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе.

Развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение), коммуникативные способности, познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: организовать себя на урок, формирование положительных мотивов учения, мотивировать себя к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки .

Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Осознание ответственности за общее дело.

Нравственно-этическое оценивание собственной успешности выполнения задания.

Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха- не успеха в учебной деятельности.

Коммуникативые УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать и понимать речь других

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Анализирование, сравнение, выделение сходства и различия, опираясь на знания и жизненный опыт.

Постановка и формулирование проблемы после предварительного обсуждения. Построение логической цепи рассуждения. Использование знаково-символических средств. Выполнение действий по алгоритму, построение логической цепочки рассуждений. Умение применять новое знание, сравнивать, классифицировать. Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Выполнение действий по алгоритму, перерабатывание полученной информации, делать выводы на основе обобщения знаний.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. Использовать волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения. Самостоятельная, адекватная оценка правильности результатов действия, внесения необходимых корректив

Тип урока. Урок открытия нового знания.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, группах, индивидуальная.

Методы: проблемно-деятельностный подход, частично-поисковый, фронтальная беседа.

Мотивация к учебной деятельности:

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех,

И каждый из нас ощутит свой успех.

Наш язык таит в себе много секретов, а для незнаек – немало ловушек. Хотите научиться не попадать в них? Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русского языка. Вы хотите к тайнам этим прикоснуться? Вы можете к ним прикоснуться? Зачем вам это нужно?

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Как вы думаете, чтобы разгадать тайну и узнать новое, с чего бы нам следовало начать? (с повторения)

Дополни карточки. (Работа в группах)

В мире существует огромное количество __________ . Чтобы назвать их, человек придумал _____________ .

Имя существительное — ___________ , обозначает ________ и отвечает на вопросы ____? ____?

Существительные бывают ________________________ рода.

Существительные изменяются по ______ . У них есть формы __________________ числа. Склонение – изменение _____________ Есть ___ склонения.

В мире существует огромное количество предметов . Чтобы назвать их, человек придумал существительные.

Имя существительное — часть речи , обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

Существительные изменяются по падежам . У них есть формы единственного и множественного числа. Склонение – изменение по падежам . Есть 3 склонения.

Определить склонение у существительных.

Около школ нашего города бригада отремонтировала дорогу.

Какое слово при определении склонения вас заставило задуматься. (Школ) Почему? (мн. ч.) Поработаем с этим словом.

Выявление места и причины затруднения.

о школе о школах

– Что общего у слов первого столбика (это формы одного и того же слова, все имена существительные стоят в единственном числе).

– Что общего у слов второго столбика? (это формы одного и того же слова, все имена существительные стоят во множественном числе)

– Что происходит в первом столбике со словом школа? (изменяется по падежам, склоняется)

– Что происходит во втором столбике со словом школы? (изменяется по падежам, склоняется)

– Какая орфограмма есть в словах первого столбика? (безударные падежные окончания имён существительных единственного числа)

– Определите орфограмму в словах второго столбика. (безударные падежные окончания имён существительных множественного числа)

– Какой столбик вы просклоняете и напишите окончание без проблем? (первый)

– А что вам ещё не знакомо? (склонение и правописание окончаний во мн. ч.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

— Как же нам разрешить возникшую проблему? Каковы ваши предположения?

(Учащиеся высказывают свои мнения)

— Сформулируйте тему урока?

«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе».

1. Научиться изменять по падежам имена существительные во множественном числе (склонять)

2. Правильно писать безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе.

5. Реализация построения проекта.

Упражнение 248-249 – письменно.

По каким признакам вы определили мн. ч. имён существительных?

Можно ли определить склонение имён существительных во мн. ч.? Как это сделать?

Зафиксируем окончания имён существительных во множественном числе в нашей таблице ( дети выполняют задание в группах в конспекте )

Вывод (таблица на экране, конспект): во множественном числе существительные изменяются по падежам, но не различаются по склонениям, имеют единые падежные окончания.

Конспект урока по русскому языку в 4-м классе по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе»

Цель: обобщить знания о правописании безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе

Регулятивные УУД:

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;
  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебном материале: определять круг своего незнания;
  • осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока; — работать по заданиям, уметь определять падеж, число имен существительных

Коммуникативные действия:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • учиться работать в паре и группе;
  • развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • пробудить познавательную активность.

Оборудование: учебники русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, тетради на печатной основе, карточки для работы в паре и группе, таблица “Падежные окончания имен существительных во множественном числе”

1. Организационный момент.

— Каждый день на каждом уроке мы с вами все выше и выше поднимаемся на вершину горы знаний. Сегодня я предлагаю вам взять еще одну высоту.

2. Повторение словарных слов.

Дети разбиваются на 6 групп. Учитель диктует словарные слова в единственном числе: газета, корабль, облако, учитель, месяц. Дети записывают их во множественном числе, выделяя окончания.

  • 1 группа записывает слова в именительном падеже,
  • 2 группа — в родительном падеже,
  • 3 группа — в дательном падеже,
  • 4 группа — в винительном падеже,
  • 5 группа — в творительном падеже,
  • 6 группа — в предложном падеже.

3. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности.

Затем идет проверка. У детей на партах лежит листочек с таблицей, которую они заполняют во время проверки. Учитель заполняет аналогичную таблицу на доске.

В именительном падеже
В родительном падеже
В дательном падеже
В винительном падеже
В творительном падеже
В предложном падеже

— Определите тему урока.

— Поставим задачи:

  • Повторить .
  • Уметь.
  • Знать.

4. Работа над новым материалом.

1. Игра “Четвертый лишний” (работа в группах).

Надо найти в каждой строчке лишнее слово.

С дорог, с тропинок, с путей, поездка

От токарей, на гербах, в дуплах, о тортах

По дорогам, про картины, к агрономам, по городам

Представители групп объясняют, какие слова лишние и почему.

— Значит какие падежи мы сейчас будем повторять? (Именительный, родительный и винительный падежи множественного числа).

2) Повторение именительного, родительного и винительного падежей множественного числа.

И. п. естьпомидорысолдаты
Р. п. нетместацыгане
В. п вижу

Учитель: По какому признаку распределены существительные в 1 и 2 столбиках?

Дети: На одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Затем дети вместе с учителем вслух склоняют сначала неодушевленные имена существительные и повторяют, как отличить именительный падеж существительных от родительного падежа, т.к. формы этих падежей имеют одинаковые окончания.

Аналогично склоняют одушевленные имена существительные и повторяют как отличить родительный падеж от винительного падежа, т.к.формы этих падежей имеют одинаковые окончания.

б). Учитель: Потренируемся в определении падежей и написании падежных окончаний.

Дети записывают предложения под диктовку (1 ученик работает у доски).

На лесной опушке стояла стройная рябина. Спелые кисти ягод клонили гибкие веточки к земле.

После определения падежей дети повторяют морфологический разбор (слово “на опушке”) и синтаксический разбор (1 предложение)

в). Далее идет работа в парах. Упр. 268 стр. 139 (диалог)

3) Повторение дательного, творительного и предложного падежей.

а). Учитель: Для того, что правильно сделать следующее задание, мы должны повторить оставшиеся три падежа.

Дети самостоятельно выполняют задание из тетради на печатной основе стр.77 упр. 183

б). Дети выполняют самостоятельно задание, написанное на карточках (можно на слайде)

Списать, вставляя пропущенные окончания и определить падеж имен существительных множественного числа.

Дни стали ненастные, по ноч. холодно. На огород. овощи убирают, чтобы не замёрзли. Сначала убрали огурцы-голыши с пупырышк. и помидоры с атласными спинк. Потом лук в бумажных рубашк. Потом бобы в шерстяных чулочк.

Детям дается вторая карточка, где текст написан с окончаниями и определены падежи.

(Проверку можно сделать на слайде)

5. Рефлексия.

Дети выполняют тест и оценивают свою работу на уроке.

1. Запиши слова в форме именительного падежа множественного числа. Поставь ударение.

Торт — _________ герб — _________ слесарь — ___________

2. Запиши слова в родительном падеже множественного числа:

Килограммы -__________________, чулки — _________, сапоги -___________

3. Найди существительное в винительном падеже и подчеркни его.

Сережа сделал из коробок кормушки для птиц и повесил их под окном.

4. Вставьте падежные окончания имен существительных во множественном числе. Площадк_ перед подъезд__ все были заставлены машин___. Жильц_ с собак___ гуляли чуть в стороне. На лавочк__ сидели старушк_ и родител_ с малыш___ в коляск__.

Самооценка.

я на уроке

итог

интересноработалпонял материал
скучноотдыхалузнал больше, чем знал
безразличнопомогал другимНе понял

6. Итог урока.

Учитель:

  • Чему учились на уроке?
  • Какое задание вызвало затруднение?

Конспект урока русского языка » Правописание окончаний имён существительных множественного числа»

Разработка поможет учителю в проведении урока.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка » Правописание окончаний имён существительных множественного числа»»

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: «Правописание окончаний имён существительных множественного числа»

Цель: формировать навык правописания имён существительных множественного числа.

-формировать умение правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже, употреблять в речи слова в этой форме.

Познавательные – создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное, наблюдать, формировать умение классифицировать существительные, развивать орфографическую зоркость.

Регулятивные – обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свои действия, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Коммуникативные — содействовать развитию у детей умения общаться, обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные: помочь осознать ценность учебной деятельности, воспитывать аккуратность.

Прогнозируемый результат: овладеть навыком правописания имён существительных множественного числа и существительных множественного числа в родительном падеже.

Оборудование: Карточки для групповой работы, эталоны по теме урока, презентация, лист самооценки, сигнальные карточки, рабочая тетрадь.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/660784

http://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-oko.html