Конспект правописание падежных окончаний имен существительных

Конспект урока по русскому языку по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Класс: 4.

Цели: на основе групповых и коллективных наблюдений подвести учеников к выведению правила правописания падежных окончаний и составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен существительных., научить им пользоваться.

Задачи:

1. Повторить типы склонений имен существительных.

2. Совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений.

3. Развивать мышление, внимание, речь учащихся, умение пользоваться алгоритмом правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

4. Воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения.

Учебные материалы:

Учебник «Русский язык.4 класс» (авт.Рамзаева Т.Г.), компьютер, медиапроектор, экран; презентация к уроку; листы-пособия для работы в группах; карточки со словами-помощниками; изображения деревьев и разноцветные листья для определения и предачи эмоционального состояния учащихся; таблица цветов.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА УРОК.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

— Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам все радость общения друг с другом. Удачи всем и успехов! Что бы вы хотели получить от урока?

-Давайте определим, с каким настроением вы пришли на урок.

Цветопись настроения. «Дерево чувств».

-Какие эмоции вы испытываете в начале урока?

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

-Прочитайте данные слова. Что в них общего?

+Это имена существительные.

-Что такое имя существительное?

+Имя существительное- это часть речи, которая отвечает на вопросы кто?, что? и обозначает предмет.

-На какие группы можно разделить слова?

+Одушевленные и неодушевленные. Женского и мужского рода. 2-го и 3-го склонения.

-Что такое склонение?

+Это изменение существительного по падежам.

Игра «Верите ли вы?» (учащиеся отвечают «да» или «нет» на вопросы:

1.В русском языке шесть падежей? (да.)

2.Начальная форма существительного- это слово в единственном числе и винительном падеже? (Нет).

3.В русском языке три типа склонения? (Да.)

4.К 1-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием? (Нет).

5.Ко 2-му склонению относясясуществительные среднего рода с окончаниями –о, -е, -я? (Да.)

6.Существительные женского рода с мягким знаком на конуе относятся к 3-му склонению? (Да.))

-Теперь вы задайте вопрос классу.

(Дети формулируют и задают товарищам вопросы по теме.)

-О какой части речи будем говорить на уроке?

+Об имени существительном.

III. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

-Посмотрите на слова.

-Разделите слова на группы.

+Слова с мягким знаком на конце и без него.

-Определите, какие слова можно назвать лишними?

+Цепь, часть, сеть.

+В них отсутствует шипящий звук на конце.

-Составьте цепочку из букв, которое мы будем писать на чистописании. Для этого соедините первые буквы лишних слов.

-Определите закономерность и запишите цепочку букв до конца.

+В каждом сочетании букв мы будем менять 1-ю и 2-ю букву местами.

Цчс чцс цчс чцс

IV. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

-На доске записаны слова, из которых необходимо составить слова с непроверяемыми написаниями.

+Песок, сирень, улица, иней.

-Запишите эти слова в родительном падеже, выделите окончания. Назовите окончания имен существительных.

+Окончания –а, -и, -ы, -я.

-Почему у этих существительных разные окончания, если падеж одинаковый? От чего зависит написание окончания?

+Окончание зависит не только от падежа, но и от склонения.

V. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

-Запишите предложение. Если не знаете, какую букву писать, пропустите, оставьте место для ее написания.

На вершине высокой ели сидит белка.

-Где возникли затруднения?

+В окончаниях существительных.

-Почему возникла трудность?

+В этих словах безударные окончания.

-Определите тему урока.

+Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

-Сформулируйте цели урока, опираясь на тему урока. Используйте для этого опорные слова на доске.

+Цели: познакомиться с правописанием безударных окончаний имен существительных; учиться правильно писать безударные окончания имен существительных.

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

-Я вам буду диктовать слова 1-го, 2-го, 3-го склонения.

Если слово 1-го склонения- хлопайте в ладоши, если слово 2-го склонения- прыгайте, если слово 3-го склонения- приседайте.

пустошь, класс, февраль, молодежь, рассказ, оптика, местность, шоссе, суббота, помощь, закладка, пустяк, дочь, ночь, ночка, объявление

Учащиеся выполняют задание.

VII. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.

лагерь, страна, земля, окно, соль, дядя, конь, девочка, любовь, болото

-Разделите слова по типу склонения.

Разделимся на три группы по рядам в соответствии с числом склонений. Первой группе необходимо просклонять слова 1-го склонения, второй группе- 2-го склонения, третьей группе- 3-го склонения. Внимательно читайте задание и по памятке выполняйте его.

(Три ученика склоняют слова на доске, остальные в тетрадях. Затем учащиеся по таблицам падежных окончаний проверяют работы).

-Какие трудности возникли с падежными формами 1-го склонения?

-Составьте памятку с окончаниями для 1-го склонения.

+Сомнения вызывают безударные гласные е, и в родительном, дательном и предложном падежах.

(Дети выполняют задание.)

-Какие трудности возникли при изменении существительных 2-го склонения?

+У существительных 2-го склонения вызывает сомнение безударное окончание предложного падежа.

-У существительных 3-го склонения?

+Окончания родительного, дательного и предложного падежа.

-Какие слова вы склоняли?

+Мы склоняли одушевленные и неодушевленные существительные с мягкой и твердой основой.

-Зависит ли окончание от типа основы существительного?от одушевленности, неодушевленности существительного?

-От чего зависит окончание существительного?

+От склонения и падежа.

-Давайте составим схему написания безударного окончания.

Алгоритм написания безударного окончания существительного

3. Выбор окончания.

-Вернемся к предложению и проверим безударные окончания слов:

На вершин… высокой ел… сидит белка.

-Сможем ли мы теперь правильно написать слова на вершин(е,и), ел(е, и)?

-Что надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания имен существительных?

+Надо определить склонение, падеж и вспомнить окончание.

-Это первый способ прверки написания орфограммы. А чтобы найти второй способ, необходимо побыть в роли исследователей. Вы выполняли работу в группах. В каких словах написание окончаний не вызвало затруднений?

+У существительных 1-го склонения- страна, земля, 2-го склонения- конь, окно, 3-го склонения- любовь.

+В этих словах ударное окончание и мы его ясно слышим.

-В каких словах возникали сомнения в написании окончаний? Почему?

+Сомнения появлялись, когда у существительного безударное окончание.

-Различаются ли у существительных одного типа склонения и в одном падеже ударные и безударные окончания?

+У существительных одного типа склонения и одной падежной формы ударные и безударные окончания пишутся одинаково.

-Давайте проверим свои выводы и прочитаем правило в учебнике.

(Дети читают правило.)

-Как же определить, какое безударное окончание необходимо написать?

(Дети высказывают предположения и приходят к выводу, что безударные окончания одного типа склонения проверяются ударными окончаниями этого же типа склонения.)

-Какие слова могут быть помощниками для написания безударного окончания?

+С ударными окончаниями.

-Назовите слова-помощники для всех типов склонений.

+Для существительного 1-го склонения- страна, земля, 2-го склонения- конь, окно, 3-го склонения- любовь.

Эти слова-помощники для определения безударного окончания имени существительного- второй способ. Давайте применим это знание на наших словах.

VIII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Буквы в Петиной тетрадке

(шагают на месте)

Ловко делают зарядку.

Буква Г крючком согнулась

Влево, вправо повернулась

М плавно встала на носочки

И запрыгала по кочкам

Ф, как бабочка, порхала,

Нежно крыльями махала

На всех внимательно смотрел

(садятся на место).

IX. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

-В какой последовательности мы должны действовать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание?

· Пишу окончание, как у слова-помощника.

· Ставлю существительное в начальную форму.

(На слайде высвечивается схема алгоритма «Проверка безударных падежных окончаний имен существительных». Дети указывают правильный порядок действий.)

-Давайте применим новое знание и отработаем алгоритм написания безударных окончаний.

На слайдах появляются слова:

мечтать о лет…, жить в деревн…, поехать на мор…, между дел…, из жизн…, по Волг…, с товарищ…, к лошад…

(Дети вставляют окончания).

X. ДИАГНОСТИКА.

-Самостоятельно нарисуйте график безударных окончаний:

по алле?, около речк?, на поезд?, от радост?, из рощ?, в школ?, без помощ?, с яблон?

(Дети работают самостоятельно, затем на слайде появляется график для самопроверки).

-Проверьте свою работу и оцените ее по шкале самооценки. Что у кого не получилось?

(Ребята рассказывают, что вызвало затруднение).

XI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Стр. 96-97-выучить правило, выполнить упражнение 187.

(Учитель проводит инструктаж выполнения домашнего задания).

XII. ИТОГ УРОКА.

-Что вы узнали на уроке? Как проверить безударные окончания имен существительных? Назовите слова-помощники для существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.

-На память я дарю вам ключики (со словами-помощниками) и памятки с алгоритмом. С их помощью вы сможете открыть дверь в безударные окончания имен существительных.

XIII. РЕФЛЕКСИЯ.

-Заполните «дерево чувств» в конце урока. Сравните свое настроение в начале и в конце урока.

(Дети описывают свои эмоции, используя фразы)

Я чувствую … потому что … мне …(скучно/не скучно);

Полностью выполнил задание

Получил хорошую отметку

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_prakticheskaya_rabota_konsp.docx123.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Цели: на основе групповых и коллективных наблюдений подвести учеников к выведению правила правописания падежных окончаний и составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен существительных., научить им пользоваться.

  1. Повторить типы склонений имен существительных.
  2. Совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений.
  3. Развивать мышление, внимание, речь учащихся, умение пользоваться алгоритмом правописания безударных падежных окончаний имен существительных.
  4. Воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения.

Учебник «Русский язык.4 класс» (авт.Рамзаева Т.Г.), компьютер, медиапроектор, экран; презентация к уроку; листы-пособия для работы в группах; карточки со словами-помощниками; изображения деревьев и разноцветные листья для определения и предачи эмоционального состояния учащихся; таблица цветов.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА УРОК.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

— Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам все радость общения друг с другом. Удачи всем и успехов! Что бы вы хотели получить от урока?

-Давайте определим, с каким настроением вы пришли на урок.

Цветопись настроения. «Дерево чувств».

-Какие эмоции вы испытываете в начале урока?

Конспект урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Смирнова Наталья Александровна

Предмет: русский язык

УМК: «Школа 2100». Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина «Русский язык. 4 класс »

Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний

Цели урока: Совершенствование навыка правописания безударных окончаний имен существительных в падежах.

Образовательные:

— закрепить и обобщить умения правильно писать безударные окончания имен существительных в падежах;

— создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Развивающие:
— развивать навык правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе;

— развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность;
— воспитывать желание учиться и делать открытия;
— воспитывать умение слушать других.

Уметь пользоваться алгоритмом правильного написания безударных падежных окончаний имён существительных.

Уметь определять безударные падежные окончания имён существительных, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

— оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

— уметь оформлять свои мысли в устной форме;

— слушать и понимать речь других;

— договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

— уметь ориентироваться в своей системе знаний ;

— закреплять знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из слуховой формы в двигательную;

– делать выводы о результатах совместной работы .

Основные понятия: имя существительное, постоянные и непостоянные признаки существительных, склонение имён существительных, правописание безударных падежных окончаний имён существительных

Межпредметные связи: литературное чтение.

учебник Бунеев Р.Н. «Русский язык: 4 класс» ч. 2.;

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»;

алгоритм правильного написания безударных падежных окончаний имён существительных.

1.Мотивация к учебной деятел ьности

— проверяет готовность учащихся к уроку.

— мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

– Что надо записать?

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; саморегуляция.

Актуализирует изученный способ правильного написания безударных падежных окончаний имён существительных.

См..льчак, в. сна, п. друга, на служб. для радост. з. тишье, в поезд.

— Что объединяет слова?

Фронтальная работа. Работа по цепочке. Мотивирует учащихся к пробному учебному действию.

Работают фронтально, по цепочке, в случае необходимости дополняют ответы товарищей.

Проговаривают способ написания безударных падежных окончаний имён существительных.

Фиксируют затруднение в выполнении пробного учебного действия.

Выделяют орфограммы безударные падежные окончания имён существительных.

Познавательные: умение анализировать, строить речевые высказывания, умение доказывать правильность написания безударных падежных окончаний имён существительных.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками.

Регулятивные: способность оценивать правильность написания пройденных соединений; оценивать правильность написания безударных падежных окончаний имён существительных; исправлять допущенные ошибки в ходе выполнения задания; проводить прогностическую оценку задания на основе усвоенного способа действия: сигнальные карточки.

3.Постановка пр облемы

-Это первый урок по данной теме?

Организует формулировку темы урока детьми, постановку цели урока, обсуждение способов выхода из затруднения.
— Так какова же цель нашего урока?

– Вспомним опорные знания по данной теме.

— Что такое имя существительное?

— Как правильно писать безударные окончания имён существительных?

1. Поставить сущ. в нач. форму

3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

4. Проверить с помощью слова-опоры.

Соотносят свои действия с усвоенным способом правильного написания безударных падежных окончаний имён существительных и фиксируют причину затруднения.

С помощью учителя делают вывод об использовании изученного алгоритма действия.

умение определять цель урока, составлять план и последовательность действий.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организует самостоятельную работу с последующей проверкой работы по эталону.

Шёл по алле. лежит на поверхност. вспоминать о геро. привезли для деревн. подъехал к стройк.

Читать о храброст…, лежит на ладон…, живёт в город…., подлетел к кормушк…, вышел из библиотек….

Оценивают сами себя..
Данные занесите в ваш оценочный лист. Если справились с заданием поставьте 2 балла, если 1 — 2 ошибки 1 балл.

Я буду называть существительное. 1скл –хлопаем, 2 скл. – приседаем, 3скл.- подпрыгиваем

Сирень, берег, молодость, старик, помощь, ученик, книга, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, подъём, велосипед, радость, осень, лето, весна, снежинка, метель.

Составляют и записывают словосочетания Р.п., Д.п., или П.п., Обозначают орфограмму в окончаниях существительных

Организует усвоение детьми алгоритма действия. Организует

возвр..тился из повесть

узнал из роскошь

приезжал к бумага

вырезал из поездка

увидел на бабушка

Оценивают сами себя..
Данные занесите в ваш оценочный лист. Если справились с заданием поставьте 2 балла, если 1 — 2 ошибки 1 балл.

Собери пословицы, вставь пропущенные окончания, определяя склонение, падеж.

По одёжк.. встречают — не сиди на печ..

Цыплят по осен.. по уму провожают.

Хочешь есть калачи — считают.

Работа по карточкам.

вставляют пропущенные окончания и выделяют их, определить падеж, подбирают слово — помощник.

Преобразовывают информацию из слуховой формы в двигательную.

Решают исходную задачу, на основе изученного алгоритма действия

Самостоятельно выполняют задание, используя алгоритм действия по правильного написания безударных падежных окончаний имён существительных.

Проверяют свою работу по эталону.

Выполняют задание в парах поочередно проговаривая или контролируя выполнения каждой операции алгоритма.

Отвечает представитель от пары(дети отвечают, ученики из других групп исправляют или дополняют ответы, пользуясь сигнальными карточками, все тут же сравнивают свою работу с ответам и т. д.)

Регулятивные: Пл анируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Проговаривают последовательность действий на уроке.

Работают по коллективно составленному алгоритму действия.

Оценивают правильность выполнения упражнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Определяют последовательность промежуточных задач с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий; вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата.

Коммуникативные: обсуждают правильность выполнения приемов работы с товарищами, строят рабочие отношения, работая к коллективе.

Личностные: умение организовать взаимооценку.

Организует самоконтроль (тест) учебной деятельности на уроке.

– Скоро контрольный диктант, поэтому сейчас вы проверите себя, насколько к нему готовы. Для этого решим тест на изученные ранее орфограммы. Материал находится в конверте №2. Работать каждый будет индивидуально. Ваша задача – найти правильные ответы и поставить около них знак «+».

1. С — Имена существительные бывают собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.
Р — Имена существительные бывают нарицательные и неодушевлённые.
2. Укажи существительное второго склонения:
Д — в колыбели
Ж — в кровати
М — в парке
Э — в траве

3. Б — Форма В.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ.
О — Форма И.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ.
4. К какому из падежей не подходят вопросы?
П — И.п. — кто? что?
У — Р.п. — кого? чего?
Ю — Д.п. — кому? чему?
Г — Т.п. — о ком? о чем?

5.Укажите, в каких словах пишется окончание — Е:
У — на столик…
Т — около сторожк…
Ш — ветка ел…
Ф — на сирен…

Предлагает оценить учащимся собственную деятельность на уроке.

– Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его. (СМОГУ) Значит, я думаю, вы сможете хорошо написать итоговый диктант.

Посмотрите на экран, сверьте свои ответы с ответами на слайде. Найдите ошибки, которые вы допустили, и оцените свою работу по следующим критериям:

меньше 4 баллов – «2».

Данные занесите в ваш оценочный лист. Если справились с заданием поставьте +, если нет то -.

Делают выводы о результатах индивидуальной работы

Коммуникативные: обсуждают результаты индивидуальной работы, объясняют причины возникновения ошибок.

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку.

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

9. Рефлексия уче бной деятельности на уроке.

Обсуждает с учащимися домашнее задание :

повторить правило на с. 20 учебника, подготовиться к диктанту «Правописание безударных окончаний им. сущ.», ответить на вопросы в учебнике, с. 29 — 30, упр 3 на стр.30 по желанию.

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

В оценочных листах посчитайте сколько + и поставьте цифрой, где общий балл.

Я сегодня на уроке учился____________

Я работал с _____________настроением.

Я испытывал затруднения, когда _________________ .

Предлагает оценить учащимся собственную деятельность на уроке.

Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.

Урок по теме «Правописание падежных окончаний существительных». 5-й класс

Класс: 5

  • Воспитание уважительного отношения к родному языку;
  • Воспитание нравственности, коммуникативных умений и навыков;
  • Воспитать в детях умение видеть и творить прекрасное.
  • Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • Развитие монологической речи учеников;
  • Развитие внимания, зрительной памяти;
  • Умения анализировать свою деятельность.
  • Общение и систематизация знаний по теме “ Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных ”;
  • Совершенствование навыков правописания имен существительных.

Оборудование: орфографические словари, карточки морфологического разбора; карточки с заданиями; словарь C. И. Ожегова; перфокарты, тематическая тетрадь, таблицы.

I. Организационный момент.

Доброе утро. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Кто отсутствует в классе?

II. Разминка. Работа с текстом.

На доске записан текст.

1)Лес устал от зимней тягост… .
2) Подснежник – вестник радост… и счастья.
3) Вдруг среди застывшей природы донесся запах подснежника.
4) Он кажется капелькой неба на земле.
5) Это запах пробуждающейся жизн… .

1. Что у меня записано на доске?

2. Почему данные предложения нельзя назвать текстом?

3. Что нужно сделать, чтобы получился текст? Давайте из этих предложений составим текст. (1, 3, 5, 2, 4.)

4. Какова тема данного текста?

5. Какова идея текста?

Давайте из текста выпишем словосочетания с существительными в роли зависимого слова, определим падеж, графически выделим орфограмму №17.

(от зимней тягости, запах жизни, вестник радости )

III. Работа по теме урока “ Правописание падежных окончаний имен существительных”.

Сегодня у нас очень важный урок. Мы закрепляем, уточняем свои знания о падежных окончаниях имен существительных 1, 2, 3 склонения.

1. Сколько падежей в русском языке?

2. Как называется изменение имен существительных по падежам?

3. По какой форме имени существительного определяется склонение?

4. По какой морфеме?

5. Скажите, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании гласных –е– -и– в падежных окончаниях существительных единственного числа?

Давайте составим алгоритм рассуждения:

1. Определяю склонение, падеж имени существительного.

2. Вспоминаю, какое окончание пишется у существительного данного склонения в этом падеже.

Сейчас мы с вами поиграем. Игра называется “Найди “лишнее” слово”. Даю подсказку : нужно смотреть на окончание. Выпишите это слово, определите склонение, падеж. Игра проводится по вариантам, у каждого ребеночка распечатка лежит на столе.

Все справились, молодцы.

IV. Работа с таблицей.

Продолжаем наш урок. Вы прекрасно знаете, что в русском языке существует такое понятие как “верные предлоги”. Что это за предлоги? (Это предлоги, которые употребляются только с одним падежом. По “верному предлогу” легко определить падеж). Я составляла таблицу, и у меня произошел сбой программы, и все предлоги перепутались. Соберите их, пожалуйста, в систему.

Молодцы, вы хорошо справились с задачей.

V. Выборочный диктант.

Мы вспомнили, потренировались, а теперь приступаем к более серьезной работе. Как называется вид диктанта, в котором нужно выбирать нужные слова и классифицировать? (Выборочный.)

Задание: запишите имена существительные с предлогами. В левый столбик напишите существительные, в которых в безударном положении пишется окончание -е, в правый – -и. К доске вызываются два человека, и они работают за доской.

Говорить о пьесе и времени ее постановки. Рассказать об открытии выставки. Присутствовать при беседе. Подниматься по лестнице башни. Читать на веранде.

Проверяем. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями, напишите в тетради одноклассника на следующей строке свою фамилию, на другой количество ошибок. Поставьте отметку по нашим критериям (1 ошибка –“5”, 2 ош. – “4”, 3–4 ош. “3”, более 5 ош. –“2”).

VI. Зрительный диктант.

Посмотрите на доску, что там записано?

По каким признакам вы определили, что это пословица?

Как вы понимаете смысл пословицы? Прочитайте ее еще раз. Пословица с доски стирается.

Запишите пословицу по памяти, графически выделите орфограмму №17.

Набирайся ума в учении, а храбрости в сражении.

VII. Самостоятельная работа.

А теперь вы поработаете самостоятельно, а я пройду и проверю ваши предыдущие работы.

На столах у детей лежит распечатка с заданиями, и ребенок сам выбирает задание.

Задание на отметку “3”.

Карточка. Вставьте пропущенные буквы.

  1. Умение – в знани…, знание – в учеб…, учеба – в жизн…, жизнь – в борьбе.
  2. Не в деньгах счастье, а в согласи… .
  3. В хорошем сочетани… каждая буква – золото.
  4. Кошк…– игрушки, мышк… – слезки.
  5. Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк… .

Задание на отметки “4 и 5”.

Карточка. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж.

О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок…, в ведомост…, в поговорк…, в пламен…, о тоннел…, на местност… .

Сдайте, пожалуйста, карточки. Мы сейчас посмотрим, какой ряд у нас самый организованный.

А сейчас я вам предлагаю провести перфокару по теме “ Правописание -е -и в падежных окончаниях существительных (Орф.№17).

Самопроверка. Выставление отметок.

5 и более ошибок – “2”.

  1. Какие три падежа существительных трудны для написания окончаний?
  2. Какая гласная “ведет” окончание существительных 3-го склонения и существительных на –мя?
  3. В каком падеже эта гласная употребляется у существительных 1-го склонения?
  4. Какая гласная “не дружит” со словами 3-го склонения?

Выставление отметок, запись домашнего задания.

  1. Работа со словарными словами на букву “с”.
  2. Выполнить карточку по вариантам.

Задание для 1-го варианта.

Поставить слово в нужный падеж (с предлогом) и выделить окончание имени существительного, определить склонение, указать падеж:

Поле (П.п.) – ,
Гвоздь (Д.п.) –
Печаль (Р.п.) –
Береза (П.п.) –
Радость (П.п.) –
Речка (Д.п.) –
Лошадь (Р.п.) –
Ветка (Д.п.) –

Задание для 2-го варианта.

Вставить окончание, определить склонение имени существительного, указать падеж:

Качается на простор…(…), свисает с ветк…(…), на лапах ел…(…), отъехали от площад…(…), слетел с крыш…(…), подошел к кроват…(…), шел по дорог…(…), лежал на скатерт…(…).

Тестовые задания с выбором ответа.

1. К 1 склонению относятся слова:
А) м.р., ср.р., с окончаниями о, е, нулевым
Б) ж.р., с нулевым окончанием и ь на конце
В) ж.р., м.р. с окончаниями а, я

2. От дорог… Какой выбор?
А) 1 скл., Д.п., окончание И
Б) 1 скл., Р.п. окончание И
В) 3 скл., Р.п. окончание Е

3. Метро. Слово какого склонения?
А) несклоняемое
Б) 1 скл.
В) 2 скл.

4. К сирен…Какой выбор?
А) 3 скл., Р.п., окончание И
Б) 2 скл., Д.п., окончание И
В) 3 скл., Д.п., окончание И

5. В каком падеже стоит имя существительное, выступающее в роли подлежащего?
А) В.п.
Б) И.п.
В) Р.п.

6. Окончание И пишется в ….
А) 1 скл., Д.п.
Б) 2 скл., Р.п.
В) 1 скл., Р.п.

Задание на отметку “3”.

Карточка. Вставьте пропущенные буквы.

Умение – в знани…, знание – в учеб…, учеба– в жизн…, жизнь– в борьбе.

Не в деньгах счастье, а в согласи… .

В хорошем сочетани… каждая буква – золото.

Кошк…– игрушки, мышк… – слезки.

Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк… .

Задание на отметку “4 или 5”.

Карточка. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж.

О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок…, в ведомост…, в поговорк…, в пламен…, о тоннел…, на местност… .

ПадежиПредлоги

Творческое задание. Восстановите таблицу.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-bezudarnih-padezhnih-okonchaniy-imyon-suschestvitelnih-3276345.html

http://urok.1sept.ru/articles/631435