Конспект правописание предлогов 7

Конспект открытого урока по теме «Правописание предлогов»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
ya_predlogfgos.docx36.62 КБ
ya_predlog.pptx1.75 МБ
samoanaliz_predlog.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Класс : 7. Учитель: Стёпина Татьяна Юрьевна

Предмет: русский язык

Учебник : «Русский язык. 7 класс», Москва, «Дрофа», 2010г., авторы: М.М. Разумовская, С.И. Львова, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик.

Название раздела, темы . Служебные части речи. Предлог.

Тема урока : «Правописание предлогов» ( первый урок из трех).

1 . Образовательные : – научиться разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи;
– научить правильно писать производные предлоги;
– устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора слитного и раздельного написания предлогов;
– обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.

2. Практические : совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.

3. Воспитательные . : вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку, воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, приобщить к живописи, совершенствовать читательский вкус.

4. Развивающие : развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся, обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

5.Коррекционные: Преодолеть пассивность деятельности ребенка и пробудить желание к взаимодействию; изменить психическое самочувствие, развивать коммуникабельность и доброжелательность общения, способность к контакту.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий

познавательные УУД : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД : установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД : целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения : компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, алгоритм; словари русского языка (орфографический, толковый); музыкальные фрагменты ( ); репродукции картин

Репродуктивный (для формирования ЗУН . Знать правила слитного и раздельного написания предлогов.
Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи.
Формировать навык правильного употребления производных предлогов в речи).

Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.

Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме “Слитное и раздельное написание производных предлогов”.

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, география, история.

Организация начала занятия

личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Учитель: — Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»

“ Минутка приятных воспоминаний”. (Предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться.)

Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

Откройте тетрадки, запишите число, кл/работа.

Включение в работу, самоопределение.

Мотивация к учебной деятельности

коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;

самоопределение , установление связи между целю учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

Учитель: — Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может, достаточно того, что мы умеем правильно говорить?

Прочтите предложения, вставьте буквы и объясните, почему одни и те же существительные имеют разные окончания?

В течении некоторых рек бывают опасные места: камни, мели, водовороты. Чтобы благополучно провести через них лодку, рулевой должен внимательно вглядываться в течение.

Орфографический диктант (работа в группах)- на карточках + слайд

Проверяем по слайду , объясняем.

-какие части речи присутствовали в диктанте?

Обучающиеся делают вывод о том, что грамотным необходимо быть, но для этого нужно учить русский язык.

Существительные стоят в предложном и в винительном падеже

Обучающиеся работают в группах, после чего сверяют с эталоном на доске.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные : целеполагание, самоконтроль знаний

В течение, в продолжение, в следствие любят превращаться в предлоги.

Поэтому внимание! Перед нами существительные-перебежчики! Когда эти существительные переходят в предлоги, то такие предлоги как мы называем? (Производными.)

Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

Запишите тему урока: “ Правописание производных предлогов”.

Как вы думаете, что нам необходимо сегодня сделать, чтобы изучить эту тему?

Вспомните, что такое предлог?

Какие бывают предлоги?

Какие предлоги мы называем производными?

Работа со словами, поиск цели урока, формулирование темы.

Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания)

постановка и решение проблемы : формулирование задач и целей урока;

познавательные : применение методов информационного поиска;

коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные : коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)

А как нам отличить существительные в течение, в продолжение от производных предлогов?

Прежде всего, по смыслу.

Предлог обязательно включается в падежный вопрос.

Между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить прилагательное.

Существительные могут менять свое окончание, предлоги, как служебные части речи, неизменяемы, они всегда оканчиваются на е. Предлоги в течение, в продолжение – синонимы, их можно заменять друг другом, они имеют временное значение.

Работа с правилом в учебнике

Перепишите предложения, раскрывая скобки и дописывая пропущенные окончания.

  1. А там, (в)течени… реки,
    Где воды были глубоки,
    (В)течени… недели
    Образовались мели.(В.м.- берегите воду!)
  2. А (в)продолжени… романа
    Пройдет рассказ о дальних странах,
    Где (в)продолжени… трех лет
    Скитался сосланный поэт.

Поиск ответа, составление алгоритма.

Самостоятельная работа с правилом в учебнике

Самостоятельная работа с алгоритмом, комментарии.

Упражнения на релаксацию

познавательные : структурирование знаний,

выбор наиболее эффективных способов решения задач,

логические : анализ объектов с целью выделения признаков,

контроль (сличение знаний с эталоном)

Перепишите предложения, раскрывая скобки и дописывая пропущенные окончания.

(В)следстви… вкралась ошибка, (в)следстви… которой (в)последстви… под подозрение оказался невиновный человек.

Работа в парах . Слайд 6

(1 предложение выполняем все вместе.)

Игра “Корректор” ( в парах)

Помните, есть такая профессия – корректор. Корректор работает там, где создается печатный текст, газеты, журналы, книги. Его задача – всюду вылавливать ошибки. Такая работа требует грамотности и внимания. Попробуйте поработать корректорами.

1) В течени и нескольких дней шли проливные дожди. (в течение.)

2) В с ледствие частых и непродолжительных дождей в лесу появилось много грибов. (Вследствие.)

3) В продолжени и ночи гроза несколько раз уходила в море и снова возвращалась. (В продолжение.)

4) В течени е сибирских рек встречаются пороги. (В течении – сущ., предлож. пад.

Выявление особенностей правописания производных предлогов.

Обращаются к толковому словарю (корректор),

Самостоятельная работа с самопроверкой

коммуникативные : управление поведением партнера

Итоговое задание тест “Проверь себя”.

Затем взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту.

  1. На месте точек пишется и :
    А. идти в течени… дня
    Б. вследстви… невнимания
    В. в течени… реки пороги
    Г. занимался в продолжени… года
  2. На месте точек пишется е :
    А. эти герои действуют в продолжени… романа
    Б. трудно отыскать ошибку в следстви…
    В. вспомнили об этом впоследстви…
    Г. смотрел на него в течени… минуты
  3. Пишется слитно:
    А. (в) течение получаса
    Б. (в) продолжение дня
    В. (в)следствие засухи
    Г. (в)следствии допущена ошибка
  4. Пишется слитно:
    А. обнаружить (в)последствии недочет
    Б. включить (в)следствие
    В. (в)течение многих лет
    Г. (в)продолжении романа

Поставьте оценку: 0 ошибок – “5”, 1 ошибка – “4”, 2 ошибки – “3”.

Поднимите руки, у кого – 5, 4, 3?

Работа (устно) с упр.339

(используя предлоги СЛАЙДА 7)

Самостоятельная работа обучающихся, самоконтроль.

Обращение к орфографическим словарям во время работы

Развитие речи, воображения

Включение в систему знаний и повторение

познавательные : контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов,

логические : выведение следствий

Песчаная коса сильно вдавалась в течение реки.

Лексика- песчаная коса

Фонетика- найди слова, в которых звуков больше, чем букв( и наоборот). Объясни выбор

Морфемика+ морфология- вдавалась.

Работа с репродукциями картин , объединенными темой «Русская зима»

( составление с\с)- связь с ИЗО, историей. Воспитательный момент: больше времени уделять прогулкам, общению с друзьями…

— Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?

Выводы- слайд 14

Лексическая работа, синтаксический разбор, элементы фонетического, морфемного, морфологического разборов.

Расширение кругозора с помощью обращения к музыке и изобразительному творчеству.

Составляют словосочетания и предложения о зиме.

коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли,

Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:

Я открыл для себя…

Выбор смайлика( 1 из 3)

Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.

регулятивные : саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;

коммуникативные : умение слушать, принятие решения и его реализация.

коммуникативные : инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации;

логические : анализ истинности утверждений,

регулятивные : оценка результатов работы

Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:

  1. Тест;
  2. Мини- сочинение «Русская зима»;
  3. Упр. 340.

Всем выучить таблицу «Написание предлогов»

Восстановление учебной мотивации.

Домашнее задание. Тестирование (письменно на готовых карточках).

1.Что выражает предлог как часть речи:

А) оттенки Б) зависимость одного слова от другого; В) чувства; Г) настроение.

2. Укажите производный предлог:

А) через полчаса Б) ввиду недостатка времени; В) пришел из школы; Г) цветок перед окном.

3. Найдите непроизводный предлог:

А) в продолжение;

4. Укажите предлог, имеющий пространственное значение:

5. Укажите предлог, имеющий значение причины:

6. Укажите предлог, имеющий значение цели:

А) относительно; Б) в ходе; В) из-за; Г) для.

7. Укажите составной предлог:

А) по; Б) за; В) согласно; Г) в течение.

8. Укажите предлог, образованный от наречия:

А) посредством; Б) поверх; В) невзирая; Г) за счет.

9. Укажите предлог, образованный от деепричастия:

А) в течение; Б) наподобие; В) мимо; Г) благодаря.

10. Укажите предлог, образованный от существительного:

А) спустя; Б) позади; В) насчет; Г) включая.

Перед началом упражнения займите удобное положение. Желательно откинуться на спинку кресла или стула, ноги опустить на пол. Руки либо положите на колени, либо оставьте свободно свисать в воздухе. Глаза обязательно нужно закрыть и не открывать их до конца упражнения (данная рекомендация относится и к этому, и ко всем последующим пунктам). Это поможет вам лучше сконцентрироваться, почувствовать свое тело.

Теперь максимально расслабьтесь и представьте, что в вашей правой руке вы держите целый лимон. Сожмите его изо всей силы! Сжимайте так, будто бы хотите выжать из него как можно больше сока. Почувствовав достаточное напряжение в руке и ладони, выброси лимон. Затем мысленно представьте другой, еще более свежий целый лимон. Повторите с ним то же самое, сжимая еще сильнее, чем первый раз, затем энергично выроните его. Процесс выдавливания лимонного сока до капельки повторите для левой руки. Только после окончания этого упражнения для релаксации можно открывать глаза.

Таблица написания предлогов. Предлоги

Из-за, из-под, по-за, по-над.

В виду (= из-за) = в следствие, в роде = на подоби е , в место – в замен, на счёт (= о); отнаречные: вдогонку, напротив, вслед, навстречу, наперекор, и т. п.; не смотря на, не взирая на

В виде, в течение = в продолжени е , в заключение, за счёт, по мере, в связи с, в отличи е от; не считая.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Педагог Стёпина Татьяна Юрьевна Урок русского языка в 7 классе

В течени и некоторых рек бывают опасные места: камни, мели, водовороты. Чтобы благополучно провести через них лодку, рулевой должен внимательно вглядываться в течени е .

Цели. Повторить разряды предлогов по происхождению, познакомиться с правописанием производных предлогов. Совершенствовать навык различения производных предлогов и других частей речи. . Правописание предлогов

По происхождению предлоги бывают непроизводные производные В, на, за, из-за, из-под, по-над, из, под, у, от и т.д. Ввиду, вследствие, навстречу,вроде, несмотря на и т.д.

А там, (в) течени … реки, Где воды были глубоки, (В) течени … недели Образовались мели. Омонимы?

( В) следстви … снежных заносов уроки отменили. 2.Разговор нужно отложить (в)виду предстоящего отъезда . 3 . Придётся тебе подежурить (в)место меня . 4.Туристы, (не)смотря на погоду, ушли в поход. 5. О судьбе героя можно узнать ( в) продолжени … повести. 6 . Я пришёл узнать (на)счёт подарков. Выпиши производный предлог, обозначь орфограмму

Слитно Вследствие(=по причине) Вроде (=подобно) Наподобие (=подобно) Вместо(=за) Насчет(=о) Ввиду(=из-за) Несмотря на(=вопреки) Раздельно В течение В продолжение В целях (=для) Со стороны (=от) По причине (=для) В заключение(=в итоге ) Правописание производных предлогов.

Предлоги Учиться в течение года Остаться вследствие непогоды Ехать в продолжение часа Говорить насчет похода Пойти вместо друга Не успеть ввиду опоздания Сделать, несмотря на трудности Повороты в течении реки В следствии по делу о краже Читайте в продолжении романа Перевести на счет в банке Успеть в место сбора отрядов. Имейте это в виду Не смотря на прохожих Различайте! Другие части речи

Двигаться (в) переди колонны, спешить (на)встречу опасности, ( в) течение года , перевести деньги (на)счёт в банке, поговорить (на)счёт экзаменов; ( не) смотря на доску, решил задачу; ( в)следствие непогоды,

Двигаться впереди колонны, спешить навстречу опасности, в течение года, перевести деньги на счёт в банке, поговорить насчёт экзаменов ; не смотря на доску, решил задачу; вследствие непогоды

Повторили разряды предлогов по происхождению, познакомились с правописанием производных предлогов. Совершенствовали навык различения производных предлогов и других частей речи. Выводы по уроку

1. $ 28 . Тест 2 . $ 28. Упр. 340 3. Составить и записать текст из 7 предложений на тему «Русская зима!» ( с предлогами). Домашнее задание

Спасибо ! Удачи во всём!

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка «Правописание предлогов» 7 класс. Учитель Стёпина Т.Ю.

  1. Урок проводился в 7 классе. Учащиеся этого класса со средней степенью обученности . Ребята активны, работоспособны, самостоятельно выполняли творческие и практические задания.
  2. Место урока в цикле темы . Это был первый урок . Всего же на данную тему отводится 3 часа. Осуществлялась связь урока с предыдущим: «Предлог как часть речи. Разряды предлогов.»
  3. Тип урока. Освоение нового материала

Цель урока : формировать умение выбирать слитное и раздельное написание производных предлогов; совершенствовать умение отличать производные предлоги от их омофонов и грамматических омонимов.

— обучающие : повторить классификацию предлогов по строению и происхождению; познакомить с принципами правописания производных предлогов; содействовать формированию языковой компетенции по теме.

— развивающие (метапредметные): закрепить умения анализировать и обобщать через сравнение омофонов и грамматических омонимов; развить умения систематизировать и классифицировать; развить познавательный интерес к родному языку; развить коммуникативную компетенцию через организацию диалога в парах; развить интеллектуальные способности средствами ИКТ; сформировать умения работать с различными видами информации.

— воспитательные (нацеленные на личностное развитие): формировать познавательную активности учащихся, воспитать собственную информационную культуру; воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи через организацию работы в малых группах; воспитать бережное отношение к своему здоровью, природе, интерес (м. б. , уважение) к истории, живописи.

Формы работы учащихся : коллективная, парная, индивидуальная.

Оборудование урока : 1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

3. Раздаточный материал (тесты на печатной основе).

2.Подготовка к восприятию нового. Актуализация имеющихся знаний.

3.Целеполагание. Постановка проблемного вопроса.

4.Изучение нового материала.

5.Закрепление нового материала.

7.Рефлексия. Подведение итогов урока.

Методы обучения : проблемный, объяснительно-иллюстративный с применением презентации, частично-поисковый, исследовательский в виде работы с таблицами.

Эти методы обучения обеспечивали поисковый и творческий характер познавательной деятельности учащихся. Мой рассказ с применением слайдов презентации способствовали активизации учащихся, были самыми эффективными из всех использованных методов.

Содержание урока соответствует программе и целям урока. Для создания психологического настроя на уроке была использована динамическая пауза, материал которой был тесно связан с предметом- музыкой («Прекрасное-далёко»). Для актуализации знаний, определения темы, целей урока изучения нового материала мною была подготовлена презентация, которая позволила в доступной и наглядной форме объяснить новый материал. После выполнения задания учащиеся анализировали и объясняли полученный результат, делали выводы. Также для этапа закрепления знаний использовалось тестирование учащихся, правильность выполнения которого осуществлялась взаимопроверкой. Домашнее задание(по выбору) было зафиксировано на слайде презентации. Рефлексия и подведение итогов урока осуществлялись на каждом этапе урока. Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся, развитию интереса к учению; мотивировал учащихся на дальнейшее, более глубокое освоение предмета; помогал учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

Организация учебной работы на уроке

Осуществлялась постановка учебной задачи на этапе изучения нового материала, сочетались разные формы работы: индивидуальная, групповая, классная. Осуществлялось развитие логического мышления, умений сравнивать, делать выводы. Были подведены итоги каждого этапа и всего урока. Осуществлялось чередование разных видов деятельности.

Система работы учителя

Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому, было четкое управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины. Был правильно определен объем учебного материала на уроке, умелое распределение времени, характер обучения был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно.

Моя речь была грамотной, доступной, точной, содержательной, выразительной и эмоциональной.

Система работы учащихся

Учащиеся были активны и организованны на всех этапах урока, были доброжелательны к учителю; показали умения творчески применять знания, умения и навыки, самостоятельно делать выводы, проводить исследовательскую работу.

Общие результаты урока

План урока выполнен полностью, были реализованы общеобразовательные, воспитывающие , развивающие цели урока. Все этапы урока были последовательными и логически связанными. Структура урока соответствует данному типу урока. Обеспечивались целостность и завершенность урока. Я считаю, что урок достиг своей цели.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.

Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ.

План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.

Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ.

Конспект открытого урока географии » Географическое положение Евразии. История открытия»

Конспект урока географии » Географическое положение Евразии. История открытия».

Конспект открытого урока в 5 классе на тему «Открытие Антарктиды»

Конспект открытого урока в 5 классе на тему «Открытие Антарктиды».

Конспект открытого урока на День открытых дверей

Тем урка «ГТО — путь к здоровью&quot.

План-конспект открытого урока по предмету «Столярное дело» Тема: «Швабра. Угловое срединное соединение брусков на открытый сквозной шип».

Конспект открытого урока по русскому языку «Предлоги. Закрепление знаний»-26.01.2021

Письмо и развитие речиТема урока: Предлоги. Закрепление знаний. Тип урока. Урок закрепления полученных знаний.Цель: закрепить знания обучающихся о предлогах, о раздельном написании предлогов со с.

Урок русского языка в 7 классе по теме «Правописание предлогов»

Цель: научить ребят правильному написанию производных предлогов, отличать производные предлоги от синонимичных частей речи, правильно употреблять в речи производные предлоги.

обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; поработать над нормами использования производных предлогов;

развивающие : развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;

воспитательные: воспитывать коммуникативные отношения; воспитание навыков самостоятельной деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ведущий метод: проблемный.

Оборудование: презентация, бланки с заданиями.

Зарядка для успешности.

Чтобы день успешным был,

Для себя я всё решил:

Разум свой я подключу,

Мысли думать научу.

Мотивация к деятельности. (слайд 1)

Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея.

Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место.

1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?

2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?

Мы должны помочь героям этой лингвистической сказки «поставить все на место». Что для этого нам надо знать и уметь? (Уметь правильно писать производные предлоги и отличать их от других омонимичных частей речи)

Проверка домашнего задания.

Но прежде мы повторим материал, изученный на прошлых уроках.

Что называется предлогом? (Предлог — служебная, часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.)

Для чего служит предлог? (Для выражения различных отношений.)

Какие отношения выражает? (Временные — приехать под вечер; причинные — не приехать из-за болезни; пространственные – приехать в город; целевые – приехать для переговоров и др.)

На какие две группы по происхождению делятся предлоги?

( Производные и непроизводные.)

Почему непроизводные предлоги так называются?

( Непроизводные предлоги – это предлоги, которые всегда относились к этой части речи)

Приведите примеры . ( Без, в, к, за, из).

Какие предлоги называются производными? (Предлоги, образованные от самостоятельных частей речи: существительных, наречий, деепричастий)

Приведите примеры . ( Благодаря, в течение, вопреки).

Какие непроизводные предлоги пишутся через дефис? (Из-за, из-под, по-над, по-за)

Изучение нового материала. (слайд 2)

Посмотрите на доску и прочитайте словосочетания.

Был в течени е дня – находиться в течени и реки
Находилась в продолжени
е лета – написано в продолжени и книги
Сказал в заключени
е выступления – декабристы находятся в заключени и
Приобрёл вследстви
е болезни – обнаружились в следстви и об аварии

Что Вы наблюдаете? (Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному)

Исходя из Ваших наблюдений, сформулируйте тему и цели нашего урока. (Слайд 3)

( Правописание производных предлогов. Цели: уметь отличать производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие от существительных; правописание предлогов)

Запишите предложения в тетради и на доске:
а) В течени и этой горной реки встречается много непроходимых порогов.
б) В течени е нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие.
в) В течени е часа необходимо решить контрольную работу.

г) В продолжени е трех лет он писал книгу.

д) В продолжени и книги появляются новые герои.

Посмотрите, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделите словосочетания, определите падеж, где это возможно:
Сделайте вывод.
Вывод: в третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом .( Предлог- неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. На конце производного предлога пишется –Е.

Написание существительных в 1 –м и 2- м предложениях зависит от падежа.

Используйте рифмованный алгоритм, применяя который вам удастся избежать смешивания столь похожих словоформ: (Слайд 4)

Предлоги в течение и в продолжение
Нам говорят о движении времени.
Спроси: как долго? или когда?
В конце пишем е и раздельно всегда.

Вследствие снегопада машины не пошли в город.

В следствии по делу допущен ряд ошибок.

(Производный предлог вследствие = из-за и отличается от существительного слитным написанием и конечной –е).

Вы заметили, что предлог вследствие отличается по написанию от созвучного сочетания существительного с предлогом уже в двух позициях – слитное написание и конечное –е.

Вам следует знать, что существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»: в следствии по делу, в остальных случаях вследствие – производный предлог, его можно заменить предлогом из-за:

Вследстви е снегопада машины не пошли в город. (Из-за снегопада машины не пошли в город)вследствие — предлог, пишется слитно с -е на конце слова.

Но: В следстви и по делу допущен ряд ошибок.

(В чем? в (судебном) следствии по делу. В этом предложении в следствии – существительное , а потому пишется раздельно и с — и на конце. (Слайд 6)

Работа с учебником. Параграф 147.

Рассматриваем варианты слитного и раздельного написания предлогов.

(Полянка с земляникой)

1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?

2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?

— Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока?

— Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Подведение итогов, рефлексия.

А теперь вернемся в начало урока и вспомним героев сказки, и ответим на поставленные вопросы:

— Выберете любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия)

7) Домашнее задание. Параграф 147, упр. 310

Конспект урока по русскому языку по теме: «Правописание предлогов»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме: «Правописание предлогов»»

7 класс, русский язык

Тема урока: Правописание предлогов

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: систематизировать и обобщить знания о предлоге, совершенствовать умения различать предлоги и омонимичные слова; правильно употреблять и писать предлоги; развивать умения учащихся высказываться на лингвистическую тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость; активизировать познавательную деятельность, воспитывать интерес к языку и речевой культуре.

Познавательные УУД: демонстрируют умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания; умение устанавливать причинно-следственные связи; построение логической цепи рассуждений, умение структурировать.

Личностные УУД: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; самоконтроль.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений; устанавливать рабочие отношения эффективного сотрудничества.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа учащихся.

Оборудование: рабочая тетрадь по русскому языку, учебник.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

Формулировка темы урока учениками.

Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Расставьте ударения и прочитайте вслух: мастерски, обеспечение, переданное, торты, туфля, цемент, щавель, свекла.

Фронтальный устный опрос:

— Дайте определение предлогу.

— Какова роль предлога в словосочетании и предложении?

— Назовите разряды предлогов по происхождению и строению.

— На какие разряды делятся предлоги по значению?

Но прежде мы повторим материал, изученный на прошлых уроках.

Что называется предлогом? (Предлог — служебная, часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.)

Для чего служит предлог? (Для выражения различных отношений.)

Какие отношения выражает? (Временные — приехать под вечер; причинные — не приехать из-за болезни; пространственные – приехать в город; целевые – приехать для переговоров и др.)

На какие две группы по происхождению делятся предлоги? (Производные и непроизводные.)

Почему непроизводные предлоги так называются? (Непроизводные предлоги – это предлоги, которые всегда относились к этой части речи)

Какие предлоги называются производными? (Предлоги, образованные от самостоятельных частей речи: существительных, наречий, деепричастий)

Приведите примеры (Благодаря, в течение, вопреки).

Какие непроизводные предлоги пишутся через дефис? (Из-за, из-под, по-над, по-за)

Посмотрите на доску и прочитайте словосочетания.

Был в течение дня – находиться в течении реки
Находилась в продолжени
е лета – написано в продолжении книги
Сказал в заключени
е выступления – декабристы находятся в заключении
Приобрёл вследстви
е болезни – обнаружились в следствии об аварии

Что Вы наблюдаете? (Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному)

Запишите предложения в тетради и на доске:

а) В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов.

б) В течение нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие.

в) В течение часа необходимо решить контрольную работу.

г) В продолжение трех лет он писал книгу.

д) В продолжении книги появляются новые герои.

Посмотрите, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделите словосочетания, определите падеж, где это возможно:

Вывод: в третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом (Предлог- неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. На конце производного предлога пишется –Е.

Написание существительных в 1 –м и 2- м предложениях зависит от падежа.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.

4.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Количество, растения, весенний дождь, объявление, объявление, обмеление рек, в течение недели, в связи с опозданием, в соответствии с приказом.

5.Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Домашнее задание: упражнение 276, 278 письменно.


источники:

http://infourok.ru/material.html?mid=183160

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-teme-pravop-9.html