Конспект правописание причастий 10 класс

Урок по теме «Правописание суффиксов причастий». 10 класс
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Урок рассчитан на провторение правописания суффиксов причастий и Н-НН в причастиях. Также материал содежит задания по пунктуации в предложениях с причастным оборотом

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_po_teme_prichastie_10_klass.docx25.97 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Причастие». 10-й класс

ЦЕЛИ УРОКА: систематизация знаний о причастии, формирование умения находить причастия и определить их грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.

1. Орфоэпическая минутка . Расставьте ударения. Запомните произношение

2. Повторим орфографию. Вставьте пропущенные буквы в словах:

Ад(?)ютант, а(к,кк)..мп(о,а)н..мент б..(л,лл)..тристика, д(е,и)л(е,и)тант, д..(с,сс)ку(с,сс)ия, дра(м,мм)атический, пр..в..(л,лл)егия пр..ор..тет, инт..(л,лл)..генция, и(л,лл)юминация, инц..дент, под(?)ячий, пр..в..лировать, пр..словутый, пр..ц..дент, пр..п..ганда, п..р..ферия, ст..пендия, д…р…ж…р, а(п,пп)л..д..сменты, ра…овая д…скр…минация, д…ф…цит, (е,и)жд..венец, де(ф,фф)ект, п…лисадник.

Повторим и обобщим все полученные знания на уроках русского языка по теме «Причастие». Изучите материал презентации. Прочитайте параграфы учебника по теме «Причастие»

Образуются от перех. и неперех. гл. несов. вида

Образуются от перех. и неперех. гл. несов. вида

Правописание суффиксов зависит от спряжения

Правописание гласной зависит от начальной формы (гласной перед –Л-)

Образуются только от перех. гл. несов. вида

Образуются от перех. гл.

сов. вида; редко от несов. вида

зависит от спряжения

Правописание гласной зависит от начальной формы (гласной перед –Л-)

Текст прочитать, объяснить постановку знаков препинания:

Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подёрнувший воды, и весь тёплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава. На обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная, облетавшаяся пчела.( А.Толстой.)

Найдите причастия, назовите их грамматические признаки.

1. Списать, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы в окончаниях причастий. Причастные обороты подчеркнуть как члены предложения.

1) Евгений мой спешит душою замирая в надежде страхе и тоске к едва смиривш..йся реке (А.Пушкин). 2) Долго жители не спали и меж собою толковали о дне минувш..м (А.Пушкин). 3) Зарево на дальних высотах трепещущ..м румянцем отразилось (М.Лермонтов). 4) Ключ этот бьёт из расселины берега превративш..йся в небольшой овраг (И.Тургненв). 5) Лошади сколько я мог различить при чуть брезжущ..м слабо льющ..мся свете звёзд тоже лежали понурив головы (И.Тургенев).

2. Списать, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий. Причастные обороты подчеркнуть как члены предложения.

Книги это духовное завещание одного поколения другому совет умира_щего старика юноше начина_щему жить приказ передава_мый часовым отправляющ_мся на отдых часовому заступа_щему на его место. (Герцен) 2) Троекуров мало заботился о выигрыше зате_(н,нн)ого им дела. (А.Пушкин) 3) Калиныч провёл нас в избушку увеш_(н,нн)ую пучками сухих трав.(Тургенев) 4) На стенах окле_(н,нн)ых зелёными обоями с розовыми разводами висели три картины пис_(н,нн)ые масл_(н,нн)ыми красками. (Тургенев) 5) Бледно-голубое небо осени светло смотрело на улицу вымощ_(н,нн)ую серыми камнями усе_(н,нн)ую жёлтой листвой. (М.Горький) 6) Старик сидел на корме едва вид_мый в облаке вод_(н,нн)ой пыли и пронос_мой ветром пены. (Серафимович)

Отметьте номера слов, в которых пишется е.

1) Вкач..нный на гору камень; 2) вкач..нный в сосуд раствор; 3) вмеш..нный в историю свидетель; 4) вмеш..нный в тесто; 5) выкач..нный из подвала бочонок; 6) выкач..нный воздух; 7) довеш..нной бельё; 8) довеш..нный до номы товар; 9) домеш..нные до готовности мусс; 10) домеш..нное тесто; 11) завеш..нные шторами окна; 12) завеш..нные портретами стены; 13) закач..нный в баллон газ; 14) закач..нный в угол мяч; 15) навеш..нные для покупателей продукты; 16) навеш..нные знаки на дверях; 17) обвал..нная поленница дров; 18) обвал..нная в сухарях котлета.

1. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ущ-(-ющ-) или -ащ-(-ящ-).

1) Ре..щий, кол..щий, стел..щий.

2) Стро..щий, гон..щий, мол..щий.

2. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ем-(-ом-) или -им-.

1) Пробива..мый, перестраива..мый, леле..мый.

2) Стро..мый, перевоз..мый, вид..мый.

3. Укажите гласную в причастиях прошедшего времени- действительных и страдательных- перед формообразующими суффиксами.

1) Закач..нный- закач..вший (газ в баллон).

2) Прове..нное -прове..вший (на току зерно).

4. Каким словам-причастиям или прилагательным- принадлежат краткие формы в цепочках?

1) Девочка умна и воспита..а; дети невежливы и необразова..ы.

2) Девочка воспита..а, к сожалению, одной мамой; фирма не образова..а вновь, а лишь реконструирова..а.

5. В каких словосочетаниях пишется — нн-?

1) Мочё..ые яблоки.

2) Вымоче..ые в уксусе кусочки филе.

3)Сельдь вымоче..а в молоке.

6. В каких словосочетаниях пишется — н-?

1) Кипячё..ое молоко.

2) Кипячё..ое на медленном огне молоко.

7. Вставьте пропущенные буквы.

1) Грохот колёс отозвался гулким эхом на огромном, мощё..ом дворе.

2) Как-то однажды сестра Саша попросила меня пересмотреть старый сундук, наполне..ый книгами, оставшимися от отца и испещрё..ыми на полях его замечаниями, и тетрадями, исписа..ыми его рукою, которые она свято хранила и перечитывала.

8. Раскройте скобки согласно правилам правописания не с причастиями.

1) Вспоминает (не)конченный путь, слишком рано оборванный праздник.(П.Антокольский)

2) Груда (не)читанных газет валялась на столе и уже покрывалась пылью и трубочным пеплом.(Р.Штильмарк)

3) А двоечников-человек пять. Они лежат на койках, тусклые, как (не)чищенная год бляха.(В.Конецкий).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на пяти слайдах содержит ряд этапов урока: -орфоэпический диктант предусматривает после его проведения само- или взаимопроверку и оценку; -синтаксическая пятиминутка нацелена на повторен.

План-конспект урока русского языка в 5 классе 14 стр, разбит на 3 части по 1 Мб т.к. фото-слайды даже после сжатия занимают достаточно большой обьем. Тема урока «Суффикс». Урок проведе.

Задание теста «Причастие. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» №4 для 7 класса помогают учителю выявить знания по одной из самых трудных тем раздела «Морфология».

Презениция к уроку на тему» Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени» Тип урока: отработка умений и рефлексии Цель:формировать на.

Урок русского языка.

Тест «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных» 7 класс и карточки для индивидуальной работы.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, сопровождается презентацией «Вкусный урок».

Конспект урока русского языка в 10 классе «Правописание суффиксов причастий «

Предмет: русский язык.

Учитель: Лыса Т.Д., МБОУ «Степуринская СОШ».

Тема: по теме»Правописание суффиксов причастий

Тип: урок обобщения и систематизации

Методы: наглядный, поисковый.

Методы контроля: письменный, фронтальный, взаимоконтроль

Средства обучения: учебник, раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация.

Формы: фронтальная, индивидуальная

— систематизировать знания правила о правописании -н- и –нн- в суффиксах прилагательных, причастий

уметь обозначать данную орфограмму

-совершенствовать умение навыки использования алгоритма выбора правила правописания суффиксов ;

— расширение и углубление знаний по культуре речи;

— формирование навыка предупреждения и исправления речевых ошибок.

. 2) развивающие задачи:

— совершенствовать умение выделять главное в тексте, существенное в изучаемой теме;

— продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на поиск информации из разных источников;

— развивать умение работать индивидуально.

— развивать творческую, речевую и мыслительную активность,

— прививать интерес к предмету на основе языковых впечатлений.

3) Воспитательные задачи:

— развитие нравственных качеств учащихся ;

— воспитание настойчивости, трудолюбия, патриотизма;

— воспитание коммуникативности, умения слышать других, понимать точку зрения товарищей по классу:

— привитие навыков культуры речевого общения.

— воспитание чувства коллективизма, товарищества.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, распечатки дополнительного материала к уроку

Учебник: Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова.М.: Просвещение, 2014

Самоопределение к учебной деятельности(мотивация)

Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Ведь, как сказал Спиноза, «если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение» А ещё я хотела бы пожелать вам, ребята, сегодня на уроке приятного аппетита. Вы удивлены? Не удивляйтесь. Дело в том, что мне недавно встретилось высказывание французского писателя Анатоля Франса: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Приступим к уроку.

Сегодня у нас урок обобщения знаний, которые мы получили ранее на наших уроках. О чем конкретнее мы будем говорить, озвучим чуть позже. Как всегда на уроке мы не только изучаем новое, но и обязательно повторяем уже изученное, это нам нужно, чтобы успешно сдать экзамены. Вы знаете, что одним из видов экзаменационной работы является выполнение теста.

Слайд 1. Урок начинаем с орфоэпической разминки. Совершенствование навыков правильного произношения слов позволит вам успешно выполнить задание 3. Слова для орфоэпической разминки выбраны из тестов сборников для подготовки к ГИА

анАлог , без Умолку, баловАть, блокИрование, вероисповЕдание, втрИдорога, газопровОд,

дОсыта , донЕльзя, еретИк , жалюзИ, завИдно ,задОлго, звонИт, созвонИмся

закУпорить,исчЕрпать, кедрОвый, пОверху , пОнизу, одноврЕменно

Выводы : Ребята, как вы думаете, с какой целью вы выполняли данное задание, какие умения формировали?

Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Слайд 2 Ребята, прежде чем перейти к новой теме урока, я хочу предложить вам посмотреть несколько слайдов, выполнить задания и определить тему урока .

Задание 1. Синтаксическая разминка.

Цель: Обобщить знания учащихся о предложении, осложненном однородными сказуемыми, развивать навыки выделения грамматической основы

Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы, расставить знаки препинания, выделить пунктограммы:

б) Анисья пр..села на моток цинковой снасти начала перевяз..вать серый клетчатый платок.

-Объясните постановку знаков препинания в предложении.

-Какое слово или сочетание слов является грамматической основой предложения?

1. Анисья присела.

2. Начала перевязывать.

3. Начала перевязывать платок.

4. Анисья присела, начала перевязывать

— Где можно ошибиться при выполнении этого задания? Какое это сказуемое- «начала перевязывать? Из чего состоит? ( СГС, глагол в изъявительном наклонении +начальная форма (инфинитив)

Задание 2 . Ребята, при проверке ваших тестов, я пришла к выводу, что вы испытываете трудности при выполнении задания 5, когда вам нужно исправить лексическую ошибку

Скажите , пожалуйста, что такое паронимы? ( Паронимы – однокоренные слова одной и той же части речи, близкие по звучанию, но различающиеся приставками или суффиксами и не совпадающие по значению.)

Чтобы совершенствовать практическое применение данных знаний по данному вопросу выполним задание.

Работа по карточкам. ( индивидуальная)Пользуемся толковыми словарями, если в этом есть необходимость

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ХИЩНАЯ добыча минералов уже нанесла невосполнимый ущерб природе небольшого африканского государства.

Члены Олимпийского комитета исполнены РЕШИМОСТИ добиться высокого качества подготовки трасс для лыжных гонок и биатлона.

Многие театралы считают, что главное в спектакле — это режиссёрский замысел, который усилиями всех участников процесса создаёт новую СЦЕНИЧЕСКУЮ реальность.

Для того чтобы повысить активность и ПРОДУКТИВНОСТЬ работы, психологи советуют чередовать виды деятельности.

ХИЩНЫЙ означает «питающийся мясом» (хищный зверь) или «свойственный хищнику» (хищный взгляд). По контексту подразумевается ХИЩНИЧЕСКИЙ.

Требования ТЕХНИЧНОГО регламента производства продукции позволяют значительно повысить качество выпускаемых кондитерских изделий.

ГУМАНИТАРНЫЕ науки — это дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной деятельности.

Одной из жемчужин коллекции работ фирмы Фаберже является скульптура петуха, вырезанная из ЦЕЛЬНОГО куска тёмно-коричневого сердолика.

Вылов осетровых в бассейне Амура запрещён, но браконьеры продолжают ХИЩНИЧЕСКОЕ истребление ценных пород рыб.

ТЕХНИЧНЫЙ означает «обладающий хорошей техникой» (техничный игрок). По контексту подразумевается ТЕХНИЧЕСКИЙ.

Лыжники вышли из охотничьего домика и невольно зажмурились от НЕТЕРПИМОГО блеска, которым была залита поляна.

В день рождения выдающегося пианиста в программе, названной «Романтизм от ВОСХОДА до заката», будут звучать самые известные концертные произведения.

Все автоматы, оформляющие АБОНЕМЕНТЫ для пассажиров электричек, отмечены специальными плакатами.

Проведение этапа «Формулы-1» было под вопросом даже за неделю до старта ГОНОЧНОГО турнира.

Слово НЕТЕРПИМЫЙ означает «недопустимый» (нетерпимая ситуация) или «не желающий считаться с чужим мнением» (нетерпимый человек). По контексту подразумевается НЕСТЕРПИМЫЙ.

Итог : как лучше запоминать паронимы (Есть словарь паронимов, которые встречаются в КИМах).

Определение темы и цели урока (Беседа с учащимися):

На доске записаны слова

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

— По каким признакам вы это определили? (причастие слышимый образовано от глагола слышать – это глагол II спряжения).

В) Подготовка к самостоятельному выводу.

— Что объединяет данные слова? (все слова являются причастиями, во всех словах пропущены гласные в суффиксах причастий).

— Ребята, на доске записаны слова, скажите, слова какой части речи представлены здесь?

-Можно ли без объяснений, без знания правил написать в данных словах суффиксы?

Какова же тема урока? допишите тему урока: Правописание суффиксов причастий

— Что нам нужно повторить, чтобы эти слова правильно написать?

— пользуясь справочным материалом, сформулируйте правило написания суффиксов действительных и страдательных причастий.

При написании сочинений и при работе с тестами ОГЭ и ЕГЭ ребята чаще всего допускают ошибки в правописании суффиксов причастий, поэтому на уроке мы обобщим и систематизируем знания по данному вопросу

Задание 3 .Объяснительный диктант

5) Словарный распределительный диктант с последующей взаимопроверкой.

Задание. 1. Распределить в два столбика — с главным словом — причастием и с зависимым словом — причастием. 2. Объяснить правописание суффиксов причастий. Можно тоже пользоваться справочным материалом.

Тяжело дыш. щий человек, бор. щийся с ленью, слыш. щийся издалека, стел. щийся туман, завис. щие от него, стро. щееся здание, запреща. щая директива, сража. щиеся воины, леч. щий врач, готов. щийся к занятиям, мысл. щий ученик, доказыва. мое обвинение, занима. мая должность, независ. мая комиссия, не облага. мые налогом.

борющийся с ленью

Тяжело дышащий человек

зависящие от него

готовящийся к занятиям

не облагаемые налогом.

Критерии оценивания задания

ошибка-«5», 2-3 ошибки-«4», 4-5 ошибок- «3»

Вывод: Знание какой орфограммы учились применять практически?

Задание 4 Эвристическая беседа

— В какой части слова пропущена буква?

— Какую функция выполняют причастие в словосочетании?

Задание 5 : Работа с текстом. ( тексты на партах,)

Цель: совершенствовать навыки работы с текстом, умение определять стиль речи. Продолжим работу по закреплению полученных знаний и работе по теме урока

Не умолкая, шумели воды прилива, набегали грохоч..щие волны, бь..щиеся о подножье тороса. Но вот буря стихла. Смолкли успокои..иеся волны,
придавл…ые тяжкой грудой льда. Ледяные поля придвинулись к самому берегу. Пошел гул, рокотом отдаваясь в глубине бора. Послышалось могучее шипенье, шорох, треск лома..ихся глыб, словно надвигалось неукрощ..ое стоногое чудовище. Передовые льдины, столкнувшись с торосом, сжатые напира..ей массой, ползли на вершину и громоздились в причудливые горы.
Движение ледяной массы, встретив непреодол..мую преграду, превратилось в колоссальную энергию разрушения., И через несколько минут вдоль берега ломаными очертаниями поднялись новые громады.

Вдруг опять разъяре..ым зверем набежала буря, разорвала тишину торжеству..им воем, расколола ледяной покров и беспорядочными грудами разбросала его на многие километры.
Но вот ветер снова упал. Затихшие волны несли разлома..ые, рассея..ые остатки ледяных полей, словно разбитые обломки гигантского корабля. Струи воды, не скованные льдом, вливались в свинцовые волны. Море
постепенно освобождалось от сковывавшего его льда. Тучи поспешно сбегали с небесного свода, и вот он уже весь кажется унизанным мерцающими звездами.

(По А. С. С е р а ф и м о в и ч у )

Выразительно прочитать. Из какого произведения этот текст?

Определите стиль текста. Доказать.

Сгруппируйте причастия и слова с пропущенными буквами в два столбика: действительные с страдательные причастия, графически объясняя выбор суффикса. Укажите тип связи слов в словосочетании. Можно пользоваться справочным материалом (раздать после объявления темы урока).

Урок повторения и систематизации знаний по теме: «Правописание суффиксов причастий». Русский язык. 10-й класс

Класс: 10

Занятие № 17

ТИП УРОКА: совершенствование знаний, умений и навыков.

ТЕМА: Причастие. Правописание причастий.

ЦЕЛИ:

1. Знать грамматические признаки причастия как особой формы глагола и систему правил, регулирующих написание суффиксов причастий.

2. Совершенствовать правописные навыки, развивать языковую и коммуникативную компетенцию учащихся.

3. Воспитывать способности актуализации полученных знаний для личностного и нравственного самоопределения.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебники Грекова и Розенталя; таблица “Образование действительных и страдательных причастий”; дидактический материал, эпиграф на доске.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Причастие как особая форма глагола. Роль причастий в речи.
  2. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола.
  3. Конструирование предложений с причастиями и причастными оборотами. Замена сложноподчинённых предложений простыми предложениями с причастным оборотом.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1. Построение, принятие рапорта, приветствие кадет, проверка готовности учащихся к занятию. (1 мин.)

2. МОУ: определение цели занятия. (1 мин.)

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Работа с эпиграфом. (2 мин.)

Причастия служат сокращением человеческого слова, заключая имени и глагола силу.

— В чём видит Ломоносов достоинства причастия? (Совмещает в себе “силу имени и глагола”.)

2. Сообщение учащегося о причастии как особой формы глагола (с использованием схемы). (3 мин.)

3. Употребление причастий в речи. (7 мин.)

а) Чтение высказывания А. С. Пушкина об употреблении причастий в речи. (Приложение 1. Задание 2).

— Какова главная мысль текста?

— Что говорит поэт об употреблении причастий?

б) Сообщение учащегося, который анализировал учебники для 10 класса (по 5 страниц). Он рассказывает, как часто и какие причастия употребляются в учебниках, в учебнике по какому предмету их больше всего.

в) Сообщение учащегося, который выписывал названия произведений, содержащих причастия, и группировал их по видам причастий.

г) Работа с текстом К. Ушинского “О языке народа”. (Приложение 1. Задание 1).

— Какова основная мысль текста?

— Назовите причастия. С какой целью автор использует их? (Причастия придают тексту выразительность, торжественность, лаконичность.)

4. Правописание суффиксов причастий настоящего времени. (23 мин.)

а) Рассказ учащегося о действительных и страдательных причастиях и их образовании.

б) Работа с таблицей “Образование причастий”.

— Каким правилом нужно руководствоваться при написании гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени?

— Объясните правописания гласных в суффиксах причастий в тексте “О языке народа”.

в) Работа по вариантам. (Приложение 1. Задание 3).

I вариант – выписать словосочетания с причастиями, имеющими суффиксы –ащ-, -ящ-.

II вариант – выписать словосочетания с причастиями, имеющими суффиксы –ущ-, -ющ-.

Задание: составить предложение с одним из словосочетаний, поставив причастный оборот после определяемого слова. (Два кадета выполняют это задание на доске).

г) Работа в парах. Решение лингвистической задачи “Собери причастие”. (Приложение 1. Задание 5).

  • Составить с получившимся причастием предложение с причастным оборотом.
  • Заменить это предложение сложносочинённым с придаточным определительным.

д) Дифференцированная работа.

  • Сильные учащиеся выполняют задание на замену действительных причастий страдательными. (Приложение 1. Задание 4).
  • Остальные учащиеся работают под руководством учителя.

Задание: от глаголов, записанных на доске, образовать страдательные причастия настоящего времени и записать словосочетание “прич. + сущ.”

уважать – уважаемый товарищами
изучать – изучаемый школьниками
привозить – привозимый из-за границы
рекомендовать – рекомендуемый для изучения
оберегать – оберегаемый друзьями
видеть – видимый снайпером, стрелком
освещать – освещаемый солнцем
слышать – едва слышимый звук
искл.: двигать – движимый чувством долга, сострадания.

5. Тест “Готовимся к ЕГЭ. Правописание суффиксов причастий”. (Приложение 2). (5 мин.)

III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. Выставление оценок. (2 мин.)

IV. ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ. (1 мин.)

  1. Выучить § 47 (Греков).
  2. Упр. 270. (Греков).

Правописание суффиксов причастий

1. О ЯЗЫКЕ НАРОДА

Язык народа – лучший, никогда не увяда…щий и вечно распуска…щийся цвет его духовной жизни, начина…щейся далеко за границами истории. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединя…щая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое. (К. Ушинский).

2. … Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному… Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метёт, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом… Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретённого им в течение веков. Писать единственно языком разговорным – значит не знать языка. (А. С. Пушкин).

3. Вер…щий людям, зна…щий правду, люб…щий спорт, увлека…щийся музыкой, се…щий хлеб, легко дыш…щий, скач…щие всадники, стро…щийся дом, та…щий снег, рокоч…щий гул, стел…щийся дым, чуть брезж…щий рассвет, бор…щийся с бурей экипаж, готов…щийся к занятиям кадет, слыш…щийся издали гудок, знач…щееся по списку количество, храбро сража…щийся полк, пил…щие дерево рабочие.

Задание: перепишите, обозначая в каждом причастии суффикс и указывая в скобках неопределённую форму, спряжение того глагола, формой которого данное причастие является.

4. Пользуясь образцом, замените действительные причастия страдательными.

Образец: Советские воины, охраняющие границы. – Границы, охраняемые советскими воинами.

1. Ученик, возвраща…щий книгу. 2. Строители, восстанавлива…щие здание. 3. Люди, возрожда…щие город. 4. Собеседники, возобновля…щие разговор. 5. Вода, враща…щая турбины. 6 Хирург, опериру…щий больного. 7. Мальчик, припомина…щий стихотворение. 8. Разведчик, выполня…щий задание. 9. Воды, омыва…щие остров.

5. Лингвистическая задача. “Собери причастие”.

  • В данном предложении найти зависимое слово в именном словосочетании “прилаг. + сущ.” и взять корень: Ближайшая деревня находилась в часе пути от нас.
  • Из словосочетания приземлиться на опушке выделить в главном слове приставку.
  • От глагола читать взять глагольный суффикс.
  • Из причастия тающие (снега) взять суффикс.
  • Добавить окончание определения: Могучий Олег головою поник. (А. Пушкин).
  • К полученному слову добавить суффикс возвратности.
  • Составить с полученным словом словосочетание.
  • С данным словосочетанием составить предложение.
  • Заменить причастный оборот придаточным определительным, записать предложение, которое получилось.
  • ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ

    ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

    “ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ И СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ”

    1. В каком слове пропущена буква Е?

  • И сила уму уступ…т.
  • Правда глаза кол…т.
  • Каши маслом не испорт…шь.
  • 2. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?

  • чару…щая сказка, вер…щий людям
  • ненавид…щие ложь, стро…щий здание
  • стел…щийся дым, щебеч…щие птенцы
  • 3. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква У?

  • грохоч…щий гром, скач…щие всадники
  • мел…щий муку, готов…щийся к зачёту
  • пряч…щийся ребёнок, кле…щий коробочку мальчик
  • 4. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И?

  • добыва…мый уголь, слыш…мый вдали
  • озаря…мый луной, уважа…мый всеми офицер
  • едва вид…мый, перевоз…мый товар
  • 5. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Е?

  • леле…мый родителями, перестраива…мое здание
  • люб…мый актёр, колебл…мый ветром
  • прерыва…мый аплодисментами, ненавид…мый враг

  • источники:

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-pravopisanie-suffiksov-prichastiy-3207006.html

    http://urok.1sept.ru/articles/312389