Конспект правописание прилагательных 10 класс

Правописание сложных имён прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Урок систематизации правила написания сложных имён прилагательных. В данном уроке интегрирую дифференцированное обучение и игровую технологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_slozhnykh_prilagatelnykh.docx44.42 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Пример урока, в котором я интегрирую дифференцированное обучение и игровую технологию.

Правописание сложных имён прилагательных.

  • Обучающиеся научатся правильно писать, объясняя правописание, сложных имён прилагательных;
  • Обучающиеся получат возможность систематизировать знания по теме и определить сферу применения сложных прилагательных.
  • Организовать у обучающихся мотивацию на изучение сложных прилагательных, опираясь на социальный опыт;
  • Создать условия для выявления уровня знаний обучающихся по теме по средствам проблемного вопроса и интерактивного обсуждения;
  • Организовать обучающихся на изучение материала по средствам технологии дифференцированного обучения;
  • Создать условия для самоанализа и самооценки по средствам игры «Знатоки».

Форма организации познавательной деятельности:

работа в группах, включение каждого обучающегося в сотрудничество

  • Мультимедиапроектор
  • Презентация слайдов «Правописание сложных прилагательных»

Для наглядности и экономии времени некоторые этапы урока можно проиллюстрировать слайдами с текстами (на усмотрение преподавателя).

  1. Организация демонстрации обучающимся владения старым способом.
  1. Актуализация знаний:

Близорукий без очков видит плохо; но что, собственно, он видит, и какими именно представляются ему предметы – об этом люди с нормальным зрением имеют весьма смутное представление. Между тем близоруких людей довольно много, и полезно познакомиться с тем, как рисуется им окружающий мир.

Прежде всего, близорукий (разумеется, без очков) никогда не видит резких контуров: все предметы для него имеют расплывчатые очертания. Человек с нормальным зрением, глядя на дерево, различает отдельные листья и веточки, отчетливо вырисовывающиеся на фоне неба. Близорукий же видит лишь бесформенную зелёную массу неясных, фантастических очертаний; мелкие детали для него пропадают.

Для близоруких людей человеческие лица кажутся в общем моложе и привлекательнее, чем для человека с нормальным зрением; морщины и другие мелкие изъяны лица ими не замечаются.

«В лицее, — вспоминает поэт Дельвиг, современник и друг Пушкина, — мне запрещали носить очки, зато все женщины казались мне прекрасны; как я разочаровался после выпуска!»

— О каких людях шла речь в тексте?

— Дайте лексическое значение слова БЛИЗОРУКИЙ.

(Плохо видящий на далёкое расстояние// перен . Непроницательный, недальновидный)

— Назовите антоним к слову БЛИЗОРУКИЙ (дальнозоркий)

— Предположите, как образовалось слово БЛИЗОРУКИЙ?

Современное слово близорукий произошло от древнерусского близозорький , т.е. « близковидящий ». Затем в слове произошло интересное фонетическое явление: из двух одинаково звучащих слогов (зо-зо) один выпал, и получилось близорький . Ошибочно связав новое слово со словом рука , люди стали говорить близорукий .

  1. Организация самооценивания обучаемыми степенью владения актуальным опытом:

— В русском языке существует множество слов, которые с разных сторон характеризуют внешность, поступки, характер человека. Образуйте и назовите их:

  • Короткий нос – ( курносый)
  • Голубые глаза – ( голубоглазый)
  • Широкие плечи – ( широкоплечий)
  • Красные щеки – ( краснощекий)
  • Радуется жизни – ( жизнерадостный)
  • Любит себя – ( самолюбивый)

— Что объединяет все эти слова? ( способ образования )

  1. Сообщение обучающимся пределов познания, ориентация на цель учения

— Как минимум на сегодняшнем уроке повторим правописание сложных прилагательных: случаи слитного и дефисного написания.

— Как максимум у вас будет возможность определиться: где, когда и как применить сложные имена прилагательные в жизни.

  1. Организация изучения учебного материала

— Прочитайте высказывания и выскажите своё мнение:

Трудолюбивыми люди могут быть тогда, когда они свободы.

— Согласны с высказыванием? Аргументируйте.

Аргументированные высказывания обучающихся.

— Я предоставлю вам свободу выбора домашнего задания, а вы проявите своё трудолюбие и покажите знания.

— Скажите, какое слово в данном высказывании иллюстрирует сегодняшнюю тему урока? Как оно образовалось?

— Есть у меня для наблюдения ещё одно высказывание. Прочитайте и прокомментируйте его.

Индивидуально-авторский стиль — это изюминка журналиста. Истоки авторского стиля — в умении убеждать сложившимися социально-психологическими стереотипами.

— Можно ли сказать, что индивидуально-авторский стиль присущ любому профессионалу?

— Найдите в предложениях сложные прилагательные.

Проблемный вопрос: от чего зависит выбор слитного или дефисного написания прилагательных? Вспомните, что вам известно по теме. Запишите в таблицу.

Интерактивное обсуждение , работая в группах. Каждый делает запись в тетрадь.

Конспект по русскому языку на тему «Правописание имён прилагательных» (10 класс )

МБОУ Средняя школа г.Правдинска

Программно-методическое обеспечение: базовый уровень, учебник Гольцовой Н.Г., Шамшиной М. А. «Русский язык », 10-11 класс

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

Оборудование: ИКТ, учебник Гольцовой Н.Г., Шамшиной М. А. «Русский язык », 10-11 класс

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. (§ 39)

Цель урока: обобщение знаний учащихся, связанных с написанием суффиксов имен прилагательных, правил правописания сложных имен прилагательных; совершенствование навыков аналитического разбора; развитие монологической речи учащихся. Круг рассматриваемых вопросов: суффиксы -к-/-ск-, -ее-/-ив-, -лив-/-чив-, -ов-/-оват-/-овиш-, -инск-, -оньк-/-еньк-, -ан-/-ян-, -ын-/-ин-, -ен-/-енн-/-онн- имен прилагательных; слитные и дефис-ные написания сложных имен прилагательных.

Проверка домашнего задания.

1. Повторение теоретического материала.1 — 2 ученика работают у доски.

2. Творческая работа (15 минут).

Составить сочинение-описание (пейзажная зарисовка) «Посмотри за окно. », включив в него прилагательные разных ти­пов. Определить их разряды. Какова роль прилагательных в созда­нии образности и выразительности получившегося текста?

3. Знакомство с теоретическим материалом .

Тема 1: Правописание суффиксов имен прилагательных (§ 39).

1. Самостоятельная работа с учебником. (работа по слайдам с 1 по 44)

Можно предложить учащимся составить алгоритм написания суф­фиксов имен прилагательных.

2. Первичное закрепление материала.

Задание на конструирование. Образуйте прилага­тельные, употребив суффиксы: упр. 227, 228, 229, 230, 231 (по 5 слов на выбор).

Дополнительное задание. Словообразовательный раз­бор. Разберите 2 слова на выбор (из любого упражнения). Выделите производную и производящую основы, укажите способ словообразо­вания.

Упражнение 232 (I часть). Самостоятельная работа. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните

Тема 2: Правописание Н и ННв суффиксах имен прилагательных (§40). (работа по слайдам с 41 по 49)

I Работа с учебником. Вопросы на первичное восприятие .

От каких частей речи могут быть образованы имена прилага­тельные при помощи суффикса, содержащего н или нн? [От имен существительных или глаголов.]

Вспомните, как пишутся прилагательные, образованные от имен существительных. Материал может быть обобщен в форме таблицы.

ветреный (но безветренный)

2. Первичное закрепление материала .

Упражнение 233. Записать полученные прилагательные, выде­лить суффиксы, объяснить наличие -и- и -нн- в слове. Более слабым учащимся можно предложить составить словообразовательные моде­ли с подробным комментарием: выделить производящую основу, запи­сать словообразующий суффикс, полученное слово. Дать возможность учащимся прокомментировать орфограмму.

|Солома,+ -енн- = соломенный (не на -н, не на -мя, не исключение);

длина + -‘н- = Длинный (с основой на -н) и т. д.

Упражнение 234. Дифференцированное задание. Спи­шите предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните право­писание суффиксов прилагательных. Задание выполняется по вариантам: I в. — I часть, II в. — II часть.

Дополнительное задание. Сделайте разбор слов по составу. 1 вариант — запечные, шумели, паводок, девичий, журавлиного. 2 вариант — ошейник, деревянный, задремавший, каменное, старинном.

Дополнительное задание . Сделайте морфологический раз­бор слов. бетонные

Дополнительное задание . Выпишите последнее предложение 1-го абзаца, сделайте его синтаксический разбор. Объясните постановку знаков препинания.

IV. Домашнее задание .

§ 39. Упр. 235 (по заданию), упр. 236 (устно). Вопросы и задания для повторения и обобщения по теме «Имя прилагательное» на стр. 154—155.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Конспект урока по русскому языку в 10 классе на тему «Правописание суффиксов имен прилагательных»»

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 10 классе на тему «Правописание суффиксов имен прилагательных»»»

15.01.19 год. Русский язык. 10 класс. (17 урок)

Тема: «Правописание суффиксов имен прилагательных, сложных имен прилагательных».

Цель урока: обобщение знаний учащихся, связанных с написанием суффиксов имен прилагательных, правил правописания сложных имен прилагательных; совершенствование навыков аналитического разбора; развитие монологической речи учащихся. Круг рассматриваемых вопросов: суффиксы -к-/-ск-, -ее-/-ив-, -лив-/-чив-, -ов-/-оват-/-овиш-, -инск-, -оньк-/-еньк-, -ан-/-ян-, -ын-/-ин-, -ен-/-енн-/-онн- имен прилагательных; слитные и дефис-ные написания сложных имен прилагательных.

Предметные: уметь выделять суффиксы прилагательных, знать условия выбора гласных и согласных в суффиксах прилагательных, владеть орфоэпическими, морфологическими, грамматическими и орфографическими нормами русского языка, владеть текстоведческими навыками

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, развитие мотивации к изучению предмета, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, участвовать в творческом созидательном труде

1)Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, вносить корректировки в свою деятельность после работы над ошибками

2) Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других, осуществлять совместную деятельность в группах, оформлять свои мысли в соответствии с поставленной задачей в устной и письменной форме

3) Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ языковых объектов, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

Методы обучения: наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Тип урока: урок систематизации и совершенствования знаний, умений и навыков.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Н.Г.Гольцовой, ноутбук, проектор, индивидуальный раздаточный материал.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

2) Работа с тестовыми заданиями (подготовка к ЕГЭ).

МедикамЕнты, экспЕрт, пЕрчить, ржАветь; корЫсть, соболЕзнование, квартАл, срЕдства.

2.Лексические нормы (найдите ошибочные словосочетания, выпишите исправленный вариант)

Лесистая чащоба, редакторская правка, оплатить проезд, снискать уважение;

Изобретательское состязание, одеть пальто, домовая мышь, глубокий взгляд.

3.Исправьте ошибки в предложениях.

Потому что я знал о его приезде, я смог подготовиться к нему.

Писатель подробно описывает о жизни.

Владельцам вишнёвого сада грозит разорительство.

Стихи молодого поэта будут скоро выпущены в журнале.

Зная о его приезде, я смог к этому подготовиться.

Писатель подробно описывает жизнь.

Владельцам вишнёвого сада грозит разорение.

Стихи молодого поэта будут скоро опубликованы в журнале.

Задание 10 ЕГЭ. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

-Что необходимо знать, чтобы решить задание (суффиксы прилагательных, существительных, глаголов)

— С какой частью речи были связаны все выполненные задания? ( С прилагательными).

— Прилагательное по употреблению в речи занимает почётное 3 место, после существительного и глагола.

— Назовите основные функции этой части речи (обозначает признак предмета и характеризует его с разных сторон; даёт предмету дополнительную, чаще оценочную характеристику; передаёт авторское отношение, его оценку; рисует внешний вид человека, отражает его состояние; придаёт описанию образность).

-Скажите, какова тема нашего сегодняшнего занятия, какова основная цель нашей работы. (учащиеся формулируют тему урока и основные цели) (Жигурин С.работает у доски, остальные в тетради. Проверка по слайду)

IV. Изучение материала.

— Сверим наше правило с учебником (стр.134-135 п.2, 3).

— Что нужно добавить? (Слова исключения: юрОдивый, мИлостивый, доп: незлОбивый))

— Запишите к словам антонимы с суффиксами – чив/-лив, объясните правописание.

(учащиеся, глядя на таблицы из слайдов, вспоминают и формулируют правила написания суффиксов имен прилагательных)

а) в качественных прилагательных: резок – резкий, низок – низкий.

Пиши –ск- в остальных случаях (Слайд 14)

француз — французский, Кавказ – кавказский

а) если основа существительного оканчивается на –нь, -рь, то то перед –ск- буква ь не пишется: конь – конский, Сибирь- сибирский.

Исключения: прилагательные, образованные от названий месяцев – июньский, сентябрьский, октябрьский … и день-деньской (но: январский)

б) в прилагательных, образованных от географических названий с основой, оканчивающейся на ц, пишется -ц-ский, если перед ц стоит согласная (кроме ц),

в) если основа оканчивается на сс, то перед суффиксом -ск- одно с опускается, так как в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся, например: Одесса — одесский,

д) русские географические названия на ск образуют прилагательные без помощи суффикса -ск-, например: Минск — минский, Спасск – спасский.

Суффиксы -ов-, -оват-, -овит— пишутся после твердых согласных (кроме ц), например: беловатый, деловой, угловатый, домовитый

-ев-, -еват-, -евит- пишутся после мягких согласных, после шипящих и ц, например: речевой, ноздреватый, рыжеватый, глянцевитый, рубцеватый.

Суффикс -оньк- пишется после г, к, ж, например: высоконький, лёгонький, сухонький;

после других согласных пишется суффикс -еньк-: синенький, дешёвенький, жёлтенький, молоденький.

Запомни двоякие написания: мягонький // мягенький, плохонький // плохенький, сухонький // сухенький, тихонький // тихенький, лёгонький // лёгенький, пегонький // пегенький, убогонький // убогенький .

Суффикс -ив- пишется у прилагательных под ударением, суффикс -ев- — без ударения: игривый, красивый, плаксивый, учтивый, но: алюминиевый, горностаевый, гостевой, грязевой, долевой, дрожжевой, калиевый, каракулевый, клеевой, пулевой, рулевой, соевый, стержневой.

Исключения: милостивый, юродивый.

Суффиксы -лив-, -чив- пишутся только с гласной и (в русском языке суффиксов «-лев-», «-чев-» нет): причудливый, участливый, совестливый, опрометчивый.

Суффиксы –инск-, -ин-+-ск- характерны для имён прилагательных, образованных от основ, оканчивающихся на –ин (Елизаветин – елизаветинский, сестрин – сестринский), а также на –и(-ы), -а(-я) (Ялта – ялтинский)

Исключения: пензенский, инзенский, пресненский.

В остальных случаях употребляется суффикс –енск- (керченский, нищенский)

Различается написание согласных перед суффиксами —ат-, -ан- в прилагательных типа дощатый, брусчатый: щ пишется в тех случаях, когда обозначаемые ею звуки относятся к одной морфеме (значащей части слова): дощатый — доск-а (щ чередуется с ск в пределах одной морфемы — корня), вощан-ой — воск.

Перед суффиксом -чат- конечная ц основы существительного чередуется с т: крупит-чат-ый (крупица), реснитчатый (ресница), черепитчатый (черепица).

V. Физминутка. Гимнастика для глаз

Рисование «ленивых восьмерок» глазами. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.

VI. Закрепление материала.

1.Работа по учебнику.

Упражнение 207 на странице 134 – комментированное письмо. (Шавкун Д.)

Упражнение 208 на странице – (устно) (Муравьев Е.)

2. Работа с текстом (текст распечатан).

(1)Озорник..ватый март капризничал, как балова…(н,нн)ое дитя, — то сеет на землю густой тучей тяжёлые пушинки снега, то вдруг зажж…т ярк… солнце и растопит пуховые цветы на тёмных сучьях деревьев. (2)Журчат ручьи, выбиваясь из сугробов, и слышно, как вздыхает, оседая на земле, подмытый снег. (3)Всё глубже и шире с каждым днём голубые прорези неба с сер…й массой встревоже… (н,нн)ых облаков, — когда смотришь на эти бездо… (н,нн)ые ямы небес – жизнь становится легче, праздничней.

(4)Первые весе…(н,нн)ие цветы сначала расцветают в душе, а потом уже появляются на полях. (5)На припёке с каждым часом становилось всё меньше снега, а с крыш непрерывно лились струйки воды, точно серебря … (н, нн)ые шнурки. (6)Сердце у меня тоже горело и та…ло. (По рассказу М.Горького «Гривенник»)

— Докажите, что перед нами текст.

— Какова основная мысль текста? (Весна пробуждает духовные силы человека. Благотворное влияние природы на человека.).

— Какую роль играют в тексте прилагательные?

— Назовите стиль и тип речи текста.

— Назовите средства выразительности в тексте: олицетворения, эпитеты, сравнения, метафоры.

— Запишите слова с пропущенными орфограммами, обозначьте их (работа в парах).

— Объясните постановку знаков препинания во 2 предложении.

— Выполним упражнение на закрепление.

1.Задание 14 ЕГЭ. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?

— Ползли безжизне(1)ые сумерки, заволакивая пусты(2)ый берег, из-за массивных ледя(3)ых глыб виднелись белые фигуры с дли(4)ыми баграми в руках.

1)1,2,3,4 2)1,3,4 3)1,2,4 4)2,4

2.Игра «Трёхглавый змей» (напишите по 3 прилагательных, характеризующих вас дома, в школе, с друзьями. Выделите суффиксы.

3. Образуйте возможные словосочетания из прилагательных и заключённых в скобки существительных.

Героический – геройский (борьба, время, образ, поступок, поход, самопожертвование, усилие). Лирический – лиричный (волнение, герой, жанр, настроение, песня, поэзия, поэт, тенор, чувство). Тактический – тактичный (женщина, задача, замечание, обращение, поведение, поступок). Логический – логичный (вопрос, вывод, высказывание, доказательство, категория, мнение, мышление, ответ, ошибка, противоречие, связь, следствие)

4.Образуйте имена прилагательные с суффиксами -к- или -ск- от данных ниже слов.

Кандидат, лейтенант, турок, Урал, посол, конь, богатырь, январь, матрос, Елец, Норвегия, Волга, Астрахань, богатырь, кабак, низ, узбек, Сибирь, Одесса, Томск, знахарь, декабрь, приятель

Задание 11 из КИМ ЕГЭ (карточки распечатаны каждому ученику)

1.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) удушл..вый, раскорч..вать

2) тюлен..вый, правд..вый

3) запуг..вать, горош..нка

4) буш..вать, бяз..вый

5) узорч..тый, веснушч..тый

2.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) дет..кий, свет..кий

2) разглаж..вающий, немилост..вый

3) солом..нка, подчёрк..вать

3.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) корч..вать, запасл..вый

3) насла..вать, син..чка

4) въедл..вый, запот..вать

5) матрос..кий, рус..кий

4.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) успока..вать, фасол..вый

2) преодол..вать, локт..вой

3) ноч..вать, гречн..вый

4) завистл..вый, стро..вой

5) завис..л, беж..вый

5.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

2) жемчуж..на, выздоравл..вать

3) подразум..вал, подмиг..вать,

4) услужл..вый, пол..вой

5) вытерп..л, совестл..вый

6.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) обветр..вать, умн..ца

2) доверч..вый, рул..вой

3) взвеш..вать, опрометч..вый

4) рыж..ватый, дожд..вой

5) распил..вать, черепитч..тый

7.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пород..стый, горош..на

2) глянц..витый, ткан..вый

3) корн..вой, скле..вающий

4) фланел..вый, настра..ваться

8.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) алюмини..вый, претерп..вать

2) обескураж..вать, яблон..вый

3) участл..вый, настойч..вость

4) забывч..вый, застег..вать

5) копч..ный, туш..ный

9.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) шустр..нький, ливн..вый

2) прилипч..вый, рыж..ватый

3) остр..нький, буш..вать

4) гор..вать, доклад..вать

5) весёл..нький ,разве..вать

10.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) стульч..к, парашют..к

3) оранж..вый, потч..вать.

4) гряз..вой, накле..вать.

5) юрод..вый, ноздр..ватый

Критерий: 0 ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»

— Чем мы с вами занимались на уроке?

— Какие правила повторили?

— Расскажите правила и приведите примеры.

Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.

1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)

2. Урок мне показался (коротким / длинным)

3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен)

4. На уроке мне было (интересно / скучно)

5. За урок я (устал / не устал)

VIII. Домашнее задание.

1) Составьте словарный диктант по теме «Правописание прилагательных»

2) Выполнить задание на сайте Захарьиной

3) Выполнить упр.214 учебника, п.38-39

КЛЮЧИ к заданию 14

Зад. 14. Укажите все цифры( цифру), на месте которых пишется НН.

1) После длительного путешествия по России художник Айвазовский задержался в Крыму, который с этого времени стал местом его постоя(1)ого жительства: здесь им были построе(2)ы художестве(3)ая мастерская и дом.

2) В позднем творчестве Сальвадора Дали выраже(1)ы новые художестве(2)ые тенденции – интерес к классической ясности, внутре(3)ей гармонии.

3) Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и стари(5)ых преданиях писатель нашел темы и сюжеты для своих произведений.

4) Подпоручик Ромашов, главный герой повести, сомневается в осмысле(1)ости самого существования армии- с ее уставами, учениями, гаризо(2)ой и казарме(3)ой повседневностью.

5) В ярко освеще(1)ых витринах выставле(2)ы украшения из драгоце(3)ых камней, сдела(4)ые на местной фабрике.

6) На картине Ф.Васильева изображе(1)о взволнова(2)ое, бушующее море, исполне(3)ое силы и величия.

Укажите все цифры (цифру), на месте которых пишется Н.

7) На картине Айвазовского мы видим, как о песча(1)ый берег бьется волна, вдали на рейде изображе(2)ы корабли с убра(3)ыми парусами.

8) И густое молоко, льющееся из глиня(1)ого кувшина, и пыщный каравай в искус(2)о сплете(3)ой корзине, и сползающая салфетка выписа(4)ы художником во всех деталях и с особой выразительностью.

9) Мы вдыхали очище(1)ый после грозы воздух, густо пропита(2)ый пря(3)ыми запахами суше(4)ых на солнце яблок и коше(5)ых трав.

10) Обращение А.Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву» к народной музыке не только оправда(1)о художестве(2)ыми особенностями, но и подкрепле(3)о просветительскими выводами.

11) Некоторые картины Саврасова были небольшого размера; написа(1)ые им в течение одного-двух часов, они отмече(2)ы очарованием вдохнове(3)ых импровизаций.

12) В сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина символом крестьянской России, замуче(1)ой эксплуататорами, является образ Коняги из одноимён(2)ой сказки – крестьянского труже(3)ика, источника благ и жизни для всех.

13) Судьба художника, Мастера, представле(1)а в романе «Мастер и Маргарита» и как вечная общечеловеческая драма, и как индивидуальная трагедия совреме(2)ого человека, выстрада(3)ая самим М.Булгаковым.

14) До наших дней в архивах сохранились подли(1)ые счета, предъявле(2)ые художнику за доставле(3)ые ему масля(4)ые краски.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-po-russkomu-yazyku-na-temu-pravopisanie-imyon-prilagatelnyh-10-klass-5192579.html

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-10-klasse-na-t.html