Конспект правописание приставок 10 класс

Урок русского языка «Правописание приставок»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Обобщающий урок русского языка в 10 классе «Правописание приставок.

Правописание на стыке приставки и корня» (В рамках подготовки к ЕГЭ)

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_rus._yaz._10_klass.rar153.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе (в рамках подготовки к ЕГЭ)

Тема урока: «Правописание приставок.

Правописание на стыке приставки и корня».

Тип урока : обобщающий

Цель урока: обобщение ранее изученного о правописании приставок,

правописании на стыке приставки и корня гласных Ы, И; подготовка к выполнению задания А14 (блок А ЕГЭ)

Используемые технологии: метод проектов, информационные технологии, проблемное изучение

  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на восприятие материала .
  1. Устная работа с эпиграфом к уроку:

«Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга»

  1. В каком слове ударение падает на второй слог:

1) статуя 2) каталог 3) августовский 4) пуловер

2. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения

1) апостроф 2) эксперт 3) кухонный 4) творог

3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук

1) красивЕе всех 2) на прОстынях 3)они прАвы 4) свежие тортЫ

II. Выполните задание: в каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..мудрый, пр..одолеть, пр..града

2)бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать

3)о..далённый, на..треснутый. на..пиленный

4)из..мать, дез..нформация, от..граться

Слово проектной творческой группе

Представляют проект «Всё не так просто, как кажется» (презентация проекта)

  1. Прочитав предложенное задание, мы выявили проблему:

Какие правила необходимо знать, чтобы выполнить это задание

  1. Распределили приставки на группы:

1) Неизменяемые (одновариантные)

2) На З и С (двухвариантные)

  1. На –з:
  2. чрез-, раз-, низ-, из-, воз-, без-.
  3. На –с:
  4. бес-, вос-, ис-, нис-, рас-, чрес-.
  5. Исключения: з десь, з дание, з доровье, ни зги

1)Лингвистическая задача:
Почему слова с приставами разбиты на три группы?

Исколесить беззвездный расщепить

Изрезать бессонный расчистить

Беспечный рассветает расчертить

Безголосый иссушить бесшумный

Провокационная роль предлогов в написании приставок

  1. Из-под нависших бровей- исподлобья

2)Диктант на замену

  1. Допишите пары:
  2. Без воды –
  3. без паспорта –
  4. без смысла-
  5. без сна-
  6. без шума –
  7. без забот
  8. Без души и без сердца-

2)Работа с текстом стихотворения м. Цветаевой ( все слова на з-,с-)

Ра…тояния: вёрсты, мили…

Нас ра…тавили, ра…адили,

Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.

Ра…тояния: вёрсты, дали…

Нас ра..клеили, ра..паяли,

В две руки ра..вели, ра..пяв,

И не знали, что это сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не ра..сорили – ра..сорили,

Ра..елили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали…

Не ра..троили – ра..теряли.

По трущобам земных широт

Ра..овали нас, как сирот.

Который уж – ну который –март?!

Ра..били нас- как колоду карт.

24 марта 1925 г.

3) ПРЕ- и ПРИ- (смысловые);

  1. Претворить в дело притворить дверь
  2. Пребывать прибывать
  3. Презирать призирать
  4. Преступить приступить
  5. Преумножить приумножить
  6. Преклонить приклонить
  7. Предавать придавать
  8. Претворить притворить
  9. Преемник приёмник
  10. Преходящее приходящее
  11. Презреть призреть
  1. Превентивный – предупреждение чего-либо, предохранительный.
  2. Превалировать – преобладать, иметь перевес.
  3. Претендент – лицо, которое претендует на что-нибудь.

Приоритет – первенство по времени открытия; изобретении чего-то; первенствующее положение.

Диктант на замену

Замените данные слова или выражения одним словом с приставкой пре-,при-

1) Место стоянки судов (пристань).

2) Исключительное право(прерогатива)

3) Глава государства (президент)

4) Первенство (приоритет)

5) Подарить (презентовать)

6) Граница (предел)

7)Оперная певица, исполняющая первые роли (примадонна)

9) Затруднение (препятствие)

10) Предисловие (преамбула)

11) Вступление к музыкальному произведению (прелюдия)

13) Помеха (препятствие)

16)Первое представление (премьера)

III. «Ы, И после приставок»

Вдруг раздался страшный рык-

Это «Ы» прогнало «И»

От приставок на согласный:

Был тут «иск» — стал «розЫск».

Лишь исключение «взИмать»

С буквой «И» надо писать.

— «ъ, ь после приставок»

А приставки ИНОСТРАННЫЕ (СУБ-, ДЕЗ-, ТРАНС-) —

Все дамы странные,

Уж такие утонченные (ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР-),

Ты внимательно смотри:

После «иностранок» — «И»

К ним примкнули «наши» СВЕРХ-, МЕЖ-

СВЕРХ И зысканнее всех!

СВЕРХ И скусно, СВЕРХталантливо

Дружат с «И» они, галантные.

В сложносокращенных словах сохраняется «И»:

Дез..фекция, пред..дущий, сан..нспекция, под..скать, контр..гра, фин..спектор, вз..мать, об..грать, пед..ститут.

Вернёмся к проблемному вопросу и выполним задание

В словах какого ряда пропущена одна и та же буква

1)с..трудник, с..гласие, н..ладить

2) бе..хозный, бе..донный, во..делать

3) из..скать, сан..спектор, с..грать

4) пр..тягательный, пр..митивный, пр..личный.

IY.Компьютерное тематическое тестирование по теме «Правописание приставок»

1 группа –составить диктант «на засыпку» на тему «Правописание приставок .

Правописание на стыке приставки и корня».

2 группа составить литературную викторину по произведения А.С.Пушкина на тему «Правописание приставок .

Правописание на стыке приставки и корня».

3 группа –подобрать пословицы, оговорки , крылатые выражения на тему «Правописание приставок .

Правописание на стыке приставки и корня».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

У урока объяснения нового материала помимо трех основных целей, которые мы преследуем на каждом уроке, должна быть, на мой взгляд, и особая «миссия» — привлечение внимания учащихся к новому материалу.

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме»Правописание приставок ПРЕ и ПРИ» включает разнообразный материал. Учитывая возраст учащихся , предлагаются игровой материал и занимательны.

Правописание приставок на -з-с-. Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В. БАБАЙЦЕВОЙ.

Это первый урок по данной теме, где учащиеся знакомятся с условиями выбора приставок ПРЕ- и ПРИ-, учатся определять лексическое значение данных приставок.

Презентация содержит материал к уроку.

Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом у.

Данный материал содержит конспект урока русского языка в 6 классе «Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку — презентация.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Правописание приставок».

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме

Тип урока – комбинированный урок.

I. Обучающие цели.

1. Систематизировать знания о правописании приставок.

2. Организовать деятельность учащихся по формированию умения

определять группу приставки по написанию и орфограмму, связанную

с её написанием.

3. Совершенствовать орфографические навыки написания приставок.

4. Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности

учащихся по теме урока.

II. Развивающие цели.

1. Активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы.

2. Развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать

причинно-следственные связи, систематизировать, обобщать.

3. Развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого

общения: слушать, понимать, использовать теоретические знания для

объяснения способов деятельности.

III. Воспитывающие цели.

1. Способствовать формированию языковой личности как субъекта

2. Воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению

норм языка, пониманию значения орфографической грамотности.

3. Осуществлять нравственное и эстетическое воспитание.

По источникам знаний: наглядный,

По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый,

По дидактическим задачам: закрепление умений и способов деятельности,

применение умений и способов деятельности.

1. Раздаточный материал.

1) Информационные карточки.

2) Обучающие карточки.

3) Контролирующие карточки.

2. Компьютерное обеспечение.

2) Презентация к уроку:

«Три группы приставок»;

«Приставки первой группы»;

«Приставки второй группы»;

«Приставки третьей группы»;

Ключи к заданиям.

I. Организационный момент.

III. Актуализация знаний.

1. Запишите число и тему урока.

2. Сегодня на уроке мы будем говорить о приставках. Вспомните, что вам известно о приставках.

— Что такое приставка?

— Продолжите ряд: понимать, отнимать, …

— Каково назначение приставок?

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

3. Вспомните и запишите приставки, которые вы знаете.

4. Сколько у вас получилось?

5. Как вы думаете, сколько приставок в русском языке?

В русском языке 58 активно действующих приставок.

6. Презентация «Приставки».

Без-, бес-, в-. во-, вз-, вс-, взо-, вне-, внутри-, из-, ис-, вы-, до-, еже-, за-, изо-, между-, меж-, на-, над-, надо-, наи-, не-, ни-, низ-, нис-, о-, об-, обо-, около-, от-, ото-, па-, пере-, по-, под-, подо-, после-, пра-, пре-, пред-, предо-, при-, про-, противо-, раз-, разо-, рас-, рос-, с-, со-, сверх-, су-, у-, через-, чрез, черес-.

Исходя из темы урока, определите цели урока.

Цели урока – систематизировать знания о правописании приставок и совершенствовать орфографические навыки написания приставок.

Работа по теме урока.

V. Презентация «Три группы приставок».

перед глухими согласными

Различаются по значению

В зависимости от того, какие проблемы возникают при написании приставок. Все приставки в русском языке делятся на три группы:

первая группа – приставки, которые не меняются на письме,

вторая группа – приставки, которые меняют з на с перед глухими согласными,

и третья группа – это приставки, которые различаются по значению.

Первая группа приставок – самая беспроблемная. Это приставки, которые пишутся всегда одинаково, не отражая изменений в произношении. Их написание подчиняется морфологическому принципу русской орфографии.

VI. Практическая работа. Работа по обучающим карточкам.

Задание №1. Приставка или нет. Найдите «третий лишний».

Ворваться, воевать, ворох.

Домашний, доброта, добраться.

Пакля, паводок, паром.

Соловей, собака, сотрудник.

Сгорел, свистнул, сделал.

Задание №2. Из данных слов выпишите сначала слова с одной приставкой, а затем

с двумя или тремя.

Обворожительный, обездоленный, обезьяна, обеззараженный, переподготовка, основной, непроизносимый, наслаждение, сосна, разорвать, противостоящий, ожесточение, позапрошлый.

1. Обворожительный, наслаждение, разорвать, противостоящий, ожесточение.

2. Обездоленный, обеззараженный, переподготовка,

Задание № 3. Прятки с приставками. Найдите приставки в словах.

Громоотвод, сумасшедший, очковтирательство, благоприобретённый, гостеприимство, водопровод, деревообрабатывающий, сногсшибательный, угледобывающий, благоразумный.

VII. Презентация «Три группы приставок».

Вторая группа приставок – это приставки, которые оканчиваются на …з и …с. Их написание подчиняется фонетическому принципу русской орфографии: написание отражает изменение произношения звуков речи.

VIII. Презентация «Приставки на …з и …с»

«Приставки на …з и …с»

без – (бес – ) низ – (нис –)

вз – (вс –) раз – (рас –)

воз – (вос –) роз – (рос – )

из – (ис – ) через – (черес – )

Перед звонкими согласными …з б в г д ж з / л м н р й / избить

Перед глухими согласными …с п ф к т ш с / х ц ш щ / испить

Приставка с – всегда пишется одинаково, независимо от произношения

2) В словах: здесь, здание, здоровье з входит в состав корня.

3) В составе сложных слов пишется з (близсидящий, Близстоящий)

4) Правописание приставок роз – (рос – ) и раз – (рас – ) определяется ударением:

Без ударения – а, под ударением – о

рассыпать – россыпи; развалиться – розвальни;

распускать – роспуск; разыграть – розыгрыш;

расписание – роспись; раздать – розданный;

рассказ – россказни; разыскать – розыск

IX. Практическая работа. По обучающим карточкам.

Задание № 4. Вставьте пропущенные орфограммы и объясните правописание.

Бе…ценный, бе…человечный, бе…численный, бе. форменный,

бе…грамотный, бе…численный, бе..дарный.

В…лететь, в…тревоженный, в…бешённый, в…дремнуть.

Во…ражение, во..хождение, мирово…зрение, во…любить, во…кликнуть.

И…полнение, и…царапать, и…бежать, и..пуганный, и…давна,

Ни…провергать, ни…падить, ни…ввергнуть, ни…послать.

Задание № 5. Вставьте пропущенные орфограммы и распределите слова на три столбика: 1) с з… и с… в корне; 2) с приставкой с…; 3) с приставками на з… и с…

Бе…дорожье, …дача, …борка, …дание, ро…пись, …гореть, ра…чесать, …десь, в…карабкаться, …бежать, …дравница, …горяча, ни…ший, …держаться, ра…бить.

Здание, Сдача, Бездорожье,

здесь, сборка, роспись,

здравница, сгореть, расчесать,

низший. сбежать, вскарабкаться,

X. Презентация «Приставки третьей группы»

Третья группа приставок – это приставки пре – и при – . Правильное написание приставок пре – и при – связано с пониманием их лексических значений

Приставки третьей группы

(различаются по значению)

1 высшая степень, «очень» 1 приближение (приехать)

(предобрый, преуспевать) 2 присоединение (прибить)

2 близкое к значению «пере», 3 близость (пригород)

«через» 4 неполное действие (прилечь)

(преодолеть, преградить, 5 доведение действия до конца

пресечь, преступление) (придумать, приготовить)

Запомните слова-исключения (словарные слова).

Препятствия, препоны, преисподняя,

прегрешения, прекословить, препираться, престол, превратный, пресловутый, прельстить, преклонный, преставиться, преподобный, прелюбодей, преувеличить, (камень) преткновения, пресмыкаться, препарировать, преамбула, прелюдия, премьера, престиж, президент, президиум, претензия, презумпция, прерогатива, превентивный, превалировать, претендент, прецедент, префект…

Прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, присяга, приключение, прикорнуть, присяга, притеснять, притон, причина, причуда, притязание, природа, пример, причёска, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, приличный, приватный, приматы, примитив, примадонна, привилегия, приоритет, приукрасить, прихотливый…

XI. Практическая работа.

Задание № 6. Работа с учебником: стр. 78, № 120 (устно)

Прочитайте словосочетания, определите значение и объясните

правописание приставок пре – и при – .

Задание № 7. В русском языке есть несколько пар слов, в которых написание пре – и при – связано с различием в их значении. Познакомьтесь с содержанием таблицы. Составьте и запишите в тетрадь

словосочетания с двумя парами слов.

Прибывать – приезжать, приходить

Пребывать – находиться где-либо, в каком-состоянии

Приходящий – куда — либо

Приклонить – найти или не найти приют

Преклонить – выразить уважение

Притворить – неплотно закрыть

Претворить – осуществить, воплотить

Призреть – дать приют (устарело)

Презреть – пренебречь чем-либо

Приуменьшить – немного уменьшить

Преуменьшить – показать меньшим

Приёмник – то, что служит для приёма

Преемник – продолжатель дел, традиций

Предел – граница, черта

Преклоняться – глубоко уважать

Придать – усилить, прибавить

Предать – изменить, нарушить верность

XII. Комплексное применение знаний.

1. Мы с вами прошли сквозь заросли русских приставок. А теперь подведём итоги. Проверьте себя.

Работа по контролирующим карточкам с разноуровневыми заданиями. У вас в контролирующих карточках три вида заданий. Выберите для себя одно из посильных и интересных и выполните его.

А. Вставьте пропущенные буквы.

Пр…свещение, Бе…людный, Пр…мудрость,

по…писчик, бе…честье, пр…стегнуть,

об..жжённый, в…карабкаться, пр…сесть,

пер…мирие, в…метнуться, пр…вращённый,

пр..пр…бабушка, и…воротливый, непр…глядный,

о…данный, чре…вычайно, пр…баутка,

на…важнейший. во…зрение. пр…рекаться.

Б. Выполните тестовые задания.

1. В каком слове пишется буква А?

а) пр…родитель, б) поз…прошлой, в) п…дкупить, г) от…слать.

2. В каком слове пишется буква З?

а) ра…чертить, б) бе…предельный, в) и…бежать, г) в…тряхнуть.

3. Отметьте слова, в которых пишется буква С.

1) и…ключить, 2) бе…спорно, 3) ра…лагать, 4) бе…граничный, 5) бе…цельно, 6) и…брать, 7) бе…шабашный, 8) ра…лететься, 9) чре…мерно, 10) ра…сечь.

4. В каком слове пишется буква Е?

а) пр…ручить зверя, б) пр…давать значение,

в) пр…крыть пледом, г) пр…терпеться к изменениям.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) расп…ряжаться, с…гласие, поз…вчера;

б) ра…положиться, бе…деятельный, в…помнить;

в) пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать;

г) пр…чина, пр…тензия, пр…чуда.

Ответы. 1. 2. 3. 4. 5.

В. Вместо словосочетания запишите одно синонимичное ему слово,

Пользуясь приставками без-/бес-, пре-/при-, на-, об-, обез-.

Образец: лишённый смысла – бессмысленный.

Никогда не умирающий –

Находящийся вблизи вокзала –

Задуматься на некоторое время –

Лишить возможности причинять вред –

Очень старый человек –

Такой, где нет людей –

2. Самопроверка. Ключи и критерии оценки на экране.

А. Вставьте пропущенные буквы.

ПрОсвещение, БеЗлюдный, ПрЕмудрость,

поДписчик, беСчестье, прИстегнуть,

обОжжённый, вСкарабкаться, прИсесть,

перЕмирие, вЗметнуться, прЕвращённый,

прАпрАбабушка, иЗворотливый, непрИглядный,

оТданный, чреЗвычайно, прИбаутка,

наИважнейший. воЗзрение. прЕрекаться.

0 ошибок – «5»; 1 – 2 ошибки – «4»; 3 – 4 ошибки – «3»

Б. Ответы: 1. б; 2. в; 3. 1), 2), 5), 7), 10) ; 4. Г; 5. в.

0 ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»

Никогда не умирающий – бессмертный.

Находящийся вблизи вокзала – привокзальный.

Вселить надежду – обнадёжить.

Дать новое имя – наименовать.

Лишить оружия – обезоружить.

Задуматься на некоторое время – призадуматься

Лишить возможности причинять вред – обезвредить.

Очень старый человек – престарелый.

Такой, где нет людей – безлюдный.

Несколько уменьшить – приуменьшить.

0 ошибок – «5»; 1 – 2 ошибки – «4»; 3 – 4 ошибки – «3»

Итоги урока. Рефлексия.

Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.

1. Своей работой на уроке я ( доволен / не доволен )

2. Урок мне показался ( коротким / длинным )

3. Материал урока мне был ( понятен / не понятен; полезен / бесполезен )

4. На уроке мне было ( интересно / скучно )

5. За урок я ( устал / не устал )

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Платонова Оксана ВладимировнаНаписать 6335 26.12.2017

Номер материала: ДБ-990930

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    26.12.2017 304
    26.12.2017 555
    26.12.2017 1202
    26.12.2017 1526
    26.12.2017 854
    26.12.2017 2532
    26.12.2017 1591
    26.12.2017 326

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России

Время чтения: 1 минута

В России появился стандарт сбора цифрового следа в образовании

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России в науке и образовании женщин больше, чем мужчин, но ученых степеней у них меньше

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Чувашии школьные каникулы продлятся две недели

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок русского языка в 10-м классе по теме «Правописание приставок». Урок повторения и обобщения с компьютерной поддержкой и презентацией

ЦЕЛИ:

  • повторение основных правил правописания приставок, совершенствование орфографических умений учащихся, развитие навыка самостоятельной работы;
  • развитие умения находить, обрабатывать и представлять информацию;
  • развитие языкового чутья; проверка уровня усвоения данной темы.

КРУГ РАССМАТРИВАЕМЫХ ВОПРОСОВ:

  • приставки, пишущиеся в соответствии морфологическим принципом;
  • приставки, правописание которых определяется фонетическим принципом орфографии;
  • правописание приставок, зависящих от ударения и значения.

СЛОВАРЬ УРОКА:

  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ;
  • ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ;
  • ПРЕЦЕДЕНТ;
  • ПРЕЗЕНТАБЕЛЬНЫЙ.

Подготовка к уроку: учащиеся получили индивидуальные задания:

  1. подготовить презентацию и сообщение о правописании приставок;
  2. сообщение об электронных словарях;
  3. составить кроссворд на правописание слов с приставками ПРИ- ПРЕ-.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя. Объявление темы и цели урока.

  1. Выступление учащихся. Правописание приставок. Презентация.
  2. Самостоятельная работа на компьютере. Выполните задание (Приложение 1) Вставьте пропущенные буквы.
    Во_хождение, ра_бросать, бе_толковый, ра_жевать, и_следовать, во_главить, бе_заботный, бе_словесный, пр_морский, пр_бывать в город, пр_восходный, пр_дать форму, радиопр_емник, пр_вратник, пр_чуда, пр_града, бе_вкусица, ра_четливый, ра_читывать, бе_чувственный, мирово_рение, бе_дыханный.

3. Самопроверка (включить проверку орфографии).

4. Коллективная работа.

РЕШИТЕ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ:

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения:

Воскреснуть, восхитить, докучный, внушить, прихотливый.

4. ПРОВЕРКА:

Современное членениеИсторическое членение
Воскрес-ну-тьВос-крес-ну-ть (тот же корень, что и в слове кресало «огниво)
Восхит-и-тьВос-хит-и-ть (тот же корень, что в словах похитить, хищник
Докуч-н-ыйДо-куч-н-ый (тот же корень, что в словах скука, докука)
Внуш-и-тьВн-уш-и-ть (из ст-слав. Вън уши «в уши». Первоначальное значение «заставить услышать»
Прихот-лив-ыйПри-хот-лив-ый (корень тот же, что и в словах прихоть, хотеть)

5. Вставьте пропущенные буквы.

– Значение каких слов вам не совсем ясно?

Пр_баутка, пр_вередливый, пр_людия, пр_рогатива, пр_вилегия, пр_верженец, пр_стойно. пр_зумпция, пр_мадонна, пр_тенциозный, пр_зентабельный, пр_цедент, пр_оритет, пр_ватизация.

Прибаутка, привередливый, прелюдия, прерогатива, привилегия, приверженец, пристойно, презумпция, примадонна, претенциозный, презентабельный, прецедент, приоритет, приватизация.

– Как быть, если не знаешь значения слова, не знаешь, как его написать?

6. Выступление уч-ся об электронных словарях.

Как найти значение слова в толковом словаре в Интернете. Адреса электронных словарей.

Дает значение слов.

ПРЕЗУМПЦИЯ, – и, ж. (спец.). Предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное. П. невиновности (в судопроизводстве: положение, согласно к ото рому человек считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в законном порядке).

ПРИВАТИЗАЦИЯ, и, мн. нет, ж. [фр. privatisation 30.04.2010


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-po-teme-pravopisanie-pristavok-2412756.html

http://urok.1sept.ru/articles/573842