Конспект правописание приставок пре и при 6 класс

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Гласные в приставках пре- и при-. Часть 1

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Правописание гласных в приставке.

2. Значение приставок.

3. Слова с неясным значением.

Неизменяемые приставки – приставки, написание которых не зависит от положения и соседства в слове (с-, на-, по-, над- и другие).

Изменяемые приставки – написание которых зависит от соседних букв (раз-/рас-, вз-/вс- и другие) и лексического значения (пре-/при-).

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 111-118.

1. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Оникс 21 век, Мир и Образование, 2016 г. – с. 36.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В пятом классе вы познакомились с приставками. Некоторые из них зависят от последующей буквы (безответственный, рассказать), другие не изменяются и имеют традиционный способ написания (сделать, написать, посмотреть). В русском языке есть приставки, написание которых зависит от лексического значения слова. Это правило называется «Гласные в приставках пре- и при-».

Для изучения рассмотрим несколько примеров употребления слов. Пришёл, прицепил, приморский, прижал, приехал, прибил, прекрасный, преподнёс, придавил, приукрасил, прикрыл, приободрить, прибрежный. Разобьём их на группы.

1 группа: пришёл, приехал;

2 группа: прицепил, прибил;

3 группа: прижал, придавил;

4 группа: приукрасил, прикрыл, приободрить;

5 группа: приморский, прибрежный;

6 группа: прекрасный, преподнёс;

Какое лексическое значение объединяет слова группы?

1 группа: Законченное действие/приближение

2 группа: Присоединение

3 группа: Действие сверху вниз или присоединение

4 группа: Неполнота действия

5 группа: Около, возле

Для этого правила нужно запомнить, что в значении очень и пере- будет приставка пре-; в значении законченности, присоединения, приближения, неполноты, близости будет приставка при-.

В соответствии с этим правилом расставим буквы в словах, которые взяли для анализа.

Пр..шёл – законченность, поэтому и.

Пр..цепил – присоединение, поэтому и.

Пр..морский – около моря, поэтому и.

Пр..жал – действие сверху вниз, поэтому и.

Пр..ехал – приближение, поэтому и.

Пр..давил – действие сверху вниз, поэтому и.

Пр..бил – присоединение, поэтому и.

Пр..красный – очень красивый, поэтому е.

Пр..поднёс – очень эффектно подарил, поэтому е.

Пр..украсил – немного добавил, поэтому и.

Пр..крыл – действие сверху вниз, поэтому и.

Пр..ободрить – немного ободрил, поэтому и.

Пр..брежный – около берега, поэтому и.

Для работы с этим правилом требуются хорошие знания теории, поэтому мы с вами сейчас попрактикуемся в объяснении написания. Пресытиться – насыщение сверх меры, т.е. значение очень. В этом слове пишем букву е. Преобразовать – предать иной вид, переделать, пишем букву е из-за значения пере-. Превратить – совершенно переделать, из-за значения пере- пишем е. Приобрести – получить в своё обладание, то есть присоединить к себе, поэтому и.

Законченное действие: приблудный, приплыть, прилететь, приделать.

Приближение: пришвартоваться, приблизиться.

Присоединение: приколоть, прикоснуться, привинтить.

Движение сверху вниз: приклонить.

Неполнота действия: призадуматься, приуныл, приоткрыть, присесть, приуменьшить.

Около, возле: прифронтовая, пристанционный, приусадебный

Очень: превысить, презабавный, прескучный.

Пере-: преобразовать, прервать.

Возможно, некоторые слова вы бы отнесли к другому значению. И это будет верным вариантом, ведь, например, слово присесть – это одновременно слово со значением неполноты действия и действия сверху вниз. Таких слов в русском языке много, нужно помнить главное – слова со значением пере и очень имеют приставку пре-.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите слово с лексическим значением около.

Принести, прекрасный, преобразить, пришить, пристанционный.

Разбор задания: пристанционный – находящийся около станции.

Правильный ответ: пристанционный

Выбор элемента из выпадающего списка.

Выберите правильное утверждение.

Для приставок при- нехарактерно такое значение:

б) доведение действия до конца;

в) пере- или очень;

Разбор задания: пере- и очень – значение для приставок пре-.

Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание приставок -пре- и -при-»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма
Тип урока: «открытие» новых знаний
Технология: естественного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
pristavki_pre_i_pri_6_klass.docx37.74 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 а классе по теме: «Правописание приставок -пре- и -при-«, проведенного учителем русского языка Юркевич И.В.

Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.
Задачи урока:
Образовательные:

  1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
  2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;
  3. Повторить морфемный разбор слов;
  4. Развить умение формулировать определение понятий;
  5. Обогащать словарный запас учащихся;
  6. Совершенствовать орфографические и умения.
  1. Осуществление системно-деятельностного подхода;
  2. Развитие внимания;
  3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему.
  1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;
  2. Воспитание ценностного отношения к слову;
  3. Развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
  1. Уважительное отношение к родному языку;
  2. Стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. Пополнение словарного запаса;
  4. Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.

Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности;
2.Владение разными видами речевой деятельности;
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
5. Проведение морфемного анализа слов.

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма
Тип урока: «открытие» новых знаний
Технология: естественного обучения

1.Организационный момент. Определение темы. Постановка цели и задач урока.

— Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя обучать. А я буду помогать, если потребуется. Попробуем разобраться что вы будете изучать и как.

— На доске (и на маленьких распечатках на столе) записана сказка. Прочитайте её.

1) ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.

2) Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.

— Трудно читать? Почему? (пропущены буквы)

— Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и в приставках).

— Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре и при).

— А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно? Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)

— Вы правы. Так какова цель нашего урока? (научиться правильно писать слова с такими приставками).

— Вот когда вы научитесь пользоваться правилом написания данных приставок, то с легкостью вставите все пропущенные буквы в сказке, поэтому эта сказка будет вашим домашним заданием. Тем учащимся, кому понравилась идея, предлагаю дома продолжить сказку.

— Специальная карточка с алгоритмом работы поможет вам, достаньте. Все сразу читать не надо. Читаете поэтапно. Прочитали – выполнили.

1.Получив карточку № 1, прочтите задание. Приступайте к выполнению. Все записи вести на карточке. На выполнение первой карточки отводится не более 5 минут.

2.Закончив работу с карточкой №1, решите, подойдете ли вы на собеседование к учителю или обсудите с соседом по парте.

3.Если возникли спорные вопросы по правильности выполнения задания, то можно взять у учителя готовые ответы и сверить со своей работой.

4.Возьмите карточку № 2. Все задания выполняются совместно с другими учащимися сидящими рядом ( группы по 4 человека). Все записи ведутся на карточке. На выполнение заданий отводится не более 15 минут. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами.

5.После проработки и проверки всех заданий дайте сигнал учителю, что вы готовы приступить к выполнению следующей карточки № 3.

6.Переходите к индивидуальной карточке № 3. Выберете посильное для себя задание.

Вы можете совещаться с теми, кто выполняет такую же карточку. Пользуйтесь теоретическим материалом. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами. На выполнение заданий отводится не более 15 минут.

7.После выполнения всех карточек переходите к заполнению оценочного листа. Внимательно прочитайте.

8.Возьмите лист с домашним заданием. Внимательно прочитайте его. Задайте вопросы учителю, если есть такая необходимость.

2.Самостоятельная работа с карточками

Карточка № 1. Знакомство с орфограммой «Гласные в приставках пре- и при-«.

Повнимательней смотри.
Мы приставки пре- и при-.
Научись нас различать,
Друг от друга отличать.
Запомни сначала четыре значенья:
Неполное действие и приближенье ,
Близость чего-то к чему-нибудь,
Присоединенье ещё не забудь.
Наши руки всё сумеют,
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,
Всё ПРИделают как нужно
Быстро, весело и дружно.
Заяц ПРИскакал к соседу,
Закричал: «Я к вам ПРИеду!
На ПРИшкольном огороде
Есть уже морковка вроде».
ПРИоткрой скорей окошко –
В дом попасть не может кошка.
Ах, котлеты ПРИгорели!
Не беда, уже их съели.
ПРЕ – отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.

Заполни таблицу. Информацию ищи в стихотворении.

Конспект урока по русскому языку «Правописание приставок пре- и при-» 6 класс

Сачьян Наталья Сергеевна

Русский язык 6 класс

Тема: Правописание приставок пре- и при-

Образовательная: в ыявить условия выбора гласных е – и в приставках; ф ормировать навык написания приставок пре-/ при-;

Развивающая: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся;

Воспитательная: воспитание интереса и уважения к родному языку;

Задача урока: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.

Планируемые результаты освоения урока

Предметные: Научиться применять алгоритм правописания приставок ПРЕ – ПРИ на практике.

Коммуникативные. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Познавательные самостоятельно организовывать работу.

Регулятивные: создавать алгоритм выполнения орфографического правила.

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник, презентация

Проверка домашнего задания

Притащить, приволжский, прекрасный, преодолеть, притормозить, прервать, презабавный, пребольшой, предлинный.

Редкое растение, выгоревшие волосы, густые заросли, косой дождь, косить траву, коснуться вопроса, касаться стены.

Определение темы и постановка цели урока

В какой морфеме пропущены буквы? Назовите ее.

Назовите тему нашего урока, какие цели перед собой поставим?

Догадайтесь, какое общее значение есть у данных слов:

Слова, обозначающие приближение, пишутся с приставкой при-.

— Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг другу разные вещи. Чего они только они не придумали для этой работы! Веревка, иголка с нитками, молоток с гвоздями, клей — всем они этим пользуются, чтобы присоединить.

Замените словосочетания одним словом и запишите в тетрадях, обозначьте орфограммы

с помощью веревки

с помощью гвоздя и молотка

с помощью иголки с ниткой

Определить значение приставки.
Образуйте с помощью приставки при- имена прилагательные от данных слов и запишите их:

канава при дороге

поселок при городе

Определить значение приставки.

Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножко, мы говорим.

Вы не открыли окно широко, а только немножко.

Если что — то делается не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, то такие действия называются неполными, незаконченными. Слова, их обозначающие, пишутся с приставкой при-.

Гласные в приставках пре- и при-

Соединить, достичь чего-либо, прибавить, приблизиться

Чуть-чуть, немного, слегка

Сходно со значением приставки пере-

Потренируемся немного в написании приставок.

1.Владимир Андреевич пр…ближался к родной Кистенёвке.

2.«Боже мой! – пр..рвала барыня,- да она пр..миленькая собачка».

3.- Час обеда пр..ближался, топот по двору раздался

4.- Ещё ты дремлешь, друг пр..лестный

Выполним упражнение 83 у доски.

Прицепить, преинтересный, преодолеть

Прервать, пришкольный, прескучный

Пригореть, преувеличить, презабавный

Приехать, прервать, пришить

Приморский, претворить, привокзальная

Приоткрыть, приблизиться, прехорошенькая

Привинтить, прикрутить, прехрабрый

«Собери слова» устно.

ый,пре,ум,н; зл,ой,пре; ый,пре,забав,н; мудр,ый,пре

Выполним упражнение «Одним словом»

1)Расположенный у берега. Прибрежный.

2)Задуматься на некоторое время. Призадуматься.

3)Участок около школы. Пришкольный.

4)Очень старательный. Прилежный.

5) Лечь ненадолго. Прилечь.

6) Перестать что-либо делать. Прекратить.

7) Немного открыть. Приоткрыть.

8) Приехать куда-нибудь. Прибыть.

9) Расположенный у дороги. Придорожный.

Поиграем. Игра называется лови ошибку.

Василиса Прекрасная увидела прекрасивого Ивана-царевича. Кощей Бессмертный преградил им путь друг к другу. Пресмелый Иван-царевич бросился на преужасного Кощея. Кощей превратил Ивана-царевича в камень. Премудрая Василиса нашла ящичек, сделала из его зайца первое, из утки — второе, а из яйца — превкусную глазунью. Иголку сломала, а так как иголка была длинная, она и заштопала острым концом фату. Презлого, престрашного и преужасного Кощея похоронили по-кощейски. Иван-царевич ожил (вообще-то он и не умирал), и с Василисой Прекрасной они уехали в свою прелюбимую, прелучшую и прескромную страну

1)Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли цели?
2)Какая тема урока?
3)Что нового вы узнали?
4)Какие затруднения испытали?
5)Расскажите по схеме:
Я знаю, запомнил, смог.
6)Чему научились на уроке?

Повторить параграф 11 упражнение 84.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сачьян Наталья СергеевнаНаписать 8231 26.09.2018

Номер материала: ДБ-112136

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    26.09.2018 296
    23.09.2018 261
    23.09.2018 213
    23.09.2018 210
    23.09.2018 1474
    23.09.2018 562
    23.09.2018 269
    23.09.2018 1024

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

В России создадут национальный центр физики и математики

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/04/17/urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse-po-teme-pravopisanie

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-pristavok-pre-i-pri-klass-3257366.html