Конспект правописание производных предлогов 11 класс

Урок по теме «Предлог» (11 класс)

Предлог как часть речи

повторить и обобщить знания студентов о служебных частях речи;

сформировать навыки правописания производных предлогов, разграничения омонимичных частей речи;

учить соотносить синонимичные конструкции;

студент должен знать :

виды предлогов по структуре и по происхождению;

нормативное употребление предлогов;

характеризовать предлог как часть речи;

отличать предлоги от других частей речи;

правильно писать слова с изученными орфограммами и исправлять орфографические ошибки.

развитие речевых навыков студентов;

совершенствовать культуру речи студентов;

развитие орфографических навыков;

умений отличать предлоги от других частей речи, наблюдать, анализировать .

привитие интереса к русскому языку,

воспитание способности понимать и воспринимать материал;

стимулирование познавательной и творческой активности;

усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины с помощью различных методов обучения: словесного, наглядного, с использованием современных технических средств;

создание условий для усвоения материала.

Продолжительность: 90 минут.

Тип урока: к омбинированный урок.

Формы организации учебной деятельности : коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, с использованием ИКТ , выполнение упражнений, самопроверка, взаимопроверка.

Межпредметные связи: русский язык и культура профессиональной речи, литература, история.

Внутрипредметные связи: самостоятельные части речи, словосочетание, предложение, пунктуация.

Оборудование: ПК, экран , классная доска, мел.

Оснащение:

Методическое оснащения занятия:

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык

Календарно-тематический план учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык

Методическое пособие для преподавателя по теме « Предлог как часть речи »

Дидактическое оснащение занятия:

1. Учебник «Русский язык» (автор Н.Г. Гольцова)

2. Раздаточный материал.

3. Мультимедийная презентация темы

Виды самостоятельной работы:

аудиторная: виды предлогов по структуре и по происхождению, упражнения на правописание предлогов и задание, входящее в базовую часть ЕГЭ.

внеаудиторная: работа с учебной литературой, выполнение упражнений.

План занятия:

1. Организационный момент 1-2 мин

— проверка отсутствующих и готовности студентов к занятию

2. Актуализация знаний 15-20 м

А) Словарный диктантн.

Б) проверка домашнего задания

В) сообщение студента

3. Изучение нового материала 10-15 мин

— работа с эпиграфом

-морфологический разбор предлога

4. Первичное закрепление материала 15-20 мин

5. Правописание предлогов 5 8 мин.

6. Закрепление изученного материала 7-10 мин.

— работа с материалом ЕГЭ

7. Контроль уровня усвоения материала 8-10 мин

8. Рефлексия. Подведение итогов 3 мин

9. Домашнее задание 2 мин

Организационный момент .

Актуализация знаний

Крест-накрест, точь-в-точь, всего-навсего, с бухты-барахты, по-видимому, полным-полно, на ощупь, на нет, на память, в обмен, по дешёвке, вообще, исподволь, наизнанку, в насмешку, невтерпёж, вбок, вброд, ни в коем случае, до отвала, назло, набело, по-иному, впоследствии, на удалую, ненароком, замуж, с размаху, с налёту, побоку, на авось, не к спеху, запанибрата, незачем, в общем, сбоку, на боковую.

Б) проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос-проверка по вопросам и заданиям для повторения по теме «Слова категории состояния» (стр.190).

В данном четверостишии найти наречия и слова-состояния, подчеркнуть их, доказать, где наречия, а где слова-состояния:

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно,

И так трагично – больно мне.

В чём отличие слов категории состояния от наречий на – о?

Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о предлоге как служебной части речи, расширим и обобщим знания о морфологических признаках предлога, выработаем умение распознавать их среди других частей речи, закрепим орфографические навыки написания предлогов.

Эпиграфом нашего урока служат следующие стихотворные строчки:

Они неделимы и целы,

корней и приставок в них нет,

нельзя отыскать в них морфемы —

И в этом их главный секрет

О каких словах идет речь в этом стихотворении? Лингвист В.Г.Богородицкий дал им определение «словечки отношений».

В чем заключается отличие служебных частей речи от самостоятельных мы узнаем из небольшого сообщения. ( Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия. К ним относятся имена существительные, прилагательные, числительные, а также местоимение, глагол, наречие, слова категории состояния. В предложении они являются членами предложения и, кроме наречий и слов категории состояния, имеют различные формы, то есть, изменяются.

К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы. Они:

— Не имеют лексического значения — выражают только различные отношения

— Не бывают членами предложения

— В предложении употребляются только с самостоятельными частями речи

3.1 Классификация предлогов

По образованию (происхождению)

не соотносятся ни с какой частью речи

производные (непервообразные) – соотносятся с какой-либо частью речи

( вследствие , близ , благодаря и др.)

( невзирая на , за счёт ,

Производные (непервообразные) предлоги

по соотношению с другими частями речи

путём , по поводу и др.)

( включая , начиная с, невзирая на и др.)

3.2 Морфологический разбор предлога

Схема морфологического разбора предлога.

II. Морфологические признаки:

простой или сложный

выражаемые отношения (пространственные, временные, целевые, причинные)

с каким падежом употреблен.

Первичное закрепление материала.

4.1 Выполнение упражнения

Откройте стр.194 и запишите в тетради номер упражнения № 293. Выполняем упражнение по заданию в учебнике.

4.2. Дифференцированное задание

Спишите предложения, вставляя нужные предлоги, объясните выбор.

I вариант – упражнение 295

II вариант – упражнение 296

Сложность при изучении предлогов связана с их написанием. Еще в начальной школе вы усвоили, как пишутся непроизводные предлоги со словами. (предлоги со словами пишутся раздельно, сложные непроизводные – через дефис)

А как же пишутся производные предлоги? (§ 57, стр. 195)

Закрепление изученного материала

Работа с материалом ЕГЭ (выполнить задание А11)

В каком предложении выделенное слово не является производным предлогом?

(НЕ)СМОТРЯ НА середину марта, весна уже смело заявляла свои права.(Л.Чарская)

Иногда ВДОЛЬ дороги тянулась рожь. (Ю.Казаков)

Ребята бежали (НА)ВСТРЕЧУ мальчикам. (А.Рыбаков)

К рассвету ПОЗАДИ осталось более ста пятидесяти километров. (В.Богомолов)

Контроль уровня усвоения материала

Укажите предложение, в котором выделенное слово не является предлогом.

Ты, конечно, понимаешь, что я имею (В)ВИДУ. (Проскурин П.)

К планёрке он был не готов (В)ВИДУ абсолютного отсутствия идей. (Арсенов Я.)

Корнилов, (В)ВИДУ опасного положения на Юго-Западном фронте, приехать не смог. (Понизовский В.)

(В)ВИДУ сложности и ответственности дела разрешите мне ехать немедленно. (Булгаков М.)

Укажите предложение, в котором выделенное слово является предлогом.

Струящаяся зелень берёз, как неохватная, необозримая зелёная река в неровно шевелящихся солнечных пятнах, стремилась, текла в одном направлении СОГЛАСНО и ровно. (Проскурин П.)

Где-то в отдалении, внизу, стучали и перекатывались шаги торопливо расходившихся, СОГЛАСНО приказу, новоявленных артиллеристов. (Булгаков М.)

Хор пел СОГЛАСНО и чинно. (Нагишкин Д.)

Оба моряка СОГЛАСНО кивнули головами. (Тренев В.)

Укажите вариант ответа, в котором выделенное слово не является предлогом.

Инстинкты преобладают и В СИЛУ темперамента требуют немедленного исхода. (Огнев Н.)

А дочь смотрела на него, ждала. Она все ещё верила В СИЛУ и всемогущество отца. (Кубанский Г.)

Дунуло ещё раз, и тогда, открыв глаза, Левий увидел, что все в мире, под влиянием ли его проклятий или В СИЛУ каких-либо других причин, изменилось. (Булгаков М.)

Утром Катя Теплова получила назначение в отдел. А Саше под расписку объявили приказ: чекисты, которые В СИЛУ военной необходимости покинули свои города, должны вернуться к месту работы. (Крон А.)

Укажите предложение, в котором выделенное слово не является предлогом.

Я поехал в деревню к приятелю Ивану Антоновичу, чтобы договориться (НА)СЧЁТ охоты.(Скребицкий Г.)

И снова, в этот час, он [Артамонов] подумал, что некоторую долю его греха справедливо будет отнести (НА)СЧЁТ сына. (Горький М.)

Попытки поэта сочинить заявление (НА)СЧЁТ страшного консультанта не привели ни к чему. (Булгаков М.)

А вот (НА)СЧЁТ отпуска, пожалуй, поговорить стоит. (Беляев А.)

Укажите предложение, в котором выделенное слово не является производным предлогом.

Удаление Степана Богдановича из Варьете не доставило Римскому той радости, о которой он так жадно мечтал В ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких лет. (Булгаков М.)

Частая раздражительность Нины, ее капризы, которые стали проявляться ВСЛЕДСТВИЕ ее болезни, охотно прощались бедной девочке. (Чарская Л.)

В ТЕЧЕНИЕ всей оставшейся ночи этот человек не дал Иванову сомкнуть глаз, объясняя всё о колодцах и водопроводах.(Залыгин С.)

ВПОСЛЕДСТВИИ мне много раз доводилось любоваться северным сиянием. (Соколов-Микитов И.)

Укажите предложение, в котором выделенное слово НЕ является производным предлогом.

Почтенная немка волнуется, краснеет от досады, идет НАВСТРЕЧУ Дине, растопыривая руки. (Чарская Л.)

Наташа повернулась и подставила лицо НАВСТРЕЧУ ветру. (Вересаев В.)

Жёлтые полосы были редкими, метель плотными клубами катилась НАВСТРЕЧУ. (Катерли Н.)

Тавровский поскакал НАВСТРЕЧУ своей невесте, оставив весь дом Натальи Кирилловны в тревоге. (Некрасов В.)

Укажите предложение, в котором выделенное слово НЕ является производным предлогом.

(НЕ)СМОТРЯ НА бессонную ночь, я на редкость хорошо себя чувствую. (Санин В.)

Весеннее солнце так и пригревало, (НЕ)СМОТРЯ НА раннее утро. (Мамин-Сибиряк Д.)

Утром, (НЕ)СМОТРЯ НА непогоду, миноносцы снялись с якоря и пошли дальше. (Арсеньев В.)

Пленные, высокие как на подбор, шли угрюмо, насупившись и (НЕ)СМОТРЯ по сторонам. (Селянкин О.)

Укажите предложение, в котором выделенное слово НЕ является производным предлогом.

НАПРОТИВ парка стоял большой двухэтажный деревянный дом. (Козлов В.Ф.)

НАПРОТИВ стенда, где испытывалась установка, за письменным столом работал инженер Новиков. (Гранин Д.)

Наконец Бурмин решился позвать доктора, жившего НАПРОТИВ. (Куприн А.И.)

НАПРОТИВ книжного магазина был подземный переход. (Шим Э.)

Укажите предложение, в котором выделенное слово не является производным предлогом.

Река взломала лёд и с шумом свободно несла его МИМО города. (Коковин Е.)

МИМО проходили воинские эшелоны. (Коковин Е.)

Последние вагоны прошли МИМО Васи совсем тихо. (Платонов А.)

МИМО террасы к клинике подошёл моторный вагон с двумя прицепами. (Пастернак Б.)

Укажите предложение, в котором выделенное слово является производным предлогом.

Губернский предводитель встал, БЛАГОДАРЯ дворянство за доверие, и прослезился. (Толстой Л.)

Николай, БЛАГОДАРЯ, дружески улыбнулся. (Проскурин П.)

И мать пошла в другую комнату, к телефону, на ходу БЛАГОДАРЯ того, кто придумал этот дивный аппарат, избавлявший бежать к дочери на соседнюю улицу. (Литвина Л.)

Однажды, БЛАГОДАРЯ тихому ходу поезда, Вася явственно разглядел лицо молодого задумчивого человека. (Платонов А.)

Эталон ответа: 1, 2, 2, 2, 4

Эталон ответа: 3,4,3,2,4

Рефлексия. Подведение итогов.

Расскажите о предлоге как части речи.

Расскажите о правописании предлогов.

С какими частями речи употребляются предлоги? (с существительными, а также с местоимениями и числительными).

Какие предлоги употребляются с двумя и тремя падежами (Р.п. и Т.п. – с; В.п. и П.п. – в, на; Т.п. – за)

От дома до дома. От звонка до звонка. Что общего и чем различаются предлоги от…до (Употребляются с Р.п.; имеют пространственное и временное значение; от – удаление, до – приближение).

У дома – около дома. Определите значение предлогов. (Синонимия. Обозначает пространственные отношения; «находиться» в непосредственной близости.

Домашнее задание §56-57 Упр. 301 

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Богомолова Светлана ВладимировнаНаписать 5219 31.08.2016

Номер материала: ДБ-172612

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    31.08.2016 280
    31.08.2016 5174
    31.08.2016 6753
    31.08.2016 2930
    31.08.2016 3570
    31.08.2016 13092
    31.08.2016 325

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Детей до 14 лет можно будет регистрировать на портале госуслуг

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку

Время чтения: 1 минута

Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок русского языка в условиях подготовки к ЕГЭ «Правописание производных предлогов»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (130 кБ)

Класс: 8.

Место урока в теме: урок обобщения и систематизации изученного материала.

Тема урока: «Слитное и раздельное написание производных предлогов».

Цели урока:

  • Обучающие: повторить и обобщить сведений по правописанию производных предлогов.
  • Развивающие: развивать умение писать производные предлоги, имеющие омонимичные формы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
  • Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point.

Ход урока

Слайд 1. Тема урока: «Слитное и раздельное написание производных предлогов»

Слайд 2. Цели урока: формирование умения писать производные предлоги, имеющие омонимичные формы.

Знать: условия слитного и раздельного написания производных предлогов.

Уметь: разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи.

Повторить: омонимы, синонимы.

I. Создание мотивации обучения:

1. Работа с текстом по вопросам:

  1. Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?
  2. Объясните, как помогает текст отличить производный предлог от омонимичной формы?

Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея.
Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место.

Задание: Помогите героям этой лингвистической сказки «поставить все на место».

2. Актуализация знаний учащихся

«Вопросы на засыпку» (с целью помочь вам):

  1. Смогли ли вы ли сразу, без подготовки, выполнить предложенное задание?
  2. Требуется ли консультация учителя по данной теме?
  3. Необходима ли работа с примерами для более успешного выполнения работы?

II. Изучение нового материала.

Задание 1:

1) Какова роль предлогов в данных словосочетаниях, почему они называются непроизводными?

Стоять у стола.
Прийти за другого.
Отказаться из-за болезни.
Договориться о походе.

2) Замените непроизводные предлоги производными, если можно, подберите к ним синонимичные производные предлоги:

Стоять у стола
Прийти за другого
Отказаться из-за болезни
Договориться о походе

Справка: Синонимы – близкие по значению, но разные по написанию слова.

Слайд 7. Проверьте себя:

Стоять у стола (у=около=возле)
Прийти за другого (за=вместо)
Отказаться из-за болезни (из-за=вследствие=по причине)
Договориться о походе (о=насчет)
Шел, несмотря на жару (несмотря на = вопреки)

Слайд 8. Вывод 1: Производный предлог можно заменить другим, непроизводным или близким ему по значению производным предлогом.

Задание 2: Проанализируйте словосочетания или предложения, в которых каждому из производных предлогов соответствует омонимичная часть речи.

Определите, какая это часть речи, каким членом предложения является

Стоять около стола – крутиться вокруг да около.
Прийти вместо другого – прийти в место, о котором знали заранее.
Отказаться вследствие болезни – в следствие введены новые факты.

Справка: Омонимы – слова, одинаковые по написанию, но разные по значению.

Слайд 10. Проверьте себя:

стоять (около чего?) около стола – крутиться (где?) около – наречие
Прийти (вместо кого?) вместо другого – прийти (куда?) в место, о котором знали заранее. (в) место – сущ.
Отказаться (вследствие чего?) вследствие болезни – (во что?) в следствие введены новые факты. (в) следствие – сущ.

Отличить предлог от омонимичной части речи можно с помощью вопроса: предлог входит в состав вопроса, самостоятельная часть речи на вопрос отвечает.

Слайд 11. Вывод 2: производные предлоги омонимичны с существительным, наречием, деепричастием, различить их помогут вопросы, с помощью которых можно определить синтаксическую роль этих слов.

3. Консультация учителя: Справочные материалы!

Производные предлоги и существительные

  • Насчет (=о, об) экскурсии
  • (насчет чего?)
  • В течениЕ часа.
  • (В течение чего?)
  • В продолжениЕ пяти дней.
  • (В продолжение чего?)
  • В заключениЕ хочется сказать.
  • В отличиЕ от него.
  • (В отличие от кого?)
  • Но вследствиЕ ошибки.
  • (Вследствие чего?)

Слайд 13. Подсказка для уверенности

  1. К существительному задаем вопрос.
  2. Оно имеет начальную форму.
  3. Оно имеет окончание

Выделенные слова – существительные, а не предлоги.

  • (в чем? )В заключении врачей (заключение врачей)
  • (в чем?) В этом отличии нет ничего плохого (это отличие)
  • ( в чем?) В следствии по делу (следствие по делу)
  • (в чем? Где?) В продолжении книги (продолжение книги)
  • (в чем?) В течении реки (течение реки)

Слайд 14. Справочные материалы: Различайте

Несмотря на неудачу=
Невзирая на трудности
(несмотря на что?, невзирая на что?)
Предлоги
И
деепричастия
(Что делая? Как?) Не смотря по сторонам,
благодаря всех, кто оказал помощь.
Запомните:
Предлоги входят в состав вопроса.
Запомните:
1. К деепричастию можно задать вопрос.
2. Не пишем раздельно.
Запомните –
Благодаря
Согласно + Д.П.
Вопреки
(Благодаря совету, согласно желанию, вопреки ожиданиям)
Запомните:
Вблизи, сверх, посреди, навстречу, наподобие, насчет, вместо – слитно.
Запомните:
В силу, в связи, в целях, по причине, по поводу, за счет, в виде, по мере и др. – раздельно

4. Тренировочные упражнения

1) Дидактическая игра «Найди соответствия».

Задание: соедините линиями синонимичные конструкции.

За несколько днейВвиду непогоды
Из-за дождейв течение нескольких дней
Из-за непогодыНасчет ремонта
О ремонтеВследствие дождя

Слайд 16. Проверьте себя:

Справка: Синонимы – близкие по значению, но разные по написанию слова.

За несколько дней – в течение
Из-за дождей – вследствие
Из-за непогоды – ввиду непогоды.
О ремонте – насчет ремонта

Слайд 17. 2) Игра «Корректор»

Задание: замените конструкции, взятые в скобки, синонимичными – с производными предлогами.

(К открытию) Всемирной парижской выставки инженер Александр Гюстав Эйфель придумал башню в виде грандиозной ажурной конструкции. (Хотя некоторые деятели культуры возмущались), он стремился продемонстрировать достижения современной науки и техники и достойно представить свою страну. Эйфелева башня из экспоната Всемирной выставки очень быстро превратилась в уникальный научный центр, потому что на ее вершине были установлены многочисленные исследовательские приборы и устройства. (Из-за своей необычности) башня стала одним из самых посещаемых мест. Тысячи туристов из самых разных стран увозят с собой ее макеты в виде маленьких сувениров.

Слайд 18. Проверьте себя:

  • К открытию выставки – в связи с открытием выставки.
  • Хотя некоторые деятели культуры возмущались – несмотря на возмущение некоторых деятелей культуры.
  • Из-за своей необычности – благодаря своей необычности.

III. Подведем итоги:

1). Тестовая диагностика

Тест А: В этих предложениях выделенные слова – предлоги:

  1. Идем навстречу своей судьбе.
  2. Уличен в связи с бандитами.
  3. Он шел навстречу.
  4. В следствие вмешался прокурор.
  5. Вследствие проливных дождей урожай не убран вовремя.
  6. Он долго смотрел вслед уходящим.
  7. В связи с болезнью прошу продлить срок отпуска.
  8. Внутри большой истории Земли есть малые истории земные.
  9. Посреди равнины поднимаются две сопки.
  10. Благодаря почтенную публику, Чичерин склонил голову

Слайд 20 Тест В: Строчки, в которой все слова пишутся слитно

  1. (Не) смотря на слухи, (в)виду затруднений, (за)счет прибыли.
  2. (В) след за ним, (в) следствие морозов, (по) середине площади.
  3. (В) виде круга, (в) заключение отметим, (во) избежание недоразумений.
  4. (На) счет квартиры, (в) нутри избы, (в) течение месяца.
  5. (в) место себя, (в)роде ссоры, (в) течение года.

Слайд 21. Проверьте себя:

Слайд 22. 2). Если вы справились успешно, вполне можете приступать к выполнению творческого задания.

Слайд 23. Вернитесь к тексту «Что произошло с предлогом», ответьте на вопросы:

  1. Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?
  2. Объясните, как помогает текст отличить производный предлог от омонимичной формы.

Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея.
Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место.

Используйте выводы и справочные материалы.

3) Творческое задание: Составьте проект наглядного пособия по теме «Производные предлоги».

Это может быть схема, рисунок, таблица, главное условие – представить учебный материал так, чтобы в нем все было понятно мальчикам. Проведите представление работы по типу презентации.

Слайд 25. Примерный образец выполнения работы:

Наглядное пособие по теме «Производные предлоги»
Цель:
Для кого:
Вид наглядного пособия:
Автор проекта:

Конспект урока «Правописание производных предлогов»

Конспект урока «Правописание производных предлогов»

Цели урока:познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; формирование умения отличать производные предлоги от омнимичных сочетаний существительных с предлогом; работа по формированию речевой компетенции в употреблении производных предлогов

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Правописание производных предлогов»»

Тема»Правописание производных предлогов»

познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов;

формирование умения отличать производные предлоги от омонимичных сочетаний существительных с предлогом;

работа по формированию речевой компетенции в употреблении производных предлогов.

1. Организационный момент.

– Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со слов известного английского писателя Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то и у меня и у вас останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

Ваши идеи сегодня будут очень даже кстати.

Итак, мы начинаем…

2. Сообщение темы, постановка целей урока.

– Как звучит тема нашего урока? (Правописание производных предлогов в течение, в продолжение, в заключение, вследствие).

– А какие предлоги называются производными?

(Производными называются предлоги, от самостоятельных частей речи: наречий, существительных, деепричастий)

– Обратимся к таблице (рисунок 1). В чем, по вашему мнению, заключается сложность в правописании данных производных предлогов?

(Нужно отличать производные предлоги от созвучных сочетаний существительных с предлогом)

– Это и есть основная цель сегодняшнего урока.

3. Объяснение нового материала.

Работа с таблицей.

– В чем отличие в написании предлогов и существительных?

(Производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение отличаются от созвучных сочетаний существительных с предлогом только конечной –е).

– Как же нам научиться различать эти омонимичные формы? Обратимся к сочетаниям существительных с предлогами. Какова начальная форма этого сочетания? Докажите, что перед нами именно существительные с предлогом.

(Течение реки. Можно задать смысловой вопрос и можно вставить между предлогом и существительным прилагательное. Например: в (быстром) течении (чего?) реки;

в (скором) продолжении (чего?) книги; в (квалифицированном) заключении (кого?) специалиста).

– Теперь обратимся к производным предлогам. Скажите, зачем здесь нарисован будильник? Может быть, затем, чтобы указать на то, что предлоги в течение, в продолжение, в заключение имеют временное значение и отвечают на вопросы как долго? когда?

1.В течени… дня шел дождь.
Образец рассуждения: можно задать вопрос как долго? Значит, в течение – производный предлог и на конце – Е

Быстрая в течени… река.
Образец рассуждения: быстрая (в чем?) в течении – это существительное и, значит, на конце – И.

В заключени… выступления он привел важные факты.
Образец рассуждения: он привел важные факты (когда?) в заключение выступления. Значит, в заключение – производный предлог и на конце пишем – Е

В заключени… медицинской комиссии рекомендации по проведению лечения.
Обр. рассуждения: (В чем?) в заключении (чего?) комиссии; В (окончательном) заключении комиссии. Следовательно, в данном предложении в заключении – существительное и конечное – И.

– Ребята, хорошим подспорьем вам послужит рифмованный алгоритм, применяя который вам удастся избежать смешивания столь похожих словоформ:

Предлоги в течение и в продолжение
Нам говорят о движении времени.
Спроси: как долго? или когда?
В конце пишем е и раздельно всегда.

– Ребята, обратимся снова к таблице. Какой производный предлог, заявленный в теме, мы обошли вниманием?

– Верно. Что вы можете сказать о значении этого предлога и его написании?

(Производный предлог вследствие = из-за и отличается от существительного слитным написанием и конечной –е).

Вследствие непогоды (из-за непогоды)

– Вы заметили, что предлог вследствие отличается по написанию от созвучного сочетания существительного с предлогом уже в двух позициях – слитное написание и конечное –е.

Вам следует знать, что существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»: в следствии по делу, в остальных случаях вследствие – производный предлог, его можно заменить предлогом из-за:

(В)следствии… снегопада машины не пошли в город. (Из-за снегопада машины не пошли в город)вследствие- предлог, пишется слитно с -е на конце слова.

Но: (В)следствии… по делу допущено ряд ошибок.

(В чем? в (судебном) следствии по делу. В этом предложении в следствии – существительное, а потому пишется раздельно и с —и на конце.

Вследствие – из-за,
ясно вполне:
слитно напишем,
конечная – е.

Орфографическая разминка «Не верь ушам своим»

Задание: списать предложение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите, какой частью речи являются проверяемые слова. Условия выбора комментируются вслух.

Шли по долине в течени… целого дня.

В течении… реки следует опасаться водоворотов.

Нелегко отыскать ошибки (в)следстви… .

Ошибка допущена (в)следстви… невнимательности.

В течени… дня река неузнаваемо изменилась.

В продолжени… романа появляются новые герои.

В продолжени… часа слышались шорох и шепот.

В быстром течени… реки мелькнула лодка.

(В)следстви… непогоды мы задержались в пути.

I вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются существительными.

II вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются предлогами.

Графически объясните свой выбор. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Задание выполняется на интерактивной доске.

В продолжени… двух дней мои дела продвинулись (М. Лермонтов).

(В)следстви… сильного ветра была нарушена телеграфная связь.

Он участвовал (в)следтви… о подж…ге как свидетель.

В продолжени… трех дней мы не могли переправиться через бурную в течени…речку.

В продолжени… романа который готовится к выпуску мы узнаем о судьбе героя.

Яма была довольно узкая и я в течени… получаса пробовал уп..раясь руками в стенки выбраться наверх.

5. Употребление производных предлогов в речи

– Ребята, как вы думаете, где на практике чаще всего используются производные предлоги? В каком стиле речи?

(В официально-деловом стиле. Производные предлоги часто используются в деловых бумагах, носящих объяснительный характер: заявлениях, объяснительных записках).

– Перед вами отрывок из повести Ф. Искандера. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

В течени.. всей своей сознательной жизни брат мечтал стать ш…фером. Каждый клоч…к бумаги он заполнял где(то) вычита…ым заявлением:
Директору транспортной конторы
Прошу пр..нять меня на работу во вере…ую Вам организацию, так как я являюсь шофером третьего класса.

– Прочитайте заявление, которое написал мальчик. Какие нарушения допущены при оформлении заявления? Напишите заявления в исправленном виде. Для этого придумайте фамилию, имя и отчество директора транспортной конторы, а также фамилию, имя, отчество и адрес мальчика. Необходимо ли в заявлении такого типа указывать причину просьбы?

(Учащимися записывается заявление в исправленном виде с соблюдением определенного стандарта, обязательного в его оформлении).

Создание собственного текста.

(Работа в группах)

– Только ли в официально- деловом стиле могут использоваться производные предлоги?

В карточках, которые вы получили, записаны слова. Ваша задача: используя данные слова, а также предлоги в течение, в продолжение, в заключение и вследствие, придумать небольшой репортаж на тему: «Зима. Январь.»

Зима, день, ночь, туман, снег, снегопад, видимость на дорогах, заносы, сугробы, расчистка, синоптики, температура, ветер, столбик термометра и т.д.

Вариант созданного текста.

Из сводки погоды

В течение всей прошедшей ночи шел снег. Вследствие этого на дорогах образовались сугробы и заносы. В продолжение сегодняшнего дня техника работает на расчистке дорог.

И в заключение синоптики сообщают: в течение следующих суток столбик термометра не опустится ниже – 7°С, вследствие тумана видимость на дорогах ухудшится, ветер юго-западный, умеренный, возможен снегопад.

– Академик Ландау сказал: «Без повторения нет глубины…». Мне бы очень хотелось, чтобы вы вспомнили все, о чем мы говорили сегодня на уроке и на карточках, которые лежат перед вами, написали примеры словосочетаний, где бы омонимичные словоформы являлись производными предлогами и сочетаниями существительных с предлогом.

Вы обратили внимание на то, что карточки у вас разных цветов (синие, зеленые, розовые), так что свои ответы можете написать на карточке понравившегося вам цвета.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/601371

http://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-pravopisaniie-proizvodnykh-priedloghov.html