Конспект правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

Конспект и презентация к уроку русского языка «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне» (УМК «Школа России»).

Цель: 1. Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока27.5 КБ
Презентация758.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»

Цель: формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте слова, которые вы записали.

— Написание каких гласных нужно проверять?

— Назовите проверочные слова.

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

— От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Воз, ход, скрип, визг, хватка, шаг, сад, крик, корм, пляска, стон, свист, горе, смотр.

— От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос какой? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Почта, тяжесть, холод, польза, дом, рог, гриб, шерсть, стол, дождь, дело, осень, боль, голубь.

— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в словах орфограммы. Выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Небо быстро поч..рнело. Надвинулась чёрная туча. Нал..тел сильный порыв ветра. Кругом зак..чались, заст..нали, как живые, дерев..я. Пол..тели с них лист..я и суч..я. Хлынул сильный дождь. Но скоро ветер усп..коился, дождь перестал. Слышится в лесу только скри.. деревьев да мягкие удары т..жёлых д..ждевых капел.

— Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Найдите в тексте вопросительные предложения.

Ночью грянул моро.. . На сн..гу образовалась кре..кая л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах по л..сной доро..ке. На каждом шагу тут зага..ки. Под деревьями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры.. оре..ки? Это р..бота белки. А вот ро..кий зв..рёк в белой шу..ке с..дит у куста, прижал у..ки. Это за..ц!

2. Фронтальная работа

— Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Обозначьте в словах орфограммы.

Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Птицы болтливо л..печут. М..лодая тр..ва блестит в..сёлым блеском изумруда. Алый свет в..черней зари медленно ск..льзит по к..рням и ств..лам д..ревьев. Вот и самые в..рхушки потускнели. Румяное небо с..неет. Л.хной запах усиливается.

IV. Самоопределение к деятельности

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук. ( Гвоздь .)

— Назовите орфограмму в слове-отгадке.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Беседа о парных по глухости-звонкости согласных звуках

Сегодня к нам в класс вошли два приятеля-согласных (кстати, они часто ходят к нам на уроки парой). Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит — его слышно, а другого очень трудно услышать, даже когда он старается говорить громко.

— Что же это за согласные? Мы можем их узнать?

Это парные по глухости-звонкости согласные звуки. Представьте, что иногда два разных звука — звонкий и глухой — оказываются в слове рядом, и один так влияет на другой, что тот становится тоже звонким (и тогда учёные говорят, что произошло озвончение) или глухим (происходит оглушение). Например, возьмём слово подшутить: [д] [ш] — по[тш]утить.

— Что мы слышим? Глухой [т] и глухой [ш].

— Что же произошло? ( Оглушение .)

2. Работа по учебнику

— Прочитайте слова с орфограммами. Назовите эти орфограммы.

— Как проверить слова с безударными гласными?

— Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите орфограммы в этих словах.

— Как проверить слова с парными согласными звуками?

— Выполните письменное задание к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с пропущенными и выделенными буквами и объясняют их написание.)

3. Работа со словом из словаря

— Какое новое слово встретилось в тексте? ( Пороша .)

— Объясните его лексическое значение. ( Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега .)

— Найдите слово пороша в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом пороша, запишите.

— Запомните написание этого слова.

4. Работа по учебнику

— Прочитайте. Выполните задание по образцу.

— Прочитайте слова и назовите звук, который обозначает выделенная буква.

— В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

— Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву написать в словах?

— Назовите два способа подбора проверочных слов. ( Изменить форму или подобрать однокоренное слово .)

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Как найти проверочное слово для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком?

— Расскажите правило соседу по парте.

(Работа в парах. Проверка.)

Игра «Самый внимательный»

(Учитель читает текст. Когда учащиеся слышат слово с парным по глухости-звонкости согласным звуком, они поднимают карточку с буквой, которой этот звук обозначается на письме.)

Ено..-красавец смотрит вниз,

Там потянулась сладко ры..ь.

Плывёт могучий бегемо.

Медве..ь над нерпою ревёт,

И белый голу..ь там летает,

Всех отдохнуть нас приглашает.

— Почему нужно проверять слова с парными согласными? ( Потому что звук и буква могут не совпадать .)

— Какие слова называются проверочными? ( Слова, в которых, после согласного стоит гласный звук .)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— С какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

— Что показалось трудным?

Записать десять слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова.

Resource id #3318

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка 2 декабря 2013 года 1

Солнце село, но в л…су ещё св … тло . Птицы болтливо л… печут . М… лодая тр … ва блестит в… сёлым блеском изумруда. Алый свет в…черней зари медленно ск … льзит по к… рням и ств …лам д… ревьев . Вот и самые в… рхушки потускнели. Румяное небо с… неет . Л… сной запах усиливается. Вт о рое д е к а бря. 2 :

Солнце село, но в лесу ещё св е тло . Птицы болтливо лепечут . Молодая тр а ва блестит весёлым блеском изумруда. Алый свет вечерней зари медленно ск о льзит по корням и ств о лам деревьев . Вот и самые верхушки потускнели. Румяное небо синеет . Лесной запах усиливается. Вт о рое д е к а бря. 3 :

— Отгадайте загадку. Весь я сделан из железа, У меня ни ног, ни рук. Я по шляпку в доску влезу, А по мне все стук да стук. Вт о рое д е к а бря. 4 :

Гвоз д ь Вт о рое д е к а бря. 5 :

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слов» 3 класс. Программа «Школа России».

Тип урока : закрепление пройденного материала.Цель урока: развивать умение правильно писать слова с разделительным твёрдым знаком.Задачи урока :Образовательные: • отработать навык правописания слов с .

Конспект урока по русскому языку на тему:«Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»(Программа «Школа России»)Цели деятельности учителя: -формировать умения различать парные звонк.

Учащиеся научаться видеть орфограмму в слове, проверять безударные гласные в корне слова, аргументированно отвечать, доказывать своё мнение, оценивать себя и товарищей.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫККласс: 3Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ СЛОВА.Тип урока: закрепление материала.Технологии и методики: проблемные т.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК Класс: 3 Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ СЛОВА. Тип урока: закрепление материала. Технологии и методики: проблемные те.

Название урока и классПравописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. 3-б классЦелиОтрабатывать умение подбирать проверочные слова для слов с парными согласными в корне; развивать устн.

Конспект урока «Правописание звонких и глухих согласных в корне. Способы проверки слов с парными согласными в корне»

Чтобы грамотно писать и знать, когда применять правила, нужно научиться замечать орфограммы и понимать значение слов и их частей. На уроке вы узнаете о правописании звонких и глухих согласных в корне и о способах проверки слов с парными согласными.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Правописание звонких и глухих согласных в корне. Способы проверки слов с парными согласными в корне»»

формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;

развивать умение сравнивать и обобщать;

закреплять знания о способах проверки слов с парными согласными на конце;

учить применять полученные знания на практике;

совершенствовать умение распознавать слова с парными согласными на конце;

актуализировать, уточнить и конкретизировать знания учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных.

формирование произвольного внимания, развитие устойчивости и распределения внимания;

развитие слуховой и оперативной памяти;

развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;

развитие устной и письменной речи учащихся;

развитие орфографической зоркости учащихся.

формирование познавательной мотивации;

воспитывать чувство взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах.

воспитание аккуратности при работе.

Формирование общеучебных умений и навыков:

правильно готовить рабочее место к уроку;

соблюдать правильную осанку во время работы.

правильно пользоваться учебными принадлежностями, ориентироваться в содержании учебника;

понимать и удерживать учебную задачу;

проверять свою работу.

Метапредметные задачи урока:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других.

уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

-Вас я видеть очень рада.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз,

Я знаю каждый в классе гений

Но без труда и ум не впрок

Скрестите шпаги ваших мнений

И вместе сочиним урок!

II. Актуализация знаний.

— Послушайте, пожалуйста, притчу.

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» В чем сила этих слов? Что это значит?

Мы будем применять наши знания, опираясь на то, что уже хорошо знаем. Скажите, что пригодится нам для успешной работы на уроке? (Наши знания, внимание, умение слушать учителя и товарищей).

На этом уроке вы понаблюдаете за словами с парными по глухости-звонкости согласными, узнаете способы проверки слов с парными согласными в корне имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Потренируетесь объяснять значение слова с помощью однокоренного, изменять слова по командам вопросов.

Чтобы грамотно писать и знать, когда применять правила, нужно научиться замечать орфограммы и понимать значение слов и их частей. На уроке вы узнаете о правописании звонких и глухих согласных в корне и о способах проверки слов с парными согласными.

Можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?

Некоторые слова мы пишем правильно без правила, потому что в этих словах каждому звуку соответствует одна-единственная (своя) буква.

Мир, стол, дом, сон, мох.

На конце этих слов непарные звонкие [р, л, м, н] и непарный глухой согласный звук [х]. Этим звукам при письме можно доверять. На их месте нет выбора букв, а значит, нет орфограмм.

А можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?

Обозначим звуки, которые слышим в указанных местах.

1. Повар готовил обе [т],

А тут отключили све [т].

2. Пришли к нам четыре ко [ш] ки…

Отложили мы в сторону ло [ш] ки. О. Григорьев

Сравните звуки с буквами.

Иногда буквы парных согласных соответствуют звукам, а иногда – нет.

Звук [т] обозначается буквой т или д,

звук [ш] обозначается буквой ш или ж (см. Рис. 1).

Парным по глухости-звонкости согласным звукам, когда они на конце слов и перед другими парными согласными, при письме доверять нельзя. А нельзя потому, что на месте одного и того же звука бывают разные буквы.

Правильную букву для такого звука нужно выбирать. Это орфограмма.

Перечислим буквы парных согласных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Как проверить парный согласный?

Объясним, почему в одних словах буквы парных согласных написаны, а в других вместо букв оставлены «окошки»?

В словах повез, дуб есть орфограмма парных по глухости-звонкости согласных в конце слов. В словах книжка, записка эта орфограмма находится перед другим парным согласным. Поэтому на месте орфограмм оставлены «окошки».

Остальные слова проверочные. Они и помогают узнать нужную букву в корне. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково, поэтому с их помощью можем вставить буквы.

Понаблюдаем за проверочными словами. Букву парного согласного в проверяемом слове будем подчёркивать одной чертой, в проверочном слове те буквы, которые подсказывают решение задачи, двумя чертами.

Повёз – везут. Корень вёз-, после проверяемого согласного звука [з] идёт гласный [у]. Дуб – дубок. Корень дуб-, после проверяемого согласного звука [б] идёт гласный [о]. Книжка – книжечка. Корень книж-, после согласного звука идёт гласный.

Записка – писать. Корень пис-, после согласного звука [с] идёт гласный [а]. Посмотрим на остальные слова.

Увезли – после проверяемого согласного звука идёт непарный звонкий [л’]. Дубрава – после согласного звука идёт непарный звонкий [р]. Книжный, записная – после согласного звука идёт непарный звонкий [н] (см. Рис. 2).

Как проверить парный согласный?

Чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный.

В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].

Какие ещё существуют способы проверки данной орфограммы?

Супы, львы, шарфы, труды, лбы.

Эти существительные стоят во множественном числе.

Есть ли в корнях орфограммы парных согласных?

Нет, так как после парного согласного следует гласный.

Изменим слова, поставим их в единственное число.

В этих словах есть орфограмма на конце слов.

Используя слова первого столбика, вставим буквы, подчеркнём орфограмму, выделим корни.

Супы – суп, львы – лев, шарфы – шарф, труды – труд, лбы – лоб

Корни суп, шарф, труд. Вы заметили, что в корнях льв-лев-, лб-лоб— есть беглый гласный? (см. Рис. 3)

Итак, чтобы проверить парный согласный в имени существительном, нужно изменить слово по числам.

Изменяем слова по команде вопроса: (много) кого? чего?

Вот как можно проверить слова, которые нам встретились в начале урока.

Открываем ещё один способ изменения имён существительных:

Можно изменить слова по команде вопроса кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.)

От слё (с, з) – что? слеза или слёзы, пишем букву з в корне слёз-,

у о (с, з) – кто? оса или осы, пишем букву с в корне ос-,

в буке (т, д) – что? букет (это не проверочное слово, на конце парный согласный), поставим во мн. ч. – букеты, пишем букву т в корне букет-,

на го(т, д) – что? год (это не проверочное слово, на конце парный согласный), во мн. ч. – годы или года, пишем букву д в корне год- (см. Рис. 4).

Узнаём буквы, подбирая однокоренные (ласковые) проверочные слова:

Объясняем значение слова с помощью однокоренного:

Ещё один способ подбора проверочных слов – это объяснение значения слова с помощью однокоренного.

Когда так говорят?

Как узнать буквы в корнях имён существительных:

Узнатьбуквы в корнях имён существительных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (объяснить значение слова, назвать предмет ласково).

2. Изменить проверяемое слово

1. по числам (ед. ч. – мн. ч.)

2. по команде вопроса (много) кого? чего?

3. по команде вопроса кто? что? (в ед. или мн. ч.)

В стихотворении найдите слова с парными согласными в корне, подберите проверочные слова.

Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег сухой и колкий.

И вяз озяб, и дуб замёрз,

Насквозь продрогли ёлки. Т. Волжина

Объясняем буквы согласных в глаголах:

А как объяснить буквы согласных в глаголах озяб и замёрз?

Измените проверяемые слова по командам вопросов что сделаю? что делать?

озябну, зябнуть – озяб (буква б в корне зяб-)

замёрзну, мёрзнуть – замёрз (буква з в корне мёрз-)

Узнай буквы согласных в глаголах, изменив слова по команде вопроса что сделаю?

Решаем задачи в корнях имён прилагательных:

А как решать задачи в корнях имён прилагательных?

Попробуем подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).

Узнали суффиксы -еньк-, -оньк- с уменьшительно-ласкательным значением?

А как проверить слово ги_кий? Ведь «гибенький» так не говорят.

Надо изменить слово по команде вопроса каков?

Справочное бюро: гибок, цепок, робок, хрупок.

Подберём эти слова к проверяемым словам.

Узнать буквы в корнях имён прилагательных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).

2. Изменить слово по команде вопроса каков?

Различаются слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по словарю.

Например, пишем: вокзал, футбол, ковш.

На уроке вы узнали, что, чтобы правильно выбрать букву согласного звука в корне, нужно подобрать проверочное слово. Для этого можно изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное, чтобы после парного согласного был гласный звук.

В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне» 3 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Цель: формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.

Предметные задачи урока:

-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;

-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.

Метапредметные задачи урока:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других.

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные задачи урока:

— уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

— понимать и принимать учебную задачу;

— проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;

— сопоставлять произношение и написание слов;

— подбирать проверочное слово;

— находить примеры слов на изученную орфограмму;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Умения, характеризующие эти результаты:

— принимать учебную задачу, выполнять ее;

-определять проверяемое и проверочное слово;

— владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне.

— Давайте повторим правила общения на уроке. Я начну, а вы продолжите.

— На уроке будь старательным,
Будь спокойным и (внимательным)
Говорите четко, внятно,
Чтобы было всем ( понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку (поднимать)
Если друг стал отвечать,
Не спеши (перебивать)
А помочь захочешь другу —
Подними спокойно (руку)

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Колосок – колос – колосья; сапожок – сапог — сапожник; далеко – даль – далёкий; соловей – соловушка (в первом слоге нужно проверять по словарю); гребешок – гребень – гребенка; деревянный — дерево – деревья; борода – бородка- бороды; молоко- молочный (нужно запомнить, что в этом слове три буквы О); полосатый – полосы- полоска; сторона- стороны — сторонка; серебристый – серебряный –серебряник; небеса –небо- небесный; берега — берег- побережье; тракторист – трактор (нужно запомнить); зеркала – зеркальный — зеркало.

(Правописание слов с безударными гласными в корне. Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо подобрать однокоренное слово, так чтобы безударный гласный звук стал ударным).

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Дайте характеристику звука “К”

согласный, глухой, парный.

— Записать четыре слова на букву К.

— Посмотрите работы друг друга и дайте оценку прописанному в тетради. (смайликами)

4.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧИ УРОКА.

Письмо по памяти

Гвоздь, хлеб, пирог, морковь, суп, народ, сапог, снег, мороз, гриб.

— Какая орфограмма встречается в этих словах? (Парные согласные на конце слов.)

— Запишите эти слова по памяти вместе с проверочными словами.

— Сформулируйте тему урока. (Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.)

-Для нас это новая тема? Определите тип урока (урок-закрепление).

-Чему будем учиться? (правильно писать слова с парными согласными, подбирая проверочные слова, Учиться находить в корне слова парную согласную. Различать проверочные и проверяемые слова. Правильно подбирать проверочное слово.). Это цель урока.

-Кому не понятна тема и цель урока?

5. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Работа по учебнику

— Прочитайте слова с орфограммами. Назовите эти орфограммы.

— Как проверить слова с безударными гласными?

— Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите орфограммы в этих словах.

— Как проверить слова с парными согласными звуками?

— Выполните письменное задание к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с пропущенными и выделенными буквами и объясняют их написание.)

(Правописание слов с безударными гласными в корне. Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо подобрать однокоренное слово, так чтобы безударный гласный звук стал ударным).

Работа со словом из словаря

— Какое новое слово встретилось в тексте? (Пороша.)

— Объясните его лексическое значение. (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.)

— Найдите слово пороша в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом пороша, запишите.

— Запомните написание этого слова.

Когда я пришел в школу я впервые услышал слово пороша.

На чистой пороше видны следы птиц и зверей.

7. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА.

Работа по учебнику

— Прочитайте. Выполните задание по образцу.

— Прочитайте слова и назовите звук, который обозначает выделенная буква.

— В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.

Лебедь – [т´], лебеди – [д´], лебедушка – [д].

Узкий – [с], узок – [з], узенький — [з´].

Ловкий – [ф], ловок – [в].

Докажите, в каком ряду все слова пишутся с парной согласной В

Тра…ка, морко…ка, жира…

Шка…, ту…ли, кана…ка

Рука…, ло…кий, ла…ка

— Значит, в каком ряду во всех словах пишется буква В? (третьем)

Работа по учебнику

— Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву написать в словах?

— Назовите два способа подбора проверочных слов. (Изменить форму или подобрать однокоренное слово.)

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Как найти проверочное слово для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком?

— Расскажите правило соседу по парте.

(Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками [л], [м], [н], [р], [в].)

Допишите предложения словами – антонимами. В скобках напишите проверочные слова.

Река широкая, а ручей . ( ).

Камень тяжёлый, а пух ……. ( ).

Редька горькая, а груша ……. ( ).

2. легкий – легок.

3. сладкая – сладок.

— Какая орфограмма в них пропущена? (Парная согласная в корне слова.)

— Как мы проверим их правописание? (Путём подбора проверочного слова.)

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

— А сейчас подводя итог нашего урока, проведем небольшой тест.

1. Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,

2. Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

3.Вставь букву:
Обе. кни..ка, берё..ка, носоро…

4. Подчеркни слова, которые являются проверочными

Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

1. Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,

2. Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

3. Вставь букву:
Обед, книжка, берёзка, носорог

4. Подчеркни слова, которые являются проверочными

Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

-Работая по тестам, мы подвели итог нашим знаниям по теме: «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне».

— В какой части слова мы проверяем парную согласную? (в корне)

— Как проверить парную согласную в корне слова? (изменить слово или подобрать однокоренное слово)

— Почему нужно проверять слова с парными согласными? ( Потому что звук и буква могут не совпадать .)

— Какие слова называются проверочными? ( Слова, в которых, после согласного стоит гласный звук .)


источники:

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-pravopisanie-zvonkikh-i-glukhikh-so.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-slov-s-gluhimi-i-zvonkimi-soglasnimi-v-korne-klass-1385008.html