Конспект правописание слов с удвоенными согласными

Конспект урока «Правописание слов с удвоенными согласными»
план-конспект урока по русскому языку

Конспект урока «Правописание слов с удвоенными согласными»

Скачать:

ВложениеРазмер
moy_urok.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Мартыновская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по русскому языку в 3 классе

«Правописание слов с удвоенными согласными»

Автор: Коба Алеся Алексеевна,

учитель начальных классов

Тема урока: Правописание слов с удвоенной согласной.

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием слов с удвоенной согласной.

  1. Образовательные : формировать умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными согласными буквами; подвести детей к пониманию того, что от лексического значения слова зависит и его написание и учить определять, в какой части слова находится удвоенная согласная;
  2. Развивающие : развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
  3. Воспитательные : воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: учебник “Русский язык. 3 класс.” Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий ; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; тетрадь «Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс /Сост. Т.Н. Максимова, — М.:ВАКО, 2017; наглядные пособия.

Тип урока : урок получения новых знаний.

Цели урока направлены на достижение учащимися:

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществляют анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их, самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий.

Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем строят новые учебные задачи; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии

— Овладевают изучаемыми нормами русского языка;

— сравнивают, классифицируют слова по составу;

— разбирают слова по составу;

— имеют представление о многообразии норм языка;

— различают орфографические и грамматические нормы;

— знают опознавательные признаки изучаемой орфограммы.

1.Мотивация к учебной деятельности

— Здравствуйте, ребята. Хотелось бы наш урок начать с пословицы «Где труд, там и счастье».

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Желаю вам плодотворной работы, справиться со всеми трудностями и, конечно, ощутить успех.

-Откройте тетради и подпишите. 13 декабря. Классная работа.

2.Актуализация знаний фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

-Проведем минутку чистописания. Пропишите буквы-близнецы с правильным соединением.

бб жж кк лл мм нн пп рр сс

Работа по карточкам

— Работаем по карточкам. Сегодня на уроке вы будете опираться на знание частей слова. Соедините линиями части определений.

Изменяемая часть слова, которая образует орфограмма

форму слова и служит для связи слов корень

Часть слова без окончания окончание

Общая часть родственных слов суффикс

Часть слова перед корнем служит для образования новых слов основа

Часть слова после корня служит для образования новых слов приставка

— Какое слово лишнее? Что такое орфограмма ?

(Буква или слог, которые требуют правила проверки написания)

— Что нужно знать, чтобы проверить орфограмму в слове? ( правило)

— В какой части слова вы можете проверить орфограмму? ( в корне)

— Какие орфограммы вы уже знаете и можете проверить?

3.Постановка учебной проблемы.

— Запишите словарные слова: класс, суббота, шоссе, русский, Россия.

-Разделите вертикальной чертой слова для переноса.

-Что общего у всех слов? ( Удвоенные согласные ).

-А что вы знаете об удвоенных согласных? Когда мы их пишем? (Они пишутся в словах, где при произношении слышится долгий согласный звук.)

-Как перенести слова с удвоенными согласными?

— Права ли я буду, если скажу, что удвоенные согласные – это орфограмма? Докажите. Как мы проверяем эту орфограмму? Написание этих слов нужно запомнить или проверять по словарю.)

— Так над какой орфограммой мы будем работать? Сформулируйте тему урока.

— Откройте учебник на стр. 121. Прочитайте, верно ли мы определили тему урока.

— Какую цель поставим для себя? ( Научиться правильно писать слова с удвоенными согласными ). А еще?

— Для чего мы повторяли части слова? ( Узнаем, в каких частях слова встречаются удвоенные согласные ).

— Сегодня в нашу копилку словарных слов добавятся еще несколько. Чтобы узнать, какие, ответьте на вопросы.

  1. Каким называют человека, соблюдающего чистоту, порядок. (аккуратный)
  2. Группа людей, объединенных общей работой (коллектив)
  3. Собрание однородных (похожих) предметов (коллекция)
  4. В чем измеряют массу предметов (килограмм , грамм)

— Запишите слова. Отметьте орфограммы.

-Устно составьте предложение с одним из слов.

— А где в слове могут быть удвоенные согласные?

4. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.

— Мы проведем исследование. Результаты будем записывать в карточку.

План-конспект на тему: правописание слов с удвоенными согласными

Учитель: Деспижек Анай-Хаак Юриевна

Место работы : МБОУ Целинная СОШ

Предмет: Русский язык, 3 класс, автор УМК: Школа России. Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 3 класс.

Тема урока : Правописание слов с удвоенными согласными.

Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

Регулятивные учебные действия : Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия.

Познавательные учебные действия : Наблюдать над положением двойных согласных в составе слова. Ознакомить с правилом написания двойных согласных в слове.

Ф ормировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации. Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию.

Тренировать обучающихся в написании слов с двойными согласными, употреблении их в речи.

Развивать умения видеть орфограммы.

Развивать критическое мышление, самостоятельность обучающихся.

Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения в паре.

Личностные учебные действия :

Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке

Методы: исследовательский, наглядный, работа в парах

Формы работы: Фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование : компьютер, телевизор, презентация PowerPoint, карточки для работы в парах.

— Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. давайте их поприветствуем. И прежде чем мы начнём урок, покажите мне и гостям какое у вас настроение? (показывают смайлик). У меня тоже прекрасное настроение и я надеюсь, что сегодня вы будете мне настоящими помощниками.

Порядок на столе,

Порядок в голове

Как всегда мы снова

Начать урок готовы!

Сегодня на уроке русского языка вы ещё раз убедитесь в том как сложен, красив и интересен русский язык. Продолжаем открывать его тайны. Желаю вам хорошего доброго урока!

2. Проверка домашнего задания

пп, рр, нн, кк, бб, лл, мм, сс

-Что это написано на доске? (Согласные буквы, они написаны по парам).

-На какие группы их можно разделить? (звонкие и глухие.)

-Как можно называть одним словом все эти согласные? (удвоенные согласные).

IV . Самоопределение к деятельности

1. Индивидуальная работа.

— Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Подчеркните в словах удвоенные согласные.

— Обозначьте орфограмму в словах.

Определите тему урока.

— Какую цель поставите на уроке?

Будем учиться правильно писать слова с удвоенными согласными.

— Ребята, можно ли сказать что написание удвоенной согласной в слове — орфограмма? Почему?

1. Работа по учебнику

( Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

— Прочитайте слова в алфавитном порядке. Назовите орфограммы.

— Прочитайте слова с удвоенными согласными в корне. (Перрон, ванна, шоссе, аккуратный, суффикс, коллектив.)

— Прочитайте слова с удвоенными согласными на стыке корня и приставки. (Беззвёздный, ввозить, рассказать, ссора.)

— Прочитайте слова с удвоенными согласными на стыке корня и суффикса. (Картинный, матросский, осинник.)

— Назовите синоним к слову аккуратный.

— Где же в словах могут встречаться удвоенные согласные?

VII . Закрепление изученного материала

Самостоятельная работа (по парам)

Вставить пропущенные удвоенные согласные. Работают на готовых листках с заданием.

1 . Ми…ион, ра…тояние, а…ликация, гру…а.

2 . И…юстрация, иску…тво, телегра…а, ко…ектив.

3 . Хо…еист, анте…а, су…ота, тро…ейбус.

4 . Кла…, пе…он, ру…кий, ко…екция.

5 . Ра…ольник, ма…а, ко…ега, те…ис.

6 . Гри…, ко…исия, ба…ейн, па…ажир.

— Замените одним словом с удвоенным согласным в корне.

• Товарищ по работе (коллега).

• Спортивный бег (кросс).

• Один из видов игры в мяч (теннис).

• Помещение в школе (класс).

• Популярная игра на льду (хоккей).

— Как проверить написание слов с удвоенными согласными?

— Оцените свою работу на уроке (смайлики).

IX . Подведение итогов урока

— Какие задания вызвали затруднения?

— Была ли решена задача, которую мы поставили в начале урока,

Задание творческого характера. Составь и запиши рассказ на любую тему, используя слова с удвоенными согласными.

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Правописание частей слова

Тема. Правописание слов с удвоенными согласными

научиться отличать орфограмму «Правописание слов с удвоенной согласной» от изученных орфограмм;

узнать, как правильно писать слова с удвоенной согласной;

научиться намечать способы проверки данной орфограммы.

как правильно писать слова с удвоенной согласной;

намечать способы проверки данной орфограммы.

Правописание слов в удвоенным согласным необходимо запомнить. Понятно, что сразу все эти слова не запомнишь. Из этого положения есть два выхода: 1) стараться постепенно, шаг за шагом, запоминать как можно больше. 2) в случае затруднения обращаться к словарю.

Корень слова, согласный, скопление согласных, орфографический словарь.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • как правильно писать слова с удвоенной согласной;
  • отличить орфограмму «Правописание слов с удвоенной согласной»;
  • находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунки. Прочитаем подписи. Что общего в них и чем они различаются?

Аллея. Троллейбус. Хоккей. Теннис

Как видно, на картинках нарисованы аллея, троллейбус, хоккей, теннис. Слова эти пишутся необычно, во всех словах есть удвоенная согласная.

  • как правильно писать слова с удвоенной согласной;
  • отличить орфограмму «Правописание слов с удвоенной согласной»;
  • находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.

Вы уже знаете, что трудные случаи написания не объясняются правилами и их нужно запомнить. Например, нельзя объяснить, почему галерея пишется с одним л, а аллея с двумя л.

Или почему в слове коридор и карикатура одно р, а в слове коррида – две?

Коридор. Карикатура. Коррида.

Вот к таким правилам и относится «Правописание слов с удвоенными согласными». Понятно, что сразу все эти слова не запомнишь. Из этого положения есть два выхода: 1) стараться постепенно, шаг за шагом, запоминать как можно больше. 2) в случае затруднения обращаться к словарю.

Для того чтобы легче запоминать эти слова, нужно запоминать их не поодиночке, а «гнёздами».

Вот первое такое «гнездо».

Коллектив, коллективный, коллекционировать, коллекция.

Что означает слово «коллектив»? Оно пришло к нам из языка древних римлян – латыни. По латыни оно означает «собирательный», а у нас – собранных вместе людей, объединённых общим делом. От этого слова происходят слова «коллективизм», что обозначает «дух сотрудничества и взаимопомощи». Коллективный (выделить красным цветом) — общий, совместный. Коллекционировать (выделить красным цветом) – собирать какие – либо интересные однородные вещи. Коллекция (выделить красным цветом) – содержащееся в порядке собрание интересных вещей.

Итак, мы с вами выучили четыре слова: коллектив, коллективизм, коллективный, коллекционировать.

Теперь гнездо слов с удвоенным м.

Программа, программный, программист. Программирование, программированный, программировать.

У древних греков слово программа обозначало «объявление», «предписание».

В русском языке образовалась целая семья слов с корнем программ-: программа, программный, программист, программирование, программированный, программирование. (слова выделяются красным, после того как произносятся).

Для того чтобы запомнить некоторые из слов с удвоенными согласными, можно запомнить следующие двустишия.

Спросите, не повысив тона:

Что больше центнер или тонна. (Выделить красным).

Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

Кто получит низкий балл,

Не придет на школьный бал.

Если в доме много сора,

В доме может вспыхнуть ссора.

Если пьёте в школе квас.

Не забрызгайте весь класс.

Приятнее найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

Радиоволна идёт сквозь стену.

Мы ее поймаем на антенну.

Сегодня будет «Кинопанорама».

Какая интересная программа.

Обратите внимание! Очень часто удвоенные согласные встречаются

  • в корне слов иностранного происхождения: перрон;
  • на стыке приставки и корня: поддержка;
  • на стыке корня и суффикса.

Укажите, в каких словах удвоенная согласная в корне.

Укажите слова, в которых пишется удвоенная согласная.

Ап…етит, трол…ейбус, авт…обус, грам…атика, тен…ис.

Аппетит, троллейбус, грамматика, теннис.

Укажите, в каких словах удвоенная согласная на стыке корня и суффикса.

Укажите синоним к слову «прилежный» с удвоенной согласной.


источники:

http://infourok.ru/plankonspekt-na-temu-pravopisanie-slov-s-udvoennimi-soglasnimi-2494859.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/5306/conspect/