Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание удвоенных согласных в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: систематизировать и закреплять знания о значимых частях слова, представление о единообразии написания морфем; закреплять правописание орфограмм корня
Задачи:
1.Ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов;
2.Способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения;
3.Развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать;
4.Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;
5.Воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;
6.Совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 45.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кукморская средняя школа № 3» Кукморского муниципального района
Конспект урока по русскому языку в 4 классе
на тему «Правописание удвоенных согласных в корне слова»
учителя начальных классов
Валиуллиной Гульнары Шариповны
2020 г., г. Кукмор
Тема: Правописание удвоенных согласных в корне слова.
Тип урока : урок «открытия» нового знания
Цель урока : систематизировать и закреплять знания о значимых частях слова, представление о единообразии написания морфем; закреплять правописание орфограмм корня
1.Ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов;
2.Способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения;
3.Развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать;
4.Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;
5.Воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;
6.Совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь.
Знать: правописание слов с удвоенными согласными в корне слова.
Уметь: писать слова с удвоенными согласными в корне слова; находить способ проверки написания слова;
Личностные: Осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи. Желание хорошо владеть русским языком, осознание себя носителем этого языка.
— формировать умение применять свои знания на практике;
— развивать умение анализировать и обобщать полученные знания;
— включение творческих способностей в учебную деятельность при решении нестандартной задачи.
— формировать умения устанавливать учебные отношения и сотрудничать при работе в парах, группе;
— развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
— формировать умение планировать время при решении поставленной учебной задачи;
— формировать умения выполнять свои действия по алгоритму;
— формировать умение адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.
— учить осознавать смысл учения, важность изучаемого материала;
— формировать самостоятельность мышления, креативность и оригинальность.
Материал ведения урока
Цель: Включить обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Настрой на работу.
— Ребята, прозвенел звонок. Начинаем урок русского языка.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
– Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.
Девиз нашего урока:
«Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»
— Как вы понимаете это выражение?
Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок.
II. Актуализация знаний
Цель: Подготовка обучающихся к осознанию потребности к построению нового способа действий
-Наш урок мы начнем с минутки чистописания.
Откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, на третьей запишите число. Сегодня тринадцатое декабря. Классная работа.
(Минутка чистописания становится “мостиком” к теме).
– Можно ли сказать, что это слоги?
– Какая буква может быть лишней?
– Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.
– В каком порядке записали буквы?
– Что общего в предложенных мною сочетаниях букв?
– Поиграем в игру «Доскажи словечко»
1) Где доска и парты есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный …
2) Простудился я вчера
Голова болит с утра
Я закашлялся, охрип
3) Вдоль дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Всем идти здесь веселее
Этот путь зовут …
– Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычного?
Класс, грипп, аллея
– Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке через запятую.
– Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах и выделите корень в каждом слове.
— Нет, состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласный
Конспект уроков по русскому языку «Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне слова»
Урок русского языка во 2 классе по теме:
«Правописание слов с удвоенными согласными»
Цели:
— продолжать знакомить учащихся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова и повторять изученные;
— знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной;
— закрепить умение переносить слова с удвоенной согласной;
— обогащать словарный запас учащихся, развивать речь;
— развивать интерес у детей к русскому языку.
Оборудование: кружки-орфограммы, кроссворд, карточки для работы в парах,
текст сказки, сигнальные карточки, презентация.
— Улыбка может согреть других теплом, показать ваше дружелюбное отношение и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу, и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать наш урок.
· Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
У меня для вас сюрприз: к нам на урок пришли новые слова и очень необычные. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только вот не знали как? Всегда с большой буквы – место занято. Непроизносимых согласных у них тоже нет. И тут они придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться хорошо слышать и правильно писать.
— Можно ли назвать данную запись предложением? Почему? Что нужно сделать?
(Запишите правильно это предложение к себе в тетрадь)
— Что такое аллея? — Какие изученные орфограммы вам встретились в этом предложении? (Красные фонарики-кружки)
— А встретились ли неизвестные орфограммы? (аллея).
— Можете назвать эту орфограмму? Сколько согласных пишем в этом слове, а сколько произносим?
— А можете объяснить написание этого слова или подобрать проверочное?
— Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.
Итак: кто готов назвать тему нашего сегодняшнего урока?
«Правописание слов с удвоенными согласными»
Сегодня на уроке мы должны:
• научиться находить слова с удвоенными (двойными) согласными в корне слова в тексте;
• научиться грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне;
• выучить правило переноса данных слов.
-Придумайте слова с удвоенной лл:
аллея, коллектив, иллюстрация, троллейбус
Правило: слова с удвоенной согласной переносить надо так:
ал-лея, кол-лектив, рас-сказ, суб-бота.
— Запишите эти слова и запомните правило переноса.
Начало работы осуществляется при клике кнопкой мыши на стрелку на 1 слайде. При этом появляется вопрос-загадка. При нажатии на загадку – появляется ответ. Далее аналогично по всем вопросам.
Запишите словарные слова с удвоенной согласной, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.
1. Результат при сложении. (Сумма)
2. Отгадывание слов по их значению. (Кроссворд)
3. Собирание марок, открыток. (Коллекция)
4. Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное р содержит он
И называется …(перрон)
5. Проста загадка и легка:
Пишусь всегда через два к;
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я — …(хоккей)
6. По долинам, по оврагам
Мчит широкая дорога.
И она, как знают все,
7. Компьютерная, телевизионная, учебная …(программа)
8. Где доска и парты есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть, у нас.
Это наш просторный …(Класс)
9. День и ночь стоит на крыше
Это чудо постовой:
Всё увидит, всё услышит,
Всем поделится со мной. (Антенна)
— Как разделить записанные слова для переноса (устно).
— Какое слово нельзя перенести? Почему?
— Подберите однокоренные слова к слову:
Класс (классная, классики, одноклассники, классно)
— Предлагаю отдохнуть. Но не как-нибудь, а классно. Что обозначает это слово? Быть может то, что отдыхать надо только в классе? Как сказать по-другому?
· Закрепление. Дифференцированная работа.
— Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети поднимают карточку с красным цветом, а если одна согласная, то с зеленым цветом.
Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма, рассказ, машина, русский.
· Задание для детей , работающих в парах: (вставить подходящее по смыслу слово, три любых предложения записать в тетрадь).
· Вставь в предложения пропущенные слова из правого столбика?
1. Дети нашего ……………… — это дружный .………………… .
2. По широкому ……………. мчались машины.
3. Тенистая ……………… привела нас к сказочному домику.
4. Осенью вся наша семья болела ………………………… .
5. ………………… туристов побывала на Красной площади.
· Рефлексия учебной деятельности.
— Что нового узнали?
— Какие задания вам понравились? Почему?
— Кто испытывал трудности?
— А сейчас послушайте сказку, что может произойти, если не знать, как пишутся такие слова.
Сказка «Про девочку Аллочку» В.Волиной («Весёлая грамматика», стр.119). (Читает подготовленный ученик)
Жила-была девочка Алла. Училась она во втором классе.
Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила «двойку». Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали:
— Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.
И Алла разучилась писать своё имя. А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.
— Почему ты плачешь? — спросила учительница.
— Я не знаю, как пишется моё имя.
Учительница с улыбкой посмотрела на второклассницу и сказала: ….
(Задание по группам: что же сказала учительница?)
…..Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как:
Давайте выучим эти слова и мы! Список слов с двойными согласными (тт).
· Оцените свою работу
Я все понял, могу объяснить другим – зелёный кружок.
Я понял, но у меня ещё есть вопросы – синий кружок.
Я не понял новый материал – красный кружок.
(На партах – карточки с кружочками: синий, зелёный, красный)
Я предлагаю вам интересную работу.
Домашнее задание у каждого записано на карточках, которые лежат на парте.
ü Учебник. с.117, упр. 188., Р.т. с. 54, упр. 117.
ü Учебник. с.118, упр. 190., Р.т. с. 54, упр. 116.
ü Список слов с двойными согласными ( тт).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
«Русский язык» для «4» класса
Тема урока: Правописание слов с удвоенными согласными.
Цель нашего урока – это формирование представлений о правописании слов с удвоенными согласными. Задачи:
- Узнать, в каких словах двойные согласные находятся в корне, в каких – в месте соединения корня и суффикса.
- Развитие речи и расширение словарного запаса.
- Развитие аналитического мышления, развитие связанной речи и творческих навыков учащихся.
- Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре, аккуратность.
Урок посвящён знакомству с правописанием слов с удвоенными согласными. В ходе урока учащиеся узнают, в каких словах двойные согласные находятся в корне, в каких – в месте соединения корня и суффикса, а также вспомнят, как работать с орфографическим словарем.
Основные термины и понятия:
«Удвоенный согласный», «корень слова», «место соединение корня и суффикса» «орфографический словарь».
Основная и дополнительная литература:
Канакина В. П. Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. + 160 с.
Долгий согласный звук в слове часто передается на письме с помощью двух одинаковых согласных букв. Такие согласные называют двойными (удвоенными). Двойными в словах могут быть следующие согласные:
бб — пп — субботний, группа, труппа, аппарат
кк — аккуратный, аккордеон, хоккей
сс — профессия, искусство, русский
тт — аттракцион, аттестат
рр — терраса, перрон
жж — жужжание, жжение
лл — коллекция, аллея, миллион
мм — грамматика, килограмм
нн — ванна, колонна, лимонный
Двойные согласные могут стоять:
В начале слова — жжение
В середине слова — мировоззрение
В конце слова – килограмм.
Запомните: двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня: поддержать.
Двойные согласные могут быть на стыке корня и суффикса: лимонный.
Двойные согласные могут находится и в самом корне: искусство, грамм.
Удвоенные согласные относятся к одному слогу: ссо-ра, жу-жжать. При переносе слов с удвоенными согласными, эти буквы разделяются: суб-бота, шос-се.
Задания тренировочного модуля:
Воспользуйтесь орфографическим словарём и выпишите только те слова, в которых есть удвоенные согласные.
В каких предложениях есть слова, которые пишутся с удвоенными согласными? Найдите все правильные ответы.
а) Мой брат играет в хо..ей.
б) Саша шла по доро..е
в) Машина едет по шо..е
г) Я буду смотреть дра…у в театре.
д) Мы любим ходить в Третьяковскую га..ерею.
Заполните таблицу. Распределите слова с удвоенными согласными по категориям: имена, страны, города, слова-названия предметов, виды спорта.
http://infourok.ru/konspekt-urokov-po-russkomu-yazyku-pravopisanie-slov-s-udvoennymi-soglasnymi-bukvami-v-korne-slova-5061808.html
http://resh.edu.ru/subject/lesson/4546/conspect/