Конспект правописание слов с удвоенными согласными в корне

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание удвоенных согласных в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: систематизировать и закреплять знания о значимых частях слова, представление о единообразии написания морфем; закреплять правописание орфограмм корня

Задачи:

1.Ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов;

2.Способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения;

3.Развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать;

4.Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;

5.Воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;

6.Совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.docx45.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кукморская средняя школа № 3» Кукморского муниципального района

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

на тему «Правописание удвоенных согласных в корне слова»

учителя начальных классов

Валиуллиной Гульнары Шариповны

2020 г., г. Кукмор

Тема: Правописание удвоенных согласных в корне слова.

Тип урока : урок «открытия» нового знания

Цель урока : систематизировать и закреплять знания о значимых частях слова, представление о единообразии написания морфем; закреплять правописание орфограмм корня

1.Ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов;

2.Способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения;

3.Развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать;

4.Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;

5.Воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;

6.Совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь.

Знать: правописание слов с удвоенными согласными в корне слова.

Уметь: писать слова с удвоенными согласными в корне слова; находить способ проверки написания слова;

Личностные: Осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи. Желание хорошо владеть русским языком, осознание себя носителем этого языка.

— формировать умение применять свои знания на практике;

— развивать умение анализировать и обобщать полученные знания;

— включение творческих способностей в учебную деятельность при решении нестандартной задачи.

— формировать умения устанавливать учебные отношения и сотрудничать при работе в парах, группе;

— развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

— формировать умение планировать время при решении поставленной учебной задачи;

— формировать умения выполнять свои действия по алгоритму;

— формировать умение адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.

— учить осознавать смысл учения, важность изучаемого материала;

— формировать самостоятельность мышления, креативность и оригинальность.

Материал ведения урока

Цель: Включить обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Настрой на работу.

— Ребята, прозвенел звонок. Начинаем урок русского языка.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

– Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.

Девиз нашего урока:

«Учись, смекай, активным будь!

И к знаниям откроешь путь!»

— Как вы понимаете это выражение?

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок.

II. Актуализация знаний

Цель: Подготовка обучающихся к осознанию потребности к построению нового способа действий

-Наш урок мы начнем с минутки чистописания.

Откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, на третьей запишите число. Сегодня тринадцатое декабря. Классная работа.

(Минутка чистописания становится “мостиком” к теме).

– Можно ли сказать, что это слоги?

– Какая буква может быть лишней?

– Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.

– В каком порядке записали буквы?

– Что общего в предложенных мною сочетаниях букв?

– Поиграем в игру «Доскажи словечко»

1) Где доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас,

Это наш просторный …

2) Простудился я вчера

Голова болит с утра

Я закашлялся, охрип

3) Вдоль дороги по бокам

Липы, клены тут и там.

Всем идти здесь веселее

Этот путь зовут …

– Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычного?

Класс, грипп, аллея

– Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке через запятую.

– Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах и выделите корень в каждом слове.

— Нет, состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласный

Конспект уроков по русскому языку «Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне слова»

Урок русского языка во 2 классе по теме:

«Правописание слов с удвоенными согласными»

Цели:
— продолжать знакомить учащихся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова и повторять изученные;
— знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной;
— закрепить умение переносить слова с удвоенной согласной;
— обогащать словарный запас учащихся, развивать речь;
— развивать интерес у детей к русскому языку.
Оборудование: кружки-орфограммы, кроссворд, карточки для работы в парах,
текст сказки, сигнальные карточки, презентация.

Улыбка может согреть других теплом, показать ваше дружелюбное отношение и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу, и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать наш урок.

· Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

У меня для вас сюрприз: к нам на урок пришли новые слова и очень необычные. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только вот не знали как? Всегда с большой буквы – место занято. Непроизносимых согласных у них тоже нет. И тут они придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться хорошо слышать и правильно писать.

— Можно ли назвать данную запись предложением? Почему? Что нужно сделать?

(Запишите правильно это предложение к себе в тетрадь)

— Что такое аллея? — Какие изученные орфограммы вам встретились в этом предложении? (Красные фонарики-кружки)

— А встретились ли неизвестные орфограммы? (аллея).

— Можете назвать эту орфограмму? Сколько согласных пишем в этом слове, а сколько произносим?

— А можете объяснить написание этого слова или подобрать проверочное?

— Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.

Итак: кто готов назвать тему нашего сегодняшнего урока?

«Правописание слов с удвоенными согласными»

Сегодня на уроке мы должны:

• научиться находить слова с удвоенными (двойными) согласными в корне слова в тексте;

• научиться грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне;

• выучить правило переноса данных слов.

-Придумайте слова с удвоенной лл:

аллея, коллектив, иллюстрация, троллейбус

Правило: слова с удвоенной согласной переносить надо так:

ал-лея, кол-лектив, рас-сказ, суб-бота.

— Запишите эти слова и запомните правило переноса.

Начало работы осуществляется при клике кнопкой мыши на стрелку на 1 слайде. При этом появляется вопрос-загадка. При нажатии на загадку – появляется ответ. Далее аналогично по всем вопросам.

Запишите словарные слова с удвоенной согласной, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

1. Результат при сложении. (Сумма)

2. Отгадывание слов по их значению. (Кроссворд)

3. Собирание марок, открыток. (Коллекция)

4. Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда,

Двойное р содержит он

И называется …(перрон)

5. Проста загадка и легка:

Пишусь всегда через два к;

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я — …(хоккей)

6. По долинам, по оврагам

Мчит широкая дорога.

И она, как знают все,

7. Компьютерная, телевизионная, учебная …(программа)

8. Где доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть, у нас.

Это наш просторный …(Класс)

9. День и ночь стоит на крыше

Это чудо постовой:

Всё увидит, всё услышит,

Всем поделится со мной. (Антенна)

— Как разделить записанные слова для переноса (устно).

— Какое слово нельзя перенести? Почему?

— Подберите однокоренные слова к слову:

Класс (классная, классики, одноклассники, классно)

— Предлагаю отдохнуть. Но не как-нибудь, а классно. Что обозначает это слово? Быть может то, что отдыхать надо только в классе? Как сказать по-другому?

· Закрепление. Дифференцированная работа.

— Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети поднимают карточку с красным цветом, а если одна согласная, то с зеленым цветом.

Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма, рассказ, машина, русский.

· Задание для детей , работающих в парах: (вставить подходящее по смыслу слово, три любых предложения записать в тетрадь).

· Вставь в предложения пропущенные слова из правого столбика?

1. Дети нашего ……………… — это дружный .………………… .

2. По широкому ……………. мчались машины.

3. Тенистая ……………… привела нас к сказочному домику.

4. Осенью вся наша семья болела ………………………… .

5. ………………… туристов побывала на Красной площади.

· Рефлексия учебной деятельности.

— Что нового узнали?

— Какие задания вам понравились? Почему?

— Кто испытывал трудности?

— А сейчас послушайте сказку, что может произойти, если не знать, как пишутся такие слова.

Сказка «Про девочку Аллочку» В.Волиной («Весёлая грамматика», стр.119). (Читает подготовленный ученик)
Жила-была девочка Алла. Училась она во втором классе.
Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила «двойку». Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали:
— Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.
И Алла разучилась писать своё имя. А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.
— Почему ты плачешь? — спросила учительница.
— Я не знаю, как пишется моё имя.
Учительница с улыбкой посмотрела на второклассницу и сказала: ….

(Задание по группам: что же сказала учительница?)

…..Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как:

Давайте выучим эти слова и мы! Список слов с двойными согласными (тт).

· Оцените свою работу

Я все понял, могу объяснить другим – зелёный кружок.

Я понял, но у меня ещё есть вопросы – синий кружок.

Я не понял новый материал – красный кружок.

(На партах – карточки с кружочками: синий, зелёный, красный)

Я предлагаю вам интересную работу.

Домашнее задание у каждого записано на карточках, которые лежат на парте.

ü Учебник. с.117, упр. 188., Р.т. с. 54, упр. 117.

ü Учебник. с.118, упр. 190., Р.т. с. 54, упр. 116.

ü Список слов с двойными согласными ( тт).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

«Русский язык» для «4» класса

Тема урока: Правописание слов с удвоенными согласными.

Цель нашего урока – это формирование представлений о правописании слов с удвоенными согласными. Задачи:

  • Узнать, в каких словах двойные согласные находятся в корне, в каких – в месте соединения корня и суффикса.
  • Развитие речи и расширение словарного запаса.
  • Развитие аналитического мышления, развитие связанной речи и творческих навыков учащихся.
  • Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре, аккуратность.

Урок посвящён знакомству с правописанием слов с удвоенными согласными. В ходе урока учащиеся узнают, в каких словах двойные согласные находятся в корне, в каких – в месте соединения корня и суффикса, а также вспомнят, как работать с орфографическим словарем.

Основные термины и понятия:

«Удвоенный согласный», «корень слова», «место соединение корня и суффикса» «орфографический словарь».

Основная и дополнительная литература:

Канакина В. П. Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. + 160 с.

Долгий согласный звук в слове часто передается на письме с помощью двух одинаковых согласных букв. Такие согласные называют двойными (удвоенными). Двойными в словах могут быть следующие согласные:

бб — пп — субботний, группа, труппа, аппарат

кк — аккуратный, аккордеон, хоккей

сс — профессия, искусство, русский

тт — аттракцион, аттестат

рр — терраса, перрон

жж — жужжание, жжение

лл — коллекция, аллея, миллион

мм — грамматика, килограмм

нн — ванна, колонна, лимонный

Двойные согласные могут стоять:

В начале слова — жжение

В середине слова — мировоззрение

В конце слова – килограмм.

Запомните: двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня: поддержать.

Двойные согласные могут быть на стыке корня и суффикса: лимонный.

Двойные согласные могут находится и в самом корне: искусство, грамм.

Удвоенные согласные относятся к одному слогу: ссо-ра, жу-жжать. При переносе слов с удвоенными согласными, эти буквы разделяются: суб-бота, шос-се.

Задания тренировочного модуля:

Воспользуйтесь орфографическим словарём и выпишите только те слова, в которых есть удвоенные согласные.

В каких предложениях есть слова, которые пишутся с удвоенными согласными? Найдите все правильные ответы.

а) Мой брат играет в хо..ей.

б) Саша шла по доро..е

в) Машина едет по шо..е

г) Я буду смотреть дра…у в театре.

д) Мы любим ходить в Третьяковскую га..ерею.

Заполните таблицу. Распределите слова с удвоенными согласными по категориям: имена, страны, города, слова-названия предметов, виды спорта.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-urokov-po-russkomu-yazyku-pravopisanie-slov-s-udvoennymi-soglasnymi-bukvami-v-korne-slova-5061808.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4546/conspect/