Конспект правописание сочетаний чу щу 1 класс

Урок по обучению грамоте по теме: «Правописание слов с сочетанием чу – щу»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок по обучению грамоте по теме: «Правописание слов с сочетанием чу – щу»

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_1kl_chu_-shchu.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе по обучению грамоте

Тема: Правописание слов с сочетанием чу – щу

Познакомить с правописанием слов с сочетанием чу – щу

Закреплять особенности звуков [ч’], [щ’];

Закреплять знания о несоответствии между произношением и написанием сочетаний

Развивать орфографическую зоркость, фонематический слух и речь учащихся;

Развивать логическое мышление;

Развивать познавательный интерес.

Воспитывать положительные нравственные качества.

  • личностные УУД : осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с трудолюбием.
  • метапредметные УУД : регулятивные — принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативнымии познавательными задачами и технологиями предмета;

коммуникативные – умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;

предметные УУД : правописание слов с сочетанием чу — щу

1.Психологический настрой на работу

Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости, посмотрите на них и подарите им свои улыбки.

Пожмите друг другу руки и своим пожатием пожелайте хорошей работы на уроке.

А я хочу пожелать вам активной работы на уроке.

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
Все к работе приступаем.

Проверьте свою посадку.

Откройте тетради и запишите число. (4 марта)

II. Постановка учебной задачи

– Дети, назовите какие звуки обозначают буквы ч , щ ?

Дайте характеристику этим звукам.

(согласные, глухие, шипящие, звуки [Ч], [Щ] всегда мягкие).

Прочитайте слова на доске: Ро ща , да ча , чу рка, чаща

— Какие сочетания с данными буквами встретились в этих словах?( ча, ща, чу )

— Давайте подчеркнем их.

— С какими сочетаниями мы уже познакомились на прошлом уроке?(ча, ща)

— Что мы про них знаем? (пишутся с гласной буквой а )

— Какое здесь лишнее слово? (чурка) . А почему?( чу)

Тема нашего урока « Правописание слов с сочетанием чу — щу » (на доске)

Скажите чему будем учиться на уроке?

Сегодня мы будем учиться писать слова, предложения с сочетаниями чу — щу

А мы что – ни будь знаем по этой теме?

А чтобы вы хотели узнать?

Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это…(щука)

– Произнесите отгадку, выделите первый звук.

– Что можете о нем сказать? (Он согласный, шипящий, мягкий.)

— Какие гласные обозначают мягкость предшествующих согласных ? ( е, ё, и, ю, я )

А какие твердость предшествующих согласных звуков? (а, о, у, ы, э)

4. Постановка проблемы

Какую гласную мы напишем в слове щ . ка? (слово на доске )

Значит по закону мы должны написать букву ю , а мы будем писать какую букву? ( у).

5.Открытие новых знаний

Какое правило мы можем сформулировать?

В сочетаниях чу, щу пишется только буква у , вопреки всем законам.

Звуки ч и щ всегда мягкие, поэтому их смягчать уже не надо. В сочетании чу, щу пишется буква у .

6. Первичное закрепление

Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, подчеркните сочетания и запомните как они пишутся.

На доске: Леч. , тащ . , ищ . , крич . , встреч . , навещ . .

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо, поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбку подарили.

Ходьба на месте.

Поднятие, опускание рук.

Ходьба на месте.

8. Работа в парах.

А сейчас я предлагаю вам в парах поиграть в игру «Собери слово»

На парте у вас лежат карточки, на них написаны слоги, вам нужно из них составить слова(устно) лок

Проверка. чу рка

Как вы понимаете слово чулан? чело до

9.Запись под диктовку.

Вася Щукин пил чудесный чай.

Какие орфограммы встретились в этом предложении? (сочетания ), подчеркните их.

– Назовите мягкие шипящие согласные. Какая гласная пишется после этих согласных?

— Слова, с какой орфограммой нам встречались?

— Какие правила русского языка помогали нам на уроке?

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание буквосочетаний чу-щу» (1 класс)

ХАТАТАЕВА ЛАРИСА ЛОМАЛИЕВА

Тип урока : открытие нового знания

Тема: «Правописание буквосочетаний чу-щу»

Цель : формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЧУ-ЩУ.

Планируемый результат: учащиеся научатся находить в словах буквосочетания ЧУ-ЩУ, писать слова с буквосочетаниями ЧУ-ЩУ, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями.

Формировать навыки сотрудничества, умение осуществлять само- и взаимоконтроль;

Развивать умение составлять алгоритм написания слов с сочетаниями ЧУ-ЩУ, оценивать правильность выполнения действия, уметь пользоваться толковым словарём;

Обучать умению пользоваться алгоритмом написания слов с сочетаниями ЧУ-ЩУ в устной и письменной речи.

I . Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок —

К нам без опоздания

Помоги нам потрудиться!

Мы пришли сюда — учиться.

II . Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

На доске выставляется карточка со словами : ш.на, маш.на, ч.стый, ч.щ..

— Что нужно сделать в этом задании? (Списать слова, вставить пропущенные буквы).

— Вставьте буквы, обоснуйте свой выбор? Какое правило вам поможет обосновать выбор буквы? (Правило «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща»)

— Как вы будете действовать? (По алгоритму).

Учитель располагает на доске расписанные блоки алгоритма.

Примени правило Обозначь орфограмму Определи опасное Произнеси слово

-Восстановите алгоритм правильного написания слов по изученным правилам.

— Почему последовательность шагов будет именно такой? Какое правило вы будете применять для данных слов?

Учитель подставляет возле шага «Примени правило» карточку с сочетаниями ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА. Алгоритм готов: Произнеси слово.

Можем теперь выполнить задание? (Да)

— Вставьте в слова пропущенные буквы. Ж. знь, ш . на, маш . на, ч . стый, ч . щ . .

— Проверяем по образцу.

Учитель выставляет на доске карточку с эталоном. Ученики сравнивают свои работы.

-У кого есть ошибки? Что вам надо повторить?

— Прочитайте слова : щ.ка, ч.дак.

— Определите, какие буквы надо вставить в эти слова, и запишите их (один ученик работает у доски).

-У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? (Не смогли определить, какую букву нужно вставить в слова «щука» и «чудак»).

-У кого есть ответы, покажите их. (У, Ю)

Учитель дописывает ответы детей на доску.

III . Выявление места и причины затруднения.

— Почему получились разные ответы? (Мы не знаем правила) Что мы не знаем? (Мы не знаем какую букву надо писать после «ч» и «щ»- «у» или «ю»)

— Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание буквосочетаний ЧУ-ЩУ).

IV . Построение проекта выхода из затруднения

(Чтобы не раскрывать готовое правило, тему урока нужно записать на доске так: чу/ю — щу/ю.)

Учитель знакомит с планом действий (на проекторной доске), затем раздает в группы карточки с заданиями.

План действий: Примерное задание:

Прочитайте слова: Верчу, кручу, ищу, тащу.

Обозначьте новую орфограмму.

Сделайте и запишите вывод.

V . Реализация построенного проекта.

Учащиеся работают в группах .

— Кто готов рассказать о своем открытии? Какой вывод можно сделать?

Ученики формулируют правило сами : в буквосочетаниях ЧУ — ЩУ после Ч и Щ пишется буква У.

— Как же нужно было написать слова «щука» и «чудак»? (Нужно писать с буквой «У».)

— Прочитайте правило в учебнике.

Какую цель ставили? (Выяснить, с какой буквой, У или Ю, надо писать буквосочетания ЧУ — ЩУ.)

Достигли поставленной цели? (Да.)

Посмотрите на наш прежний алгоритм и скажите, подходит ли он вам для определения написания букв У или Ю в буквосочетаниях ЧУ — ЩУ? (Да.) Докажите.

Что нужно дополнить, чтобы вы могли им пользоваться? (Дописать новое правило: ЧУ-ЩУ)
Учитель добавляет новое правило в алгоритм.

VI . Первичное закрепление во внешней речи.

-Выполните задание, применяя алгоритм: по очереди шепотом проговаривая друг другу правило.

Карточка для первичного закрепления (на каждого):

Щ_ка, ч_м, ищ_, молч_,

Все слова на ЧУ и ЩУ.

Я их твердо зауч_,

И пятерку получ_.

Произношу слово «щука».

Есть опасное место — буквосочетание ЩУ.

Применяю правило: «ЧУ — ЩУ пишу с У», пишу в слове «щука» после Щ букву У.

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Теперь как вы можете проверить, чт о знаете новое правило?

Карточка для самостоятельной работы.

Вставь пропущенные буквы. Выдели орфограмму.

Я грамотно писать хоч.,

Слова на Ч. И Щ. уч. :

Ч.лок, и ч.до, и ч.гун,

Ч.дак, и щ.ка, и ворч.н .

Ч.мазый, ч.чело, ч.рбан,

Ч.десный, ч.вство и ч.лан,

Я с У пишу и ЧУ и ЩУ!

Учащиеся работают самостоятельно, после чего по карточке-эталону осуществляют самоконтроль.

Образец для проверки самостоятельной работы:

Я грамотно писать хо чу ,

Чу дак, и щу ка, и вор чу н.

Чу десный, чу вство и чу лан,

— Я с У пишу и ЧУ и ЩУ!

VIII . Включение в систему знаний и повторение.

— Как вы думаете, зачем необходимо изучать эти правила и писать правильно? (Нам необходимо, чтобы нас понимали окружающие; если будем писать безграмотно, то нас трудно будет понять; грамотное письмо необходимо для общения.)

— Где можем применить полученные знания? (При выполнении упражнений.)

— Хорошо! Давайте поработаем с упражнением.

Далее учитель может использовать текст упражнения на изученную тему из учебника. Учащиеся читают текст, содержащий 5—6 предложений, выписывают слова с изученными орфограммами, обозначают их и в завершение выписывают в три стол бика слова с буквосочетаниями соответственно ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ.

— Проверим. Кто объяснит выполнение заданий? ( Проверка проходит фронтально)

IX . Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Что мы не знали?

— Как пишутся буквосочетания ЧУ — ЩУ? (Буквосочетания ЧУ — ЩУ писать надо с буквой У.)

— Оцените свою работу с помощью солнышек и тучек.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Хататаева Лариса ЛомалиевнаНаписать 2752 05.03.2017

Номер материала: ДБ-246893

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    05.03.2017 186
    05.03.2017 706
    05.03.2017 848
    05.03.2017 347
    05.03.2017 154
    05.03.2017 228
    05.03.2017 281

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Более половины родителей не состоят в родительских чатах

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России

Время чтения: 1 минута

Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок письма в 1 классе по теме: «Правило ча-ща, чу-щу»

Цели:

  • закреплять правило написания слов с сочетаниями ча – ща в словах;
  • упражнять детей в написании слов со всеми изученными буквами;
  • повторять знания детей о звуках и буквах, правил оформления на письме предложений;
  • развивать наблюдательность, речь;
  • воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное — к хвастливости и зазнайству.

рисунки-портреты Незнайки и Мальвины, демонстрационные карточки ( ), плакаты с заданиями ( ), д/игра “Поезд” ( ), папка почёта “Красиво писать – красоту творить”.

1. Организационный момент.

— Ребята, обозначим в тетрадях дату на средине строки.

(В это время должны поднять руки те дети, которые не получили тетради)

— И верно, ваши тетради очень понравились Мальвине. (Открывает её портрет) Она их положила в папочку почёта, которая называется “Красиво писать – красоту творить”.

— Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.

— А кто читает то, что вы написали? (Мамы, папы, бабушки, учительница, товарищи по классу.)

— А главное: уважать нужно самих себя и свой труд. Значит, как будем писать? (Красиво, аккуратно и разборчиво.) И будем учиться писать грамотно, без ошибок.

— Спасибо вам, ребята, за красоту и порядок в ваших тетрадях. (Учитель вручает под аплодисменты товарищей лучшие тетради ученикам)

Все дети записывают в тетрадях дату.

2. Повторение знаний о звуках и буквах.

Задание 1. Нужно преобразовать буквы, написанные на доске мелом, в другие буквы с помощью:

У доски работают два ученика. ( )

Задание 2. А в это время (фронтально) проводится игра “Угадайка”.

Дети узнают букву и её называют (например, “Это буква “А” прописная.”, “Это буква “в” строчная”). ( ).

Задание 3. Что лишнее? (Запись на доске).

а) р ,с, А, ш, И, О; (Лишняя буква “ш” — она печатная.)
б) е, ё, и, ю, я; (Лишняя буква “и” — она не обозначает 2 звука.)
в) д, м, п, щ, х; (Лишняя буква “щ” — она обозначает всегда мягкий согласный звук.)

— А какие буквы ещё обозначают всегда мягкие согласные звуки? (Буквы “ч” и “й”.)

3. Сообщение цели урока.

Он не знает ничего!
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки.
Как зовут его?

Учитель помещает на доску портрет Незнайки.

— Незнайка записал буквы: Ч, Щ, Й. Он говорит, что они обозначают всегда мягкие согласные звуки и глухие. Вы с ним согласны? В чём он ошибся? (Буква “й” обозначает не глухой согласный звук.)

Учитель стирает букву “й”.

— Сегодня на уроке мы будем упражняться в более красивом написании букв “ч” и “щ” в словах.. А также познакомимся с новым правилом написания трудных слов – значит, будем богаче в знаниях о русском языке.

4. Каллиграфическая минутка.

-Произнесём звуки, которые обозначаются этими буквами: .

-Чья это песенка? (Паровоза.)

Дети встают “паровозиком”, двигаются по классу и поют:

Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу —
Бежит паровоз,
Далёко, далёко
Ребят он повёз.

6. Сообщение знаний о написании сочетаний ча-ща, чу-щу.

Сказка. ( В. Волина “Русский язык в рассказах, сказках, стихах”, стр.122-123.)

Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже некоторых. Вот только никак не могут найти гласные Ю и Я. Искали- искали, с ног сбились, — до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ю и Я, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: чу-щу, ча-ща.

Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я? (Буквы Ч и Щ обозначают всегда мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными Я и Ю.)

На наборное полотно выставляются пары слогов:

Дети проговаривается хором правило:

“ЧА-ЩА – пиши с буквой А.
“ЧУ-ЩУ – пиши с буквой У.”

7. Закрепление правила. Выполнение упражнений.

На доске слова с пропущенными буквами:

Ч..ща, чищ… , щ…ка, ч…до.

Дети объясняют, какую букву нужно вставить, при этом проговаривается правило.

Учитель вписывает цветным мелом нужную букву.

— Проговорим слова ещё раз и спишем их в тетрадь. Подчеркнём сочетания ча-ща, чу-щу.

Упражнение 2. Работа над деформированным предложением.

Загадка.

Я захожу во все заливы,
Ищу какой-нибудь поживы.

— Какое ошибкоопасное место встретилось в слове щука?

— Слово щука приехало к нам на поезде и просит составить с ним предложение.

(В пруду щука ловит леща.)

Учитель ставит вагончики в нужном порядке.

— Какие правила нужно вспомнить, прежде, чем записать это предложение?

(Дети повторяют правила заглавной буквы в начале предложения, раздельного написания слов друг от друга в предложении и правило написания щу и ща.)

Проговорим предложение и запишем его на следующей строчке в тетрадь.

Упражнение 3. Д/ игра “Отремонтируй слово”. ( )

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слов буквы откусили
К себе в норку утащили.

— Спишите, вставляя пропущенные буквы.

а) Работают с комментированием у доски.
б) Индивидуальная проверка написанного в тетрадях.

— Отгадайте, кто это?

В огороде Тит стоит,
Ничего не говорит,
Сам с грядок не берёт
И воронам не даёт.

— Встанем дружно, ребята, и изобразим огородное чучело – пугало.

(Дети импровизируют. Интересные образы чучел у ребят отметить.)

— Ребята, тише-тише! Незнайка что-то нам хочет сказать.

Учитель за Незнайку говорит:

-О! Я всё запомнил! Я всё теперь знаю! Я грамотнее вас стал! Я вам написал записку:

— Дети, какое правило не запомнил Незнайка? (Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.)

— Прочитаем. Сколько здесь слов? Произнесём это предложение, отхлопывая каждое произнесённое слово. Какое слово первое? Какое второе? Последнее?

— Составим схему этого предложения.

Один из учеников выполняет на доске схему: |____ ____ _____ ____ .

— Запишите предложение, сверяя его со схемой.

— Незнайке очень стыдно за хвастовство и зазнайство. Он извиняется перед вами, пригласил нас на чаепитие. ( )

— Какие слова приготовил он вам? Составим и запишем, проговаривая. О чём будем помнить, записывая эти слова? (ЧА пиши с буквой А.)

Упражнение 6 на внимание.

Учитель произносит предложение:

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

— Какие слова с ча услышали? Назовите их. Какое правило нужно употребить, чтобы грамотно написать эти слова?

Упражнение 7. Самостоятельная работа.

— Составьте по плакату ( ) слова и запишите их.

— Проверим друг друга в парах.

— Что нового узнали сегодня на уроке? (Дети повторяют хором изученные правила.)

-А что, ребята, вы положили в сердце? (Стыдно хвастаться и зазнаваться. А также нужно быть благодарными за помощь)


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-bukvosochetaniy-chuschu-klass-1668926.html

http://urok.1sept.ru/articles/213186