Конспект правописание суффиксов глаголов

Конспект правописание суффиксов глаголов

Орфограмма: правописание суффиксов глаголов (ова, ева, ыва, ива, л).

Правописание суффиксов глаголов
-ОВА- (-ЕВА-) и -ЫВА- (-ИВА-)

В неопределённой форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы -ова-, -ева-, если в 1 -м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю ( проповедую — проповедовать — проповедовала, воюю — воевать — воевал ).

Если же в указанной форме глагол оканчивается на безударные -ываю, -иваю, то в неопределённой форме и в прошедшем времени сохраняется тот же суффикс ( закладываю — закладывать — закладывал, усваиваю —усваивать —усваивал ).

Правописание гласных перед суффиксом -Л-

В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме перед -ть ( видеть — видел, облегчить — облегчила, принять — приняло ).

Таблица: Суффиксы глаголов. Правописание.

Конспект урока «Суффиксы глаголов. Правописание».

Правописание суффиксов глаголов

О чем эта статья:

Понятие суффикса

Суффикс — часть слова, которая расположена обычно после корня.

У суффиксов есть две функции:

  • словообразовательная — образование новых слов;
  • формообразующая — образование новых форм одного и того же слова.

Знать особенности глагольных суффиксов нужно, чтобы правильно писать. Обычно затруднения вызывают безударные гласные в суффиксах и перед ними.

Словообразовательные суффиксы глаголов

Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-

Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:

Чтобы не ошибиться в выборе букв «о», «е» или «ы», «и», нужно запомнить правило правописания суффиксов глаголов.

Если в форме 1 лица единственного числа настоящего (будущего) времени глагол оканчивается на -ую/-юю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени в нем пишется суффикс-ова- или -ева-.

Если в форме 1 лица глагол заканчивается на неударяемое -иваю/-ываю, то в неопределенной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ыва-/-ива-.

Как применить это правило:

  • я распробую— распро́бовать, распро́бовал;
  • запаздываю — запа́здывать, запа́здывал.

Глаголы с древним корнем -вед- («знать») могут сочетаться с разными суффиксами:

Суффикс -ва-

Правописание суффикса -ва- не вызывает затруднений, потому что гласная в нем находится под ударением. Проблемы обычно возникают с безударной гласной основы, которая стоит перед суффиксом:

  • разбить → разб_ва́ть;
  • созреть → созр_ва́ть.

Перед суффиксом -ва- всегда пишется та гласная, которая слышится в корне производящего слова под ударением.

Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов

В суффиксах глаголов после шипящих пишутся буквы «е», «ё»:

В безударных суффиксах пишутся буквы «и» или «е» у глаголов с приставками о-бес/о-без-. Переходные глаголы; пишутся с суффиксом -и-, а непереходные — с суффиксом -е-. Вот так:

Формообразующие суффиксы глаголов

Суффикс -л-

Глаголы прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения имеют суффикс -л-, который присоединяется к основе неопределенной формы:

  • узнать — узналновость; узналбы поточнее.

Перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что стоит перед -ть в неопределенной форме глагола.

Чтобы правильно написать безударный суффикс -я- перед формообразующим суффиксом -л-, запомним список глаголов:

Нулевой суффикс

Формообразующий нулевой суффикс можно встретить в нескольких глагольных формах:

  • повелительном наклонении — читай, пой, сядь;
  • условном наклонении (мужской род, единственное число) — вез бы, высох бы;
  • изъявительном наклонении (прошедшее время, мужской род, единственное число) — унес, сох.

Постфикс -ся (-сь)

С помощью постфикса -ся (-сь) образуются возвратные глаголы:

Морфема -ся пишется после согласных, а -сь после гласных основы.

Таблица с суффиксами глаголов

Словообразующие суффиксы глаголов — разнообразная группа, каждый из них используется в своем случае. Разобраться в правописании суффиксов глаголов поможет таблица.

Суффикс

Правила написания суффикса

Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -ую (-юю):

балую — баловать, беседую — беседовать.

Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -иваю или -ываю:

Этот суффикс всегда под ударением. Чтобы понять, что перед нами именно суффикс -ва-, нужно выделить корень слова: если е, о, ы или и в нем не сохраняются, нужно действовать по правилам выше. Если сохраняются, то это как раз суффикс -ва-:

В глаголах после шипящих под ударением всегда пишется ё, без ударения — е:

Используются в тех глаголах, которые образованы от существительных:

лед — леденеть (стать как лед самому), леденить (покрывать льдом кого-то или что-то).

Эти суффиксы зависят от переходности или непереходности глагола. Если он переходный, то пишется суффикс и (обескровить), а если непереходный — то е (обескроветь).

Вот алгоритм, по которому можно проверить написание безударных гласных в суффиксах глаголов и перед ними.

План-конспект урока «Правописание суффиксов глаголов»

«Правописание суффиксов глаголов» (7 класс)

Образовательные: сформировать в ходе урока представление о суффиксах глагола ова- (-ева-), -ыва- (-ива-); формировать умение учащихся правильно писать глаголы с суффиксами -ова- (-ева-), -ыва-

(-ива-); организовать деятельность учащихся по изучению правописания данных суффиксов глагола.

Развивающие: создать условия для развития речи, памяти учащихся.

Воспитательные: воспитывать уважение и внимательное отношение к языку, прививать любовь к слову.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование : учебник, раздаточный материал.

Приветствие учителя: Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками всем будут: внимание, находчивость, смекалка.

Объявление темы и целей урока.

Исходя из темы, можете ли вы предположить, чем мы будем заниматься на уроке? Скажите, а чему, как вы думаете, мы должны научиться сегодня? (Владеть способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов) . Что должны знать? (Способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов).

Учащиеся дают определения следующим терминам, которые они изучали в разделе «Глагол»: глагол, вид глагола, переходные глаголы, непереходные глаголы, спряжение глаголов, возвратные глаголы.

Вывод: какие существуют способы образования?

Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом.

Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?

— Мы убедились, что при написании этих суффиксах глаголов необходимо выбрать гласную букву.

Чтение правила в учебнике на стр. 67, 68.

Составим опорную схему в рабочих тетрадях.

Алгоритм выбора суффикса ( -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-) глагола

Ставлю вопрос к глаголу, определяю его вид.

Ставлю глагол в форму наст. или буд. времени 1 ЛИЦА ЕД.Ч. (подставляю местоимение Я), сохраняя ВИД. (Я что сделаю?/Я чт о делаю?)

Смотрю, на что оканчивается глагол.

— УЮ, -ЮЮ -ЫВАЮ, -ИВАЮ

-ОВА- / -ЕВА- -ЫВА- / -ИВА-

Какие действия мы должны выполнять для того, чтобы правильно писать данные суффиксы глаголов?

1. Соотнесите фразеологизм с его значением: (глаголы записаны на доске)

подливать масла в огонь усердств…вать

набрать в рот воды п…дзадор…вать

из кожи вон лезть бе…молвств…вать

2.Придумайте с одним из фразеологизмов предложение.

А. С. Грибоедов был отличный пианист и большой знаток музыки: Моцарт, Бетховен, Вебер были его любимыми композиторами. Однажды знакомый сказал ему: «Ах, Александр Сергеевич, сколько Бог дал вам талантов: вы поэт, музыкант, лихой кавалерист, и, наконец, отличный лингвист!» Известно, что, писатель основательно знал пять европейских языков, а также персидский и арабский. Грибоедов улыбнулся, взглянул на льстеца своими умными глазами из-под очков и ответил: «У кого много талантов, у того нет ни одного настоящего».

Однажды А.С. Пушкин письменно обратился к издателю одного журнала, с которым он сотрудничал, с просьбой выдать ему причитающийся гонорар. Редакция ответила ему запросом, когда ему удобнее получить деньги: в понедельник или во вторник, и получит ли он все двести рублей сразу или сначала только сто. Поэт отвечал лаконичной запиской: «Понедельник лучше вторника, а двести лучше ста”.

-Какие качества А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина проявляются в их ответах? (Скромный, смекалистый, остроумный, находчивый, незаурядный, оригинальный, тактичный, яркий).

Закрепление изученного (продолжение).

1.Замените сочетания слов глаголом в форме инфинитива, выделите суффиксы.

взять под арест —

являться с опозданием —

приближаться крадучись, тайком, незаметно —

прийти к финишу –

2. Объяснить смысл пословиц. Производя по алгоритму необходимые действия, определите суффикс глагола. Обозначьте орфограмму.

1) Не та хозяйка, которая (разговарИВАЮ) разговар…вает, а та, которая щи (наварИВАЮ) навар…вает.

2) Враг хотел (пирУЮ) пир…вать, а пришлось (горЮЮ) гор…вать.

3) Кто не умеет выполнять, не должен (приказЫВАЮ) приказ…вать.

4) Всякий трус любит о храбрости (беседУЮ) бесед…вать.

5) Новых друзей (жИть) наж…вай, а старых не теряй.

3. Вставьте пропущенные орфограммы.

Использ..вать, жал..ваться, танц..вать,

расспраш..вать, отпляс..вать, откап..вать,

высчит..вать, вспах..вать, пропал..вать,

склад..вать, попроб..вать, затраг..вать,

Самопроверка по записи на доске:

Используя записанные на доске слова, составьте предложение. В своем предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните правописание гласных в суффиксах глаголов.

Образов..вали, тренир..вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали .

Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова, -ева, -ыва, -ива. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

Суффиксы –ыва- и –ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам.

Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.

Так или иначе, но суффиксы –ыва- и –ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы – ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам –у-, -ю, оставаясь только в некоторых формах.

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это –ыва- и –ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О,Е.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой нам урок дает эта сказка? Еще раз сформулируем правило.


источники:

http://skysmart.ru/articles/russian/pravopisanie-suffiksov-glagolov

http://infourok.ru/plan-konspekt-uroka-pravopisanie-suffiksov-glagolov-4549328.html