Правописание суффиксов глаголов -ОВА- (-ЕВА-) и -ЫВА- (-ИВА-)
В неопределённой форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы -ова-, -ева-, если в 1 -м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю ( проповедую — проповедовать — проповедовала, воюю — воевать — воевал ).
Если же в указанной форме глагол оканчивается на безударные -ываю, -иваю, то в неопределённой форме и в прошедшем времени сохраняется тот же суффикс ( закладываю — закладывать — закладывал, усваиваю —усваивать —усваивал ).
Правописание гласных перед суффиксом -Л-
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме перед -ть ( видеть — видел, облегчить — облегчила, принять — приняло).
Таблица: Суффиксы глаголов. Правописание.
Конспект урока «Суффиксы глаголов. Правописание».
Правописание суффиксов глаголов
О чем эта статья:
Понятие суффикса
Суффикс — часть слова, которая расположена обычно после корня.
У суффиксов есть две функции:
словообразовательная — образование новых слов;
формообразующая — образование новых форм одного и того же слова.
Знать особенности глагольных суффиксов нужно, чтобы правильно писать. Обычно затруднения вызывают безударные гласные в суффиксах и перед ними.
Словообразовательные суффиксы глаголов
Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-
Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:
Чтобы не ошибиться в выборе букв «о», «е» или «ы», «и», нужно запомнить правило правописания суффиксов глаголов.
Если в форме 1 лица единственного числа настоящего (будущего) времени глагол оканчивается на -ую/-юю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени в нем пишется суффикс-ова- или -ева-.
Если в форме 1 лица глагол заканчивается на неударяемое -иваю/-ываю, то в неопределенной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ыва-/-ива-.
Как применить это правило:
я распробую— распро́бовать, распро́бовал;
запаздываю — запа́здывать, запа́здывал.
Глаголы с древним корнем -вед- («знать») могут сочетаться с разными суффиксами:
Суффикс -ва-
Правописание суффикса -ва- не вызывает затруднений, потому что гласная в нем находится под ударением. Проблемы обычно возникают с безударной гласной основы, которая стоит перед суффиксом:
разбить → разб_ва́ть;
созреть → созр_ва́ть.
Перед суффиксом -ва- всегда пишется та гласная, которая слышится в корне производящего слова под ударением.
Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов
В суффиксах глаголов после шипящих пишутся буквы «е», «ё»:
В безударных суффиксах пишутся буквы «и» или «е» у глаголов с приставками о-бес/о-без-. Переходные глаголы; пишутся с суффиксом -и-, а непереходные — с суффиксом -е-. Вот так:
Формообразующие суффиксы глаголов
Суффикс -л-
Глаголы прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения имеют суффикс -л-, который присоединяется к основе неопределенной формы:
узнать — узналновость; узналбы поточнее.
Перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что стоит перед -ть в неопределенной форме глагола.
Чтобы правильно написать безударный суффикс -я- перед формообразующим суффиксом -л-, запомним список глаголов:
Нулевой суффикс
Формообразующий нулевой суффикс можно встретить в нескольких глагольных формах:
изъявительном наклонении (прошедшее время, мужской род, единственное число) — унес, сох.
Постфикс -ся (-сь)
С помощью постфикса -ся (-сь) образуются возвратные глаголы:
Морфема -ся пишется после согласных, а -сь после гласных основы.
Таблица с суффиксами глаголов
Словообразующие суффиксы глаголов — разнообразная группа, каждый из них используется в своем случае. Разобраться в правописании суффиксов глаголов поможет таблица.
Суффикс
Правила написания суффикса
Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -ую (-юю):
балую — баловать, беседую — беседовать.
Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -иваю или -ываю:
Этот суффикс всегда под ударением. Чтобы понять, что перед нами именно суффикс -ва-, нужно выделить корень слова: если е, о, ы или и в нем не сохраняются, нужно действовать по правилам выше. Если сохраняются, то это как раз суффикс -ва-:
В глаголах после шипящих под ударением всегда пишется ё, без ударения — е:
Используются в тех глаголах, которые образованы от существительных:
лед — леденеть (стать как лед самому), леденить (покрывать льдом кого-то или что-то).
Эти суффиксы зависят от переходности или непереходности глагола. Если он переходный, то пишется суффикс и (обескровить), а если непереходный — то е (обескроветь).
Вот алгоритм, по которому можно проверить написание безударных гласных в суффиксах глаголов и перед ними.
Образовательные: сформировать в ходе урока представление о суффиксах глагола ова- (-ева-), -ыва- (-ива-); формировать умение учащихся правильно писать глаголы с суффиксами -ова- (-ева-), -ыва-
(-ива-); организовать деятельность учащихся по изучению правописания данных суффиксов глагола.
Развивающие: создать условия для развития речи, памяти учащихся.
Воспитательные: воспитывать уважение и внимательное отношение к языку, прививать любовь к слову.
Тип урока : комбинированный.
Оборудование : учебник, раздаточный материал.
Приветствие учителя: Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками всем будут: внимание, находчивость, смекалка.
Объявление темы и целей урока.
Исходя из темы, можете ли вы предположить, чем мы будем заниматься на уроке? Скажите, а чему, как вы думаете, мы должны научиться сегодня? (Владеть способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов) . Что должны знать? (Способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов).
Учащиеся дают определения следующим терминам, которые они изучали в разделе «Глагол»: глагол, вид глагола, переходные глаголы, непереходные глаголы, спряжение глаголов, возвратные глаголы.
Вывод: какие существуют способы образования?
Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом.
Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?
— Мы убедились, что при написании этих суффиксах глаголов необходимо выбрать гласную букву.
Ставлю глагол в форму наст. или буд. времени 1 ЛИЦА ЕД.Ч. (подставляю местоимение Я), сохраняя ВИД. (Я что сделаю?/Я чт о делаю?)
Смотрю, на что оканчивается глагол.
— УЮ, -ЮЮ -ЫВАЮ, -ИВАЮ
-ОВА- / -ЕВА- -ЫВА- / -ИВА-
Какие действия мы должны выполнять для того, чтобы правильно писать данные суффиксы глаголов?
1. Соотнесите фразеологизм с его значением: (глаголы записаны на доске)
подливать масла в огонь усердств…вать
набрать в рот воды п…дзадор…вать
из кожи вон лезть бе…молвств…вать
2.Придумайте с одним из фразеологизмов предложение.
А. С. Грибоедов был отличный пианист и большой знаток музыки: Моцарт, Бетховен, Вебер были его любимыми композиторами. Однажды знакомый сказал ему: «Ах, Александр Сергеевич, сколько Бог дал вам талантов: вы поэт, музыкант, лихой кавалерист, и, наконец, отличный лингвист!» Известно, что, писатель основательно знал пять европейских языков, а также персидский и арабский. Грибоедов улыбнулся, взглянул на льстеца своими умными глазами из-под очков и ответил: «У кого много талантов, у того нет ни одного настоящего».
Однажды А.С. Пушкин письменно обратился к издателю одного журнала, с которым он сотрудничал, с просьбой выдать ему причитающийся гонорар. Редакция ответила ему запросом, когда ему удобнее получить деньги: в понедельник или во вторник, и получит ли он все двести рублей сразу или сначала только сто. Поэт отвечал лаконичной запиской: «Понедельник лучше вторника, а двести лучше ста”.
-Какие качества А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина проявляются в их ответах? (Скромный, смекалистый, остроумный, находчивый, незаурядный, оригинальный, тактичный, яркий).
Закрепление изученного (продолжение).
1.Замените сочетания слов глаголом в форме инфинитива, выделите суффиксы.
взять под арест —
являться с опозданием —
приближаться крадучись, тайком, незаметно —
прийти к финишу –
2.Объяснить смысл пословиц. Производя по алгоритму необходимые действия, определите суффикс глагола. Обозначьте орфограмму.
1) Не та хозяйка, которая (разговарИВАЮ) разговар…вает, а та, которая щи (наварИВАЮ) навар…вает.
2) Враг хотел (пирУЮ) пир…вать, а пришлось (горЮЮ) гор…вать.
3) Кто не умеет выполнять, не должен (приказЫВАЮ) приказ…вать.
4) Всякий трус любит о храбрости (беседУЮ) бесед…вать.
5) Новых друзей (жИть) наж…вай, а старых не теряй.
3. Вставьте пропущенные орфограммы.
Использ..вать, жал..ваться, танц..вать,
расспраш..вать, отпляс..вать, откап..вать,
высчит..вать, вспах..вать, пропал..вать,
склад..вать, попроб..вать, затраг..вать,
Самопроверка по записи на доске:
Используя записанные на доске слова, составьте предложение. В своем предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните правописание гласных в суффиксах глаголов.
Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова, -ева, -ыва, -ива. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.
Суффиксы –ыва- и –ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам.
Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.
Так или иначе, но суффиксы –ыва- и –ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы – ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам –у-, -ю, оставаясь только в некоторых формах.
Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это –ыва- и –ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О,Е.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой нам урок дает эта сказка? Еще раз сформулируем правило.