Конспект правописание суффиксов наречий

Конспект урока по русскому языку «Суффиксы О — А на конце наречий»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку предназначен для учащихся 7 класса при изучение темы «Наречие»

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_narechiya_na_a_o.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс Учитель русского языка Глазунова М. А.

Открытый урок по теме «Буквы -о, -а на конце наречий»

а) обучающая — создать условия для осознанного изучения новой темы учащихся в системе различных методов; сформировать навык грамотного, безошибочного письма; формирование умения составлять алгоритм действий при решении орфографической задачи.

б) развивающая: формирование проблемного и критического мышления у учащихся путем включения их в активную мыслительную деятельность; развитие коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся; развитие навыков анализа текста и работы со словарем; развитие устной диалогической речи.

в) воспитывающая: воспитание самостоятельности, критического отношения к себе; сотрудничество в работе, воспитание внимательного и культурного читателя, формирование жизненных установок и основ нравственности.

  1. Лексическая разминка. Устная работа с фразеологизмами.

Определить значение фразеологизмов, заменив их близкими по значению словами.

Душа в душу (дружно)

Не покладая рук (усердно)

В час по чайной ложке (мало)

Засучив рукава (хорошо, старательно)

Галопом по Европам (наспех, кое-как)

Непочатый край (много)

Спустя рукава (лениво, плохо)

— Слова какой части речи мы использовали для замены? (наречия)

Случайно это? (нет, мы сейчас изучаем эту часть речи)

Тогда, используя наречия, скажите мне, как вы настроены сегодня поработать? (продуктивно, качественно, активно, хорошо)

-А как никто не хочет работать? (плохо, лениво, непродуктивно). Что ж, в конце урока мы с вами подведем итог, получилось ли у нас работать так, как хотелось.

  1. Работа над правописанием наречий.

На доске записаны пословицы.

Дорога помощь (во)время.

С другом (по)братски, с врагом (по)солдатски.

Береги платье (с)нову, а честь (с)молоду.

Сердцу злого человека и (во)время отдыха покоя нет.

Науку изучают с азов, дружбу берегут сначала.

Друг за друга накрепко держаться, ничего не бояться.

— Объяснить правописание наречий в данных пословицах методом игры «Согласен — не согласен».

В двух последних предложениях орфограмма не выделена. Есть ли в этих предложениях наречия? Да, сначала и накрепко) Сделайте морфемный разбор данных слов. При помощи каких суффиксов они образованы? (о-а). Какой возникает вопрос? (почему разные суффиксы) Как сформулировать тему урока?

Буквы о – а на конце наречий ( запись на доске и в тетрадях ).

— Какова цель нашей работы?

Узнать, когда в наречиях пишется суффикс А, а когда О, т.е. вывести правило; определить способ применения правила.

IV. Работа учащихся по изучению темы.

Задание : определите, каким способом образованы данные наречия:

Досуха, вправо, издавна, налево, затемно, слева.

Выводы : наречия образованы от прилагательных приставочно – суффиксальным способом.

Задание: распределите наречия в две колонки в зависимости от суффикса:

Досуха, вправо, издавна, налево, затемно, слева, заживо, докрасна, снова, изредка, надолго.

Выводы: суффикс А пишется, если наречия образованы с помощью приставок из, до, с

Суффикс О пишется, если наречия образованы с помощью приставок в, на, за

Задание : определить способ образования наречий досрочно, дословно, доходчиво, известно, изнеженно, доверчиво, связно.

Понаблюдайте, какие суффиксы пишутся на конце наречий.

Выводы : данные наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных. На конце таких наречий пишется суффикс О.

Задание : прочитайте правило по учебнику и оцените ответы – выводы трех групп.

Составление алгоритма правила

« Суффиксы О — А в наречиях»

  1. Каким способом образовано наречие: приставочно-суффиксальным?

На конце наречий пиши О

б) приставочно – суффиксальным

ДО пиши А НА пиши О

Закрепление темы с помощью тренировочных упражнений.

а). Работа с упражнением 574.

Работа по вариантам: в течение одной минуты записать в тетрадях и на доске максимальное количество наречий, образованных: 1в. – с помощью суффикса -а; 2 в. – с помощью суффикса -о. В записанных словах выделить все морфемы (по одному представителю от каждой команды – у доски).

1 в. – слева, справа, снова, дочерна, досуха, издавна, дочиста (на раскладках)

2 в. – влево, вправо, налево, направо, начерно, насухо, начисто, заново.

Досыта, сгоряча, дотемна, извилисто, доходчиво, засветло, изнеженно.

Вновь обратимся к двум последним пословицам на доске и посмотрим, можно ли применить наше правило для них (проверка).

Работа с текстом.

— Посмотрим еще раз на все пословицы, записанные на доске. Прочитайте их еще раз и скажите, что их объединяет? (они говорят о разных качествах человека)

— О каких конкретно качествах идет речь? (ум, доброта, помощь, умение дружить, порядочность). Как вы думаете, без какого главного качества человека невозможны все остальные? Человек не может быть добрым, отзывчивым, порядочным, если у него нет – чего? – совести .

Итак, мы пришли к выводу, что среди разнообразных человеческих качеств не последнее место занимает совесть.

Рефлексия: оцените свою работу на уроке с помощью наречий.

Конспект урока по русскому языку на тему»Правописание наречий. Наречие с суффиксами»

Учитель: Жумагалиева Р. класс : 7 Дата: 17.02. 2016

Тема урока: Правописание наречий. Наречие с суффиксами

Цель урока: обобщение и систематизация учебной информациии по теме наречие

Задачи урока: научить учащихся применять полученные теоретические знания о наречии на практике при выполнении различных заданий, развивать навыки грамотного письма, проверить степень овладения умением правописания суффиксов в наречиях, совершенствовать творческие способности, формулировать свои суждения и высказывать их, учить критически мыслить, выделять главное,

воспитывать культуру общения в паре, уважение к чужому мнению; любовь к природе

Ожидаемые результаты: Научатся работать в группе,высказывать свои мысли,определять грамматические признаки наречия, сумеют находить наречие среди других частей речи , делать выводы, научатся самооцениванию и взаимооцениванию

Методы и приемы: Игра «Время круга», компьютерная презентация, прием»Логические цепочки», стратегия «Составь задание»,

Технология: технология сотрудничества, а также игровая.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Ресурсы: Учебник Русская речь 7 класс.Жанпеисова У.А.,интернет-ресурсы

Приветствие. Психологический настрой.»Облака» Перед вами на парте три облачка: оранжевое – „я готов активно работать на уроке‟; зеленое – „я не готов к активной работе, нет настроения‟; голубое – „средняя степень готовности, нейтральное настроение‟. Покажите, пожалуйста, то, которое соответствует вашему настроению сейчас.

Разминка «Время круга»

Цель: создание благоприятной атмосферы в классепроверка усвоение пройденной темы.

Деление на группы при помощи слов-наречий: хорошо, отлично, прекрасно

2. Переход к теме урока

Чтение стихотворения
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Вспомнится наречие «светло»,
И увидишь – солнышко взошло.
Если скажешь ты: «Темно»,
Сразу вечер постучит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты: «Красиво»,
Пред тобою сразу вся Россия!

Вступительное слово учителя.

— Сегодня у нас урок необычный. Мы совершим путешествие в страну выученных уроков. Страны выученных уроков нет ни на одной карте, но она есть в вашем сердце, в вашей голове. Это знания, которые вы получаете на уроках и в жизни. У кого-то эта страна уже достаточно большая. В ней есть острова знаний, вершины успехов. А у кого-то пока она еще очень маленькая, но от вас зависит, какой она станет за 11 лет вашей школьной жизни. Сегодня мы совершим путешествие на один из островов ваших знаний, который носит название – Наречие.

— Когда человек отправляется в путешествие, он обязательно планирует свой маршрут. Давайте и мы запланируем, что нам необходимо повторить сегодня на уроке? — А еще мы запланируем одержать сегодня маленькую победу и почувствовать радость от успеха. Готовы отправиться в путь? Тогда вперед!

Путешествие по Острову Наречие.

Запишите тему нашего урока: Правописание наречий. Наречие с суффиксами

3. Сегодня мы совершим путешествие по острову «Наречие».

Задание 1. Теоритический причал.

Групповая работа. «Логические цепочки»

Задание 2. Грамматическая минутка . Назовите только наречия

труд, трудиться, трудно, трудовой, отдых, отдыхать, праздник, праздновать, старый, по – старому, празднично, левый, налево, рядом,

Формативное оценивание: словесное поощрение,

4. Долина заданий

Правописание наречий на -О,-А (правило)

1 группа
1. издавн… 4. влев… 7. изредк…
2. добел… 5. дополн… 8. дотемн…
3. снов… 6. накрепк… 9. сгоряч…

Быстро (медленно), близко (далеко), много (мало), плохо (хорошо)

Образуйте от прилагательных наречия. Выделите приставки и суффиксы

Хороший, дружный, справедливый, зимний, добрый.

5. Таинственная поляна

Ознакомление с теоретическим сведением

Задание работа с текстом

Когда-то в старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Все лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с какими-то зернами.
Соседка Стрекоза к зиме не готовилась. Она все пела что-нибудь, ходила куда-либо.
Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:
— У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет.
Поделись-ка, дружочек!
А Муравей ей в ответ:
— Ты, соседка, все лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!

Найти в сказке фразеологизмы и подобрать к ним синонимы.
(сломя голову – быстро, рукой подать – близко, куры не клюют – много, спустя рукава – плохо)

2 группа Синтаксический разбор предложения.

Когда-то в старом лесу жили Стрекоза и Муравей

3 группа Составить предложения с наречиями

Физминутка « Глубоко мы все вздохнем,

Высоко поднимем руки,

Прогоним срочно лень и скуку.

Повернемся влево, вправо.

Отдохнули? Вот и славно!»

— Сколько наречий встретилось в тексте физкультминутки? (5).

6. Подведение итогов

Работа в паре. Составление теста из одного вопроса

Итак, все в сборе. Мы садимся в уютные каюты и обязательно оцениваем события дня. Это очень важная часть каждого нашего дня – понять, что он нам принес.

— какие эмоции испытали вы за время нашего путешествия?

— что показалось наиболее интересным? Наиболее трудным? Чему вы научились?

Учащиеся показывают выбранное облачко

(клеят на ватмане).

Образуются 3 группы по 4 ученика. Отвечают на вопросы.

Сильный ученик Орынбасаров Ердаулет читает стихотворение

Конспект правописание суффиксов наречий

Орфограмма: Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-): правописание суффиксов имён существительных, имён прилагательных, глаголов и наречий.

1. Правописание суффиксов имён существительных

Суффиксы -чик/-щик. Суффикс -чик пишется после корней, оканчивающихся на д, т, з, с, ж, суффикс -щик — в остальных случаях (разведчик, метчик, образчик, подписчик, перебежчик, носильщик, сменщик).

Суффиксы -ек/-ик. Суффикс -ек пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе выпадает; суффикс -ик пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе сохраняется (замочек — замочка, ключик — ключика).

Суффиксы -ец/-иц. Суффикс -ец пишется:

  • в существительных мужского рода (братец, делец, хлебец);
  • в существительных среднего рода, когда ударение падает на окончание (письмецо, пальтецо).

Суффикс -иц- пишется:

  • в существительных женского рода (улица, мыльница, мельница);
  • в существительных среднего рода, когда ударение падает на основу (платьице, строеньице).

Суффиксы -ичк-/-ечк-. Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от существительных на -иц- (луковица — луковичка, рукавица — рукавичка). Суффикс -ечк- пишется в словах, образованных от существительных не на -иц— (нянечка, лукошечко, Танечка).

Суффиксы -ышк-/-ушк-/-юшк-. Суффикс -ышк- пишется в существительных среднего рода (после него пишется окончание -о) (зёрнышко, солнышко, донышко). Суффикс -ушк- пишется в существительных мужского и женского рода (дедушка, девушка, соловушка). Суффикс -юшк- пишется в словах всех трёх родов (полюшко, долюшка, дядюшка).

Суффикс -инк-(-ин- + -к-)/-енк-. Суффикс -инк- пишется в словах, образованных от существительных с суффиксом -ин- (соломина — соломинка, рябина — рябинка). Суффикс -енк- пишется в уменьшительных формах существительных на -на, -ня, у которых в Р. п. мн. ч. не пишется на конце мягкий знак ( блесна — блёсен — блесенка, башня — башен — башенка ), а также в словах беженка, неженка, француженка, черешенка и т. п.

2. Правописание суффиксов имён прилагательных

Суффиксы -ив-/-ев-, -еват-/-евит-. Суффикс -ив- пишется под ударением, -ев- в безударном положении (красивый, спесивый, строевой, молодцеватый). Исключения : милостивый, юродивый.

Суффиксы -ов- и -ев-. После шипящих и ц под ударением пишется суффикс -ов-, без ударения — суффикс -ев- (парчовый, перцовый, камышовый, ключевой, концевой, ковшевой, вещевой).

Суффиксы -чив-/-лив-. Всегда пишутся с и (приветливый, переменчивый).

Суффиксы -к- и -ск-. Суффикс -к- пишется:

  • в качественных прилагательных, которые имеют краткую форму (резкий — резок, низкий — низок);
  • в прилагательных, образованных от существительных с основой на к, ч, ц, суффикс -ск- упрощается в к; звуки к, ч чередуются с ц (ненец — ненецкий, казак — казацкий, ткач— ткацкий). Исключения: узбек — узбекский, Углич — угличский).

Суффикс -ск- сохраняется в относительных прилагательных с основой на согласные д, т, з, с (матросский, французский, братский, городской) и с основой на согласные г, к, х, которые часто чередуются (Онега — онежский).

3. Правописание суффиксов глаголов

  1. В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме перед -ть (видеть — видел, облегчить — облегчила, принять — приняло).
  2. В неопределённой форме глагола и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова-, -ева-, если в 1-м лице глагол оканчивается на -ую, -юю (рисую — рисовать).
  3. Если в 1-м лице глагол оканчивается на -ываю, -иваю без ударения на а, то суффикс -ыва-, -ива- сохраняется (раздумывать — раздумываю, заканчивать — заканчиваю).

4. Правописание суффиксов наречий

Наречия с приставкой в-, за-, на-, образованные от кратких прилагательных, имеют суффикс (вправо, затемно, набело), а наречия с приставками до-, из-, с- суффикс (дотемна, изредка, справа, исключение — досрочно).

На конце наречий после шипящих без ударения пишется суффикс , под ударением — суффикс (умоляюще, хорошо, исключение — ещё).

Конспект урока «Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)».


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temupravopisanie-narechiy-narechie-s-suffiksami-893939.html

http://uchitel.pro/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D1%83%D1%84%D1%84%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%BE%D0%B2-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85/