Конспект правописание удвоенных согласных 5 класс

Конспект урока русского языка на тему: «Двойные согласные»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок составлен с применением сингапурских структур.

Скачать:

ВложениеРазмер
smo_5_klass.docx34.12 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Сингапурский метод обучения на практике.

Урок русского языка в 5 классе МБОУ «Староюмралинская СОШ» Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Мингазова Р. Р.

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема урока: Двойные согласные.

-познакомить с понятием «двойные согласные» и тренировать в написании слов с двойными согласными в корне;

-познакомить с правилами переноса слов с двойными согласными;

-обогатить словарный запас и формировать навыки употребления слов с двойными согласными в речи учащихся;

-развивать мышление, прививать вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову

Формы организации работы детей: коллективная, самостоятельная, приемы исследовательской работы: наблюдение с использованием технических средств обучения и формулированием соответствующих выводов, работа со словарями

Оборудование: проектор, экран, компьютер, таймер

Технологии: презентация к уроку (слайды №1 — №8)

Записи на доске : буквосочетания слова с удвоенными согласными

Учебник 5 класс. Русский язык Л. 3. Шакирова, Л. Л. Умарова, Казань, изд. Магариф. 2005.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; Орфографический словарь

Правописание удвоенных согласных

Презентация к уроку

Цели: сформировать у учащихся знания о правописание двойных согласных в корне слова; развивать умение выделять слова с двойными согласными в корне слова в тексте

— Для нашего урока я подобрала вот такой эпиграф:

(слайд 1)

  • Если сделал добро – скрой,
  • Если тебе сделали добро – расскажи.

— Объясните смысл этой пословицы

— Сегодня урок русского языка пройдет в форме деловой игры “Заседание редакционной коллегии газеты”. Вы сотрудники редакции: журналисты, помощники журналистов, корреспонденты, корректоры (корректор проверяет текст на наличие ошибок), а я главный редактор.

— Откройте ваши деловые блокноты и запишите число. Результативность вашей работы будет зависеть от того, как вы активно будете участвовать в обсуждении всех вопросов.

— Какую бы работу мы с вами не делали, все начинается с разминки. Наша разминка – это минутка чистописания.

бб жж кк лл мм нн пп сс

— Что это написано на доске? (Согласные буквы) Какое задание вы можете предложить? (Разделить на группы)

(- На звонкие и глухие, парные и непарные) — Лишнее? (гг). Как можно сказать, одним словом все эти согласные? (Двойные согласные)

— Пропишите буквы с правильным соединением.

3. Актуализация знаний.

— Я сегодня получила телеграмму для вас от Незнайки. Она не простая, а зашифрованная.Давайте ее прочитаем.

Ребята! Послушайте группы слов, возьмите первые буквы слов и запишите слова, которые из них состоят. Расшифровав их, вы поймете о чем пойдет сегодня речь:

Весна, апрель, небо, наст, атмосфера (ванна)

Гуашь, ранец, игра, портфель, пенал (грипп)

Аист, лебедь, лиса, енот, ястреб (аллея)(слайд)

— Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

4. Постановка цели и задач урока.

— Так над чем нам придется поработать сегодня? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

-Что нужно уметь хорошо делать для написания слов с удвоенной согласной.

(Хорошо уметь разбирать слова по составу).

5. Изучение нового

— Послушайте и скажите, о каком правиле здесь идет речь?

Эти буквы близнецы
Удалые молодцы.
Ты одной закончи строчку,
А с другой ее начни. (Перенос слов)

— Чтобы заседание редакционной коллегии было слаженным, нам необходимо выполнить несколько упражнений и как можно больше запомнить слов с удвоенными согласными.

— Давайте выполним упражнение 159 ,разомнемся перед трудной работой.Начнем все вместе, закончите самостоятельно.

Учебник с. 85 упр.159

Проверка выполнения упражнения

6. Первичное закрепление

— К нам в редакцию поступило первое задание.(Слайд 3)

— Орфограммы веселились
В салки бегали, резвились
Вы порядок наведите
Слова на группы разделите

Пас. ажир, кал. ендарь, кол. ектив, рус. кий, тел. фон, кол. екция, кос. мос, бас. ейн, дорож. ка, рис. унок.

— Сейчас мы попробуем себя в роли корректоров.

— Незнайка вместе с телеграммой прислал письмо. Прочитайте. (Слайд № 4).

Я учусь во втором класе. У нас дружный колектив. В ссуботу мы ходим в басеен. Я люблю играть со своими друзьями в хокей.

— Что вы заметили? (Разбор ошибок)

— Постарайтесь выполнить работу без ошибок, используя правила написания слов. Запишите в свои рабочие блокноты исправленный текст.(Работают в тетради)

— Давайте проверим, кто справился с этой задачей.

7. Творческое применение знаний (работа в группах)

— А сейчас каждая группа получит задание. Нужно выполнить его максимально точно. От этого зависит, сможем ли мы выпустить газету в номер.

Итак, задание для помощников журналистов. Вы можете помочь в нахождении нужной информации .Вот ваш конверт с заданием

1 группа (синяя) – выполняют помощники журналистов

В данные названия профессий вставь пропущенные двойные согласные.

Хо___еист, профе___ор, режи__ёр, а___истент, ко___еспондент, дре___ировщик.

Раздели на слова и запиши полученное предложение.

2 группа — журналисты. Ваша задача заключается в том, чтобы данным определениям дать название одним словом

(зеленая) – выполняют журналисты.

Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными.

Место, где продают билеты — ________________________________

Спортивная игра с мячом или шайбой — _______________________

Шестой день недели — ______________________________________

Комната для занятий детей в школе — _________________________

Дорожка, обсаженная деревьями — ___________________________

Товарищ по работе — ______________________________________

Обучение животных — _____________________________________

Спортивный бег — ________________________________________

Слова для справок: коллега, кросс, касса, хоккей, дрессировка, аллея, суббота, класс.

3 группа- корреспонденты.Ваша задача выполнить задание по образцу и исправить ошибки.

Карточка № 3. (красная) – выполняют корреспонденты.

1. Измени слова по образцу.

Рано, звонок – ранний звонок

Класс, комната — ________________________________________________

Осень, дни — ____________________________________________________

Пассажир, поезд — _______________________________________________

2. Прочитайте. Найди и исправь ошибки.

Девочка Ала, поход в лесс, второй клас, дрожевое тессто, принять вану, творожная масса

— Проверка выполненных заданий(слайды)

— Кто считает, что работал в полную силу и заслужит отметку “5”? “4”?

— Кто считает, что был не достаточно активен? Почему?

Конспект урока » Удвоенные согласные в корне слова» 5 класс

Конспект урока: «Удвоенные согласные в корне слова»

Ефимовская М. Д., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №11» города Махачкалы

1. Тема урока : Удвоенные согласные в корне слова

Предмет: Русский язык

2. Тип урока : изучение нового материала.

3. Планируемые результаты: научить правописанию слов с удвоенными согласными в корне слова, формирование навыка правописания слов с удвоенной согласной.

Цель урока: формировать умение писать слова с удвоенной согласной,уметь находить данную орфограмму в словах.Способствовать развитию у детей внимания,мышления,речи.

2) Простудился я вчера
Голова болит с утра
Я закашлялся, охрип
У меня наверно .

3) Вдоль дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Всем идти здесь веселее
Этот путь зовут …

– Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычного?

Класс, грипп, аллея

– Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке через запятую.

– Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах.

III. Постановка учебной задачи

– Сегодня мы отправимся в город, который называется


Вы сегодня будете не просто путешественниками, а исследователями.
– Как вы думаете, что может быть объектом исследований в этом городе? (Объектом наших исследований будут слова с двойными согласными в корне)
– Какие орфограммы корня мы знаем? (Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная)
– Есть ли правило правописания безударной гласной в корне слова? (Можно изменить слово так, чтобы она была под ударением) . Например, …
– О правописании парной согласной? (Изменить слово так, чтобы после неё был гласный звук). Например, …
– О непроизносимой согласной? (Изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался отчётливо) . Например, …

Проблемный вопрос: Как проверить написание слов с удвое нн ой согласной?

– Как же мы определим, является ли слово жителем города Удвоенные согласные? (Предположения детей)
– Есть ли общее правило о написании двойных согласных в корне слова?
– Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (Активными, внимательными, помогать друг другу)
– А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте).

IV. Физминутка для глаз (СЛАЙД )

V. Работа по теме урока

1. Упражнение в написании слов с удвоенными согласными

Каждая группа получает листок с предложениями: Слуховой диктант. «Послушай и скажи». (Цель – понаблюдать за словами, сходными по звучанию, объяснить их написание). Определение лексического значения слов.

– Определите на слух, в каких словах, сходных по звучанию, надо писать двойные согласные, а в каких – нет?

1) Если в доме много (с, сс)ора,
Может в доме вспыхнуть (с, сс)ора.

– В чём сходство и различие слов сора и ссора? Назовите синоним слова сор.
– Объясните их значение (сор — мусор, ссора — разлад, разногласие)

2) Спросите, не повысив то (н, нн)а:
Что больше центнер или то (н, нн)а?

3) Кто получит низкий ба (л, лл),
Не придёт на школьный ба (л, лл).

4) Приятнее найти под ёлкой гри (б, бб),
Чем получить ангину или гри (п, пп)

– Назовите слова, сходные по звучанию.

– В чем их различие? (Написание, лексич. значение)

– Подчеркните только те буквы, которые надо вставить в слова.

2. Проблемный вопрос:

Каким образом мы на слух определяем написание удвоенных согласных? (Дети называют слова – рифмы, делают вывод, двойные согласные мы произносим долго)

– Всегда ли двойные согласные произносятся долго? (Нет, поэтому не всегда можно определить по слуху, какую согласную нужно писать)

А как же тогда найти выход из ситуации? (Предположения детей) Вывод.

3. Классификация слов

– Распредели слова по группам (CЛАЙД)

Суббота, Инна, аллея, перрон, Анна, коллекция, жужжит, Алла, колонна, троллейбус, ванна, тонна, территория.

Проверь себя (CЛАЙД )

– На какие группы мы можем классифицировать слова с удвоенными согласными?

бб суббота

нн Инна, Анна, колонна, ванна, тонна

лл аллея, коллекция, Алла, троллейбус


рр перрон, территория

жж жужжит

Работа по учебнику (По буквам рр, лл, нн, мм.)

– А еще каким образом можно классифицировать? Произнесите слова колонна и теннис. Что вы заметили? (В одном случае звук [н] тянется долго, а во втором проговариваем его быстро.)

Сделайте вывод. первой группе можно отнести слова, в которых произносится долгий согласный звук, а ко второй — слова, в которых не произносится долгий согласный звук, т. е. он произносится быстро и без затруднения,

4. Происхождение слов

– А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными — это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова. АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из польского языка, где АЛЕЯ от французского АЛЛЕ, что значит — проход, дорога. (Зачитать из словаря).

– Есть еще один интересный факт — УДАРЕНИЕ во французских словах. Почти во всех словах с двойными согласными, оно падает на последний слог. Но есть и исключения из правил.

Узнать о происхождении слов можно обратившись к специальному словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов» (показать).
А этимологический словарь (показать) подскажет, от какого слова образовалось, или с каким выражением оно связано.

– Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.

V. Физкультминутка музыкальная

VI. «Выведение правила переноса слов»

– Мы записываем слова, но у некоторых они могут не уместиться на одной строчке. Надо знать правило переноса слов с двойными согласными.

– Давайте в группах попробуем сами вынести правило переноса слова с удвоенными согласными с одной строки на другую

– В каких случаях слова правильно разделены для переноса? Отметьте эти слова.

При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят (шос-се).

Шестой день недели (суб-бота)

Дорога с твёрдым покрытием (шос-се)

Спортивная игра с мячом и шайбой (хок-кей)

Место, где продают билеты (кас-са)

Комната для занятий (класс)

Дорога с рядами деревьев по сторонам (ал-лея)

Итог урока. Выставление оценок.

Задание труднее, но интереснее: Составить и записать небольшой рассказ со словами: аппетит, ванна, грипп, компресс, массаж, Алла, суббота.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/660668

http://infourok.ru/konspekt-uroka-udvoennie-soglasnie-v-korne-slova-klass-3952798.html