Конспект презентация правописание жи ши

урок- презентация «Правописание жи-ши»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

урок для первого класса

Скачать:

ВложениеРазмер
prezentatsiya_zhi-shi.pptx801.36 КБ
otkrytyy_urok_-moy.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Найди лишнее слово и объясни ОПРЕДЕЛИ ТЕМУ УРОКА

Жизнь, щавель , камыши, этажи;

Крыши, стрижи, куча, ежи;

Щука, живет , жираф, снежинки;

Малыши, ужи, очки , моржи;

Жить, собака, мыши , машины ;

Шило , дружить , воробей , шиповник

Запишите число, классная работа МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

Девочки: жа , жу , жи ; Мальчики: ша , шу, ши

Составить из слогов слова ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА В ПАРАХ

Ма лы жи пру на ши на ка ши Лы ник кры мы ши нов ши жи мы ма ши

Найди и исправь ошибки: Жизнь, грушы , пружына , шить, жыраф , ошыбка ; Вершина, чижы , моржи, крышы , камышы , этажи, ; Снежынка , пушынка , лужи, ножы . ЗАДАНИЕ НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

I вариант II вариант III вариант Спишите слова, вставляя орфограммы. Подчеркните их Запишите словосочетания, изменяя их по смыслу.Подчеркните орфограмму Спишите текст, определив границы предложения. Подчеркните орфограммы Пруж ..на, ош .. бка , маш ..на, кувш ..н, ёж..к , ж.. лище , нож..к . Прилетели(чиж), шуршат (мышь), играют(малыш), появились(лужа), зацвели (ландыш), ползут(уж). В саду зацвёл ш.повник будь осторожен на нём есть ш.пы осенью бабушка соберёт плоды ш.повника . ВЫБЕРЕТЕ ЗАДАНИЕ , С КОТОРЫМ ВЫ СПРАВИТЕСЬ

Как называется животное с длинной шеей? Как называется дикая роза? Съедобный гриб с рыжей шляпкой? Какой инструмент используют, чтобы проколоть отверстие? Маленькие, серенькие, с длинными хвостиками? ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА

В, расцвели, лесу, ландыши, душистые. Падают, неба, с, снежинки, пушистые. С, и, жи , и, буквой, пиши, ши. СОБЕРИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок русского языка по теме «Правописание слов с сочетаниями «жи-ши»». 2-й класс

Класс: 2

Презентация к уроку

Цель: систематизировать знания учащихся о правописании слов с сочетаниями жи-ши.

Задачи:

  • обобщить знания обучающихся о шипящих звуках [ж], [ш];
  • формировать умение безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши;
  • способствовать личностному развитию детей;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление;
  • способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи учащихся.
  • воспитывать потребность в знаниях, наблюдательность.
  • прививать интерес к урокам русского языка.
  • учащиеся должны знать:

    о звуках [ж], [ш] как твердых.

    учащиеся должны уметь:

    правильно писать слова с сочетаниями жи, ши.

    Дидактический материал и оборудование: презентация, смарт. доска, учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки – “осенние листья” (300 штук), рисунок веточки дерева (30 штук), магнитная доска, толковый словарь Ожегова.

    I. Приветствие гостей.

    «Доброе утро».
    Придумано кем-то
    Просто и мудро
    При встрече здороваться:
    — Доброе утро (к детям)
    Доброе утро солнцу и птицам
    Доброе утро улыбчивым лицам (к гостям)
    И каждый становится
    Добрым, доверчивым…
    Доброе утро длится до вечера. (В. Кривошеевой)

    Ребята! Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. Хорошо, когда мы улыбаемся. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока. Молодцы! Садитесь!

    Ребята, какое сейчас время года? (Осень). Посмотрите. (Слайд 2)

    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Веселой, пестрою стеной
    Стоит над светлою поляной.

    И у нас на уроке сегодня появятся разноцветные листочки на ваших веточках. Для этого вы должны показать все свои знания. Чем больше у вас будет правильных ответов, тем быстрее и больше листочков будет на вашей веточке. У вас на партах лежат листочки, за каждый правильный ответ вы берёте листочек и прикрепляете его на веточку.

    А сейчас, ребята, начнём наше путешествие в увлекательный мир русского языка, но сначала настроимся на работу.

    а) Психологический настрой учащихся на работу. (Слайд 3)

    Наши ушки будут слушать (массаж),
    Наши глазки будут внимательно смотреть,
    Наши пальчики будут красиво писать (массаж),
    Наши головки будут хорошо думать (погладить по голове).
    К работе готовы? (Да). Начинаем .

    б) Уточнение представлений учащихся о звуках [ж], [ш] .

    В живом уголке жили ужи и ежи. (Слайд 4)
    У Миши машина, у машины шина.

    Давайте прочитаем эти записи. Как вы думаете, что это такое? (Это скороговорки). Что такое скороговорка? (Скороговорка — это такое предложение, в котором повторяются одинаковые или похожие звуки. Скороговорку надо проговаривать быстро).

    В толковом словаре Ожегова дано два значения этого слова.

    2) Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

    Произнесём 1-ую скороговорку, начиная медленно и постепенно убыстряя темп. Какой звук повторялся здесь много раз? ([Ж])

    Дайте характеристику этому звуку. ([Ж] – согласный, твёрдый, звонкий). (Слайд 5)

    Произнесите 2-ую скороговорку. Какой звук повторялся чаще всего? ([Ш])

    Дайте характеристику этому звуку. (Этот звук согласный, глухой, твердый). (Слайд.6)

    III. Минутка чистописания. Начинаем минутки чистописания.

    Но сначала разомнем и помассируем пальчики.

    а) Пальчиковая гимнастика. (Слайд 7)

    — Помассируйте каждый пальчик.

    — “Замок”
    На двери висит замок
    Кто открыть бы его смог?
    Потянули,
    Покрутили,
    Постучали,
    И…открыли!

    б) Подготовка к уроку. — Я тетрадь свою открою и наклонно положу (открыть тетрадь и положить “наискосок”),

    — Я от вас, друзья, не скрою: ручку я вот так держу (взять ручки и поставить руки на локоть).

    — Сяду прямо, не согнусь,
    — За работу я возьмусь.

    в) Написание букв.

    Посмотрите на экран. (Слайд 8)

    Что вы видите здесь? (Печатные и прописные буквы ША и ЖЕ.) — По какому признаку я объединила эти буквы в одну группу?

    (Эти буквы согласные, шипящие и всегда твердые.) — А по какому признаку можно разделить их на две группы?

    (По звонкости, по глухости, ША — глухая, а ЖЕ — звонкая) Ребята. Напишите данный ряд букв до конца строки.

    Молодцы! Я вижу, вы все старались.

    Снова глазки на экран. (Слайд 9) Восстановите и прочитайте предложение.

    Какую орфограмму вы здесь видите? (ЖИ, ШИ — пиши с буквой и!)

    Все вы знаете это правило ещё с первого класса. А (Саша) даже знает стихотворение с нашим правилом.

    Внимательно прослушайте стихотворение.

    Как напишешь ЖИ и ШИ?
    Мне решительно скажи!
    Лужи, жимолость, ежи,
    Мыши
    , лыжи, камыши,
    Все сочетания ЖИ — ШИ
    Только с буквой И пиши!

    IV. Актуализация знаний. Постановка темы урока. (Слайд 10)

    Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Я думаю, что мы будем учиться писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.)

    Верно, тема нашего урока “Правописание слов с сочетаниями жи — ши”.

    V. Работа по теме урока.

    1. Игра «Собери слова»(смарт. доска 10), (Приложение 2)

    Все слова рассыпались на слоги. Ваша задача собрать слова (устная работа)

    VI. Физкультминутка (гимнастика для глаз). (Слайд 11), (Приложение 1)

    VII. Работа по теме урока.

    2. Игра «Измени слова». (смарт. доска 12), (Приложение 3)

    Как можно назвать эти слова? (Эти слова обозначают один предмет, стоят (употребляются) в ед. числе). Измените слова так, чтобы они обозначали много (несколько) предметов, стали во мн. числе. Какое правило мы должны вспомнить, чтобы не ошибиться при написании слов с сочетаниями жи-ши?

    Знаем твёрдо: ЖИ – ШИ

    Пишем только с буквой И.

    Запишите слова парами. Подчеркните сочетания жи – ши. (Дети комментируют).

    Проверка по щелчку мыши.

    Ребята. Вы отлично справились с этим заданием, и мы переходим к следующему.

    3. Отгадайте загадки и запишите отгадки. Поставьте в словах ударение. (Слайд 13)

    1. Животное с длинной шеей.

    2. Сами крошки, боятся кошки, (Слайд 14)

    Под полом живут, туда всё несут.

    3. Белые горошки на зелёных ножках. (Слайд 15)

    4. Я бываю разная: (Слайд 16)
    Чёрная и красная,
    Грузовая, легковая.
    Кто же я такая?

    5. К розе не подпускают, (Слайд 17)
    От всех её защищают.

    VIII. Физкультминутка. (Музыка – движения) (Слайд 18)

    “Прогулка в осенний лес”.

    Мы пришли в осенний лес. (ходьба на месте)
    Сколько здесь вокруг чудес! (повороты туловища и головы)
    Справа берёзка в золотой шубке стоит, (поворот вправо)
    Слева ёлка на нас глядит, (поворот влево)
    Листья в небе кружатся, (дети кружатся)
    На землю тихо ложатся. (приседают)

    IX. Закрепление навыка правописания слов с сочетаниями жи, ши.

    а) Ребята. Найдите пару и прочитайте её (слайд 19 — смарт. доска). (Приложение 4)

    X. Работа с деформированными предложениями. (слайд 20 — смарт. доска). (Приложение 5)

    А сейчас, ребята, мы с вами будем работать по вариантам. Составьте и напишите предложения с данными словами. Подчеркните сочетания жи, ши.

    I вариант: Кот, у, Тишка, жил, Миши.

    II вариант: Саши, лыжи, У, новые.

    Вставьте пропущенные буквы (устная работа). (Слайд 21-23)

    На какое правило нам встретились слова на уроке?

    Вывод: чтобы правильно написать эти слова, какое надо знать правило. (Хором)

    XII. Домашнее задание. (Учитель объясняет домашнее задание).

    С. 85, упр. 159. Творческое задание: Составить и записать одно предложение, используя как можно больше слов с сочетаниями жи-ши.

    Посмотрите, какие прекрасные листочки у вас получились на веточках. Покажите их. А в целом выросло целое дерево. А в нём большая сила, как и в нашем классном коллективе. Вместе мы сможем многое. Молодцы, ребята!

    Конспект и презентация по русскому языку на тему «Правописание сочетаний ЖИ-ШИ»

    Выбранный для просмотра документ Правописание сочетаний ЖИ-ШИ 1.(урок).docx

    Тема: Правописание сочетаний жи – ши.

    Цели : Формировать навыки правописания слов с сочетаниями жи – ши; развивать орфографическую зоркость;

    прививать любовь к русскому языку;

    расширять словарный запас учащихся;

    развивать речь, мышление.

    Оборудование: проектор, проекционный экран, карточки, картинки по теме урока, «дерево».

    Долгожданный дан звонок –

    — Сегодня у нас в гостях наш сказочный герой Незнайка. Он хочет сегодня у нас поучиться и узнать что-то новое. Поможем ему? (Учитель вешает на доску картинку Незнайки)

    — Для начала, давайте вспомним правила посадки при письме. (СЛАЙД 2)

    — Ребята, откройте тетради, запишите число и классная работа.

    — Сегодня мы с вами запишем буквы Ж и Ш.

    — Кто может дать характеристику этим звукам?

    — Запишите. (СЛАЙД 3)

    Постановка темы и цели урока.

    — Даны слова в единственном числе, нам нужно образовать от них множественное число.

    — Что вы заметили? На какие слоги они оканчиваются?

    — Кто догадался, какая тема нашего урока?

    Работа по теме урока.

    Игра «Доскажи словечко» (СЛАЙД 5)

    Сказка про ЖИ и ШИ

    — А теперь ребятки, я вам прочитаю сказку о том, почему же буквы Ж и Ш пишутся с буквой И.

    Почему ЖИ и ШИ пишутся с буквой И?

    Жили-были буквы Ж и Ш , и дружили они с гласной Ы . Буквы весело вместе проводили время: играли в догонялки, прятки, грелись на зелёной травке под солнышком. Однажды буквы решили пойти в лес, чтобы насобирать вкусной земляники. Ж, Ш и Ы взяли корзинки, и ,весело напевая песенку, зашагали к лесу. По дороге они встретили букву И . Она спросила: « Буквы, возьмите меня с собой?». Буквы ей ответили: «Пойдём, вместе веселее». И снова весело напевая, Ж, Ш, Ы и И отправились за земляникой.

    В лесу они старались держаться друг друга. Но вот случилось так, что Ж и Ш провалились в яму. «Помогите нам!» -закричали они. Буквы Ы и И подбежали к краю ямы, заглянули вниз. Яма оказалась глубокой, и буквы не смогли вытащить Ж и Ш . Гласные Ы и И побежали домой за верёвкой.

    Когда они возвращались в лес, начало темнеть. Буква Ы испугалась: «Ой, становится темно. Я боюсь возвращаться в лес. Я не пойду».

    «Но там же наши друзья! Им нужна наша помощь!» — сказала буква И .

    «Нет, я не пойду!»- сказала Ы и убежала домой.

    Буква И , запинаясь за коренья, торчавшие из земли, добежала до ямы. Ж и Ш уже дрожали от холода. И бросила им верёвку и по одному вытащила их из ямы. Буквы, взявшись за руки, побежали домой.

    С тех пор дружба у Ж и Ш с гласной Ы разладилась. Лучшей подругой для них стала буква И.

    Поэтому просьба: ЖИ и ШИ всегда пиши с гласной И .

    — Ребятки, вам понравилась сказка? Чему она вас учит?

    — А теперь давайте сделаем вывод (СЛАЙД 6)

    — Ребята, вы наверное немного устали, давайте отдохнем. (СЛАЙД 7)

    Закрепление изученного материала

    — Ребята, наш Незнайка внимательно нас слушает и наблюдает, но вот это задание ему показалось трудным и он задумался, поможем ему?

    (На доске картины, а внизу подписаны слова с пропущенной буквой, ученики по одному идут к доске и вставляют И или Ы) Приложение 1

    Т..ква, кувш..нка, снеж..нка, лыж. ш..шка, м..шка.

    Составь словосочетания (СЛАЙД 8 – 9)

    — Запишите полученные словосочетания.

    А теперь ребятки, мы с вами составим слова и закрепим знания о правописании сочетаний жи-ши. Вам нужно подобрать недостающий слог. (Учащиеся по очереди выходят к доске и подбирают нужный слог, в результате получаются слова: ножи, ерши, стрижи, мыши, лужи)

    — Запишите полученные слова в тетрадь.

    — Ребята, теперь я хочу вам предложить, карточки, но перед этим мы еще раз повторим правописание сочетаний ЖИ-ШИ)

    (Далее учитель раздаёт карточки, учащиеся самостоятельно работают)

    Мыш_, ёж_ки, морж_, лыж_, луж_,

    камыш_, ж_р, ш_ло, ж_вот, маш_на,

    снеж_нки, кувш_н, карандаш_, ш_шки,

    — Посмотрите на Незнайку (СЛАЙД 11), какой он довольный. Как вы думаете, он усвоил сегодняшний урок?

    — Ребята, понравился ли вам урок?

    — Что было самым интересным?

    — Как вы оцениваете свою работу на уроке?

    — Вы сегодня работали замечательно, за это получаете значки. Спасибо!

    Выбранный для просмотра документ Правописание сочетаний ЖИ-ШИ 1.pptx


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/630787

    http://infourok.ru/konspekt-i-prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-sochetaniy-zhishi-2591769.html