Конспект русского языка 4 класс на тему правописания глаголов

Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Правописание глаголов»

Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Правописание глаголов»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Правописание глаголов»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа посёлка Дружба

по русскому языку в 4 классе

Рыбакова Юлия Валерьевна

учитель начальных классов

2016 – 2017 уч. г.

Тема: Правописание глаголов.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений

Цель урока: обобщение, повторение и систематизация знаний учащихся о правописании глаголов.

обобщить знания учащихся по теме «Глагол»;

закрепить навыки правописания глаголов.

развивать умение применять теоретические знания на практике;

– развивать умение работать в группах, активность обучающихся;

– развивать орфографическую зоркость, мышление и внимание.

– воспитывать дружеские отношения между детьми и самостоятельность.

уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке и быть воспитанным.

уметь правильно употреблять глаголы в устной речи и безошибочно их писать;

уметь планировать свою деятельность: формулировать тему урока, ставить перед собой цель, контролировать свои действия и делать выводы;

уметь сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других.

Технологии: технология критического мышления, технология сотрудничества.

Методы: словесный, частично-поисковый, демонстрационный, наглядный.

Средства обучения: «Русский язык 4 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.

С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко и др. – М.: Вентана-Граф, 2014 г.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки, задания для групп.

2. Актуализация знаний.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся

5. Практическое применение знаний и умений

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Все к соседям повернитесь и друг другу улыбнитесь.

Настроение у нас отличное, а улыбки — дело привычное.

Пожелаем друг другу добра, ведь урок начинать нам пора.

-Мы начинаем урок русского языка.

— Запишите число, классная работа.

Тренировка для ума- словарная работа

— Вставьте пропущенные буквы в словарные слова на карточке.

— Выполните взаимопроверку по слайду. Поставьте оценку товарищу.

Формулировка учащимися темы и цели урока

— Подумайте, какое слово лишнее. Почему?

— Что такое глагол?

— Оказывается, слово «глагол» не всегда обозначало часть речи. Известный русский писатель и знаток русского языка, автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка», так объясняет значение слова «глагол»… Прочитайте на экране.

— От существительного «глагол» образовалось сейчас уже устаревшее слово «глаголать», значит говорить, сказывать. В современном русском языке существует однокоренное слово «разглагольствовать».

Прочитайте, что оно обозначает. Надеюсь вы на уроке будете не разглагольствовать, а активно работать.

— Какова была тема прошлого урока?

-Какие именно орфограммы повторяли- видно на нашем солнышке. Перечислите их.

— Но солнышко сияет только наполовину. Кто догадался, почему?

Как вы думаете, нужно ли продолжить сегодня работу по теме: Правописание глаголов? Для чего?

— Какова цель урока?

— Как и на прошлом уроке, каждая орфограмма- это один лучик нашего солнышка. Какие именно орфограммы будем повторять вам подскажут задания на уроке. Я уверена, что солнышко осветит вам путь к знаниям и поможет преодолеть все трудности.

А сначала Минутка чистописания. Проверили посадку.

— Пишем букву «в» заглавную в соединении со строчной. (Учитель показывает на доске). Подчеркните самую красивую пару.

Герой Н. Носова Незнайка, попробовав себя в роли поэта, сочинил следующие слова:

Она мне очень нравица.

— Что вы можете сказать о творении Незнайки? Есть ли ошибки?

— Какого правила он не знает?

— Как называется эта орфограмма?

— Добавим ещё один лучик к солнышку.

— Что нужно сделать, чтобы правильно написать глагол с такой орфограммой?

— Сформулируйте правило проверки этой орфограммы.

— Исправьте эту ошибку. Докажите.

Глеб сделает за доской фонетический разбор слова «весна», а мы потом проверим.

— Прочитайте двустишие хором. Какие ещё орфограммы здесь есть?

— Почему вторая строчка написана с заглавной буквы?

— Почему нужно поставить!

— Запишите двустишие по памяти.

— Проверим фонетический разбор. Просигнальте, кто согласен. Молодец.

— Найдите упражнение1 на стр. 40. Прочитайте стихотворение хором.

— Что значит «присоседится»?

— Выпишите только глаголы, Заменяя транскрипцию буквенной записью, подчеркните орфограммы.

— Максим работает за доской.

— Почему не выписал слово «медведица»?

— В какой форме употреблены глаголы? Запишите.

— Разберите глагол по составу.

— Каким способом он образован?

— О какой медведице идёт речь в стихотворении?

— Оказывается медведицу можно увидеть и на ночном небе в созвездии. Оно так и называется «Большая медведица»- большой ковш. По нему можно определить направление на север. Молодец!

Грамоте учит(?)ся всегда пригодит(?)ся.

Кто любит трудит(?)ся, тому без дела не сидит(?)ся.

— Какая орфограмма пропущена?

Работаем в паре. Не забывайте про правила общения.

— Посоветуйтесь с товарищем, как написать правильно.

— Выпишите с новой строки только глаголы, в которых нужно написать ь перед -ся.

-Проверяем, объясните написание. Сигналим, кто согласен.

— В какой форме стоят эти глаголы? Запишите.

— Какая ещё орфограмма правописания глаголов есть в пословицах?

— Добавим ещё один лучик к солнышку.

— Какое правило знаете?

— Как вы понимаете смысл второй пословицы? Замените предложением. Трудолюбивый человек не сидит без дела.

Алина запишет предложение с комментированием на доске и выполнит синтаксический разбор. Все работают в тетрадях, кто хочет разбирает предложение самостоятельно. Молодец!

— Мы тоже без дела не сидим, но нужно и отдыхать.

— Встали. Поиграем. Я буду называть глаголы с частицей «не». Если она пишется с глаголом раздельно- вы приседаете, если слитно- подпрыгиваете на месте. Будьте внимательны! Молодцы!

— Определите вид орфограммы.

— Добавим ещё один лучик к солнышку.

— В каких формах здесь употреблены глаголы.

— В какой ещё глагольной форме может быть шипящий на конце?

(Если позволит время) Запишите предложение:

Нужно беречь родную природу!

— В какой форме стоит глагол?

Поработаем в группах. Помните о правилах общения!

Упражнение 2 со страницы 41.

1 гр.- найдите и выпишите крупно на лист только глаголы неопределённой формы

2 гр.- глаголы 2 лица ед. ч.

3 гр.- глаголы в повелительном наклонении.

— Проверяем. Представитель каждой группы защищает общее решение. Молодцы!

— Прочитайте четверостишие хором.

В от уж снег последний в поле та ,

Т еплый пар восход от земли,

И кувшинчик синий расцвета

И зовут друг друга журавли. ( А. К. Толстой)

— Определите вид орфограммы.

— Добавим ещё один лучик к солнышку.

— Как правильно написать безударное окончание глагола?

— Какие глаголы относятся ко 2 спряжению, к 1 спряжению?

Выпишите из стихотворения только глаголы, объясните написание окончаний. Определите и подпишите спряжение у глаголов.

А теперь поиграем, но с пользой. На слайде нужно вставить безударное окончание глагола, но сначала объяснить. По одному выбегаем и вставляем. Молодцы!

— Давайте подведём итог урока.

— Какова была тема урока, цель?

— Достигли ли вы поставленной вначале урока цели мы узнаем после выполнения вами теста по теме урока. Тест имеет 2 уровня сложности. У каждого из вас свой тест. Выполняйте.

— Проверяем по ключу на слайде.

— Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы.

Дома ещё поработайте по теме: Правописание глаголов.

— Задание можете выбрать по уровню сложности.

Посмотрите на экран. Выберите смайлик, который соответствует вашему самоопределению вашей деятельности на уроке и нарисуйте свой. Покажите свои смайлики-солнышки. Как ясно стало в нашем классе- на доске светит яркое солнышко, потому что все орфограммы повторили, и ваши солнышки улыбаются, значит хорошо поработали.

— И я довольна вашей работой. Ребята получают оценки: …

-Спасибо за работу!

Дети записывают с комментированием.

Дети работают по карточкам.

-Желать- глагол, а остальные слова являются другими частями речи

Рассказывают правило о глаголе.

Дети читают с экрана.

Дети перечисляют названия орфограмм, которые повторили.

-Есть ещё орфограммы написания глаголов, которые изучили, но не повторили.

-Да, чтобы не ошибаться при написании глаголов.

-Повторить другие орфограммы написания глагола.

-Незнайка допустил ошибку при написании глагола.

— Когда пишется –тся, а когда

–ться в глаголах.

— Правописание –тся и –ться в глаголах.

-Если в вопросе есть ь, пишем -ться, если нет ь- пишем -тся.

— Что делает? Нравится.

Один ученик работает за доской.

-Весна- вёсны, красавица- красный.

— Так оформляется стихотворный текст.

— Это восклицательное предложение.

Дети пишут по памяти.

Проверяют разбор, сигналят.

Дети читают хором

Один ученик работает за доской

— Уляжется, присоседится – что сделает? – в вопросе нет ь, значит и в глаголе не пишем.

— Это имя существительное.

Ученик разбирает глагол по составу. Образован приставочно-суффиксальным способом.

Рассматривают созвездие на слайде

Дети читают пословицы на слайде.

-Написание -тся, -ться в глаголах.

Работают в паре.

Дети проверяют, объясняют написание, сигналят.

— В неопределённой форме.

— Написание частицы «не» с глаголами.

— Частица «не» с глаголом пишется раздельно, кроме слов, которые без «не», не употребляются.

Записывают предложение, выполняют синтаксический разбор. Проверяют.

Дети выполняют движения.

Дети читают пословицы на слайде.

— Мягкий знак после шипящих на конце глаголов.

— В любых глагольных формах после шипящих на конце пишется ь

— Поспешишь, насмешишь- 2л. ед. ч. Отрежь- повелительное наклонение.

Один ученик работает у доски.

— В неопределённой форме.

Дети работают в группах.

Представитель каждой группы прикрепляют листы и защищает общее решение.

Дети читают хором

— Безударное окончание глаголов.

— Поставить глагол в начальную форму, определить спряжение, вспомнить окончание глагола в этом спряжении.

Дети хором рассказывают правило.

Дети в тетрадях и по одному у доски выполняют задание, определяют и подписывают спряжение у глаголов.

Дети по одному выбегают и вставляют окончания глаголов.

— Повторить орфограммы написания глагола.

Дети выполняют тест.

Проверяют по ключу на слайде.

Дети рисуют ротик смайлику, показывают учителю.

Конспект урока с презентацией по русскому языку «Правописание глаголов» (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Закрепить изученные способы действий при написании безударных личных окончаний глаголов.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_glagolov.docx21.29 КБ
russkiy_yazyk.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема: «Правописание глаголов»

Закрепить изученные способы действий при написании

безударных личных окончаний глаголов

  • Обобщить знания детей о правописании безударных личных окончаний глаголов
  • Учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину
  • Систематизировать знания о грамматических признаках глагола
  • Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, ставить учебные цели, анализировать и обобщать
  • Воспитывать умение общаться
  • Учиться контролировать и оценивать себя

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в парах)

1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию

2) формирование мотивации к обучению и познанию

3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии

4) формирование уважительного отношения к иному мнению

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности

1) преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты

2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи

3) установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

4) ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях

1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме

2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач

3) формирования умения слушать и вступать в диалог.

-учебник «Русский язык» С. В. Иванов М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко

1.Организация начала урока

2. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

3. Мотивация к учебной деятельности

— На доске записаны слова. Прочитайте их.

(по)явился, (не)знаю, ловить, (не)навижу, береч…, готовиш..ся, пряч…ся, кусат…ся, купает…ся, кле…ть, мож..шь.

— Проанализируйте пропущенные орфограммы и сформулируйте тему

урока.( « Правописание глаголов»)

4. Систематизация знаний о глаголе.

— Какие орфограммы есть у глаголов?

-Правописание не с глаголами

-Мягкий знак после шипящих в глаголах

— Правописание тся и тсья в глаголах

— Правописание безударных окончаний глаголов

5.Закрепление ранее изученных знаний

-Распределите глаголы по столбикам в зависимости от типа орфограмм.

(Не) кричать, леч. волнуе [ца ], узна..шь, (не)навидеть, береч…, плач..т

кусае [ца], подар…шь, (не)доумевать, прилеч…, ули[ца ], появи[ца ],

не кричать волнуется лечь узнаешь

ненавидеть кусается беречь подаришь

недоумевать появиться прилечь плачет

6. Работа с орфограммой «Безударное окончание глаголов» Учебник стр.149 упражнение 1

Знаете (1 спр) прот я нулись -т я нется

Выходите (2 спр) жавор о нки

Разгорается (1 спр) по дул

Хлынет (1 спр) клуби тся (что делает?)

Всплывает (1 спр) со лн це

встрепен ётся ( что сделает?)

7. Работа в паре

Думать (1 спр)-дума ешь — дума ет . Строить (2 спр)-стро ишь — стро ит

Резать (1 спр)- реж ешь — реж ет . Клеить (2 спр)- кле ишь — кле ит

Таять (1 спр)- та ешь — та ет Обидеть (2 спр иск.)- обид ишь — обид ит

Выравнивать (1 спр) -выравнива ешь — выравнива ет

Сеять (1 спр)- се ешь -се ет

Веять(1 спр) –ве ешь -ве ет

Ненавидеть (2 спр иск) ненавид ишь -ненавид ит

Увеличить (2 спр) увелич ишь -увелич ит

Ездить (2 спр) езд ишь -езд ит

Ставит (2 спр) став ишь — став ит

Зависеть(2 спр иск)- завис ишь — завис ит

8. Работа в тетради «Пишем грамотно»

-Повторяем правописание приставок у глаголов

РАЗ — Разбежаться, разбегаться, раздумывать

РАС — Рассказывать, расписаться, расправить, рассчитать

ИЗ — Издавать, избавить, избежать, издать

ИС — Искупаться, испугаться, испустить, использовать

9. Итог урока. Рефлексия.

_что мы повторили сегодня на уроке?

— Со всеми поставленными задачами справились на уроке?

10. Домашнее задание

Учебник стр.150 упр.3

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ 1. Не_ было ( не с глаголами пишется раздельно) 2. Вар е ж ка ( нет варе же к) 3. Рябинк е ( сущ.1 скл . Слово –помощник: земл е ) 4. Д о линам — разд о лье

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ Постоял он на полянке и направился в деревню. Повествовательное, невосклицательное, распространенное, г рамматическая основа: он постоял и направился , есть однородные члены (сказуемые)

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ 1 вариант Ворчать Хохотать Строить П рыгать 2 вариант Пилить Искать Шептать Кормить 2 лицо 3 лицо (ты) ворч ишь (он) ворч ит (ты) хохоч ешь (он) хохоч ет (ты) стро ишь (он) стро ит (ты) прыга ешь (он) прыга ет ( ты) пил ишь ( он) пил ит ( ты) ищ ешь ( он) ищ ет (ты) шепч ешь ( он) шепч ет ( ты) корм ишь ( он) корм ит 2 спр 1 спр 2 спр 1 спр 2 спр 2 спр 1 спр 1 спр

Давай подумаем (по)явился, (не)знаю, ловить, (не) навижу , береч …, готовиш .. ся , пряч … ся , кусат … ся , купает… ся , кле … ть , мож .. шь .

Урок русского языка «ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ»

Какие орфограммы есть у глаголов? Правописание не с глаголами Мягкий знак после шипящих в глаголах Правописание — тся и — тсья в глаголах Правописание безударных окончаний глаголов Правописание приставок у глаголов

Распределите глаголы по столбикам в зависимости от типа орфограмм. (Не) кричать, леч . волнуе [ ца ], узна .. шь , (не) навидеть , береч …, плач..т , кусае [ ца ], подар … шь , (не) доумевать , прилеч …, ули [ ца ], появи [ ца ].

Глаголы 1 спряжения Думать (1 спр .)-дума ешь — дума ет Резать (1 спр .)- реж ешь — реж ет Таять (1 спр .)- та ешь — та ет Выравнивать (1 спр .) -выравнива ешь — выравнива ет Сеять (1 спр .)- се ешь -се ет Веять(1 спр .) –ве ешь -ве ет

Глаголы 2 спряжения Строить (2 спр .)-стро ишь — стро ит Клеить (2 спр .)- кле ишь — кле ит Обидеть ( иск. 2 спр . )- обид ишь — обид ит Ненавидеть ( иск. 2 спр . ) ненавид ишь -ненавид ит Увеличить (2 спр .) увелич ишь -увелич ит Ездить (2 спр .) езд ишь -езд ит Ставит (2 спр .) став ишь — став ит Зависеть( иск. 2 спр . )- завис ишь — завис ит

Распредели глаголы по группам РАЗ РАС ИЗ ИС

Распредели глаголы по группам РАЗ РАС ИЗ ИС раз бежаться рас сказывать из давать ис купаться раз бегаться рас писаться из бавить ис пугаться раз думывать рас пустить из бежать ис пользовать рас считать из дать ис править

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: Я узнал ….. Я научился… Мне понравилось …. Я бы хотел …. Новые знания мне пригодятся….. Что повторили

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.

Программа Русский язык. Т. Г. Рамзаева. Тема: Правописание частицы не с глаголами .

Тема текста. Конспект урока с презентацией по русскому языку. 2 класс.

Урок с презентацией по русскому языку во 2 классе по теме «Тема текста». Образовательная система «Гармония».

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе на тему «Неопределенная форма глагола»

Материал содержит конспект урока русского языка в 4 классе и презентацию на тему «Неопределенная форма глагола.Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС .

Конспект урока с презентацией по русскому языку, 2 класс, «Словосочетание имени существительного и имени прилагательного».

Конспект урока обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Словосочетание имени существительного и имени прилагательного», 2 класс.Урок соответствует ФГОС.

Конспект урока с презентацией по русскому языку 3 класс «Изменение имен существительных по числам»

Конспект урока с презентацией по русскому языку 3 класс «Имена существительные 3 склонения»

конспект урока по русскому языку по теме «Имена существительные 3 склонения» 3 класс ПНШ.

Конспект урока с презентацией по русскому языку 3 класс «Имена существительные 3 склонения»

конспект урока по русскому языку по теме «Имена существительные 3 склонения» 3 класс ПНШ.

Конспект урока по русскому языку «Правописание глаголов» 4 кл

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Правописание глаголов

Цели: создать условия для обобщения учащимися знаний правописания глаголов;

организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:

регулятивных, познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных учебных действий.

Используемые методы: групповой, деятельный, наглядный,

Оборудование: учебник Русский язык 4 кл. С.В.Иванов¸

таблички с названиями отделов (отдел информации, отдел новостей, отдел рекламы, отдел писем);

рубрики для газеты «Дом, в котором живет глагол», «Летопись глагола», «Путь к успеху», «Глаголовед»,

«Мнение эксперта», «Рейтинг исследований», « Реклама», «Объявления»;

карточки с заданиями для работы отделов;

словари (этимологический, толковый, синонимов),

дополнительная учебная литература («Я познаю мир», «Дружок» и др.)

Актуализация знаний. Определение целей урока .

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам,

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета)

Сегодня урок русского языка предлагаю провести в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты».

Прочтем статьи из словарей:

Происхождение слова? (Этимологический словарь, с. 86-87)

Что такое газета? (Толковый словарь, т. I , с.296)

Редколлегиям всех отделов (информации, новостей, писем, рекламы) предстоит подготовить к выпуску номер газеты для школьников, изучающих части речи.

Определим название газеты (т.е. тему урока), убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:

Что по-вашему нужно рассказать о глаголе?

Как устроена эта часть речи

Какие ошибкоопасные места таит в себе

Что-то интересное, чтобы увлечь читателя

Каждая группа выполняет задания. После выполнения отчитывается редактор

отдела. Отделы прошу приступить к работе.

Работа в творческих группах.

Отдел информации (1)

Дайте в номер известную вам информацию о глаголе, ответив на вопросы (ответы записывают на обратной стороне).

Что такое глагол?

Что он обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Найдите в стихотворении все глаголы, Запишите их в неопределённой форме

Интересная часть речи

В русском языке живет,

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Все расскажет нам глагол

Отдел новостей (1)

Используя дополнительную литературу, попробуйте объяснить выражение: «Устами младенца глаголет истина».

(Из пособия по русскому языку Т. Давыдовой: «Термин глагол – это перевод латинского слова verbum , означающего «слово, речь». В древнем русском языке было слово глаголить, что значило «говорить». А в современном русском языке есть слово разглагольствовать. А назвали эту часть речи именно так потому, что она рассказывает о предмете: что он делает, или делал, или сделал…» — с. 26. Выражение означает… )

Проведите исследование: с помощью словаря и детской энциклопедии «Я познаю мир» узнайте, как часто употребляется глагол в нашей речи.

(Из тома «Русский язык» В. Волиной: «По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребительными являются следующие глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, значить. А все возможные формы, которые образуют наши глаголы, и перечислить почти невозможно. Глагол – самая живая часть речи.» — с. 301. В толковом словаре на странице … мы нашли … глаголов и т.д.)

Отдел рекламы (1)

Вам необходимо прорекламировать разнообразие и богатство глаголов. Для этого выполните задания и сделайте выводы.

Объясните значение подчеркнутых слов.

За столом сказала мать:

Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

А болтать ногами можно? (О многозначности глаголов)

2. Подберите глаголы-антонимы:

Замёрз -… говорит — … работает — …

3. Назови одним словом глаголы.

Вывод: чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.

В письмах читателей очень часто встречается глагол говорит. Замените его другим.

Саша громко говорил.

Ученица невнятно говорит у доски.

Мама тихо говорит сыну «спокойной ночи».

Петя говорит правило.

Друзья говорили за чашкой чая.

Малыш что-то говорил себе под нос.

(Если трудно, воспользоваться словарём синонимов.)

Отдел информации (2)

Дайте сведения о двух постоянных признаках глагола.

Вид глагола. Как его определить?

Как определить спряжение ?

Роль в предложении

Отдел новостей (2)

Соберите новости, которые узнали о глаголе в 4 классе. Выберите правильное утверждение.

2. Спряжением глагола называется

А) изменение глагола по падежам

Б) изменение глагола по родам и числам

В) изменение глагола по лицам и числам

3. Глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют

А) относятся к 1 спряжению

Б) относятся ко 2 спряжению

4. Глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят

А) относятся к 1 спряжению

Б) относятся ко 2 спряжению

5. Лицо глагола определяют

Б) по частице бы

В) по существительному

Г) по личному местоимению

6. Глаголы-исключения: брить, стелить относятся

А) к 1 спряжению

Б) ко 2 спряжению

7. Глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть относятся

А) к 1 спряжению

Б) ко 2 спряжению

В ваш отдел пришло письмо о путешествии двух друзей. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.

Однажды Саша и Наташа решали пойти на прогулку в лес. Пошли они и вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. В лесу они находят ягоды черники. После еды ребята повеселились и быстро находили дорогу домой.

Отдел рекламы (2)

Прорекламировать порядок алгоритма определения спряжения глаголов. (Детям выдаётся инструкция определения спряжения глаголов¸ но не по порядку¸ а вразброс. Задача: восстановить последовательность действий.)

Если окончание безударное, то образуем форму 3-го лица множественного числа (в этой форме иногда можно ясно услышать окончание: -ут, -ют, или -ат, -ят).

Если по личной форме 3-го лица множественного числа спряжение определить нельзя, то образуем начальную форму.

Если в начальной форме глагол оканчивается на -ить (кроме брить, стелить), то это глагол 2 спряжения.

Если в начальной форме глагол не оканчивается на -ить и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол 1 спряжения.

Выбираю букву и пишу окончание.

Вывод: будешь следовать этому алгоритму – никогда не ошибешься!

Отдел информации (3)

Проинформируйте читателей о непостоянных признаках глагола.

Какое наклонение может быть у глагола?

Как изменяется глагол по временам?

2. На примере глагола читать проиллюстрируйте эти изменения.

Отдел новостей (3)

В 4-ом классе мы узнали много орфограмм глагола. Постарайтесь вспомнить все и заполните рубрику газеты «Глаголография».

Правописание безударных личных окончаний

Правописание -тся или –ться

Мягкий знак (ь) после шипящих

Правописание суффиксов глаголов

Запишите глаголы в соответствующие столбики.

(Не)бояться, (не)волить, (не)лишать, (не)слышать, (не)взлюбить, (не)навидеть.

Он гордит_ся, нельзя устроит_ся, надо купат_ся, гусь щиплет_ся, они учат_ся, любит учит_ся.

Подкорм_шь, встреча_м, сажа_те, обид_м, надкус_т, запута_шь.

Слыш_л, клее_л, завис_л, спор_л, вид_л, ла_л, посе_л, стро_л, выздоров_л.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/11/07/konspekt-uroka-s-prezentatsiey-po-russkomu-yazyku

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-glagolov-kl-855572.html