Конспект собственные имена правописание собственных имен

Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных.

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_03.03.16g.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения: 03.03.2016г.

Учитель начальных классов Кузнецова И.Б.

Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных.

Подвести детей к осмыслению понятия «имена собственные» и написанию имен собственных с заглавной буквы.

1. Формировать у учащихся понятие «имена собственные». Способствовать формированию умения писать имена, фамилии, географические названия, клички животных с большой буквы.

2. Использовать полученные знания на практике; развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; совершенствовать навык работы в малых группах.

3. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка, воспитывать любовь к русскому языку.

1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных учебных ситуациях, принятие и освоение роли обучающегося.

2. Формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем исследовательского характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

3. Дети проводят обобщение частных понятий «имен собственных». На практическом уровне знакомятся с правилом написания большой буквы в именах людей, кличках животных, географических названиях.

  • проектор
  • доска
  • иллюстративный материал
  • книги, задания для групп, карта
  • символы для оценки

Добрый день гости и ребята.

На улице весна. Солнышко с каждым днём светит всё ярче. Вот-вот зажурчат весёлые ручейки, прилетят из тёплых стран птицы. Давайте мы тоже зажжём в своих ладошках солнышко, улыбнёмся ему. Подарите солнышко соседу по парте, нашим гостям. И я вам дарю своё солнышко.

У нас урок русского языка. Мы будем учиться красиво и грамотно писать.

б.Подготовка руки к письму.

Звуки с буквами пришли, чтоб порядок навести.

Приготовьте ваши ручки!

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили,

По замочку постучали,

Постучали и открыли.

Дети приветствуют гостей.

На доску вывешивается солнышко.

Дети делают разминку для рук.

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Начать урок мне поможет одна вещица.

Отгадай, что за вещица, —

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Не на поле, не на грядке —

На листах твоей тетрадки. (ручка)

Открываем тетради, записываем число. (Какое сегодня число?)

Волшебная ручка покажет нам красиво и правильно написать букву

– Вспомни букву по описанию (назвать элементы буквы “Ш”).

Для шипенья хороша

В алфавите буква .

-Буква рассыпалась, но остались элементы, назвать элементы буквы “Ш”. Давайте попробуем собрать букву.

– Какие правила связаны с “Ш”? (придумай слова на это правило). ЖИ – ШИ.

-Запишем букву Ш (комментированное письмо).

– В какую букву превратится Ш, лишь элемент в средине не напишешь? (И) , рассматривание элементов.

— Самостоятельно себе диктуем под счет пишем букву «И».

Рассмотрите свои буквы и оцените свою работу, поставьте смайлика.

Дети разгадывают загадку.

Дети записывают число в тетради.

1 ученик комментирует написание прописной буквы, а другой – строчной.

Дети берут из коробочки различные смайлики и выбирают необходимую наклейку и оценивают работу.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.

Коммуникативные: использование речи для активизации действий, участие в учебном диалоге.

Личностные: объяснение самому себе «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 63. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных

  • познакомиться с именами существительными собственными и нарицательными.
  • научиться различать собственные и нарицательные имена существительные, находить их в тексте;
  • познакомиться с правилом написания имён собственных.
  • какие имена существительные называют собственными, а какие нарицательными;
  • познакомимся с правилами написания имён собственных;
  • различать собственные и нарицательные имена существительные;
  • научиться писать имена собственные с заглавной буквы.

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.

Собственные имена существительные – это имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек, морей, улиц.

Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 51–60.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 23–33.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Все имена существительные можно разделить на две группы – собственные и нарицательные.

Собственные имена существительные называют такие предметы, которые неповторимы, единичны: это названия стран (Россия, Франция), городов (Москва, Лондон), морей (Чёрное, Балтийское), рек (Нева, Волга), океанов (Тихий, Индийский), улиц (Тенистая, Садовая), имена, фамилии, отчества людей (Александр Сергеевич Пушкин), клички животных (Барсик, Шарик), названия книг («Три товарища»), газет («Вести»), журналов («Мурзилка»), мультфильмов («Маша и медведь»), кинофильмов («Приключения Электроника»).

Имена собственные пишутся с заглавной (большой) буквы.

Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными: собака, котёнок, брат, дедушка, конь, город, озеро.

Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.

У нас в стране сотни тысяч фамилий! А раньше фамилий не было, их заменяли имена и прозвища. Фамилии давались по имени отца, по прозвищу, по ремеслу, которым занимался человек, по его месту проживания, по названиям животных и птиц, которые играли существенную роль в жизни человека.

Иванов – сын Ивана, Петров – сын Петра. Кузнецов – фамилия образована от названия профессии (связана с кузнечным ремеслом). Смоленцев – фамилия указывает на место жительства (город Смоленск).

В России птицы всегда пользовались большой любовью и множество фамилий произошло от их названий. Например: Галкин, Грачёв, Журавлёв, Соловьёв, Лебедев и др.

А само слово фамилия пришло к нам из латинского языка. Сначала оно называло семью, род, домочадцев, а потом родовое, семейное имя. То есть фамилия – это «имя семьи».

Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль

Задание. Проверьте работу.

Отметьте правильно написанное предложение.

А) Под кустом алёша нашёл Ёжика.

Б) Под кустом Алёша нашёл ёжика.

В) Под кустом Алёша нашёл Ёжика.

Подсказка: Вспомните, какие имена существительные пишутся с заглавной буквы.

Правильный ответ: Б) Под кустом Алёша нашёл ёжика.

Задание. Имена собственные.

Прочитайте. Найдите и подчеркните имена собственные.

Денис, деревня, Кораблёв, город, Даша, девочка, Петрова, мальчик, Новгород, озеро, Макарова, Байкал

Подсказка: Вспомните определение собственных имён существительных

Правильный ответ: Денис, деревня, Кораблёв, город, Даша, девочка, Петрова, мальчик, Новгород, озеро, Макарово, Байкал

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание имён собственных»

Урок русского языка во 2 классе

Тема урока: Правописание имен собственных.

Цель: обобщить знания учащихся о правописании заглавной буквы в именах собственных.

углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.

Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.

Воспитывать у детей потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; любовь к родному краю, к животным.

Личностные: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Регулятивные УУД— организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование;контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД– умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.

Коммуникативные УУД– умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, в группе, оказывать взаимопомощь.

Предметные — уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Оборудование и материалы:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация ,раздаточный материал для парной и индивидуальной работы.

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

II. Постановка задач урока.

— Сегодня мы отправимся в путешествие.

Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза. (СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ) (Слайды 3-4)

— Попробуйте назвать тему нашего урока

(Тема урока «Заглавная буква в именах собственных».) (Слайд 5)

Сегодня на уроке предстоит …(формулировка задач учащимися):

уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,

закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,

iii . Словарная работа.

1) — Отгадайте загадки, запишите словарные слова.

(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей.)

Весь день хлопочет. ( Сорока.)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора . (Заяц.)

Проживает во дворе,

В личном доме-конуре,

И на всех, кого не знает,

То рычит она, то лает .(Собака)

Дает белое. ( Корова)

Слова: воробей, сорока, собака, корова, заяц. (Проверка. Слайд 6)

2) Образуйте от названий птиц фамилии, а зверям дайте клички.( Слайд 8)

Воробьев, Сорокин, Буренка, Беляк, Рекс.

— В СТРАНЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ обитают разные животные. Познакомьтесь с ними. (Слайд 9)

— Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями.

А как выбирают клички животным? ( По характеру, по внешнему виду)

Почему этим животным дали такие клички?

(Конь быстрый, как ветер, поэтому Ветерок.

Петух громко кричит, поэтому Горлач.

Кошка громко мурлычет – Мурка.

Буренка – бурого цвета)

— Напишите предложения, вставляя названия и клички животных.

1 ряд. Задорно лает … Барбос

2 ряд. Жалобно мяукает … Пушок

3 ряд. На дворе мычит … Белянка

3) Как называются следующие выражения? ( Слайд 10)

Значение каких выражений можете объяснить?

Стреляный воробей – очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть, или удивить.

Считать ворон — быть крайне невнимательным, рассеянным, ротозейничать.

Сорока на хвосте принесла — неизвестно откуда узнал что-либо.

Сороку считают воровкой, болтуньей, вот на нее и сваливают.

Как собака на сене — сама не ест и другим не дает.

О человеке, который сам не пользуется чем-либо и другим не позволяет.

4)Подобрать однокоренные слова к слову корова и разобрать их по составу .

Корова, коровушка, коровье, коровник.

!V. Обобщение знаний по теме «Заглавная буква в именах собственных».

1) На какие две группы можно разделить имена существительные?

( Собственные и нарицательные)

Как их будем отличать на письме?

Приведите свои примеры.

2 )Проблемный вопрос (Слайд 11).

Коллективная работа (устно).

Какой вопрос беспокоит НЕЗНАЙКУ?

Улетел (О, о)рёл за город (О, о)рёл.

Наш (Ш, ш)арик поймал воздушный (Ш, ш)арик.

Хороши Г, г)руши в корзине у (Г, г)руши.

— Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы.

(Роза – роза, Земля – земля, пушок — Пушок.)( Слайд 12)

— Чем ещё различаются слова? (Значением.)

— Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной?

(Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.

— Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (Слайд 13)

3). Работа в парах.

– На ваших столах лежат карточки.

Внимательно прочитайте слова и стрелочками распределите их по ячейкам.

-А теперь проверим.

— Составьте предложение с любым из слов. (Устная работа.)

Домик для скворцов делал Алёша Скворцов..

У моей подружки Розы замечательные розы.

4) «Есть ли среди девочек тёзки?»

— Имена бывают полные и сокращенные : Анастасия – Настя, Саша — Александра, Алеша – Алексей, Дмитрий – Дима.

— Назовите имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам . (Саша, Женя, Валя)

— Кто такие тёзки? (Одинаковое с кем-нибудь имя)

— Есть ли у нас в классе тёзки?

— Есть ли среди девочек тёзки: Люда, Люба, Мила, Людмила? ( Люда, Мила, Людмила)

— Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань».

В первом классе восемь Тань –

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда не глянь,

Всюду – Таня, Таня, Таня!

Если скажут «Таня встань!»

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках…

— А как вы думаете, как можно разобраться в новичках?

5) Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей.(Слайд 14)

А можно из них составить предложение?

— Составьте из слов предложение. Запишите его. Подчеркните в словах заглавную букву.

Александра Сергеевича Пушкина, сказки, дети, любят

— Подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.

Дети любят сказки Александра Сергеевича Пушкина.

6)Большая буква в географических названиях.

— Жители СТРАНЫ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ спрашивают, знаете ли вы свой адрес в мире ?(Слайд 15)

— Запишите предложения, дополнив их словами по смыслу.

Мы живём на планете (Земля), в стране (Россия), в городе (Тюмени). Наша школа находится на улице (Домостроителей)

V. Проверка знаний, умений и навыков.

Найдите и отметьте знаком «плюс» слова, которые пишутся с заглавной буквы, остальные знаком «минус».

Результаты выполненной работы проверим .(Слайд 16).

VI. Обобщение.(Слайд 17)

— Какие слова относят к именам собственным?

Имена собственные (схема):

названия городов, стран, улиц, рек

— Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод.

Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с.109

VIII. Итог урока. Рефлексия. ( Слайд 18 )

Учитель: — Наше путешествие подходит к концу.

Выбери подходящую для себя строку:

1.Урок полезен, все понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3. Еще придется потрудиться.

4. Да, трудно все-таки учиться

IX. Домашнее задание (творческое, дифференцированное)

Задание по выбору:

Записать названия улиц нашего города.

Сочинить сказку о волшебнике Чародее. ( Дидактический материал, с.74, упр.163)


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/3975/conspect/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-imyon-sobstvennih-881594.html