Конспект урока русского языка в 8 классе «Составное глагольное сказуемое»
Цели урока: закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений;
познакомиться с составным глагольным сказуемым; формировать умение находить в предложении сказуемое и отличать разные типы сказуемых
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе «Составное глагольное сказуемое»»
Урок русского языка в 8 классе
Тема урока: «Составное глагольное сказуемое».
Цели урока: закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений;
познакомиться с составным глагольным сказуемым; формировать умение находить в предложении сказуемое и отличать разные типы сказуемых
1. Образовательная – повторить способы связи слов в словосочетании, тему «Предложение»; дать понятие составного глагольного сказуемого, выяснить его лексическое и грамматическое значение, повторить разбор предложения.
2. Развивающая — развитие логического мышления, внимания, умения обобщать, сравнивать, сопоставлять.
3. Воспитательная – воспитать любовь к слову, русскому языку.
Тип урока: объяснение нового материала.
Технологии: развивающее обучение, ИКТ (презентация).
Оборудование: учебник «Русский язык 8 класс», тетради, компьютер, проектор.
1. Организационный момент.
1.1. Проверка домашнего задания.
Упр. 124. В предложениях определить способы выражения подлежащих.
1) В степной дали вспыхивали голубые огоньки (имя существительное)
2) Несколько широких улиц вытянулись по берегам заводского пруда.
3) Один мальчик возвратился поздно вечером. (сочетание числительного с существительным)
4) Завтра не будет похоже на сегодня.(наречие)
5) А ткачиха с поварихой извести ее хотят. (сочетание существительного с существительным)
6) Охранять природу – значит охранять Родину. (неопределенная форма глагола)
7) Хорошее всегда зажигает желание лучшего. (прилагательное)
8) Мы с Серёжей копали во дворе канавки. (сочетание местоимения с существительным с предлогом)
9) Уменья без ученья никто не приобретает. (местоимение)
10) На дворе множество людей обедало, сидя без шапок, около братского котла. (сочетание собирательного существительного с существительным)
2. Слово учителя.
Наш урок мы посвятим сказуемому, о котором уже многое знаем. Знакомство с простым глагольным сказуемым уже состоялось, и сегодня мы поговорим о его родственнике — составном глагольном сказуемом. Цель урока: познакомиться с СГС, его структурой, научиться отличать его от простого глагольного.
А начнем мы с повторения.
3. Повторение сведений о предложении.
Восстановите определения (устно):
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ … и … — это грамматическая основа предложения. По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … . Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …или … и отвечает на вопросы … . Простое сказуемое может быть только … . В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены … .
— Выпишите грамматическую основу из предложений, представленных на доске .Поставьте недостающие знаки препинания:
Наша жизнь тесно связана с природой. Природа дает нам пищу одежду жилище. Из земли мы добываем ископаемые, на полях выращиваем урожай. Природа украшает нашу жизнь. Она несет нам много радости. Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами.
Взаимопроверка. Оцените себя.
— Какой вид сказуемого встретился почти во всех предложениях?
Чем оно выражено?
— Какое предложение здесь является лишним? Почему?
Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами
4. Разноуровневые задания по повторению простого глагольного сказуемого.
Я предлагаю вам задания на выбор. Если вы решитесь выполнить задание под номером I, вы вряд ли столкнетесь с трудностями и сделаете ошибку. А смелым я предлагаю задание под номером II; при его выполнении необходимо подумать, применить все свои знания.
Подчеркнуть грамматическую основу в предложении.
I. Замечая ошибки другого, мы сами их совершаем. (Вольтер)
Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. (Лао Цзы)
Самого главного глазами не увидишь. ( Сент – Экзюпери)
II. Когда я научусь плыть против течения, я смогу плыть по течению, обгоняя его.
Если хочешь жить для себя, живи для других. (Сенека)
С каждого старайся спрашивать то, что он может дать. (Сент – Экзюпери)
( I -мы совершаем, путешествие начинается, не увидишь; II — я научусь плыть, я смогу плыть, хочешь жить, живи, старайся спрашивать, он может дать.)
Что означают данные афоризмы?
Какие сказуемые встретились нам в этих примерах?
В каком наклонении стоят сказуемые?
Что необычного в сказуемых у второй группы? Сделайте вывод о них.
5. Понятие о составном глагольном сказуемом.
Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.
Что включает в себя составное глагольное сказуемое?
Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?
Какую роль играет вспомогательный глагол?
(Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола, который выражает грамматическое значение, и неопределенной формы, выражающей лексическое значение сказуемого.)
7. Работа на местах.
Давайте рассмотрим это на конкретных примерах. Распределите предложения, указав только их номер, в 2 столбика: I – с простым глагольным сказуемым, II – с составным глагольным сказуемым.
1. Слова только мешают понимать друг друга. (Сент – Экзюпери)
2. Всё лето будут лотосы цвести, и озеро притихнет, зеленея.
3. Темнота приближающейся ночи могла избавить меня от всякой опасности. (А.С. Пушкин)
4. Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать. (Сент – Экзюпери)
5. Иные радовались, иные так просто повесили носы.
6. В одиночестве способен жить не всякий. ( И.А. Крылов)
Назовите сказуемые во 2-ом и 5 -ом предложении. Докажите, что они простые, а не составные.
(В 2-ом ПГС стоит в форме будущего сложного времени, а в 5-ом –ПГС является фразеологизм повесили носы –огорчились, расстроились.)
А в чем особенность вспомогательного слова в сказуемом 6-ого предложения?
(Оно выражено кратким прилагательным со значением возможности. Значит, в СГС вспомогательным словом может быть не только глагол, но и краткое прилагательное.)
(Мешают понимать, будут цвести, притихнет, могла избавить, даешь приручить, случается плакать, радовались, повесили носы, способен жить.)
9. Пауза для отдыха.
А теперь я прошу вас закрыть глаза. Представьте, что внутри вас есть маленькая частица, которая спокойна и счастлива. Она не тронута никакими страхами и заботами. Если вы захотите, то сможете представить её в виде маленького зеленого деревца, которое тянется к свету, теплу и добру. Это деревце растет и крепнет внутри вас, в то время как вы проходите через все самые сложные испытания, преодолеваете любые трудности.
Зная, что это деревце с вами, вы обретаете покой и одновременно веру в себя и свои силы.
А сейчас, когда перестанет звучать музыка, вы откроете глаза и будете полны сил и желания продолжать нашу работу.
11. Обобщение изученного на уроке.
Сказуемое может быть … и …
Составное глагольное сказуемое состоит из … и …
Грамматическое значение сказуемого выражается …
Неопределенная форма глагола выражает …
12. Домашнее задание:
выучить теоретический материал (стр. 79-80), упр. 140 (инд.), 139(всем)
Если бы вам нужно было поставить знак препинания при оценке урока, что бы вы использовали и почему ( ! – многое удивило и заинтересовало; ? – осталось много неясного; … — было то, о чем следует поразмышлять, подумать.)
Благодарю вас за плодотворную работу на уроке.
Составное глагольное сказуемое
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
25 октября 2018 года в с.Яготино прошел окружной этап конкурса «Учитель года — 2019».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 140.49 КБ |
Презентация | 185.91 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 8 классе
Тема урока: Составное глагольное сказуемое
1. Познакомить с основными элементами составного глагольного сказуемого, способами выражения вспомогательного глагола, уметь находить составное глагольное сказуемое.
2. Определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения, правильно использовать составные глагольные сказуемые в речи. Научиться различать простое и составное глагольное сказуемое.
3. Воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.
Тип урока: комбинированный
Оформление: использование мультимедиа
Раздаточный и дидактический материал: карточки-задания
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. Новая тема урока «Составное глагольное сказуемое». Прежде чем перейти к новому материалу, ребята, давайте мы с вами повторим сведения о главных членах предложения.
II. Повторение сведений о главных членах предложения.
- — Ребята, восстановите определения :
… и … — это грамматическая основа предложения.
По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .
Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .
Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … .
Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .
- Повторение признаков простого глагольного сказуемого :
— Ребята, чем выражается простое глагольное сказуемое? (слайд)
( выражается глаголом в одном из наклонений, т.е. состоит из одного глагола)
Запишите отрывок из стихотворения С.Есенина « Отговорила роща золотая». (1924)
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
( В осенней картине всё подчинено грусти: увядает природа, печально улетают на чужбину журавли. Такое состояние природы заставляет лирического героя думать о своей жизни, о прошедших днях — о «юности весёлой», к которой уже нет возврата)
— Выразительно прочитайте записанное. В данном отрывке найдите и подчеркните грамматическую основу.
— Ребята, сделаем вывод пройденного материала. Какие члены предложения составляют грамматическую основу? Чем выражается простое глагольное сказуемое?
III. Изучение нового материала. Понятие о составном глагольном сказуемом.
— Ребята, какую цель мы поставим на уроке? Чтобы мы хотели узнать на уроке?
— Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
ГЛАГОЛ ФОРМА ГЛАГОЛА
грамматическое значение лексическое значение
(наклонение, время, лицо,
число, в форме пр. вр.- род)
Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение. – Он начал писать сочинение.
— Чем отличаются сказуемые?
— Назовите, на что указывает вспомогательный глагол.
— Что включает в себя составное глагольное сказуемое?
— Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?
— Какую роль играет вспомогательный глагол?
— Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?
(Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).
Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.
Основные вспомогательные глаголы
Начало, конец, продолжение действия
Желательность, возможность, необходимость действия
Эмоциональная оценка действия
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов
IV . Физминутка. Разминка для глаз и кисти рук .
V. Работа по учебнику.
Упражнение 103. Спишите. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Укажите простые и глагольные сказуемые.
Упражнение 104 (работа у доски).
Замените составное глагольное сказуемое со вспомогательным глаголом составным глагольным сказуемым с кратким прилагательным. Как изменится смысл предложения?
Я могу встретить этого человека (рад, обязан, готов, согласен, должен). Я рад встретить этого человека. Я обязан встретить этого человека. Я готов встретить этого человека. Я согласен встретить этого человека. Я должен встретить этого человека.
VI. Тестовые задания.
1. Отметьте предложение с составным глагольным сказуемым.
а) Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге.
б) Я стал слабеть здоровьем.
в) Мой брат – студент.
г) В коридоре было три двери.
2. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
А) Сирень начинает отцветать в начале лета.
Б) Он казался образованным человеком.
В) В путешествии мы узнали много интересного.
Г) Мы предложили ему поиграть с нами.
VII. Домашнее задание.
Упр 106, стр.63. Подобрать отрывки из любимых стихотворений, выделить в них составные глагольные сказуемые.
VIII. Подведение итогов.
Рефлексия: что узнали на уроке? что запомнилось? как оцениваете собственную работу?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Составное глагольное сказуемое
Восстановите определения: 1) … и … — это грамматическая основа предложения. 2) По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . 3) Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … . 4) Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … . 5)Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .
Чем выражается простое глагольное сказуемое? Запишите отрывок из стихотворения С.Есенина « Отговорила роща золотая». Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ГЛАГОЛ ФОРМА ГЛАГОЛА грамматическое значение лексическое значение (наклонение, время, лицо, число, в форме пр. вр .- род) — Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение. – Он начал писать сочинение.
Основные вспомогательные глаголы Начало, конец, продолжение действия Желательность, возможность, необходимость действия Эмоциональная оценка действия Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов Фразеологические сочетания начать стать закончить приняться продолжить желать мечтать хотеть стараться любить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока для 8 класса по учебнику «Русский язык. 8 класс». Авторы: С.Т. Бархударов, С.Е. Крючков и др.
Урок русского языка в 8 классе .Основной метод, используемый на уроке, — проблемное изложение изучаемого материала. На уроке представлены материалы из единой коллекции цифровых образовател.
Представлениа технологическая карта урока русского языка в 8 классе. Тема «Составное глагольное сказуемое».
Конспект содержит методическую разработку урока русского языка в 8 классе по теме «Составное глагольное сказуемое». На уроке используется технология развивающего обучения и ИКТ (презентация прилагаетс.
Конспект урока по теме:Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.Цели: 1) систематизация и обобщение изученного о простом и составном г.
презентация составлена к уроку русского языка для 8 класса.
Урок русского языка по теме «Составное глагольное сказуемое» (8 класс)
Открытый урок в 8 классе
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
Цель: научиться чётко различать простое и составное глагольное сказуемое.
— закрепить сведения о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умение различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления;
— развивать лингвистическую компетентность: умение анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание;
— прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.
Тип урока: комбинированный
Оформление: использование мультимедиа
Раздаточный и дидактический материал: карточки-задания
1) Организационный момент.
2) Слово учителя.
Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. В течение урока повторим сведения о простом глагольном сказуемом и поговорим о составном глагольном сказуемом. К концу урока вы должны научиться чётко различать простое и составное глагольное сказуемое.
3) Повторение сведений о предложении.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
… и … — это грамматическая основа предложения.
По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .
Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .
Грамматическая основа односоставных предложений состоит из … .
Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … .
Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .
4) Повторение признаков простого глагольного сказуемого:
А) тестовое задание:
Какое из предложений содержит простое глагольное сказуемое? (запись на доске)
1)Я мечтаю о добром, порядочном друге.
2) Я хочу скорее стать взрослым.
3) Я буду учиться в университете.
4) Я могу ответить на все вопросы.
Запишите отрывок из стихотворения А. Блока
1Медлительной чредой нисходит день осенний,
Медлительно крутится желтый лист,
И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист.
Душа не избежит невидимого тленья.
— Выразительно прочитайте записанное.
— Объясните значение слов:
чредой — (неполногласное сочетание), чередой, по очереди.
нисходит – уходит (нис- – приставка старославянского происхождения, придаёт слову торжественный оттенок).
тленье – здесь: постепенный распад, разрушение.
— Какое настроение создают строки стихотворения?
— Какова тема данного отрывка?
(Ничто на земле не вечно, всё рано или поздно погибает. Не избежать этой участи и человеческой душе).
— С чем автор сравнивает угасание души человеческой?
(С осенним вечером, опадающими листьями).
— Продолжая мысль о душе, Блок заканчивает стихотворение так:
2.Так, каждый день стареется она,
И каждый год, как желтый лист кружится,
Все кажется, и помнится, и мнится,
Что осень прошлых лет была не так грустна.
— В данном отрывке найдите и подчеркните грамматические основы, в составе которых есть простые глагольные сказуемые.
— В каком наклонении стоят выделенные сказуемые?
— Итак, чем может быть выражено простое глагольное сказуемое?
— Рассмотрите таблицу, вспомните, что вы знаете о простом глагольном сказуемом.
ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
выражается в форме
а также может быть выражено:
1) глаголом в форме сложного будущего времени:
Я буду писать тебе часто.
2) глаголом быть со значением наличия, существования:
У него есть всё, что необходимо для охоты.
3) фразеологизмами, в составе которых есть спрягаемая форма глагола:
Природа так явно бросалась в глаза человеку.
4) междометной формой глагола:
А он прыг в воду и поплыл.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ
ВЫРАЖАЮТСЯ ОДНИМ СЛОВОМ
6) Понятие о составном глагольном сказуемом.
— Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.
ГЛАГОЛ
(наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род)
ФОРМА ГЛАГОЛА
Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение. – Он начал писать сочинение.
— Чем отличаются сказуемые? Как вы думаете, какой из глаголов несёт основное лексическое значение, а какой – дополнительное?
— Какой глагол несёт грамматическое значение?
— Назовите, на что указывает вспомогательный глагол.
— Что включает в себя составное глагольное сказуемое?
— Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?
— Какую роль играет вспомогательный глагол?
— Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?
(Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).
Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.
Основные вспомогательные глаголы
Начало, конец, продолжение действия
Желательность, возможность, необходимость действия
Эмоциональная оценка действия
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов
А) упр. 105 (для слабых учащихся – списать, подчеркнуть основы).
Б) Для сильных учащихся: Давайте попробуем найти в отрывке из стихотворения Николая Заболоцкого составные глагольные сказуемые.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвёт.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
— Назовите и запишите составные глагольные сказуемые.
(Не позволяй лениться, обязана трудиться, не разрешай спать, вздумаешь дать поблажку).
— Назовите в каждом сказуемом глагол, который несёт основное лексическое значение.
— В каком наклонении стоят вспомогательные глаголы?
7) Работа в группах.
Раздать тексты стихотворений (сильной группе)
(Не) правда с правдою (не) знает(?)ся.
Бе…честье с чес…ностью (не) дружит.
Бездушье вовсе (не) стесняет(?)ся
Признат(?)ся, что оно бездушье.
Нахальство говорит в открытую:
«Ты что, (не) видишь? Я – нахальство!»
И скромность может (не) ра…считывать
На снисхождение зазнайства.
И ум у глупост… в немилост…,
Добро и худо – не знакомы.
Плюсы пр…тягивают минусы
Лишь по физическим законам. (Ф.Кривин)
— О каких качествах личности идёт речь в стихотворении?
— Какой вывод можно сделать, прочитав стихотворение?
(Непорядочные люди с порядочными, как плюсы и минусы, никогда не сходятся. Чистота и доброта, порядочность и честность притягиваются.)
Задание: списать стихотворение, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. 1 группа : объяснить правописание, 2 группа: подчеркнуть простые и составные глагольные сказуемые.
8)Выписать номера предложений с составным глагольным сказуемым, основу из 5 предложения. (ЕГЭ-минутка)
(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. (4)Вместо человека чести – человек принципов…
(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?
(предложение 5, 6)
8) Домашнее задание.
Упр 103, стр.52 учебник. Подобрать отрывки из любимых стихотворений, выделить в них составные глагольные сказуемые.
9) Подведение итогов.
Рефлексия: что узнали на уроке? что запомнилось? как оцениваете собственную работу?
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/11/07/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe
http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-po-teme-sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe-klass-858904.html