Конспект составное глагольное сказуемое

Конспект урока русского языка в 8 классе «Составное глагольное сказуемое»

Цели урока: закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений;

познакомиться с составным глагольным сказуемым; формировать умение находить в предложении сказуемое и отличать разные типы сказуемых

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе «Составное глагольное сказуемое»»

Урок русского языка в 8 классе

Тема урока: «Составное глагольное сказуемое».

Цели урока: закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений;

познакомиться с составным глагольным сказуемым; формировать умение находить в предложении сказуемое и отличать разные типы сказуемых

1. Образовательная – повторить способы связи слов в словосочетании, тему «Предложение»; дать понятие составного глагольного сказуемого, выяснить его лексическое и грамматическое значение, повторить разбор предложения.

2. Развивающая — развитие логического мышления, внимания, умения обобщать, сравнивать, сопоставлять.

3. Воспитательная – воспитать любовь к слову, русскому языку.

Тип урока: объяснение нового материала.

Технологии: развивающее обучение, ИКТ (презентация).

Оборудование: учебник «Русский язык 8 класс», тетради, компьютер, проектор.

1. Организационный момент.

1.1. Проверка домашнего задания.

Упр. 124. В предложениях определить способы выражения подлежащих.

1) В степной дали вспыхивали голубые огоньки (имя существительное)

2) Несколько широких улиц вытянулись по берегам заводского пруда.

3) Один мальчик возвратился поздно вечером. (сочетание числительного с существительным)

4) Завтра не будет похоже на сегодня.(наречие)

5) А ткачиха с поварихой извести ее хотят. (сочетание существительного с существительным)

6) Охранять природу – значит охранять Родину. (неопределенная форма глагола)

7) Хорошее всегда зажигает желание лучшего. (прилагательное)

8) Мы с Серёжей копали во дворе канавки. (сочетание местоимения с существительным с предлогом)

9) Уменья без ученья никто не приобретает. (местоимение)

10) На дворе множество людей обедало, сидя без шапок, около братского котла. (сочетание собирательного существительного с существительным)

2. Слово учителя.

Наш урок мы посвятим сказуемому, о котором уже многое знаем. Знакомство с простым глагольным сказуемым уже состоялось, и сегодня мы поговорим о его родственнике — составном глагольном сказуемом. Цель урока: познакомиться с СГС, его структурой, научиться отличать его от простого глагольного.

А начнем мы с повторения.

3. Повторение сведений о предложении.

Восстановите определения (устно):

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ … и … — это грамматическая основа предложения. По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … . Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …или … и отвечает на вопросы … . Простое сказуемое может быть только … . В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены … .

— Выпишите грамматическую основу из предложений, представленных на доске .Поставьте недостающие знаки препинания:

Наша жизнь тесно связана с природой. Природа дает нам пищу одежду жилище. Из земли мы добываем ископаемые, на полях выращиваем урожай. Природа украшает нашу жизнь. Она несет нам много радости. Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами.

Взаимопроверка. Оцените себя.

— Какой вид сказуемого встретился почти во всех предложениях?

Чем оно выражено?

— Какое предложение здесь является лишним? Почему?

Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами

4. Разноуровневые задания по повторению простого глагольного сказуемого.

Я предлагаю вам задания на выбор. Если вы решитесь выполнить задание под номером I, вы вряд ли столкнетесь с трудностями и сделаете ошибку. А смелым я предлагаю задание под номером II; при его выполнении необходимо подумать, применить все свои знания.

Подчеркнуть грамматическую основу в предложении.

I. Замечая ошибки другого, мы сами их совершаем. (Вольтер)

Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. (Лао Цзы)

Самого главного глазами не увидишь. ( Сент – Экзюпери)

II. Когда я научусь плыть против течения, я смогу плыть по течению, обгоняя его.

Если хочешь жить для себя, живи для других. (Сенека)

С каждого старайся спрашивать то, что он может дать. (Сент – Экзюпери)

( I -мы совершаем, путешествие начинается, не увидишь; II — я научусь плыть, я смогу плыть, хочешь жить, живи, старайся спрашивать, он может дать.)

Что означают данные афоризмы?

Какие сказуемые встретились нам в этих примерах?

В каком наклонении стоят сказуемые?

Что необычного в сказуемых у второй группы? Сделайте вывод о них.

5. Понятие о составном глагольном сказуемом.

Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.

Что включает в себя составное глагольное сказуемое?

Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?

Какую роль играет вспомогательный глагол?

(Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола, который выражает грамматическое значение, и неопределенной формы, выражающей лексическое значение сказуемого.)

7. Работа на местах.

Давайте рассмотрим это на конкретных примерах. Распределите предложения, указав только их номер, в 2 столбика: I – с простым глагольным сказуемым, II – с составным глагольным сказуемым.

1. Слова только мешают понимать друг друга. (Сент – Экзюпери)

2. Всё лето будут лотосы цвести, и озеро притихнет, зеленея.

3. Темнота приближающейся ночи могла избавить меня от всякой опасности. (А.С. Пушкин)

4. Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать. (Сент – Экзюпери)

5. Иные радовались, иные так просто повесили носы.

6. В одиночестве способен жить не всякий. ( И.А. Крылов)

Назовите сказуемые во 2-ом и 5 -ом предложении. Докажите, что они простые, а не составные.

(В 2-ом ПГС стоит в форме будущего сложного времени, а в 5-ом –ПГС является фразеологизм повесили носы –огорчились, расстроились.)

А в чем особенность вспомогательного слова в сказуемом 6-ого предложения?

(Оно выражено кратким прилагательным со значением возможности. Значит, в СГС вспомогательным словом может быть не только глагол, но и краткое прилагательное.)

(Мешают понимать, будут цвести, притихнет, могла избавить, даешь приручить, случается плакать, радовались, повесили носы, способен жить.)

9. Пауза для отдыха.

А теперь я прошу вас закрыть глаза. Представьте, что внутри вас есть маленькая частица, которая спокойна и счастлива. Она не тронута никакими страхами и заботами. Если вы захотите, то сможете представить её в виде маленького зеленого деревца, которое тянется к свету, теплу и добру. Это деревце растет и крепнет внутри вас, в то время как вы проходите через все самые сложные испытания, преодолеваете любые трудности.

Зная, что это деревце с вами, вы обретаете покой и одновременно веру в себя и свои силы.

А сейчас, когда перестанет звучать музыка, вы откроете глаза и будете полны сил и желания продолжать нашу работу.

11. Обобщение изученного на уроке.

Сказуемое может быть … и …

Составное глагольное сказуемое состоит из … и …

Грамматическое значение сказуемого выражается …

Неопределенная форма глагола выражает …

12. Домашнее задание:

выучить теоретический материал (стр. 79-80), упр. 140 (инд.), 139(всем)

Если бы вам нужно было поставить знак препинания при оценке урока, что бы вы использовали и почему ( ! – многое удивило и заинтересовало; ? – осталось много неясного; … — было то, о чем следует поразмышлять, подумать.)

Благодарю вас за плодотворную работу на уроке.

Составное глагольное сказуемое
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

25 октября 2018 года в с.Яготино прошел окружной этап конкурса «Учитель года — 2019».

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока140.49 КБ
Презентация185.91 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 8 классе

Тема урока: Составное глагольное сказуемое

1. Познакомить с основными элементами составного глагольного сказуемого, способами выражения вспомогательного глагола, уметь находить составное глагольное сказуемое.

2. Определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения, правильно использовать составные глагольные сказуемые в речи. Научиться различать простое и составное глагольное сказуемое.

3. Воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.

Тип урока: комбинированный

Оформление: использование мультимедиа

Раздаточный и дидактический материал: карточки-задания

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. Новая тема урока «Составное глагольное сказуемое». Прежде чем перейти к новому материалу, ребята, давайте мы с вами повторим сведения о главных членах предложения.

II. Повторение сведений о главных членах предложения.

  1. — Ребята, восстановите определения :

… и … — это грамматическая основа предложения.

По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .

Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .

Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … .

Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .

  1. Повторение признаков простого глагольного сказуемого :

— Ребята, чем выражается простое глагольное сказуемое? (слайд)

( выражается глаголом в одном из наклонений, т.е. состоит из одного глагола)

Запишите отрывок из стихотворения С.Есенина « Отговорила роща золотая». (1924)

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

( В осенней картине всё подчинено грусти: увядает природа, печально улетают на чужбину журавли. Такое состояние природы заставляет лирического героя думать о своей жизни, о прошедших днях — о «юности весёлой», к которой уже нет возврата)

— Выразительно прочитайте записанное. В данном отрывке найдите и подчеркните грамматическую основу.

— Ребята, сделаем вывод пройденного материала. Какие члены предложения составляют грамматическую основу? Чем выражается простое глагольное сказуемое?

III. Изучение нового материала. Понятие о составном глагольном сказуемом.

— Ребята, какую цель мы поставим на уроке? Чтобы мы хотели узнать на уроке?

— Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

ГЛАГОЛ ФОРМА ГЛАГОЛА

грамматическое значение лексическое значение

(наклонение, время, лицо,

число, в форме пр. вр.- род)

Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение. – Он начал писать сочинение.

— Чем отличаются сказуемые?

— Назовите, на что указывает вспомогательный глагол.

— Что включает в себя составное глагольное сказуемое?

— Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?

— Какую роль играет вспомогательный глагол?

— Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?

(Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).

Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.

Основные вспомогательные глаголы

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Эмоциональная оценка действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

IV . Физминутка. Разминка для глаз и кисти рук .

V. Работа по учебнику.

Упражнение 103. Спишите. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Укажите простые и глагольные сказуемые.

Упражнение 104 (работа у доски).

Замените составное глагольное сказуемое со вспомогательным глаголом составным глагольным сказуемым с кратким прилагательным. Как изменится смысл предложения?

Я могу встретить этого человека (рад, обязан, готов, согласен, должен). Я рад встретить этого человека. Я обязан встретить этого человека. Я готов встретить этого человека. Я согласен встретить этого человека. Я должен встретить этого человека.

VI. Тестовые задания.

1. Отметьте предложение с составным глагольным сказуемым.

а) Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге.

б) Я стал слабеть здоровьем.

в) Мой брат – студент.

г) В коридоре было три двери.

2. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

А) Сирень начинает отцветать в начале лета.

Б) Он казался образованным человеком.

В) В путешествии мы узнали много интересного.

Г) Мы предложили ему поиграть с нами.

VII. Домашнее задание.

Упр 106, стр.63. Подобрать отрывки из любимых стихотворений, выделить в них составные глагольные сказуемые.

VIII. Подведение итогов.

Рефлексия: что узнали на уроке? что запомнилось? как оцениваете собственную работу?

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема урока: Составное глагольное сказуемое

Восстановите определения: 1) … и … — это грамматическая основа предложения. 2) По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . 3) Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … . 4) Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … . 5)Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .

Чем выражается простое глагольное сказуемое? Запишите отрывок из стихотворения С.Есенина « Отговорила роща золотая». Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ГЛАГОЛ ФОРМА ГЛАГОЛА грамматическое значение лексическое значение (наклонение, время, лицо, число, в форме пр. вр .- род) — Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение. – Он начал писать сочинение.

Основные вспомогательные глаголы Начало, конец, продолжение действия Желательность, возможность, необходимость действия Эмоциональная оценка действия Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов Фразеологические сочетания начать стать закончить приняться продолжить желать мечтать хотеть стараться любить

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 8 класса по учебнику «Русский язык. 8 класс». Авторы: С.Т. Бархударов, С.Е. Крючков и др.

Урок русского языка в 8 классе .Основной метод, используемый на уроке, — проблемное изложение изучаемого материала. На уроке представлены материалы из единой коллекции цифровых образовател.

Представлениа технологическая карта урока русского языка в 8 классе. Тема «Составное глагольное сказуемое».

Конспект содержит методическую разработку урока русского языка в 8 классе по теме «Составное глагольное сказуемое». На уроке используется технология развивающего обучения и ИКТ (презентация прилагаетс.

Конспект урока по теме:Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.Цели: 1) систематизация и обобщение изученного о простом и составном г.

презентация составлена к уроку русского языка для 8 класса.

Урок русского языка по теме «Составное глагольное сказуемое» (8 класс)

Открытый урок в 8 классе

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Цель: научиться чётко различать простое и составное глагольное сказуемое.

— закрепить сведения о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умение различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления;

— развивать лингвистическую компетентность: умение анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание;

— прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.

Тип урока: комбинированный

Оформление: использование мультимедиа

Раздаточный и дидактический материал: карточки-задания

1) Организационный момент.

2) Слово учителя.

Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. В течение урока повторим сведения о простом глагольном сказуемом и поговорим о составном глагольном сказуемом. К концу урока вы должны научиться чётко различать простое и составное глагольное сказуемое.

3) Повторение сведений о предложении.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

… и … — это грамматическая основа предложения.

По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .

Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .

Грамматическая основа односоставных предложений состоит из … .

Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … .

Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .

4) Повторение признаков простого глагольного сказуемого:

А) тестовое задание:

Какое из предложений содержит простое глагольное сказуемое? (запись на доске)

1)Я мечтаю о добром, порядочном друге.

2) Я хочу скорее стать взрослым.

3) Я буду учиться в университете.

4) Я могу ответить на все вопросы.

Запишите отрывок из стихотворения А. Блока

1Медлительной чредой нисходит день осенний,

Медлительно крутится желтый лист,

И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист.

Душа не избежит невидимого тленья.

— Выразительно прочитайте записанное.

— Объясните значение слов:

чредой — (неполногласное сочетание), чередой, по очереди.

нисходит – уходит (нис- – приставка старославянского происхождения, придаёт слову торжественный оттенок).

тленье – здесь: постепенный распад, разрушение.

— Какое настроение создают строки стихотворения?

— Какова тема данного отрывка?

(Ничто на земле не вечно, всё рано или поздно погибает. Не избежать этой участи и человеческой душе).

— С чем автор сравнивает угасание души человеческой?

(С осенним вечером, опадающими листьями).

— Продолжая мысль о душе, Блок заканчивает стихотворение так:

2.Так, каждый день стареется она,

И каждый год, как желтый лист кружится,

Все кажется, и помнится, и мнится,

Что осень прошлых лет была не так грустна.

— В данном отрывке найдите и подчеркните грамматические основы, в составе которых есть простые глагольные сказуемые.

— В каком наклонении стоят выделенные сказуемые?

— Итак, чем может быть выражено простое глагольное сказуемое?

— Рассмотрите таблицу, вспомните, что вы знаете о простом глагольном сказуемом.

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

выражается в форме

а также может быть выражено:

1) глаголом в форме сложного будущего времени:

Я буду писать тебе часто.

2) глаголом быть со значением наличия, существования:

У него есть всё, что необходимо для охоты.

3) фразеологизмами, в составе которых есть спрягаемая форма глагола:

Природа так явно бросалась в глаза человеку.

4) междометной формой глагола:

А он прыг в воду и поплыл.

ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ

ВЫРАЖАЮТСЯ ОДНИМ СЛОВОМ

6) Понятие о составном глагольном сказуемом.

— Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.

ГЛАГОЛ

(наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род)

ФОРМА ГЛАГОЛА

Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение. – Он начал писать сочинение.

— Чем отличаются сказуемые? Как вы думаете, какой из глаголов несёт основное лексическое значение, а какой – дополнительное?

— Какой глагол несёт грамматическое значение?

— Назовите, на что указывает вспомогательный глагол.

— Что включает в себя составное глагольное сказуемое?

— Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?

— Какую роль играет вспомогательный глагол?

— Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?

(Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).

Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.

Основные вспомогательные глаголы

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Эмоциональная оценка действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

А) упр. 105 (для слабых учащихся – списать, подчеркнуть основы).

Б) Для сильных учащихся: Давайте попробуем найти в отрывке из стихотворения Николая Заболоцкого составные глагольные сказуемые.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

— Назовите и запишите составные глагольные сказуемые.

(Не позволяй лениться, обязана трудиться, не разрешай спать, вздумаешь дать поблажку).

— Назовите в каждом сказуемом глагол, который несёт основное лексическое значение.

— В каком наклонении стоят вспомогательные глаголы?

7) Работа в группах.

Раздать тексты стихотворений (сильной группе)

(Не) правда с правдою (не) знает(?)ся.

Бе…честье с чес…ностью (не) дружит.

Бездушье вовсе (не) стесняет(?)ся

Признат(?)ся, что оно бездушье.

Нахальство говорит в открытую:

«Ты что, (не) видишь? Я – нахальство!»

И скромность может (не) ра…считывать

На снисхождение зазнайства.

И ум у глупост… в немилост…,

Добро и худо – не знакомы.

Плюсы пр…тягивают минусы

Лишь по физическим законам. (Ф.Кривин)

— О каких качествах личности идёт речь в стихотворении?

— Какой вывод можно сделать, прочитав стихотворение?

(Непорядочные люди с порядочными, как плюсы и минусы, никогда не сходятся. Чистота и доброта, порядочность и честность притягиваются.)

Задание: списать стихотворение, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. 1 группа : объяснить правописание, 2 группа: подчеркнуть простые и составные глагольные сказуемые.

8)Выписать номера предложений с составным глагольным сказуемым, основу из 5 предложения. (ЕГЭ-минутка)

(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. (4)Вместо человека чести – человек принципов…

(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?

(предложение 5, 6)

8) Домашнее задание.

Упр 103, стр.52 учебник. Подобрать отрывки из любимых стихотворений, выделить в них составные глагольные сказуемые.

9) Подведение итогов.

Рефлексия: что узнали на уроке? что запомнилось? как оцениваете собственную работу?


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/11/07/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-po-teme-sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe-klass-858904.html