Конспект суффиксы их правописание

План-конспект по русскому языку на тему «Правописание суффиксов имен существительных».
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Тема «Правописание суффиксов имен существительных» является актуальной. Каждый учащийся должен соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Знание правила — это путь к орфографической грамотности студентов. В настоящее время уровень орфографической грамотности резко снизился.

Место занятия в системе уроков.

На изучение темы «Правописание суффиксов имен существительных» отводится по программе 2 часа. Первый урок- объяснение нового материала, предполагающий изучение правила написание суффиксов имен существительных и первичное его закрепление; второй урок — закрепление знаний по теме.

Тема «Правописание суффиксов имен существительных» связана с последующей темой «Сложные существительные». Поэтому изучение одного орфографического правила является фундаментом для изучения другого. Эта тема актуальна, так как даёт возможность повышать орфографическую грамотность студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_suffiksov_sushchestvitelnykh.docx232.64 КБ
Опорный Конспект239 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Правописание суффиксов имен существительных» является актуальной. Каждый учащийся должен соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Знание правила — это путь к орфографической грамотности студентов. В настоящее время уровень орфографической грамотности резко снизился.

Место занятия в системе уроков .

На изучение темы «Правописание суффиксов имен существительных» отводится по программе 2 часа. Первый урок- объяснение нового материала, предполагающий изучение правила написание суффиксов имен существительных и первичное его закрепление; второй урок — закрепление знаний по теме.

Тема «Правописание суффиксов имен существительных» связана с последующей темой «Сложные существительные». Поэтому изучение одного орфографического правила является фундаментом для изучения другого. Эта тема актуальна, так как даёт возможность повышать орфографическую грамотность студентов.

Цель урока : формирование орфографических умений и навыков по теме урока .

— научить способу применять правило написания суффиксов –чик-, -щик-, –ок, -ек-, -оньк, -еньк-, -онок , –ец-, -иц- , -оньк, -еньк — существительных;

— закрепить навык правописания суффиксов –ик — и -ек-.

-способствовать развитию памяти и логического мышления,

-развивать способность определять значение суффиксов имен существительных.

— воспитывать интерес к русскому языку,

— воспитывать самостоятельность и внимание учащихся.

Учащиеся должны знать: понятие имени существительного как самостоятельной части речи (определение, характеристика).

Учащиеся должны уметь: делать морфемный разбор существительных, объяснять правописание падежных окончаний имен существительных .

Открытый урок проводится в группе 420-421. Студенты этой группы- слабослышащие.

Используемые педагогические технологии : технология обучения с помощью опорных конспектов ( автор Шаталов В.Ф.) + элементы личностно — ориентированного обучения.

Т ехнология обучения с помощью опорных конспектов выбрана как основная, поскольку:

— изучение теории на уроке: объяснение с помощью наглядности (опорного конспекта) с вовлечением в объяснение учащихся;

— индивидуальная работа учащихся со своими конспектами;

— фронтальное закрепление по блокам конспекта;

— самостоятельная работа дома: опорный конспект «плюс» учебник «плюс» конспект урока.

Опорные конспекты (наглядные схемы, таблицы, в которых закодирован учебный материал) используются как опора для объяснения нового материала, закрепления изученного, повторения ранее пройденного.

Тип урока : объяснение нового материала.

Оборудование : компьютеры, проектор, экран, учебник, таблица «Суффиксы имен существительных», опорный конспект, раздаточный материал для учащихся с заданием на закрепление новой темы.

На протяжении всего мероприятия идет презентация, выполненная в программе PowerPoint . Использование презентации способствует развитию образного мышления.

Формы работы учащихся : фронтальная; самостоятельная.

1.Организационный момент — 2 мин.

Подготовка уч-ся к работе на уроке; создание атмосферы доброжелательности, снятие эмоционального напряжения, чувства тревожности; организация внимания и внутренней готовности. Воспитание сознательной дисциплины, организованности.

2.Актуализация знаний – 8 мин.

Нетрадиционная форма вступления способствует возникновению познавательной мотивации, пробуждение интереса к знакомой части речи. Репродуктивный метод позволяет повторить теоретический материал, даёт возможность проверить знания учащихся по данной теме, подготовить их к последующей работе.

Повторение изученного материала.

  1. Дать характеристику имени существительному как самостоятельной части речи.
  2. Падежи, правописания падежных окончаний имен существительных.

Дописать окончания существительных, определить падеж.

на свежем воздух… (П.П) принести сестр… (Д.П)

вижу лис… (В.П ) горжусь побед… (Т.П.)

гостить в Подмосковь… (П.П) нет гост… (Р.П.)

3.Изучение нового материала — 15 минут.

Из каких частей состоит слово. Понятие суффикс.

Правописание суф. –Чик-, -щик- (работа с таблицей и на доске)

Запомните, суффикс –чик пишется в существительных, основа которых оканчивается на д,т, з, с, ж. Например. Вкладчик, автоматчик, перебежчик, разносчик.

Суффикс -щик пишется в существительных, основа которых оканчивается не на дт, зс, ж ,то есть во всех остальных случаях. Например. Фонарщик, каменщик, барабанщик, дрессировщик.

Правописание суф. –ок, -ек, -оньк, -еньк, -онок, примеры

В суффиксах существительных –ок, -ек, -оньк, -еньк, -онок после шипящих и ц под ударением пишем букву о, согласно произношению. В безударном положении в этих суффиксах после шипящих мы будем писать е.

Например. Звоночек Крючок, Собачонка , доченька

Правописание суф. –ец, -иц, примеры

суффикс -ец пишется в существительных мужского рода.

Например. Красавец, братец, морозец.

А суффикс -иц пишется в существительных женского рода.

Например. Красавица, метелица.

В среднем роде выбор суффикса -ец или -иц зависит от ударения. Если ударение падает на окончание, то в слове среднего рода пишем суффикс -ец.

А если ударение предшествует суффиксу, то мы пишем суффикс –иц – креслице.

Правописание суф. -оньк, -еньк, примеры

суффикс -оньк пишется в существительных после твердых согласных.

Например. Березонька, Лизонька, лисонька.

А вот суффикс -еньк мы пишем только после мягких согласных и после шипящих.

Например: Валенька, тученька.

Запомните три исключения из этого правила – заинька, паинька, баиньки.

4.Закрепление нового материала — 10 минут. Первичное закрепление и обобщение нового материала проводится фронтальным опросом, что позволяет принять участие в беседе каждому обучающемуся.

Работа с раздаточным материалом способствует закреплению умений и навыков по новому материалу, формирование умения осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их, сознательно употреблять на письме.

5.Подведение итогов — 5 минут.

Выявление и уточнение результатов деятельности на уроке. Выставление оценок.

Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

Информация о домашнем задании.

Домашнее задание носит развивающий характер, кроме того, учитывая особенности группы, ребята получают дифференцированное задание- возможность выбора задания по желанию и по степени сложности.

Приложение № 1. Карточки- задания.

Задание: От данных глаголов образуйте существительные с суффиксами

-чик и –щик . Например : учет- учет чик

Пилить, отгадывать, собирать, раздать, добыть.

Задание: Существительные с суффиксами -ец и -иц- распределите в три колонки по их роду(мужской род, женский род, средний род). В существительных среднего рода поставьте ударение и подчеркните суффиксы.

Прыгать через луж и цы, интересный рассказ е ц, слабое здоровь и це, небольшое поместь и це, новое бель е цо, свежий хлеб е ц, детская книж и ца, нажитый капитал е ц, легкое пальт е цо, любимое создань и це, ползущая гусен и ца, бравый гварде е ц, перехитрить хитр е ца, зеленая луков и ца, умел е ц на все руки.

Конспект урока по русскому языку «Суффиксы, их правописание» 2 класс

Урок русского языка

учитель: Салкимбаева Ж.М.

Тема: Суффиксы, их правописание.

Цель: научить находить в словах суффиксы.

-формировать умение находить в словах суффиксы, научить выделять суффиксы в словах;

-развивать умения сравнивать, находить лишнее, работать в группе;

-воспитывать взаимовыручку, уважение к друзьям и родственникам.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично — поисковый, проблемный.

Оборудование: карточки, интерактивная доска.

Вот и прозвенел звонок.

Улыбнемся и начнем.

В мир знаний смело, мы шагнем.

2.Постановка цели и задачи урока.

Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в путешествие вместе с братьями Корнем, Приставкой и Окончанием, где будем коллективно работать над открытием нового материала, находить лишнее и многое другое. А что именно вы мне будете говорить по ходу нашего урока. Ребята, братья говорят, что их четвертого брата еще в детстве украл злой Карабас, и просят, чтобы мы помогли его освободить. Поможем им?

Весь наш урок мы будем работать в группах. Давайте обговорим правила работы в группах.

Соблюдать тишину при работе.

Быть внимательными к одноклассникам.

3. Актуализация знания.

а) Минутка чистописания.

Карабас любит вкусно поесть. А вкусно готовят еду повара. Но мы сможем только тогда начать работу, когда в этом слове найдем братьев Корня, Приставку и Окончание. (Разбор слова по составу)

Пропишем минутку чистописания.

Братья хотят проверить наши знания. Могут ли они нам доверить поиски своего брата. Поэтому подготовили для нас вопросы.

Что такое корень?

Что такое окончание? Какую работу выполняет окончание?

Что такое приставка? Для чего служит приставка?

Какие слова называются однокоренными?

Подберите однокоренные слова к слову повара. (Повара — варить, варка, заварка). Выделим в них корень.

Корень, Приставка и Окончание гордятся вами и считают, что вы можете, смело отправиться в путь во имя спасения их четвертого брата.

2. Словарная работа. Игра «Найди лишнее».

Ребята, следующее задание от Карабаса. Карабас приготовил нам слова и просит найти лишнее слово. Он уверен, что вы не справитесь работой.

Ворона, дорога, сорока, соловей.

Какое слово лишнее? Если правильно ответим, то сможем отправиться дальше на поиски четвертого брата.

Молодцы, лишнее слово дорога. Запишем его и запомним написание.

И перед нами камень и три дороги, по какой же нам пойти, где четвертого брата найти. Прочитайте надпись на камне.

Ребята, итак, куда мы пойдем направо, налево или прямо искать четвертого брата.

4. Постановка проблемы.

А) Работа с текстом.

Карабас поспорил с братьями Корнем, Приставкой и Окончанием. Что вы не сможете выполнить следующее задание и ни за что не отыщите их четвертого брата. Мы готовы доказать Карабасу, что мы умные и дружные дети и помочь братьям?

Прочитайте следующие предложения. Найдите среди них пословицу. Что такое пословица? Чему нас учит данная пословица?

Друга ищи, а нашел — береги. У Наташи подруга Маша. У моего дружка есть котенок Васька.

Выпишите однокоренные слова. Найдите в них наших братьев Корня, Приставку и Окончание.

Ребята, в слове дружка вы не выделили букву –к-. Это и есть четвертый брат. Но он не может нам свое имя назвать. Пока мы не ответим на вопросы злого Карабаса.

Где стоит эта часть слова?

Для чего она служит?

5. «Открытие» нового знания.

Молодцы, Карабас сдается и освобождает его из плена. А как зовут братца, мы узнаем, если загадку его разгадаем.

Мой первый слог взят из слова суфле.

Второй же слог взят из слова фикус.

Последние буквы я взял из слов лук и редис.

Как меня зовут, вы отгадали?

Правильно я ….(Суффикс)

Прочитаем это правило в учебнике на с.107

6.Минутка «Отдыхай-ка» Под песенку « У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде».

7.Закрепление. Работа с учебником.

Чтобы проверить, поняли ли вы тему урока Корень, Приставка, Суффикс и Окончание просят вас выполнить упражнение 287 (комментированное письмо).

Если мы правильно и быстро справимся с этим заданием, то злой Карабас никогда больше не сможет разлучить четверых братьев. И они смогут дружно жить в своем домике и приходить к нам в гости.

Итак, где стоит в слове суффикс и для чего она служит? (Обсуждение в группе)

8. Самостоятельная работа.

Братья Приставка и Суффикс хотят убедиться, что вы точно знаете, кто из них, где стоит. И приготовили вам следующее задание.

Выпишите слова в два столбика: в первый столбик слова с приставкой, во второй с суффиксом.

Домик, поход, повар, роток, зайчик, рассада, речка, спечь.

Карабас побежден. Он видит, что вы дружные и умные ребята. И решил больше никого не брать в плен. А братья Корень, Приставка, Суффикс и Окончание благодарят вас. И желают оставаться всегда такими умными и хорошими.

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Как думаете, смогли ли мы доказать Карабасу, что мы дружные и умные ребята?

Давайте тогда ответим на его вопросы.

Что такое суффикс?

Для чего служит суффикс в словах?

Молодцы, ребята, а теперь посчитаем, сколько фишек заработала каждая группа.

10.Оценивание ( по количеству фишек).

11.Домашнее задание с.107 правило учить, с 108 упр.290

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Салкимбаева Жанар МауленовнаНаписать 843 09.01.2016

Номер материала: ДВ-318124

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    09.01.2016 4029
    09.01.2016 578
    09.01.2016 971
    09.01.2016 602
    09.01.2016 262
    09.01.2016 633
    09.01.2016 869

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России пройдет конференция «Исследования, улучшающие образование»

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки запускает проект по наставничеству для девушек

Время чтения: 1 минута

Стартовал Всероссийский конкурс «Лучшая столовая школы»

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

Теория к заданию 11 из ЕГЭ по русскому языку

1. Суффиксы имен прилагательных

Суффиксы -ЕВ-/-ИВ-
-ЕВ- пишется без ударения
Например: сиреневый, фасолевый
-ИВ- пишется под ударением
Например: красивый
Исключения: милостивый, юродивый

Суффиксы -ЛИВ- / -ЧИВ- В русском языке есть только суффиксы -лив- и -чив- (нет -лев- и -чев-)
Например: заботливый, доверчивый

Суффикс -ЕН- Суффикс -ен- пишется в кратких формах прилагательных на –йный.
Например: случаен — случайный, спокоен — спокойный
Исключение: достоин

2. Суффиксы имен существительных

Суффиксы -ЕК-, -ИК-
-ИК- гласная при изменении слова по падежам не исчезает.
Например: ключик — нет ключика
-ЕК- гласная при изменении слова по падежам исчезает.
Например: замочек — нет замочка

Суффикс -тель- всегда пишется одинаково. Например: строитель, водитель.

-ЧИК-: если основа оканчивается на т, д, с, з, ж.
Например: наводчик, заказчик. -ЩИК-: если основа оканчивается на другие буквы.
Например: каменщик, жестянщик.

-ЕЦ-: пишется в существительных мужского рода и среднего рода (перед ударением)
Например: братец, письмецо
-ИЦ-: пишется в существительных женского рода и среднего рода (после ударения)
Например: мастерица, платьице

3. Cуффиксы глаголов

Cуффиксы -ОВА- / -ЕВА-, -ЫВА / -ИВА-
-ОВА- / -ЕВА-: форма 1 л. ед.ч. настоящего или будущего времени оканчивается на -ую, -юю.
Например: пробовать — пробую
-ЫВА / -ИВА-: форма 1 л. ед.ч. настоящего или будущего времени оканчивается на -ываю, -иваю.
Например: отгадывать — отгадываю
Примечание: В глаголах перед ударным –ВА- сохраняется та же гласная, что и в глаголе, от которого он образован.
Например: преодолевать — преодолеваю, заливать-заливаю

Cуффиксы перед -Л- в прош.вр.

Перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени пишется та же гласная, что и перед -ть в инфинитиве.
Например: лаял — лаять

4. Cуффиксы причастий

Перед суффиксом –вш-, -ш- в причастиях пишется та же гласная, что и перед -ть в инфинитиве.
Например: лаявший — лаять


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-suffiksi-ih-pravopisanie-klass-744567.html

http://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya/pravopisanie_suffiksov