Конспект урока 1 класс имя собственное правописание имен собственных

«Правописание собственных имен» Русский язык 1 класс
план-конспект урока (1 класс) на тему

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 1 КЛАССЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа № 60

имени Героя Советского Союза Александра Николаевича Синицына

Учитель начальных классов

Образовательные: закрепить знания и способы учебной деятельности , уметь видеть имена собственные и определять написание имен собственных ;

Развивающие развивать творческие способности, познавательный интерес, логическое мышление, умение работать в группах;

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, способствовать богатому восприятию мира, обогащать эмоции, воспитывать патриотизм, сопричастность с окружающим миром

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России , о языке как основе национального самосознания;

Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи ;

Развитие коммуникативной речи.

Личностные УУД: — Самоопределение (формирование основ российской гражданской идентичности , чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России)

Познавательные УУД: Общеучебные универсальные действия:

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; Универсальные логические действия:

— подведение под понятие, выведение следствий;

— построение логической цепи рассуждений.

-ориентация на партнера по общению;

-умение слушать собеседника;

-учет разных мнений и умение обосновать собственное;

-умение договариваться, находить общее решение;

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов — умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Оборудование: ЭОР по теме « Правописание имен собственных» , учебник Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой «Русский язык» 1 класс, рабочая тетрадь по русскому языку. ,географическая карта , смайлики

I. Организационный момент

«Улыбнись себе и другим.

Не бойся ошибок, помни –

в классе тебе всегда помогут» .

II. Актуализация знаний

Фронтальная работа ( предложение на доске)

Выбрать правильный вариант

миша комаров прочитал книжку «Каникулы в простоквашино». Ему понравились дядя фёдор и кот матроскин.

Какие ошибки допущены?

На какое правило допущены эти ошибки?

Что надо знать, чтобы не ошибаться при письме имён собственных?

Сделать вывод: все имена собственные пишутся с большой буквы.

Как вы думаете, какая тема сегодня на уроке. Какие цели поставим?

III. Новый материал

Тема нашего урока « Правописание имен собственных» (1 слайд)

Буква обычная выросла вдруг,

Стала заметно выше подруг.

Смотрят с почтеньем

На букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело –

Ставится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки вначале,

Чтобы начало все замечали.

Имя , фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё , имя улицы , города .

Буква большая – совсем не пустяк;

В букве большой уважения знак!

Сегодня на уроке чтобы продолжить работу над правилами написания имен собственных и закрепить наши знания, умения и навыки мы будем работать по определенным пунктам содержания (слайд 2)

Цели и задачи урока (3 слайд) В течение урока вы должны оценить свою работу при помощи смайликов:

«Улыбка» — вы считаете , что вы отлично отвечали на уроке

«Равнодушие» — вы не очень довольны своими результатами

«Огорчение» вы не довольны уровнем своих знаний и умений

Что относится в первую очередь к именам собственным ? ( 5слайд ) Прочитайте слова и проанализируйте варианты написания слов.

Назовите свои примеры слов

2 ряд — подобрать отчества

3 ряд — фамилии.(примеры детей)

Работа с упражнением 46 ( учебник «Русский язык» Л.Ф. Климанова , С.. Макеева) – закончить предложение. Написать правильно свою фамилию. С какой буквы вы её будите писать.

Правила написания кличек животных (6 слайд), дайте свои примеры кличек для кошки , собаки и козочки. Какие это животные :дикие или домашние?(запись одной из кличек на доске и в тетрадях , подчеркнуть заглавные буквы)

Запишите слово с о бака – словарное слово , написание , которого необходимо запомнить и нельзя проверить

Посмотрите ,но есть и дикие животные , в названиях которых тоже пишется заглавная буква (7 слайд)

Почему их названия написаны с заглавной буквы? Вспомните, в каких сказках о животных , которые мы с вами читали на уроках чтения, встречались эти герои ? Как написаны названия сказочных героев в них? (запись одного из слов)

Какие еще слова на доске записаны с заглавной буквы?

Простоквашино– это географическое название , обратите внимание какие еще географические названия записываются с заглавной буквы (9 слайд)

Зачитайте названия городов и вспомните, что вам известно об этих городах : Москва- столица России, Санкт –Петербург –северная столица России, Тула – наша Родина

Обратите внимание на географическую карту на доске ,какие еще города вы знаете?

В Туле есть всем знакомые места – это улицы, с которыми у нас связаны приятные воспоминания (10 слайд) Обратите внимание, как пишутся названия городов и улиц

Кто знает, что находится на этих улицах? (запись одного слова на доске и в тетрадях)

Но где же находятся эти города, улицы? Посмотрите на карту и вспомните, как называется страна.

Правильно в России – нашей великой Родине(11 слайд) Обратите внимание на написание названий стран Италия , Россия (запись слова на доске и в тетрадях)

Но кроме названий стран, городов и улиц есть еще и названия рек и озер (12 слайд), которые тоже пишутся с большой буквы. Вам знакомы эти реки? Что вы слышали об озере Байкал? (запись слова ) Обращают внимание на карту, какие еще реки и озера знакомы

Я буду называть словосочетания. Если слова в нём пишутся с маленькой буквы, вы приседаете. Если хотя бы одно слово в словосочетании пишется с большой буквы – вы встаёте на носочки, поднимаете руки вверх.

V Закрепление изученного

А сейчас я предлагаю вам закрепить свои знания и умения с помощью «Веселой грамматики» (13 слайд) Прочитаем внимательно задание и выполним его.

Я приглашаю вас на «Веселую прогулку» (14, 15 , 16,17 слайды).

Ученики читают рассказ, называют слова, которые надо вставить, для того чтобы объяснить значение слов обращаются к словарю (18-23 слайды), чтобы закрепить знания записываются словосочетания на доске и в тетрадях, подчеркнуть заглавную букву.

зеленая ёлка — дочь Ёлка

синий василёк — брат Василёк

душистая лилия — сестра Лилия

колючая роза — подруга Роза

вкусная груша — бабушка Груша

Что нового узнали на уроке?

С какими словарными словами мы познакомились на уроке.

«Ассоциативный куст» — что относится к именам собственным? Как пишутся имена собственные?

Конспект урока по русскому языку «Правописание имен собственных» (1 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Русский язык.doc

Тема урока: Правописание имен собственных.

Цели урока: подвести детей к осмыслению понятия «имена собственные» и написанию имен собственных с заглавной буквы; закреплять пройденный материал;

развивать память, внимание, расширять словарный запас учащихся;

совершенствовать навыки письма; прививать любовь к природе.

Предметные: формировать умение писать имена, фамилии, географические названия, клички животных с большой буквы; Использовать полученные знания на практике;

Регулятивные : осуществлять контроль, коррекцию, самопроверку, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Познавательные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

Коммуникативные: развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Организация учащихся на работу:

— Ребята, сегодня урок русского языка мы проведем необычно. Такой урок называется общественный смотр знаний. Общественный потому, что у нас на уроке присутствуют гости, которые будут смотреть, чему мы с вами уже научились и чему сможем научиться на уроке.

Прежде чем начать, урок создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу и нашим гостям.

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. Зима

— Какой звук мы слышим в начале слова? Давайте дадим характеристику этому звуку. Какой буквой он обозначается на письме? А какой еще звук обозначается буквой З?

Зз ззз за зу зи

Поземка – струящаяся по земле низовая метель.

(составление схем данных слов)

— Итак, за окном зима. За что мы можем похвалить зиму? (Она укрыла землю одеялом. Она укрыла землю белым снегом. Кругом стало красиво и чисто. Зима подарила детям игры)

— А какие игры нам подарила зима? ( Можно кататься на коньках, играть в снежки, Строить крепость, лепить снежную бабу, кататься с горки на санках и лыжах….)

— Давайте тогда назовём зиму ласковыми словами. (Зимушка, красавица, волшебница, хозяюшка)

— А за что можно поругать? (На улице очень холодно. Можно поскользнуться. Дни стали короче. Чаще у людей болеет горло)

— Да вы правильно сказали. На улице очень холодно. Тогда как надо одеваться? (Тепло. Нужно одеть тёплые варежки, шапочки, сапожки)

— Давайте мы с вами мысленно тепло оденемся и отправимся в чудесное путешествие, а вот куда…… узнаем отгадав загадку:

Вот опять пришла зима,

Снег укутал все дома.

Есть у нас надежный друг,

Он протянет сотни рук.

Там шумят дубы и клены,

Бывает летом он зеленый.

Всегда полон он чудес.

Как зовется друг наш.

Мы попали в зимний лес

Полный сказок и чудес.

— Как нужно идти по лесу и почему? (Тихо. Чтоб не распугать, разбудить животных и птиц)

Отправляемся в путь….

(Слова записываем на доске)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

В деревне кур крадет. (Лиса)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

Шубка серая для лета,

Для зимы — другого цвета. (Заяц)

Хожу в пушистой шубе,

живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе,

орешки я грызу. (Белка)

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами — кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

— На какой вопрос отвечают записанные слова? Почему?

— По какому признаку мы можем разделить данные слова на 2группы?

— Назовите слова, где букв больше чем звуков?

— Есть ли здесь слова, где звуков больше чем букв? Что мы знаем про звук ц? Схема.

IV . Сообщение темы и целей урока

— Посмотрите, кто нам встретился на пути……

Маленький щенок Снежок выбежал на беленький снежок.

— Назовите мне слова одинаковые по звучанию. Почему они записаны по-разному?

— Кто догадался, чему мы будем учиться на уроке? (записывать имена собственные с большой (заглавной, прописной) буквы)

V . Работа над новым материалом

— Какие слова мы называем именами собственными? (Слайд)

Объяснение нового материала.

— Отдохнули, принимаемся за работу. Перед вами карточки. Сейчас мы будем выполнять задание №1, давайте прочитаем его.

1. Прочитайте. Выпишите через запятую клички животных.

Кошка Дымка мурлычет. Котёнок Пушок очень веселый. Громко лает собака Трезор. Попугай Кеша умеет говорить.

Записывают в тетрадь, проверка. (слайд)

— Теперь задание сложнее

Найдите пару и запиши в тетрадь, подчеркни заглавную букву в именах собственных

— Какое задание будем выполнять? (раскрыть скобки, правильно написать слова, проверить)

После выполнения задания учащиеся проверяют свою работу по образцу (работа в парах).

— Проверьте свою работу. Поставьте + или ? около каждой пары

— У кого задание вызвало затруднение?

— Каким правилом вы должны были воспользоваться?

— Исправьте у себя ошибки.

— Сделайте вывод (надо ещё потренироваться)

— У кого задание не вызвало затруднения?

— Сделайте вывод. (Мы усвоили новое правило и можем его применять)

У (кК)оровы (нН)очки (тТ)ёлочка (зЗ)орька.

Рефлексия. Итог урока.

Наше путешествие по зимнему лесу заканчивается. Мы уходим с лесной полянки, покрытой белым пушистым снегом.

— За что мы любим зиму?

Завершите фразы. Сегодня на уроке:

Мне было трудно…

Что бы вы ещё хотели узнать об именах собственных?

Оцените вашу работу на уроке при помощи цветных смайликов.

Прочитайте. Выпишите через запятую клички животных.

Кошка Дымка мурлычет. Котёнок Пушок очень веселый. Громко лает собака Трезор. Попугай Кеша умеет говорить.

Найдите пару и запиши в тетрадь, подчеркни заглавную букву в именах собственных

Спишите предложение раскрывая скобки.

У (к,К)оровы (н,Н)очки (т,Т)ёлочка (з,З)орька.

Прочитайте. Выпишите через запятую клички животных.

Кошка Дымка мурлычет. Котёнок Пушок очень веселый. Громко лает собака Трезор. Попугай Кеша умеет говорить.

Найдите пару и запиши в тетрадь, подчеркни заглавную букву в именах собственных

Спишите предложение раскрывая скобки.

У (к,К)оровы (н,Н)очки (т,Т)ёлочка (з,З)орька.

Конспект урока по русскому языку на тему «Имена собственные. Правописание собственных имен» 1 класс

Урок русского языка на тему «Имена собственные. Правописание собственных имён» 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему «Имена собственные. Правописание собственных имен» 1 класс»

Конспект урока по русскому языку 1 класс

Малышева Наталия Викторовна

Тема: Имена собственные, правописание собственных имен

Цель урока: создать условия для формирования системы знаний о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Средства обучения: учебник , рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, мультимедийное оборудование, презентация по теме урока.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формируемые умения/личностные качества:

(планируемые результаты обучения)

закрепить понятия «заглавная буква» в именах, фамилиях, отчествах; понятие собственные имена

Совершенствовать умения находить в тексте имена собственные и аргументировать в них написание заглавной буквы;

Развитие словарного запаса обучающихся;

Умение пользоваться толковым словарем.

Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке, расширение кругозора.

Регулятивные УУД: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.

Познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию, группировку. Обобщение по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: строит речевые высказывания в устной форме, формулирует собственное мнение, умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, группе).

I.Cамоопределение к деятельности

(оргмомент) 1 мин.

— Ребята, начинаем урок. Каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

— Это будет зависеть от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу. Будете старательными, активными, внимательными и у вас все получится.

Интересным, не скучным, узнали что-то новое.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-imen-sobstvennih-klass-888765.html

http://multiurok.ru/index.php/files/konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imiena.html