Урок обучения грамоте (послебукварный период) в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ — ЩУ»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Ресурс представляет собой подробный конспект урока и презентацию. В каждом этапе урока прописаны формируемые предметные умения и универсальные учебные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 63 КБ |
презентация к уроку | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте (послебукварный период) в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ — ЩУ»
Гладкова Юлия Юрьевна учитель начальных классов МОУ «Коршуновская СОШ»
Ресурс представляет собой подробный конспект урока и презентацию. В каждом этапе урока прописаны формируемые предметные умения и универсальные учебные действия.
Цель: Создание условий для закрепления написания сочетаний ча-ща, чу-щу.
Обучающие. Содействовать формированию у учащихся знание о правописании ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Развивающие . Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотно-го письма. Развивать речь.
Воспитательные. Воспитывать культуру поведения при работе в паре.
Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные результаты : пишет слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу без ошибок.
— определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;
— проговаривает последовательность действий на уроке;
— работает по коллективно составленному плану;
— фиксирует затруднения в выполнении заданий;
— оценивает правильность выполнения действий;
— планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
— высказывает свои предположения;
— строит краткое устное высказывание по теме;
— слушает и понимает речь других;
— ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;
— участвует в организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
— сигналы светофора: зелёный, красный, жёлтый круги,
— толковый словарь С. И. Ожегова,
— карточки для индивидуальной работы,
— звук: стук дятла.
1. Организационный момент
Дидактическая задача : Подготовка учащихся к работе.
Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Формируемые УУД. Формирование личностной заинтересованности (л).
Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности (р).
Учитель . Создали дружелюбное , хорошее настроение на весь урок. Улыбнитесь друг другу.
2. Актуализация знаний.. Минутка чистописания.
Дидактическая задача: Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений.
Показатели реального результата решения задачи: Активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.
Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (п). Формирование умений слушать и понимать речь других(к).
Учитель . Вспомним, ребята, над правописанием какой орфограммы мы работали вчера на уроке?
Ученик. ЖИ – ШИ пиши с буквой И.
Учитель . Вспомним правило. По моей руке хором.
Дети. ЖИ- ШИ пиши с буквой И.
Учитель. Дети, помогите мне отгадать загадки.
Что домой не опоздает.
При луне, как при свече,
Подползает к букве…
Учитель. Что вы можете рассказать об этой букве?
Ученик. Буква Ч обозначает звук ч´ . Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.
Учитель. Отгадаем вторую загадку.
Щуке в речке каждый день
Щёткой зубы чистить лень.
Позвала к себе леща-
От леща осталась…
Учитель. Что вы знаете о букве щ?
Ученик. У буквы щ есть звук щ´ , который согласный, мягкий, непарный, шипящий.
Слайд 2 На интерактивной доске звуки: ж , ш , щ ‘ , ч ‘ .
Учитель. Вспомним, чем отличаются звуки ж , ш от звуков ч’ , щ’ ?
Карандашом интерактивной доски перетянуть слова, которые соответствуют характеристике этих звуков.
Учитель. Откроем тетради, запишем число и вспомним красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ.
На интерактивной доске правописание букв .
Пропишем эти буквы, соблюдая закономерность:
3.Самоопределение к деятельности.
Дидактическая задача : Организовать и направить к цели деятельность учащихся.
Показатели реального результата решения задачи: Готовность учащихся к актив-ной познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую(п). Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.(р )
Учитель . Ребята, посмотрите на доску.
Слайд 5-6 (Ребусы)
Какое задание можете предложить?
Ученик. Разгадать ребусы.
Учитель. Попробуем их разгадать.
Ученик. Чашка, щука.
Учитель . Что можете сказать о написании этих слов?
Ученик. В этих словах встретились сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у.
Учитель . С какой буквой не дружат буквы ч и щ?
Ученик. Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся.
Учитель. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?
Ученик. Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу.
Учитель. Какая же цель стоит перед нами на уроке?
Ученик. Будем учиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу –щу.
Учитель. Хором, по моей руке произнесём правило.
Дети. ЧА –ЩА пиши с буквой А.
ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.
Слайд 7 (картинки животных)
На интерактивной доске появляются картинки: волка, зайца, галки, сороки, белки.
Учитель. Кто изображён на картинках?
Учитель. Вспомним, как зовут детёнышей этих животных?
Ученик. Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.
4. Применение и добывание знаний. Работа в парах
Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.
Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений , развитие контроля и оценки.
Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий (р), позицию по отношению к своей работе в группе (л), быть исследователем , организовывать совместную работу(к).
Учитель . Работая в паре, посовещайтесь и разбейте эти слова на группы.
На какие группы у вас получилось разбить слова?
Ученик. Детёныши зверей и детёныши птиц.
Учитель. Продолжая работать в паре, выпишите слова по группам.
Один ученик из пары выписывает названия детёнышей птиц, другой зверей.
Что общего у всех слов?
Ученик. Все слова предметы во множественном числе.
Учитель. Какое задание предложите выполнить с этими словами?
Ученик. Подчеркнуть правило ча, зелёным карандашом подчеркнуть буквы, обозначающие мягкий согласный звук, синим карандашом буквы, обозначающие твёрдый согласный звук.
Учитель. Обменяйтесь тетрадями и оцените выполненную работу.
Сигналами светофора дети оценивают работу. Рисуют зелёный кружок, если всё верно, жёлтый — есть 1-2 ошибки, красный — требуется помощь. Учитель при проверке тетрадей проверяет работу и если согласен с оцениванием ставит +, если не согласен -, затем обсуждается с ребёнком.
Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.
Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.
Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально — волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л).
Учитель. Попробуем добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении.
Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи).
Ши-ши-ши – маршируют … (малыши).
Ча-ча-ча – прискакала … (саранча).
Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу).
Ща-ща-ща – я в реке поймал . (леща).
Щу-щу-щу – в небо птицу … (отпущу).
На интерактивной доске на карточках записаны слоги, из которых дети составляют слова. Слоги перетаскивают карандашом.
Учитель. Ой, да тут не просто прямоугольники, в них ещё что – то спрятано.
Ученик. В них спрятались слоги.
Учитель. Что бы вы хотели сделать с этими слогами?
Ученик. Составить из слогов слова.
Учитель. Хорошо. Составим слова и запишем их разделяя для переноса, подчеркнём правила.
Учитель. Кто сможет объяснить значение слова «Щавель»?
Ученик. Это такая трава.
Ученик. Это кислое растение.
Учитель. Да, дети, у всех у вас разные мнения. А где узнать точное значение слова?
Ученик. В толковом словаре.
Учитель. Молодец! Попробуешь сегодня быть ответственным при работе со словарём?
Ученик читает значение слова в словаре.
Ученик. Щавель – травянистое растение семейства гречишных с продолговатыми съедобными спелыми листьями.
Учитель . Какое задание предложите выполнить с этим словом?
Ученик. Составить предложение.
Учитель. Кто готов поделиться своими предложениями?
Слайд 9 ( ЩАВЕЛЬ)
Обратите внимание на постановку ударения в этом слове и произносите правильно.
Ученик. Маша сорвала щавель.
Ученик . Из щавеля сварили щи.
Ученик. В огороде растёт щавель.
Учитель. Какое предложение понравилось вам больше?
Ученик . Мне последнее.
Учитель. Запишем его в тетрадь. Что нужно вспомнить, чтобы правильно записать предложение?
Ученик. Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку, слова в предложении пишем отдельно.
Учитель. Я предлагаю вам такое задание. Слайд 10 (схема)
Что же это за задание?
Ученик. Найти главные слова в предложении.
Учитель. Выполните работу самостоятельно.
Какие орфографические задачи решаем в этом предложении?
Ученик. « В» — маленькое слово, предлог пишем со словами отдельно.
Ученик. В слове « Огороде» безударные гласные о в первом и втором слоге.
Ученик. В слове « Щавель» правило ща пиши с буквой а, смягчающий ь.
Учитель. Дети, вы любите отдыхать на природе?
Дети . Да, конечно.
6. Физкультминутка для глаз
Дидактическая задача : Организовать отдых для глаз учащихся: переключить их внимание, снять усталость.
Показатели реального результата решения задачи: У учащихся улучшается внимание, снижается усталость, восстанавливаются силы.
Формируемые УУД. Формировать умения соблюдать здоровый образ жизни (л).
Учитель . А кто из вас хотел бы сейчас оказаться в лесу? О.. сколько рук…
Сели по удобней. Закрыли глазки и представили, что вы отправились на прогулку в лес. Проезжаем мимо больших домов, зданий, магазинов и попадаем в густой, труднопроходимый лес.
А как называется такой лес?
Учитель. В нашей чаще тихо и только кто –то нарушает эту тишину. А кто, мы сейчас услышим.
На слайде есть знак звука, учитель на него наводит курсор мышкой , нажимает левой клавишей и дети слышат стук дятла.
Кто же этот невидимка?
Учитель. Как же дятлы нарушают тишину?
Ученик. Дятлы стучат по деревьям.
Учитель. Запишите предложение в тетрадь, подчеркните правило в слове «стучат».
Учитель . Зачем дятлы стучат по деревьям?
Ученик. Они ищут пищу.
Учитель. Запишите предложение.
Какие правила подчеркнём?
Учитель . В слове «ищут» — щу, в слове «пищу» — щу.
Учитель. Отдыхать вы любите. А играть ?
Ой, как громко. Тогда поиграем. Но игра наша будет называться «Молчанка».
Что понадобится для этой игры?
Ученик. Веер букв.
7. Контроль и самоконтроль полученных знаний
Дидактическая задача: Проверить полученные знания.
Показатели реального результата решения задачи: Получение информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов.
Формируемые УУД. Формирование умения выполнять работу по предложенному плану. вносить необходимые коррективы (р), способствовать к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности(л).
На интерактивной доске слова с пропущенными буквами. Учитель указкой показывает слово, а дети веером букву. Два человека работают на ноутбуке (задание аналогичное). Самостоятельно по карточкам будут работать три человека.
Задания на карточках.
Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч. ш…повник, крич… .
Учитель. Что вы можете сказать о словах третьего столбика?
Учитель. Это слова действия.
Учитель. Какое слово «лишнее»?
Ученик. «Лишнее» слово качает, потому что в нём три слога.
Дидактическая задача: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке.
Показатели реального результата решения задачи: Чёткость, лаконичность, максимум участия ученика в оценке своей работы.
Формируемые УУД . Формирование умения проследить последовательность действий на уроке(р), дать самооценку учебной деятельности(л).
Учитель. Какая цель была перед нами в начале урока?
Ученик. Научиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.
Учитель. Предлагаю дополнить предложения.
ЧА – ЩА пиши с буквой …
ЧУ – ЩУ пиши с буквой …
9. Рефлексия учебной деятельности
Дидактическая задача: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели.
Показатели реального результата решения задачи: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Формируемые УУД. Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки(р). Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (л).
На парте у вас три мордочки: одна весёлая, вторая задумчивая, третья грустная.
Если у вас всё получилось сегодня на уроке поднимите весёлую мордочку, если были сомнения, то задумчивую, но а если постоянно требовалась помощь грустную.
Учитель . Урок окончен.
На уроке шло формирование следующих универсальных учебных действий
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Регулятивные УУД : умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно со-ставленному плану; актуализировать мыслительные операции; организовать фиксацию затруднений в выполнении заданий; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, инфор мацию, полученную на уроке.
Конспект урока по русскому языку на тему «ПРАВОПИСАНИЕ ча-ща» (1 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Открытый урок по русскому языку в 1 классе
Цель урока: различать в словах сочетания ЧА — ЩА, научиться правильно писать слова с этими сочетаниями.
ОН ПОЙДЕТ РЕБЯТАМ ВПРОК.
ОТВЕТЫ ПОЛНЫЕ ДАВАЙТЕ
И НА УРОКАХ НЕ ЗЕВАЙТЕ
Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Сегодня с нами на уроке гости, улыбнитесь и им. Садимся (сначала девочки, потом мальчики)
Отметьте свое настроение в листах самооценки. Зеленый — хорошее; красный — у вас нет настроении.
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся, на остров Шипящих согласных. А какие шипящие согласные вы знаете?
Учитель: А что вы еще знаете о шипящих согласных?
Учащиеся: Ч, Щ всегда мягкие. Ж, Ш, всегда твердые
Учитель: Совершенно верно. Какие же из этих шипящих согласных встретится нам сегодня, вы узнаете чуть позже.
Представьте, что наш класс – Волшебный корабль, вы – юнги на этом корабле, а я – ваш капитан. Для путешествия нам понадобится карта. Ее прислали нам жители острова. Чтобы справиться со всеми преградами на пути к острову, нам предстоят нелегкие, но интересные испытания. Справившись с каждым из них, мы будем продвигаться все ближе и ближе к острову. Достигнув цели, вас ждет награда! Отправляясь в путешествие, мы должны позаботиться о спасательных средствах, которые пригодятся в трудную минуту. Что же это будет? Как вы думаете?
Учащиеся: Нашими спасательными средствами будут хорошие знания правил, грамотное письмо и красивый почерк.
Учитель: Молодцы! Владея такими средствами, вы смело можете рассчитывать на победу!
Дл начала нужно разработать план. По какому плану мы пройдем наш путь?
Определим тему и цель нашего урока, поставим задачи
Работа в группах
Работа с учебником (самостоятельно)
Подведем итоги и оценим свою работу . а оценивать свою работу мы будем в листах самооценки.
Работа по теме. Определ я ем тему, ставим цель.
Учитель: Итак, ребята, посмотрите на карту (висит на доске).
На ней вы видите наш Волшебный корабль. Путь к острову Шипящих согласных по океану нам помогут преодолеть обитатели морских глубин, которые будут ожидать нас с заданиями, пока мы не окажемся у цели. А первый сказочный персонаж на нашей карте – это черепаха. Она очень мудрая.
Давайте узнаем, что за задание приготовила черепашка. Ребята, наша первая героиня хочет поиграть с нами в игру «Доскажи словечко». Если мы правильно назовем пропущенное слово в стихотворных строчках, мы сможем дальше продолжать наш путь.
Цель: узнаем с какими шипящими отправимся путешествовать к острову.
(один ученик выходит к доске и записывает ответы в столбик)
Учитель: Принесла нам дождь плакучий,
Учитель: Я щенка от злющей стужи защищал
Щенок от радости …
Учитель: Наступает темнота.
Учитель : Петя чуть не плачет.
Учитель : Мама зайчатам на лапки
Учитель: Молодцы! Все слова назвали верно.(сверяем с доской и со слайдом) Вы уже догадались, с какими шипящими согласными мы путешествуем к острову?
Учитель: Правильно! А какие сочетания из задания мудрой черепахи с шипящими Ч,Щ вы можете назвать?
Учитель: давайте подчеркнем ор ф ограмму в словах. Какой вывод мы можем сделать?
Учащиеся: ЧА, ЩА – пиши с буквой А.
Учитель: значит кака я тема нашего урока?
Учащиеся: сочетани я ЧА-ЩА
Знакома нам эта тема? Значит какую цель поставим?
Учащиеся: повторить и закрепить знани я и умени я в написании сочетании ЧА-ЩА в словах.
Чему научимс я ? (вспомогательные слова на слайде: « узнаю», « научусь», « смогу»)
Учитель: а что же дальше по плану?
4. Минутка чистописания. На острове у Русалочки.
Учитель: Ребята, нам на пути попалась Русалочка.
Она хочет проверить, умеете ли вы правильно и красиво писать. Открываем тетрадки, записываем число, классная работа (дети открывают и одновременно проговаривают стишок:
«тетрадь с наклоном положу,
ручку правильно держу,
за посадкою слежу
с чистотою дружу
без ошибок напишу»
Учитель: обратите внимание на написание сочетании ЧА-ЩА (с нижним соединением)
Учитель: Выполните задание, опираясь на образец. Слово «девчата» Что вы заметили? (учитель пишет на доске)
Учащиеся: сочетание букв ВЧ с верхним соединением
Учитель: Только не торопитесь, произнесите сначала слово по слогам про себя. Подчеркните гласную, которая
находится в слабой позиции и поставьте ударение. Оцените свою работу (+;- в тет и на карточках)
Учитель: реб я та, у нас на корабле случайный гость. Кто же это?
Цель: отгадать словарное слово.
Не барашек и не кот
Носит шубку целый год.
Шуба сера я — дл я лета
Дл я зимы – другого цвета.
На слайде «за я ц»
Учитель: правильно, с гласной буквой. Запомните, это словарное слово. Запишите в тетрадь и родственное ему слово за я чьи (следы). Подчеркните букву, которую нужно запомнить и поставьте ударение (один ребенок у доски)
Учитель: Чтобы продолжить путь, нам необходимо набраться сил. Проведем физкультминутку, взбодримся и продолжим наш путь.
Дальше по плану….
7. На острове Золотой рыбки. Работа в парах.
Цель: правильно составить слова на правописание сочетании ЧА-ЩА. Уметь объяснять орфограмму.
Учитель: Наш корабль продолжает путешествие. Новый герой –Золотая рыбка приготовила непростое испытание.
Вам предстоит сыграть с ней в игру «Наборщики». У вас в рабочих тетрадках есть упражнение 1. Перед вами уже знакомые нам сочетани я ЧА-ЩА и слоги. К этим слогам нужно добавить сочетания ЧА, ЩА. Присоединять сочетания можно как к началу, так и к концу слога. В результате у вас получатся слова. Так как мы работаем в паре, после того как вы будете готовы, один из вас зачитывает, получившиеся слова с сочетанием ЧА, второй – с сочетанием ЩА.
Ученики зачитывают свои слова. Остальные проверяют и исправляют. Оценивают свою работу в карточках.
Учитель: кто написал без ошибок поднимите зеленые сигналы-кружочки, а у кого есть ошибки- красные.
Дальше по плану….
8. Работа в группах от Нептуна.
Цель: правильно составить слова на правописание сочетании ЧА-ЩА. Уметь объяснять орфограмму.
Учитель: Дорогие ребята! Мы уже почти у цели! Впереди остались самые интересные испытания. А сейчас нас встречает сам Нептун.
Он зашифровал для вас слова. Буквы в этих словах разбежались и их нужно собрать, а одна буква лишняя , хочет запутать нас. Будьте очень внимательны, сосредоточьтесь. Определите, на какую орфограмму зашифровано слово.(ответы на слаиде)
ответы детей с комментированием.
Учитель: молодцы. Справились. Оцените свою работу в карточках.
Дальше по плану….
9.Работа с учебником.
Учитель: посмотрите, сколько задании мы выполнили. Какой вывод мы можем теперь сделать?
Учащиеся: ЧА-ЩА ПИШИ С БУКВОЙ А.
Учитель: давайте подтвердим наши знани я правилом в учебнике.
Учитель: выполним упражнение №4 (устно): восстановить слова с помощью букв А и я .
Площ..дь, стрел..ть, оп..та, внуч..та, печ..ть, гул..ть. (объ сн ют ор ограммы)
Учитель: Дорогие ребята! Большинство приключений позади. Вот мы и на острове «ШИП ЩИХ», где ждет нас обещана награда – жемчужины со дна морского, за сообразительность, за правильные ответы, за ваши знания и умения .
(Каждому вручаю по 2 жемчужинки – смаилики). Жемчужинки со дна морского нам еще пригодятся .
10. Закрепление. Путь домой. Встреча с пиратами. Самостоятельна работа.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. А теперь пора домой. Путь домой нелегок. Нужно проплыть по узкому проливу между скалами и островом Ошибколандия , захваченном пиратами. Их предводитель – Бармалей.
Пираты задерживают всех, требуя выкуп. Нашим выкупом станут наши знания, так как они бесценны. Если мы исправим ошибки, они нас пропустят.(на слаиде)
На доске рифмовки:
Пищя, чящя, рощя, кучя, …
Саранчя, кочян и тучя,
Дачя, чяйка, каланчя
Все слова на ЧЯ, и ЩЯ.
Учитель: Запишите рифмовки в тетрадь без ошибок. Подчеркните орфограммы (сверяем со слайдом). У кого ошибки ставим -+: без ошибок ставим +; кто не справился с заданием -. Не забудьте отметить в карточках.
Как видите, наши знания – надежное спасательное средство. Вот мы и дома. Откроите учебники, найдите правило, которое вам нужно запомнить.
Учитель: кто написал без ошибок поднимите зеленые сигналы-кружочки, а у кого есть ошибки- красные.
Вывод: повторим еще раз правило.
11. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Что помогло нам в путешествии? (знания , умение правильно и грамотно писать, внимательность, сообразительность и тд)
Чему мы научились? (различать в словах сочетания ЧА,ЩА, правильно писать слова с этими сочетаниями)
Что было сложным?
Задания каких героев были интересными?
А теперь возьмите свои жемчужинки-смайлики (на доске большая ракушка) , если вам понравился урок, возьмите жемчужинку с улыбкой, если урок был не интересен – грустную. По очереди подходите к ракушке и приклеите свои жемчужинки. Посмотрите, какая красивая и радостная ракушка с жемчужинками у нас получилась. Молодцы.
Отметьте свое настроение в карточках. Вложите карточки в рабочие тетради(один ученик собирает тетради).
Убираем русский язык, готовимся к следующему уроку. Спасибо за урок.
Конспект по русскому языку первый класс «Буквосочетания Жи-Ши, Ча-Ща»
Кристина Прохорова
Конспект по русскому языку первый класс «Буквосочетания Жи-Ши, Ча-Ща»
Тема: буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Цели: 1. Повторить изученные словарные слова, изучить новое словарное слово, повторить правописание буквосочетаний чк, чн, чт, формировать умение правильно писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
2. Развивать память, речь, мышление.
3. Воспитывать интерес к истории языка.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: традиционная
Оборудование: предметные картинки, карточки с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, с буквосочетаниями ЧУ-ЩУ,ЧА-ЩА,ЖИ-ШИ, с загадками, кроссворды.
Литература: 1. Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2015.
2. Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф., Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс М. : ВАКО, 2013.
Ход урока
II. Минутка чистописания
— Сегодня мы будем прописывать на уроке буквы жи.
III. Словарная работа.
— Я буду показывать вам предметные картинки, а вы будете записывать слова.
Заяц, корова, машина, ребята, тетрадь, молоко.
-Проверим словарные слова.
IV. Актуализация знаний
— Как пишутся буквосочетания чк, чн, чт?
— Отгадайте загадки. Запишите слова – отгадки. Подчеркните буквосочетания чк, чн,чт.
— На месте весёлый дом,
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец –
Он и летчик, и певец. (Скворечник)
— Провели под потолок
Загорелся огонек. (Ласточка)
— Это тесный – тесный дом
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть, как костёр. (Спички)
— Проверим, что вы записали.
Чижи. ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши.
Машины и карандаши.
Все сочетания жи и ши
Ты только с буквой и пиши.
Ча и ща, ча и ща –
роща, чаща и свеча.
Пища, туча, саранча –
С буквой А и ча и ща.
Сочетанья чу и щу
Пишем только с буквой У!
— Кто может назвать тему урока (Буквосочетания чу-щу, ча-ща, жи-ши)
— Откройте учебник на странице 115. Найдём упражнение 1.
— Прочитайте слова про себя.
кувшин перчатки чувство
машина мочалка чудо
моржи прощание щука
чижи обещание щупальца
— Какую «работу» выполняют буквы и, а, у в буквосочетаниях, а какую не выполняют?
— Почему надо запомнить написание гласных в этих буквосочетаниях?
— На странице 115 прочитаем, на что нужно обратить внимание.
— Почему в буквосочетаниях жи-ши пишется буква и? В ча-ща буква а? В
чу–щу буква у?
— Прочитаем правило на странице 116.
-Повторим правило. Приведите свои примеры.
— Найдите на странице 116 упражнение 3.
— Посмотрите на рисунки. Назовите предметы. (Ужи, шишка, шина, ежи)
— Произнесите гласный звук, который есть во всех словах. ([ы])
— А какой буквой его нужно обозначить на письме? (Буквой и)
— Напишите слова, подчеркните орфограмму.
— Прочитаем страничку для любознательных.
Давным – давно в древнерусском языке шипящие согласные звуки [ж,], [ш], [ч,] были только мягкими. И конечно, в сочетаниях жи и ши употреблялась буква и.
Прошло много лет. Звуки [ж] и [ш] отвердели и стали произноситься в словах как твёрдые согласные. Но буквосочетания жи и ши сохранились
до наших дней такими, какими ты видишь их на страницах учебника. Запомни их написание.
— Итак, почему жи-ши пишется с буквой и? Ребята, видите, как много тайн в русском языке. Некоторые из них мы с вами будем раскрывать на уроках.
— На странице 117 найдите упражнение 4.
— Все ли слова вам понятны?
— Запишем только те слова, которые будут являться ответами на вопросы.
— Что самое дорогое для человека? (Жизнь)
— Кто ездит в машине (Пассажир)
— Какой бывает аромат (Душистый)
— Как называют человека, живущего в городе или деревне (Житель)
— Что надо сделать с человеком, если он грустный (Смешить)
— Что падает зимой на землю (Снежинки)
— Какую орфограмму вы подчеркнули в словах?
— Повторим правило о буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.
VI. Словарная работа
Маленькие домики по
Мальчиков и девочек
домики везут. (Машина)
— Запишите в словарик слово машина.
— Назовите ударный слог.
— Какую букву нужно запомнить?
— Придумайте предложение с этим словом, запишите его. (Машина едет по дороге)
— Откройте учебник на странице 118, найдите упражнение 7.
— Выберите из этих слов те, которые будут являться ответом на следующие вопросы. Запишите слова. Подчеркните орфограмму.
— Что бывает берёзовой. (Роща)
— Что решают на уроках математики? (Задачу)
— Что надо делать, если тебя обидели (Прощать)
— Что носят зимой на руках? (Перчатки)
— Что нужно делать, если вы совершили плохой поступок (Обещать)
— Какие буквосочетания мы сегодня изучили? Повторим правило. Приведите свои примеры.
VIII. Итог урока
IX. Домашняя работа
с. 118 упр. 6 ТПО №1,2. Решить кроссворд.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Части текста» по УМК «Школа России» Урок 7, Части текста Тема урока: «Части теста» Тип урока: «Изучение нового материала» Цель урока: научиться выделять в тексте начало, основную.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.
Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.
Конспект урока по русскому языку «Фразеологизмы» в 4 классе Тема: «Фразеологизмы» Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма;.
Конспект урока по русскому языку «Правописание приставок» во 2 классе Конспект урока по русскому языку во 2 «В» классе (программа для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении 3 класса).
Конспект урока по русскому языку «Все падежи» в 3 классе УМК «Школа России» 1. Орг. момент. 2. Самоопределение к деятельности. Минутка чистописания на доске слоги де жи па Ребята, какое слово можно составить из записанных.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.
Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Сочинение «Первый снег» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет Русский язык Класс 2 класс Тема Сочинение по результатам собственных наблюдений и воспоминаний «Первый.
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-chascha-klass-2818974.html
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-po-ruskomu-jazyku-pervyi-klas-bukvosochetanija-zhi-shi-cha-scha.html