Конспект урока 10 класс правописание чередующихся гласных в корне слова

Чередующиеся гласные в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Урок русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ с использованием ИКТ, Интернет-ресурсов

Скачать:

ВложениеРазмер
chereduyushchiesya_glasnye_v_korne_slova.doc85 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Русский язык 10 класс

Тема: Чередующиеся гласные в корне слова

1) создать условия для повторения правил и формирования навыка правильной постановки букв А или О, Е или И в корнях с чередованием

2) формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля;

3) включить каждого школьника в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.

Задачи : 1) уметь устно объяснять орфограммы в корнях слов;

2) развивать умение видеть и находить в художественном тексте слова с изученной орфограммой;

3) подготовить учащихся к ЕГЭ

Тип урока: урок практического применения ЗУН

Вид урока: урок-практикум

Технология: личностно-ориентированная с использованием ИКТ

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, мультимедийные материалы, дидактические материалы «Подготовка к ЕГЭ», рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ.

  1. Орфоэпическая минутка. (Слайд 1)

Ребята, сегодня мы с вами повторим и обобщим некоторые орфографические правила.

Основной принцип орфографии заключается в единообразном написании морфем. Что это значит?

Давайте представим себе, что было бы, если бы мы писали слова так, как они слышатся. Стихотворение, предлагаемое вашему вниманию, детское, но именно по нему мы можем понять суть основного принципа орфографии.

Пришло письмо мне,

Из лагеря, от Мишки…

«Здесь чудный лук, и я лижу»-

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно шутит плут.

«Здесь лиса, красивый длинный прут»,-

И что такое он плетет –

Не разберусь, хоть тресни:

«Когда отряд идет вперед, я запиваю песни.

На днях в лису нашел я грусть, и очень был доволен».

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен!

Вернется – надо подлечить:

Заставить правила учить.

Как видите, именно из-за несоблюдения орфографических правил и возникло непонимание смысла письма. А вот если морфемы всегда будут писаться нами единообразно, несмотря на то, что звуки в них могут стоять не только в сильной, но и в слабой позициях, то непонимания не возникнет.

— Давайте назовем известные нам орфограммы в корнях

Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся Парные Непроизносимые Удвоенные

(подобрать (запомнить) (запомнить (подобрать (подобрать (запомнить)

проверочное причину проверочное проверочное

слово) чередования) слово) слово)

— Итак, мы продолжаем работать с гласными буквами в корнях слов. Нами уже отработаны правила проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова.

— Закрепим эти правила ( слайд 5 ) . Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова.

— На прошлом уроке начали работу с чередующимися гласными. Сегодня мы п овторим и закрепим изученный материал по теме «Правописание корней с чередованием»

— Существует 4 причины чередования гласных в корнях (слайд 6)

1) написание зависит от суффикса -а , следующего за корнем; (слайд 7,8,9)

2) написание зависит от ударения в слове ; (слайд 10,11)

3) написание зависит от согласной в корне ; (слайд 12,13)

4) написание зависит от лексического значения слова . (слайд 14,15)

! Корни с чередующимися гласными нельзя проверять родственными словами.

  1. Закрепление материала. Работа по станциям с проверкой
  1. Тесты в Normaluchenik «Правописание гласных в корне слова»

Задача: уметь применять правила

  1. Рабочие тетради с.90, №1. «Расставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограмму»

Задача: уметь объяснять орфограммы в корнях слов.

  1. Онлайн-тесты. Сайт Захарьиной.

Задача: подготовка к ЕГЭ

  1. Онлайн-тесты ЕГЭ – 2013. А.14

Задача: подготовка к ЕГЭ

  1. Карточки с заданием (3,4,5,6) Приложение (материал с сайта «По уши в ГИА)

Задача: умение находить в тексте слова с изученной орфограммой

  1. Закрепление правила о чередовании гласных в корне слова. Работа с карточками

Пример для анализа

К а с а ться, прик а с а ться, к о снуться

Изл а г ать, пол а г ать, изл о ж ить

Выр а ст и, выр а щ енный, выр о с ла

Заг А р, уг А р, заг о рЕлый

Обм а кнуть, пром о кнуть, м о ченый

— Над чем мы сегодня работали на уроке?

— Как проверить безударную гласную букву в корне слова?

— Как отличить безударную гласную букву в корне слова от чередующейся?

  1. Домашнее задание. Рабочая тетрадь с.90 упр.1 доделать

Задание 3. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.
1. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя.
2. С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает всё доступное для глаза.
3. В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя заря, и на плечо богатыря лицо спокойное склонила.
4. Когда разговор касался симпатичных ей поступков, чёрные глаза загорались радостным блеском и щёки озарялись ещё сильнее пылающим румянцем.
5. Из-за деревьев виднелась светлая крыша оранжереи, и из-под оврага поднимался растущий туман.
6. Кошевой и старшины сняли шапки и раскланялись на все стороны казакам.
7. Оливковые жуки-плавунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков.
8. Садовник насыпал земли в колясочку, пошлёпал сверху лопатой, чтобы уровнять, и прибавил ещё.
9. На станции и в вагонах запрещено было зажигать свет: даже по вспыхнувшей спичке стреляли.
10. Сотворив человека по своему образу и подобию, Бог вложил в него «духовный навигационный прибор» — совесть — и пустил человека в самостоятельное плавание.

Задание 4. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от согласной на конце корня.
1. Касаясь трёх великих океанов, страна лежит, раскинув города.
2. Юные туристы предполагали добраться до озера к восьми часам, но их предположение не оправдалось.
3. Шофёр был рослый, медно загоревший, даже волосы на его руках выгорали за лето до белизны.
4. Почти все друзья, приятели, товарищи, знакомые и коллеги вернулись откуда-то загорелые, хотели видеться, хотели делиться впечатлениями.
5. Поравнявшись с художником, она остановилась, вздохнула и задумалась, опираясь на посох.
6. Всё, к чему приходилось прикасаться, — топор, котелок, ветки, — было ледяное и обжигало пальцы.
7. В самом деле тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок.
8. Поезд проскакивал мимо горячих, блещущих маслом паровозов.
9. Цветов росло так много: журавлиного горошку, кашки, колокольчиков, незабудок, полевых гвоздик.
10. Поезд, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом, останавливался.

Задание 5 . Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от суффикса А.
1. Если нечаянно порежете палец, не прикасайтесь к ранке невымытой рукой: ранку можно загрязнить, тогда получится нарыв.
2. Белка забавно скачет по веткам, замирает, наклоняет голову вниз и — прыг, зарывается в снег.
3. Борьба пловцов в финальном заплыве обычно бывает крайне напряжённой.
4. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
5. В своих прогулках с ребятами мы установили правило: покидая стан, убирать за собой.
6. Кишкин подтянул опояской свою старенькую шубёнку, крытую серым вытершимся сукном.
7. Звено единогласно решило, что бывшие друзья должны помириться.
8. Зайцы-песчаники довольствуются влагой, которую поглощают с корнями и стеблями растений, иногда увлажнённых росой.
9. Ненастный день потух, ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой; как привидение, за рощею сосновой луна туманная взошла.
10. Стеклянно позеленело небо, и в нём заблистала серебряной точкой Венера; вскоре она станет шестигранником, полным яркого, холодного света.

Задание 6. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения.

1. Затем, сложив крылья, стремглав бросались книзу, но, едва коснувшись травы, снова быстро взмывали вверх.
2. Поравнявшись с пограничной вышкой, Сашук задирает голову и долго присматривается.
3. И когда я буду плавать в той далёкой стороне , хоть разочек, хоть немножко погрустите обо мне.
4. Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.
5. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении равновесие руками.
6. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыгоревших улиц города.
7. И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей.
8. Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России.
9. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предлагает его направо и налево.
10. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выровнялся.

Давайте проверим!
Задание 1
1 группа — загорелся, сотворение, наклонился, заря, сплавлять
2 группа — предлагать, заскочить, растение, сложение, выросли, скакать, выращенный
3 группа — предлагать, выбирать, заперли, блестит, прикосновение, сложение, расстилается, вычитать, касание, умирать, сдерёт, протирать, выжег
4 группа — намочил, подровнять, непромокаемый, обмакнуть, сравнять
Обратите внимание: слова предлагать и сложение можно отнести и ко 2-ой группе, и к 3-ей, так как правописание гласной в корнях -лаг-, -лож- зависит либо от согласной на конце корня, либо от суффикса А.

Задание 2
1. Лишнее слово — растение (т.к. правописание гласной А в корне — раст — зависит от согласной на конце корня, а в словах от дер у и блист ательный правописание гласной в корне зависит от суффикса А )
2. Лишнее слово — заскочил (т.к. правописание гласной О в корне — скоч — зависит от согласной на конце корня, а в словах на моч ил и вы ровн енный — от лексического значения корня )
3. Лишнее слово — загорается (т.к. правописание гласной О в корне — гор — зависит от ударения , а в словах кос нуться и за жиг ать — от суффикса А )
4. Лишнее слово — перила (т.к. правописание гласной Е в корне — пер — зависит от суффикса А , а в словах о зар ение и на клон ился — от ударения )
5. Лишнее слово — вытирать (т.к. правописание гласной И в корне — тир — зависит от
суффикса А , а в словах вы плавл ять и вы твор ять — от ударения)

Задание 3
Предложение № 3 — зар я, с клон ение
Предложение № 4 — за гор ались, о зар ялись
Внимание! В предложении № 6 в слове рас клАн ялись гласная А в корне -клан- стоит под ударением , а, по заданию, нужно найти «. слово с чередующейся безударной гласной в корне. «, поэтому данное слово не подходит.
Предложение № 7 — жуки- плав унцы
Предложение № 10 — со твор ив. Внимание! Слово плАв ания не подходит по той же причине, что и в предложении № 6.

Задание 4
Предложение № 2 — предпо лаг али, предпо лож ение
Предложение № 7 — вы раст и
Внимание! В предложении № 8 в слове про скАк ивал гласная А в корне -скак- стоит под ударением , а, по заданию, нужно найти «. слово с чередующейся безударной гласной в корне. » , поэтому данное слово не подходит.
Предложение № 9 — рос ло
Предложение № 10 — про скоч ить

Задание 5
Предложение № 1 — не при кас айтесь
Предложение № 2 — за мир ает
Предложение № 5 — у бир ать
Предложение № 6 — вы тер шимся Внимание! В предложении № 7 слово по мир иться не подходит, так как гласная в корне -мир- не чередующаяся , а проверяемая ударением (от слова МИР).
Внимание! В предложении № 9 слово стЕл ется не подходит, так как гласная Е в нём стоит под ударением .
Предложение № 10 — за блист ала

Задание 6
Предложение № 2 – по равн явшись Предложение № 4 — об мак нул
Предложение № 5 – равн овесие Предложение № 8 — непро мок аемые
Предложение № 10 — вы ров нялся

Конспект открытого урока русского языка в 10 классе на тему: «Чередование гласных в корнях слов»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.docx

Тема урока: «Чередование гласных в корнях слов»

Цели: Образовательные: формировать навык написания чередующихся гласных в корнях слов, умение отличать чередующиеся гласные от других орфограмм гласных в корнях слов, расширить кругозор детей за счёт толкования незнакомых слов; обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие: развивать внимание, речь, коммуникативную компетенцию, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету; деятельности ученых-лингвистов.

На доске написан эпиграф: «Писать грамотно требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа» (Л. В. Щерба). (Слайд 1)

Слово учителя. Беседа.

Лев Владимирович Щерба, известный языковед, в статье «Основные принципы орфографии и их социальное значение» сказал: «Писать грамотно — требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа».

Как вы понимаете это высказывание?

Всю жизнь он уделял время разработке вопросов обучения родному и иностранным языкам, организации русской школы . Его помощь строительству школы и повышению качества работы гуманитарных вузов была очевидна и высоко оценена. Он редактировал, шлифовал, дополнял стабильные учебники русского языка и иностранных языков, много работал над школьными планами и программами.

Реформа русской орфографии, а затем не прекращавшаяся до последнего года его жизни работа над дальнейшей рационализацией и упорядочением реформированной орфографии проходили при постоянном участии и все возраставшем влиянии идей и предложений Л. В. Щербы.

Инсценировка истории из жизни Л.И. Щерба

Много лет тому назад на первом курсе одного из языковедческих учебных заведений должно было происходить первое занятие — вступительная лекция по “Введению в языкознание”.

Студенты, робея, расселись по местам: профессор, которого ожидали, был одним из крупнейших советских лингвистов. Что скажет этот человек с европейским именем? С чего начнёт он свой курс?

Профессор снял пенсне и оглядел аудиторию добродушными дальнозоркими глазами. Потом, неожиданно протянув руку, он указал пальцем на первого попавшегося ему юношу.

— Ну, вот… вы… — проговорил он вместо всякого вступления. — Подите-ка сюда, к доске. Напишите… напишите вы нам… предложение. Да, да. Мелом, на доске. Вот такое предложение: “Глокая…” Написали? “Глокая куздра”.

У студента, что называется, дыхание спёрло. И до того на душе у него было неспокойно: первый день, можно сказать, первый час в вузе; страшно, как бы не осрамиться перед товарищами; и вдруг… Это походило на какую-то шутку, на подвох… Он остановился и недоумённо взглянул на учёного.

Но языковед тоже смотрел на него сквозь стёкла пенсне.

— Ну? Что же вы оробели, коллега? — спросил он, наклоняя голову. — Ничего страшного нет… Куздра как куздра… Пишите дальше!

Юноша пожал плечами и, точно слагая с себя всякую ответственность, решительно вывел под диктовку: “Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка”.

В аудитории послышалось сдержанное фырканье. Но профессор поднял глаза и одобрительно осмотрел странную фразу.

— Ну вот! — довольно произнёс он. — Отлично. Садитесь, пожалуйста! А теперь… ну, хоть вот вы… Объясните мне: что эта фраза означает?

Тут поднялся не совсем стройный шум.

— Это невозможно объяснить! — удивлялись на скамьях.

— Это ничего не значит! Никто ничего не понимает…

И тогда-то профессор нахмурился:

— То есть как: “никто не понимает”? А почему, позвольте вас спросить? И неверно, будто вы не понимаете! Вы отлично понимаете всё, что здесь написано… Или — почти всё! Очень легко доказать, что понимаете.

А вы понимаете, что здесь написано? (Ответы учеников) (Слайд 3)

«Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка» — искусственная фраза на основе русского языка, в которой все корневые морфемы заменены на бессмысленные сочетания звуков.

Несмотря на это, общий смысл фразы понятен: некоторая определённым образом характеризуемая сущность женского рода что-то сделала определённым образом с другим существом мужского пола, а затем начала (и продолжает до настоящего момента) делать что-то другое с его детёнышем (или более мелким представителем того же вида). Фраза создана для иллюстрации того, что многие семантические признаки слова можно понять из его морфологии.

— Что значит семантические признаки? (Сема – мельчайшая единица смысла)

— К каким разделам языкознания мы обратимся сегодня и на последующих уроках?

5. Проблемная ситуация. (Слайд 5)

— Дана цепочка слов. Найдите среди них два лишних и аргументируйте свой ответ.

Гореть, загорается, загар, пригорок, нагар, горящий, горевать.

— Можно ли назвать слова «пригорок» и «горевать» однокоренными? Почему?

— Как называются такие корни?

— Сформулируйте тему и цель урока. (Слайд 7)

(Записываем число и тему урока в тетрадь)

6. Актуализация знаний.

Обратите внимание на следующую группу слов: (Слайд 8)

ТвОрение, блИстательный, зарОсли, обмАкнуть, стЕлить, клОниться, рАстение.

— Что объединяет эти слова? В чем различие?

— На какие группы, в соответствии с какими принципами мы можем разделить эти слова.

7. Повторение теоретических сведений. Работа с таблицей (Слайд 9) Приложение 1

8. Закрепление изученного. Отработка навыков правописания чередующийся гласной в корне слова .

— Вставьте пропущенные буквы в слова с чередующимися гласными, объясните свой выбор. Распределите их в графы таблицы.(Слайд 11)

Недалеко от города Р..стова на озере, заросшем камышом, под пол..гом плакучих ив жил бобр по имени Р..стислав. У него было безопасное непром..каемое жилище со всей необходимой для бобра утв..рью. Вход в жилище распол..гался ниже ур..вня реки, в месте, где не было почв-пл..вунов. Время от времени Р..стислав подб..рал пл..вучие бревна и обд..рал ветки р..стущих поблизости деревьев, чтобы отремонтировать свою хатку.

С юного возр..ста Р..стислав, имея хорошую память, покл..нялся наукам и художественному творчеству и поч..тал любое прик..сновение к знаниям. Он любил решать занимательные ур..внения и ,вдумчиво сл..гая слова в словосоч..тания, изл..гать события из своей жизни.

Однажды на рассвете Р..стислав решил пост..рать и направился по зар..ставшей травой тропинке к зар..слям камыша. Разг..ралась з..ря. Расст..лавшийся ночью туман медленно раств..рялся в воздухе. Пор..внявшись с озером, в зар..слях прибрежной травы Р..стислав заметил удочки с попл..вками, зам..ршими среди водор..слей и р..стков кувшинок. Внезапно он почувствовал запах гари и увидел на р..внине заг..релых туристов, которые разж..гали костер, чтобы высушить обувь , которую нам..чила роса.

Зависит от суффикса А

Зависит от ударения

Зависит от последующей согласной корня

Зависит от значения

Критерии оценивания: (слайд 13)

За каждое правильно написанное и распределенное в таблицу слово – 1 балл.

Если слово не выписано – (-1 балл)

Если буква вставлена правильно, но слово не в своей колонке – 0,5 балла.

Если слово в своей колонке, но неверно вставлена буква – 0,5 баллов.

Подсчитайте количество набранных баллов: 37-36 баллов – «5»

менее 19 баллов – «2»

(Слайд 14) Приложение 3

9. Игра «Проверяй – Запоминай — Чередуй»

Игра разработана по аналогии с игрой «Крестики-нолики»

Поле игры — лист бумаги форматом А-4: на одной стороне в клетках размещены слова с пропущенными буквами на разные виды орфограмм гласной в корне слова (проверяемая, непроверяемая, чередующаяся), на другой (в зеркальном отражении) клетки с буквами.

Вставьте пропущенные буквы в каждое слово, пометив клетку буквами «П», «З» или «Ч».

Если все буквы вставлены правильно, то вы найдете три строчки (по горизонтали или вертикали) с гласной «О» в каждом слове: в одной строчке будут все проверяемые «О»; в другой – непроверяемые, еще в одной – чередующиеся.

Зачеркните эти строчки и в зеркальном отражении, с другой стороны, вы прочитаете три слова. Составив из них предложение, вы узнаете мудрую сентенцию.

Победителем станет тот, кто первым прочитает фразу.

Первые три человека получают «5».

(Ключевая фраза — «Дорогу осилит идущий»)

Словарная работа (пред состязанием.)

СЕНТЕНЦИЯ (лат. sententia — мысль, изречение, приговор). 1) изречение нравоучительного характера.2) Приговор военного суда в России в 1720-1917.3) Устаревшее название судебного решения, приговора.

АБ…НЕМЕНТ (франц. abonnement )- право пользования чем-либо на определенный срок (местом в театре, катком, телефоном и т. д.), а также документ, предоставляющий это право. Абонемент библиотечный — предоставление читателям права использования произведений печати вне библиотеки в течение определенного срока.

Д…МАГОГ (от греч. dеmagogуs, букв. — вождь народа), первоначально обозначение в Др. Греции руководителей политических группировок, ведших за собой народ; постепенно термин получил отрицательный смысл.

Демагогия — высокопарные рассуждения, прикрывающие какие-либо корыстные цели.

ОБ…НЯНИЕ 1) Способность к ощущению и распознаванию запахов как одно из пяти внешних чувств.

В…РТУОЗ (итал. virtuoso, от лат. virtus — доблесть, талант), исполнитель (чаще музыкант), мастерски владеющий техникой искусства. Человек, достигший в работе высшей степени мастерства.

КАН…НАДА (франц. canonnade, от canon — пушка), частая и мощная стрельба из многих артиллерийских орудий.

10. Интерактивный тест в формате ЕГЭ (в оставшееся время, либо на следующем уроке) Презентация 2

11. Итоги урока (релаксация) (Слайд 17)

— Какая цель была поставлена в начале урока, достигнута ли она?

— Что из сегодняшнего урока вам особенно запомнилось?

— Над чем необходимо работать, чтобы усвоить данную орфограмму?

— На сколько баллов вы оценили бы работу класса сегодня на уроке? Почему? Кому из одноклассников вы поставили бы высокий балл?

12. Домашнее задание: (Слайд 18)

1). Выучите все корни с чередующейся гласной.

2). Составьте небольшой текст (5-6 предложений), в котором было бы использовано 8-10 слов на данную орфограмму.

Выбранный для просмотра документ Приложение 1.docx

Выбранный для просмотра документ Приложение 2.docx

Недалеко от города Р..стова на озере, заросшем камышом, под пол..гом плакучих ив жил бобр по имени Р..стислав. У него было безопасное непром..каемое жилище со всей необходимой для бобра утв..рью. Вход в жилище распол..гался ниже ур..вня реки, в месте, где не было почв-пл..вунов. Время от времени Р..стислав подб..рал пл..вучие бревна и обд..рал ветки р..стущих поблизости деревьев, чтобы отремонтировать свою хатку.

С юного возр..ста Р..стислав, имея хорошую память, покл..нялся наукам и художественному творчеству и поч..тал любое прик..сновение к знаниям. Он любил решать занимательные ур..внения и ,вдумчиво сл..гая слова в словосоч..тания, изл..гать события из своей жизни.

Однажды на рассвете Р..стислав решил пост..рать и направился по зар..ставшей травой тропинке к зар..слям камыша. Разг..ралась з..ря. Расст..лавшийся ночью туман медленно раств..рялся в воздухе. Пор..внявшись с озером, в зар..слях прибрежной травы Р..стислав заметил удочки с попл..вками, зам..ршими среди водор..слей и р..стков кувшинок. Внезапно он почувствовал запах гари и увидел на р..внине заг..релых туристов, которые разж..гали костер, чтобы высушить обувь , которую нам..чила роса.

Недалеко от города Р..стова на озере, заросшем камышом, под пол..гом плакучих ив жил бобр по имени Р..стислав. У него было безопасное непром..каемое жилище со всей необходимой для бобра утв..рью. Вход в жилище распол..гался ниже ур..вня реки, в месте, где не было почв-пл..вунов. Время от времени Р..стислав подб..рал пл..вучие бревна и обд..рал ветки р..стущих поблизости деревьев, чтобы отремонтировать свою хатку.

С юного возр..ста Р..стислав, имея хорошую память, покл..нялся наукам и художественному творчеству и поч..тал любое прик..сновение к знаниям. Он любил решать занимательные ур..внения и ,вдумчиво сл..гая слова в словосоч..тания, изл..гать события из своей жизни.

Однажды на рассвете Р..стислав решил пост..рать и направился по зар..ставшей травой тропинке к зар..слям камыша. Разг..ралась з..ря. Расст..лавшийся ночью туман медленно раств..рялся в воздухе. Пор..внявшись с озером, в зар..слях прибрежной травы Р..стислав заметил удочки с попл..вками, зам..ршими среди водор..слей и р..стков кувшинок. Внезапно он почувствовал запах гари и увидел на р..внине заг..релых туристов, которые разж..гали костер, чтобы высушить обувь , которую нам..чила роса.

Недалеко от города Р..стова на озере, заросшем камышом, под пол..гом плакучих ив жил бобр по имени Р..стислав. У него было безопасное непром..каемое жилище со всей необходимой для бобра утв..рью. Вход в жилище распол..гался ниже ур..вня реки, в месте, где не было почв-пл..вунов. Время от времени Р..стислав подб..рал пл..вучие бревна и обд..рал ветки р..стущих поблизости деревьев, чтобы отремонтировать свою хатку.

С юного возр..ста Р..стислав, имея хорошую память, покл..нялся наукам и художественному творчеству и поч..тал любое прик..сновение к знаниям. Он любил решать занимательные ур..внения и ,вдумчиво сл..гая слова в словосоч..тания, изл..гать события из своей жизни.

Однажды на рассвете Р..стислав решил пост..рать и направился по зар..ставшей травой тропинке к зар..слям камыша. Разг..ралась з..ря. Расст..лавшийся ночью туман медленно раств..рялся в воздухе. Пор..внявшись с озером, в зар..слях прибрежной травы Р..стислав заметил удочки с попл..вками, зам..ршими среди водор..слей и р..стков кувшинок. Внезапно он почувствовал запах гари и увидел на р..внине заг..релых туристов, которые разж..гали костер, чтобы высушить обувь , которую нам..чила роса.

Чередующиеся гласные в корне

Чередующиеся гласные в корне одна из сложных тем для запоминания из-за большого количества корней слова. Но для большинства случаев достаточно воспользоваться следующей таблицей, в которой корни классифицированы по условиям, влияющим на чередование гласной:

1 группа. Корни с четко регламентируемым выбором
написания гласной в безударном положении

  • АР-/-ГОР — (значение: температура) Правило: без ударения О . Пример: загорелый. Омонимы: огорчить, гора.
  • -КЛАН-/-КЛОН — Правило: без ударения О . Пример: поклониться.
  • -ТВАР-/-ТВОР- (значение: создать) Правило: без ударения О . Пример: творение. Исключение: утварь . Омонимы: отварить (яйцо), отворить/ затворить (дверь). Примечание: Этимологически (исторически) в этих омонимах корень -вор- (воръ = ворота, забор). С течением времени самостоятельное значение корня перестало осознаваться и произошло переразложение морфем.
  • АР-/-ЗОР- Правило:без ударения А . Пример: озарение.
  • -ПЛАВ-/-ПЛОВ- Правило:без ударения А . Пример: сплавлять. Исключение: пловец, пловчиха.

2 группа. Корни, написание которых определяется
наличием последующего суффикса
А-

  • АС-/-КОС- (значение: дотрагиваться) Правило: есть суффикс -а-, пиши А, нет суффикса -а-, пиши О . Примеры: касаться, коснуться. Омонимы: косой (взгляд), косить (траву).
  • ЕР-/-БИР — (значение: брать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: соберу — собирать. Исключение: побирушка . Омонимы: беречь
  • ЕР-/-ДИР- (значение: драть) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: раздеру — раздирать. Омонимы: держать.
  • ЕР-/-ПИР- (значение: нажимать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: подпереть — запирать. Омонимы: перочинный.
  • ЕР-/-МИР- (значение: исчезать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: умереть — замирать. Омонимы: мерять, мирить.
  • ЕР-/ТИР- (значение: тереть) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: вытереть — растирать. Омонимы: терять (ключ), терпеть (боль).
  • -БЛЕСТ-/-БЛИСТ — (значение: сверкать) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: блестеть — блистать.
  • ЕГ-/-ЖИГ — (значение: огонь) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: зажёг — зажигать.
  • -СТЕЛ-/-СТИЛ- (значение: стелить) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: застелить — расстилать.
  • ЕТ-/-ЧИТ- (значение: числа) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: расчёт —рассчитывать. Корень -чит- (значение числа) всегда с приставкой с-. Исключение: сочетать, сочетание . Омоним: читать (книгу).
  • — А-(-Я-)/-ИН-(-ИМ-) Правило:Есть суффикс -а-, пиши ИМ или ИН. Примеры: поднять — поднимать.

3 группа. Корни с четко регламентируемым выбором
написания гласной в безударном положении

  • АГ-/-ЛОЖ- (значение: класть) Правило : перед Г пиши А, перед Ж пиши О . Примеры: излагать, изложить. Исключения: полог . Омонимы: наслаждение, ложный.
  • АСТ-/-РОС-/-РАЩ- (значение: увеличиваться) Правило:перед СТ и Щ пиши А, перед С пиши О . Примеры: растение, выращенный, выросли. Исключения: росток, на вырост, ростовщик, подростковый, отрасль . Омонимы: растаять, расстояние.
  • -СКАК-/-СКОЧ- правило: перед К пиши А, перед Ч пиши О . Примеры: скакать, выскочка. Исключения: скачок, скачу.

4 группа. Корни, в которых выбор гласной
зависит от значения слова в контексте

  • АК-/-МОК- Правило:-мак- = «погружать в жидкость»; -мок- = «пропускать жидкость» . Примеры: обмакнуть перо в краску, непромокаемый плащ.
  • АВН-/-РОВН- Правило:-равн- = «равный, одинаковый»; -ровн- = «ровный, прямой, гладкий» . Примеры: сравнить числа, сровнять кочки на дороге. Исключение: равнина, уровень, равнение, поровну, равняйсь, ровесник .

Пояснения и дополнения.

  1. Во второй группе имеются в виду корни -БИР-/-БЕР-, -ПИР-/-ПЕР-, -МИР/-МЕР-, -ДИР-/-ДЕР-, которые обычно хорошо помнят. Особо обратите внимание на корни -СТИЛ-/СТЕЛ-, -БЛИСТ-/-БЛЕСТ-, ЖИГ/ЖЕГ, -ЧИТ-/-ЧЕТ-, а также корни с чередованием -Я-/-ИМ-(-ИН-) типа проклинать, понимать , где -И- пишется перед -А- (ср. проклясть, понять ).
  2. Исключения для этих правил немногочисленны: скачок, скачу; утварь; сочетать, сочетание; полог; росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль; равнина. Стоит запомнить также два слова с корнем -ПЛОВ- : пловец и пловчиха. В остальных случаях пишется — ПЛАВ-.
  3. Для корня -МАК- важно, что мы можем сказать обмакнуть перо в чернила, макать кисть в краску , то есть «погрузить что-то во что-то» (количество глаголов с -МАК- невелико).
  4. Слова с корнем -МОК- (-МОЧ-) не могут быть употреблены в этой конструкции: нельзя вымокнуть что-то во что-то , но можно вымокнуть под дождем, промочить ноги . Правило распространяется на производные: промокашка, непромокаемый , потому что нельзя «промокать что-то во что-то».

Иллюстративная таблица случаев чередования.

Вы смотрели конспект урока по русскому языку «Чередующиеся гласные в корне».

Перейти в следующую тему: «Правописание согласных»


источники:

http://infourok.ru/konspekt-otkritogo-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-na-temu-cheredovanie-glasnih-v-kornyah-slov-530523.html

http://uchitel.pro/%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%D1%81%D1%8F-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B2-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B5/