Конспект урока 10 класс причастие правописание причастий

Урок по теме «Правописание суффиксов причастий». 10 класс
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Урок рассчитан на провторение правописания суффиксов причастий и Н-НН в причастиях. Также материал содежит задания по пунктуации в предложениях с причастным оборотом

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_po_teme_prichastie_10_klass.docx25.97 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Причастие». 10-й класс

ЦЕЛИ УРОКА: систематизация знаний о причастии, формирование умения находить причастия и определить их грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.

1. Орфоэпическая минутка . Расставьте ударения. Запомните произношение

2. Повторим орфографию. Вставьте пропущенные буквы в словах:

Ад(?)ютант, а(к,кк)..мп(о,а)н..мент б..(л,лл)..тристика, д(е,и)л(е,и)тант, д..(с,сс)ку(с,сс)ия, дра(м,мм)атический, пр..в..(л,лл)егия пр..ор..тет, инт..(л,лл)..генция, и(л,лл)юминация, инц..дент, под(?)ячий, пр..в..лировать, пр..словутый, пр..ц..дент, пр..п..ганда, п..р..ферия, ст..пендия, д…р…ж…р, а(п,пп)л..д..сменты, ра…овая д…скр…минация, д…ф…цит, (е,и)жд..венец, де(ф,фф)ект, п…лисадник.

Повторим и обобщим все полученные знания на уроках русского языка по теме «Причастие». Изучите материал презентации. Прочитайте параграфы учебника по теме «Причастие»

Образуются от перех. и неперех. гл. несов. вида

Образуются от перех. и неперех. гл. несов. вида

Правописание суффиксов зависит от спряжения

Правописание гласной зависит от начальной формы (гласной перед –Л-)

Образуются только от перех. гл. несов. вида

Образуются от перех. гл.

сов. вида; редко от несов. вида

зависит от спряжения

Правописание гласной зависит от начальной формы (гласной перед –Л-)

Текст прочитать, объяснить постановку знаков препинания:

Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подёрнувший воды, и весь тёплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава. На обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная, облетавшаяся пчела.( А.Толстой.)

Найдите причастия, назовите их грамматические признаки.

1. Списать, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы в окончаниях причастий. Причастные обороты подчеркнуть как члены предложения.

1) Евгений мой спешит душою замирая в надежде страхе и тоске к едва смиривш..йся реке (А.Пушкин). 2) Долго жители не спали и меж собою толковали о дне минувш..м (А.Пушкин). 3) Зарево на дальних высотах трепещущ..м румянцем отразилось (М.Лермонтов). 4) Ключ этот бьёт из расселины берега превративш..йся в небольшой овраг (И.Тургненв). 5) Лошади сколько я мог различить при чуть брезжущ..м слабо льющ..мся свете звёзд тоже лежали понурив головы (И.Тургенев).

2. Списать, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий. Причастные обороты подчеркнуть как члены предложения.

Книги это духовное завещание одного поколения другому совет умира_щего старика юноше начина_щему жить приказ передава_мый часовым отправляющ_мся на отдых часовому заступа_щему на его место. (Герцен) 2) Троекуров мало заботился о выигрыше зате_(н,нн)ого им дела. (А.Пушкин) 3) Калиныч провёл нас в избушку увеш_(н,нн)ую пучками сухих трав.(Тургенев) 4) На стенах окле_(н,нн)ых зелёными обоями с розовыми разводами висели три картины пис_(н,нн)ые масл_(н,нн)ыми красками. (Тургенев) 5) Бледно-голубое небо осени светло смотрело на улицу вымощ_(н,нн)ую серыми камнями усе_(н,нн)ую жёлтой листвой. (М.Горький) 6) Старик сидел на корме едва вид_мый в облаке вод_(н,нн)ой пыли и пронос_мой ветром пены. (Серафимович)

Отметьте номера слов, в которых пишется е.

1) Вкач..нный на гору камень; 2) вкач..нный в сосуд раствор; 3) вмеш..нный в историю свидетель; 4) вмеш..нный в тесто; 5) выкач..нный из подвала бочонок; 6) выкач..нный воздух; 7) довеш..нной бельё; 8) довеш..нный до номы товар; 9) домеш..нные до готовности мусс; 10) домеш..нное тесто; 11) завеш..нные шторами окна; 12) завеш..нные портретами стены; 13) закач..нный в баллон газ; 14) закач..нный в угол мяч; 15) навеш..нные для покупателей продукты; 16) навеш..нные знаки на дверях; 17) обвал..нная поленница дров; 18) обвал..нная в сухарях котлета.

1. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ущ-(-ющ-) или -ащ-(-ящ-).

1) Ре..щий, кол..щий, стел..щий.

2) Стро..щий, гон..щий, мол..щий.

2. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ем-(-ом-) или -им-.

1) Пробива..мый, перестраива..мый, леле..мый.

2) Стро..мый, перевоз..мый, вид..мый.

3. Укажите гласную в причастиях прошедшего времени- действительных и страдательных- перед формообразующими суффиксами.

1) Закач..нный- закач..вший (газ в баллон).

2) Прове..нное -прове..вший (на току зерно).

4. Каким словам-причастиям или прилагательным- принадлежат краткие формы в цепочках?

1) Девочка умна и воспита..а; дети невежливы и необразова..ы.

2) Девочка воспита..а, к сожалению, одной мамой; фирма не образова..а вновь, а лишь реконструирова..а.

5. В каких словосочетаниях пишется — нн-?

1) Мочё..ые яблоки.

2) Вымоче..ые в уксусе кусочки филе.

3)Сельдь вымоче..а в молоке.

6. В каких словосочетаниях пишется — н-?

1) Кипячё..ое молоко.

2) Кипячё..ое на медленном огне молоко.

7. Вставьте пропущенные буквы.

1) Грохот колёс отозвался гулким эхом на огромном, мощё..ом дворе.

2) Как-то однажды сестра Саша попросила меня пересмотреть старый сундук, наполне..ый книгами, оставшимися от отца и испещрё..ыми на полях его замечаниями, и тетрадями, исписа..ыми его рукою, которые она свято хранила и перечитывала.

8. Раскройте скобки согласно правилам правописания не с причастиями.

1) Вспоминает (не)конченный путь, слишком рано оборванный праздник.(П.Антокольский)

2) Груда (не)читанных газет валялась на столе и уже покрывалась пылью и трубочным пеплом.(Р.Штильмарк)

3) А двоечников-человек пять. Они лежат на койках, тусклые, как (не)чищенная год бляха.(В.Конецкий).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.»

Презентация на пяти слайдах содержит ряд этапов урока: -орфоэпический диктант предусматривает после его проведения само- или взаимопроверку и оценку; -синтаксическая пятиминутка нацелена на повторен.

Урок Универсиады. Тема «Суффикс», 5 класс. ч1 из 3

План-конспект урока русского языка в 5 классе 14 стр, разбит на 3 части по 1 Мб т.к. фото-слайды даже после сжатия занимают достаточно большой обьем. Тема урока «Суффикс». Урок проведе.

Тест по русскому языку «Причастие. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» №4 для 7 класса

Задание теста «Причастие. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» №4 для 7 класса помогают учителю выявить знания по одной из самых трудных тем раздела «Морфология».

Презентация к уроку на тему «Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастиях»»

Презениция к уроку на тему» Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени» Тип урока: отработка умений и рефлексии Цель:формировать на.

Урок русского языка «Суффикс» (5 класс)

Урок русского языка.

Проверочная работа «Причастие. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» 7 класс

Тест «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных» 7 класс и карточки для индивидуальной работы.

Конспект урока русского языка в 7 классе «Правописание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» /Вкусный урок/

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, сопровождается презентацией «Вкусный урок».

Конспект урока «Причастие» 10 класс

Тема урока : Причастие как часть речи.

Дидактические цели урока :

Образовательные : знать грамматические признаки причастия как части речи и систему правил, регулирующих написание причастий, совершенствовать орфографические умения и навыки правописания причастий7

Развивающие : развивать правописные навыки, развивать языковую и коммуникативную компетенцию обучающихся.

Воспитательные : воспитывать способности актуализации полученных знаний . Ход урока:

І. О рганизационный момент.

ІІ. Орфоэпическая разминка.

БалОванный, включЁнный, зАгнутый, зАнятый, занятА, зАпертый, избалОванный, кровоточАщий, молЯщий, нажИвший, нАжитый, налИвший, начАвший, нАчатый.

СОгнутый, снятА, прожИвший, прИнятый, понЯвший, поделЁнный, повторЁнный, отклЮченный,

Задание: В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1. нАжитый , зАпертый , избалОванный , загнУтый

2. согнУтый , нАчатый , налИвший

3. прИнятый , прожИвший , подЕленный , кровоточАщий

К какой части речи относятся все слова орфоэпической разминки? (причастие)

Пишут орфоэпическую разминку. После выполнения результаты вносят в лист самооценки

III.Объявление темы и целей урока.

Записывают тему и формулируют цели урока

1. Слово учителя.

Перед вами высказывание В.И. Даля. В своем «Толковом словаре живого великорусского языка» он сказал о причастии так: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». На основании данного тезиса постройте устное рассуждение, доказывая правоту В.И. Даля.

2. Причастие как часть речи.

Слово о причастии.

Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре» сказал о причастии: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.

Действительно, своим «внешним видом» причастия похожи на прилагательные: имеют те же окончания, изменятся по родам, числам, падежам; согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже, отвечают на вопрос какой? .

Но причастия тесно связаны с глаголами, потому что образуются от них и имеют глагольные признаки: время (настоящее и прошедшее), вид (совершенный и несовершенный), возвратную форму, которая передается с помощью возвратного суффикса – ся (-сь). Причастия имеют при себе зависимые слова — существительные или наречия.

Отвечает на вопрос «какой? «, «каков?». Образовано от глагола (т.е. можно заменить сочетанием «который» + глагол). Есть причастные суффиксы

Дайте определение причастию. (Причастие – часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая?)

Составление диаграммы Венна, сравнить прилагатнльное и причастие.

3. Составление на доске Интеллект-карты «Правописание причастий»

— Мы с вами знаем, что правописание причастий очень сложное. Какие орфограммы мы с вами изучили?

— На партах у вас лежат примеры заданий, при выполнении которых вам понадобятся знания, полученные на сегодняшнем уроке. Эти задания вы выполните в конце урока.

Задание 7. Найдите предложение, в котором есть нарушение построения предложения с причастным оборотом. Выпишите номер этого предложения.

1) Только родное слово может напоить душу поэзией, рождённую опытом народа.

2) По приезде в родной город я первым делом встретился со старыми друзьями.

3) Согласно приказа директора, победители школьной олимпиады получат дипломы и подарки.

Задание 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.

име..щемуся , завис..щий , блещ..щий , держ..тся , дыш..щий

Работа с текстом .

Чтение, озаглавливание, составление вопросов,

Задание 12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Закрепление изученного материала.

Этот фильм вовсе (не)интересен.

(Не)прекращающиеся дожди нарушили все наши планы.

По ночам он почти (не)спал.

Так может сделать только человек, (не)думающий о пользе леса.

Ситец (не)дорогой, а дешевый.

Задание 14 . Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Вдоль стен, вымаза(1)ых синей извёсткой, стояли скамейки, в передней комнате несколько стульев и стол для музыкантов, в задней — десяток столов, составле(2)ых в дли(3)ый ряд для ужина, — вот вся обстановка.

Задание 7. Найдите предложение, в котором есть нарушение построения предложения с причастным оборотом. Выпишите номер этого предложения.

1) Каждую летнюю зарю Герасим, несмотря на слепоту, ходил в поля ловить перепелов.

2) В своих статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его современников.

3) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С.Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».

Задание 11 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.

Задание 12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)распроданные игрушки уценили.

Дуня (не)лишена обаяния.

Его волновал (не)решенный до сих пор вопрос.

(Не)везение, а кропотливая работа явилась залогом его успеха.

Задание 14 . Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?

Цифры укажите в порядке возрастания.

Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.

4. Повторение темы «Действительные и страдательные причастия. Правописание суффиксов»

— А сейчас из нашего кластера мы возьмем лишь одну характеристику – это виды причастий: действительные и страдательные. Приготовьте Интеллект-карты, они у вас на столах.

— Чем отличаются действительные и страдательные причастия? Назовите суффиксы.

5. Актуализация знаний

Правописание суффиксов причастий зависит от спряжения глаголов. Чтобы не ошибиться в их написании, вспомним спряжение и правописание личных окончаний глаголов.

Проверочная работа по применению правила правописания гласных в личных окончаниях глагола.

На доске : Е или И

Ученики записывают в пять столбиков только гласные буквы из личных окончаний глаголов.

* Если ученики во всех словах верно определили выбор гласных букв, то при проверке, объединив сначала и , а затем – е , получится код. В данном случае — два сердечка.

6. Распределительный диктант с взаимопроверкой.

Пищ…щий, трепещ..щий, вер. щий, волну..щий, люб…щий, стел..щийся, бор..щийся, готов..щийся, кле..щий, независ..мый, уважа..мый, контролиру..мый, незабыва..мый, реша..мый, оканчива..мый, слыш..мый, вид..мый, ненавид..мый, вспах..нный, задерж..нный, выращ…нный

7. Лингвистическая задача. “Собери причастие”.

В данном предложении найти зависимое слово в именном словосочетании “прилаг. + сущ.” и взять корень: Ближайшая деревня находилась в часе пути от нас .

Из словосочетания приземлиться на опушке выделить в главном слове приставку.

От глагола читать взять глагольный суффикс.

Из причастия тающие (снега) взять суффикс.

Добавить окончание определения: Могучий Олег головою поник . (А. Пушкин).

К полученному слову добавить суффикс возвратности.

8. Выборочный диктант.

Задание: выпишите страдательные причастия с Н и НН, графически объясните написание суффиксов.

(1)Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом польском городке. (2)Это был первый заграничный город, который я видел в своей жизни. (3)Он ничем не отличался от разрушенных наших городов. (4)Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломью, кружило листву, бумагу, сажу. (5)Над городом мрачно стоял купол пожара.
(6)Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. (7)И только пожары укрыть не могла.
(8)Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, раздались звуки органа. (9)От дома при бомбёжке отвалилась половина, обнажив стены с нарисованными на них сухощёкими мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами.
(10)Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой, слушая одинокий среди войны орган.(11) Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. (12)Глупый был. (13)Малый был. (14)Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть». (15)И потому, должно быть, музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закаменела, а тееёвзлёты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, растворились в сердце и стали им самим, и то, что пугало в детстве, было вовсе не страшно.
(16)Да-а, музыка та же, и я вроде тот же, и горло мое сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской, из которой рождалась любовь к земле родной, к своим близким. (17)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку. (18)Всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как будто повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами.

(По Б. Л. Васильеву)

Сорваны сорванные сорвать

9. Составление интеллект-карты «Правописание НЕ с причастиями» парах.

10. Слитно или раздельно? Графически объясните написание.

1. Для знающего мир светел, для (не)знающего — темен. 2. (Не)жданный успех голову кружит. 3. (Не)скошенный луг пестрел цветами. 4. Письмо так и осталось (не)отправленным. 5. Ошибка в работе осталась (не)замеченной. 6. Под окном стоял еще (не)облетевший клен. 7. День зачета был еще (не)назначен. 8. Он принял совсем (не)обдуманное решение.

Упражнения по теме «Причастие. Причастный оборот» 7 класс

Упражнение 1. Выпишите словосочетания в две колонки: а)с причастиями; б)с прилагательными.

Мокнувший под дождем; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток; бушующее море; шумный поток; цветочная клумба; висячий замок; дремучий лес; темневший горизонт; висящее белье; темная туча; растущий кустарник; спелые ягоды; летучий газ; цветущий сад; спеющий крыжовник; талый снег; текучая жидкость; текущий ручей; шумящий класс.

Упражнение 2. Спишите, определите падеж, выделите окончания у причастий и прилагательных, укажите суффиксы причастий.

Тихой весенней ночи; развесистый высокий дуб; зимним ясным днем; светлого голубого неба; свежим осенним утром; в старом сосновом лесу; в лесной таинственной глуши; по глухой дремучей тайге; под теплым летним дождем; в русской народной песне; красивой мелодией; барсучья нора; птичьих голосов; собачий мех; рыбачьей хаты; рыбачий промысел; лисья шуба; лисий хвост; заячий след; заячьего следа; ребячьи голоса; в дальнюю дорогу; в синем море; рыбачья лодка; охотничьи принадлежности; длинными осенними ночами; под низкими деревьями; у спокойной реки, густая желтеющая рожь; в лучах заходящего солнца; о надвигающейся грозовой туче; у бурлящей горной речонки; об упавшем осеннем листке; расчищенного песчаного берега; нависших свинцовых облаков; высокими растущими деревьями; в синеющем морском просторе; разросшегося колючего куста.

Упражнение 3. Распределите в два столбика причастия настоящего и прошедшего времени.

В проснувшемся лесу; на трепещущих листьях; шепчущих кустов; тающего снега; огнем охваченные тучи; пожелтевшими листьями; пропадающих голосов; рокочущего моря; в посветлевшем воздухе; потемневшим горизонтом; разбушевавшейся метели; у построенного дома; скользящим шагом; в царившей тишине; на прогнувшемся мосту; на раскачивающуюся березу; в улыбавшемся малыше; о льющемся дожде; расчищенной дорожкой; в голубеющем просторе; по протоптанной дорожке; в темнеющем лесу; бушующего моря; смеющимся малышом; падающего листа; спеющих ягод, о колеблющемся на ветру флаге; падающего кленового листка; пахнувшим сеном; у волнующегося озера; вдоль задымившейся от тумана речонки; у расстилавшегося лесного болота; бьющими из-под земли ключами; вытянувшихся к небу стволов берез; в бушующем море; прозвучавшего в лесу выстрела; шел скользящим шагом; плавающей у берега птицы; разросшегося куста; об улетающих на зиму птицах; в движущемся предмете; несущимся вниз потоком; любоваться падающими на землю снежинками; в тонущей дымке; в потемневшей от приближающейся тучи роще.

Упражнение 4. Спишите предложения, обозначьте причастные обороты. Выпишите словосочетания «причастие + зависимое слово»

1) Дождь, моросивший весь день, прекратился, облака понемногу рассеялись. 2) Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. (Ф. Абрамов). 3)Под сенью многовековых лип, посаженных бог знает когда, укрывались развалины массивного здания, напоминавшего торжественный мавзолей. (В. Пикуль) 4) Суровое северное поморье, долго спавшее под снегом, проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело. (Д. Мордовцев) 5) Через несколько минут они попали в низкие, следующие друг за другом пещеры, уставленные несметным количеством ящиков. (А. Казанцев) 6) Развалины, едва различимые при свете звезд, встретили нас молчанием. (И. Ефремов) 7) Звук раскатывающейся волной пронесся по долине. (И. Ефремов) 8) Однако надвигающаяся темнота не остановила машин. (А. Казанцев) 9) Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным. 10) Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя. (И. Тургенев)

Упражнение 5. Перепишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Укажите устно, какие причастия действительные и какие — страдательные.

1) Школьный драматический кружок, . . . артистом городского театра, готовит новую постановку.— Артист, . . . школьным драматическим кружков, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля ( руководящий , руководимый). 2) Юннаты, . . . большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своём опыте в школьную стенгазету.— Большая работа, . . . юннатами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделавший, проделанный). 3) Девушка, . новую книгу, рассказывала подругам о своём впечатлении от неё.— Новая книга,. . . девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4) Новый прибор, . . . инженером, имеет большую ценность.— Инженер, .. . новый прибор, получил премию (изобретший, изобретённый), б) Ветер, . облака, не утихал ни на минуту,— Облака, . . . ветром, быстро неслись по небу (гонящий, гонимый).

Упражнение 6. От глаголов в неопределённой форме образуйте форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени. Обозначьте в них суффиксы. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте словосочетания.

Любить, возбуждать, уважать , волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать , побуждать, изображать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, изменять.

10 класс Иманбекова Г.Т.

Упражнение 7. Перепишите. Страдательные причастия подчеркните одной чертой, действительные — двумя. Укажите устно неопределённую форму глагола, от которого образовано причастие, и объясните правописание суффиксов причастий.

1) Чуть шелестят листья берёз, едва колебл..мые ветром. 2)Зарево на дальних высотах трепещ..щим румянцем отразилось. (Л.) 3) На мысли, дыш..щие силой, как бисер, нижутся слова. (Л.) 4) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу..щий обоз и на холме средь желтой нивы чету беле..щих берёз. (Л.) 5) Русалка плыла по реке голубой, озаря..ма полной луной. (Л.) 6) И вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремлющие своды. (П.) 7) После чёрного подземелья необычайно ярким кажется отражённый снегами, реж..щий глаза свет. (С.-М.) 8) Дог быва..мый уголь льётся непрерывным потоком, грохочущим водопадом валится в трюмы приставшего к пристани корабля. (С.-М.) 9) Пыш..щее здоровьем лицо Марии Андреевны покрылось бледностью. (Ф.) 10) Время от времени впереди на полотне появлялся маш..щий флажком связист. (А. Н. Т.) 11) Внезапно раздался топот скач..щей лошади (Т.)

Упражнение 8. Перепишите. Причастия подчеркните одной чертой, а слова, к которым они относятся,— двумя, Сделайте разбор причастий из первых трёх предложений.

В БЕЛОЙ ПУСТЫНЕ.

Мы выходим на лёд, покрытый уже (исслеженный) снегом, ступаем на берег. Скользя по (осыпающийся) камням, поднимаюсь на высок., насыпь, (протянувшийся) вдоль (открытый, голый) берега. Поправив за спиной руж..ё, заст. гнув плотно куртку, борясь с (тугой, дующий) в лицо ветром, я иду берегом. Я смотрю на камни, грудою (свалившийся) с берега в море. Солнечный луч, прорвавшись, освещает край (чёрный, нависший) тучи. Я поднимаю б..нокль вглядываюсь в (зыбл. щийся) глубину мёртвой пустыни. В (белый, сверкающий) поле движ..тся желт..ватое пятно. Чуждый (окружающий) миру, м..ячит в снеговой дымк…. «Седов».

День и ночь, ночь и день между берегом и кораблём бегает шлюпка, (нагружённый) для устойчивости ящ. ками. Хозяева (строящийся) станции по очеред. сменяю. ся на руле.

(По И. Соколову-Микитову.)

Упражнение 9. Образуйте полные и краткие страдательные причастия (в кратких используйте формы всех родов и множественного числа), запишите и в соответствии с приведёнными образцами расставьте ударение; н и нн в причастиях подчеркните.

Организовать — организованный — организован — организована — организовано — организованы;основать, приковать, изжевать.

Внестивнесённыйвнесёнвнесенавнесено — внесены; водворить, внедрить, заключить, испечь, перевезти, просветить, посвятить, решить.

Возложитьвозложенныйвозложенвозложенавозложеновозложены; восстановить, добавить, допилить, заучить, обстричь, предусмотреть.

Упражнение 10. Перепишите, согласуя с выделенными словами данные в скобках распространённые определения. Место их до или после определяемого слова выберите сами.

1) Дорога вьётся между двумя колеями (поросший зелёной придорожной травой). 2) Блюдца лилий и нити очень грациозны (идущий от них в глубину). 3) Солнце село, и на небе замерли лёгкие облака (розовеющий от заката). 4) Откуда-то справа доносились звуки (чрезвычайно похожий на плач ребёнка). 5) По степи лошади шли медленно (густо заросший травой). 6) Пастух подходит к нашему костру (заночевавший в горах). 7) Мы плыли в тумане (закрывший берег и море). 8) В снежных просторах трудно определить расстояние (обманывающий неопытный глаз).

Урок русского языка в 10-м классе по теме «Причастие как часть речи»

Цели урока: повторить понятие о причастии и способах его образования; уметь отличать причастие от прилагательного; определять признаки глагола и прилагательного у причастий.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приложение 1 [презентация]

2. Творческий диктант (повторение орфограммы “Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-”). [2]

Подберите слово-синоним, в котором должно быть буквосочетание ПРЕ- или ПРИ-.

Обаятельный (привлекательный), помеха (препятствие), сделать ручным животное (приручить), слегка открыть форточку (приоткрыть), мифы и легенды “старины глубокой (предания), выгодное положение по отношению к другим (привилегия), человек, нарушающий законы общества (преступник), продолжатель чьих-либо дел, традиций (преемник), фармацевтический продукт лабораторного или фабричного изготовления (препарат), инструментальная пьеса, являющаяся вступлением (прелюдия), случай, имевший ранее место (прецедент), дать кому-либо приют и пропитание (призреть), глава демократического государства (президент), гнаться за кем-либо (преследовать), вводная часть конституции или какого-либо международного договора, предисловие (преамбула).

– Орфографическое проговаривание (проверка).

3. Повторение изученного в 7-м классе по теме “Причастие”.

1) Работа с текстом [1]

– Апрель нынешнего года связан с празднованием 50-летнего юбилея первого полёта человека в космос – деянием, которым может гордиться ХХ век, более запомнившийся своими войнами, революциями, эпохальными геополитическими изменениями. На этом фоне кажется странным, что один человек, вырвавшийся за пределы земной орбиты, стал для всех землян символом нашей общности с мирозданием. С тех пор мы всё никак не можем справиться с нашими местными проблемами, но уже знаем, что мир не замыкается ни домом, ни городом, ни страной, ни континентом… Он не замыкается даже нашей планетой.

– Сегодня на уроке мы повторим основные морфологические признаки такой части речи, как причастие, а нашим помощником станет текст-воспоминание Ю.А. Гагарина из книги “Дорога в космос”,

(1) … (2) Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. (3) Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства. (4) Началась борьба ракеты с силой земного тяготения. (5) Гул был не сильнее того, который слышишь в кабине реактивного самолёта, но в нем было множество новых музыкальных оттенков и тембров, не записанных ни одним композитором на ноты и которые, видимо, не сможет пока воспроизвести никакой музыкальный инструмент, ни один человеческий голос. (6) Могучие двигатели ракеты создавали музыку будущего, наверное, еще более волнующую и прекрасную, чем величайшие творения прошлого. (7) Начали расти перегрузки. (8) Я почувствовал, как какая-то непреоборимая сила все больше и больше вдавливает меня в кресло. (9) … оно было расположено так, чтобы до предела сократить влияние огромной тяжести, наваливающейся на мое тело, было трудно пошевелить рукой и ногой.

(Ю.Гагарин. Дорога в космос)

1. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Началось заседание Государственной комиссии.
2) И вот наступил момент, когда и техника, и “пилоты” были готовы к полету.
3) Взгляд мой остановился на часах.
4) Бортовые приборы выводят корабль на нужную траекторию полета.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в предложении (9) текста?
1) Поэтому;
2) к тому же;
3) кроме того;
4) и хотя.

3. Какое слово (или сочетание слов) является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) Я услышал свист и гул (предложение 3);
2) было множество оттенков и тембров (предложение 5);
3) вдавливает меня (предложение 8);
4) до предела сократить влияние (предложение 9).

4. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
1) Сложносочиненное;
2) сложное бессоюзное;
3) сложноподчиненное;
4) простое, осложненное.

5. В каком предложении есть прилагательное в простой форме сравнительной степени?
1) 5;
2) 3;
3) 6;
4) 4.

6. Укажите значение слова сила в предложении 8.
1) Власть;
2) смысл;
3) физическая возможность;
4) источник деятельности.

– Выпишите из предложения №3 слово с чередующейся гласной в корне (нарастающий). Вспомните исключения из данного правила.

– Разберите слово по составу.

– К какой части речи относится это слово? Докажите.

2) Повторение теоретического материала

– Итак, перед нами причастие – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию. Вспомним, какие признаки глагола и прилагательного объединило в себе причастие. (Используем ЦОРы “Признаки причастия”, “Образование причастий настоящего времени” или заменяем таблицами, также представленными в презентации. Но: обращаем внимание на то, что причастие – это самостоятельная часть речи, а не особая форма глагола, как указано в таблице.)

– К какому залогу относится причастие “нарастающий”? (Действительное).

– Определите морфологические признаки данного причастия (сов.в., невозвр., в ед.ч., в м.р., в вин.п.).

– Какое слово помогает определить род, число, падеж причастия? (Существительное “гул”).

– Какая часть речи помогла определить время, вид причастия? (Глагол “нарастать”, от которого и образовалось причастие).

– Запишите предложения: Я услышал нарастающий гул. Попробуйте теперь составить на основе данного предложения СПП с придаточным определительным (Я услышал гул, который нарастал).

– Итак, причастие мы всегда можем заменить сочетанием слов “который+ глагол”.

4. Выполнение упражнений.

1) Замените придаточную часть обособленным определением (=причастным оборотом).

Я подумал о колоссальной ответственности, которая легла на меня. (Я подумал о колоссальной ответственности, лёгшей на меня).

– Одно из заданий ЕГЭ (А6) звучит так: “В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?”

– Чтобы успешно выполнить данное задание, нужно помнить следующее [3]:

1) нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом, те придаточные, в которых союзное слово КОТОРЫЙ употреблено с различными предлогами (в котором, при котором, с которым и т.д.).

Например, Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошёл час испытания, к которому мы готовились долго и страстно.

2) Замена невозможна, если в главной части имеется указательное местоимение. Например: Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет.

3) Замена невозможна, если в придаточной части глагол употреблён в форме условного наклонения или в форме будущего времени.

2) Выполнение задания ЕГЭ (А6). Дополнительно: (устно) охарактеризуйте причастия.

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Существуют три основные проблемы, которые определяют практическую значимость проекта.

2) Первым чувством, которое испытал Нехлюдов после пробуждения, было сознание каких-то грядущих перемен.

3) На всех четырёх островах, которые одинаково плотно заросли тропическими пальмами, царило уютное благополучие.

4) Российские учёные предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Заповедник, который был основан в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса.

2) Продукты питания человека и состав воздуха, которым он дышит, в значительной мере являются результатом жизнедеятельности растений.

3) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы деревьев.

4) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, который неразрывно связан с образом Катерины.

3) Конструктивное упражнение [2].

– Прочитайте текст, “склеенный” из трёх текстов разных стилей: художественный текст принадлежит Л.Н. Толстому, научный – взят из учебника астрономии, а научно-популярный – из журнала. Выделите три разных текста. Запишите научный текст.

Окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, не отличаясь от всех близостью к земле, белым светом и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная комета 1812 года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. В 1835 году комета Галлея прошла перигелий 16 ноября. В тот год родился известный писатель. Шли годы. Приближался 1910 год. Автор многих интересных книг сказал: “Очень скоро комета опять вернется, и я думаю уйти вместе с нею”. Все думали, что великий юморист шутит, как всегда, но он умер на следующий день после того, как комета прошла перигелий. Кометы – вращающиеся вокруг Солнца на окраинах Солнечной системы громадные глыбы грязного льда, в который вмерзли пылинки и камушки. У комет, подлетающих к Солнцу, ледяные ядра тают, испаряются и у комет образуются очень длинные красивые хвосты из газа и пыли.

– Подчеркните причастия как члены предложения, выделите суффиксы в причастиях, определите, действительное или страдательное причастие. Замените причастия и причастные обороты придаточным определительным (где это возможно).

– Выполните морфемный разбор: подлетающих, испаряются, длинные.

5. Проверочная работа (тест). Приложение 2.

6. Итоги урока.

1) Что называется причастием?
2) Какой синтаксический синоним соответствует причастному обороту?
3) Какие суффиксы выделяются в причастиях?
4) В каких случаях придаточное определительное нельзя заменить причастным оборотом?

7. Домашнее задание: опорный конспект, алгоритм, индивидуальное задание.

Список использованной литературы

  1. Галкина Н.Н. На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы… “Космические” тексты на уроках русского языка // Русский язык. – 2011. – №7. – С.
  2. Григорьева В.М. Правописание приставок // Русский язык в школе. – 2010. – №3. – С.20.
  3. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2013. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. – М.: Интеллект-Центр, 2013.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-prichastie-klass-3735853.html

http://urok.1sept.ru/articles/633312