Конспект урока 2 класс правописание безударных гласных звуков в корне слова

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока русского языка во 2 классе разработан по программе «Школа России», учебник под редакцией В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.doc46 КБ
algoritm.doc30.5 КБ
list_samootsenki.doc63.5 КБ
slovarnye_slova.doc30 КБ
pravopisanie_slov_s_bezudarnymi_glasnymi.ppt1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема : «Правописание слов с безударными гласными в корне»

Тип урока : Урок открытия новых знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме : 2 урок по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне «

Дидактическая цель урока : создать условия для формирования у учащихся представлений о способах проверки безударного гласного звука в корне.

Задачи : образовательные : сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне, подбирать проверочные слова для проверки безударного гласного звука в корне с помощью подбора однокоренных слов или изменения формы слова

  • развивающие : содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;
  • воспитательные : содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
  • осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
  • овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности и достижения товарищей; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.
  • чтение и понимание указанного учебного текста, нахождение в нём определённых сведений;
  • организация деятельности по упражнению в выборе проверочных слов;
  • понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;
  • планирование своих действий для решения конкретных языковых и речевых задач;
  • действие по намеченному плану;
  • выполнения действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения;
  • оценивание своих действий и полученного результата.
  • участие в общей беседе, выполнение принятых правил речевого поведения;
  • участие в совместной деятельности;
  • умение работать в парах;
  • высказывание своего мнения по обсуждаемым вопросам, объяснение его; понимание возможности существования других точек зрения, стремление к их пониманию.

Методы обучения : частично — поисковый, продуктивно — практический, инструктивно — практический, наглядно — иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся :

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

учебник: В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 2 класс, часть 1, М., — «Просвещение», 2014;

лист самооценки, карточка с творческим заданием

I. Организационный момент

— Сядьте те, чья фамилия начинается на гласный звук.

— Сядьте те, чья фамилия начинается на согласный звук.

— Чем гласный звук отличается от согласного?

Откройте тетради, запишите число.

II. Словарная работа

— Начнём урок с работы в парах сменного состава. Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. Обменяйтесь карточкой с соседом по парте. Передвигаться будет 2 вариант.

— Что общего в словах, которые вы записали?

— Какие слова называются словарными?

Взаимопроверка (оцените работу соседа, перенесите оценку в свой лист самооценки)

III. Постановка учебной задачи

— Можно ли проверить безударный гласный в этих словах? Значит, эта орфограмма называется «Непроверяемая гласная»

— А существуют ли слова, в которых безударный гласный можно проверить? Как будет называться такая орфограмма?

— Кто уже догадался, какая будет тема сегодняшнего урока? (Правописание слов с безударными гласными)

— Какие задачи поставим перед собой? (учиться писать слова с безударными гласными)

— Как мы это будем делать? (Писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова)

Дружно встали на разминку

Взад, вперёд сгибаем спинку.

Поскакали на носочках:

Встали ровненько в рядочках

И продолжили урок.

V. Открытие нового знания.

1. Прочитайте слова первого столбика (записаны на доске): з_мля, вр_чи, сл_ды.

— Предположите, какое будет задание (вставить пропущенные буквы).

— Как вы это будете делать? (подбирать проверочные слова)

— Поставьте ударение, выделите корень.

— В какой части слова находится безударная гласная? (в корне)

— Каким словом можно проверить слово «земля»? (земли)

— Какую гласную нужно вставить на месте пропуска? (е)

— Запишите сначала проверочное слово, затем проверяемое.

Аналогично разбираются другие слова.

— Вы подбирали однокоренные слова или меняли форму слова?

2. Прочитайте слова второго столбика (записаны на доске): м_ряк, л_сник, сн_говик.

— Поставьте ударение, выделите корень.

— В какой части слова находится безударная гласная? (в корне)

— Каким словом можно проверить слово «моряк»? (море)

— Какую гласную нужно вставить на месте пропуска? (о)

— Запишите сначала проверочное слово, затем проверяемое.

Аналогично разбираются другие слова.

— А в этом задании вы подбирали однокоренные слова или меняли форму слова?

— Какой вывод можно сделать? (Чтобы проверить безударный гласный, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово)

— Проверьте себя по учебнику на с.96

3. Составление алгоритма

— Давайте составим алгоритм проверки слов с безударными гласными. У вас на столах лежат карточки. Определите порядок действий проверки слов. Работать будете в парах.

Проверка (читают по порядку расставленные действия)

2. Ставлю ударение.

3. Подбираю однокоренные слова.

4. Выделяю корень.

5. Подбираю проверочное слово.

6. Пишу безударную гласную.

— Как живёте? Вот так!

— Как идёте? Вот так!

— Как бежите? Вот так!

— Ночью спите? Вот так!

— А как машете вслед? Вот так!

— А как ждёте обед? Вот так!

— Как шалите? Вот так!

— А как в школе за партой сидите? Вот так!

VII. Закрепление знаний и способов действий.

1. Поучимся применять составленный алгоритм.

— Рассмотрите рисунки (озеро, свисток, коза, мячи, лисята). Запишите название предмета, пропуская букву, обозначающую безударный гласный звук. Как вы будете проверять её написание?

— Какой способ подбора проверочных слов использовали?

Первые два слова разбираются коллективно, остальные самостоятельно.

Самопроверка и самооценка.

2. (Резерв). Составьте предложение и запишите его, вставляя пропущенные буквы.

VIII. Домашнее задание.

(По выбору) 1. с. 97 упр.149

2. Из любой сказки выписать 6 слов с безударной гласной, подобрать проверочные слова.

IX. Подведение итогов урока

— Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

— Какая гласная называется безударной?

— Как проверить безударный гласный звук в корне слова?

— Сколько существует способов проверки?

Оцените свою работу на уроке. Закрасьте итоговый кружок. Просигнальте карандашиками мне, пожалуйста.

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Цель урока: способствовать развитию умения различать в корне слова безударный гласный звук, требующий проверки; развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать правильность написания проверяемого; учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.

— закреплять умения «видеть» орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;

— уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;

— развивать орфографическую зоркость; развивать логическое мышление; самоконтроль, взаимопроверку, самооценку учащихся;

— воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять; подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова; обосновывать правильность написания слов с безударным гласным звуком.

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:

принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

оценивать результаты своей деятельности.

осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);

ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

устанавливать алгоритм проверки обозначения буквой безударного гласного звука;

слушать собеседника и понимать речь других;

работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формирование личностных результатов:

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая.

Слушай, не перебивая.

Говори ты чётко, внятно,

Чтобы всем было понятно.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтоб на урок всем нам

Захотелось вновь прийти

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая.

Слушай, не перебивая.

Говори ты чётко, внятно,

Чтобы всем было понятно.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтоб на урок всем нам

Захотелось вновь прийти

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши не отставая.

Слушай не перебивая.

Говори ты чётко, внятно.

Чтобы всем было понятно.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести.

Чтоб урок всем нам

Успех смог принести!

ll . Мотивационный этап

— Ребята, из страны Русского языка пришло тревожное сообщение. Попробуйте, его прочитать. (На доске запись: Б..да, п..м..гите, безударные гласные в корне сб..жали.)

— Что случилось в стране Русского языка?

— Предлагаю, отправиться в путешествие и вернуть сбежавшие буквы в корни слов. Кто согласен поднимите руку.

— Какие знания и умения нам потребуются, чтобы правильно вставить безударные гласные в корни слов?

lll . Постановка целей урока. Сообщение темы урока .

Цель этапа : воспитание интереса к учению, изучению родного языка, родного края.

— Кто догадался о теме нашего урока.

— Какие умения будем развивать?

– А сегодня у нас не прост0, урок, а урок – путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники. Нам с вами предстоит долгий путь. Посмотрите на карту страны Русского языка, на ней план нашего путешествия. Что нам встретиться на пути. (Дети читают:

lV . Минутка чистописания

— Вот мы у горы Чистописания. Узнаем какое задание нас здесь ждёт.

(Ученик достаёт из конверта задание, читает классу: «Пропишите строчные гласные, написание которых в слабой позиции надо проверять.»)

— Какие буквы надо прописать?

( Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять.

Вы запомните, друзья,

Буквы А, О, Е, И, Я.) а о и е я

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

— Пропишите строчку букв, чередуя их.

— В листах самооценки отметьте, как вы справились с первым заданием.

V . Работа по теме урока.

1. Словарная работа.

— Узнаем, какое задание на озере Словарных слов. ( Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, написание которой нужно запомнить:

1) названия трёх осенних месяцев;

2) название слов, которые произносятся по разному, но близкие по значению;

3) название слов, противоположных по значению.

— Оцените свою работу.

2. Распознавание однокоренных и проверочных слов.

— Перед нами река Родственных слов. Какое задание нас ждёт. (Учащиеся получают карточки с заданием: Зачеркните лишнее слово. Вставьте пропущенные буквы, выделите корень и подчеркните проверочное слово.)

— Расскажите, как справились с заданием. (Каждая пара читает родственные слова, называет букву, которую вставили и проверочное слово.)

— Какой способ проверки безударных гласных здесь применили? (Подобрали родственное слово.)

3. Упражнение в подборе проверочных слов.

— Узнаем задание в лесу Безударных гласных. (Под картинками с лесными жителями запишите их названия и проверочные слова. Выделите корень, поставьте ударение.)

Индивидуальная работа. Самопроверка по образцу. Самооценка.

— Перед нами болото Тишины. Узнаем, какое задание нас здесь ждёт.

(Игра «Молчанка». С помощью карточек покажите какие безударные гласные пропущены в словах. Называйте только проверочные слова.)

Vlll . Рефлексия . Упражнение 153 (с. 99)

— Сейчас узнаем, какое задание нам приготовила поэтическая тропа. Но сначала вспомним, что пишут поэты? (Стихи.)

Ученик читает задание: Выполните упражнение 153 на странице 99.

Самостоятельная работа. Коллективная проверка.

— Оцените свою работу.

lX . Подведение итогов.

— Ребята, новое сообщение из страны Русского языка.

Учитель читает: Спасибо за помощь. Все гласные вернулись на свои места.

— Молодцы, справились со всеми заданиями. Поднимите руки, кому понравилось наше путешествие.

— Какие знания и умения нам пригодились в пути?

— Чему мы учились?

— Посмотрите на свои листы самооценки. Какие задания вызвали у вас затруднения?

X . Домашнее задание . Упражнение 154 (с. 100) Записать ещё два слова, которые проверяются так же.

Под картинками с лесными жителями запишите их названия и проверочные слова. Выделите корень, поставьте ударение.

С помощью карточек покажите какие безударные гласные пропущены в словах. Называйте только проверочные слова.

Работайте в парах. Прочитайте слова. Выделите корень, поставьте ударение. Вставьте пропущенные орфограммы. Зачеркните лишнее слово. Подчеркните проверочное слово.

Пропишите строчные гласные, написание которых в слабой позиции надо проверять

Буквы вернулись, помогите им занять свои места правильно. Выполните упражнение 153 на странице 99.

Прочитай пары слов. Подчеркни проверяемое слово.

слон — слон лиса — лисы

семья — семьи сосны — сосна

сады — садик снега — снег

— Какие слова подчеркнули? Почему? (Самооценка с помощью «светофора».)

Образовать от данных слов однокоренные слова, записать.

Лист, свет, лиса, ворона, рыба.

Я читаю слова, а вы ставьте знак «+», если гласную в корне слова нужно проверять, и знак «—», если проверять не нужно.

Сады, стена, гнёзда, грибы, школа, песня, стихи.

«Дима написал своему другу Коле записку :

«Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

— Мяч будет, — сказал товарищам Дима – Колька принесёт.

Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

— Почему так получилось? (Слайд 14)

— Какое правило не знал автор записки?

— Как правильно записать это слово?

Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Слайд 16)

Правописание безударной гласной в корне слова.

— Какую цель мы поставим перед собой?

Учиться писать слова с безударной гласной в корне слова

Работа с сигнальными карточками (а, о, и, е) .

— Я читаю слова, а вы поднимаете соответствующую карточку, проверочное слово называете устно.

К…рмушка (корм), м…слёнка ( масло), см…льчак (смелый), ч…рвивый ( червь), п…лезный ( польза), в…здушный ( воздух), д…чурка ( дочь), т…шина ( тишь), с…сновый ( сосны), д…тишки ( дети).

Работа в группах (карточки)

— Сейчас я раздам вам карточки, а вы соберитесь в команду и выполните следующее задание.

-Вставьте пропущенные буквы, выделите корень и подчеркните проверочное слово и найдите лишнее слово, докажите почему оно лишнее.

Вставить пропущенные орфограммы.

Подчеркнуть проверочные слова.

Гл…за, гл…зок, гл…зной, г…лосок, гл…зки.

Найди лишнее слово. Докажи.

Вставить пропущенные орфограммы.

Подчеркнуть проверочные слова.

Л…ст, л…стик, л…стопад, дер…во, л…сток.

Найди лишнее слово. Докажи.

Вставить пропущенные орфограммы.

Подчеркнуть проверочные слова.

Найди лишнее слово. Докажи.

— Итак, какой вывод надо сделать, чтобы правильно обозначить безударный гласный в корне.

-Какие гласные в корне слова надо проверять?

-Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?

(-Изменить форму слова: трава-травы;

-подобрать однокоренное слово: садовник-сад)

— Прочитайте предложения. Сформулируйте задание.

За лесом журчала рика. На паляне росли цветы. На небе свитили звезды.

-Коллективная проверка. В каких словах вы увидели «опасные места»?

За лесом журчала река. На поляне росли цветы. На небе светили звезды.

— Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.

На доске слова с пропущенными безударными гласными.

Задание: определить, какая буква пропущена, подобрать проверочное слово

р. чно́й — речка, л…сто́к — лист, в…да — воды, стр…на — страны, б…ец — бой

Запишите эти слова в тетрадь. Через запятую.

П р.и м е р н ы и материал. Слова: страна, волна, коса, доска, толпа, тропа, ведро, весна, звезда, звено, свеча, село, письмо, плита, свинья, ядро, яйцо, трава, вода, гора, коза, нога, нора, оса, роса, сова, сосна, змея, перо, река, стена, зима, лицо, пила, число, пятно.

Примерный материал. Слова: враги, глаза, грачи, сады, тазы, шаги, шары, шарфы, бока, дожди, дома, дворы, кроты, моря, мосты, ножи, плоды, поля, рога, слоны, сомы, столы, холмы, дела, леса, меха, мечи, следы, снега, хлеба, винты, грибы, листы, мячи, ряды.

Оборудование. У каждого ученика карточки с гласными буквами а, о, е, и, я.

Примерный материал. Слова: грачи, сады, трава, шары, вода, гора, дома, дрозды, коза, нора, нога, оса, роса, слоны, сова, сосна, змея, леса, перо, река, стена, зима, лиса, лицо, пила, число, мячи, пятно, ряды.

Слова: глаза, вода, гнездо, грибы, пятно, мячи, весна, волна, земля, число, грачи, сосна, столы, трава, река, сестра, листок, пила.

Оборудование. Предметные картинки: пчела, змея, лиса, шары, сова, ведро, коза, звезда, яйцо, нора, осел, свеча, сосна, пила.

– Садитесь, ребята. Один мудрец сказал такие очень мудрые слова. Давайте их прочитаем. (Слайд 3)

«Кто ищет трудность, находит мудрость» .

– А теперь, дети, скажите, как вы понимаете смысл этого высказывания.

– Так, как вы думаете, надо ли бояться трудностей?

Дети: Нет, надо учиться их преодолевать.

– Пусть опыт, приобретенный на уроке, подарит вам мудрость.

Конспект урока русского языка по теме «Правописание безударных гласных в корне слова». 2-й класс

Класс: 2

Цели:

  • закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных гласных
  • в корне слова;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость;
  • воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

  • карточки со словами;
  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • конверты с яблочками;
  • индивидуальные листы для диагностики;

1. Оргмомент

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.

2. Работа с пословицей

– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

Как понимаете значение пословицы?
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)

3. Постановка проблемы урока

– Я хочу рассказать вам одну историю.

Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет», – сказал товарищам Саша.
«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).
– Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова).
– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?
(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)
– Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?
(Два способа. Мы можем изменить форму числа так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
– Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – мячом
– Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).

4. Постановка темы и цели урока

Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в корне слова.)
– Какие цели поставим перед собой?
(Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.
Какие личностно-значимые цели поставите перед собой?
– На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной, но и устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни одного забавного животного.
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.

5. Загадка.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Песенка

– Это наш старый знакомый. На каких уроках мы встречались с ним? Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж? («Страшный рассказ» Е. Чарушин.)

6. Минутка чистописания.

Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Ежик топал по дорожке.
Он нес яблочки в лукошке,
Чтобы их все сосчитать
Нужно пальцы загибать.

– С какой целью мы проводим на каждом уроке минутку чистописания?
(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)
– Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание.

7. Актуализация знаний

(На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, п…тно)
– Что общего у всех этих слов?
(Все слова – имена существительные, нарицательные, отвечают на вопрос что?)
– По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)
(Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.)
– Сегодня на минутке чистописания будем упражняться в правильном написании и соединении букв безударных гласных звуков, которые находятся в корне слов непроверяемых ударением.
– Какие это буквы? (а,е)
– Запишем число и классная работа.
– Пропишем гласные буквы а и е. (Показ на доске с объяснением).

8. Запись слов

– Запишем слова с проверяемой безударной гласной в корне после проверочных. Выделим корень в словах, подчеркнем буквы на месте безударных гласных звуков.
– Какой способ проверки применили? (Изменение формы числа слова)
– Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости.

9. Словарная работа

– Проведем словарную работу. Для чего проводим этот вид работы?
– Какую цель поставим на этапе словарной работы?

Знакомство со словарным словом

– Новое слово из словарика вы узнаете, прочитав его транскрипцию. (йаблака)
(Вывешивается табличка со словом.)
– Сколько букв в слове яблоко? Сколько звуков? Почему?
– Что такое яблоко?
(Это плод дерева яблони.)
– Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните все орфограммы, запомните непроверяемую безударную гласную.

Этимологическая страничка

– Яблоко один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означало шар.

Многозначность слова

– Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы.
– Как вы понимаете выражение «глазное яблоко» (тело глаза)
– «Попасть в яблочко» (сердцевина в мишени для стрельбы в цель)
– «Адамово яблоко» (кадык – выступ гортани)
– «Державное яблоко» (символ императорской власти)
– Какой вывод сделаем?
– Как называется слово, которое имеет несколько значений? (Многозначное).
– Продолжаем работу по развитию речи.

Работа с фразеологизмами и пословицами

(На доске записаны фразеологизмы и пословицы).

Яблоку негде упасть
Яблоко раздора
Конь в яблока
Как румяное яблочко
Яблоко от яблоньки недалеко падает.

– По какому признаку можем сгруппировать написанное? (Фразеологизмы и пословица)
– Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов).
– Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл.

Яблоку негде упасть – (тесно)
Яблоко раздора – (то, что приводит к ссоре)
Конь в яблоках – (так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами)
Как румяное яблочко – (очень красивое)

– Прочитайте пословицу и раскройте ее смысл.

(Яблоко от яблоньки недалеко падает говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери).

Подбор однокоренных слов

– Назовите однокоренные слова в пословице. Яблоко, яблонька.
– Докажите, что они однокоренные.
Так какие же слова называют однокоренными ? (Слова образованные от одного и того же корня и имеющие одно лексическое значение.)
– Запишем слово яблонька.
– Какие еще однокоренные слова можно подобрать к слову яблоко.
Запишем. Выделим корень во всех однокоренных словах.

Словарь: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный.

– Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково).

10. Физкультминутка

– Пришло время отдохнуть.
– Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас задание. Будьте внимательными.

11. Работа с интерактивной доской (диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 2 класс)

Подбери для каждого слова проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

зв…риный в…дяной с…ленный з…болеть
зверский подводный засол боль
зверствовать водный соль больно
зверь

Зв…нок сн…говик з…мовье л…сок
звон снежный зимний лес
подснежник зимушка перелесок
снег

– Какой способ проверки использовали?
– Какой вывод сделаем?
– Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути к мудрости.

12. Работа с текстом

Около п…нька с…дят л…сные зв…рьки. На сп…не у этих см…шных зв…рьков в…дны к…лючки. Они …стры.

– Что прочитали? (Текст.) Докажите.
– Какой тип текста?
– Придумайте заголовок.
– Какие виды орфограмм встретились в тексте?
– Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?
– Пропущенные орфограммы выделить.

Проверка с доски.

Творческая работа.

– Проведем творческую работу. Придумайте продолжение текста и допишите его.
– Какую пользу приносят ежи? (Ловит червей, жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)

Дополнительная информация

Весной в ежиной норе появляются малыши. Ежата рождаются совсем голенькими, с закрытыми глазами и ушами. Через несколько часов на их коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их своим молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.

– Подчеркните главные члены предложения и обозначьте части речи.

13. Экспресс-диагностика

Графический диктант

– Ежик приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. В конвертах вы найдете таблицы.
– Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.

Мясной, возить, сова, леса, река, пенек, тигрица, грачи, кора.

– Соедините точки по порядку. На что похожа фигура?

оаиея
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

– Проверим.
– Как проверить безударную гласную в корне слова?
– Ежик очень доволен вашей работой.

14. Итог урока

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
– Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

Рефлексия

Какое у вас настроение в конце урока?
– Оцените свою работу. Для этого достаньте из конвертов яблочки. Кто доволен своей работой, прикрепите красное яблочко на ежика.
– У кого не все получалось на уроке и ему немного грустно – зеленое яблоко.
– Благодарю вас за работу.

Список литературы:

1. Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 2 класс. Издательство «Владос» 2004 год.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-klass-na-temu-pravopisanie-slov-s-bezudarnim-glasnim-zvukom-v-korne-3424060.html

http://urok.1sept.ru/articles/634506