Конспект урока 2 класс правописание слов с разделительным мягким знаком 2 класс

Урок русского языка во 2 классе по МК «Школа России» Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок усвоения новых знаний. Разработан в соответствии с требоаниями ФГОС. Представлены разнообразные формы работы: фронтальная, в парах, группах и индивидуальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Урок усвоения новых знаний по теме:»Правописание слов с разделительным ь»37.09 КБ
Презентация «Правописание слов с разделительным ь»2.87 МБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ № 4 Г. БЕРДСКА

Урок русского языка по теме:

«Правописание слов с разделительным мягким знаком »

Составила: учитель 1 категории Боровская Н.И.

Тема: Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Тип урока: урок усвоения нового знания.

  • Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;
  • Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак;
  • Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости.
  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.
  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • участвовать в групповом обсуждении.

Вид контроля и оценивание

— Запишите число в тетради. Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы в записи.

— Наш урок я хочу начать с одной пословицы. На Востоке говорят:

Вселенная освещается солнцем, а человек – знанием.

— А какие знания мы получаем на уроках русского языка? Чему учимся?

— Сегодня мы продолжим совершать свои маленькие открытия, и я желаю вам успехов на пути к этим открытиям.

Запись числа в тетрадях.

Ответы на вопросы учителя

(Познаём тайны родного языка.)

Актуализация опорных знаний (повторение изученного материала, формирование темы урока)

1) Орфографическая минутка (с элементами какографии)

2) Минутка чистописания.

Конечно же, вы узнали этого популярного литературного героя. Кто это? (домовёнок Кузя)

— Домовёнок Кузя только учится писать и часто делает ошибки в своих записях.

Инструкция по выполнению задания.

Индивидуальная работа по карточкам-исправить ошибки, сверху написать правильную букву.

— Разве можно без улыбки видеть Кузины ошибки?
Он в тетради написал : «Корондаш, портфел, пинал,
Ручьки и тетратки у меня в порядке».
Быстро Кузе помогайте да ошибки исправляйте!
В чём причина их, скажите, правила нам назовите!

— В каком из этих слов букв больше, чем звуков? Почему? Что вы знаете о букве мягкий знак?

— Прочтите буквосочетания ( на доске )

— Какую работу выполняет «ь» в буквосочетаниях ль, мь, вь, дь?

Льи мьи вья дья? (указывает на мягкость предыдущего согласного, разделяет мягкие согласные звуки)

— Мягкий знак — хитрый знак, не назвать его никак!
Он не произносится, но в слово часто просится.
Он так хорош, достоин чести,

когда стоит на своём месте.

— Пропишите эти буквосочетания по образцу. Следите за наклоном, шириной и высотой букв, и интервалом между ними.

У детей на столах карточки для индивидуальной работы.

Дети работают индивидуально по карточкам. После выполнения упражнения проводится взаимопроверка по образцу на слайде.

Дети оценивают работу своего товарища с помощь сигналов: «!», «+», «-»,объясняют правописание слов, в которых допущены ошибки.

— Портфель звуков – 7; букв – 8. «ь» звука не обозначает. «ь» нужен, для того, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного. )

Читают запись на доске, участвуют в обсуждении.

Записывают буквосочетания в своих тетрадях.

Оценивание работ с помощью сигналов: «!», «+», «-»

Карандаш, портфель, пенал,
Ручки и тетрадки у меня в порядке

Постановка темы и определение задач урока.

1)Постановка темы урока.

3) Настрой на выполнение задач урока

Семья собралась в саду, чтобы посадить семя яблони. Коля вбил колья в землю.

— Чем отличаются выделенные слова в предложениях?

— Объясните лексическое значение каждого слова.

— Соедините звуковую запись слова с буквенной.

[с’ э м’ а][с’ э м’ й’ а ] [ к о л’ а] [ к о л’ й’ а]

— Чем отличается звуковая запись слов от буквенной? В каком из слов звуков больше, чем букв? Почему? Какую работу выполняет «ь» в слове «семья»?Какую работу выполняет «ь» в слове «колья»?

— Сделайте вывод? Какова тема урока?

— Какие задачи будем решать на уроке?

Будем мы всегда, где надо,

Мягкий знак вставлять в слова,

Чтоб СЕМЬЯ не стала СЕМЯ,

КОЛЬЯ — КОЛЕЙ никогда!

Учитель предлагает построить высказывания.

Читают предложения. Сравнивают выделенные слова в предложение. Объясняют различие в лексическом значении слов (семя- семена растений, семья – родственники, живущие вместе: родители и дети; колья – тонкие палки с заострёнными концами, Коля – имя мальчика).

Объясняют различия в написании.

— Ь разделяет согласную и гласную букву, чтобы при произнесении они не сливались.

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

— учиться различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости согласного;

— составить алгоритм написания разделительного Ь в словах;

— писать слова с разделительным мягким знаком.

Строят высказывания: Я хочу. Я могу. Я постараюсь. У меня все получится.

Дыхательное упражнение «Свеча»

— Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох носом и постарайтесь одним выдохом «задуть» свечу. А теперь представьте, что перед вами стоит 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох носом и выдохните воздух через рот маленькими порциями, 5 раз.

Выполняют дыхательное упр., следуя инструкции учителя.

Работа по теме урока.

1) работа в группах.

2) Составление алгоритма написания «ь».

Объяснение задания для работы в группе. Правила работы в группе.

1)- С помощью стрелок, Распределите слова в две группе по «работе» «ь».

Найдите в учебнике правило, которое подтверждают ваш выбор.

День, здесь, бьёт, вьют, зорька, сильнее, веселье, колосья, воробьи, стоять.

— Какие группы у вас получились?

2) — Назовите буквы гласных звуков, перед которыми пишется ь.

— Сколько звуков называют эти буквы? Назовите.

— Какие отличия вы заметили между буквами гласного и звуками, которые эта буква обозначает?

— Оцените свою работу знаками «!», «+», «-»

Предлагает выполнить исследование. — Давайте, исследуем слова и попытаемся определить, когда же пишется разделительный мягкий знак.

Веселье, ружьё, ручьи, ночью, деревья.

а) прочитайте слова и запишите их в тетрадь;

б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;

в) букву, которая написана после ь знака — подчеркни двумя линиями;

г) сделай вывод: где пишется разделительный Ь знак в словах?

Учитель предлагает проверить свои выводы по готовому образцу.

— Я представляю вашему вниманию 3 алгоритма написания разделительного Ь.

Выберите правильный алгоритм.

А) после согласного – разделительный Ь – перед другим согласным

Б) после согласного — разделительный Ь — перед гласными е, ё, и, ю, я

В) после гласного е, ё, и, ю, я – разделительный Ь – перед гласными э, о, и, у, а.

— Почему Ь, который пишут между согласным и гласным называют разделительным?

Работа в группах. Распределение ролей. Выбор спикера. Каждая из групп отвечает на одно из заданий. По мере ответов, на слайде возникают правильные ответы, и дети сравнивают свои работы.1) день, здесь, зорька, сильнее, стоять

сильнее, веселье, колосья, воробьи, стоять.

(буква одна, а звука 2)

Каждый ученик выполняет исследовательскую работу в тетради самостоятельно,

делает свой вывод. Сравнивает свои выводы с образцом, делает выбор.

Алгоритм проговаривается хором. Читают правило в учебнике стр. 32.

Он разделят согласный и гласный и не даёт им сливаться.

Самоконтроль. Групповая работа.

Оценивают свою работу знаками «!», «+», «-»

Самостоятельная работа. Самоконтроль.

Поиграем и отдохнём.

— Я называю вам слова, вы на Ь показатель мягкости топаете ногами, на слова– с разделительным Ь хлопаете в ладоши. Не торопитесь, проговаривайте слова шёпотом.

Из каждой группы к доске выходят по 1 ученику, помощнику. Ответственность за правильностью выполнения упр.

Учащиеся выполняют задание по инструкции.

Учитель контролирует выполнение упражнения.

— Прочитайте задание. По какому правилу будете изменять данное слово?

Упражнение из учебника стр.33 упр.56. (изменять форму слова)

Читают задание к упр. Следят за ответами и порядком выполнения работы. Ведут запись в тетради.

Ручей — ручьи, перо – перья, колос – колосья, крыло – крылья, дерево – деревья, друг – друзья, воробей — воробьи, соловей – соловьи, брат – братья, стул – стулья.

Самоконтроль. Индивидуальная работа в тетрадях.

–Прошу вас ответить на мои вопросы:

– О какой орфограмме мы сегодня говорили? Какое новое знание открыли?

– Где же пишется разделительный Ь?

— Что вы получили для себя на уроке. Постройте свои высказывания.

– Я считаю, что вы справились со всеми заданиями.

– А теперь вернемся к задачам, которые мы поставили вначале урока.

Отвечают на вопросы.

( алгоритм написания разделительного знака)

Оцените себя при помощи «смайликов»

(веселый – у меня все получилось, спокойный, были трудности, грустный я ничего не понял)

Инструкция по выполнению д/з

Д.з. стр.32 правило, стр.19 упр.38, 39 в тетрадях.

записывают домашнее задание в дневник.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Корондаш , портфел , пинал, р учьки и тетратки у меня в порядке. 30 января. Классная работа.

Карандаш, портфель, пенал, ручки и тетрадки у меня в порядке.

2. Коля вбил колья в землю. с емья [с ’ э м’ а] с емя [с’ э м’ й’ а ] Коля [ к о л’ а] колья [ к о л’ й’ а] 1. Семья собралась вместе, чтобы посадить семя подсолнуха .

Задачи: — учиться различать в словах разделительный Ь и Ь – показатель мягкости согласного; — составить алгоритм написания разделительного Ь в словах; — писать слова с разделительным Ь. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

день показатель мягкости сильнее здесь воробьи бьёт веселье вьют колосья разделительный зорька стоять

е, ё, и, ю, я е ё и ю я [ й ‘ э ] [ й ‘ о ] [ й ‘ и ] [ й ‘ у ] [ й ‘ а ]

Веселье, ружьё, ручьи, ночью, деревья. а) прочитайте слова и запишите их в тетрадь; б) букву, которая написана перед Ь знаком- подчеркни одной линией ; в) букву, которая написана после Ь знака — подчеркни двумя линиями; г) сделай вывод: где пишется разделительный Ь знак в словах? Алгоритм написания разделительного Ь

А) после согласного – разделительный Ь – перед другим согласным Б) после согласного — разделительный Ь — перед гласными е, ё, и, ю, я В) после гласного е, ё, и, ю, я – разделительный Ь – перед гласными э, о, и, у, а.

после согласного — разделительный Ь — перед гласными е, ё, и, ю, я

Открытый урок «Правописание слов с разделительным мягким знаком». 2-й класс

Класс: 2

Цель: формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами.

Задачи:

  • Предметные:
    • Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова.
    • Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак.
    • Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости.
    • Учить переносить слова с мягким знаком.
    • Обогащать словарный запас учащихся.
  • Личностные
    • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
    • мотивация к творческому труду, к работе на результат.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные
      • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
      • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
    • Познавательные
      • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
      • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
    • Коммуникативные
      • готовность слушать собеседника и вести диалог;
      • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
      • использовать игровые технологии, здоровьесберегающие, информационные.

I. Организационный момент

Вот снова прозвенел звонок –
Мы начинаем наш урок.
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

– Записываем в тетрадях число, классная работа.

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

Учитель показывает слово с пропущенной орфограммой на карточке, один ученик объясняет, какую букву, надо писать. Все записывают эти слова.

Д…рога, б…рёза, . нварь, к…ньки, м…роз, м…тель, сн…гирь, р…сунок.

– На какую тему эти слова? (Ответы детей.)

2. Орфографическая минутка

– Прочитайте группы слов на доске и определите по какому признаку они объединены?

Снег, травка, глазки, улов
Поляна, снежок, земля, бросать
Воробьи, заячьи, ребячьи, коньки

– Чем похожи слова третьей группы? (Во всех словах пишется буква ь)
– Какое слово лишнее? Почему?(Лишнее слово коньки, в нем мягкий знак показатель мягкости.)
Докажите. Обоснуйте свой ответ.
Что общего у оставшихся слов? (Разделительный мягкий знак)
Запишите слова, подчеркните в них орфограмму.

III. Самоопределение к деятельности

– О какой букве написано правило в стихах?

Что за буква, кто узнает,
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать. (Это буква мягкий знак.)

О какой «работе» мягкого знака идет речь в этом стихотво­рении? (Мягкий знак показатель мягкости.)
Послушайте следующее стихотворение об этой букве.

Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жилье –
Перед Я, И, Е, Ю, Ё.

– Какую «работу» выполняет мягкий знак здесь? (Это разде­лительный мягкий знак.)
Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

IV. Физкультминутка

А сейчас все дружно встали,
Отдохнем, как на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись!
Руки вверх, руки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!

V. Работа по теме урока

1. Работа с учебником

2. Упражнение в определении значения мягкого знака

Карточка 1 (Приложение)

Запиши слова в два столбика. В первый столбик с мягким знаком для обозначения мягкости согласного, а в другой – с разделительным мягким знаком. Раздели вертикальной чертой слова для переноса.

С Ь, обозначающим мягкость С разделительным Ь

Соловьи, льдина, гостья, птичьи, больница, друзья, пальто, перья, здоровье, шалунья, жильцы, большой.

Проверка. Прочитайте слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласного по слогам, как вы разделили для переноса.

– Прочитайте слова с разделительным мягким знаком.

3. Упражнение в написании разделительного мягкого знака

Карточка 2 (Приложение)

Спиши слова, вставляя, где нужно, разделительный мягкий знак.

Ночю, ули, шёт, лёт, птичя, вороби, лют, медвежя, деревя, семя, листя, друзя, солови, перя, заячи.

Проверка. Учащиеся по очереди подходят к доске и на месте мягкого знака ставят вертикальную черточку.

4. Замените словосочетания одним словом с разделительным Ь. Запишите эти слова. (Словосочетания читает учитель)

Снежная буря – вьюга
Мама, папа, дети – семья
Ягоды, сваренные в сахаре – варенье
Дом, жилище – жильё
Домики для пчёл – ульи
В какое время года птицы улетают в тёплые края? – осенью

5. Составьте из слов предложения. Запишите. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком. (Слова записаны на доске)

сидит, на, снегирь, рябине
птицы, деревьях, на, гнёзда, вьют

Какие слова с мягким знаком вы не подчеркнули? Почему?
– Какие орфограммы ещё встретились в этих предложениях?

VI. Самостоятельная работа

1.Выпишите только те слова, в которых надо поставить раз­делительный мягкий знак.

Плат..е, земл..я, гост..я, кол..есо, ш..ет, Кат..я, Дар..я.

– В каких словах написали разделительный мягкий знак?

2. Тест-игра «Выбери нужное слово»

VII. Рефлексия

– Над правописанием какой буквы мы работали на уроке?
– Какие выводы сделали?
– Какое задание вам было интересно выполнять?
– Возьмите солнечные лучики и капельки дождя. Если вы считаете, что урок полезен, то приклейте лучики к солнышку, а если вам было скучно, вы ничего полезно не узнали и не запомнили, то к тучке приклейте капельки дождя

VIII. Домашнее задание на выбор

Упр.65 с.37 или написать 3 пословицы, где есть слова с разделительным мягким знаком

Конспект урока на тему «Правописание слов с разделительным мягким знаком» (2класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка по теме:

«Правописание слов с разделительным мягким знаком»

Учитель начальных классов

Форма проведения : урок – учебное занятие.

Технология : «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Цель урока : создание условий для выведения правила написания разделительного мягкого знака в словах.

ПРЕДМЕТНЫЕ: — наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотношение количества звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбор примеров слов с разделительным мягким знаком. Умение различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Объяснение написания разделительного мягкого знака в словах.

А) Познавательные — формирование умения ставить познавательную цель

урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной

и письменной форме;

Б) Регулятивные — развитие умения критически мыслить. Умение оценивать

свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

В) Коммуникативные — умение слушать и вступать в диалог. Умение договари –

ваться и приходить к общему решению, сотрудничать с одноклассниками при

выполнении учебной задачи.

ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование уважительного отношения к иному мнению. Формирование положительного отношения к учению.

Оборудование: мультимедийны проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки для групповой работы.

Базовый учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Русский язык: Учебник. 2 класс. В 2-х частях.-М.: «Просвещение»2012 г

Организационный момент. Проверка рабочих мест

Если хочешь отвечать…

РУКУ НЕ ЗАБУДЬ ПОДНЯТЬ!

НАДО ВСТАТЬ, ГРОМКО, ЧЁТКО ОТВЕЧАТЬ

— Один великий человек Мольер, он был французским театральным деятелем и жил в 17 веке, то есть примерно 400 лет назад, сказал: « Как приятно знать, что ты что-то узнал!»

— А вы как думаете, прав был Мольер? Почему?

— Давайте ответим на этот вопрос ещё раз в конце урока.

Мы начинаем урок русского языка, поэтому приготовим пальчики.

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

— На двери висит замок.

— Кто его открыть бы мог?

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Актуализация опорных знаний.

– Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их.

Т. традь, мальч…к, п. льто, м…дведь. к…ньки , м…рковь.

– Что объединяет все слова? (Ь знак)

– На какие 2 группы можно разделить?

– Составим цепочку из букв, соединяя Ь с гласными буквами, которые обозначают 2 звука.

Повторение о ь, как показатели мягкости согласных на письме.

— Добавьте к данным словам (ЕЛ, МЕЛ, УГОЛКИ) букву Ь так, чтобы получились новые слова. Запишите в тетради полученные слова, подчеркните букву Ь, проверьте, объясните значения слов. Какая роль у мягкого знака в этих словах? Почему?

— Сравните слово с мягким знаком и без него. Какой буквой они различаются, каким звуком? Совпадает ли в словах количество звуков и букв? ( По мере проговаривания детьми ответов на поставленные вопросы открываются записи. )

— Сделаем вывод, где в слове пишется мягкий знак — показатель мягкости согласных на письме. ( На конце или в середине слова между согласными буквами ).

Постановка темы и задач урока. Введение нового знания. Ь – разделительный.

— Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке. (О роли Ь)

Буква эта — актриса, которая играет разные роли. Она станет сегодня героиней нашего урока.

— Мягкий знак — хитрый знак, не назвать его никак!
Он не произносится, но в слово часто просится.
Он так хорош, достоин чести, когда стоит на своём месте.

— Добавьте к данным словам (ПОЛЮ, СОЛЮ, КОЛЯ) букву Ь так, чтобы получились новые слова. Запишите в тетради полученные слова, подчеркните букву Ь, проверьте, объясните значения слов. Какая роль у мягкого знака в этих словах? Почему?

— Сравните слово с мягким знаком и без него. Какой буквой они различаются, каким звуком? Совпадает ли в словах количество звуков и букв? ( По мере проговаривания детьми ответов на поставленные вопросы открываются записи. )

— Сделаем вывод, где в слове пишется разделительный мягкий знак. ( В середине слова между согласной и гласной (е, ё, ю, и, я), не даёт образоваться слиянию, в этом случае между согласным и гласным звуком слышится мягкий звонкий звук [й’] ).

— Сформулируйте тему нашего урока.

(Разделительный мягкий знак)

— Какие учебные задачи мы перед собой поставим?

(Узнать, когда в словах пишется разделительный мягкий знак. Учиться писать слова с разделительным мягким знаком)

Работа по теме урока

— Откройте учебники на стр. 31. Прочитайте ещё раз название темы.

— На какой вопрос нам нужно ответить на уроке?

— Сделайте вывод: когда в словах пишется разделительный мягкий знак? (Если после согласного звука слышится звук (Й), а потом гласный звук, то пишется разделительный мягкий знак.)

3.Работа над правилом.

— Услышав слово, в котором пишется разделительный Ь — встань

Гроздья, пальто, шьёт, пьёт, ольха, Дарья, бульвар, Наталья, капелька, братья, сосулька, Ольга, светильник, ненастье, раздолье, ель

Закрепление изученного материала

— Прочитайте сведения о языке. Почему разделительный мягкий знак – это орфограмма?

Самостоятельная работа в парах по карточкам с последующей проверкой.

— Вспомним слова Мольера ( Жан-Бати́ст Покле́н).

— Что вы нового сегодня узнали?

— С какой буквой в словах мы сегодня работали? Чем она особенная?

— Какие роли выполняет в русском языке мягкий знак?

— В каких случаях в словах пишется мягкий знак — показатель мягкости согласных на письме, а когда разделительный мягкий знак?

— Что вам на уроке понравилось? Что особенно удалось?

— Какие задания показались трудными?

— Что вы получили от этого урока?

— За что могли бы похвалить себя? За что своих одноклассников?


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/660147

http://infourok.ru/konspekt_uroka_na_temu_pravopisanie_slov_s_razdelitelnym_myagkim_znakom_2klass-403582.htm