Урок русского языка в 5 классе «Правописание гласных падежных в окончаниях существительных в единственном числе»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока изучения нового материала. Содержит элементы повторения изученного ранее материала, подводит обучабщихся к самостоятельному выводу по изучакмой теме. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie.doc | 46 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
- повторить, систематизировать знания учащихся по теме «Склонение имен существительных»;
- формировать умение распределять имена существительные по склонениям;
- формировать умение правильно писать падежные окончания существительных;
- развить внимание и память учащихся;
- развить умение анализировать, рассуждать, делать вывод;
- воспитать интерес к урокам русского языка, любовь к слову.
Оборудование: презентация по теме урока.
- Организационный момент, вступительное слово учителя.
Прозвенел опять звонок,
Начинаем наш урок.
На себя вы посмотрите:
Вы по-разному сидите.
Если сжали кулачок,
Если руки на замок,
Значит, вы напряжены,
Безразличны и скучны.
Кулачки вы разожмите
И ладошки покажите.
Вот теперь готов наш класс.
В добрый путь и в добрый час!
Сегодня мы продолжим наше путешествие по сказочной стране Морфологии и городу Существителенску и вспомним, что такое склонение, будем учиться правильно писать падежные окончания существительных. Тема важная и нужная. Записываем число и тему урока.
- Актуализация ранее полученных знаний.
- Беседа с классом
- Что такое склонение?
- Сколько склонений вы знаете?
- Каким образом слова объединяются в склонения?
Ответ на последний вопрос можно найти в сказке.
- Прослушивание лингвистической сказки.
В городе Существителенске жили-были вельможи Существительные. Они говорили, что им подчиняются все, а они – никому. Но однажды в городе появился богатырь Склонение, который стал наводить там порядок. Королю Морфу это понравилось, и он решил назначить Склонение губернатором города. Склонение смело принялся за дело: Существителенск был разделен на три больших района. Губернатору помогали падежи, окончания и род. В первом районе поселились существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я; во втором районе – существительные среднего рода с окончаниями –о, -е и существительные мужского рода с нулевым окончанием: в третьем районе – существительные женского рода с нулевым окончанием. Вход в каждый район охраняет слово, которое помогает всем жителям района изменяться одинаково: земля (1 скл.), стол (2 скл.), степь (3 скл.).
- Сделайте вывод о том, на каком основании мы относим существительное к тому или иному склонению.
Послушаем продолжение сказки.
После расселения по разным районам существительные живут дружно, но иногда случаются неприятности: порой окончания и падежи проявляют коварство и пытаются запутать бедных жителей города. «Вредные» падежи – родительный, дательный и предложный. Но на помощь всегда приходят «волшебные» слова «земля», «стол», «степь»
- Задание: просклонять опорные слова «земля», «стол», «степь». Три ученика выполняют у доски, остальные – в тетради.
Конспект урока 5 класс правописание гласных в падежных окончаниях
5 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок-исследование
Цели урока:
1) научить правильному написанию падежных окончаний имён существительных в единственном числе; 2) научить выделять ключевые признаки орфограммы, составлять алгоритм действий и применять его; 3) уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний; 4) совершенствовать орфографические навыки учащихся; 5) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 6) формировать навыки исследовательской и коллективной работы.
Оборудование: компьютер, презентация №9, медиапроектор, экран (интерактивная доска), учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
— Мы знаем о падежах, склонении. Скажите, можно ли ошибиться в написании падежного окончания существительного? (предполагаемый ответ: можно)
— А какие буквы мы можем спутать?(-е и -и)
— Сегодня мы научимся писать правильно падежные окончания большинства существительных, причём сами найдёте опасные падежи, составите таблицу, а главное, составите алгоритм для правильного написания окончания. А потом мы вместе его проработаем и закрепим.
Тема нашего урока: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» (слайд 1).
Проверка домашнего задания
— Давайте повторим то, что узнали на прошлых уроках. Вставьте пропущенные слова: (слайд 2):
В русском языке … падежей (6)
Изменение слова по падежам называется … (склонением)
При склонении в слове изменяется обычно только …(окончание)
При склонении слова изменяется его … значение (грамматическое значение)
В русском языке … типа склонения (3)
Изучение нового материала
Постановка проблемного вопроса:
— Посмотрите на диалог двух учеников (слайд 3):
— У меня в тетрад и 12 листов.
— А в моей тетрадк е – 24 листа.
— Почему дети написали разные окончания? Как вы думаете, от чего это зависит? (от типа склонения и падежа)
— Сейчас вы займётесь исследованием и выясните, как правильно писать падежные окончания существительных и что для этого нужно знать.
Работа в группах
— Работать будете в группах, поэтому вспомним правила работы:
Внимание! Оцениваются ответы и культура работы группы. Все члены группы получают одинаковую оценку. Учитель может выбрать любого из группы для ответа на любой вопрос. Члены группы могут дополнять ответ. Будь уверен в себе. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Ответственность за конечный результат несёт каждый.
Задание № 1: просклоняйте по 2 слова с ударным окончанием каждого типа склонения: луна, земля (1 скл.), конь, окно (2 скл.), печь, степь (3 скл.) (слайд 4).
Задание № 2: в тетради составьте таблицу окончаний (обратите внимание на вариативность – и –ы)
Падеж | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Р.п. | -и (-ы) | — | -и |
Д.п. | -е | — | -и |
П.п. | -е | -е | -и |
Опорные слова | луна, земля | конь, окно | печь, степь |
Проверка – таблица на экране (слайд 5).
Дополнительный вопрос: почему в таблице именно эти падежи?
Какой вывод вы можете сделать: когда пишется в падежных окончаниях -е, а когда -и?
Задание №3: просклоняйте существительные на -ия, -ий, -ие: армия, санаторий, произведение (слайд 6).
Обратите внимание на окончания в родительном, дательном и предложном падежах. Какой вывод вы можете сделать? (слайд 6)
Задание № 4: — составьте алгоритм правильного написания падежного окончания существительного: 1 группа – полный алгоритм, 2 группа – с использованием слов-подсказок, т.е. слов с ударным окончанием (после обсуждения в группе к доске выходят по представителю от каждой группы и записывают 2 варианта алгоритма).
1. поставить слово в н.ф.
2. определить склонение
3. определить падеж
4. по таблице определить окончание
5. написать правильную букву.
1. поставить слово в н.ф.
2. определить склонение
3. подобрать опорное слово
4.поставить опорное слово в тот же падеж
5. написать окончание, как в опорном слове
— Молодцы! Вы настоящие исследователи! А теперь соберем воедино оба составленных алгоритма и получим алгоритм, которым и будем пользоваться сегодня на уроке (слайд 7).
Попробуйте рассказать правило по данному алгоритму.
Первичное закрепление
— упр. 530
Физкультурная минутка
Закрепление материала. Формирование знаний, умений и навыков
— Объяснительный диктант .
Вдоль дороги, около оранжереи, запах полыни, из поездки по Америке, первенство в соревновании, быть на лекции, по тропинке к станции, книги по истории, говорить о воспитании, спустился на парашюте, в огромно здании.
Подведение итогов урока
— Карточка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных» (Приложение 4).
Выставление оценок
-Как вы оцениваете вашу работу в группе?
Домашнее задание (слайд 8)
КАРТОЧКА
по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных»
Задание: вставьте пропущенные буквы в окончаниях существительных.
Это лето мы с товарищ .. м провели у моей бабушк .. в деревн .. . Деревня расположилась далеко от станц .. , на берегу узкой, но глубокой речк .. .
По утрам мы бегали к речк.. купаться. Разбежишься и ныряешь с берега прямо в воду. Во все стороны расходятся круги, летят брызги. Утки в испуг.. отплывают в камыш. Здесь они ждут, когда мы перестанем плескаться, возиться в вод.. .
Если на неб.. нет туч, мы ложимся на песок и с наслаждением греемся на солнце. После купан .. залезаем в густые заросл.. малины. Они растут у самой кромк .. воды.
Осенью мы расскажем ребятам о нашем беззаботном отдых .. .
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: » Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе».
27.02.16год. Русский язык. 5 класс.
Тема: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе».
Цель: выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Задачи: познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа, развивать логику мышления в работе по алгоритму «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных», развивать орфографическую зоркость, продолжить работу по обогащению словарного запаса детей, развивать умение пользоваться справочной литературой.(Фразеологическим словарём), воспитывать умение работать в группе, навыков работы в паре, воспитывать общечеловеческие качества: уважение, терпение, наблюдение.
Личностные: проявлять познавательный интерес к новым знаниям
Метапредметные: выполнять учебное задание в соответствии с целью, определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.
Предметные: осваивать содержание изучаемой орфограммы и алгоритм её использования. Применять при письме данное орфографическое правило.
Оборудование: карточки для работы в группах, для индивидуальной работы, учебник, ноутбук, проектор, презентация.
Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок.
Все задания сегодня
Выполняться будут в срок.
2. Актуализация знаний учащихся.
-Фронтальная работа с учащимися.
-Прочитайте слова на доске:
1 вариант 2 вариант
По травке Из вишни
-Определите части речи. Найдите и подчеркните безударные гласные, определите, в какой части слова они находятся.
Проверка учащихся у доски.
Вывод: Безударные гласные могут находиться во всех частях слова и необходимо знать правила их написания
-Как написать безударные гласные в суффиксе? В приставке? В корне? В окончании?
-Какая орфограмма была новой для нас?
-Кто сможет сформулировать тему урока?
-Чем являются эти словосочетания?
-Кто из вас сможет объяснить лексическое значение фразеологизмов?
-Если затрудняетесь, где можно посмотреть?
-Какое окончание вы выберете?
-В каком из имён существительных было легко определить окончание? В каком трудно? Почему?
-Какую же букву напишем в окончании «е» или «и»? Почему?
-Вы знаете один из способов проверки безударных окончаний имён существительных?
-Кто из вас знает, как ещё можно определить написание безударных окончаний имени существительного?
-Кто сможет сформулировать задачу урока?
а)Работа в группах.
-Для того чтобы решить эту задачу, необходимо разделиться на три группы.
Каждая группа получает карточку с инструкцией.
Гладить по шерсти.
Объясните их лексические значения (можно пользоваться словарем).
Найдите имена существительные с безударными падежными окончаниями.
Определите у данных существительных род, падеж, число.
Подумайте, почему разные окончания?
Докажите правильность ответа.
Задание для 2 группы.
Промок до нитки.
Гореть на работе .
Объясните их лексические значения (можно пользоваться словарем).
Найдите имена существительные с безударными падежными окончаниями.
Определите у данных существительных род, падеж, число.
Подумайте, почему разные окончания?
Докажите правильность ответа.
Задание для 3 группы.
2.Сравните падежные окончания имен существительных всех трех склонений.
3.Заполните таблицу ( окончания существительных в падежах)
В каких падежах имена существительные имеют одинаковые окончания?
Отчёт первой и второй групп о работе.
-Что надо знать, чтобы верно написать безударное падежное окончание в имени существительном?
-Какие же способы проверки падежных окончаний имён существительных?
-Откройте учебник, страница 113, упражнение 207.
-Сравните наш вывод с выводом учебника.
Вывод: Вы сами смогли сформулировать второй способ определения написания безударных падежных окончаний имён существительных.
Отчёт третьей группы о работе.
-Какое же окончание запишем во фразеологизме «ушки на макушк(е,и)»
б)Работа по учебнику.
Упражнение 535 – комментированное письмо. Фофонов Вадим
Упражнение 540- комментированное письмо. Чуркина Светлана.
Упражнение 542 – комментированное письмо. Вечкилев Николай
в)Работа по карточкам.
Задание на отметку “3”. (Толстухин Н, Щиров С, Сафронийчук Н, Каныгина Д, Макухин С)
Карточка. Вставьте пропущенные буквы.
Умение – в знани…, знание – в учеб…, учеба – в жизн…, жизнь – в борьбе.
Не в деньгах счастье, а в согласи… .
В хорошем сочетани… каждая буква – золото.
Кошк…– игрушки, мышк… – слезки.
Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк…
Задание на отметку «3» (Быстров К, Калугин П)
Вставить окончание, определить склонение имени существительного, указать падеж:
Качается на простор…(…), свисает с ветк…(…), на лапах ел…(…), отъехали от площад…(…), слетел с крыш…(…), подошел к кроват…(…), шел по дорог…(…), лежал на скатерт…(…)
Задание на отметки “4 и 5”. (Головко Р, Фофонова Я, Рыбенцев Н, Черников Д, Кравцова Я)
Карточка. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж.
О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок…, в ведомост…, в поговорк…, в пламен…, о тоннел…, на местност…
Мы ходили в лес.
Сколько там чудес!
Посмотрели вправо, влево.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.
6.Закрепление материала. (работа в паре по формированию умения и навыка).
а)Работа с презентацией.
б)Будем тренироваться в написании безударных падежных окончаний имён существительных.
Соедини слова левого столбика с фразеологизмами правого столбика
Мало Стоять поперек дорог(…)
Не давать свободы Капля в мор(…)
Хвалить Держать на привяз(…)
Вставьте пропущенные окончания. Докажи правильность ответа, указав склонение, падеж.
Игра «Получи пять». Учащиеся записывают верные падежные окончания имен существительных в три столбика.
-Соедини непрерывной ломаной линией окончания «е».
-Если у вас получилась «5», то вы молодцы! Если «5» не получилась -будем учиться на протяжении следующих уроков.
-Какая задача стояла перед нами?
-Говорят: «конец — делу венец», и мне хочется верить, что сегодняшний урок не только увлек вас, но и показал как интересно изучать русский язык, как много в нем тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться!
http://rusteacher.ru/uroki-russkogo-yazyka/82-urok-v-5-klasse-po-teme-pravopisanie-glasnykh-v-padezhnykh-okonchaniyakh-sushchestvitelnykh-v-edinstvennom-chisle
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-na-temu-pravopisanie-glasnih-v-padezhnih-okonchaniyah-suschestvitelnih-v-edinstvennom-1653609.html