Конспект урока 5 класс правописание не с глаголами по фгос

Разработка урока по русскому языку по теме «Не с глаголами» по ФГОС ( 5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
otk.urok_2014.docx36.57 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме:

Цель урока : расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами.

1. Обучающая -формировать умение грамотно писать глаголы с частицей не

2. Развивающая — развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную и письменную связную речь; работать над устойчивостью внимания; способностью анализировать материал.

3. Воспитывающая — повышение мотивации и интереса к изучению родного языка, развитие коммуникативных способностей, взаимовыручки, сотрудничества.

Методы : словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, эвристический, частично-поисковый.

Оборудование : медиапрезентация, дидактический материал, иллюстрации.

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент (2 мин.).

— Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами активно поработаем. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка и память.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в ответ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте ответ-сообщение.

1. Глагол — это . часть речи:

а) самостоятельная ; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. У глагола есть три времени: . . и . .

5. Спряжение глаголов — это:

а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в)изменение глаголов по временам

6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:

а) по падежам; б) по родам и числам в) по лицам и числам

7. В предложении чаще всего глагол бывает .
8. Глаголы………нашу речь.

* Молодцы, ребята! Большую роль в жизни человека играют пословицы. Недаром говорят: «Без пословицы не проживёшь». Прочитайте пословицы вслух. В них речь идёт о том, как не надо поступать, о неправильном поведении человека. Во всех пословицах есть одинаковая орфограмма, которую мы сегодня будем изучать. Какая?

  • Без пословицы не проживёшь
  • В чужом доме (не) указывают.
  • (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.
  • Лодырю всегда (не) здоровится.
  • Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

3 Постановка учебной задачи

Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографический признак глагола.

Тема нашего урока: Правописание НЕ с глаголами . (Учитель пишет тему урока на доске).

Открываем тетради, записываем дату и тему урока.

— Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

  • 1) расширить и углубить знания о…;
  • 2) учиться находить и правильно писать….;

Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами,

-Ребята, прослушайте грамматическую сказку «Сила любви». Попытайтесь сформулировать правило написания не с глаголами.

Грамматическая сказка «Сила любви»

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности… Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину)

-Попытайтесь сформулировать правило написания не с глаголами.

-_Знакомство с материалом учебника., стр 99. Запомните слова исключения: недоумевать, неволить, ненавидеть, негодовать, , недомогать, *неистовствовать, нездоровится….(на доске) –Обратите внимание на слово неистовствовать, значение слова вы можете посмотреть в толковом словаре на стр….

— А теперь давайте вернемся к пословицам. Какие в них есть глаголы с частицей НЕ?( Не проживёшь, не указывают, не хвали, нездоровится, не знать, не учиться). Давайте выпишем эти глаголы (проверка светофорами).

*Молодцы, ребята. Сегодня на уроке, как вы заметили, главный наш помощник-пословицы. Давайте поиграем, используя наших помощников. Я читаю начало пословицы, вы заканчиваете, используя глагол с частицей не (Игра «Найди словечко»)

1.Семеро одного (не ждут )2. Каши маслом ( не испортишь) 3. Кто не работает, тот (не ест). 4. За двумя зайцами погонишься, ни одного (не поймаешь). 5 После драки кулаками ( не машут) 6. Без труда ( не выловишь) и рыбку из пруда)7. Что написано пером (не вырубишь топором).

— А сейчас, ребята, я предлагаю вам заполнить таблицу, распределив слова на два столбика, работаете вы в парах. Конечно же, помощь и взаимовыручка приветствуется. Та пара, которая первой поднимет руку и правильно ответит на вопросы, получает отличные оценки. Я надеюсь, что вы все справитесь с заданием. Итак, начинаем.

1столбик – глаголы, в которых частица не пишется раздельно

2 столбик — глаголы, в которых не пишется слитно

глаголы, в которых частица не пишется раздельно

Конспект урока по теме: «Правописание частицы НЕ с глаголами», 5 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Правописание частицы НЕ с глаголами»

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС. В соответствии с ФГОС на уроке формируются четыре вида универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, познавательные, но особенно — РЕГУЛЯТИВНЫЕ.

Формирование основ любого умения может происходить только при самостоятельной работе. Отсюда следует, что основной формой работы ученика на уроке является системная самостоятельная работа. Задача учителя заключается в том, что работа каждого ученика должна быть успешной, чтобы каждый ученик получал удовольствие от преодоленной им трудности.

1) формировать навык правописания НЕ с глаголами;

2) познакомить с глаголами-исключениями;

3) уметь с помощью развёрнутого алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами;

4) обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.

Тип урока : урок-практикум

Правописание НЕ с глаголами.

Прозвенел звонок в срок…

Все готовы начать урок?

Все ль на месте?

Учебник Львовой и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

За учителем следят?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в рассказ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ-сообщение. Будьте внимательны — не ко всем вопросам вам предложены варианты ответов. В некоторых из них вам необходимо будет самостоятельно написать ответ. На выполнение этого задания вам дается 4 минуты.

1. Глагол — это . часть речи:

а) самостоятельная ; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. У глагола есть три времени: . . и . .

5. Спряжение глаголов — это:

а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в)изменение глаголов по временам

6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:

а) по падежам; б) по родам; в) по лицам и числам

7. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью .

8. В предложении чаще всего глагол бывает . и образует с подлежащим . .
9. Глаголы………нашу речь.

Я доволен(льна)……………….(очень, не очень) тем, как справился с заданием.

Мобилизующий этап. На доске написаны пословицы:

(Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

В чужом доме (не) указывают.

(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

Лодырю всегда (не) здоровится.

— Прочитайте пословицы вслух. Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой. (Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).

2. Формулирование темы и целей урока.

Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографический признак глагола.

Тема нашего урока: Правописание НЕ с глаголами. (Учитель пишет тему урока на доске).

— Открываем тетради. записываем дату и тему урока.

— Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

1) расширить и углубить знания…;

2) учиться находить и правильно писать….;

3) уметь с помощью алгоритма применять правило. .

Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами, уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.

А теперь давайте вернемся к пословицам. Какие в них есть глаголы с частицей НЕ?

Не откладывай, не указывают, не хвали, нездоровится.

— Что вы уже знаете, помните о правописании НЕ с глаголами?

— Распределите все глаголы на 2 группы. Каким принципом будете руководствоваться при распределении глаголов?

— Напишите эти глаголы в два столбика с частицей НЕ, выделив орфограммы.

НЕ откладывай НЕздоровится

Назовите глагол, который без частицы НЕ не употребляется . (нездоровится).

Как надо писать частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются? (частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются, надо писать слитно).

Такие глаголы составляют исключения. Без частицы НЕ эти слова не употребляются. Правописание этих слов нужно запоминать.

Чтение правила в учебнике на с. 98. Выстроим алгоритм рассуждений при написании частицы не с глаголами.

Существует ли такое слово в русском языке? Да. Если слово в русском языке употребляется без частицы не, пишем раздельно.

Существует ли такое слово в русском языке? Нет. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не, пишем слитно.

Обобщите наши рассуждения и сформулируйте правило о правописании НЕ с глаголами.

А сейчас потренируемся. Будем работать с сигнальными карточками. Я буду читать предложения и словосочетания, в которых есть глаголы с НЕ, а вы должны поднять нужную карточку вверх. (Слитно — синяя карточка, раздельно — белая). Работаем по алгоритму. Но прежде, чем мы приступим к выполнению этого задания, продолжите предложение:

Задание на самоанализ

Чтобы выполнить задание, мне необходимо .

Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу говорить, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю, в решете воды не удержать, невзлюбил я эту собаку за ее злость, не знать правило, не сочувствовать другу, новых друзей наживай, а старых не забывай.

Работа выполняется с комментированием.

Закрепление изученного материала.

Продолжим работу по правописанию НЕ с глаголами и разговор о правильном поведении. Для этого вновь обратимся к фольклору. Прочитаем пословицы.

Сформулируйте к ним задание в соответствии с темой нашего урока. ( Надо написать пословицы, в которых речь идет о поведении человека и в которых есть глаголы с частицей НЕ, раскрыть скобки и подчеркнуть изучаемую орфограмму).

Вперед людей (не) забегай, и от людей (не) отставай.

В чужом доме (не) будь приметлив, а будь приветлив.

Через порог руки (не) подают.

От учтивых слов язык (не) отсохнет.

Зазнайство (не) возвышает, а унижает.

Расскажите ту часть правила о написании НЕ с глаголами, которая соответствует выполненному упражнению.

— Прочитайте упражнение. К словам и фразам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу глаголы из правого столбика. Написать полученные предложения, раскрывая скобки. Изучаемую орфограмму подчеркнуть.

Сомневаться, удивляться (НЕ) истовствовать

Возмущаться, выражать крайнее неудовольствие (НЕ)навидеть

Испытывать чувство сильной вражды, ненависти (НЕ)годовать

Проявлять безудержную ярость, буйство (НЕ)доумевать

Болеть, плохо себя чувствовать (НЕ)домогать

Образец: принуждать, заставлять делать что-нибудь против воли, желания – неволить.

— Как написали глаголы с частицей НЕ? Почему?

— Таким образом, вы записали себе те глаголы, которые составляют исключения и пишутся с НЕ слитно, так как без частицы не употребляются.

— Обратите внимание, что, выполнив правильно это задание, мы с вами дали объяснение, раскрыли ЛЗ каждого глагола.

Расскажите ту часть правила о написании НЕ с глаголами, которая соответствует упражнению.

— Перед вами на партах лежат розовые листочки с предложениями. Прочитайте эти предложения и внимательно рассмотрите таблицу. Подсчитайте, сколько глаголов с НЕ в каждом предложении и проставьте цифры в таблице.

А в каком порядке вы напишите предложения, чтобы получился целый связный текст? (3,4,1,5,2).

— Какова основная мысль этого текста? (Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большей степени от его совести).

Запишите готовый текст, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.

2. Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.

4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.

5. На работе (не) схалтурит.

Количество глаголов с НЕ

Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки. Задание: соедините пословицы стрелками и обозначьте в глаголах изучаемую орфограмму.

Работа с пословицами в парах:

Кто (не) работает,

и рыбку из пруда.

Без труда (не) вытащишь

Врагу (не) кланяйся,

для друга жизни (не) жалей.

топором (не) разрубишь.

Крепкую дружбу и

Тот того и (не)навидит.

Кто кого обидит,

Коли (не) здоровится.

После выполнения дети сверяют с правильными вариантами. Правильный вариант на доске. Исправляют свои ошибки зелёной ручкой. Ставят себе оценку. У кого нет ошибок, ставят себе 5, у кого одна — две ошибки — 4, у кого три-четыре — 3, у кого больше четырех — 2.

— Наш урок подошёл к концу.

— Над какой темой мы сегодня работали?

— Чему мы научились?

— Какой алгоритм составили?

Устная работа «Закончи предложение»

1. Сегодня мы узнали о …

2. Теперь я могу…

4. Мне было трудно…

5. Своей работой я …

Д/З: составьте и напишите памятку поведения в общественных местах из 6-7 пунктов, употребляя в предложениях глаголы с частицей НЕ (чтобы писалась слитно и раздельно).

Правила поведения на улице.

В общественном транспорте.

Например: Бегай в парке только по дорожкам, не бегай по газонам.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 337 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 747 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 322 человека из 66 регионов

  • Зверева Елена АлександровнаНаписать 4165 28.11.2017

Номер материала: ДБ-908349

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    28.11.2017 407
    28.11.2017 132
    28.11.2017 823
    27.11.2017 1154
    27.11.2017 455
    27.11.2017 377
    27.11.2017 1776
    27.11.2017 452

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку

Время чтения: 1 минута

В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока русского языка «Правописание НЕ с глаголами» (5 класс)

Конспект урока русского языка в 5 классе «Правописание НЕ с глаголами» построен в технологии развивающего метода и соотносится с требованиями системно-деятельностного подхода к обучению. В разработке урока даны ссылки на учебник русского языка для 5 класса под редакцией М.М.Разумовской.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка «Правописание НЕ с глаголами» (5 класс)»

Конспект урока русского языка

«Правописание НЕ с глаголами» (5 класс)

Тип урока: открытие нового знания.

повторить усвоенный теоретический материал о глаголе как части речи и написании НЕ с глаголами (курс начальной школы);

первичное введение правила «Слитное написание НЕ с глаголами».

развивать умение работать самостоятельно;

развивать умение кодировать большой объем информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения.

воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

умение слушать другого человека, проявлять активность при решении задачи, аргументировать свою точку зрения.

умение использовать речь для регуляции своей деятельности, вносить необходимые коррективы в действие после оценки другими людьми.

умение формулировать общую цель и пути ее достижения, проявлять активность для решения коммуникативной задачи, вести устный диалог.

умение использовать общие приемы решения заданий, строить сообщение в устной форме, самостоятельно формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи, создавать алгоритм задания.

(В руках у учителя гвоздь). Зачем на уроке русского языка гвоздь?

Введение темы урока.

Прочитайте запись. Можно ли назвать её текстом? Почему?

Враг вступает в город,

Пленных не щадя, —

Оттого что в кузнице

— Восстановите пропущенные слова и определите тему и основную мысль текста.

Гвоздь и подкова

НЕ было подковы, —

Враг вступает в город,

Пленных не щадя, —

Оттого что в кузнице

Самуил Маршак, 1946

(Старая мудрая английская песенка в переводе Маршака является для меня одной из самых любимых. Она значит то, что любое, даже самое грандиозное дело, можно загубить из-за одной незначительной мелочи).

— А теперь вы сможете сформулировать тему урока (НЕ с глаголами)

— Что обозначает эта частица? (запрет на действие)

Действительно, как без маленького гвоздика в подкове город пал под натиском врага, так и это слово-малышка может натворить всяких бед и неприятностей.

— Представим, что вы не умудрённые опытом школьной жизни пятиклассники, а капризные дети. Сейчас я назову глаголы в утвердительной форме, а вы изобразите их голосом капризного ребенка в отрицательной форме.

Буду – не буду!
Могу – не могу!
Хочу – не хочу!
Стану – не стану!

— Как звучат эти глаголы? А как писать?

Постановка учебной задачи.

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (коммуникативные)

Общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы (познавательные)

Наверняка, скажете: НЕ с глаголами пишется раздельно. Тогда зачем изучать тему? Где здесь орфограмма (выбор написаний)?

— Предположите, какие ещё написания глагола с НЕ возможны? (раздельно и слитно)

— Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

1) расширить знания…

2) учиться правильно писать….;

3) уметь с помощью алгоритма применять правило.

Итак, главный вопрос: всегда ли НЕ с глаголами пишется раздельно (когда раздельно, когда слитно)

Построение проекта выхода из затруднения.

Формируемые УУД:
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (познавательные).

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (коммуникативные).

Планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательность необходимых операций (алгоритм действий) (регулятивные).

— Ответить на главный вопрос урока нам поможет грамматическая сказка «Сила любви» (сказка спроецирована на доске):

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю!», а она ему: «Не люблю!». Он признавался: «Верю!», а она ему: «Не верю!».

Частица НЕ никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.

— Вам понравилась сказка?

— Выделите в сказке все глаголы с НЕ. На какие группы можно разбить эти глаголы?


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-pravopisanie-chastici-ne-s-glagolami-klass-2330261.html

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-russkogo-iazyka-pravopisanie-ne-s-g.html