Конспект урока 5 класс правописание не с именами существительными 5 класс

Конспект урока в 5 классе на тему «Не с именами существительными»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Конспект урока в 5 классе на тему «Не с именами существительными»

Скачать:

ВложениеРазмер
ne_s_imenami_sushchestvitelnymi.doc83 КБ
ne_s_imenami_sushchestvitelnymi.ppt314 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание НЕ с именами существительными

  1. Ознакомление с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными; различением НЕ как частицы, приставки, части корня; проверкой правописания существительных с не, подбирая синонимы, антонимы; нахождением противопоставления.
  2. Формирование умения и навыков. Первичная отработка применения знаний на практике.

— Стимулирование познавательной мотивации учащихся.

— Развитие активной мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, обобщать, аргументировать, доказывать, делать выводы).

— Совершенствование внимания, памяти, речи.

-Развитие орфографической зоркости.

-Развитие творческих способностей.

-Развитие активности учащихся.\

-Вызвать заинтересованность в получении знаний.

-Пробудить любознательность, готовность решать задачи самостоятельно.

-Создать уверенность в успехе.

-Формировать нравственные ценности жизни учащихся.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя. (Тема на доске)

Сегодня у нас урок изучения новой темы. Мы будем заниматься общим делом: решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов. Ведь, по утверждению Льва Николаевича Толстого, «слово — дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». (Эпиграф урока).

  1. Актуализация опорных знаний.

Прежде чем приобретать новые знания, давайте вспомним, что мы уже знаем о существительном?. Начну я. Существительное — это самостоятельная часть речи. А теперь — покажите вы мне свои знания.

Постановка проблемы. Формулировка темы и цели урока.

Ознакомление с таблицей, которую следует заполнить

Объяснение нового материала(на слайде)

У (не)ряхи в квартире –(не)настье, У (не)вежды – (не)лепость в уме. (Не)приятель несёт лишь (не)счастье, Тайный (не)друг опасней вдвойне.

Как вы понимаете смысл этого стихотворного текста?

Какие человеческие качества осуждает здесь не ? А как правильно написать слова с не ? Ваши предположения?

На экране –правильный вариант. Учащиеся записывают текст.

У неряхи в квартире –ненастье, У невежды –нелепость в уме. Неприятель несёт лишь несчастье, Тайный недруг опасней вдвойне.

Работа с первыми двумя строчками

Попробуйте прочитать слова, отбросив не . Где при этом нарушается смысл? Каков ваш первый вывод?

Примечание: заполняются графы только после выводов, сделанных учащимися.

Прочитаем две последние строки и подумаем, как можно заменить существительные здесь. Каков же следующий вывод?

Какая цель в исследовании темы пока не достигнута?

Когда же существительные с не пишутся раздельно?

Рассмотрите следующие предложения. (На экране)

1.Не врагом, а союзником Руслана был финн. 2. Не любовь к брату, а зависть таил в своём сердце Черномор . 3.Нет, не смелость проявил в поисках Людмилы Фарлаф. 4. Нет, не любовь к Людмиле позвала его в путь.

О каком произведении здесь идёт речь? Проанализируйте два первых предложения. Почему ваше внимание акцентируется на союзе а ? Как оформить это наблюдение в таблице?

Рассмотрите два последних предложения. Какой вывод сделаете теперь?

Запишите его в таблице.

1) не употребляется без не.

2) можно заменить синонимом.

2) ярко выражено отрицание ( нет)

Как будем рассуждать при выборе правильного варианта? (Слитно: без не смысл потерян , ищем синоним ; раздельно: ищем союз а или отрицание).

Знакомство с алгоритмом

(на основе алгоритма проверяем написание НЕ в следующих предложениях)

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Не бросай друга в несчастье.

Гимнастика для глаз, физкультминутка.

Проведём гимнастику для глаз.

Прослушайте внимательно стихотворение, в нём рассказывается о словах, которые без НЕ не употребляются. По ходу моего чтения, как только вы услышите слова, которые без НЕ не употребляются в нашей речи, вы должны открыть глаза. Итак, закрываем глазки и оказываемся в удивительной стране, о которой рассказал нам в своём стихотворении Б.Заходер.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением.

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всём была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная.

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Глазки наши отдохнули, теперь продолжим урок.

Словарный диктант с комментированием

Ненастье, незнакомец, неряха, нелепость, незабудка, небылицы

  1. Почему так пишется НЕ?
  2. Чем в таких словах является НЕ?

Вывод 1. Не с любыми словами пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется. НЕ в них – часть корня.

  1. Чем является НЕ, когда пишется со словами раздельно?

— НЕ является частицей.

  1. Какое значение имеет частица НЕ?

— Частица НЕ имеет отрицательное значение.

  1. Образуются ли с помощью частицы НЕ новые существительные?

-Новые слова не образуются, отрицаются исходные.

Вывод 2. Слова не употребляются с приставкой не-. Рядом с ними может быть только частица НЕ. Новое слово не образуется.

Правда, счастье , друг

-От данных существительных образуйте с помощью приставки НЕ новые существительные.

  1. Какой смысл придает новым словам приставка НЕ? Как можно назвать образованные слова?

— Противоположное значение. Новые слова-антонимы.

Вывод 3. Существительное с приставкой НЕ образует новое слово – антоним исходному.

  1. Чем можно заменить существительное, образованное с помощью приставки НЕ?

Неправда (ложь). Несчастье (горе), Нездоровье (болезнь)

Работа в парах (по карточкам) — даны слова в 2 столбиках, найдите соответствия:

Самопроверка по цепочке. Как одним словом можно назвать записанные пары слов? (синонимы). Так какие слова называются синонимами?

Продолжим исследование изучаемой орфограммы по учебнику – теория

Запишем данное предложение и подчеркнем противопоставление с союзом а.

Он не друг , а просто знакомый. .

Вывод 4. НЕ с существительным пишется раздельно, если есть противопоставление.

Кто быстрее? Выпишите предложения, в которых употребляется существительные с частицей НЕ при наличии противопоставления.

1). (Не)везение преследовало меня. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам. 2).(Не)искренность чувствовалась в его словах. Подкупала (не) искренность девочки, а ее простота.

  1. Не везение , а труд и настойчивость приведут к успехам.
  2. Подкупала не искренность девочки, а ее простота .

Сгруппируйте предложения согласно 4 выводам темы. Докажите: слитно или раздельно. (раздаточный иатериал)

1.(Не)везение преследовало меня. 2. (Не)вежда –это (не)уч, мало знающий человек. 3. (Не)вежа тот, кто позволяет себе грубость. 4. Это (не)ошибка. 5. (Не)удача привела спортсмена к победе, а упорные тренировки. 6. Самообладание (не)помеха, а залог успеха. 7. Каждая (не)удача прибавляет ума.

1.Учащиеся фронтально объясняют написание. Обозначают НЕ как часть корня, приставку, частицу.

2. Самопроверка и исправление ошибок (для слабых учащихся).

  1. 4. Упражнение 4. Творческий диктант (для тех, кто успел исправить все допущенные ошибки).

1. Кто быстрее назовет диктуемые учителем сочетания синонимами с НЕ?

  1. Дождливая, пасмурная погода.
  2. Отсутствие знаний, некультурность.
  3. Рассеянность, отсутствие внимания.
  4. Необразованный, невежественный человек.
  5. Плен, рабство.
  6. Болезненное состояние.
  7. Возмущение, крайнее недовольство.
  8. Отсутствие желания.
  9. Чувство сильной вражды и отвращения
  10. Вымысел, лживое сообщение.
  11. Грубый, невоспитанный человек.
  12. Отсутствие сведений.

Запись предложений с доски. Задание: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы.

1) Рыбаки ужинали, щёлкали орехи, рассказывали были и (не)былицы.

2) О, если б мое (не)счастие было только в безденежье, я бы благословил свою судьбу!

4) Нет, это (не)Енисей.

Проверка: один из учеников выходит к доске и правильно оформляет данные предложения.

  1. .1. Обобщение теоретических сведений.

Достигли ли мы целей урока?

Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Чем может быть НЕ?
  2. Назовите условия слитного написания НЕ с существительными.
  3. .Назовите условия слитного написания НЕ с существительными.
  1. .2. Рефлексия.
  1. .3.Выставление отметок
  2. Домашнее задание. П.42, упр.313

Конспект урока русского языка в 5 классе » Правописание НЕ с существительными»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: Правописание НЕ с именами существительными

Предметные: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными;

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования условий написания не с именами существительными

Личностные : Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов

1.Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. На слайде (СЛАЙД 1) перед вами слова: У, всё, получиться, нас, сегодня. Составьте из этих слов предложение. (СЛАЙД 2) Сегодня на уроке мы с вами будем работать под этим девизом.

Проверка домашнего задания: Упр. 308 (устно)

— Запишите число и классная работа, оставьте 1 строку для записи темы урока.

— Запишите слова в творительном падеже ед. числа.

Плечо, нож, ситец, ноша, разница, бахча, парча, куча, стужа, пейзаж, платьице, пальтецо, плющ, врач, луч, перец, кирпич, блюдце.

Проверяем на (СЛАЙД 3)

2.Актуализация знаний , пробное учебное действие и фиксация затруднений в деятельности. Определение темы и задач урока.

(СЛАЙД 4) Чтение загадки (стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…»)

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас,-

Создаю проблемную ситуацию :

— К какой части речи относятся слова, дающие названия зверям, предметам, вещам?
— Вспомните определение этой части речи.

-О чем мы будем говорить на уроке? (продолжаем изучать существительные)

А теперь посмотрите на слайд, прочитайте предложения:

1)Говорить (не)правду бесчестно.

2)Нас задержала (не)погода, а долгие сборы.

3)Этот (не)вежда ничего не знает.

4)Настоящие друзья познаются в (не)счастье.

5)(Не)забудки привлекают (не)запахом, а нежностью и красотой.

6)От (не)доумения он даже рот раскрыл.

-К какой части речи относятся слова со скобками? (сущ-е) Что означают эти скобки? (сущ-е пишутся слитно или раздельно). Выпишите слова со скобками в два столбика (слитное и раздельное написание с НЕ). Всё ли у вас получилось? ( Нет.) Так о чем конкретно мы будем говорить на уроке?

— Сформулируйте тему урока.

Тема нашего урока… «Правописание НЕ с именами существительными».

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

— Давайте определим цель урока. Чему вы должны научиться?

Сегодня мы должны с вами научиться… распознавать, когда НЕ пишется слитно, а когда – раздельно с сущ. (запись темы урока).

Чтобы найти ответ на вопрос, надо понаблюдать за словами в предложении и сделать вывод.

— Открываем тетради, записываем тему урока. (СЛАЙД 6)

4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

— А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос: «При каком условии НЕ с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?»

5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания.

Исследовательское задание (1группа)

1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос: «При каком условии НЕ с существительными пишется слитно, а при каком – раздельно?»

2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй — раздельно?

Впереди был неприятель (враг).

Друг познаётся в несчастье (беде).

От недоумения он даже рот раскрыл. (нет слова доумения)

Он тебе не приятель, а враг.

Не счастье, а беда подстерегала путников.

3. В случае затруднения воспользуйся учебником и прочитай правило.

Исследовательское задание (Группа 2 повышенный уровень сложности)

1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос: «При каком условии НЕ с существительными пишется слитно, а при каком — раздельно?»

2.Для этого исследуй примеры и выясни, когда не с существительными пишется слитно, а когда – раздельно?»

Говорить неправду (ложь).

Нас задержала не погода, а долгие сборы.

Этот невежда ничего не знает. (нет слова вежда)

Настоящие друзья познаются в несчастье (беде).

Незабудки привлекают не запахом, а нежностью и красотой.

— А представьте себе такой разговор между двумя приятелями из 5 класса после каникул, которые вы ждёте с нетерпением:

— Ты был в зоопарке?

Оказывается, такого слова нет, так как нет такого животного; нет слов «нешкола», «нестол», «неответ», потому что такими словами не обозначают реально существующие вещи, предметы, качества, действия. Нет антонимов у слов стол, кровать, книга, собака и др.

НЕ вносит отрицание – пишем раздельно. Не слон! (НЕ – отрицание)

3. В случае затруднения воспользуйся учебником и прочитай правило.

Заполни таблицу: (учащиеся выходят к доске и самостоятельно заполняют таблицу)

Проверяем: (слайд 7)

1. Без НЕ не употребляется (невежда)

1. Есть противопоставление с союзом А

Есть синоним (неправда — ложь).

НЕ является отрицанием (не слон)

6. Первичное закрепление нового знания с комментированием во внешней речи. (На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия ( фронтально , в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.)

— А сейчас давайте вернёмся к нашему заданию в начале урока и выполним его правильно. (Устно по цепочке) (СЛАЙД 8)

УПР. 310 (2 человека у доски, остальные в тетрадях) Далее проверяем выполнение упражнения (ученики, при необходимости, вносят свои замечания к записям одноклассников на доске, затем оценивают его работу).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (СЛАЙД 9)

Раскройте скобки и запишите слова правильно:

(не)точность, а приблизительность

(не)грамотность, а глупость

ПРОВЕРЯЕМ: (СЛАЙД 10)

не точность, а приблизительность

не грамотность, а глупость

8. Включение в систему знаний и повторение. (СЛАЙД 11)

Запишите предложения и вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы:

1) Рыб…ки уж…нали, щёлкали орехи ра…сказывали были и (не)былицы.

2) О, если б мое (не)счастие было только в бе…денежье, я бы бл…гословил свою судьбу!

3) Нет, это (не)Енисей.

4) Сашка г…ворил (не)правду а ложь.

5) Ур…нить шапку в лужу – разве это (не)счастие?

ПРОВЕРЯЕМ: (СЛАЙД 12)

1) Рыбаки ужинали, щёлкали орехи, рассказывали были и небылицы.

2) О, если б мое несчастие было только в безденежье, я бы благословил свою судьбу!

3) Нет, это не Енисей.

4) Сашка говорил не правду, а ложь.

5) Уронить шапку в лужу – разве это несчастие?

Тренинг “Понятно – непонятно”.

Каждый ученик получает карточку с примером на изученное правило. Он должен объяснить правописание данного слова, назвать условие слитного либо раздельного написания не с именем существительным.

Устная работа идет по цепочке. Справившийся с задачей ученик кладет свою карточку в коробку с надписью “Понятно”. Тот, кто не усвоил материал, молча кладет свою карточку в коробку с надписью “Непонятно”. С анализа примеров, сложенных в коробку “Непонятно”, начнется следующий урок русского языка.

(не)собака, (не)воля, (не)домогание, (не)видимка, (не)былица, (не)настье, (не)здоровье, (не)птица, (не)правда, а ложь, (не)годование, (не)внимательность, а рассеянность, (не)ряха, (не)приятель, а знакомый, (не)счастье.

Домашнее задание: (СЛАЙД 13) подготовить устное высказывание о слитном и раздельном написании не с существительными, выполнить упр.311 или 315на выбор. Прочитать теорию на стр. 26.

Найдите неверное утверждение:

Не с существительными пишется слитно:

Если существительное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ;

Если предложении есть противопоставление с союзом А.

Выберите слова, которые без НЕ не употребляются:

(не )годование 2. (не)внимательность 3. (не)вежа

4. (не)грамотность 5. (не)вольник 6. (не)забудка

Выберите в каждой строке лишнее слово:

а) ненастье б) нелепость в) несчастье г) небрежность

а) недоверие б) незнайка в) невежда г) невежа

Выберите примеры раздельного написания НЕ с существительными:

1. (Не)грамотность – признак некультурного человека.

2. (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

3. (Не)счастье спутало все наши планы.

4. В решении задачи была допущена (не)точность.

5. (Не) погода, а усталость заставила нас сделать привал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 321 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 741 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 320 человек из 66 регионов

  • Хомченко Светлана АнатольевнаНаписать 3781 12.11.2017

Номер материала: ДБ-855133

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    12.11.2017 1442
    11.11.2017 318
    10.11.2017 911
    10.11.2017 592
    10.11.2017 843
    09.11.2017 480
    09.11.2017 726
    09.11.2017 384

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035

Время чтения: 1 минута

Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России будет введена должность советника директора по воспитанию

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок русского языка в 5-м классе «Правописание НЕ с именами существительными

Цели урока.

  • Помочь освоить содержание орфографического правила “Слитное и раздельное написание не с именами существительными” и алгоритма его использования.
  • Развивать речемыслительные способности учащихся.
  • Через освоение содержания орфографического правила формировать метапредметные учебные умения:
    • умение адекватно воспринимать устную и письменную речь (на этапе словарного диктанта, взаимопроверки);
    • умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем (на этапе взаимопроверки, итогового обобщения);
      • умение формулировать проблему, строить логическую цепь рассуждения (на этапе анализа языкового материала словарного диктанта, заполнения лингвистической таблицы);
      • умение извлекать необходимую информацию из различных источников (на этапе работы с толковым и этимологическим словарями);
      • способность к преобразованию информации (на этапе работы с лингвистической таблицей); умение осуществлять самоконтроль, самооценку (на этапе обобщения).

      Этапы урока.

      • Организационно-мотивационный (необходимо настроить детей на работу);
      • Актуализация знаний, осознание их недостаточности;
      • Анализ языкового материала, первые выводы. Работа с двумя видами словарей.
      • Анализ теоретического материала учебника, преобразование схемы в таблицу (переработка материала). Освоение алгоритма использования орфографического правила.
      • Рефлексия.

      1. Организационно-мотивационный этап.

      Традиционно приветствуем друг друга, затем записываем на доске и в тетрадях число, словосочетание “Классная работа”.

      Затем ученикам предлагается разгадать два ребуса. (Это традиция). Отгаданные слова будут использованы на одном из этапов урока.

      2. Актуализация.

      О том, как пишется не с глаголами, ребята уже знают. И на дом им было задано повторить это правило.

      Предлагаю написать небольшой словарный диктант на данное орфографическое правило (так называемая “орфографическая пятиминутка”), но при этом включаю в содержание диктанта не только глаголы, но и существительные.

      Один из учеников пишет диктант на доске, остальные – в тетрадях, по окончании обмениваются работами с соседями по парте (взаимопроверка).

      Желающие комментируют написанное на доске и в тетрадях своих одноклассников. Возникает спор: “Как писать неволя, ненастье? Почему?”.

      Дети ощущают недостаточность знаний, желание заполнить пробел.

      На этом этапе, уже понимая, чего мы хотим от данного занятия, формулируем тему урока и записываем ее в тетрадь. (“Правописание не с именами существительными”)

      3. Работа с языковым материалом.

      Прежде чем начать исследование, задаю вопросы:

      – В какой форме можно записать полученную информацию по теме урока?

      (Ответы: в форме схемы, таблицы, плана)

      – Если выберем таблицу, то сколько в ней будет столбцов и почему?

      (Ответы разные, но в конце концов выясняем, что два, т.к. существует только два варианта написания не с именами существительными)

      Расчерчиваем таблицу на доске и в тетрадях, формулируем названия столбцов.

      Далее ученикам предлагается образовать имена существительные от следующих глаголов: ненавидеть, негодовать, недоумевать. (Вспоминаем, что эти глаголы пишутся слитно, так как без не не употребляются)

      После обсуждения один из учеников записывает на доске:

      – Почему данные имена существительные вы написали слитно.

      – Предполагаемый ответ учащихся:

      – Так как данные имена существительные также без не не употребляются.

      Подводим первый итог:

      – Мы сформулировали первый пункт орфографического правила. Давайте отразим то, что мы узнали, в нашей таблице.

      Возникает такая запись:

      Не пишется слитноНе пишется раздельно
      1. Если слово без не не употребляется: ненависть негодование недоумение

      – Ребята, а теперь вернемся к нашему орфографическому диктанту. Какие слова из него подойдут в качестве примеров к этой части правила?

      – Верно. Вы можете их тоже записать в таблицу. Теперь мы смело можем объяснить и правописание таких слов, как невежда и невежа. Отличаются ли они по значению? Где мы можем прочитать о значении этих слов?

      – В толковом словаре.

      – Давайте обратимся к толковому словарику. (Приложение № 3 к учебнику Львовой)

      Кто первым подскажет нужную нам страницу?

      4. Работа со словарями.

      Ученики находят и зачитывают толкование слов невежа и невежда, сравнивают с собственными формулировками. Учитель задает вопросы:

      – В какой басне И.А.Крылова вы встречали слово невежда?

      – А где можно столкнуться с невежей?

      – А теперь, ребята, вернемся к словам, зашифрованным в ребусах. Можно ли эти слова написать раздельно с не? Может быть, кто-нибудь их записал раздельно?

      А вы знаете, что те слова, которые сейчас не употребляются без не, когда-то писались с этой частичкой раздельно?

      В том числе имена существительные невеста, неделя.

      – К какому источнику информации можно обратиться, чтобы узнать о происхождении этих слов?

      – К этимологическому словарю.

      – Так давайте же обратимся к этимологическому словарику (Приложение № 3 к учебнику Львовой) и найдем информацию о происхождении слов невеста, неделя.

      Снова подводим итог.

      Работа с толковым и этимологическим словарями помогла нам не только углубиться в значения слов, но и понять, почему они ТАК пишутся с точки зрения орфографии.

      5. Работа с учебником.

      Анализ теории, данной в учебнике С.И.Львовой, с целью освоения условий слитного и раздельного написания не с именами существительными.

      – Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 80 (параграф № 57). Перед вами теоретический материал по нашей с вами теме, представленный в виде схемы. Найдите и прочитайте ту часть теории, которую мы уже освоили.

      (Один из учеников читает ту часть материала, в которой говорится о правописании имен существительных, не употребляющихся без не).

      При каких еще условиях не с именами существительными пишется слитно? Отвечайте, опираясь на схему учебника.

      Если к существительному можно подобрать синоним без не.

      Запишем наше “открытие” в таблицу.

      Не пишется слитноНе пишется раздельно
      1. Если слово без не не употребляется: ненависть негодование недоумение

      2. Если слово можно заменить синонимом без не:

      – Предлагаю вам снова вернуться к нашему орфографическому минимуму, который мы писали в начале урока. Как можно объяснить правописание слова неволя? (Ребята подбирают синонимы, синонимичные словосочетания тюрьма, отсутствие свободы, заточение.)

      Продолжаем работу с учебником.

      – При каких условиях не с именами существительными пишется раздельно?

      Заканчиваем заполнение таблицы.

      Не пишется слитноНе пишется раздельно
      1. Если слово без не не употребляется:

      2. Если слово можно заменить синонимом без не:

      1. При чистом отрицании:

      2. При наличии противопоставления союзом а.

      Тренинг “Понятно – непонятно”.

      Каждый ученик получает карточку с примером на изученное правило. Он должен объяснить правописание данного слова, назвать условие слитного либо раздельного написания не с именем существительным.

      Устная работа идет по цепочке. Справившийся с задачей ученик кладет свою карточку в коробку с надписью “Понятно”. Тот, кто не усвоил материал, молча кладет свою карточку в коробку с надписью “Непонятно”. С анализа примеров, сложенных в коробку “Непонятно”, начнется следующий урок русского языка.

      Не поехал домой, не могу спать, ненавидеть войну, невзлюбил меня, настоящий неряха, жить в неволе, осеннее ненастье.


      источники:

      http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-pravopisanie-ne-s-suschestvitelnimi-2277072.html

      http://urok.1sept.ru/articles/611167