Конспект урока 6 класс правописание гласных и согласных в морфемах

урок
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

урок по русскому языку 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_7_oktyabrya.docx37.98 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание гласных и согласных в морфемах. Повторение изученного в 5 классе.

Цели:актуализировать знания учащихся, развивать орфогрфические умения и навыки, воспитание любви к родному краю.

Оборудован ие : использование ИКТ

  1. Организационный момент.
  2. Проверка дом. Зад. Упр 115

— На уроке будет помогать ученик- эксперт. .

— Какую морфему называем корнем ?

— Что вы знаете о В. И. Дале?

Ученик- эксперт ( В « Толковом словаре живого великорусского языка « Даль даёт такое определение : . Корень слова, производство, слог или звук, от которого слово произошло )

— Какие правила ру сской орфографии о правописании гласных в корне слова вы знаете?

Корень слова –это главная значимая часть слова, в которой заключается общее значение всех однокоренных слов

Безударные гласные в корне слова

Проверяемые согласные в корне слова

Непроизносимые согласные в корне слова

Корни с чередующимися гласными

Буквы О –Ё после шипящих в корне слова

Буква И после Ц в корнях слов

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова ( словарные слова)

4 Самостоятельная работа с текстом.

. Какая основная мысль текста?. Спишите, объясняя морфемы, в которых вы будете вставлять буквы.В ставьте недостающие знаки препинания.

Как прекрасен наш Мещёрский край! Он б..гат озёрами маленькими речками таинственными мшарами.

Мы идём по у…кой доро…ке берегом большого озера. Его со всех ст… окружае6т лес. Под яркмими лучами со..нца сверкает голубое оз…ро. . За ним ш…рокой п…лосой л…гло б…лото.. Тут ш…гать опа(?)но.

( К. Г. Паустовский. )

— Объясните Значение слова мшары? ( значение слова в толковом словаре)

— Обратите внимание на слово солнце

Этимология – греч. истинное значение слова

Выполнение упражнения 118 . На доске выписывает уч-ся и объясняет слова с пропущенными орфограммами в корне слова

Чередование а(я) и им, а(я) и ин

В корнях с чередованием а(я) – им, а(я) – ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-: сжать – сжимать, понять – понимать, начать – начинать. Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.

5 .Выборочный диктант. Отгадайте загадки (устно), выпишите слова с чередующейся гласной. В корнях слов

Корни с чередующимися гласными Е-И не проверяйте родственными словами!

В корнях с чередующимися гласными е-и (бер- — бир-, пер- — пир-, мер- — мир-, стел- -стил, дер- -дир , блист-блест, жиг-жег,мир-мер)

буква И пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-, например: выбирать – выберут, запирать – запереть, умирать – умереть, расстилать — расстелить, раздирать – раздерут, блистать – блестеть.

а) Постелю рогожку, посею горошку,

положу калач, никому не взять. (Небо, звезды, месяц.)

б)Где пробегает – ковром устилает. (Снег.)

г) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)

д) Осенью в щель заберется, а весной проснется. (Муха.)

е) Летают, кружатся, на землю ложатся,

С земли не встают и тут пропадут. (Листья.)

ж) Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло. (Морковь.)

л) Летит орлица по синему небу крылья распластает, солнышко застилает. (Туча.)

— Какую орфогра мму повторили ?

— Расскажите о правописании букв О- Ё в корнях слов?

Игра «Узнай слово по словосочетанию».Запиши слово Рядом запиши однокоренное слово.

  1. Разговор тихим голосом – шёпот
  2. Цвет одуванчика – жёлтый
  3. Предмет для чистки зубов – щётка
  4. Плод дуба – жёлудь
  5. Цвет, противоположный белому – чёрный
  6. Водитель автомобиля – шофёр (иноязычное)
  1. Цирковой актёр, который подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов – жонглёр (иноязычное слово)
  2. Маленькая щель – щёлка
  3. Ягоды на колючих кустах – крыжовник
  4. Пришит к куртке, надевается на голову – капюшон.

— К каким слова м не смогли подобрать однокоренное

Слово? Среди них есть заимствованные слова. Какие слова называются заимствованными ?

Слова- исключения : шов, капюшон, крыжовник, шофёр, шоколад, жонглёр,

— Какую орфограмму мы сейчас повторили (О-Е после шипящих в корне слова)

— Расскажите о правописании буквы И после Ц в корнях слов.

Слова – исключения : цыган, цыпочки, цыц, цыплёнок, цыкнуть

«Правописание гласных и согласных в составе морфем. Буквы о и а в корнях -гор/ -гар-».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Полное название образовательной организации:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12» Асбестовского городского округа

сценарная разработка урока по русскому языку.

«Правописание гласных и согласных в составе морфем. Буквы о и а в корнях -гор/ -гар-».

языка и литературы

МБОУ «ООШ №12» АГО,

Асбестовский городской округ

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка 3-5 стр.

Организационная структура урока 6-14 стр.

Приложения 15-24 стр.

Раздел «Орфография» начинается с изучения правописания гласных и согласных в составе морфем. Данная методическая разработка предназначена для обучающихся 6 классов. Представляет собой один урок из данного раздела орфографии, а также раскрывает опыт проведения уроков при помощи личностно-ориентированного и деятельностного, дифференцированного подходов. В процессе работы развивается речевая и мыслительная деятельность школьника, происходит формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций. Ведется работа с различными категориями обучающихся (дети с ОВЗ, одаренные ребята). Задания подобраны таким образом, что каждый ребенок может почувствовать себя успешным.

Урок «Правописание гласных и согласных в составе морфем. Буквы о и а в корнях -гор/ -гар-» разработан в рамках программы по русскому языку и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Методическая разработка может использоваться учителями русского языка при изучении данной орфограммы.

Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС при решении учебной задачи: усвоение знаний правописания чередующейся гласной в корнях –гар-/-гор-.

1. создать условия для актуализации знаний обучающихся о написании букв о и а в корне;

2. способствовать развитию познавательных психических процессов;

3. содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Личностные : понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Предметные : имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц.

Тип и вид урока: решение частных задач, урок-исследование.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, разноцветные буквы, презентация (приложение 4), лист юного исследователя (приложение 1), тетради, карточки для самооценки, карточки с дифференцированным домашним заданием.

1. организационный момент (3 минуты);

2 . постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности обучающихся (3 минуты);

3. работа по теме урока: выступления учеников, выполнение заданий (25 минут);

4. физкультминутка (2 минуты);

4. подведение итогов урока, рефлексия: обобщение, выставление оценок (5 минут);

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Повторение знаний о морфемах.

2. Повторение орфограмм в приставках.

3. Повторение морфемного и орфографического анализ слов.

Морфема – наименьшая значимая часть слова.

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

Окончание – значимая часть слова, которая служит для образования формы слова.

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 16 – 19; 191 с.
        1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 20 – 25; 159 с.
        2. Баранов М. Т., Русский язык: справ. материалы // Баранов М. Т., Костяева Т. А., Пруднкова А. В. – М.: Просвещение, 2006. – с. 222 – 229; 285 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прочитаем предложение: Голосистый скворушка запел на ветке клёна. Оно рассказывает о событии, которое произошло со скворушкой. В этом предложении выражена законченная мысль. Следовательно, предложение – самостоятельная смысловая единица. Но не наименьшая, так как предложение состоит из слов.

В предложении про скворушку шесть слов. У каждого слова своё лексическое значение. Например, скворушка – ласковое обращение к скворцу, «перелётной певчей птице отряда воробьиных, с коротким хвостом и довольно большими крыльями»; запел – «начал петь»; клён – «лиственное дерево с широкими резными листьями». Слово – значимая единица, но не самая маленькая.

Вспомним, что наименьшая значимая часть слова – это морфема. Скворушка: Сквор- – —ушк- – —а. Суффикс -ушк- имеет уменьшительно-ласкательное значение. Его можно встретить в словах: соловушка, головушка, зимушка и других. По части -ушк- понятно, что слово будет звучать ласково.

Голосистый – означает «обладающий сильным, звучным голосом. На это значение указывает суффикс -ист-. В других словах тоже бывает такая морфема: скалистый берег (то есть со скалами), морщинистое лицо (то есть с морщинами). Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

Запел. Перед корнем морфема за-. В данном слове приставка за- имеет значение «начало действия». Можно подобрать другие слова с такой же приставкой: заблестел, заговорил, затанцевал. Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

Запел на ветке. В слове (на) ветке – окончание -е. по этому окончанию можно определить, что это слово первого склонения, женского рода, употреблено в предложном падеже. Окончания – значимые части слова, служат для образования формы слова. С помощью окончания мы связываем слова в предложении.

Итак, морфемы – наименьшие значимые части слов, поэтому выделять их нужно осознанно.

Выполним морфемный разбор слова полянка из предложения: «Дети играли на солнечной полянке».

Определяем часть речи: (на) полянке, (что?) полянка – имя существительное.

Основа слова (часть слова без окончания): полянк-.

Объясняем значение слова, подбирая однокоренные слова: полянка – это небольшая поляна (поляна – лужайка среди леса). Корень —полян-.

Обратите внимание: в слове полянка нельзя выделить корень —пол— (как в слове поле), так как у слова поле другие лексические значения:

  1. безлесная равнина, пространство;
  2. обрабатываемая под посев земля, участок земли.

Таким образом, в слове (на) полянке: корень —полян-; суффикс —к-; окончание —е; основа слова – полянк-.

Вы знаете, что орфограммы бывают в разных частях слова, между частями слова и между словами. Есть орфограммы – буквы (правописание гласных и согласных букв в различных частях слова, употребление твёрдого и мягкого знака и др.), есть орфограммы – дефисы (из-за, из-под, пол-яблока и др.), пробелы (в лесу, от него).

Орфограммы в приставках можно разделить на три группы: традиционное написание приставок, приставки, оканчивающиеся на з-, с-; приставки, которые зависят от значения слова (например, пре-, при-). Каждая группа имеет свои особенности.

В приставках, оканчивающихся на з-, с- перед звонкими согласными пишется буква з, перед глухими – с.

Разбить – приставка раз-, так как стоит перед буквой б, обозначающей звонкий согласный. Исчезать – приставка ис-, так как находится перед буквой п, обозначающей глухой согласный.

Обратите внимание, что приставка с- неизменяемая: сделать, сгиб, сдать. Буква з пишется в корнях слов: здесь, здравствуйте, здоровье, здание, зги (не видно ни зги, то есть совсем ничего).

Приставки пре- и при- зависят от значения. Приставка при- имеет значение приближения (приплыть); близости к чему-либо (приморский), присоединение (привинтить), неполнота действия (приоткрыть).

Приставка пре- пишется, если близка по значению к слову очень или приставке пере-: прехитрый (очень хитрый); прервать (перервать).

Приставки и суффиксы – морфемы, благодаря которым образуются однокоренные слова с различным лексическим значением, например:

отойти (приставка ото в этом слове означает «удалиться»: отойти от машины) и зайти (приставка за— в значении «попутное действие»: зайти за ключами).

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Зачеркните слова, в которых согласная буква не соответствует звуку.

Отдать, подпись, отпустить, внести, втолкнуть, надрезать, сгубить, подрос.

Разбор задания: вспомним, что перед глухим согласным происходит оглушение, а перед звонким согласным – озвончение. О[д]дать (озвончение: [д] – звонкий), по[т]пись (оглушение: [п] – глухой), о[т]пустить, [в]нести, [ф]толкнуть (оглушение: [т] – глухой) , [над]резать, [з]губить (озвончение: [г] – звонкий), [под]рос.

Ответ: отдать, подпись, отпустить, внести, втолкнуть, надрезать, сгубить, подрос.

  1. Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите из предложенного списка правильный морфемный разбор слова завезут:

Разбор задания: слово завезут – глагол;

окончание —ут; основа слова завез-;


источники:

http://infourok.ru/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-sostave-morfem-bukvy-o-i-a-v-kornyah-gor-gar-5128122.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6927/conspect/