Конспект урока 7 кл правописание окончаний

Урок русского языка в 7 классе «Правописание окончаний существительных. Повторение».
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Урок — практикум, целью которого является не только повторение изученного материала, но и побуждение учащихся к нормотворчеству, рефлексивному мышлению.

Урок по ФГОС, включающий дискуссию, словарную работу, написание сочинения-миниатюры.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_otkr_uroka_po_rus_yaz_7_klass.docx1.46 МБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. «Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе».

Обобщающее повторение по теме «Наречие». Урок с презентацией.

Цели:1. Закрепить и отработать орфограмму (правописание приставок при- и п.

Конспект урока русского языка по теме » Суффиксы -чик- — щик-«,6 класс.

Презентация к уроку русского языка 5 класс «Правописание о-а в корне -раст-, -рос-«.

Урок в 5 классе (учебник Баранов, Ладыженская и др.). В ходе занятия используется краеведческий материал (Курская область). Урок включает элементы системно-деятельностного подхода, приближен к требова.

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по.

Комментарии

ОТЗЫВ НА УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

Изучив методическую разработку урока «Правописание окончаний существительных. Повторение ( 7 класс)», сразу же убеждаешься в высоком профессионализме учителя словесности Дудинской Натальи Юрьевны. Прекрасный урок! Во всем чувствуется мастерство педагога, ее опыт и потрясающая креативность. Материал занятия воссоздает портрет Учителя с неповторимым АВТОРСКИМ стилем, поэтому будет уместно сказать и о педагогическом творчестве Натальи Юрьевны как учителя-практика. Дудинская Наталья Юрьевна создала дидактически и методически грамотный урок с высоким развивающим потенциалом. Содержание урока оптимально, логично, доступно; изложение учебного материала носит проблемный характер, педагогом созданы условия для актуализации опыта учащихся при усвоении данной темы занятия с учетом перспектив подготовки учащихся к ОГЭ и ГИА. Учитель в процессе работы над грамматикой русского языка также учитывает условия расширения общекультурного кругозора учеников, используя метапредметные связи в подборе материала и инновационные технологии.

Замечательный урок, замечательный педагог! У настоящего мастера всегда найдется чему поучиться.

Спасибо, Наталья Юрьевна! ВЫСШИЙ КЛАСС! РЕКОМЕНДУЮ ТИРАЖИРОВАНИЕ ВАШЕГО БЕСЦЕННОГО ОПЫТА.

Урок русского языка в 7 класе

Урок русского языка в 7 классе по теме «Правописание окончаний разных частей речи»

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 класе»

по русскому языку в 7 классе

по теме: «Правописание окончаний разных частей речи».

Цель – повторить материал о правописании окончаний существительных, прилагательных, глаголов; закрепить умение распознавать части речи;

умение употреблять имена прилагательные, имена существительные, глаголы, в речи; обогащать словарный запас детей.

Тип урока — урок обобщения и систематизации.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – учащиеся объясняют смысл грамматической связи между окончанием и склонением существительных;

Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут её пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание роли книги (словаря) в культурном наследии.

Методы / формы обучения – наблюдение за языком, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование – компьютер, карточки с заданиями, карточки самоконтроля

Демонстрационный материал – презентация по теме урока.

Основные понятия – склонение, разносклоняемые существительные, форма слова, окончание, косвенный падеж, спряжение.

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Организационный момент. Приветствие учителя.

Эмоциональная подготовка обучающихся к повторению учебного материала.

Участвуют в диалоге

положительно относятся к познавательной деятельности совершенствуют имеющиеся знания.

Ребята, мы продолжаем наш ТРУД – постижение грамматики русского языка.

Не первый раз обращаю ваше внимание на то, что грамотность формируется с помощью 3-х видов памяти. Не напомните – каких? (зрительной, механической или моторной, слуховой).

3 вида памяти обрамляют ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА.

Такой СОЮЗ – ПУТЬ к знаниям.

активизировать имеющиеся знания о правописании окончаний разных частей речи;

установить тематические рамки урока;

активизировать мыслительные операции;

мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;

организовывать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение грамматического навыка, закрепляемого на данном уроке;

организовывать фиксацию обоснования учащимися полученного результата.

— Я предлагаю послушать отрывок из произведения, которое вы будете изучать в 8 классе. В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина, есть такая сцена: один из главных героев комедии Правдин спрашивает дворянского недоросля Митрофанушку, что он знает по грамматике. И вот, что он на это отвечает.

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь? Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

Ребята, а как вы будете определять, где имя прилагательное, а где имя существительное?

1.На другой день весть о пожар. разнеслась по всему околотку. Некоторые догадывались об истин. и утверждали, что виновником сего ужасного бедстви. был сам Дубровский. (П.). 2. Незнайка быстро оделся и поднялся по скрипуч. деревянн. лестниц. (Нос.) 3. Подули холодн.. ветры. Много раз больш. хлопьями начинал падать снег.

На слайде записаны предложения. Определите, в какой морфеме пропущены орфограммы.

Повторение темы. Целеполагание.

Итак, морфема, которую вы так дружно защищали – окончание.

— Как вы думаете, почему окончание получило такое название?

— Для чего служит окончание?

— Исходя из проделанной нами работы сформулируйте тему урока.

— Какова цель нашего урока?

— Это урок изучения нового материала или урок повторения?

— Почему эта орфограмма чаще всего вызывает затруднение? (звуки и буквы; в безударной позиции – ИКАНЬЕ).

Вставьте пропущенные орфограммы

Проверка работы по слайду

Ответьте на проблемный вопрос

Запись под диктовку

Задания. Определите, какую гласную надо писать в окончании. (Один ученик работает у доски)

Возле дорог. по дорог. у деревн. в деревн. на ёлк. на ел. в тетрадк. о тетрад. на площадк. на площад. ноты на роял. в пустын. на лекци. в аудитори. был на лечени.. в санатори…

Задание 1: Записать существительные, зашифрованные в записи. Определить их род, падеж, склонение.

Задание 2: Используя эти существительные и прилагательные из карточек-полосок, составить словосочетания, не меняя форму существительных. Записать в тетрадь. Выделить окончания.

Ответы: по небу – хмурому, серому; под дождём – холодным, сильным; в листву – осеннюю, жёлтую.

— Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? (в роде, числе падеже)

— Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (по вопросу)

— Как определить падеж имени прилагательного? (по существительному)

Задание 3: Ориентируясь на форму фигур, составить имена прилагательные. Записать в тетрадь. Выделить окончания.

Ответы: верному, горячего, чистой.

— Как определить падеж у данных прилагательных? Определить падеж. (Д.п., Д.п., Т.п.)

— А вот про то, как имена прилагательные согласовались с именами существительными в русском языке есть шуточная, конечно же, история. Послушайте.

Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа. «Что, если нам попросить их у существительных, хотя бы на время?» — догадались как-то Прилагательные. Существительным пришлись по душе скромные просители, захотели они иметь новых друзей и поделились с ними родом, числом и падежом. Так и живут до сих пор Прилагательные с Существительными. Вместе – служба, вместе и дружба!

Работа по теме урока. Переход к повторению глаголов.

Задание 4: Из данных слов составить и записать предложения. У существительных определить склонение, у прилагательных – падеж, у глаголов – спряжение.

На, тёмное, небо, светит, яркий, звезда.

У, дальнее, болото, зреет, вкусный, клюква.

Раннее, ученики, утро, торопиться, в, родной, школа.

На тёмном (П.п.) небе (2 скл.) светит (II спр.) яркая (И.п.) звезда (1 скл.).

У дальнего (Р.п.) болота (2 скл.) зреет (I спр.) вкусная (И.п.) клюква (1 скл.).

Ранним (Т.п.) утром (2 скл.) ученики (1 скл.) торопятся (II спр.) в родную (В.п.) школу (1 скл.).

«Глагол». Фронтальный опрос по вопросам.

— Мы с вам подошли к повторению правописания окончаний глагола.

— Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (надо определить спряжение)

— Как определить спряжение? (по неопределенной форме)

Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II спряжению? (I – ать, еть, ять, II – ить)

«Лексическое значение. Работа с синонимами.»

— А сейчас я вам предложу проспрягать глагол «бежать». Попрошу к доске. Первый ученик спрягает глагол в форме единственного числа настоящего времени, другой в форме множественного числа настоящего времени. Остальные работают в тетрадях.

— К какому спряжению отнести глагол? Делаем вывод, это разноспрягаемый глагол.

Задание 5: Вставить глагол «бежать» в нужной форме.

Тропинка … по склону горы.

Слайд 5 Проверка

Одинаково ли лексическое значение глагола во всех предложениях? Какими синонимами его можно заменить в каждом предложении? Что такое синонимы?

— Я буду называть имена существительные. Если существительное относится к 1 склонению, вы хлопаете; если ко 2 склонению – приседаете; если к 3 склонению – просто стоите.

Лошадь, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

Задание 6: Списать текст, вставить пропущенные буквы, определить у всех глаголов спряжение

На лугах вблизи лесных опушек ход…т, в такт шагам покачивая головой, пёстрая хохлатая птица – удод. Длинный изогнутый клюв суёт в сухую траву, под камни: ищ…т насекомых. А найдёт – не глота…т: подброс…т жука вверх и лов…т открытым ртом. Клюв удода длинный, а язык короткий. Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он втянуть в клюв не мож…т. Вот и приходится удоду жонглировать всякий раз.

Ходит – II спр. Суёт – I спр. Ищет – I спр. Найдёт – I спр. Глотает – I спр.

Подбросит – II спр. Ловит – II спр. Втянуть – I спр. Может – I спр.

Приходится – II спр. Жонглировать – I спр.

Повторение сущности изученных понятий, эвристическая беседа, просмотр презентации (теоретическая информация по теме и ключ к деформированному тексту).

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, тему урока; в сотрудничестве с одноклассниками слушают и обсуждают ответы.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы, выбирают необходимую информацию из прослушанного объяснения и высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют совместно с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания и текст.

— Заполните карточки самоконтроля. Оцените свои знания и умения, ответив на вопросы карточки.

Оценивание результатов работы.

Анализируют выполненные задания, оценивают их, отвечают на вопросы.

Личностные: понимают значение знаний для человека

Познавательные: приобретают умения применять полученные знания на практике.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Рефлексия учебной деятельности

Ребята, скажите, какую цель мы ставили?

— К какому выводу пришли? (культурный смысл; учебный смысл)

грамотность – проявление уважения к себе и окружающим;

в каждом правиле нужно находить логику и применять алгоритм.

— Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?

— Над чем ещё надо поработать?

— У кого не было затруднений по новой теме?

Определяют своё эмоциональное состояние, анализируют свою работу на уроке.

Личностные: стремятся к приобретению новых знаний.

Познавательные: устанавливают связь между полученным объемом знаний и своими умениями.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Задание 8: Заполнить карточку :

Я работал с __________ настроением.

Я _________ доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда _________.

Урок русского языка на тему » Правописание окончаний» (7 класс)

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.

Урок 29. Правописание окончаний.

Учитель русского языка и литературы Верх-Жилинской ООШ – филиала МБОУ «Косихинская СОШ им.А.М.Топорова» Кальянова Н.Н.

Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограмм « Правописание окончаний ».

закрепить умение распознавать части речи;

умение употреблять имена прилагательные, имена существительные, глаголы, причастия в речи;

обогащать словарный запас детей.

развивать умение слушать и слышать (аудирование);

развивать речь учащихся;

развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

воспитание положительного отношения и интереса к предмету;

воспитание любви к природе;

воспитание любознательности и взаимопомощи.

Урок повторения и систематизации знаний

Планируемые образовательные результаты

повторить правописание безударных падежных окончаний имён существительных , прилагательных, причастий, правописание гласных в личных окончаниях глаголов;

совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных , прилагательных, причастий, гласные в личных окончаниях глаголов;

Знать условия (правила) употребления окончаний

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению в группе (паре).

Деятельностный, наглядно-иллюстративный, диалогический, создание проблемных ситуаций

Фронтальная, индивидуальная , групповая (в парах)

компьютер, мультимедийный проектор

Презентация по теме урока

Организационная структура урока

1. Организационно-мотивационный этап

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Приветствует учащихся. Создает эмоциональный настрой на урок.

— Добрый день, ребята. Урок мне хотелось бы начать строчками стихотворения: Слайд № 1
Улыбнись! Даже если на сердце темно,
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
— А теперь улыбнёмся друг другу. Я рада, что у вас хорошее настроение, и уверена, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Учащиеся приветствуют учителя.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Целеполагание формулирование темы урока, введение в урок проблемного диалога

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала.

Организует подводящий к теме диалог.

Слайд № 2 (На слайде записан текст, в словах пропущены буквы в окончании.)

Учитель организует работу по формулировке темы и цели работы на уроке:

1. Легко ли вам было вставлять буквы в слова?

2.Какие перед вами части речи?

3.В какой морфеме пропущена буква?

Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Сформулируйте цель работы на уроке

Слайд № 4 Взаимопроверка

Работа с текстом

Формулируют для себя учебное задание к тексту.

— Прочитать выразительно текст.

— Определить тему и идею текста.

— Какие художественные средства использует автор?

Указать, объяснить и обобщить изученные орфограммы и пунктограммы.

Формулируют тему урока и цель работы на уроке. Записывают число и тему в тетради.

Списывают текст и вставляют окончания, выделяя их.

Меняются тетрадями, проверяют и оценивают работы.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение

Регулятивные: планирование последовательности действий,

умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

2 . Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к построению учебных действий.

Работа по теме урока. Повторение имен существительных и имен прилагательных (работа по группам) Слайд № 5

Задание1: Записать существительные, зашифрованные в записи. Определить их род, падеж, склонение.

Задание 2: Используя эти существительные и прилагательные из карточек-полосок, составить словосочетания, не меняя форму существительных. Записать в тетрадь. Выделить окончания.

— Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? (в роде, числе падеже)

— Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (по вопросу)

— Как определить падеж имени прилагательного? (по существительному)

Задание 3: Ориентируясь на форму фигур, составить имена прилагательные. Записать в тетрадь. Выделить окончания.

— Как определить падеж у данных прилагательных?

Учающиеся работают в группах (парах).

По одному человеку от группы ответы записывают на доске.

Ответы: по небу – хмурому, серому; под дождём – холодным, сильным; в листву – осеннюю, жёлтую.

Составляют и записывают имена прилагательные в тетрадь, выделяя окончания.

Ответы: верному, горячему, чистой.

Познавательные : анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие; проявление интереса к способам решения новой частной задачи.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

3. Выявление места и причины затруднений.

Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявление места и причины затруднения, осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей.

Работа по теме урока. Переход к повторению глаголов. Слайд № 7

Приём «Собери предложение».

Задание: Из данных слов составить и записать предложения. У существительных определить склонение, у прилагательных – падеж, у глаголов – спряжение.

На, тёмное, небо, светит, яркий, звезда.

У, дальнее, болото, зреет, вкусный, клюква.

Раннее, ученики, утро, торопиться, в, родной, школа.

— Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему?

Обсуждение в группе, подготовка к ответам. Выступление обучающихся. Слайд № 8

На тёмном (П.п.) небе (2 скл.) светит ( II спр.) яркая (И.п.) звезда (1 скл.).

У дальнего (Р.п.) болота (2 скл.) зреет ( I спр.) вкусная (И.п.) клюква (1 скл.).

Ранним (Т.п.) утром (2 скл.) ученики (1 скл.) торопятся ( II спр.) в родную (В.п.) школу (1 скл.).

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Регулятивные: работать по инструкции

4. Построение проекта выхода из затруднения (проекта коррекции выявленных затруднений)

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Как же можно решить возникшую проблему?

«Глагол». Фронтальный опрос по вопросам.

— Мы с вам подошли к повторению правописания окончаний глагола.

— Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (надо определить спряжение)

— Как определить спряжение? (по неопределенной форме)

— Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II спряжению? (I – ать, еть, ять, II – ить)

Учащиеся выдвигают гипотезы

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

5. Реализация построенного проекта.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Учитель наблюдает и направляет учащихся при выполнении намеченного плана.

«Лексическое значение. Работа с синонимами»

— А сейчас я вам предложу проспрягать глагол «бежать». Попрошу по одному представителю из каждой группы к доске. Первый ученик спрягает глагол в форме единственного числа настоящего времени, другой в форме множественного числа настоящего времени. Остальные работают в тетрадях.

— К какому спряжению отнести глагол? Делаем вывод, это разноспрягаемый глагол.

— Выполняем следующее задание. Работаем в тетрадях. У каждой группы свои предложения.

Задание : Вставить глагол «бежать» в нужной форме.

— Одинаково ли лексическое значение глагола во всех предложениях? Какими синонимами его можно заменить в каждом предложении? Что такое синонимы?


источники:

http://multiurok.ru/files/urok-russkogo-iazyka-v-7-klase.html

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazyka-na-temu-pravopisanie-okonchanij-7-klass-4173960.html