Конспект урока 8 кл составное именное сказуемое

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Составное именное сказуемое».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Составное именное сказуемое».

Скачать:

ВложениеРазмер
sostavnoe_imennoe_skazuemoe.doc101.5 КБ
sostavnoe_imennoe_skazuemoe.ppt82.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе. МБОУ «Аллабердинская СОШ» учитель Хисамова Фания Фаузятовна

Тема урока: Составное именное сказуемое.

  • познакомить детей с составным именным сказуемым;
  • знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого;
  • формировать культурную компетентность.
  • уметь различать составное именное сказуемое и форму сложного будущего времени простого глагольного сказуемого;
  • развивать речь учащихся (работа с паронимами и фразеологизмами, поэтическими текстами);
  • расширять культурный кругозор, обращаясь к лирике русских поэтов
  • универсальные: формировать умение анализировать, сравнивать похожие языковые явления;
  • специальные: формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами, строить суждения в научном стиле)
  • воспитание патриотизма, любви к родному слову.

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

— Когда мы улыбаемся,

мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь урок.

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.(1 минута)

II. Повторение пройденного на предыдущем уроке по теме «Составное глагольное сказуемое».

-Ребята, какую тему изучили на том уроке? Какие сказуемые мы называем составными глагольными? ( ответы детей).(5 минут)

— Ребята, это правило вы должны запомнить, потому что на региональном экзамене будет вопрос под номером А4: Укажите предложение, которое содержит составное глагольное сказуемое.

1) Весною я усиленно начал готовиться к экзаменам.

2) За ночь намело сугробы выше окон.

3) Ее зонтик был расшит цветными узорами.

4) Нам ближе и понятнее отечественная литература.

III. Подготовка к восприятию нового материала. Чтение стихотворения С.А. Есенина. Компьютер, слайд 2

— Но люблю тебя, Родина кроткая!

А за что – разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

-Перед вами отрывок из стихотворения С.Есенина. Ваша задача, переписать отрывок в тетради, вставляя пропущенные орфограммы. Перед этим запишите сегодняшнее число и классная работа. Оставьте строчку для темы урока.

(выполняют 2 минуты).

— Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы. Слайд 3.(1 минута)

— Ребята, а какие-нибудь слова вам не показались похожими? Да, слова “кроткая” и “короткая”. Объясните их значение. Можно воспользоваться словарем, кстати, каким? Компьютер, слайд 4.Значение слов.

— Итак, перед нами – паронимы. Компьютер, слайд 5.

-Что же это за явление в языке? Обратите внимание, не однокоренные, а одкорневые, т.е. слова с одним корнем, но с разным лексическим значением. (2 минуты)

— О чем это стихотворение? (о любви к Родине) -Каждый человек обязан любить и охранять свою Родину, свою родную землю.

— Найдите грамматические основы в предложениях, подчеркните их. Определите знакомые вам виды сказуемых. Какое незнакомое сказуемое вам встретилось?

1 предл. – люблю / ПГС

2 предл. – разгадать не могу / СГС

3 предл. – весела/ ? А чем выражено сказуемое? Как вы думаете, как оно называется?(3 минуты)

V. Определение темы урока. Слайд 6

— Итак, тема урока: “Составное именное сказуемое”.Запишите в тетради.

— Какую цель ставим к нашему уроку?

• познакомиться с составным именным сказуемым;

• знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого.(2 минуты).

VII. Объяснение новой темы.

— Как вы думаете, из каких частей состоит составное именное сказуемое? Вспомогательный глагол и именная часть. Компьютер, слайд 6.

— Теперь выясним, какими словами может выражаться вспомогательный глагол:

1. Молодой человек весёлый. – на доске записано.

— Найдите сказуемое. Глагол быть в наст. времени отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр. Попробуйте сказать в прошедшем и в будущем времени.

2. глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться. Девочка казалась весёлой.

3. глагол со значением движения, положения в пространстве приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть. Она сидела задумчивая.

VIII. Физминутка. (1 минута)

Продолжение изучения темы.

— А чем выражается именная часть? Слайд 7

  1. Это был трудный путь.
  2. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.
  3. «Трижды девять – двадцать семь», — ответил ученик.
  4. Туфли мне впору.
  5. Правда светлее солнца.
  6. Да ты кто?
  7. На таком заводе два инженера – капля в море.

— Выпишите основы предложений и определите, чем выражены именные части. Работаем в паре.

— Самопроверка. Слайд 8

— Молодцы, ребята. Капля в море что вы скажете об этом сочетании? ( правильно, это фразеологизм)

— Как вы понимаете выражение капля в море? ( мало).

-Какие фразеологизмы синонимы можете подобрать? (кот наплакал; по пальцам (можно) пересчитать; раз-два (да) и обчелся; с гулькин нос)

— Какие фразеологизмы антонимы? (хоть отбавляй; хоть пруд пруди)

Выводы: Чтение правила по учебнику стр. 64.

IX. Закрепление изученного.

1. Самостоятельная работа.

— Ребята, задания на карточках взяты из произведений, которые вы изучили на уроках литературы.

Работа по карточке. Разноуровневые задания.

1. Младший вес. пош..л лицом в отца. ( К. Симонов)

2. На ст..ле стоял.. б..льшая лампа. ( М.Горький)

3. С минуту они смотрели дру.. на дру..а молча, и лица у них были мокрые. (М. Горький) 4. Я, браток, свобо..ный ч..ловек. (М.Горький)

5. Теперь я уже не чу..ствовал себя в такой степени одиноким: я ждал гостя. (В. Короленко) (5 минут)

* Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого.

*** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого. Записать свой пример предложения со сказуемым, вида которого нет в данных предложениях.

2. Проверка задания. (2 минуты)

3. А теперь мы поиграем в игру “Третий лишний”. (слайды 15, 16, 17, 18) (5 минут)

Перед вами три предложения под буквами А), Б), В).

Давайте выделим грамматическую основу в 1 предложении – помогает сохранить слайд 11

Во 2-ом – начинают собираться.

Значит третий лишний какой? (В)

4. Выполнение упражнения по учебнику (резерв)

X. Рефлексия . А теперь сделаем итог урока. Вернемся к целям, которые поставили в начале урока. ( ответы детей) (5 минут)

-Какую оценку ставите себе за урок?

Оценить свою работу поможет учащимся оценочный лист учащегося

Конспект урока » Составное именное сказуемое»

8 Класс Урок №25 Дата 29.10.2018г.

тема:Составное именное сказуемое

Цели : отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.

Планируемые образовательные результаты
Предметные
(объем освоения и уровень владения компетенциями):
актуализация знаний о составном именном сказуемом, его функции в речи, развитие умений сопоставлять разные виды сказуемых, углубление знаний о грамматическом и лексическом значении составных сказуемых;
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Тип урока: объяснения нового материала
Оборудование

Повторение изученного . Устная разминка по темам «Сказуемое как член предложения», «Виды сказуемого», «Простое глагольное сказуемое», «Составное глагольное сказуемое».

Что такое сказуемое?

— Сказуемое главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

Сколько видов сказуемых существует?

— В зависимости от формы выражения существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

Чем они отличаются?

Сколько слов входит в простое сказуемое?

Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, выраженное одним глаголом в каком-либо наклонении.

Сколько слов входит в составное сказуемое?

Чем может быть выражено простое сказуемое?

Чем выражено составное глагольное сказуемое?

— Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.

Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.

а) Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть.)

б) Собрание начнется в назначенный срок. ( должно начаться)

в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. ( должен помочь)

д) Она водит машину. ( умеет водить)

Изучение новой темы

Он активный. Он был активным. Он будет активным. Он был бы активным.

Слезы легкие были. Она была лучшей ученицей.

Найдите сказуемые. Подпишите части речи. Ответьте на вопросы.

— Какая часть речи входит в состав сказуемого?

(имя прилагательное, существительное, т.е. именная часть)

— Как мы можем назвать сказуемое, в состав которого входит именная часть?

— Если сказуемое состоит из нескольких слов, оно будет простым или составным?

— Значит, мы изучаем сегодня на уроке какое сказуемое?

(составное именное сказуемое)

— Запишите тему урока. (Составное именное сказуемое)

Определите в какой из частей составного именного сказуемого выражается его грамматическое значение, а в какой лексическое

— Прочитайте правило в учебнике. О чём мы не говорили? (В наст времени глагол-связка чаще всего отсутствует)

Комментированное выполнение Упр 89 1 вариант выписывает предложения с простыми глагольными сказуемыми,а 2 вариант с составными именными.

IV .Работа по подготовке к ГИА. Задания требует от вас знания как раз на эту тему. Формулировка задания такова: Найдите грамматическую основу такого-то предложения.

Тебя можно слушать вечно, Пушкин! СГС

Взрослых нигде не было видно. СИС

До сих по помнят в деревне Белогрудку. ПГС

Толику стало страшно. СИС

Тебя никогда нельзя понять… СГС

Только её слёзы были лёгкие. СИС

И вот что из этого получилось. ПГС

Галочка, пойдемте в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут. ПГС

Задание в паре: определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого.

1. Это был трудный путь.

2. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.

3. «Трижды девять – двадцать семь», — ответил ученик.

4. Туфли мне впору.

5. Правда светлее солнца.

7. На таком заводе два инженера – капля в море

1. Именем существительным

2. Кратким прилагательным

3. Именем числительным

5. Простой сравнительной степенью имени прилагательного

Закончите фразу: сегодня я узнал много…, мне понравилось то.

теперь я смогу…, я понял, что сказуемые…

VI .Домашнее задание: выучить § 13, упр. 92;

Индивидуальное задание: составить предложение с составным именным сказуемым (СИС), характеризующим человека или предмет, используя в качестве именной части полные и краткие прилагательные.

Тема урока «Составное именное сказуемое». 8-й класс

Класс: 8

Цель урока: дать понятие о составном именном сказуемом.

Задачи:

  • закрепить умение различать простое глагольное сказуемое “быть” с глаголом — связкой “быть” в составном именном сказуемом;
  • лабораторным путём выяснить, какими частями речи может быть выражена именная часть;
  • развивать познавательный интереса учащихся;
  • развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся.

Тип урока: комбинированный

Структура урока – линейная:

— организация начала урока;

— актуализация прежних знаний и способов действий;

— формирование новых знаний и способов действий;

— обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

— проверка усвоения знаний и умений;

— подведение итогов и результатов урока;

Методические приёмы: самостоятельная работа учащихся, объяснение учителя, беседа, творческая работа, упражнения на развитие речи, словарная работа, лабораторная работа, занимательные задания.

Формы работы: в процессе подготовки – работа со словарём литературоведческих терминов; в ходе самого урока – взаимоинформация учащихся, работа со словарём иностранных слов, лабораторная работа

Оборудование урока: Таблица “Составное именное сказуемое”, листы с лабораторной работой, оценочные листы ученика, оценочный лист учителя, словарь иностранных слов.

I. Лингвистическая разминка.

Для лингвистической разминки учащиеся готовят обычно от 3 до 5 слов, такая работа нравится учащимся, они узнают значения новых слов. К тому же эта работа поможет учащимся в подготовке к ГИА по русскому языку за курс основной школы (задание А3). Обычно для лингвистической разминки из всех слов берётся только одно абсолютно незнакомое, остальные слова знакомы учащимся, но полного толкования они чаще всего не помнят. На доске вывешиваются слова и примеры предложений; учащиеся пытаются пояснить значение слов и найти их в предложенных примерах. Затем подготовленные учащиеся дают полное толкование. Для этого урока мы взяли следующие слова:

Анаграмма – слово или словосочетание слов, образованное путём перестановки букв, входящих в состав другого слова (сосна – насос)

Амфиболия – неясность выражения, допускающего два различных толкования.

Тень отбрасывает предмет,
(Тень отбрасывает людей).
А. Вознесенский

Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в сочетании слов, противоречащих друг другу по смыслу.

Формы работы: беседа, письменная комментированная работа у доски.

Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

1. Теоретические вопросы:

— Чем составное глагольное сказуемое отличается от простого глагольного?

— Какую роль играют вспомогательные слова в составном глагольном сказуемом?

2. Практическая часть:

— Записать формулу составного глагольного сказуемого.

— Записать предложения, определить вид сказуемого. Во время записи предложений учащиеся рассуждают, проговаривают каждый свой шаг по нахождению сказуемых в предложениях.

(На уроках русского языка стараюсь для письменных работ подбирать пословицы, поговорки. На примере пословиц и поговорок можно изучать любую тему по русскому языку)

Храбрый пули не боится. Будешь любить, коли сердце болит. Был бы друг, найдётся и досуг. Любишь браниться, умей и помириться. Много искать станешь – ничего не достанешь. Каждый трус о храбрости толкует. Есть терпенье – будет и уменье. Умел ошибиться – умей и поправиться.

Орфографическая разминка (на доске записаны слова, в которых учащиеся должны увидеть орфограммы и объяснить): расстилается, косьба, предполагал.

III. Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом сказуемого — составным именным.

— Попробуйте предположить, что такое “составное именное сказуемое”.

Название подсказывает, что в его состав входит именная часть. Запишем формулу составного именного сказуемого:

СИС = глагол- связка + именная часть.

Давайте подумаем, каковы цели и задачи нашего сегодняшнего урока.

— научиться находить в предложениях составное именное сказуемое;

— выяснить, какие глаголы могут выступать в роли глагола – связки;

— определить, какими частями речи может быть выражена именная часть

Рассмотрим три группы глаголов – связок (работа с таблицей)

Глагол быть (самая распространённая связка): в наст времени нулевая: Ты весёлый. Ты был весёлым. ( не путать с простым глагольным сказуемым: Она уже была (находилась) в комнате).

глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться: Мне сделалось страшно.

глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть др.: Из похода мы вернулись усталые.

IV. Лабораторная работа.

(Учащиеся выполняют работу на готовых отпечатанных листах – это экономит время на уроке).

При проведении лабораторных работ внимание сосредоточено на выработке умения анализировать определённые факты, фиксировать закономерности, обобщать результаты, делать выводы. Основное при такой организации урока – самостоятельное исследование языкового материала учащимися и обобщение результатов.

Тема: Составное именное сказуемое.

Дано: простые предложения.

Цель: определить, какой частью речи может быть выражена именная часть в составном именном сказуемом.

1. Внимательно прочитай предложения.

2. Найди основу данных предложений.

3. Определи, какой частью речи выражена именная часть в составном именном сказуемом.

СИС = глагол — связка + именная часть

В настоящем времени глагол-связка быть нулевая,

1. Азбука – к мудрости ступенька.

2. И товар хорош, и цена весёлая.

3. Круто замешено, да не пропечёно.

4. Два да два будет четыре.

5. И хорошо, да невпопад.

6. И твоё – моё, и моё — моё.

7. Семь бед – один ответ.

ВЫВОД: Именная часть составных именных сказуемых может выражаться всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым словосочетанием.

Обсуждение вопросов, которые возникли у учащихся в процессе выполнения лабораторной работы.

Словарная работа: карнавал, иллюминация, комиссия, комитет (работа в парах). Каждая парта получает по одному слову и задание: найти значение слова в словаре иностранных слов и пояснить значение классу, привести примеры.

V. Первичное закрепление

(разноуровневые задания, вариант выполнения учащиеся выбирают сами)

1. Дата к. рн. в. ла до сих пор не уточнена.

2. И. юм. нация в. л. колепна.

3. На наез. нике была серая куртка с меховым в. р. тником.

4. Родительский к. м. тет соб. рался один раз в четверть.

5. Созда. ая к. ми. ия была ра. пущена досрочно.

* Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого.

*** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого.

Записать свой пример предложения со сказуемым, вида которого нет в данных предложениях.

По итогам выполнения проверочной работы учитель заполняет оценочный лист, который поможет ему увидеть степень усвоения учащимися учебного материала и спланировать дальнейшую работу по теме.

Оценочный лист учителя

№ п/пВиды деятельности учащихсяОценки учеников (комментарии)
Ф.И.Ф.И.Ф.И.Ф.И.
1.Умение находить основу предложения
2.Определение вида сказуемого
3.Определение формы сказуемого
4.Знание частей речи
5.Умение делать вывод.

VI. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали о сказуемом сегодня на уроке

— Достигли ли мы целей нашего урока?

Сегодня вы хорошо поработали. Желает ли кто — нибудь из вас прокомментировать и оценить свою работу на уроке и поставить себе оценку? Или оценить работу своего товарища.

Оценить свою работу поможет учащимся оценочный лист учащегося

№ п/пВиды деятельностиОценка работы (комментарии)
ЗнаюУмеюСомневаюсь
1.Нахождение основы предложения
2.Определение вида сказуемого
3.Определение формы сказуемого
4.Знание частей речи
5.Умение делать вывод.

Домашнее задание. Домашнее задание дается дифференцированно с учетом учебных возможностей и желания учащихся.

П.14, из произведения А.С.Пушкина “Капитанская дочка” выписать три предложения с разными видами сказуемых// написать небольшое сочинение рассуждение или сказку о простом глагольном сказуемом “быть” и глаголе — связке “быть” в составном именном сказуемом (на выбор учащихся)

Полминутки для шутки.

Интонация, логическое ударение, пауза, порядок слов играют очень большую роль в речи. Попробуйте разобраться в этой фразе (Она написана на доске): Теперьяподнимитетоже. Найдите основу предложения.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-sostavnoe-imennoe-skazuemoe-3283441.html

http://urok.1sept.ru/articles/633476